Научная статья на тему 'К вопросу об оценке несоответствий в качестве подготовки специалистов и формировании корректирующих действий по их устранению'

К вопросу об оценке несоответствий в качестве подготовки специалистов и формировании корректирующих действий по их устранению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ / СВЯЗАННЫМИ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ТРЕБОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / НЕСООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сучков Владимир Андрианович, Грицова Ольга Александровна

Оценка качества профессиональной подготовки базируется на выявлении посредством опроса несоответствий в процессе подготовки специалистов требованиям потребителей. Предложена классификация несоответствий, представлен подход к определению места возникновения несоответствия и формированию корректирующих воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сучков Владимир Андрианович, Грицова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оценке несоответствий в качестве подготовки специалистов и формировании корректирующих действий по их устранению»

© Сучков В. А., Грицова О. А., 2009

СУЧКОВ Владимир Андрианович

Кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и управления, первый проректор

Новоуральский государственный технологический институт

624130, РФ, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Ленина, 85 Контактный телефон: (34370) 9-49-09 e-mail: prorector@nsti.ru

ГРИЦОВА Ольга Александровна

Старший преподаватель кафедры экономики и управления

Новоуральский государственный технологический институт

624130, РФ, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Ленина, 85 Контактные телефоны: (34370) 9-48-74, (922) 294-64-92 e-mail: gritsova@mail.ru

К вопросу об оценке несоответствий в качестве подготовки специалистов и формировании корректирующих действий по их устранению

Ключевые слова: качество образования; система менеджмента качества; потребители образовательных услуг; управление процессами, связанными с потребителями образовательных услуг; требования потребителей, несоответствия требованиям.

Аннотация. Оценка качества профессиональной подготовки базируется на выявлении посредством опроса несоответствий в процессе подготовки специалистов требованиям потребителей. Предложена классификация несоответствий, представлен подход к определению места возникновения несоответствия и формированию корректирующих воздействий.

С целью проверки соблюдения требований к продукции в системах менеджмента качества в первую очередь проводится мониторинг информации о восприятии потребителями соответствия результатов деятельности организации их требованиям; затем в ходе анализа должна быть получена информация о степени удовлетворенности потребителей, а также о соответствии их требований и качества продукции [1].

Обобщенно в вузе этапы управления процессами, связанными с потребителями, можно представить в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Этапы управления процессами, связанными с потребителями

208 ► Известия УрГЭУ

В (25) 2009

Специфика функционирования вуза обусловливает выделение на выходе двух категорий потребителей [2. С. 15] - студенты, требования которых основаны на желании получить качественные образовательные услуги, и предприятия и организации-работодатели, в которые трудоустраиваются выпускники (основное их требование к вузу -осуществлять выпуск молодых специалистов, уровень подготовки которых отвечал бы условиям работы на данном предприятии). Следует отметить, что требования студентов и предприятий-потребителей могут не совпадать.

С целью обеспечения качества подготовки специалистов руководство вуза должно обеспечить мониторинг информации, касающейся восприятия потребителями соответствия деятельности вуза выдвигаемым ими требованиям. Он осуществляется посредством опроса выпускников, а также их руководителей (работодателей). По результатам опроса устанавливают несоответствия деятельности вуза требованиям потребителей. Важно правильно определить место возникновения несоответствия. С этой целью все несоответствия классифицируют по четырем группам.

Первая группа - несоответствия по общим направлениям подготовки специалиста, наличие слабых мест в его теоретической и практической подготовке в целом, степень соответствия знаний и умений выпускника требованиям, предъявляемым современным уровнем производства.

Во вторую группу включены несоответствия по основным видам профессиональной деятельности будущего специалиста. Они проявляются в качестве теоретической и практической подготовки по отдельным видам профессиональной деятельности (таким, как производственная, управленческая, научно-техническая).

Несоответствия по наиболее важным дисциплинам, позволяющим оценить качество подготовки специалистов в соответствующем виде профессиональной деятельности, относятся к третьей группе. Состав изучаемых дисциплин может различаться при осуществлении подготовки по разным видам профессиональной деятельности. Таким образом, в эту группу включаются несоответствия в составе дисциплин по видам профессиональной деятельности, а также недостатки в теоретической и практической подготовке по отдельным дисциплинам.

К четвертой группе относятся несоответствия по объемам используемых для подготовки специалистов ресурсов, необходимых для реализации дисциплин:

1) ресурсы времени, которые необходимы для определения структуры изучаемых дисциплин: объем теоретической работы, объем практической рутинной и творческой работы, а также объем самостоятельной работы;

2) финансовые ресурсы, необходимые для создания нормальных условий функционирования учебного процесса. За счет привлечения этих ресурсов происходит обеспечение качества: профессорско-преподавательского состава, материально-технической базы, учебно-методического обеспечения, информационно-образовательной среды, экспериментально-исследовательской базы.

Все группы несоответствия находятся в иерархическом соподчинении, их можно представить в виде дерева вариантов несоответствий (рис. 2).

На первом уровне дерева несоответствий представляются несоответствия первой группы, т. е. несоответствия в практической и теоретической подготовке. Если таковые отсутствуют, то строить дерево не требуется; если все же несоответствия первого уровня имеются, то следует определить их по основным видам профессиональной деятельности (второй уровень).

Необходимо иметь в виду, что процесс подготовки будущих специалистов в вузе осуществляется по различным специальностям, в рамках которых предполагается подготовка специалистов по видам профессиональной деятельности, и элементы дерева несоответствий на этом уровне различаются в зависимости от специальности. Например, специалисты с квалификацией «экономист-менеджер» должны пройти подготовку и уметь

выполнять работу по следующим видам деятельности [3]: организационно-управленческая; планово-экономическая; проектно-экономическая; финансово-экономическая; аналитическая; внешнеэкономическая; предпринимательская; научно-исследовательская. Таким образом, на втором уровне будет представлено 16 возможных несоответствий: восемь - несоответствия в теоретической подготовке по видам профессиональной деятельности и восемь - несоответствия в практической подготовке по видам профессиональной деятельности. Если на втором уровне дерева несоответствий будут выявлены такие несоответствия для некоторых элементов, то далее переходят к определению несоответствий на третьем уровне для выделенных элементов второго уровня.

Несоответствия качества подготовки специалистов требованиям потребителей

1-й уровень - несоответствия по общим направлениям подготовки специалистов

3-й уровень - несоответствия по наиболее важным дисциплинам и их структуре

4-й уровень - несоответствия по объемам ресурсов (материальных, финансовых, временных, трудовых, информационных)

Рис. 2. Дерево несоответствий

На третьем уровне рассматривают отдельно несоответствия в теоретической и практической подготовке по дисциплинам, изучение которых необходимо для реализации тех или иных видов деятельности. Например, в рамках обучения по организационно-управленческой деятельности специалист должен получить теоретические знания по таким дисциплинам, как менеджмент, управление персоналом, психология делового общения, организация производства, нормирование труда, экономика и социология труда. Кроме того, подготовка специалиста предполагает усвоение практических умений по данным дисциплинам. Если на данном уровне дерева несоответствий будут определены несоответствия, то переходят к следующему уровню.

На четвертом уровне дерева несоответствий для каждой дисциплины можно определить необходимые для ее реализации ресурсы - материальные, финансовые, временные, трудовые, информационные.

Как было отмечено, информация о существующих в вузе несоответствиях может быть получена посредством опроса потребителей, для чего необходимо разработать опросные листы для выпускников вуза и их руководителей, которые позволили бы собрать информацию, с достаточной степенью точности определяющую место возникновения несоответствия.

Вопросы опросного листа для руководителей составлены таким образом, чтобы опрашиваемые могли выразить свое мнение об общем уровне теоретической и практической подготовки выпускников, а также по видам профессиональной деятельнос-

210 ► Известия УрГЭУ

3 (25) 2009

ти. Кроме того, в опросный лист включены вопросы относительно изучаемых в рамках различных видов профессиональной деятельности дисциплин. При этом предусматривается оценка качества подготовки выпускников по отдельным специальностям.

При изучении мнения руководителей наличие несоответствий первого уровня в теоретической и практической подготовке можно выявить посредством получения из анкет информации о соответствии уровня подготовки выпускников НГТИ требованиям, предъявляемым уровнем развития современного производства, а также об уровне знаний и умений выпускников.

Наличие несоответствий второго уровня можно выявить в результате изучения информации, касающейся:

• качества дипломных проектов, выполняемых на предприятии дипломниками;

• приоритетности видов профессиональной деятельности специалистов;

• перечня видов деятельности, которые должен уметь выполнять специалист;

• уровня умений выпускников при решении различных задач по видам профессиональной деятельности.

Несоответствия третьего уровня определяются путем изучения информации, содержащей:

• оценку степени важности читаемых в вузе предметов и необходимости проведения курсового проектирования по предметам;

• перечень предметов, знание которых необходимо выпускнику для работы на предприятии.

Опрашиваемые руководители могут выразить свое мнение только по вопросам, которые касаются выявления несоответствий первого, второго и третьего уровней, т. е. непосредственно о качестве подготовки специалистов. Что касается процесса подготовки в вузе, то информацией по этому вопросу обладают выпускники. В связи с этим часть информации о наличии несоответствий в ресурсном обеспечении процесса подготовки специалистов в вузе позволит произвести анализ ответов выпускников.

Выявление несоответствий более высокого уровня в процессе подготовки специалистов требованиям выпускников также возможно в результате анализа информации, полученной в ходе их опроса.

Анкетирование выпускников дает возможность дополнить перечень несоответствий, но при этом необходимо учитывать степень достоверности ответов, так как выпускники имеют субъективное мнение о качестве подготовки в вузе, не всегда совпадающее с требованиями организаций-потребителей.

Наличие несоответствий свидетельствует о недостатках в процессе подготовки специалистов. С целью улучшения деятельности вуза необходимо осуществлять корректирующие действия по устранению причин несоответствий. Для этого проводят анализ причин несоответствия, начиная с уровня, последующего за тем, где оно обнаружено. После производится движение по дереву несоответствий вниз до получения набора дисциплин, определяющих эти несоответствия; наконец, осуществляются корректирующие действия, т. е. перераспределение ресурсов по всем уровням дерева вариантов несоответствия, начиная с нижнего. Таким образом, выявление несоответствий и их причин необходимо начинать с верхних уровней, а их устранение - с нижних.

Источники

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. М. : Изд-во стандартов, 2001.

2. Сучков В. А., Горбунова О. А. Методика оценки качества подготовки молодых специалистов с позиции организаций-потребителей // Качество образования: системы управления, достижения, проблемы : материалы V Междунар. науч.-метод. конф. : в 3 т. Новосибирск : Изд-во НГТУ 2003. Т. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.