Научная статья на тему 'Мониторинг исследовательской и проектной деятельности учащихся'

Мониторинг исследовательской и проектной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2663
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савенков Александр Ильич

Исследовательская деятельность все больше входит в практику современной школы, причем, не только старшей, но и начальной. Детей уже с первого класса знакомят с основами научного поиска, правилами ведения хоть и не большой, но уже очень важной для ребенка работы. Но вот как оценить результаты маленького, но такого значимого для школьника исследования? Статья дает ответ на этот вопрос. Предложены формы организации отчетных мероприятий, а также методика их проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савенков Александр Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг исследовательской и проектной деятельности учащихся»

Развитие

исследовательской деятельности

Савенков

Александр Ильич,

доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва

Фотографии с конкурса «Я - исследователь»

Мониторинг исследовательской и проектной деятельности учащихся

Исследовательская деятельность все больше входит в практику современной школы, причем, не только старшей, но и начальной. Детей уже с первого класса знакомят с основами научного поиска, правилами ведения хоть и не большой, но уже очень важной для ребенка работы. Но вот как оценить результаты маленького, но такого значимого для школьника исследования? Статья дает ответ на этот вопрос. Предложены формы организации отчетных мероприятий, а также методика их проведения.

Результат учебно-исследовательской и проектной деятельности

Любая учебная работа ребенка - и учебно-исследовательская не является исключением - должна быть доведена уж если не до конца, то, по крайней мере, до промежуточного результата. Для настоящего исследователя окончание одной работы -это лишь начало следующей. Понимая это, мы, тем не менее, должны стремиться к фиксации каких-то цельных частей детских исследований: в воспитательном отношении недопустимо бросать дело на полпути.

Проблема определения степени результативности учебно-исследовательской деятельности учащихся лишь внешне представляется простой. На самом деле она очень сложна. Во-первых, надо четко определиться с тем, что следует считать результатом. Попробуем в этом разобраться.

На всех этапах учебно-исследовательской работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие не только интеллектуального и творческого

Савенков Александр Ильич

начала, но прежде всего психосоциальной сферы ребенка. Мы должны заботиться не только о приобретении им новых знаний, умений и навыков, расширении кругозора, но и формировании личностных качеств, таких как воля, настойчивость в достижении цели и т.п.

Этот результат не так нагляден, как нам бы хотелось, а потому всегда возникает соблазн подменить его другим, важным, но все же второстепенным итогом наших усилий: тем, что создает ребенок «своей головой» и руками - доклад, макет, проект, отчет.

Для педагога главный результат учебно-исследовательской работы не просто красивая, детально проработанная тема, подготовленное ребенком сообщение, «технический рисунок» или склеенный из бумаги макет. Педагогический результат - это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт творческой исследовательской работы. Это и психические новообразования, отличающие истинного творца от простого исполнителя.

Конечно, талантливо выполненное исследование должно породить хороший доклад, красивые графики, четкие схемы и пр. Но следует помнить, что так бывает далеко не всегда. Отчасти поэтому школы, хорошо работающие в направлении исследовательского обучения, не всегда оказываются победителями престижных конкурсов детских исследовательских работ. Участвовать и побеждать в конкурсах - это самостоятельная работа, особый спорт. И так же как спортивные достижения не являются однозначным признаком здоровья, так и победы и поражения на конкурсах детских исследовательских работ не являются стопроцентным свидетельством успешности учебно-исследовательской работы с детьми.

Моментом окончания детской учебно-исследовательской работы и проектирования должно являться не только индивидуальное признание ее завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение. Для подведения итогов исследований в научном мире разработано множество специальных форм: семинары, конференции, симпозиумы, защиты и др. Рассмотрим возможности применения их в работе с маленькими детьми.

Семинары

Одной из форм подведения итогов могут быть семинары. Напомним, что слово семинар происходит от латинского seminarium — «рассадник». Впервые семинарский принцип общения начал использоваться в средневековых университетах. Проходили они как диспуты (от лат. disputare — «рассуждать», «спорить»), в которых обязательно участвовали и профессора, и студенты.

В нашей работе с младшими школьниками мы также пришли к необходимости проведения семинаров для фиксации результатов учебно-исследовательских работ. Конечно, следует понимать, что полноценное использование этой формы имеет ограничения, диктуемые особенностями психического развития детей того или иного возраста. Эффективно участвовать в дискуссии может только человек, глубоко разбирающийся в проблеме и имеющий по её поводу собственную точку зрения. Ребенку еще трудно выработать собственную точку зрения, однако это возможно, если проблема близка, понятна и исследована лично.

Так, в одном из третьих классов одной экспериментальной школы г. Москвы мы проводили следующей семинар. Основная проблема формулировалась так: «Почему одни дети учатся хорошо, а другие - плохо?» Каждый ребенок предложил собственную гипотезу и сам пытался провести исследование.

Гипотезы, а следовательно и исследования, оказались разными. Среди них были и довольно тривиальные, например: «Видимо, трудолюбивые дети учатся хорошо, а ленивые плохо», «А может быть тем, кто хорошо учится, помогают родители», «А может быть есть те, у кого есть дар учиться, а есть дети не способные» и т.п. Но были и оригинальные: «Может быть, хорошо учится тот, у кого нет разносторонних интересов, и ему просто больше нечем заняться», «Может быть, хорошо учатся те, у кого дома нет телевизоров и компьютеров», «Может быть, на успешность обучения влияет погода» и т.п.

Методы использовались самые разные: наблюдение, эксперимент, опросы учителей, одноклассников и родителей; были даже попытки обращения к специальной литературе. В итоге часть гипотез подтвердилась, а часть нет, что, конечно же, очень важно.

Но наши исследования не дали большинству ребят ответа на вопрос о том, что нужно сделать, чтобы учиться хорошо. Поэтому некоторые тут же продолжили изыскания в этом направлении. Проверялись разные гипотезы и использовались разные стратегии - от преодоления боязни публичных ответов на вопросы, до идеи, рассмешившей всех: «Просто заплатить учителю».

Поскольку в итоге исследований каждый участник накопил массу новой информации и многие сформировали по этому поводу собственную позицию, создались условия для проведения семинара, где можно было изложить свой взгляд на проблему и вступить в дискуссию.

Конференции

Другая форма подведения итогов исследований детей и взрослых - конференция (от латинского совете - «собираю в одно место»). Нужно отметить, что в нашем случае она

Савенков Александр Ильич

отличается от семинара преимущественно тем, что на семинаре все обсуждают собственные исследования по одной частной проблеме, а на конференции представляются материалы разные по проблематике, но объединенные, например, тематически.

Приведем пример. Учащиеся второго класса исследовали систему функционирования школы. Дети сами поделились на микрогруппы, каждая из которых выбрала себе предмет для изучения. Кто-то исследовал вопрос о том, кто и как управляет школой, кому-то досталась проблема жизнеобеспечения школьного здания, кто-то изучал режим работы различных школьных подразделений (столовая, спортзал и др.) и т.п. В итоге был собран большой материал, объединенный общей темой - «Система функционирования школы». Этот материал надо было довести до сведения всех участников исследования.

Лучший способ это сделать - провести конференцию. Каждая группа выступает со своим сообщением (докладом), после него все участники задают вопросы и обсуждают результаты.

Подобные мероприятия активно эксплуатируют механизм социальной фасилитации: в присутствии других людей человек (в нашем случае докладчик) более успешно справляется с выполнением поставленной задачи (опять же, в нашем случае речь идет о представлении результатов собственной исследовательской работы). То есть благодаря присутствующим возникает так называемый «публичный эффект влияния».

В настоящее время весьма распространена практика именовать конференциями мероприятия, посвященные подведению итогов исследовательской, а чаще проектной, деятельности детей за учебный год. Эти «конференции» часто содержат (совсем не свойственный конференции как форме работы) элемент состязательности. Напоминаем, что для этого существуют другие формы и называются они обычно конкурсами, олимпиадами и т.п.

Фестивали

Очень продуктивна в работе по подведению итогов детских изысканий форма фестиваля исследовательских и проектных работ. Слово «фестиваль» пришло в русский язык из французского (festival), а изначально происходит от латинского festivus - «праздничный». Это праздник, показ достижений, и если уж говорить о подведении итогов исследовательских работ и творческих проектов младших школьников, то фестиваль - лучшая форма.

Каждый ребенок в течение года выполняет, как правило, несколько разных исследовательских работ и творческих проектов. Результаты каждой представляются им на проводимых в школе (и даже за её пределами) семинарах, конференциях, защитах, конкурсах и др. А в конце учебного года наиболее

целесообразно провести праздник - фестиваль, где каждый покажет лучшие свои достижения.

На фестивале каждому будет уделено внимание, каждому найдутся добрые слова, каждому достанется своя доля восторгов, восхищений и удивлений. Участников фестиваля можно наградить. Вот только ранжировать их не надо, для этого существуют конкурсы.

Конкурс исследовательских и проектных работ младших школьников

Конкурс - особенно сложная и спорная, но при этом наиболее популярная форма отслеживания результатов детской исследовательской деятельности и проектирования. Отечественные педагоги всегда настороженно относились к методам стимулирования и корректировки деятельности воспитанников. Входящее в эту группу методов воспитания соревнование (воплощаемое в форме различных конкурсов, олимпиад, состязаний и т.п.), часто подвергалось гонению.

Многие психологи и педагоги, пытаясь прикрыть собственную некомпетентность «фиговым листком» псевдогуманизма, до сих пор выступают против конкурсов, олимпиад, соревнований и других форм конкурентного взаимодействия детей. При этом жизнь обычно не спрашивает нас о том, хотим мы или нет с кем-то конкурировать, она просто поминутно погружает каждого в пучину соревнований и противостояний. Так выстроены и биологическая, и социально-культурная стороны нашего существования.

Можно делать вид, что этого нет и старательно ограждать ребенка от самых разных конкурентных форм взаимодействия с окружающими, от состязаний: интеллектуальных, художественных, спортивных. Ведь часто соревнование внешне выглядит негуманно и даже жестоко. Выигравший ребенок может зазнаться, а проигравший порой переживает нешуточные потрясения. В ходе соревнований детьми овладевает масса сильных положительных и отрицательных эмоций, они радуются, расстраиваются и даже плачут. И многие педагоги этого не выдерживают... и исключают из методов воспитания соревнование.

Но давайте скажем себе честно, кого при этом они оберегают. Рискну сказать, что не ребенка, а в первую очередь себя, свои нервы и душевные силы. Ведь большинству из нас тяжело смотреть на яркие проявления детских эмоций, в особенности на детские слезы, нам хочется быть добрыми тетями и дядями и только улыбаться и радоваться, гладя детей по головке. А тут соревнование - мощный выплеск эмоций, страсти, страдания, сильные чувства. Зачем...? Ведь можно просто изобразить из себя «гуманиста» и категорически отказываться от конкурсов и соревнований.

Савенков Александр Ильич

При этом остаются без внимания очевидные вещи: понятие «успех» не известно тому, кто не переживал поражений, состояние эмоционального комфорта не может по достоинству оценить тот, кто хотя бы раз не переживал эмоциональный дискомфорт. А разве преодоление ребенком реальных трудностей не является необходимой составляющей любого воспитательного процесса?

Давайте задумаемся - как скажется ограждение от соревнований на развитии социального интеллекта ребенка? Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни, без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. В ходе соревнования ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать, выигрывать и, что особенно важно, проигрывать, приобретает «опыт разумного авантюризма». Подчеркну, что особой воспитательной ценностью обладают проигрыши, не случайно наши предки «за одного битого двух не битых давали...»

Итоги последних исследований в области психологии детской одаренности показывают, что развитый эмоциональный или социальный интеллект в значительной мере обеспечивает возможность высоких достижений в жизни (а не уровень знаний и даже не абстрактный интеллект, и не креативность, как считалось в ХХ веке). Конечно, разговор об эмоциональном интеллекте - отдельная тема. Отметим только, что под этим понимают самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться.

Для развития этих личностных характеристик соревнование - незаменимое средство. Поэтому-то разнообразные олимпиады, конкурсы, спортивные состязания традиционно рассматриваются как действенные пути выявления и реализации неординарных возможностей юных дарований.

Особую ценность конкурсы детских исследовательских работ имеют для педагогов. Опытному психологу и педагогу конкурс позволяет увидеть многое из того, о чем ему не могут или не хотят рассказывать на конференции, что не всегда желают показывать на спецсеминаре или мастер-классе. Грандиозная панорама методических возможностей открывается пришедшему на конкурс наблюдательному специалисту. Здесь в процессе реальной работы можно увидеть и самых заурядных, и одаренных детей, увлеченных своими исследованиями и проектами. Столкнуться с невероятным многообразием тематики детских творческих изысканий. Встретиться с педагогами и родителями, нашедшими свои методические решения сложнейших проблем включения детей в самостоятельные исследования и проектирование.

Конкурсы необходимо организовывать, в конкурсах необходимо участвовать, но при этом следует понимать, что победы не во всяких конкурсах являются следствием хорошо организованной работы с детьми. Можно прекрасно работать в направлении развития познавательных, исследовательских способностей детей и ни в каких конкурсах не побеждать.

Методика организации защиты детских учебно-исследовательских работ и творческих проектов

Ключевым звеном мониторинга исследовательской деятельности учащихся является защита исследовательских работ и творческих проектов. Эту «рабочую» форму мониторинга исследовательской и проектной деятельности детей не могут заменить никакие парадные мероприятия, вроде семинаров, конференций, фестивалей, конкурсов и т.п.

«Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Я. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал другим. В нашем случае - при проведении учебных исследований - сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает. Поэтому этап «защиты» выполненной исследовательской работы или творческого проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

Подчеркну, что о выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита должна быть публичной, с привлечением, как авторов других работ, так и зрителей. В качестве таковых могут быть не только одноклассники, но и учащиеся других классов, а также учителя, родители, гости школы.

В ходе защиты ребенок осваивает важные элементы самопрезентации: учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.

Защиту детских работ следует проводить, как праздничное мероприятие. Первоначально, в ходе собственной экспериментальной работы, нами проводились одна-две защиты в течение учебного года, в последствии мы пришли к выводу, что защиту следует проводить чаще, по мере готовности детских работ. Если в классе подготовлено к защите пять-шесть работ можно объявить проведение защиты, а остальные ребята могут представить свои работы в следующий раз. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри.

Савенков Александр Ильич

Презентация детской работы

На этом этапе работы как нигде важен творческий подход авторов и их руководителей к делу, позволяющий при этом выполнить представление работы в соответствии с элементарными требованиями. К их числу относятся:

• работа должна быть представлена так, чтобы исследовательские усилия и достижения автора были освещены в максимально полном объеме;

• представляемый материал должен быть хорошо структурирован, для этого его следует изложить ясно, стройно, логично и доказательно;

• презентация должна быть наглядной; аппаратура для проведения собственных опытов, рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, фильмы, макеты не обязательны, но могут быть очень полезны. Также не будут лишними таблицы, графики, схемы, карты и др. При подготовке наглядного материала важно понимать, что все это должно быть выполнено самим ребенком при минимальной помощи взрослого;

• автор должен свободно владеть материалом и быть готовым к защите своих идей.

Мы коснулись содержания, теперь остановимся на требованиях к форме. Формы представления результатов могут быть любыми, на которые способен ребенок при минимальной помощи со стороны взрослого. Опыт показывает, что часто оказывается неважно - предлагает ли автор компьютерную презентацию или собственный текст, написанный от руки (иногда с характерными детскими ошибками), красивый макет, аккуратный чертеж или наспех сделанный рисунок. Подлинно ценным становится то, насколько глубоко он погружен в проблему, как много сведений он сумел почерпнуть из собственных изысканий, насколько свободно владеет полученным материалом, насколько заинтересованно и увлеченно способен думать и говорить о проведенной работе, может ли он свободно и уверено отвечать на вопросы членов жюри и сверстников.

Формирование жюри

В состав жюри должны войти люди авторитетные для детей. У нас это были исследователи, участвовавшие в эксперименте (доктора и кандидаты наук), администрация и методисты школы, педагоги, родители и учащиеся, исследовательские работы которых занимали первые места на предыдущих конкурсах. Как показывает опыт, наиболее результативно работает жюри из пяти-шести человек плюс один ведущий.

Сформировать экспертную группу можно непосредственно перед защитой. Состав жюри может быть переменный, а председателя (он же ведущий) желательно иметь постоянного.

«Конкурсные» защиты и «защиты по номинациям»

В зависимости от характера подведения итогов мы предлагаем поделить защиты на «конкурсные» и «защиты по номинациям». Первые целесообразно проводить на начальных этапах (2-3-е классы) включения детей в исследовательскую практику и творческое проектирование. «Защиты по номинациям» более уместны, когда дети имеют некоторый опыт проведения собственных исследований и выполнения творческих проектов - 3-4-е классы.

При проведении «конкурсной» защиты, каждый член жюри получает бланк для отметок. Пример такого бланка:

Бланк оценок для члена жюри

№ Название темы, ФИО авторов Критерии

Познавательная ценность темы Оригинальность и ценность собранного материала Исследовательское мастерство Структура и логика работы Язык и стиль изложения, ответы на вопросы

Как видно из таблицы, каждый член жюри имеет определенные критерии, по которым дает оценку. Оценка представлена в формализованном виде, как отметка, сделанная по 5- или 7-бальной шкале.

В результате каждый участник или микрогруппа получают ранговое место: первое, второе, третье и далее. В итоге вычисления средних показателей может получиться так, что на первом (втором и др.) местах может оказаться несколько участников одновременно. Это надо сразу учесть при подготовке дипломов и призов.

На первых этапах работы с детьми такое жесткое ранжирование вполне оправдано тем, что дети еще плохо понимают стоящие перед ними задачи и их работы существенно разнятся по своему качеству. В этих условиях выделить и отметить лучших важно и полезно в педагогическом отношении.

В конце третьего и в четвертом классе более продуктивным способом подведения результатов становится «защита по номинациям». Большинство детей уже на хорошем уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по-настоящему важно. В этих

Савенков Александр Ильич

условиях выделение ранговых мест (первое, второе, третье и др.) часто выглядит как неоправданная строгость или даже несправедливость.

Представьте - ребенок изучал то, что его увлекло, то что ему интересно и важно, а ему говорят: «...Ты занял шестое место!» Будет ли он после этого проводить исследования и делиться тем, что ему дорого?

В этих условиях следует ориентировать членов жюри на то, чтобы они выделяли в каждой работе какую-то сильную сторону. Например, кого-то можно отметить за самую оригинальную тему, кого-то за лучший эксперимент, кого-то за самое оригинальное решение проблемы, за самый логичный доклад, за лучшее историческое исследование и др. Для этого членам жюри нужно, заслушав всех участников, посовещаться и выработать общее решение по поводу того, как будет отмечен каждый.

Проведение защиты

Проводить защиту исследовательских работ и творческих проектов школьников лучше всего в большом помещении, где могут поместиться все желающие. Защита - открытое мероприятие и на ней могут присутствовать все, кому это интересно. Эта открытость имеет принципиальную важность.

Для представления работ могут понадобиться: школьная доска (можно переносная), мольберт, демонстрационный столик, проекционная техника, микрофон и усилитель и т. п.

Время представления каждой работы, как показал наш опыт, целесообразно ограничить 4-5 минутами. Так же необходимо ограничить и время «вопросов и ответов». Сделать это лучше всего за счет снятия повторяющихся и малосущественных вопросов. Эта работа обычно возлагается на педагога, ведущего защиту.

Можно также предоставить время на высказывание собственных соображений и оценочных суждений. Их продолжительность регулируется председателем, в зависимости от возможностей самих детей, участвующих в процедуре защиты.

По итогам необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной исследовательской работы, но и тех, кто задавал «умные», интересные вопросы и участвовал в обсуждении. Для этого членов жюри надо сориентировать заранее, чтобы они могли выделить самых активных участников дискуссии.

Все участники должны получить дипломы. Награждение призами - дело не обязательное. Если и давать призы, то делать это следует не постоянно, а эпизодически. СТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.