УДК 622.692.4.053:658.382 А.А. Ишелев
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧС НА МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДАХ. МЕТОДЫ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
В статье рассмотрены основные причины загрязнения почвенного покрова углеводородами нефти. При этом особое внимание уделено России. Представлены результаты распределения причин возникновения ЧС и происшествий, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов. Приведены сведения о методах ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных розливом нефтепродуктов. Выявлен биологический метод, который имеет ряд достоинств.
Ключевые слова: Чрезвычайная ситуация, нефтепродукты, загрязнение, метод ликвидации, последствия, биологическая очистка, препарат.
A.A. Ishelev
ASSESSMENT OF THE IMPACT OF EMERGENCIES ON THE MAIN OIL. METHODS OF ELIMINATION OF CONSEQUENCES
The article describes the main causes of soil pollution with petroleum hydrocarbons. Particular attention is paid to Russia. Presents results of the distribution of causes of emergencies and incidents related to spills of oil and oil products. For information about the methods of liquidation of consequences of emergency situations caused by the bottling of the oil. Identified a biological method that has a number of advantages.
Keywords: Emergency, petroleum products, pollution, the method of liquidation, consequences, biological treatment.
В последние годы в Российской Федерации продолжается рост чрезвычайных ситуаций (ЧС), обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов. Данные статистики показывают, что размеры зон этих ЧС абсолютно различны по площади. Однако, даже при относительно малых количествах разливов нефти и нефтепродуктов, последствия могут быть весьма значительными, а главное, могут носить долговременный характер и привести к серьезному ущербу.
Особенности нефтяной промышленности обусловлены прежде всего физическими и химическими свойствами нефти и нефтяного газа, их взрывчатостью при определенных условиях и токсичностью.
Аварии, катастрофы, стихийные бедствия, (связанные с нефтяной отраслью) известные случаи крупных загрязнений и заражений окружающей среды - эти и другие чрезвычайные ситуации за последние годы в России приобрели такой размах, что стали сказываться на безопасности государства и его населения. Сложная социально-экономическая обстановка в стране ставит перед органами государственного управления задачу принципиально нового подхода к решению проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой. В результате экономического развития, уровень антропологических нагрузок на биосферу приблизился к критическому и грозит необратимыми последствиями для мировой цивилизации в целом. Крупные аварии и катастрофы техногенного и природного характера в последнее десятилетие оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения планеты, его среду обитания, последствия которого будут заметны еще
1074
десятки и даже сотни лет. Все это подчеркивает важность и актуальность проблемы чрезвычайной ситуации, связанной с аварийным разливом нефти, которая представляет высокую и реальную опасность для населения и территорий.
При хранении, транспортировке и перекачке нефти и нефтепродуктов возможно возникновение следующих чрезвычайных ситуаций:
На магистральном нефтепродуктопроводе:
- разрыв на магистральном участке или отводе на нефтебазу, утечка нефтепродукта с выходом на рельеф местности;
- выход нефтепродукта из-под сальниковых трещин, свищей запорной арматуры или нефтепродуктопровода с последующим возгоранием;
- несанкционированная врезка;
- авария на линейно-производственной диспетчерской станции в том числе пожар или разлив нефтепродукта.
При автомобильных транспортировках возможны опрокидывания или разрушения емкостей с нефтепродуктами, при которых возможен разлив нефтепродуктов и образование незначительных по размерам загрязнений окружающей среды и очагов пожаров.
На территории аэродромов из-за возможного разлива авиатоплива может возникнуть пожар, который характеризуются, как правило, большими размерами, быстрым распространением горения, высокой скоротечностью и большой температурой в зоне горения.
На железнодорожных станциях может быть сосредоточено до 1000 тонн различных видов нефтепродуктов. В случае аварии на железнодорожном транспорте возможны разрушения путей, контактных линий электросети, близлежащих зданий и сооружений с образованием завалов и зон сплошных пожаров, произойдет разгерметизация цистерн, что приведет к частичному или полному выходу нефтепродуктов, образованию облака топливно-воздушной смеси (TBC) вследствие испарения нефтепродукта с поверхности разлива, с образованием опасных для здоровья людей концентрации нефтепродуктов в воздухе.
Анализ произошедших ЧС и происшествий, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов также позволяет выявить причины их возникновения, которые распределились следующим образом (диаграмма 1):
- отказ оборудования - 25,3%;
- ошибки персонала (ошибки операторов, ремонтных бригад, нарушения правил дорожного движения, управления морскими судами) - 19,0%;
- вмешательство извне (в подавляющем большинстве случаев несанкционированные врезки в магистральные и промысловые нефтепроводы, а также столкновение морских судов) - 45,5%;
- несанкционированные действия организаций по размещению (сбросу) отходов, содержащих нефть и нефтепродукты - 5,1%;
- воздействие неблагоприятных факторов природного характера - 5,1%.
Распределение причин возникновения ЧС и происшествий, связанных с разливами
нефти и нефтепродуктов
Воздействие —- неблагоприятных факторов
действия организаций по ^Я размещению (сбросу) ™
характера Опии 4 5%
Вмпштглмтпо оборван*
Кроме регулярных разливов, случаются и аварийные ситуации. В любом случае, нефтяные загрязнения нужно устранять. Россия является участником ряда международных конвенций по охране окружающей среды, а наше законодательство в этой сфере одно из самых строгих в мире.
Методы ликвидации нефтяных загрязнений очень разнообразны, самый простой способ — механический. Механическая рекультивация загрязненных нефтью почв и грунтов проводится следующим образом: сначала откачивают нефть или нефтепродукты в емкости, производят обваловку загрязнения, делают замену почвы (т. е. сгребают и вывозят загрязненный слой). Этот метод приметается в качестве первичного мероприятия при крупном разливе нефти.
Физико-химические методы удаления загрязнений почвы нефтью включают:
• сжигание почвы,
• промывка почвы,
• сорбция нефтепродуктов с поверхностного слоя почвы, электрохимическая очистка почвы и др.
После первичных мероприятий приходится производить выемку загрязнённого грунта и очищать его от нефти, а это довольно дорогостоящий и трудоемкий процесс, как и другие мероприятия по обезвреживанию.
К наиболее распространенному и применяемому методу, в настоящее время, относится биологическая рекультивация нарушенных земель.
Биологам давно известно, что некоторые микроорганизмы питаются нефтью, выделяя при этом совершенно безвредные для окружающей среды вещества. Биоочисткой нефтяных загрязнений занимались и в России, и за рубежом. Были достигнуты определённые успехи, а на рынке появились биопрепараты. Иначе их называют биодеструкторами.
Достоинство биодеструкции в том, что не нужно проводить никакой механической работы — достаточно лишь внести в нефтяное пятно бактериальную культуру, а бактерии сами уничтожат нефть без следа. Другое достоинство заключается в том, что биоочистка работает при загрязнении водных объектов и почв.
Прогресс никогда не стоит на месте, поэтому учёные искали всё более универсальные и более быстродействующие биопрепараты. Огромных успехов добились исследователи, создавшие биодеструктор «Биорос», превосходящий по своим свойствам отечественные и зарубежные аналоги. Он работает в широком диапазоне температур: от +5 до +45°С и уничтожает нефть быстрее своих предшественников.
Преимущества данного препарата:
-Эффективность разложения нефтепродуктов - до 100%.
-Экологически безопасная регенерация почв. Препарат положительно влияет на восстановление экосистемы.
-Свойства препарата не изменяются при возможном контакте с осадками/водой.
-Самопроизвольная десорбция препарата не возможна при соблюдении условий применения.
-Продукты распада нефти - органические кислоты, углекислый газ и вода безопасны для окружающей среды.
-Отсутствует необходимость утилизировать вспомогательный компонент с места ликвидации.
-Вспомогательный компонент биодеструктора сорбент на основе высококремнистой породы, инертный, не способен нарушить экологический баланс окружающей среды.
-Пожаровзрывобезопасен.
-Нетоксичен и безопасен для живых организмов.
Расход препарата, по данным изготовителя указан в Таблице 1.
Нормы расхода препарата «Биорос» Загрязнитель % препарата от массы загрязнителя Средний расход препарата на 1 тонну загрязнителя
Светлые углеводородные загрязнения: 1. газовый конденсат 2.дизельное топливо 0,2% 2 кг
Темные углеводородные загрязнения: 1. сырая нефть 2.нефтешламы 3. мазут 0,5% 5 кг
Крупные аварии и катастрофы в последнее десятилетие оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения планеты, последствия которые будут еще заметны десятки и сотни лет. Чрезвычайные ситуации, обусловленные розливами нефти и нефтепродуктов, имеют тенденцию роста в России. Причины возникновения ЧС и происшествия, связанные с разливами нефти и нефтепродуктов представлены в диаграмме 1. Поэтому очень важно из всего разнообразия методов ликвидации выявить самый эффективный и применять его. Таким методом является биологический. Достоинств у данного метода достаточно много, самое важное заключается в том, что биоочистка работает при загрязнениях водных объектов и почв.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Звягинцев Д.Г., Гузев B.C., Левин C.B., Селецкий Г.И., Оборин A.A. Диагностические признаки различных уровней загрязнения почвы нефтью
//Почвоведение,- 1989,- № 1,- С.72-78.
2. Панов A.B., Есикова Т.З., Соколов С.Л., Кошелева И.А., Воронин A.M. Влияние загрязнения почвы на состав микробного сообщества // Микробиология. - 2013. - Т.82. - №2. -С.239-246.
3. Пиковский Ю.И., Геннадиев А.Н., Чернявский С.С., Сахаров Г.Н. Проблема диагностики и нормирования загрязнения почв нефтью и нефте- продуктами // Почвоведение. - 2003. -№ 9. -С.1132-1140.