Научная статья на тему 'Методика корректировки учебного плана с учетом мнений потребителей'

Методика корректировки учебного плана с учетом мнений потребителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ / СВЯЗАННЫМИ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ / МОНИТОРИНГ / ТРЕБОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION QUALITY / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / CUSTOMER OF EDUCATION SERVICE / PROCESS CONTROL / CONCERNING THE CUSTOMER / MONITORING / CONSUMER OPINIONS / EDUCATION QUALITY VALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сучков В. А., Грицова О. А.

В современных условиях обеспечение качества профессиональной подготовки в вузе возможно при создании системы менеджмента качества, одним из принципов которой является удовлетворение требований потребителей. Оценка качества профессиональной подготовки базируется на выявлении несоответствий в процессе подготовки специалистов с требованиями потребителей посредством опроса. Результаты данного опроса лежат в основе принятия решений о планировании учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сучков В. А., Грицова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER-BASED METHOD OF CURRICULUM ADJUSTMENT

In modern conditions providing of education quality in institutes may be possible only with creation of quality management system. One of the principles of this system is consumer demands satisfaction. The valuation of professional education quality is based on discrepancy revelation in specialists training process with consumer demands by interrogation. Monitoring results underlie in planning of studying process.

Текст научной работы на тему «Методика корректировки учебного плана с учетом мнений потребителей»

УДК 65.012

В.А. Сучков, О. А Грицова

МЕТОДИКА КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОГО ПЛАНА С УЧЕТОМ МНЕНИЙ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В современных условиях обеспечение качества профессиональной подготовки в вузе возможно при создании системы менеджмента качества, одним из принципов которой является удовлетворение требований потребителей. Оценка качества профессиональной подготовки базируется на выявлении несоответствий в процессе подготовки специалистов с требованиями потребителей посредством опроса. Результаты данного опроса лежат в основе принятия решений о планировании учебного процесса.

Качество образования; система менеджмента качества, потребители образовательных услуг, управление процессами, связанными с потребителями, мониторинг, требования потребителей, оценка качества образования

V.A. Suchkov, OA. Gritsova CONSUMER-BASED METHOD OF CURRICULUM ADJUSTMENT

In modern conditions providing of education quality in institutes may be possible only with creation of quality management system. One of the principles of this system is consumer demands satisfaction. The valuation of professional education quality is based on discrepancy revelation in specialists training process with consumer demands by interrogation. Monitoring results underlie in planning of studying process.

Education quality, quality management system, customer of education service, process control, concerning the customer, monitoring, consumer opinions, education quality valuation

К числу основных результатов этапа проектирования учебного процесса относятся разработанные в вузе рабочие учебные планы. Основываясь на положениях федеральных государственных образовательных стандартов, вузовские работники при этом на основе собственного опыта определяют теоретическую и практическую составляющие, региональные и вузовские компоненты, дисциплины по выбору, а также самостоятельную работу студентов.

Этот подход позволяет даже в рамках одной специальности усиливать те или иные стороны подготовки специалистов и при формировании коллектива предприятия выпускниками различных вузов получить различные подходы к решению стоящих перед ним задач. Однако возникает потребность корректировки учебных планов с учетом мнений как предприятий, для которых производится целевая подготовка специалистов, так и самих выпускников.

Процесс корректировки учебного плана предполагает выполнение трех этапов: мониторинг потребителей, выявление несоответствий учебного плана требованиям потребителей, внесение изменений в учебный план.

На первом этапе проводится мониторинг мнений потребителей посредством опроса. Для этого сначала формулируются цели мониторинга и формулируются требования каждой

группы потребителей: выпускников различных специальностей вуза и их руководителей, после чего разрабатываются соответствующие опросные листы.

Опросный лист для руководителей составляется с учетом требований ФГОС, а также на основе анализа требований организаций-потребителей. Для руководства важно приобрести такие трудовые ресурсы, с помощью которых можно достичь эффективной деятельности организации. Поэтому при приеме на работу руководство в первую очередь оценивает уровень трудового потенциала будущего работника, заключающийся, прежде всего, в наличии соответствующих знаний и практической подготовки у выпускников вуза, достаточных для выполнения должностных обязанностей. Зная требования, предъявляемые к качеству подготовки молодых специалистов организациями-потребителями, можно сформулировать характеристики, определяющие качество процесса подготовки студентов вуза. Ниже представлен перечень требований к качеству подготовки молодых специалистов:

1) наличие и соответствие видов профессиональной деятельности, по которым должна вестись теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов;

2) уровень подготовки выпускников по различным видам деятельности;

3) уровень теоретической и практической подготовки выпускников. Соответствие уровня практической и теоретической подготовки выпускников требованиям современного производства;

4) наличие и соответствие дисциплин, читаемых в вузе по специальности, тем компетенциям, владение которыми необходимо специалисту с той или иной квалификацией;

5) степень важности дисциплин с точки зрения их использования при осуществлении должностных обязанностей;

6) наличие и соответствие дисциплин, по которым в настоящее время проводится курсовое проектирование, тем дисциплинам, по которым необходимо его организовать.

Вопросы анкет для руководителей составлены таким образом, чтобы получить следующую информацию:

1) общий уровень знаний и умений выпускников, а также соответствие их уровня подготовки требованиям современного производства;

2) виды профессиональной деятельности, по которым должна вестись теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов;

3) уровень подготовки выпускников по различным видам деятельности;

4) наличие и соответствие дисциплин, читаемых в вузе по специальности, тем компетенциям, владение которыми необходимо специалисту с той или иной квалификацией;

5) наличие и соответствие дисциплин, по которым в настоящее время проводится курсовое проектирование, тем дисциплинам, по которым необходимо его организовать.

В анкету выпускников включаются вопросы, позволяющие получить информацию о качестве реализации образовательного процесса подготовки специалистов в вузе: уровень полученных знаний и умений, а также наличие знаний и умений, необходимых для осуществления конкретных выполняемых выпускником профессиональных обязанностей; перечень видов деятельности (по ФГОС), в рамках которых осуществляется выполнение профессиональных обязанностей; перечень дисциплин, необходимых выпускнику для дальнейшей работы, но не включенных в учебный план; необходимый и фактический объем часов, отводимых на прохождение технологической, производственной и преддипломной практик, а также на изучение дисциплин по специальности.

Анализ полученных в процессе мониторинга результатов позволяет выявить имеющиеся несоответствия в процессе подготовки специалистов требованиям потребителей.

Классификацию несоответствий при реализации второго этапа методики целесообразно осуществлять с помощью дерева несоответствий отдельно для каждого направления подготовки (рис. 1).

На верхнем уровне дерева расположены несоответствия, связанные с общим уровнем подготовки специалистов по конкретному направлению; на втором уровне - несоответствия по видам профессиональной деятельности; на третьем уровне - несоответствия по дисциплинам в

рамках каждого из видов профессиональной деятельности; на четвертом уровне -несоответствия в структуре времени, отводимого на изучение отдельных дисциплин.

Выявление несоответствий первого, второго и третьего уровня, т.е. несоответствий в качестве подготовки специалистов может быть осуществлено посредством анализа мнений руководителей. Что же касается несоответствий, возникающих при реализации процесса подготовки в вузе, то информацией по этому вопросу в большей мере обладают выпускники. Анализ мнений выпускников дает возможность дополнить перечень несоответствий, но при этом необходимо учитывать, что их мнение о качестве подготовки в вузе не всегда совпадает с требованиями организаций-потребителей.

Несоответствие качества учебного процесса по специальности требованиям потребителей

1-й уровень. Несоответствия по основным видам профессиональной деятельности

Вид деятельности 1

I

I

Вид деятельности 2

I

I

Вид деятельности п

I

2-й уровень. Несоответствия по направлениям подготовки

Теоретическая подготовка Практическая подготовка Теоретическая подготовка Практическая подготовка Теоретическая подготовка Практическая подготовка

I

I

I

I

3-й уровень. Несоответствия по наиболее важным дисциплинам и их структуре

I

Дисциплина Дисциплина

Дисциплина Дисциплина

Дисциплина Дисциплина

_|_

Дисциплина 1 Дисциплина

Дисциплина Дисциплина

Дисциплина п Дисциплина

_1_

_|_

Дисциплина Дисциплина

Дисциплина Дисциплина

Дисциплина Дисциплина

_|_

_|_

4-й уровень. Несоответствия в структуре времени, отводимого на изучение

отдельных дисциплин

Дерево несоответствий

Таким образом, все выявленные в процессе мониторинга несоответствия могут быть распределены по уровням дерева несоответствий (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Несоответствия учебного процесса требованиям организаций-потребителей

Несоответствия 1 -го уровня Несоответствия 2-го уровня Несоответствия 3-го уровня

Несоответствие уровня подготовки по необходимым для работы на данном предприятии видам профессиональной Несоответствие уровня полученных знаний и теоретической подготовки выпускника Несоответствие уровня теоретической и практической подготовки по дисциплинам, изучение которых необходимо для реализации отдельных

деятельности

видов деятельности

Таблица 2

Несоответствия учебного процесса требованиям организаций-потребителей

Несоответствия 1 -го уровня Несоответствия 2-го уровня Несоответствия 3-го уровня Несоответствия 4-го уровня

Несоответствие уровня подготовки по видам деятельности, в рамках которых осуществляется выполнение должностных обязанностей Несоответствие уровня знаний, необходимых для выполнения должностных обязанностей Несоответствие практической подготовки по видам деятельности, в рамках которых осуществляется выполнение должностных обязанностей Несоответствие уровня теоретической и практической подготовки по предметам, изучение которых необходимо для реализации отдельных видов деятельности Несоответствие объема теоретической практической и самостоятельной работы по отдельным дисциплинам, предусмотренной в учебном плане

С целью устранения выявленных несоответствий на третьем этапе методики проводится корректировка структуры времени, отводимого на освоение дисциплин в рамках учебного плана. Для этого необходимо оценить предпочтительность элементов каждого уровня дерева.

Для определения оценок значимости общих направлений подготовки, основных видов профессиональной деятельности и дисциплин, обеспечивающих подготовку по осуществлению каждого вида деятельности, проводится экспертный опрос как специалистов кадровых служб предприятий, так и ведущих преподавателей вуза. При формировании оценок нижнего из перечисленных уровней (дисциплин) используются также мнения, полученные в ходе мониторинга руководителей выпускников вуза. Информация о несоответствиях также берется по результатам мониторинга.

Анализ мнений потребителей позволяет оценить разницу в требуемом и достигнутом уровне как теоретической (АТ), так и практической (АПр) подготовки. В этом случае уровень значимости направлений подготовки определяется соотношением АТ и АПр. Чем больше величина разницы между требуемым и существующим уровнем подготовки, тем более важным является соответствующее направление.

Для определения предпочтительности видов деятельности может быть использован метод ранговой корреляции.

Предпочтительность отдельных дисциплин определяется математическим ожиданием ответов экспертов.

Уровень обеспеченности временными ресурсами определенного вида деятельности представляет собой взвешенную сумму обеспеченности временными ресурсами дисциплин, влияющих на подготовку специалистов к выполнению данного вида деятельности. В свою очередь, взвешенная сумма обеспеченности временными ресурсами каждого вида деятельности позволяет оценить обеспеченность практической и теоретической подготовки.

После того, как определены оценки предпочтительности, производится

корректировка учебного плана - перераспределение времени, отводимого на теоретическую

и практическую подготовку по отдельным дисциплинам, введение дополнительных дисциплин или ликвидация имеющихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Рассмотренная методика формирования учебного плана была реализована в Новоуральском технологическом институте.

Для получения информации о существующих в учебном плане несоответствиях произведен мониторинг мнений посредством проведения опроса студентов и выпускников, работающих на градообразующем предприятии г.Новоуральска - Уральском электрохимическом комбинате, а также их непосредственных руководителей.

Далее приведены результаты опроса потребителей на примере специальности «Экономика и управление на предприятиях».

По мнению большинства опрошенных выпускников, уровень полученных в институте знаний средний и выше среднего, чего нельзя сказать о практической подготовке.

На вопрос о том, устраивает ли уровень подготовки, полученной в институте, выпускники отвечали, что уровень теоретической подготовки устраивает, а мнения по поводу практической подготовки разделились практически поровну. Если сравнить оценки руководителей знаний и практических навыков своих подчиненных с оценками самих выпускников, можно отметить, что их уровень практически одинаков и, значит, характеризует качество подготовки студентов вполне достоверно.

Полученная информация используется для определения значимости направлений теоретической и практической подготовки. Разница в требуемом и достигнутом уровнях теоретической подготовки (АТ) составляет 5%, тогда как разница в требуемом и достигнутом уровнях практической подготовки (АПр) составляет 56%. Тогда уровень значимости направлений подготовки определяется как соотношение АТ и АПр.

Для определения несоответствий по видам профессиональной деятельности выпускников и их руководителей попросили указать виды деятельности, которые осуществляются в рамках выполнения должностных обязанностей. Оказалось, что выпускники совсем не выполняют внешнеэкономическую, научно-исследовательскую и предпринимательскую деятельность.

Также в процессе опроса руководителям было предложено распределить дисциплины, читаемые в НТИ (в соответствии с учебным планом для каждой специальности), по степени важности с точки зрения прменения их в практической деятельности, используя соответствующую шкалу:

3 балла - очень важный предмет, его изучение крайне необходимо будущему специалисту при осуществлении трудовой деятельности;

2 балла - важный предмет, его изучение поможет будущему специалисту при решении отдельных производственных задач;

1 балл - не важный предмет, но его изучение позволит будущему специалисту расширить свой кругозор;

0 баллов - изучать данный предмет будущему специалисту не нужно.

По результатам опроса определена предпочтительность изучаемых дисциплин посредством расчета математического ожидания. Для примера приведены результаты расчета математического ожидания предпочтительности изучения обще профессиональных дисциплин (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3 Распределение ответов по степени важности изучения общепрофессиональных дисциплин

Наименование предмета Баллы

Экономическая теория 1,00

Документирование управленческой деятельности 1,17

Материаловедение 1,33

Основы проектирования и конструирования 0,00

Экономика предприятия 2,56

Машины и оборудование 1,39

Экономико-математические модели 1,44

Исследование операций 1,50

Статистика 2,39

Бухгалтерский учет 2,33

Основы теории права 1,89

Трудовое право 2,33

Менеджмент 2,28

Планирование на предприятии 2,22

Анализ и диагностика финансовохозяйственной деятельности предприятия 2,39

Безопасность жизнедеятельности 2,06

Финансовый менеджмент 1,72

Экономика и социология труда 1,89

Системный анализ 2,17

Экономика инженерных решений 1,94

Основы метрологии в машиностроении 1,39

Теория принятия решений 1,67

Налоговая система 2,28

Гражданское право 2,11

Предпринимательское право 1,67

Маркетинг 1,89

Мировая экономика 1,67

Управление персоналом 2,22

Внешнеэкономическая деятельность 1,44

Компьютерные технологии в экономике 2,39

Оперативно-производственное планирование 2,28

Полученные результаты являются обоснованием принятия решений при корректировке учебного плана в области теоретической и практической подготовки по конкретным дисциплинам с учетом требований ФГОС.

Предложенный авторами подход к планированию учебного процесса позволяет получать результаты, дающие гарантии в области качества образования в части удовлетворения требований потребителей.

Сучков Владимир Андрианович -

кандидат технических наук, доцент, заместитель руководителя НТИ Новоуральского технологического института НИЯУ «МИФИ»

Грицова Ольга Александровна -

старший преподаватель кафедры экономики и управления Новоуральского технологического института НИЯУ МИФИ»

Статья поступила в редакцию 27.09.2010, принята к опубликованию 02.05.2011

195

Suchkov Vladimir Andrianovich -

Ph.D, associate professor Novouralsk Technological Institute

Gritsova Olga Aleksandrovna -

senior lecturer of Economics and Management Department Novouralsk Technological Institute

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.