Научная статья на тему 'Мониторинг мнений потребителей о качестве образования как инструмент принятия решений при проектировании учебного процесса в вузе'

Мониторинг мнений потребителей о качестве образования как инструмент принятия решений при проектировании учебного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ / СВЯЗАННЫМИ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ / МОНИТОРИНГ / ТРЕБОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сучков Владимир Андрианович, Грицова Ольга Александровна

В современных условиях обеспечение качества профессиональной подготовки в вузе осуществимо путем создания системы менеджмента качества, одним из принципов которой является удовлетворение требований потребителей. В Новоуральском технологическом институте разработана методика проведения мониторинга мнений потребителей о качестве образования, результаты которого служат основой принятия решений о планировании учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сучков Владимир Андрианович, Грицова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг мнений потребителей о качестве образования как инструмент принятия решений при проектировании учебного процесса в вузе»

СУЧКОВ Владимир Андрианович

Кандидат технических наук, доцент, заместитель руководителя

Новоуральский технологический институт НИЯУ «МИФИ»

624130, РФ, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Ленина, 85 Контактный телефон: (34370) 9-49-09 e-mail: prorector@nsti.ru

ГРИЦОВА Ольга Александровна

Старший преподаватель кафедры экономики и управления

Новоуральский технологический институт НИЯУ «МИФИ»

624130, РФ, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Ленина, 85 Контактные телефоны: (34370) 9-48-74, (922) 294-64-92 e-mail: gritsova@mail.ru

Мониторинг мнений потребителей о качестве образования как инструмент принятия решений при проектировании учебного процесса в вузе

Ключевые слова: качество образования; система менеджмента качества; потребители образовательных услуг; управление процессами, связанными с потребителями; мониторинг; требования потребителей; оценка качества образования.

Аннотация. В современных условиях обеспечение качества профессиональной подготовки в вузе осуществимо путем создания системы менеджмента качества, одним из принципов которой является удовлетворение требований потребителей. В Новоуральском технологическом институте разработана методика проведения мониторинга мнений потребителей о качестве образования, результаты которого служат основой принятия решений о планировании учебного процесса.

Отечественные вузы, предлагая получение высшего образования на платной или бюджетной основе, тем самым расширяют возможности выбора абитуриентом учебного заведения. В то же время рынок труда предъявляет свои требования к качеству подготовки специалистов. В связи с этим перед руководством вузов весьма остро стоит задача повышения престижности своего учебного заведения, создания таких условий его деятельности, которые могли бы привлечь абитуриентов, гарантировали бы высокое качество подготовки выпускников, соответствующее требованиям рынка труда. Решить эту задачу невозможно без использования соответствующих механизмов объективной оценки качества образования.

Обобщив смысл многочисленных определений качества в целом и качества образования в частности, мы выделили основные черты категории «качество образования»:

• соответствие уровня знаний и умений выпускников запланированному;

• соответствие заданным стандартам и требованиям;

• отражение степени удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса (общества, государства, студентов, работодателей).

Итогом многолетних дискуссий в нашей стране и за рубежом стал вывод о том, что не существует однозначного определения качества образования; оно многогранно и субъективно. Такая многоплановость может вызвать затруднение при ответах на

© Сучков В. А., Грицова О. А., 2010

вопросы, касающиеся его оценки и способности обеспечивать условия, гарантирующие качественную подготовку специалистов. При этом большинство исследований сходятся на том мнении, что обеспечить качество образования можно лишь посредством создания системы менеджмента качества в вузе, основу которой составляет Total Quality Management (TQM) - концепция всеобщего управления качеством, имеющая свое нормативное выражение в международных стандартах качества ИСО 9000.

В соответствии с требованиями государственного стандарта ГОСТ Р ИСО 90012001 [1] организация, внедрившая систему менеджмента качества, должна управлять процессами, связанными с потребителями, а именно - планировать и применять процессы мониторинга и измерения, анализа и улучшения, необходимые для:

• демонстрации соответствия продукции требованиям потребителей;

• обеспечения соответствия системы менеджмента качества требованиям государственных стандартов;

• постоянного повышения результативности системы менеджмента качества.

На результатах анализа основывается процесс постоянного улучшения деятельности организации, который предполагает осуществление корректирующих и предупреждающих действий: первые предпринимаются с целью устранения причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения, вторые должны быть адекватны последствиям выявленных несоответствий.

Многие российские вузы в настоящее время вовлечены в процесс создания и внедрения систем менеджмента качества. Так, в Новоуральском технологическом институте создан Совет по качеству, разработаны «Руководство по качеству», документированные процедуры большинства процессов, протекающих в вузе. Большое внимание уделяется вопросам управления процессами, связанными с потребителями: определены основные их группы, разработаны методики по выявлению требований различных групп потребителей и оценке степени соответствия профессиональной подготовки специалистов вуза этим требованиям [2]. По данным методикам проводятся опросы выпускников и их работодателей, результаты которых позволяют оценить качество подготовки специалистов в настоящее время, а также отследить эффективность предпринимаемых корректирующих действий по результатам опроса.

Рассмотрим результаты опроса выпускников НТИ, работающих на градообразующем предприятии Новоуральска - Уральском электрохимическом комбинате, и их непосредственных руководителей. В опросе приняли участие 127 выпускников различных специальностей, окончивших НТИ в разное время и сейчас работающих на предприятии, и 76 их непосредственных руководителей.

По мнению большинства опрошенных выпускников, уровень полученных в институте знаний «средний» и «выше среднего», чего нельзя сказать о практической подготовке. На вопрос «Является ли достаточным уровень практической подготовки, полученной при обучении в институте, для осуществления профессиональных обязанностей?» более чем каждый второй респондент ответил отрицательно. При этом аналогичную оценку дают выпускники всех специальностей в равной степени.

По мнению руководителей, участвовавших в опросе, уровень подготовки выпускников НТИ, работающих в их подчинении, в целом соответствует требованиям, предъявляемым современным производством (95% положительных ответов). Они считают, что имеют «знания высокие» и «выше среднего уровня» 50-58% выпускников специальностей «Технология машиностроения», «Управление и информатика в технических системах» и «Промышленная электроника». Остальные выпускники этих специальностей имеют «средний уровень знаний». Оценки знаний выпускников специальности «Экономика и управление на предприятии», в основном, (78% ответов) «средние».

Если сравнить оценки, данные руководителями, знаний своих подчиненных в целом по всем специальностям с оценками самих выпускников, то можно отметить, что

их уровень практически одинаков и, значит, характеризует качество теоретической подготовки студентов вполне достоверно.

Большое место в опросе руководителей отведено изучению уровня умений выпускников. В рамках своей специальности оценены уровни умений подчиненных-выпус-кников при решении задач по различным видам деятельности. У выпускников технических специальностей (таких, как «Технология машиностроения», «Промышленная электроника», «Управление и информатика в технических системах») уровень умений в основных профессиональных видах деятельности - проектно-конструкторской и производственно-технологической - «преимущественно средний» и «ниже среднего». Это свидетельствует о недостаточной практической подготовке специалистов, приходящих на предприятие. Обращает на себя внимание тот факт, что выпускники специальностей «Промышленная электроника» и «Технология машиностроения» практически не имеют высоких оценок умений в производственно-технологической деятельности, хотя это - крайне необходимое требование к занятым на современном предприятии.

Довольно высокие уровни умений выпускников специальностей «Управление и информатика в технических системах» и «Промышленная электроника» отмечены в организационно-управленческой деятельности. Вместе с тем это направление деятельности должно быть основным для выпускников специальности «Экономика и управление на предприятии», и поэтому полученные оценки умений для них крайне недостаточны (50% респондентов отметили «средний уровень умений» и 50% - «выше среднего»). Необходимо отметить также малую долю высоких оценок умений респондентов специальности «Технология машиностроения» в организационно-управленческой деятельности. Руководители-респонденты довольно высоко оценили умения выпускников технических специальностей в научно-исследовательской деятельности, т. е. показатели, характеризующие склонность работников к творчеству. В то же время уровни умений выпускников специальности «Экономика и управление на предприятии» в данной сфере деятельности не имеют не только «высоких», но даже оценок «выше средних». Таким образом, мнения выпускников и их руководителей относительно недостаточности практической подготовки в НТИ также совпадают.

В процессе опроса руководителям было предложено распределить дисциплины, читаемые в НТИ (в соответствии с учебным планом для каждой специальности), по степени важности с точки зрения использования их на практике. Полученные данные дают возможность корректировать учебный процесс в области качества теоретической и практической подготовки. Кроме того, было предложено оценить по десятибалльной шкале следующие критерии, влияющие на качество обеспечения учебного процесса: организация учебного процесса; материальная база; учебно-методическое обеспечение; информационно-образовательная среда; экспериментально-исследовательская база.

По результатам опроса можно сделать следующие выводы. С уклоном в позитивную сторону распределились оценки выпускников специальности «Технология машиностроения». Они оценили каждое направление обеспечения учебного процесса баллами выше средних, в том числе по высоким (8-10 баллов) оценкам лидирует организация учебного процесса (72,6% ответов), и далее (по мере снижения уровня высоких оценок) расположились следующие направления, %:

• информационно-образовательная среда - 52,9;

• экспериментально-исследовательская база - 40,9;

• учебно-методическое обеспечение - 28,6.

Выпускники специальности «Промышленная электроника» оценивают качество учебного процесса более негативно. Несмотря на почти одинаково высокий уровень высоких оценок по всем направлениям (45-61,6% ответов), в анкетах отмечена заметная доля (30,4-36,3%) низких оценок (1-4 балла), характеризующих состояние экспериментально-исследовательской и материально-технической базы.

Выпускники специальности «Экономика и управление на предприятии» четко выше средних баллов оценили только организацию учебного процесса. Остальные направления учебного процесса оценены ими явно противоречиво: уровни высоких, низких и средних оценок каждого направления практически одинаковы.

Несмотря на высокие оценки, наблюдается снижение уровня качества обеспечения учебного процесса по таким критериям, как качество экспериментально-исследовательской среды, учебно-методического и материально-технического обеспечения, что непосредственно сказывается на качестве практической подготовки.

Одновременно с опросом, проводимым на УЭХК, были опрошены студенты, заканчивающие обучение в НТИ. Любопытный факт: их мнение полностью совпало с мнением выпускников - работников УЭХК. Это свидетельствует о том, что в НТИ существует проблема качества практической подготовки, которая до сих пор не решена.

Результаты опроса служат основанием для принятия решений при проектировании учебного процесса, в основе которого лежит процесс распределения ресурсов между направлениями подготовки в рамках отдельных дисциплин, видов профессиональной деятельности или специальностей.

Ресурсы можно распределить также с учетом мнений потребителей, а именно студентов, проходящих обучение в вузе, поскольку именно они могут дать оценку обеспеченности ресурсами учебного процесса в настоящий момент. Но необходимо помнить, что оценка студентов может быть субъективной, поэтому процесс распределения ресурсов должен контролироваться руководством вуза. В НТИ разработана методика распределения ресурсов с учетом мнений студентов, заканчивающих обучение. Согласно данной методике результаты опроса студентов об уровне ресурсного обеспечения специальностей являются одним из факторов, влияющих на процесс принятия решений при проектировании учебного процесса в следующих областях:

• корректировка учебного плана (увеличение или сокращение времени, отводимого на теоретическую и практическую подготовку по отдельным дисциплинам; введение дополнительных дисциплин или ликвидация имеющихся в части региональной и вузовской компоненты);

• пересмотр учебных программ по отдельным дисциплинам;

• пересмотр программ производственной практики;

• планирование учебно-методической работы;

• поощрение деятельности профессорско-преподавательского состава с учетом мнения студентов;

• планирование закупок материально-технических средств.

Оценку качества подготовки молодых специалистов посредством мониторинга потребителей необходимо рассматривать как инструмент принятия решений в области корректировки планирования и реализации учебного процесса. Разработка подпроцесса оценки удовлетворенности потребителей образовательных услуг в системе управления качеством, отвечающей требованиям гуманности, прозрачности и удобства использования, позволит сделать процесс оценки качества обучения более эффективным и приблизит деятельность вуза к реальным требованиям рынка труда.

Источники

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. М. : Изд-во стандартов, 2001.

2. Сучков В. А., Горбунова О. А. Методика оценки качества подготовки молодых специалистов с позиции организаций-потребителей // Качество образования: системы управления, достижения, проблемы: материалы V Междунар. науч.-метод. конф.: в 3 т. Новосибирск : Изд-во НГТУ 2003. Т. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.