Научная статья на тему 'Мониторинг межэтнических отношений и религиозной ситуации как инструмент анализа становления гражданской нации в России'

Мониторинг межэтнических отношений и религиозной ситуации как инструмент анализа становления гражданской нации в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / MONITORING OF ETHNIC RELATIONS / ФАКТОРЫ НАПРЯЖЕННОСТИ / ГРАЖДАНСКАЯ НАЦИЯ / CIVIL NATION / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / TENSIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Денисова Галина Сергеевна, Петрулевич Ирина Анатольевна

В статье рассматриваются необходимость мониторинга межнациональных отношений, который реализуется в виде социологических опросов и экспертного анализа. Опираясь на методику экспертного этноконфессионального мониторинга рассматривается современная ситуация в регионах Южного федерального округа и выделяются факторы межэтнической напряженности. Авторы показывают, что по мере стабилизации социально-экономической ситуации источники напряженности смещаются к внешнеполитическим факторам, которые провоцируют экстремистскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Денисова Галина Сергеевна, Петрулевич Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of inter-ethnic relations and religious situation as a tool to analyze the formation of a civil nation in Russia

In the article examined necessity of monitoring of international relations, that will be realized as a sociological questioning and expert analysis. Leaning against methodology of the expert этноконфессионального monitoring a modern situation is examined in the regions of the South federal district and the factors of межэтнической tension are distinguished. The authors show that the stabilization of the socio-economic situation, sources of tension are displaced by the foreign-political factors that provoke extremist activities.

Текст научной работы на тему «Мониторинг межэтнических отношений и религиозной ситуации как инструмент анализа становления гражданской нации в России»

Г.С. ДЕНИСОВА доктор социологических наук, профессор кафедры отечественной истории ХХ-ХХ1 веков Института истории и международных отношений Южного федерального университета*

И.А. ПЕТРУЛЕВИЧ доктор социологических наук, профессор кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения Института истории и международных отношений Южного федерального университета**

Мониторинг межэтнических отношений и религиозной ситуации как инструмент анализа становления гражданской нации в России1

Институционализация мониторинга межнациональных отношений

Менеджмент в сфере межэтнических отношений в такой полиэтничной и территориально масштабной стране, как Россия, с необходимостью должен опираться на систему мониторинга социальных взаимодействий в этой сфере. Задача создания системы государственного мониторинга этно-конфессиональных отношений была сформулирована в декабре 2012 г. в Стратегии государственной национальной политики2. В апреле 2015 г. в нормативном документе «Положение о Федеральном агентстве по делам национальностей» (ФАДН), который определял статус и функции этой структуры, задача реализации мониторинга

* Денисова Галина Сергеевна, e-mail: gsdenisova@sfedu.ru ** Петрулевич Ирина Анатольевна, e-mail: iapetrulevich@sfedu.ru

1 Статья подготовлена в рамках проекта Госзадание № 28.4498.2017/РНЦ

2 О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года -http://pravo.gov.ru/proxy/ips/Pdoc-body=&link_id=0&nd=102161949

была отнесена к полномочиям ФАДН России. Проведение мониторинга включает сбор и анализ социологических данных, ежегодные замеры по двум целевым индикаторам реализации ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)»: доли граждан РФ положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, и уровень толерантного отношения к представителям другой национальности. Согласно ФЦП проектируется рост доли граждан положительно оценивающих характер межэтнических отношений с 50,8% в 2012 г. до 65% в 2020 г., рост уровня толерантности соответственно, с 75% до 85%.

Однако не менее важной задачей является экспертный анализ, который проводится специалистами в субъектах федерации, на основе наблюдения событий и динамики в сфере межэтнических отношений. Методология этноконфессиональ-ного мониторинга была разработана еще в конце 90-х гг., под руководством В.А. Тишкова. В соответствии с ней экспертный мониторинг проводится по наиболее проблемным субъектам федерации на протяжении двух десятилетий. В основе методологии лежит интерпретация межэтнической напряженности и конфликтов как формы проявления более масштабных социальных противоречий: «не сами этнические и религиозные различия служат причиной напряженности и насилия, а факторы материального, социального, политического и идеологического характера»1. С этой позицией солидарны другие эксперты. В частности, Л.М. Дробижева, на основе многолетний исследований межэтнической напряженности в различных регионах России, подчеркивает их производность от экономического состояния общества и политической стабильности: «Эскалация требований, массовость движений зависит от комплекса факторов и складывающихся ситуаций, в том чсле, от состояния государства. Если государство дискредитировано и нелигитимно, оно не может обеспечивать интересов групп, именно тогда чаще проявляются этнополитические конфликты»2.

Поэтому экспертный мониторинг предполагает освещение событий в сфере межэтнических взаимодействий в кон-

1 Тишков В.А. Этнологический мониторинг и раннее предупреждение конфликтов. М., 2006, с. 7.

2 Дробижева Л.М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет. М., 2013.

тексте описания состояния общественной среды, которая рассматривается более широко - от экологии и демографии до обсуждения актуальных проблем культурной жизни и исторической памяти в конкретных регионах. Такой подход обоснован пониманием природы межэтнической напряженности и конфликтности, которая кристаллизуется вокруг факторов материального, социального и идеологического характера, а не вокруг этнических или религиозных различий.

С 2013 г. в рамках деятельности Распределенного научного центра межнациональных и межрелигиозных проблем (РНЦ), который был создан Минобрнауки РФ совместно с Российской Академией наук. Ежеквартально проводится экспертный мониторинг межнациональных отношений и религиозной ситуации по трем федеральным округам, отличающимся сложным этнокультурным составом населения: Поволжскому, Северо-Кавказскому и Южному (включая с 2015 г. Республику Крым). Материалы мониторинга регулярно публикуются. В Южном федеральном округе экспертный анализ проводят специалисты Южного федерального университета, Кубанского государственного университета, Адыгейского государственного университета, Астраханского государственного университета, Волгоградского государственного университета, Калмыцкого научного центра РАН.

Анализ динамики межэтнических отношений позволяет выявить степень эффективности усилий, предпринимаемых региональными органами власти, общественными и религиозными организациями, направленными на реализацию «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г.». В этом документе были определены накопленные историко-культурные достижения России в сфере сохранения и развития культур народов России, их интеграции и укрепления духовной общности, выделены нерешенные проблемы, тормозящие укрепление российской нации. На этом основании были выделены цели государственной национальной политики: а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к

религии и других обстоятельств; д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

Факторы межэтнической напряженности в регионах ЮФО

Мониторинг межэтнических отношений и религиозной ситуации по каждому из субъектов ЮФО позволяет выявить изменения по каждому из заданных направлений, а также влияние на сферу межэтнических отношений факторов внешней среды. Учитывая географическое место ЮФО, его пограничное расположение и близость двух очагов международной напряженности - Украину и Сирию, - можно смело утверждать влияние событий в этих странах на этнопо-литическую и конфессиональную ситуацию в регионах округа. К числу такого рода факторов относятся:

военные действия на юго-востоке Украины, вызвавшие напряженность на границе, которая в условиях конфликта контролируется Россией;

обострение информационной войны против России, частью которой являются притязания Украины на Крым, районы Кубани и частично - Ростовской области;

экономический кризис, усугублённый международными санкциями против Российской Федерации;

военные действия в Сирии, в которых на стороне запрещенной в России организации «Исламское государство» участвуют выходцы из ряда регионов России, что резко увеличивает уровень угроз религиозного экстремизма и терроризма на всем Юге России;

подготовка к проведению матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 г. на стадионах г. Сочи, Ростова-на-Дону, Волгограда, что требует укрепления политической стабильности и усиления антитеррористических мер в ЮФО в целом.

Значение мониторинговых исследований было подчеркнуто Президентом РФ В.В. Путиным на заседании Совета по межнациональным отношениям в г. Астрахани (31.10.2016), который связал качество государственного менеджмента в сфере межэтнических отношений с успехом противостояния глобальным угрозам - экстремизму и терроризму1.

1 Заседание Совета по межнациональным отношениям - http://krem-lin. ru/events/p reside nt/news/53173

Экономическая ситуация в ЮФО

Основой, обеспечивающей снижение потенциала межэтнической напряженности, выступает укрепление и развитие экономики. В первой половине 2017 г. получили некоторое развитие позитивные тенденции в экономике регионов, наметившиеся в 2016 г. Бесспорно, на первый план вышли результативные достижения аграрного сектора всех регионов округа, что объясняется активной политикой федерального правительства в сфере импортозамещения сельскохозяйственной продукции и обеспечения продовольственной безопасности. По результатам первого полугодия (на 01.08.2017) в округе намолочено зерна на 9,5% больше, чем на этот период в 2016 г. (16888,2 тыс. т. в 2017 г. и 115469,9 - в 2016 г.). При этом площади собранного урожая в 2017 г. составили только 74, 1% относительно 2016 г., но урожайность зерна с 1 га в 2017 г. в среднем по округу составила 46,1 ц., а в 2016 г. - 42,2 ц.1. Хуже сложилась ситуация в производстве мяса и птицы: достигнутый результат здесь составляет только 97,5% относительно показателя первого полугодия 2016 г., что объясняется убытками, которые понесли хозяйства от эпидемии свиного гриппа в 2016 г. И тем не менее, ряд крупных компаний -производителей мяса Юга России вошли в ТОП-25 российского рейтинга: «Ресурс» (ставропольская компания, филиальная сеть которого расположена в Адыгее, Краснодарском крае и в Ростовской области), «Агрокомплекс имени Н. Ткачёва», Волгоградский холдинг «КоПитания», Ростовский холдинг «Евродон»2.

Позитивный сдвиг закрепился также в секторе промышленного производства. Общий индекс промышленного производства по округу по результатам деятельности в первом полугодии 2017 г. составляет 104,2 % по отношению к такому же периоду 2016 г.3. В регионах ЮФО активно развиваются предприятия, ориентированные на производство продукции, способной заменить импортные образцы. Об этом свидетельствуют успехи выпуска сельскохозяйственного машино-

1 Социально-экономическое положение России. Январь-июль 2017. М. http://www.gks.ru/free_doc/doc_201 У/Боаа1/оБп-0У-201У^, с. 326.

2 Эксперт-Юг - http://expertsouth.ru/novosti/pjat-proizvoditelei-mjasa-yufo-i-skfo-vo.html

3 Социально-экономическое положение России. Январь-июль 2017. М. http://www.gks.ru/free_doc/doc_201У/Боаа1/оБп-0У-201У^^ с. 314.

строения, разработка опытных образцов оборудования для нефтегазодобывающей отрасти («АЭМ-технология» (г. Волгодонск, Ростовская область), ОАО «Тихорецкий машиностроительный завод имени Воровского» (ТМЗ), ООО "Траст-Инжиниринг" (г. Ростов-на-Дону) «Краснодарский компрессорный завод», Хадыженский и Каменский машиностроительные заводы, «Нефтемаш» (г. Краснодар), «Волгоград-нефтемаш» (г. Волгоград).

По экспертным оценкам со второй половины 2016 г. наблюдается также тенденция роста объема выданных кредитов на развитие малого и среднего бизнеса. В частности, только в Краснодарском крае объёмов выданных кредитов за 1 полугодие составил 58%. Немного меньшие показатели по другим субъектам ЮФО. Основной сферой деятельности кредитуемых предприятий является сельское хозяйство, в меньшей степени - сфера торговли. Эти данные свидетельствуют о благоприятном инвестиционном климате для развитии малого и среднего бизнеса.

Вместе с тем, экономический спад последних лет отразился на социальной сфере в регионах ЮФО, на показателях качества жизни, и в итоге - на регрессионных демографических показателях.

Реальные денежные доходы населения в целом по округу имеют понижающую динамику и составили за первое полугодие 2017 г. только 97,4% от показателей соответствующего периода 2016 г. При этом рост денежных доходов отмечается в республиках: Адыгее (103%), Калмыкии (102,7%), в Республике Крым (106,9%). В областях и краях этот показатель колеблется от 90,9% (Астраханская область) до 97,3% (Ростовская область)1. Показатели денежных доходов заработной платы свидетельствуют об их номинальном росте в среднем по регионам округа на 6,3% (в сравнении с первым полугодием 2016 г.)2. Однако ценовые показатели на продукты питания, коммунальные платежи, услуги населению свидетельствуют о снижении реальных доходов. Так, стоимость условного минимального набора продуктов питания в среднем по округу за полугодие (в сравнении с декабрем 2016 г.) выросла на 7,8%3.

1 Там же, с. 384.

2 Там же, с. 396.

3 Там же, с. 366.

Демографическая ситуация

Ситуация в демографической сфере ухудшается: об этом свидетельствует регрессивная динамика прироста (убыли) населения. Если по результатам первого полугодия 2016 г. была зафиксирована цифра (-) 15898 чел. убыли населения, то по итогам первого полугодия 2017 г. эта цифра составила (-) 24381 человек. Лидирует по этому показателю в округе Ростовская область (- 6905 чел. в 2016 г. и - 8121 чел. - в 2017 г.), второе место занимает Волгоградская область. В краснодарском крае зафиксирован понижающий скачок: в первом полугодии 2016 г. убыль населения составила 1318 чел., а на первое полугодие 2017 г. - 4907 человек. Наиболее благоприятная ситуация в Республике Калмыкия: здесь показатель убыли населения в 2016 г. (-) 47 человек сменился на показатель естественного прироста, который составил в конце первого полугодия 2017 г. 368 человек.

Миграционные процессы пока сохраняют в округе позитивную динамику, но и эти показатели в два раза ниже, чем в 2016 г.: в первом полугодии 2017 г. миграционный прирост по округу составил 42333 чел., а по результатам первого полугодия 2016 г. - 26054 чел. По прежнему миграционную привлекательность сохраняет Краснодарский край. Небольшой миграционный прирос (но в 3,5 раза меньше) фиксируется в Ростовской области (+741 чел.), и в Республике Адыгея (+ 601 чел., что в 2 раза меньше, чем за 2016 г.). Все остальные субъекты (если не считать Республику Крым и г. Севастополь, которые отличаются позитивным приростом мигрантов) по-прежнему теряют население.

Общая характеристика социально-экономических процессов в субъектах округа свидетельствует о достаточно благоприятных условиях для укрепления межэтнических отношений и развития межрегиональных связей в целом по округу. Принятие и последовательная реализация ФЦП "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)", создание во всех субъектах институциональной системы для проведения государственной политики и развития государственно-общественного партнерства в сфере укрепления единства по-лиэтничной российской нации отразились на достаточно высокой позитивной оценки населением межнациональных отношений во всех регионах округа.

Точки социальной напряженности

Вместе с тем, стабилизация ситуации в сфере политических и экономических отношений, которая способствует снижению межэтнической напряженности, вызвала напряженность на рынке труда. В первой половине 2017 г. про-тестный потенциал проявился в наибольшей степени в Волгоградской области, меньше - в Ростовской области. В Волгоградской области протесты были вызваны сокращением объема производства, реформой транспорта, слияния учреждений образования и здравоохранения, не получившие жилья дольщики - все эти вопросы в комплексе свидетельствуют о не эффективности работы региональных органов власти, которым и предъявлялись претензии населением. В Ростовской области протесты были вызваны банкротством шахты и значительной задержкой выплаты зарплаты шахтерам.

В республиках ЮФО (Адыгее, Калмыкии) протестные акции имели значительно менее выраженный характер и касались, преимущественно вопросов воспроизводства этнической культуры, языка, исторической памяти. Эти вопросы в качестве направления политической активности реализовались в деятельности руководства Кубанского казачьего войска. Атаман ККВ, вице-губернатор края Н.А. Долуда продолжает активную работу по подготовке и лоббированию принятия федерального закона «О развитии российского казачества» в 2017-2018 гг., в котором должны быть определены права и ответственность казачества.

Таким образом, мониторинг общественно-политической (включая сферу межэтнических отношений) ситуации по всем субъектам Южного федерального округа показывает сохранение социальной напряженности, которая имеет разный потенциал и разную предметность в различных территориях округа.

Эта ситуация уже начала использоваться оппозиционными силами в преддверии выборов 2018 г. Так во всех регионах ЮФО (исключая Калмыкию) в марте-апреле были открыты предвыборные штабы А. Навального. В этот период, а также на День России (июнь) прошли протестные акции молодежи, которые были организованы предвыборными штабами А. Навального по девизом борьбы с коррупцией. Следует отметить, что в Краснодаре и Ростове-на-Дону против организации таких штабов выступило казачество, в

Волгограде - этнокультурная организация «Дом дружбы». Группы, представляющие эти организации, предприняли активные действия, направленные на срыв открытия таких штабов. Указанные факты свидетельствуют о потенциале новой волны политизации этнического фактора, что требует профилактической работы со стороны органов власти.

В латентной форме в округе сохраняются также риски, вызванные достаточно близким соседством экстремистских организаций, действующих в Сирии и запрещенных в России. По всем субъектам ЮФО периодически отмечается задержание вербовщиков, которые занимаются вовлечением в религиозно-экстремистскую деятельность, изымается литература экстремистской направленности, блокируются сайты экстремистской направленности. Отмечается увеличение числа выявленных готовящихся преступлений террористической направленности. Большое количество депортируемых нелегальных мигрантов из Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей, Краснодарского края, свидетельствуют не только об эффективной работе правоохранительных органов, но и о проницаемости границ, которые могут быть использованы в экстремистских и террористических целях.

Динамика межэтнических отношений и религиозной ситуации требует постоянного экспертного мониторинга, который может обеспечить информационную базу для повышения эффективности менеджмента в этой сфере и оценить ситуацию в каждом из субъектов, исходя из тенденций социальных отношений в целом по округу. Такой подход создает возможность для разработки согласованных и синхронных административных решений, направленных на усиление консолидации общества и укрепление общероссийской гражданской идентичности.

Денисова Г.С., Петрулевич И.А. Мониторинг межэтнических отношений и религиозной ситуации как инструмент анализа становления гражданской нации в России. В статье рассматриваются необходимость мониторинга межнациональных отношений, который реализуется в виде социологических опросов и экспертного анализа. Опираясь на методику экспертного этноконфессионального мониторинга рассматривается современная ситуация в регионах Южного федерального округа и выделяются факторы межэтнической напряженности. Авторы показывают, что по мере стабилизации социально-экономической ситуа-

ции источники напряженности смещаются к внешне-политическим факторам, которые провоцируют экстремистскую деятельность.

Ключевые слова: мониторинг межэтнических отношений, факторы напряженности, гражданская нация, экстремизм.

Denisova G.S., Petrulyevitch I.A. Monitoring of inter-ethnic relations and religious situation as a tool to analyze the formation of a civil nation in Russia. In the article examined necessity of monitoring of international relations, that will be realized as a sociological questioning and expert analysis. Leaning against methodology of the expert этноконфессионального monitoring a modern situation is examined in the regions of the South federal district and the factors of межэтнической tension are distinguished. The authors show that the stabilization of the socio-economic situation, sources of tension are displaced by the foreign-political factors that provoke extremist activities.

Key words: monitoring of ethnic relations, tensions, civil nation, extremism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.