ФГОС второго поколения
УДК 37.01
М. Ю. Мамонтова
Мониторинг качества учебных достижений учащихся начальной школы на основе технологии массового тестирования и статистических методов контроля и управления качеством
Как совершенствовать систему управления качеством общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы на школьном и муниципальном уровне?
Аннотация. Автор статьи знакомит российского читателя с инновационным проектом, позволившим усовершенствовать систему управления качеством общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы на школьном и муниципальном уровне путем внедрения технологии мониторинга на основе массового тестирования и статистических методов контроля и управления качеством. Автор раскрывает задачи, на решение которых направлена инновация, критерии оценивания результатов и содержание проекта.
Ключевые понятия: результат обучения, качество результата обучения, оценка качества результата обучения, методы оценивания результатов обучения, мониторинг, статистическое моделирование результатов обучения, статистическое прогнозирование результатов обучения, управление качеством, сетевое взаимодействие.
Цель инновации: совершенствование системы управления качеством общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы на школьном и муниципальном уровне путем внедрения технологии мониторинга на основе массового тестирования и статистических методов контроля и управления качеством.
Задачи, на решение которых направлена инновация:
1. Разработка технологии мониторинга качества учебных достижений учащихся начальных классов на трех уровнях - индивидуальном (учащийся), институциональном (школа, класс) и муниципальном.
2. Разработка статистических процедур изучения влияния школьных и учительских факторов на качество учебных достижений учащихся.
3. Разработка и реализация программы поэтапной апробации и внедрения технологии мониторинга в образовательных учреждениях и муниципальном органе управления образованием.
4. Разработка и апробация процедур статистической обработки результатов мониторинга с целью оценки состояния результатов обучения
младших школьников, выявления тенденций изменения качества подготовки школьников, выявления проблем в качестве обучения и прогнозирования качества результатов.
5. Разработка форм представления результатов мониторинга и типовых схем принятия решений об изменениях в учебном процессе и планировании качества на основе информации о факторах, оказавших влияние на результаты обучения школьников, для учителя, заместителя руководителя образовательного учреждения, специалиста органа управления образования по вопросам качества, методистов.
6. Повышение квалификации педагогических работников школ- участниц проекта (учителя начальных классов, заместители руководителей образовательных учреждений, специалисты органа управления образованием, методисты) по вопросам управления качеством образования (освоение современных методов оценивания результатов обучения - тестирование, мониторинг; современных подходов к управлению качеством образования -аттестация, мониторинг, бенчмаркинг и т.п.). Результаты инновации:
Реализация инновационного проекта позволила усовершенствовать систему оценки качества образования на институциональном и муниципальном уровнях за счет:
1. внедрения в систему внутришкольного контроля и муниципальную систему оценки качества технологии мониторинга на единой информационной основе и использовании статистических методов контроля и управления качеством;
2. внедрения в процедуры принятия управленческих решений статистических методов изучения влияния школьных и учительских факторов на качество учебных достижений учащихся;
3. внедрения процедур статистической обработки результатов мониторинга, позволяющих систематически оценивать состояние результатов обучения младших школьников, выявлять тенденции изменения качества подготовки школьников, выявлять проблемы в качестве обучения и прогнозировать качество результатов;
4. внедрения наглядных и удобных форм представления результатов мониторинга и типовых схем принятия решений об изменениях в учебном процессе и планировании качества для учителя, заместителя руководителя образовательного учреждения, специалиста органа управления образования по вопросам качества, методистов;
5. повышения уровня контрольно-аналитической деятельности педагогических работников, освоивших новые методы оценивания результатов обучения (тестирование), современные методы информационного обеспечения управления качеством образования (мониторинг), простые статистические методы контроля и совершенствования деятельности.
Критерии оценивания результатов инновации:
14
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2
ФГОС второго поколения
1. увеличение доли учителей начальных классов, использующих в своей практике современные методы оценивания результатов обучения;
2. создание в образовательных учреждениях аналитических групп по проблемам контроля и управления качеством обучения (аналог «кружков качества» на предприятиях), включающих учителей начальной и основной школы, методистов;
3. создание в муниципалитете сообществ школ и учителей в целях совершенствования собственной деятельности на основе выявления лучшего опыта (постепенное внедрение технологии бенчмаркинга);
4. использование в школах результатов систематических массовых обследований школьников для планирования качества общеобразовательной подготовки школьников, для организации классов при переходе в основное звено школы.
Содержание инновации
В последнее десятилетие в российском образовании значительное внимание уделяется проблемам качества обучения школьников. Интенсивно разрабатываются теоретические и методологические основы оценки и управления качеством. Образовательные учреждения включаются в процессы разработки и внедрения систем менеджмента качества на основе международных стандартов ISO1.
Развитие российской системы оценки качества образования в последние годы во многом связано с внедрением технологии массовых обследований. Примером тому может быть единый государственный экзамен, государственная итоговая аттестация выпускников основной школы, массовое тестирование студентов профессиональных учебных заведений (федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования). По итогам таких обследований формируются огромные массивы данных, на основе которых практики осуществляют мониторинг состояния объектов управления - результатов обучения, учебного процесса и условий, в которых этот процесс осуществляется. Как показывает анализ публикаций, посвященных теории и практике подобных исследований, особое внимание авторы уделяют, в основном, решению задач фиксирования состояния исследуемых объектов в заданные моменты времени и определения отклонений этих состояний от определенных заранее норм и эталонов. Задачи сравнительного анализа в целях выявления лучшего опыта педагогов и образовательных учреждений, в целях прогнозирования и планирования качества практически не ставятся и не решаются.
Массовые обследования в форме тестирования проводятся преимущественно в основной и старшей школе. В начальном звене школы тестовые технологии еще не нашли широкого применения. Вместе с тем, в условиях введения федеральных государственных стандартов нового поколения такие обследования становятся актуальными.
1 Белянина B.C. Инновационные формы организации методической работы в развивающейся школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №2.
Интеграция технологий педагогического тестирования с современными информационно-коммуникационными технологиями и статистическими методами контроля качества значительно расширяет возможности использования массовых обследований школьников в системах оценки качества учебных достижений.
Особенно востребованными становятся системы мониторинга качества обучения, охватывающие различные уровни управления учебным процессом -учительский, институциональный (школьный), муниципальный. К преимуществам таких систем следует отнести единые теоретические и технологические подходы к разработке и использованию инструментария массового обследования2. Разрабатывается единая для всех школ система показателей качества результата обучения, учебного процесса и условий, используются централизованно разработанные контрольно-измерительные материалы и процедуры тестирования, сбора и статистической обработки данных на основе систематически пополняемой базы данных. Мониторинг обеспечивает информационную преемственность между уровнями управления образовательным процессом, сопоставимость и сравнимость получаемых данных, повышая объективность информации, используемой в управлении и, как следствие, степень управляемости педагогических систем и т.д.
В рамках данного проекта решается задача совершенствования системы контроля качества учебных достижений учащихся начальных классов в школе и муниципалитете путем внедрения современных тестовых технологий оценивания, современных информационных технологий управления (мониторинг) и статистических методов контроля и управления качеством.
Проект был реализован в 2005-2010 годах в двух муниципальных образованиях Свердловской области - в Новоуральском городском округе и Чкаловском районе г.Екатеринбурга. В массовом эксперименте приняли участие практически все учителя начальных классов и все учащиеся начальной ступени 41 образовательного учреждения.
Под мониторингом качества учебных достижений понимается комплексная система наблюдения за состоянием и изменениями результатов обучения, их оценки и прогноза. Объектами мониторинга являются учебные достижения обучающихся, учебный процесс и условия, в которых этот процесс осуществляется.
Для описания состояния объектов мониторинга использован квалиметрический подход. Качество объектов в квалиметрии рассматривается как совокупность характеристик объекта, позволяющих удовлетворять предполагаемые потребности. Планируемое качество результатов обучения представлено в государственном образовательном стандарте и программах обучения в виде требований к подготовке учащихся. Планируемое качество рассматривается нами как совокупность задач, решать которые должен уметь учащийся на определенном этапе обучения. Качество ре-
2 Загвязинский В.И. Актуальные проблемы и перспективы развития образовательной системы России // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. -№5.
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2
15
ФГОС второго поколения
зультата обучения также представлено совокупностью задач, которые смог решить учащийся в ходе проверки.
Важным компонентом мониторинга являются нормы качества, представленные в государственных образовательных стандартах программах обучения в начальной школе. Критерием оценивания является степень соответствия целям, задачам, требованиям, нормам.
Первичные данные о результатах обучения получаются в ходе массового тестирования, проводимого в конце учебного года в каждой параллели учащихся по основным дисциплинам во всех школах муниципалитета одновременно.
Для описания качества результата обучения на разных уровнях используются разные модели, отражающие количественную и содержательную стороны результата.
Индивидуальный результат обучения представлен разными показателями - профилем результатов решения всех задач теста, сырым тестовым баллом, относительным тестовым баллом, стандартизированным показателем положения индивидуального результата относительно среднего показателя по классу, школе и муниципалитету. Также определяется уровень подготовки учащегося, характеризуемый совокупностью задач, которые учащиеся с данным уровнем способны решить. Разные уровни подготовки учащихся характеризуются разными «наборами» задач и структурой знаний. Для оценки качества результата строится таксономическая шкала. Индивидуальный результат относится к одному из квалитаксонов, характеризуемых разными совокупностями задач и определенным типом структуры знаний.
Для описания и оценки результатов проверки для класса, параллели используется средний балл, и распределение учащихся по уровням подготовки (квали-таксонам). Аналогичные показатели используются для характеристики результатов обучения школы. Важно, что при описании результатов каждой школы и каждого класса выделяются группы школ и классов (а вместе с ними и учителей), результаты которых сопоставимы, статистически значимо выше и ниже результатов конкретной школы и класса. Группы школ и классов со сходными результатами подвергаются анализу - выявляется сходство и различие в качестве учебного процесса и условий, приводящие к качественно различным результатам обучения.
Качество учебного процесса представлено системой методов, средств и приемов, используемых учителем при обучении учащихся конкретного класса по конкретной дисциплине (математика, русский язык, чтение). Для изучения качества учебного процесса и условий используются специально разработанные анкеты для учителя. Условия представлены рядом характеристик учебного заведения (вид, кадровый потенциал, материально-технические условия и др.). В ходе совместного статистического анализа данных тестирования и анкетирования изучается влияние разных факторов на качество результата обучения. Для изучения влияния различных факторов на качество результатов обучения используются стохастические
модель и методы структурно-типологического анализа. Результаты анализа позволяют сформировать типовые варианты управленческих решений об изменениях в учебном процессе.
По итогам нескольких этапов мониторинга определяются тенденции в изменениях качества подготовки учащихся разных классов и школ. Выделяются группы школ и классов с разными тенденциями - стабильный рост качества (увеличение доли учащихся в верхних квалитаксонах в течение нескольких лет наблюдения), стабильное ухудшение качества (увеличение доли учащихся в нижних квалитаксонах), неизменный уровень качества (сохранение распределения учащихся по квалитаксонам), нестабильное качество. Выявленные тенденции также соотносятся с характеристиками учебного процесса и условий и позволяют делать прогнозы относительно качества результатов.
Учет характера управляющих воздействий различных факторов на результат позволяет формировать «типовые» управленческие решения относительно управления качеством результата обучения, учебного процесса и условий.
Наряду с оценочной функцией мониторинг выполняет ряд других функций - контрольно-наблюдательную, прогностическую, информационную и социальную. Контрольно-наблюдательная функция мониторинга связана с контролем за реализацией прав граждан на получение качественного образования в соответствии с требованиями ГОС, прогностическая - с возможностью строить прогнозы относительно качества результатов с учетом комплекса факторов и знания закономерностей их влияния на качество, информационная - с созданием единой базы данных мониторинга и организацией доступа к ней различных субъектов мониторинговой деятельности, социальная - с предоставлением информации различным участникам учебного процесса, заинтересованным в информации о качестве предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.
За время реализации проекта в 2005-2010 годах разработана технология проведения мониторинга качества учебных достижений учащихся начальных классов на уровне муниципального органа управления образованием (тесты для массового обследования учащихся по дисциплинам федерального компонента базисного учебного плана - русскому языку, математике и чтению, организационная схема проведения мониторинга, электронные формы сбора первичных данных), разработана и поэтапно реализована программа мониторинга в образовательных учреждениях и МОУО. Проведены массовые обследования учащихся 1-4 классов по математике, русскому языку и чтению. В массовом исследовании сочетаются два экспериментальных плана - лонгитюдный (наблюдение за достижениями одной и той же выборки учащихся на протяжении всего времени обучения в начальной школе) и срезовый (сравнительное исследование качества подготовки учащихся в разные годы и на одних и тех же параллелях).
Реализация инновационного проекта позволила усовершенствовать систему оценки качества образо-
16
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2
ФГОС второго поколения
вания на институциональном и муниципальном уровнях за счет:
- внедрения в систему внутришкольного контроля и муниципальную систему оценки качества технологии мониторинга на единой информационной основе и использовании статистических методов контроля и управления качеством;
- внедрения в процедуры принятия управленческих решений статистических методов изучения влияния школьных и учительских факторов на качество учебных достижений учащихся;
- внедрения процедур статистической обработки результатов мониторинга, позволяющих систематически оценивать состояние результатов обучения младших школьников, выявлять тенденции изменения качества подготовки школьников, выявлять проблемы в качестве обучения и прогнозировать качество результатов;
- внедрения наглядных и удобных форм представления результатов мониторинга и типовых схем принятия решений об изменениях в учебном процессе и планировании качества для учителя, заместителя руководителя образовательного учреждения, специалиста органа управления образования по вопросам качества, методистов;
- повышения уровня контрольно-аналитической деятельности педагогических работников, освоивших новые методы оценивания результатов обучения (тестирование), современные методы информационного обеспечения управления качеством образования (мониторинг), простые статистические методы контроля и совершенствования деятельности.
Основная форма представления результатов мониторинга - ежегодные аналитические записки (доклады) о состоянии, тенденциях, проблемах и прогнозах качества результатов обучения.
Основными пользователями информации являются лица, принимающие решения на разных уровнях управления системой образования, родители, учащиеся, общественность.
В целях повышения эффективности инновационной деятельности учителей школ и специалистов МОУО по внедрению технологии мониторинга качества учебных достижений во внутришкольную и муниципальную системы оценки были проведены курсы повышения квалификации педагогических работников школ-участниц проекта (учителя начальных классов, заместители руководителей ОУ) по образовательной программе «Педагогическое тестирование в системе оценки и управления качеством образования». Развитию квалиметрической культуры учителей и управленцев способствовало усвоение теоретических основ педагогического тестирования, методики разработки и применения педагогических тестов, освоение методов статистической обработки данных тестирования и систематическое применение знаний и умений в практической деятельности.
Внедрение технологии мониторинга качества учебных достижений на основе тестовых технологий позволяет оптимизировать контрольно-аналитическую деятельность учителя, заместителя руководителя образовательного учреждения по учебной работе, спе-
циалиста органа управления образования по вопросам качества. Оптимизация осуществляется за счет использования единых содержательных и технологических подходов,создания и систематического пополнения единой базы данных результатов тестирования.
Предложенный вариант технологии позволяет успешно решить все задачи мониторинга - систематически оценивать состояние подготовки учащихся по предметам (промежуточная аттестация в конце года на уровне муниципалитета), выявлять отклонения в подготовке учащихся от заданных норм и эталонов, устанавливать причины отклонений (как положительных, так и нежелательных), соотнося результаты с характеристиками учебного процесса. На основе данных, получаемых в ходе систематических массовых обследований учащихся, становится возможным выявление факторов, оказывающих значимое влияние на качество подготовки школьников, выявление тенденций в работе школы и ее результатах, а также статистическое прогнозирование результатов обучения школьников.
В ходе реализации проекта в образовательных учреждениях увеличилось число учителей начальных классов, использующих в своей практике современные методы оценивания результатов обучения. По итогам регулярно проводимых в ходе реализации проекта опросов учителей и заместителей руководителей образовательных учреждений выявлено, что из 210 учителей, принявших участие в проекте, 157 учителей к завершению проекта научились разрабатывать неформальные педагогические тесты для текущего и тематического контроля знаний учащихся, освоили технологии компьютерного тестирования учащихся с использованием Интернет-технологии SaaS, осознали целесообразность использования результатов массового обследования при планировании качества будущих результатов обучения с помощью прогностических таблиц качества, освоили современные методы совершенствования деятельности на основе результатов статистического анализа.
Осуществление проекта привело к созданию в ряде образовательных учреждений аналитических групп (такие группы функционируют сегодня во всех школах г. Новоуральска) по проблемам контроля и управления качеством обучения (аналог «кружков качества» на предприятиях), включающих учителей начальной и основной школы, методистов.
Результаты мониторинга стали использовать в школах при решении проблем, связанных с преемственностью обучения по линии дошкольные ОУ - начальная школа - основная школа. Информация, получаемая в ходе мониторинга, позволяет спланировать проведение адаптационных периодов с учетом индивидуальных данных, формировать классы с учетом особенностей детей при переходе из начальной школы в основную.
Регулярное обсуждение результатов мониторинга на семинарах и совещаниях привело к созданию в муниципалитете сообществ школ и учителей в целях совершенствования собственной деятельности на основе выявления лучшего опыта (постепенное внедрение технологии бенчмаркинга). В практику работы школы
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2
17
ФГОС второго поколения
стал входить анализ результатов собственной деятельности в сравнении с результатами других школ.
Использование в школах результатов систематических массовых обследований школьников способствует принятию более точных управленческих решений при анализе результатов обучения и планировании качества общеобразовательной подготовки младших школьников.
Проект, запланированный в начале как терминальный, изменил свой статус - стал рассматриваться муниципалитетами как развивающийся. В настоящее время ведется работа по подготовке и реализации аналогичных проектов для основной и старшей школы.
Опыт внедрения в систему управления качеством общеобразовательной подготовки учащихся технологии мониторинга на основе массового тестирования и статистических методов контроля и управления качеством представляет интерес для других муниципалитетов.
Литература
1. Бабий Е.А. Инновации сегодня - стандарт завтра // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - №5.
2. Белянина B.C. Инновационные формы организации методической работы в развивающейся школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -
2009. - №2.
3. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -
2010. - №1.
4. Гальковская И.В. Создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей развитие способностей обучающихся ко всем формам продуктивной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №5.
5. Загвязинский В.И. Актуальные проблемы и перспективы развития образовательной системы России // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - №5.
УДК 37.02
Ж.М. Меньшенина, Е.Л. Умникова
Формирование культуры восприятия художественного текста как одно из условий, способствующих совершенствованию духовнонравственных качеств личности
Как организовать поисковую деятельность учащихся, способствующую совершенствованию духовно-нравственных качеств личности?
Аннотация. Авторы предлагают на примере сценария урока по изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на тему: «Разрешение крови по совести» создать на каждом этапе урока условия, организующие поисковую деятельность учащихся посредством разных типов заданий и различных учебных ситуаций.
Ключевые слова: сценарий, жанр, акценты, роман, лингвистический анализ, этап урока, Раскольников, Достоевский, «Преступление и наказание», сущность, причина.
Сегодня не только школа, но и все общество задает вопрос: какой человек, какая личность нужна нашему государству? Ясно, что с высоким уровнем интеллекта, самореализации, самоопределения, личность активная с идеями и инициативой. Но и милосердная, способная откликаться на чужую боль, чужое страдание, т.е. личность, обладающая высокой нравственной культурой.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединя-
ющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации и являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчеркивается, что «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [5, с.2].
Уроки литературы - благодатная почва для духовно-нравственного воспитания личности, так как чтение художественного произведения требует работы души читателя. Понимание мира человеческой души - одно из самых трудных в преподавании литературы, так как такое понимание требует определенного жизненного опыта, которого у многих старшеклассников нет. По словам Л. Толстого, «сила художественного произведения - в заражении чувствами», именно поэтому формирование культуры восприятия художественного текста лежит в основе создания таких условий, при
18
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2