ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
МОНИТОРИНГ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Сухотерина М.И.
преподаватель, Одесский национальный политехнический университет (Украина), 65025, Украина, г. Одесса, ул. акад. Заболотного, д. 2, к. 119, [email protected]
УДК 338.45:621
ББК 65.305.4
Цель. В публикации рассматриваются вопросы, взязанные социально ответственной деятельностью машиностроительных предприятий.
Методы. В рамках системного подхода используется методы сравнительного и критического анализа, а также сопоставления.
Научная новизна и результаты. Показано становление и развитие нефинансовой отчетности как инструмента оценки уровня социальной ответственности. Рассмотрены основные показатели отчета в области устойчивого развития на основные различные подходов к оценке деятельности предприятий машиностроительной отрасли.
Ключевые слова: машиностроительные предприятия, социальная ответственность, нефинансовый отчет, показатели устойчивого развития.
Sukhoterina M.I.
MONITORING AND METHODS OF ASSESSING THE LEVEL OF SOCIALLY RESPONSIBLE ACTIVITIES OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISES
Goal. The publication deals with socially responsible activities vzazannye machine-building enterprises.
Methods. Through a systemic approach using comparative methods and critical analysis, and mapping.
Scientific innovation and results. Shows the formation and development of non-financial reporting as a tool to assess the level of social responsibility. The basic indicators of the sustainable development report on various approaches to the assessment of the activities of the enterprises of machine-building industry.
Key words: machine-building enterprises, social responsibility, non-financial report, indicators of sustainable development.
5S
i к
Новые условия хозяйствования, в которых оказалась машиностироительная отрасль Украины, обусловили поиск новых методических и практических подходов к стратегическому управлению предприятиями. В современых условиях особое значение приобретает управление с позиций социально-ответственного поведения, которое учитывает интересы сообщества, персонала предприятия и заинтересованных сторон. При этом разнонаправленность интересов заинтересованных сторон создает определенные сложности в реализации принципов социальной ответственности
Вопросы, связанные с учетом социально ответственной деятельности активно начали подниматься учеными в 70-х гг., хотя в практике хозяйствования, в частности США, эти вопросы поднимались уже в конце 1960-х гг. (среди исследованных нами работ явля-
ется труд Д. Кэмпбелла, опубликованная в 2000 г., в которой он комментирует различные взгляды относительно теорий, почему корпорации добровольно берут на себя социальные обязательства на примере корпоративной отчетности Британской торговой компании «Marks and Spencer Pic.», начиная с 1969 г.) [1, с. 81].
К. Диган, в своем исследовании отмечает, что интерес к социальному учету в 1980-х несколько снизился и снова появился только в середине 90-х годов, частично благодаря росту экологического сознания [2, с. 319].
Некоторые западные ученые выделяют отдельный вид бухгалтерского учета - социальный учет. К ним относятся, в частности, М. Р. Метьюс и М.Х. Б. Пе-рера 3 Вопросы бухгалтерского учета с отображением социальных мероприятий раскрывает в своих
Сухотерина М.И.
работах польский профессор М. Добия, который исследует особенности развития человеческого капитала (общественных активов) и рассматривает возможные способы оценки этой величины [4, с.7].
Западными исследователями было замечено, что одной из задач бухгалтерского учета является информирование работников предприятия, местных сообществ, общества в целом о результатах хозяйствования того или иного субъекта с показом социальных аспектов их деятельности. Отмечается, что с начала XX в. бухгалтеры нашли в социологии средства для понимания общественных сил, которые определяют развитие бухгалтерского учета и формирование его принципов. В более общей форме возникло понимание комплекса проблем бухгалтерской практики. Но только после 1960 г. социальная природа бухгалтерского учета будет, наконец, признана в обществе [5, с. 28]. Именно в этот период начал развиваться так называемый «усложненный» («advanced») бухгалтерский учет и контроль, что проявилось в ужесточении требований к достоверности информации, приведенной в финансовой отчетности, в особенности в части социальных последствий деятельности предприятия. Эти требования касались, в частности:
1) учета экологического воздействия (другие названия - учет влияния на окружающую среду, так называемый зеленый учет), что связано с изменениями в системе ценностей, увеличением влияния общества на предпринимательские структуры с целью усиления их социальной ответственности, направленной на охрану и восстановление окружающей среды. Такие изменения в сознании общества возникли под влиянием быстро нарастающих темпов развития экономики. Этот процесс вышел из-под контроля общества, что в короткий срок привело к катастрофическим изменениям окружающей среды. В связи с этим изменился подход к целям хозяйственной деятельности, ее рациональности и эффективности;
2) учета человеческих ресурсов. Начало таких исследований связано с такими учеными, как Р. Лай-керт, который один из первых указал на то, что в организации, где руководство сосредоточено не только на результатах, но и принимает во внимание нужды персонала, эффективность гораздо выше [6].
3) социального учета, который как понятие возник в 60 -е гг. В этот период в западной литературе широко обсуждалась практика различных сторон социальных взаимоотношений. А. Раппапорт считал, что каждое теоретическое положение учета влияет на общество и каждое положение должно приниматься или отвергаться в зависимости от его социального эффекта [7, с. 954]. Социальная отчетность в широком понимании - это отчеты компании, включающие информацию не только о результатах их экономической деятельности, но и социально-экологические
показатели. Корпоративный социальный отчет - это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов и всего общества о том, как и какими темпами компания реализует цели, заложенные в стратегических планах развития, в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. Социальная отчетность позволяет комплексно представлять общественности экономические, экологические и социальные результаты деятельности компаний; производить самооценку по этим трем направлениям; вести диалог со всеми заинтересованными сторонами, выявлять их оценки и ожидания; предотвращать возможные обвинения; получать дополнительные конкурентные преимущества; укреплять доверие сотрудников, акционеров, партнеров, клиентов, местных сообществ, органов власти, средств массовой информации; создавать основу для разработки стратегии развития компании. Вопросы мониторинга и методов оценки уровня социально ответственной деятельности предприятий, в частности машингостроения, нашли свое отражение в работах украинских авторов. И.В., Жиглей [8,9], Л.А. Грицина [10], О.В. Ворона [11, 12], М. Павлюк [13], и др. в своих исследованиях акцентировали внимание на различных аспектах даной проблемы. Исследуют эту проблему и российские ученые [14,15,16,17]. Специалисты отмечают, что важнейшим условием успешной имплементации социально ответственного поведения машиностроительных предприятий является вопрос отчетности предприятий, связанной с социально ответственной деятельностью. При этом исследования свидетельствуют, что в русскоязычных источниках имеется информация только о социальной отчетности (без акцента на бухгалтерскую), экологическую отчетность и отсутствии финансовой отчетности в русскоязычных источниках наиболее распространенным является обобщающее понятие корпоративной социальной отчетности, часто встречается такой вид отчетности, как экологическая и такая трактовка отчетности, как финансовая, есть упоминания о социальной отчетности, но , как и в русскоязычных источниках , нигде не делается упор на бухгалтерской отчетности, в которой отражаются результаты социально ответственной деятельности предприятия. В англоязычных источниках ситуация диаметрально противоположной: хотя в большинстве случаев рассматривается такое понятия, как финансовая отчетность, очень распространенным является вопрос социальной бухгалтерской отчетности. В абсолютном выражении в 69,1 раз превышает суммарное количество русскоязычных и украиноязычных публикаций [8, с.128].
Нужно заметить, что ряд учених обращают внимание на важность внедрения в деятельность машиностроительных предприятий нефинансовой
Сухотерина М.И.
отчетности, как важного инструмента утверждения принципов корпоративной социальной ответственности и одного из эффективных методов оценки уровня социально ответственной деятельности. При этом подчеркиваются преимущества нефинансовой отчетности для деятельности предприятия.
Наличие нефинансовой отчетности наряду с финансовой позволяет заинтересованным сторонам получать информацию о социальных и экологических аспектах деятельности машиностроительного предприятия в комплексе с информацией об экономических результатах. Это позволяет эффективно оценивать риски предприятия (в частности долгосрочные), что становится важным фактором оценки деятельности предприятия со стороны акционеров, инвесторов и кредиторов. Наличие нефинансовой отчетности при определенных условиях может позволить увеличить капитализацию компании, уменьшить стоимость финансового ресурса или продолжить срок привлечения финансовых ресурсов. Нефинансовая отчетность повышает готовность предприятия к работе на других рынках.
Наличие нефинансовой отчетности на предприятия, в частности с украинским капиталом, является сигналом о ее зрелости, что во многих случаях становится полезным при выходе на рынки других стран. Разработка и внедрение бизнес-процесса нефинансового отчета позволяет предприятию быть организационно способным к работе на рынках, где вопросы социальной ответственности бизнеса могут иметь большее значение, чем в Украине.
К преимуществам нефинансовой отчетности нужно отнести и то, что ее внедрение на предприятии укрепляет деловые отношения и ведет к расширению рынков. Эффективная коммуникация с бизнес - партнерами позволяет предприятию получить репутаци-онные выгоды как прозрачной и открытой к сотрудничеству корпорации путем формулирования четких требований к контрагентам и открытости относительно принципов своей деятельности. Международные компании все активнее выставляют требования относительно социальных и экологических аспектов деятельности своих поставщиков. Наличие нефинансовой отчетности позволяет украинским компаниям сохранить и расширить бизнес с транснациональными компаниями и выйти на рынки, где социальная ответственность бизнеса является фактором конкурентной борьбы (высокие требования от потребителей) и которые, как правило, имеют более высокую рентабельность.
Можно говорить и о других преимуществах нефинасовой отчетности. Внедрение принципов нефинансовой отчетности позволит показать уровень зрелости социальной ответственности предприятия, а это в свою очередь повысит уровень до-
верия к компании со стороны бизнес - партнеров. Нефинансовая отчетности облегчит доступ к финансовым ресурсам, в том числе от международных финансовых институтов, ведь определенная нефинансовая информация является обязательной для раскрытия в ходе переговорного процесса. Обнародование нефинансового отчета также является конкретным инструментом оценки работы команды, которая отвечает за реализацию корпоративной социальной ответственности на предприятии.
Процесс подготовки отчета откроет новые возможности совершенствования, исходя, например, из сравнения предприятия с конкурентами как в Украине, так и за рубежом. Нефинансовый отчет - дополнительная возможность диверсификации, особенно в сравнении с конкурентами, которые не имеют отчета. Нефинансовый отчет - это дополнительный повод для серьезного разговора со СМИ и общественностью по определенным вопросам, критических для предприятия. Наконец, нефинансовые отчетности - это то, что показывает профессионализ и компетентность руководства предприятия.
Одним из самых распространенных форматов нефинансовой отчетности являются отчеты по устойчивому развитию, подготовленные по системе Глобальной инициативы по отчетности (GRI) . Сегодня GRI де- факто стал стандартом в опредении рамочных условий подготовки и показателей нефинансовой отчетности.
Система отчетности GRI выступает для предприятия ос новой раскрытия информации о своих результатах по обеспечению устойчивого развития. Эта система применяется предприятиями любого размера, типа и местонахождения. Она постоянно усовершен-ствуетсяся и расширяется по мере накопления опыта в отчетности и изменения как потребностей предприятия, которое отчитывается, так и аудитории, для которой отчет готовится. В октябре 2006 года была опубликована третья редакция «Руководства по отчетности в области устойчивого развития», которая разрабатывалась в течение трех лет более 3,000 представителями различных секторов мировой экономики. В предисловии отмечается, что масштаб рисков и угроз для устойчивости общественного развития вместе с растущим кругом возможностей делают открытость в отношении воздействия на экономику, окружающую среду и общество фундаментальной компонентой результативных взаимоотношений с заинтересованными сторонами, принятия инвестиционных решений и других рыночных действий.
Далее речь идет о назначении отчета в области устойчивого развития.
Отчет в области устойчивого развития должен представлять сбалансированную и обоснованную картину результатов деятельности подготовившей
Сухотерина М.И.
его организации в отношении устойчивого развития - включая как положительный, так и отрицательный вклад.
В части 1 Руководства GRI опысываются три основных элемента процесса отчетности. Для того, что бы было понятно, каково должно быть содержание документа предлагаются принципы отчетности - существенность, охват заинтересованных сторон, контекста устойчивого развития и предлагаются критерии, позволяющие оценить соблюдение каждого принципа. Применение этих принципов вместе со стнадартными элементами отчетности позволяет определить темы и показатели, которые должны быть отражены в отчете. Предлагаются принципы сбалансированности, сопоставимости, точности, своевременности, которые могут использоваться для обеспечения соответствующего качества сообщаемой информации.
В части 2 даны стандартные элементы, которые следует включить в отчеты в области устойчивого развития. Три типа стандартных элементов: стратегия и характеристика, подходы менеджмента. Показатели результативности. Последние должны представлять собой сопоставимую информацию об экономических, экологическимх и социальных результатах деятельности организации.
Далее следуют рекомендации относительно начала работы по составлению отчета, уровни применения GRI, обеспение максимальной ценности отчета. Затем предлагаются рекомендации по содержанию отчета, обеспечения качества информации, включенной в отчет, установлении границ отчета. Подчеркнуто, что информация, включенная в отчет, должна охватывать темы и показатели, которые отражают существенное воздействие организации на экономику, окружающую среду и общество или могут существенно повлиять на оценки и решения заинтересованных сторон. При определении существенных тем предложено учитывать как внешние, так и внутренние факторы деятельности организации. В руководстве внимание уделено и заинтересованным сторонам. Организация, готовящая отчет, должна выявить стороны, заинтересованные в ее деятельности, и пояснить в отчете, каким образом их разумные ожидания и интересы были учтены при подготовке отчета. В руководстве акцент сделан на то, что отчет должен представлять результаты деятельности организации в широком контексте устойчивого развития.
Предлагаются принципы для обеспечения качества отчета. Это сбалансированность, сопоставимость, точность, своевременность, ясность, надежность. Перечисляются также стандартные элементы отчетности. На первом месте находятся стратегия и анализ, на втором - характеристика организации. Далее идут параметры отчета, взаимодействие с заинтересованными сторонами, сведения о подходах в области ме-
неджмента, основные показатели результативности и дополнительные показатели, отражающие деятельность организации. Особое внимание уделено экономической составляющей устойчивого развития. К ней относится воздействие организации на экономическое положение заинтересованных сторон, а также на экономические ситемы местного, национального и глобального уровней. Сведения о подходах в области менеджмента должны содержать следующие аспекты: экономическая результативность, присутствие на рынке, непрямые экономические воздействия. Экологическая составляющая отчета предусматривает следующие аспекты: материалы, энергия, вода, биоразнообразие, выбросы, сбросы и отходы, продукция и услуги, транспорт и др. Социальная составляющая устойчивого развития относится к воздействию от-ранизации на социальные системы, в рамках которых она функционирует. Показатели социальной результативности GRI отражают ключевые аспекты результативности, связанные с подходами к организации труда правами человека обществом и ответственностью за продукцию. Подходы к организации труда основаны на ме^дународно-признаных универсальных стандартах, в том числе Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. (в частности, восемь основных конвенций МОТ). Они включают занятость, взаимоотношения сотрудников и рукводства, здоровье и безопасность на рабочем месте, обучение и образование, разнообразие и равные возможности. Аспект права человека включает недопущение дискриминации, свобода ассоциаций и коллективных переговоров; исключение детского труда, предотвращение принудительного и обязательного труда, практики в отношении запросов и жалоб, подходы к обеспечениб безопасности и права коренных и малочисленных народов.
Показатели результативности в сфере общества отражают воздействие организаций на сообщества, в которых они действующа также меры по контрою и снижению рисков, которые могут возникнуть вследствие взаимодействия с другими общественными институтами. Аспекты взаимодействия с обществом включают: сообщества, коррупцияЮ государственная политика, препятствие конкуренции и соответствие трубованиям.
Показатели результативности в сфере ответственности за продукцию отражают аспекты продукции и услуг организации, которые непосредственно воздействуют на потребителей, а именно здоровье и безопасность, информирование и маркировку, маркетинг и неприкосновенность частной жизни. Аспект ответственности за продукцию включает здоровье и безопасность потребителя; маркировка продукции и услуг, маркетинговые коммуникации; неприкосновенность частной жизни потребителя.
Сухотерина М.И.
В рекомендациях приводится определение отчета в области устойчивого развития. Им называется единое консолидированное предоставление сведений, дающее сбалансированное и обоснованное представление о результатах деятельности за определенный период времени. Заинтересованные стороны должны иметь возможность прямого доступа ко всей информации.
Приемлемыми способами публикации отчета являются публикация в интернете, электронная публикация (на компакт-диске) и бумажное издание.
Для повышения доверия к публикуемым отчетам организации используют разнообразные подходы. Организации могут применять систему внутренних инструментов, включая функции внутреннего аудита, в качестве части процессов управления информацией и ее публикации. Однако GRI рекомендует использование внешнего подтверждения отчета в области устойчивого развития в дополнение к любым внутренним ресурсам.
Практика показвает, что развитие нефинансовой отчетности, в том числе отчетности по устойчивому развитию, существенно отстает от состояния и развитиия финансовой отчетности в Украине.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие компетенций по социально ответственой деятельности машиностроительных предприятий неразрывно связано с внеднением нефинансовой отчетности, одним из вариантов которой является отчетности в области устойчивого развития. Эти направления остаются актуальными для машиностроительных предприятий Украины. Подготовка и опубликование отчета об устойчивом развита требует наличия квалифицированного персонала, способного разрабатывать, внедрять, проводить мониторинг стратегии социально ответственного поведения машиностроительного предприятия. С другой стороны, предполагается наличие групп влияния способных анализировать, мо-ниторить и вступать в диалог с предприятием, которое отчитывается. Без развитой культуры использования нефинансовой отчетности среди государственных органов, неправительственных организаций, профессиональных ассоциаций, СМИ, местных сообществ, инвесторов, кредиторов и даже работников нельзя ожидать качественного и количественного роста нефинансовой отчетности. Предприятия, которые отчитываются, фонды - грантодатели и государственные органы должны инвестировать в улучшение навыков использования нефинансовой отчетности, отчетности в области устойчивого развития и повышения их общественной значимости.
Вывод: 1) нефинансовые отчеты, отчеты по устойчивому развитию, отражающие социально ответственную деятельность, является актуальными для любого украинского машиностроительного предпри-
ятия; 2) зарубежный опыт составления нефинансового отчета может быть учтен в отечественной науке и практике, независимо от существования национальных особенностей.
Литература:
1. Campbell D.J. Legitimacy Theory or Managerial Reality Construction? Corporate Social Disclosure in Marks and Spencer plc Corporate Reports 1969-1997 // Accounting Forum. 2000. Vol. 24. № 1. P. 80-101.
2. Deegan C. Financial accounting theory // The McGraw-Hill Companies Inc., 2004. 442 p.
3. Мэтьюс M.P. Теория бухгалтерского учета / M.P. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера; [перевод с анг. под ред. Соколова Я.В., Смирновой И.А]. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. 663 с.
4. Добия М., Бурбурски Я., Гуровски И., Ренкас Ю и др. Человеческий капитал в экономической перспективе // Пер. с польского. М,: Изд-во Кондор, 2012. 240 с.
5. Ришар Ж. Бухгалтерский учет: теория и практика / [пер. с фр. / под ред. Я.В. Соколова]. М.: Финансы и статистика, 2000. 160 с.
6. Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие. М.: Изд-во Проспект, КноРус, 2010. 431 с.
7. Rappaport A. Establising Objectives for Published Corporate Accounting Reports // The Accounting Review. 1964. October.
8. Жиглей I.B. Становления та розвиток бухгалтерского облшу як значимо! для сусшльства науки: анал1з англомовно! перюдично! лгтератури // М1ж-народний зб1рник наукових праць. 2012. Випуск 3(15). С.126-135.
9. Жиглей I.B. Еволюц1я бухгалтерского обл1ку в контексп розвитку сощальних вщносин // Про-блеми Teopii' i методологи бухгалтерского облшу, контролю i анал1зу: м1жнародний зб. наук. пр. Житомир, 2009. Вип. 1(13). С. 70- 80.
10. Грицина Л.А. Оцшка р1вня корпоративно! сощ-ально! вщиовщальносп машинобуд1вних шдпри-емств // Економша: проблеми Teopii' та практики. 36ipHHK наукових праць. Дншропетровськ: Дш-пропетровський нацюнальний ушверситет, 2008. Т. 1, Вип. 243. С. 214-219.
11. Ворона О.В. Методичш шдходи до ощнш р1вня сощально! вщповщальносп // Вюник економ1ки транспорту та промисловостг 2010. № 30. С. 127133.
12. Гр1шнова О. Сощальна вщповщальнють б1знесу: сутшсть значения, стратепчш напрями розвитку в Укра!ш // Украша: аспекти пращ. 2010. № 7. С. 3-8.
13. Павлюк М. Методичш шдходи до оцшки результа-тивносп програм у сфер1 корпоративно! сощально!
Сухотерина М.И.
вщповщальносп впчизняних тдприемств // Ри-нок цшних nanepiB Украши: науковий, виробничо-практичний журнал. Кшв, 2012. № 8. С. 59-64.
14. Харитонова Е.Н Управление социально ответственной деятельностью промышленных предприятий (на примере черной металлургии): авто-реф. дис. ... д-ра. экон. наук. М., 2009. 41 с.
15. Товма Н.А. Методика определения социальной ответственности бизнеса // Вестник КазНУ Серия экономика. 2009. № 1 (71). С.10-17.
16. Шевчук Я.А. Корпоративная социальная ответственность как фактор повышения трудовой мотивации персонала: дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. 288 с.
17. Базовые индикаторы результативности. Рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности / Ф. Прокопов, Е. Феоктистова; под общ. ред. А. Шохина. М.: РСПП, 2008. 68 с.
18. RG - Руководство по отчетности в области устойчивого развития. Версия 3. Глобальная инициатива по отчетности - 2006 [электронный ресурс]. URL: http://www.rael.elektra.ru/inside/social/recommenda-tions/grirus.pdf (дата обращения 17.01.2014)
References:
1. Campbell D.J. Legitimacy Theory or Managerial Reality Construction? Corporate Social Disclosure in Marks and Spencer plc Corporate Reports 1969-1997 // Accounting Forum. 2000. Vol. 24. № 1. P. 80-101.
2. Deegan C. Financial accounting theory // The McGraw-Hill Companies Inc., 2004. 442 p.
3. Mathews M.R. Accounting theory and development / M.R. Mathews, M.H.B. Perera; [transl. from English / ed. by Sokolov Ya.V., Smirnova I.A.]. M.Audit, UNITY, 1999. 663 p.
4. Dobiya M. Burburski Ya., Gurovsky I., Renkas Yu. et al. Human capital in economic perspective // Transl. from Polish. M.: Condor publ., 2012. 240 p.
5. Richard J. Accounting: theory and practice / [transl. from French / ed. by Sokolov Ya.V.]. M.:Finance and statistics, 2000. 160 p.
6. Kravchenko A.I. History of management. Coursebook. M.: Prospekt publ., KnoRus, 2010. 431 p.
7. Rappaport A. Establising Objectives for Published
Corporate Accounting Reports // The Accounting Review. 1964. October.
8. Zhyhley I.V Formation and development of accounting as important to the community of science: analysis of English periodical literature // International collection of scientific papers, 2012. Issue 3(15). P.126-135.
9. Zhyhley I.V. The evolution of accounting in the context of social relationships // Problems of the theory and methodology of accounting, control and analysis: International collection of scientific papers, Zhitomir, 2009. Issue.1(13). P. 70 - 80.
10. Gritsyna L.A. Evaluation of CSR of engineering enterprises // Economy: issues of theory and practice. Collected papers. Dnepropetrovsk: Dnepropetrovsk National University, 2008. V.1, № 243. P. 214-219.
11. Vorona O.V Methodological approaches to assessing the level of social responsibility // Bulletin of economics of transport and industry. In 2010. № 30. P. 127-133.
12. Grishnova O. Corporate Social Responsibility: the essence of value, strategic development in Ukraine // Ukraine: aspects of labor. 2010. № 7. P. 3-8.
13. Pavluk M. Methodical approaches to the evaluation of programs in the field of Corporate Social Responsibility of domestic enterprises // Stock Market of Ukraine: scientific, industrial and practical journal. Kyiv, 2012. № 8. P. 59-64.
14. Kharitonova E.N. Managing socially responsible activity of industrial enterprises (exemplified by iron and steel metallurgy): abstract of the thesis of ... Dr. in Economics M., 2009. P. 41.
15. Tovma N.A. Methods for identifying social responsibility of businesses // Journal of KazSU. Economics series. 2009. № 1(71). P. 10-17.
16. 16. Shevchuk Ya.A. Corporate social responsibility as a factor of work motivation of staff: dis. ... of candidate of Economics. M., 2009. 288 p.
17. Basic performance indicators. Recommendations for application in the practice of management and corporate nonfinancial reporting / F. Prokopov, E. Feoktis-tova; ed. by A. Shokhin. M.: RSPP, 2008. P. 68.
18. RG - Guide to reporting in the field of sustainable development. Version 3. Global initiative on reporting - 2006 [e-resource]. URL: http://www.rael.elektra. ru/inside/social/recommendations/gri rus.pdf (access date 17.01.2014)