УДК 614.8
C.B. Тыщенко, С. О. Потапова
ФГБОУ ВО Воронежский институт-филиал Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С РАЗЛИВОМ НЕФТЕПРОДУКТОВ
Рассмотрены чрезвычайные ситуации, связанные с аварийными разливами нефти, которые представляют высокую и реальную опасность для населения и территорий; представлено прогнозирование объёмов и площадей разливов нефти и нефтепродуктов. Рассмотрены границы зон чрезвычайных ситуаций с учетом результатов оценки риска разливов нефти, нефтепродуктов и ситуационные модели наиболее опасных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий для населения и окружающей среды прилегающей территорий. Приведена организация мониторинга за разливами нефтепродуктов.
Ключевые слова: нефтепродукты, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация возгорания нефтепродуктов.
S. V. Tyshchenko, S. О. Potapova
MONITORING AND FORECASTING OF EMERGENCY SITUATIONS RELATED TO OIL SPILL
Emergency situations related to oil spills, which pose a high and real danger to the population and territories, are considered; forecasting of volumes and areas of oil and oil products spills is presented. The boundaries of emergency zones are considered taking into account the results of the risk assessment of oil and oil products spills and situational models of the most dangerous emergency situations and their socio-economic consequences for the population and the environment of the adjacent territories. The organization of monitoring of oil spills is given.
Key words: oil products, systems of monitoring and forecasting of emergency situations, localization and liquidation of ignition of oil products.
Введение
Аварии, катастрофы, стихийные бедствия, известные случаи крупных загрязнений и заражений окружающей среды -эти и другие чрезвычайные ситуации за последние годы в России приобрели такой размах, что стали сказываться на безопасности государства и его населения. Крупные аварии и катастрофы техногенного и природного характера в последнее десятилетие оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения планеты, его среду обитания, последствия которого будут заметны еще десятки и даже сотни лет.
Аварии и техногенные катастрофы являются главной причиной возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций. Они могут возникнуть и возникают во всех отраслях экономики. Поэтому необходимо изучать, обобщать причины возникновения и развития аварий и катастроф, их возможные последствия, составлять прогнозы техногенной опасности и своевременно предусматривать комплекс профилактических мер, направленных на предотвращение или уменьшение вероятности гибели людей и безвозвратных потерь материальных ценностей [1].
Чрезвычайные ситуации техноген- ного характера составляют в среднем за год до 75% от всех зарегистрированных ЧС природного и техногенного характера. При этом число чрезвычайных ситуаций техногенного характера, при которых имели место человеческие жертвы, составляет 75 % от общего числа техногенных ЧС. Все это подчеркивает важность и актуальность рассматриваемой проблемы. Чрезвычайные ситуации, связанные с аварийными разливами нефти, представляют высокую и реальную опасность для населения и территорий. В связи с этим, вопросы организации ликвидации таких ЧС должны быть под пристальным вниманием, как органов государственной власти, так и органов управления (ОУ) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Прогнозирование объёмов и площадей разливов нефти и нефтепродуктов
Расчет возможного объема разлива нефтепродуктов выполняется в соответствии с условиями, установленными Постановлением Правительства РФ № 240 от 15.04.2002 г. «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ».
В соответствии с классификацией определяют уровень возможной чрезвычайной ситуации [2], исходя из объема разлившихся нефти и нефтепродуктов:
- автоцистерна - 100 процентов объема;
- железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;
- трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
- трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;
- стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов
- 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
На размеры площади разлива нефтепродуктов и направление движения пятна влияют:
- время года в момент разлива;
- объём разлитого нефтепродукта;
- наличие и расстояние защитных сооружений от распространения разлива;
- рельеф, подстилающая поверхность и грунты в месте разлива;
- наличие на болотах мочажин, водоёмов и их размеры;
- наличие стоков в водотоки из водоёмов, расположенных на болотах в месте разлива;
- уровень обводнённости местности, где произошёл разлив;
- наличие растительности;
- метеорологические условия;
- попадание разлитого нефтепродукта в водотоки;
- время локализации разлива нефтепродукта.
Границы зон чрезвычайных ситуаций с учетом результатов оценки риска разливов нефти и нефтепродуктов.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности [3], выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
- локального значения - до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
- местного значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
- территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
- регионального значения - от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
- федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
Ситуационные модели наиболее опасных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий для населения и окружающей среды
прилегающей территории.
При хранении, транспортировке и перекачке нефти и нефтепродуктов возможно возникновение следующих чрезвычайных ситуаций (рис. 1):
Рис. 1. Ситуационные модели наиболее опасных ЧС
На магистральном нефтепродуктопроводе:
- разрыв на магистральном участке или отводе на нефтебазу, утечка нефтепродукта с выходом на рельеф местности;
- выход нефтепродукта из - под сальниковых трещин, свищей запорной арматуры или нефтепродуктопровода с последующим возгоранием;
- несанкционированная врезка;
- авария на линейно-производственной диспетчерской станции, в том числе пожар или разлив нефтепродукта.
На нефтебазах и автозаправочных комплексах при возникновении крупных аварийных разливов нефтепродуктов (более 4 м2) на заправочных площадках, образуется паровоздушная смесь, при возгорании которой, кроме материального ущерба, возникает реальная угроза человеческой жизни. При автомобильных транспортировках возможны опрокидывания или разрушения емкостей с нефтепродуктами, при которых возможен разлив нефтепродуктов и образование незначительных по размерам очагов пожаров и загрязнений окружающей среды. На территории аэродромов из-за возможного разлива авиатоплива может возникнуть пожар, который характеризуется, как правило, большими размерами, быстрым распространением горения, высокой скоротечностью и большой температурой в зоне горения. На железнодорожных станциях может быть сосредоточено до 1000 тонн различных видов нефтепродуктов. В случае аварии на железнодорожном транспорте возможны разрушения путей, контактных линий электросети, близлежащих зданий и сооружений с образованием завалов и зон сплошных пожаров, произойдет разгерметизация цистерн, что приведет к частичному или полному выходу нефтепродуктов, образованию облака топливно-воздушной смеси (TBC) вследствие испарения нефтепродукта с поверхности разлива, с образованием опасных для здоровья людей концентрации нефтепродуктов в воздухе. Облако TBC может дрейфовать и, в конечном итоге, взорваться с образованием зоны избыточного давления. В случае большого выхода нефтепродуктов и образования облака TBC аварийная ситуация может выйти за границы объекта, что может повлечь за собой жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей.
Неблагоприятное влияние на оперативность в организации и проведение работ по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов оказывают инженерные сооружения области на транспортных коммуникациях:
- малое количество мостов и понтонных переправ через реки;
- наличие виадуков, что затрудняет проезд крупногабаритной инженерной техники к местам проведения аварийно-спасательных работ;
- отсутствие хороших транспортных дорог, особенно в сельской местности, что увеличивает время прибытия на место ликвидации чрезвычайной ситуации;
- переезды через железнодорожные пути в случае закрытия для пропуска железнодорожных составов.
Организация мониторинга за разливами нефтепродуктов
Мониторинг за разливами (утечками) нефтепродуктов на территории субъектов РФ осуществляется в рамках территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ТСМП ЧС) и проводится на трёх уровнях: объектовом, местном, территориальном.
Схема организации мониторинга обстановки за разливами (загрязнениями) нефтепродуктов представлена на рис. 2.
Ор1 .пни.щня мониториш .1 УЪ разлнидми нефтепродуктов
ТЦМП ЧС •-. Поддержка припиши решении
Анализ информации и прогнозирование ЧС
Я
П - 9 ;! «Г» \ *: ■г ? 1 л т 1 1 1|
111 11 г * Б 1
П
■
Т а
е Ч 5 С а
| 5 1(1 |
Ч 2 с. и ь 3 ♦ у в
е
а " • 3
1 * X т *5 а 2
"«51 к ■ » а
" Ч а 5 Ц11
> а ■ л и
ь е- ■ а
51 ::
к а В- Р г 1
м ¡1 Я *•»
а ж !: *: е- ж >
И ГГ ^ в
11 * в а ' 1
Миннюрннг 1я ра глинами (>Я1 ряшепинми) нефтепродуктов
Идентификация разлива (за!рязнешея) 1и<»тепрод> ктив
Рис. 2. Организация мониторинга за разливами нефтепродуктов
На объектовом уровне начато внедрение структурированной системы мониторинга на наиболее опасных в плане тяжести последствий объектах.
На местном уровне осуществляется мониторинг за разливами нефтепродуктов путём сбора информации через муниципальные единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС).
На территориальном уровне мониторинг за разливами нефтепродуктов осуществляют территориальные контрольные и надзорные органы:
- Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека;
- Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования;
- Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора;
- Управление по экологии и природопользованию;
- Гидрометеорологический центр;
- Территориальные центры государственного мониторинга геологической среды.
Определение достаточного состава сил и средств ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов с учетом их дислокации
Расчет сил и средств ТП РСЧС на случай локализации и ликвидации возгорания нефтепродуктов определяется объемом возможного разлива и масштабами рас-пространения пятна нефтепродукта по рельефу местности [4].
При этом учитывается:
- максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;
- площадь разлива;
- год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;
- максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объектах;
- физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
- влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в речные акватории, во внутренние водоемы;
- гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта;
- возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе;
- наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;
- транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
- время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
- время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.
Необходимость привлечения дополнительных сил и средств для ликвидации аварии зависит от масштабов произошедшей аварии и определяется руководством объекта и Центром управления силами ГУ МЧС по субъекту РФ.
С целью определения необходимого состава сил и специальных технических средств на проведение мероприятий организациями осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).
Вывод. Чрезвычайные ситуации, связанные с аварийными разливами нефтепродуктов, в результате крушения подвижного состава представляют высокую и реальную опасность для населения и окружающей природной среды, так как при этом возможны утечка, загорание опасного вещества, разрушение железнодорожного полотна и контактной сети. Именно данные обстоятельства обусловили необходимость поиска и
обоснования мероприятий по организации ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на железнодорожном транспорте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
2. Исаева Л.К., Сулименко В.А. Экологическая безопасность объектов топливно-энергетического комплекса / JI.K. Исаева, В.А. Сулименко // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2013. - № 4. - С. 4 -9.
3. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613«0 неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
4. Горшков A.B. Защита населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и опасностей военного характера: учеб. пособие / A.B. Горшков, Д.Л. Мальцев, С.М. Корнеев. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. -280 с.
УДК 6:001.8
H.H. Уралов1, Н.С. Шимон2, A.B. Калач1, Е.В. Калач3
1 Федеральное казённое образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний»
2 Казенное учреждение Воронежской области «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области»
3 Воронежский институт - филиал Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОХРАНЫ ПЕРИМЕТРА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Рассматриваются варианты повышения информативности и вероятности обнаружения различных радиотехнических средств охраны.
Ключевые слова: периметр, извещатель, радиолучевые, теленаблюдение.
N. V. Uralov, N.S. Shimon, А. V. Kalach, Е. V. Kalach
CRITERIA FOR EVALUATION OF RADIO ENGINEERING SYSTEMS OF PROTECTION OF PERIMETER TAKING INTO ACCOUNT FEATURES OF THEIR FUNCTIONING
Options of increase in informational content and probability of detection of various radio engineering means of protection are considered.
Keywords: perimeter, announcer, radio beam, video surveillance.
Повышение информативности радиотехнических средств охраны становится основным направлением развития техники периметровой охранной сигнализации. Последние достижения зарубежных производителей показывают, что можно существенно снизить влияние выбора чувствительности (порога) за счет внедрения самонастраивающихся и обучаемых систем и алгоритмов обработки.
Однако внедрение «умных» алгоритмов должно сопровождаться существенным увеличением потока независимой сигнальной информации с рубежа охраны. То есть современные системы охраны (СО) должны быть предельно информативны, иметь несколько
915