Научная статья на тему 'Мониторинг информационных потребностей специалистов по обеспечению комфортной среды'

Мониторинг информационных потребностей специалистов по обеспечению комфортной среды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
673
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг информационных потребностей специалистов по обеспечению комфортной среды»

РАЗДЕ Л 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЮМ. Дрешер

Мониторинг информационных потребностей специалистов по обеспечению комфортной среды

Для изучения истории общих методологических вопросов, связанных с возникновением и развитием информационных потребностей, их классификацией в соответствии с выделяемыми категориями специалистов, необходима разработка модели информационного поведения специалиста, значимой для обеспечения эффективности библиотечно-информационного обслуживания.

Совершенствование информационного обеспечения пользователей невозможно без научных исследований происхождения, характера и динамики их информационных потребностей (ИП). В этой связи следует отметить, что хотя за последние два-^>и десятилетия уделялось много внимания проблеме изучения ИП различных специалистов, однако до настоящего времени она не стала предметом активного и глубокого исследования.

Информационная потребность в первую очередь вытекает из профессиональной деятельности пользователей, которая определена конкретными целями и задачами. Другими словами, любой организации присущи определенные особенности (специфика) деятельности, определяющие специфические ИП. Именно в ходе решения поставленных задач, реализации целей деятельности возникает потребность обращения к информации. Поэтому специфика деятельности и определяет сущность ИП.

Первые исследования ИП проведены в конце 1940-х — начале 1950-х гг., преимущественно в США. В основном это было статистическое, или, как теперь чаще говорят, библиометрическое выявление наиболее используемых .

судить о направленности информационных запросов разных групп пользователей и их отношений к различным источникам информации. Этот подход носил односторонний характер. Он не давал возможности в полной мере судить обо всей системе поиска и использования информации. В тот период изучение ИП носило эпизодический, поверхностный, случайный характер, отсутствовало главное — качественный анализ полученных данных. Такие исследования не позволяли получать точные сведения об ИП, так как они преимущественно проводились на основе анализа запросов специалистов, не поднимаясь до уровня комплексного исследования ИП.

© Дрешер ЮЛ., 2008

В этом отношении 1960-е гг. характеризуются все большим размахом проводимых исследований ИП. Среди использованных методик определенный интерес представляет методика, суть которой — изучение ИП пользователей путем исследования их индивидуального поведения посредством наблюдения и анкетирования. Особое внимание придается типологической дифференциации пользователей (их систематизации по образованию, выполняемым функциям, занимаемой должности и т. п.). На наш взгляд, такой под— .

В дальнейших исследованиях ИП пользователей основное внимание уделялось проблемам взаимодействия пользователя с информационной службой, сделаны попытки прогнозирования ИП. Ряд методик отражает проблему формирования ИП в форме запроса для автоматизированных информацион-- ( ).

Несмотря на множество работ, посвященных исследованию профессио-

, , -

. , -

денциозность в изучении объективных сторон ИП, недооцениваются их .

создает в полной мере условий для организации рациональной обратной связи между пользователем и ИПС, для возможной корректировки используемых технологий, информационных ресурсов с целью их улучшения. Изучение одних только мнений пользователей о своих ИП чаще всего носит субъ-. ,

потребность, не всегда понимает значимость ее удовлетворения, что позволяет сделать вывод, что ИП до конца им не осознана, не определена. Кроме того, нередко пользователь либо недооценивает, либо переоценивает возможности ИПС и соответственно либо пренебрегает ими, либо предъявляет по, .

, .

,

и субъективных факторов, влияющих на потребителей информации и на формирование у них ИП, для того чтобы выявить и понять диалектическое взаимодействие объективных и субъективных сторон ИП в процессе формирования потребностей у пользователей информации. Это позволит увидеть истинную картину своеобразия ИП у разных категорий потребителей инфор-.

По поводу определения факторов, влияющих на формирование и удовле-, , , . связывают возникновение ИП непосредственно с общением специалистов в процессе их деятельности и общественными отношениями. Другие считают,

что формирование ИП происходит в сфере взаимодействия профессиональ-

, ,

цели, задачи конкретного производства, общества и личности. Делаются по-

пытки выделить комплекс условий, определяющих формирование ИП, в том числе производственные, общественные и личные цели, а также состояние производства и социальной среды. Есть мнение, что ИП пользователей формируются под воздействием двух групп факторов — внешних и внутренних. Причем под первыми понимается характер проводимого ими исследования, под вторыми — субъективные качества пользователей.

Изменения приоритетов социального и научно-технического развития в условиях возникновения новых информационных технологий обосновывают необходимость переоценки способов социальной коммуникации, технологии создания и распространения знаний, информационной продукции. Важной проблемой представляется изучение новых тенденций развития и разработка принципов построения системы библиотечно-информационного обслуживания в организационном, функциональном и содержательном планах.

В качестве общей конечной цели библиотечно-информационного обслуживания выступает содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. В связи с этим изучение особенностей информационных потребностей рассматривается как основа формирования системы биб-лиотечно-информационного обслуживания. Данные об информационных потребностях в той или иной форме используются при комплектовании и организации хранения информационных фондов, в процессе информационного, -

и на других важных этапах деятельности информационно-библиотечных сис-.

Ни к одному вопросу не было привлечено в свое время столько внимания со стороны библиотечно-информационных работников, как к проблеме изучения ИП. А.И. Черный определяет ИП следующим образом: информационная потребность — это «информация, необходимая для достижения какой-то цели» [1]. Для ее удовлетворения создавались библиотеки и архивы, а в последнее время — сложные информационные системы. Как справедливо отмечают многие исследователи, именно нужды потребителей определяют ви-, -

.

,

поведения и сегментации рынка, может дать множество примеров из истории изучения читателей, начало которому положил еще НА. Рубакин. При этом цели исследования могут быть различными. В маркетинге потребители изучаются для того, чтобы разработать и предложить им «идеадьный» товар, полностью удовлетворяющий потребности. Для библиотековедения комфортность обслуживания долгое время не являлась значимым фактором, читатели изучались скорее в целях повышения эффективности идеологического воздействия на них со стороны государства. Несмотря на это, надо отметить, что в библиотековедении накоплен значительный положительный опыт по.

Традиционно изучение читателей базировалось на статистических показателях: число читателей, количество посещений, объем книговыдачи и др. Внутри этих показателей анализировались социально-демофафические характеристики читателей: пол, возраст, социальное положение, образование, сфера деятельности и т.д., что позволяло применять «принцип дифференцированного подхода к пользователям библиотеки на основе их изучения». Суть этого принципа заключается в том, что сила воздействия книги возрастает, если она адресуется не читателю вообще, а определенному человеку, максимально соответствует его читательской подготовке, потребностям и интересам [2]. В литературе активно обсуждались проблемы типологии читателей и руководства чтением.

Наряду с опросом к числу ведущих исследовательских методов изучения читателей относился метод анализа читательских формуляров, позволяющий выявить тематику запросов и типовидовую картину чтения. Изучение читателей и чтения возводилось в ранг общегосударственной проблемы; в 1970-х гг. проводились глобальные социологические исследования: «Специалист — библиотека — библиография», «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села», «Советский рабочий — чи-» .

В то же время в недрах научно-информационной деятельности активно развивалось новое научное направление, посвященное изучению информаци-. -ния и характеристики информационных потребностей, а также уточнения неопределенных информационных запросов [3]. Был установлен круг сведений, необходимых и достаточных для описания информационных потребностей,

подлежащих удовлетворению: тематика, характер информации, необходимой

;

профилем предшествующей деятельности человека; время возникновения потребностей и их стабильность, во многом определяющие подготовленность специалиста к восприятию новой информации; место абонента обслуживания в системе организационной коммуникации (эксперт, информационный лидер и т.д.) [4].

До середины 1960-х гг. основное внимание в разработке проблемы уделялось направленности потребностей на конкретные виды источников получения информации (первичные и вторичные, печатные и неопубликованные и т.д.) и помощи, оказываемой ученым и специалистам органами информации и библиотеками. В середине 1960-х гг. наиболее ярко проявилось последовательное сочетание анализа потребностей в информации с изучением состояния их удовлетворения.

С углублением представлений о потребностях принципиально изменялась процедура выбора режима и формы обслуживания. Первоначально обслуживание начиналось с момента поступления запроса и либо заканчива-

лось на стадии его удовлетворения, либо продолжалось, т.е. переходило в текущий режим, если таково было желание читателя.

Изучение механизма возникновения информационных потребностей в

связи с содержанием и этапами научно-производственной деятельности спе-, -

нию новых представлений. Возникло и начало использоваться службами информации предприятий и НТВ беззапросное опережающее обслуживание, предполагающее информационное сопровождение планов НИР, ОКР или производственной деятельности. Позже, с развитием методов анапитико-синтетической переработки информации, перешли на информационное обеспечение специалистов. Так, например, в РМБИЦ МЗ РТ были разработаны концептуальные основы информационного обеспечения системы здравоохранения [5, 6].

С углубленным изучением информационных потребностей и расширением ассортимента услуг пришло новое понимание эффективности обслужива-.

читателей являлся анализ отказов на требуемую читателями литературу. Анализ использовался для восполнения лакун и корректировки текущего комплектования фонда и СБА. Позже возникла проблема тематического соответствия информационных потребностей и запросов и результатов инфор-

. -ментом отдельных видов услуг (например, избирательного распространения информации). Привычными для практиков стали понятия релевантность и .

В связи с этим закономерно ужесточаются требования пользователей к

, ,

комфортности условий ее использования. Библиографические списки и указатели уже не соответствуют условиям комфортности. Более того, подобранным на их основе полным текстам документов пользователи предпочитают дайджесты, фактографические и аналитические справки; на это требование достаточно гибко и быстро отреагировали организации информационного бизнеса и гораздо меньше — библиотеки и службы информации предпри-.

Изучению общих методологических вопросов возникновения и развития

,

специалистов посвящены работы Н.М. Бажова Н.С. Карташова, И.К. Кирпи-чевой, М.И. Левина, А.Н. Масловой, Э.Л. Шапиро, М.С. Миримановой, Д.Е. Шехурина, Л.Н. Карагановой, А.В. Соколо- ва и др. Методы исследования информационных потребностей анализировались в работах С.Д. Когот-кова, Л.Л. Попиловой, Э.С. Бернштейн, ИИ. Голованова. Труды названных исследователей составили «золотой фонд» обслуживания. Их значимость со временем не уменьшилась, а, напротив, возросла в условиях использования современных информационных технологий.

Для исследователей традиционным являлось рассмотрение аспектов профессионального чтения и использование информации в связи с научно-производственной деятельностью специалистов. При таком подходе информационные процессы изучались как «малая деятельность», осуществляемая в пределах «большой», т.е. собственно исследований, разработок, промышленного производства или эксплуатации объектов техники. Стало понятным, что профессиональное чтение должно изучаться не только в библиотеке, но и за ее пределами. Декларировалось, что из библиотеки его нельзя «увидеть». А

для того чтобы рационально строить обслуживание, необходимо выявлять , -

цию. Изучения профессиональных потребностей для этого уже недостаточно, требуется исследование информационного поведения людей.

Феномен информационного поведения людей в середине 1990-х гг. привлек внимание специалистов разных областей знания — психологов, социо-, . -следование информационного поведения специалистов [7-9]. Информационное поведение понимается как образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых человеком для получения-усвоения и использования-создания , . Информационное поведение специалистов рассматривается как основание для социальной дифференциации. Если прежде причины социального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами, то сегодня фактором расслоения становится уровень информационной культуры, проявляющийся в информационном по.

, , -

ности как познающего субъекта, ее умение ориентироваться в информацион-. , -ляется степень доступности и комфортности использования совокупных информационных ресурсов, которые общество предоставляет индивиду, стремящемуся состояться как профессионалу и личности. В ходе исследования, проведенного СПбГУКИ совместно с библиотеками города, доказано, что информационное поведение различных социальных групп поддается наблю-, . -формационного поведения людей, пригодная для целей стратификации об.

Информационное поведение отражает уровень информационной культу. ,

культуры специалистов сказывается не только на уровне их собственных

, -

формационных продуктов и услуг, предоставленных информационной служ.

Дело в том, что совокупные информационные ресурсы могут не содержать сведений, прямых ответов на вопрос, интересующий пользователя. Од, , , , . -

зователь положительно оценит такие результаты информационного поиска, а

, « »,

для непосредственного заимствования, — нет. Кроме того, то обстоятельст-

,

время, приводит к тому, что эффект, возникающий в итоге использования , -

.

Анализ содержания информационных процессов, самостоятельно осуще-, -

ставлений и обосновать цель формирования информационной культуры — развитие умений самостоятельно наращивать профессиональное знание, а не простое усвоение минимума пользовательских навыков. Иначе говоря, формировать информационную культуру — значит показывать необходимость систематического самообразования и развивать те навыки и умения, которые для этого требуются [10].

В процессе проведения исследования специалистами СПбГУКИ разработана модель эталонного поведения специалиста, которая включает следующие составляющие:

• осознание важности непрерывного образования и сознательное стремление к нему;

• ориентация на мировые инф ормационные ресурсы;

• комплексное использование различных каналов получения информа-

;

• способность к рефлексии и оценке ур овня собственной информацион-

;

• стремление к профессиональному общению, к обмену знаниями;

• активность в распространении нового знания;

• соблюдение правовых и этических норм делового общения.

Этот экскурс в историю изучения пользователей позволяет проследить тенденцию углубления интереса к потребностям отдельной личности. В качестве объекта изучения сначала выступали большие социальные группы (рабочие, жители села), далее изучались информационные потребности отдельных профессиональных групп (медики, учителя, ученые) и затем информационное поведение каждой конкретной личности.

, -

сти и поисковое поведение читателей, велико, причем многие из них прежде вообще не принимались во внимание библиотечными специалистами. Например, фактор консервативности потребителей информации, который проявляется в том, что, освоив какую-либо систему или программу, потребители информации с большим нежеланием и трудом переходят к новым приемам

поиска или подачи материала [11]. Поэтому внедрение электронных и телекоммуникационных связей в систему научных и библиотечных коммуникаций не приводит к одномоментным существенным изменениям в поисковом . -стики остаются довольно устойчивыми: потребители научной информации продолжают воспринимать библиотеку как социокультурный, а не информа-[12].

Безусловно, была права И.К. Кирпичева, которая много и плодотворно

занималась в свое время проблемами чтения в структуре научного творчества , -

теризуется не только заданностью (найти готовые решения, оценить уровень проделанных исследований и т.д.), но и поиском, формированием, выработкой собственного решения [13].

Можно также предположить, что на выбор каналов предоставления информации и документов влияют особенности восприятия печатных текстов и

текстов на электронных носителях. Наблюдения библиотечных специалистов

, , -

ется неотъемлемой частью творческой деятельности, переход от навыков восприятия печатных текстов к электронным осуществляется сложнее, чем при чтении «деловой литературы» (справочные и информационные издания, , , ). , научных документов несут иную смысловую, эмоциональную, психологическую и временную нагрузку, нежели тексты документов для делового чтения в электронном варианте.

По мнению специалистов, дальнейшее изучение пользователей будет направлено на выявление и анализ основных ценностей потребителей — понятия, к которому привлечено пристальное внимание маркетологов. Для библиотек и информационных служб это означает, что изучаться должны не только информационные потребности и информационное поведение, но и потребительские требования (потребительские предпочтения) как к инфор-, .

Ценностные ориентации — это универсальные побудители человеческой

, ,

том числе определяют его поисковое поведение как читателя. Только на основе глубокого изучения ценностной ориентации пользователей, особенно - , -

, .

Литература

1. Murphy, M. Evaluating library public service / M. Murphy // J. of Libr. Administration. — 1990. — Vol. 12, № 1. — P. 63-90.

2. Брежнева, В Л. Информационное обслуживание, продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В. В. Брежнева, В .А. Минкина. — СПб.: Профессия, 2004. — 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Брежнева, В Я. Информационн ое обслуживание: учеб. пособие / В.В. Брежнева. — СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2002. — 48 с.

4. , . . - -

/ . . // . .1. — 2003 — 6. —

С. 18-23.

5. Дрешер, ЮЛ. Информационное обеспечение системы здравоохранения в

/ . . // -охранение. — 2004. — № 1. — С. 85-95.

6. Дрешер,Ю.Н. Информационное обеспечение системы здравоохранения: учеб.-метод. пособие. / Ю.Н. Дрешер. — Казань: Медицина, 1999. — 148

.

7. Зусьман, О.М. Информационное поведение ученых — представителей на-

/ . . , , . . // . 1. — 1995 — № 7. — С. 12-18.

8. : ,

/ . , . . , . . , . . . — М: ВИНИТИ, 1996. — 499 с.

9. Кирпжева,И.К. Чтение в процессе научного творчества / И.К. Кирпичева // . — ., 1975. — . 75-88.

10.Кожевникова,Л. Библиотечное обслуживание в изменившейся системе

/ . // . —

1999. — № 3. -С. 53—68.

11. Минкина,ВА. Информационная культура специалиста и проблемы ее

/ . , . . // -но-информационное образование: учеб тетради. — СПб.: СПбГУКИ, 1999 — Вып 3 — С. 121-136.

12. / . . . . , . . . — СПб.- Профессия, 2002. — 528 с.

13. / . . . . , . . . — СПб., 2001. — 446 с.

14.Шапиро,Э.Л. О путях уменьшения неопределенности информационных запросов / Э.Л. Шапиро // НТИ. Сер. 1. — 1975. — № 5. — С. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.