Научная статья на тему 'Современные проблемы технологии управления знаниями в библиотеке'

Современные проблемы технологии управления знаниями в библиотеке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ПОТОК / БИБЛИОТЕКИ / KNOWLEDGE MANAGEMENT / ANALYTICAL ACTIVITY / DOCUMENTARY STREAM / LIBRARIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябинина Евгения Павловна

Управление знаниями как перспективное направление аналитической деятельности. Анализ документального потока по тематике управления знаниями. Управление знаниями в деятельности библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рябинина Евгения Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of knowledge management in library: modern problems

Knowledge management as perspective direction of analytical activity. The analysis of a documentary stream on subject of knowledge management. Knowledge management in activity of libraries.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы технологии управления знаниями в библиотеке»

УДК 002.5:021

Е. П. Рябинина

Современные проблемы технологии управления знаниями в библиотеке

Управление знаниями как перспективное направление аналитической деятельности. Анализ документального потока по тематике управления знаниями. Управление знаниями в деятельности библиотек.

Ключевые слова: управление знаниями, аналитическая деятельность, документальный поток, библиотеки

Evgenia P. Ryabinina

Technologies of knowledge management in library: modern problems

Knowledge management as perspective direction of analytical activity. The analysis of a documentary stream on subject of knowledge management. Knowledge management in activity of libraries.

Keywords: knowledge management, analytical activity, documentary stream, libraries

В России тема управления знаниями освещается на страницах профессиональной печати, начиная с середины 1990-х гг. К середине 2000-х гг. документальный поток публикаций по управлению знаниями достиг своего пика, подтвердив слова экспертов, предсказывавших, что 2003-2004 гг. станут «годами управления знаниями»1. Несмотря на некоторый спад количества публикаций2, вопросы применения технологий управления знаниями продолжали активно изучаться специалистами. Произошел переход на новый уровень осмысления - от публикаций проблемно-постановочного характера к разработке систем управления знаниями и их внедрению в практическую деятельность. Кроме того, технологии управления знаниями получили достаточно широкую научную разработку, что выразилось в издании монографий и учебных пособий ведущими научными учреждения и высшими учебными заведениями.

В результате проведенного нами анализа документального потока литературы по управлению знаниями, вышедшей в свет в период с 2009 по 2014 гг., и сравнении этого потока с потоком 1993-2008 гг. можно сделать следующие выводы:

1) сегодня наблюдается закономерное увеличение интереса специалистов к теме, что связано с переходом к экономике знаний;

2) изменилось ядро профильных изданий, публикующих статьи по управлению знаниями; для сравнения, в 1993-2008 гг. в ядро входили журналы: «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент в России и за рубежом», «Справочник по управлению персоналом» и др.; в 2009-2014 гг.: «Управление человеческими

ресурсами - основа развития инновационной экономики», «Экономика и предпринимательство», «Проблемы теории и практики управления»;

3) полностью поменялась авторская структура документального потока по управлению знаниями; ведущие авторы 1993-2008 гг.: Б. З. Мильнер, Т. М. Орлова, Т. А. Гаврилова, А. Л. Гапоненко; в 2009-2014 гг.: А. В. Комарова, В. А. Кудинов,

Е. В. Погорелова;

4) развитие новых информационных технологий, сети Интернет, активное использование достижений в научной сфере и технологических процессах, быстрое изменение потребностей и возможностей потребителей - все это является опорой для формирования «экономики знаний», «информационного общества» и соответствующих систем, методов, средств оптимизации информационных, знаниевых процессов по средствам применения методик менеджмента знаний. Эти изменения повлекли за собой обострение конкурентной борьбы в сфере информационного рынка, где библиотека выступает как один из важнейших игроков;

5) значительно увеличилось число публикаций по управлению знаниями в специализированной литературе (например, в промышленности, медицине, в сферах государственного управления и образования);

6) возросло количество публикаций по управлению знаниями в библиотечно-информационной сфере. Так, если в 1993-2008 гг. общее число работ по управлению знаниями в библиотечных периодических изданиях составляло 24 публикации, то только с 2009 по 2014 гг. их насчитывается уже 14.

На основании собранного отечественного документального массива по управлению знаниями за 2009-2014 гг. четко выделяются следующие темы изучения:

- общие вопросы управления знаниями, определение основных понятий, делается акцент на роль знаний в экономике;

- современное состояние и тенденции развития: представления о знании, дискуссии о концепциях и подходах к проблеме управления знаниями;

- проектирование и использование систем управления знаниями;

- практика управления знаниями в разных областях деятельности: государственное управление, некоммерческая сфера (культура, образование, наука) и в коммерческих организациях;

- существующие типы организаций, способные использовать новые принципы работы;

- подготовка кадров по управлению знаниями.

С начала развития управления знаниями как научного направления в России ведется его активное освоение библиотечным сообществом. Часто библиотека рассматривается как одно из средств управления знаниями. Отмечается, что «она не должна застывать в своем развитии, от нее требуется быть гибкой, современной», она должна «оперативно реагировать на изменения требований к образовательному процессу, менять методы и формы своей работы»3. Для информационно-

го продукта как результата библиотечно-информационной деятельности предлагаются современные средства модернизации на основе «Системы управления знаниями по информационным услугам (Service Knowledge Management System или SKMS), представляющей собой совокупность программных модулей, баз данных и интегрированной базы знаний и ряда подсистем»4. Е. А. Шибаева рассматривает менеджмент знаний как новую функцию библиотек, а библиотечную деятельность инновационных библиотек считает основополагающей для построения информационного общества5.

Сегодня библиотеки выступают как одна из важнейших ресурсных баз, функционирование и развитие которой во многом определяет конкурентные преимущества страны. Поэтому библиотечное сообщество сегодня все чаще обращает внимание на различные формы управления знаниями, применяемые в профессиональной библиотечной деятельности. Многие библиотечные специалисты отмечают, что часть важных аспектов управления знаниями пока не нашла отражения в публикациях отечественных авторов, однако, при сравнительном анализе документального микропотока по управлению знаниями в библиотечной отрасли, например, с потоком по государственному управлению или медицине, можно увидеть более детальную разработку темы в библиотечной сфере. В частности, наряду с публикациями общего характера, присутствуют работы, выделяющие основные проблемы управления знаниями в библиотеках и информационных центрах:

- сущность и особенности использования автоматизированных онлайн-ин-струментов для управления знаниями, обеспечивающих совершенствование поиска и предоставления информации пользователю6;

- управление знаниями на основе сервисно-ориентированного подхода7;

- обоснование и методика создания системы управления знаниями8;

- рассмотрение библиотеки как части системы управления знаниями9;

- создание отдельных информационных ресурсов для осуществления менеджмента знаний с целью формирования информационной культуры10;

- разработка методики библиографического картографирования - создание карт знаний11;

- выполнение библиографом функций менеджера по знаниям, включая новые формы представления библиографической информации12.

В условиях современного информационного общества приоритетными становятся задачи доведения информационных продуктов и услуг до рынка насколько возможно быстро и с наименьшими затратами. Применение профессиональных навыков в рамках существующих компетенций сотрудников библиотеки является важным критерием максимизации качества обслуживания читателей. Но, например, при выполнении сложных запросов реализация задачи предоставления качественных информационных услуг осложнена, порой, отсутствием необходимого для этого временного резерва, непредусмотренного служебными инструкциями.

В результате обогащение ассортимента библиографической продукции обзорными справками, картами знания и др. аналитическими материалами остается нереализованным, а скорость и качество выполнения сложных запросов не соответствует ожиданию пользователей.

Современные информационные потребности читателей усложняются, и для удержания пользователей библиотекам необходимо, при возможности, пересмотреть существующие структуры отделов обслуживания читателей и библиографирования. И здесь важно решение вопросов эффективного управления человеческими ресурсами и аудита информационных ресурсов, диагностика и учет информационных ресурсов, т. е. «библиография второй степени» в новой форме. Библиографическая деятельность и ее продукция выступают исходной базой формирования и системного пополнения порталов знаний13. Для обеспечения обслуживания, наиболее соответствующего современным вызовам, предпочтительным является комплексный подход управления знаниями, сочетающий в себе методики эффективного управления человеческим капиталом и информационными ресурсами.

Активно используя информационно-библиографические, неэкономические, способы управления знаниями, например, биобиблиографические и персональные указатели, издание коллективных монографий, отраслевые и универсальные справочники. Библиографы могут значительно расширить свои функциональные возможности, внедряя в качестве инструментов управления знаниями различные карты и атласы знаний14. Для этого сотрудникам библиотечно-информационных центров необходимо осваивать практики экономного и оперативного интернет-поиска, методы анализа текстов, вводить в должностные инструкции библиографов, выполняющих сложные запросы, аналитические функции.

Спектр задач, решаемых посредством внедрения технологии управления знаниями, определяется совокупностью причин, стимулирующих внедрение концепции управления знаниями в практику библиотечно-информационной деятельности15. В числе основных причин можно назвать:

- быстрое освоение библиотеками современных технологий, обеспечивающих адаптацию их специалистов к меняющимся условиям, что повышает качество работы и обеспечивает престижность библиотеки;

- повышение оперативности реагирования библиотекарей на информационные потребности специалистов-пользователей;

- содействие библиотек учреждений формированию интеллектуального капитала их сотрудников;

- обеспечение формализации, сохранения и взаимоиспользования уникального знания в библиотеке;

- сокращение периода адаптации новых сотрудников библиотек посредством создания и использования «пакетов знаний», включающих методики, процедуры,

руководства, слабоформализуемые сведения о читательской аудитории и ее информационных потребностях и т. д.;

- обеспечение быстрой актуализации знаний сотрудников;

- формализация скрытых знаний16.

Основные характеристики системы управления знаниями применимо к би-блиотечно-информационной деятельности являются особо актуальными на фоне ускоряющегося темпа развития информационных технологий во всем мире. Библиотека как один из важнейших информационных институтов сегодня все чаще обращается к инструментам управления знаниями, что указывает на возможность постепенного внедрения не только отдельных функциональных элементов управления знаниями, но и утверждения комплексного подхода к управлению знание-вым капиталом. Современные проблемы внедрения и использования технологий управления знаниями, отраженные в источниках информации по библиотечному делу, демонстрируют закономерность внедрения нового, научно-практического направления менеджмента, указывают на активное развитие и производство новых технологий управления знаниями в библиотечной практике. Управление знаниями - один из наиболее прогрессивных видов управления в библиотечно-ин-формационной сфере, осмысление и внедрение которого поможет решить многие проблемы библиотек.

Примечания:

1 Крымская А. С., Гранкина Е. Ю. Управление знаниями = Knowledge management : аннотированный библиографический указатель, 1993-2007. - Санкт-Петербург : Европейский Дом, 2009. - С. 40.

2 Там же. С. 321-322.

3 Евглевская Е. В. Библиотека как средство управления знаниями и главное звено в преобразовании информационного пространства вуза : [опыт работы Науч. б-ки Алтайского гос. ун-та, Барнаул] // Библиотечное дело. - 2009. - № 6. - С. 26.

4 Трофимов В. Б. Управление знаниями по информационным услугам на основе сервисно-ориентированного подхода // Концепт. - 2014. - Т. 20. - С. 831.

5 Шибаева Е. А. Управление знаниями как новая функция библиотек // Библиотековедение. -2009. - № 5. - С. 39.

6 Московкин В. М. Базы данных научной информации и онлайновые поисковые инструменты: использование дляуправления знаниями// Научные итехнические библиотеки. -2012. - № 6. - С. 18-29.

7 Трофимов В. Б. Управление знаниями по информационным услугам на основе сервисно-ориентированного подхода // Концепт. - 2014. - Т. 20. - С. 831-835.

8 Дрешер Ю. Н., Ключенко Т. И., Олейник О. Н. Управление знаниями в ГАУ «Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр» : цель, задачи, функции, технология формирования // Вестник Казанского гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 4-1. - С. 106-114.

9 Евглевская Е. В. Указ. соч. - С. 24-26.

10 Дрешер Ю. Н., Ключенко Т. И., Олейник О. Н. Веб--сайт системы управления знаниями РМБИЦ как средство формирования информационной культуры // Библиосфера. - 2014. -№ 2 . - С. 59-61.

11 Крымская А. С. Управление знаниями - перспективная технология для библиотечно-информационных работников // Научные и технические библиотеки. - 2005. - № 9. - С. 10-14.

12 Гордукалова Г. Ф. Предисловие к статье А. С. Крымской «Библиография в технологиях управления знаниями» // Библиотечное дело. - 2004. - № 4. - С. 16-19.

13 Там же.

14 Крымская А. С. Библиография в технологиях управления знаниями // Библиотечное дело. - 2004. - № 4. - С. 18.

15 Московкин В. М. Указ. соч.

16 Крымская А. С. Персональная библиография в технологиях менеджмента знаний : дис. ... канд. пед. наук / СПбГУКИ. - Санкт-Петербург, 2004. - С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.