ББК 65.052 О. С. ЕРЕМЕЕВА
УДК 657.631 Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ АУДИТА
Пользователей отчетности предприятия интересует не только финансовое положение организации, но и экологическая, социальная части ее деятельности. Публичная бухгалтерская отчетность является основной информационной базой для восприятия деятельности организации и принятия решений пользователями. Интересующие показатели должны находить свое отражение в финансовой отчетности, в отчетности по МСФО, в отчетности в области устойчивого развития. В статье приводятся определения отчетности в области устойчивого развития, анализируется степень стандартизации составления такой отчетности в России и за рубежом, раскрываются возможности и проблемы социальной отчетности, освещаются подходы к аудиту социальной отчетности. Обосновывается наличие социальной составляющей в аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Ключевые слова: аудит; качество аудита; устойчивое развитие; финансовая отчетность; социальная информация в отчетности.
O. S. EREMEEVA
Khakas State University n.a. N. F. Katanov
THE SOCIAL FUNCTION OF AUDIT
The today's users of the organization's reporting are interested not only in its performance, but also in its ecological and social activities. The public accounting reporting is the basic information that enables to estimate the organization's performance and make a right decision. The essential parameters must be found in the financial and sustainable development reports which must be made up in accordance with the international standards. Some definitions of the notion «reporting» in the sphere of sustainable development are offered. The extent of likeness of drawing up reports in Russia and abroad is analyzed. The opportunities and problems of the social reporting, approaches to the social reporting audit are also revealed in the article. The presence of a social component in audit of the accounting (financial) reporting is proved.
Keywords: audit; quality of audit; sustainability reporting; financial reporting; social information in reporting.
Отчетность компаний призвана удовлетворять информационным потребностям заинтересованных пользователей. Интересы пользователей касаются как настоящего, так и будущего состояния предприятия. Партнеры предприятия заинтересованы в достоверной информации, характеризующей не только финансовое положение организации, но и экологическую, социальную части ее деятельности. Существенной может являться информация, приходящаяся и на нефинансовые показатели. Такие показатели должны находить свое отражение в финансовой отчетности, в отчетности по МСФО, в отчетности в области устойчивого развития.
Развитие цивилизации, страны, отдельного хозяйствующего объекта, не разрушающее природной основы, получило название устой-
чивого развития. В результате Всемирного саммита, состоявшегося в г. Йоханнесбурге в 2002 г., принята декларация, в которой отмечается, что основами устойчивого развития являются экономическое, социальное развитие и охрана окружающей среды на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях [3].
Во многих странах отчетность в области устойчивого развития становится обязательной. Организация «Глобальная инициатива отчетности» (GRI) определяет отчет по устойчивому развитию как отчет, раскрывающий информацию о деятельности организации в экономической, экологической и социальной областях, а также в области управления1.
’ URL : www.globalreporting.org.
© О. С. Еремеева, 2013
В настоящее время не сложилось единого определения отчетности в области устойчивого развития, подходы к ее созданию находятся в стадии становления. Вместо понятия corporate sustainability reporting (дословно — «корпоративная отчетность в области устойчивого развития») в России применяется понятие «корпоративная социальная отчетность» [8]. Считаем, что данное понятие является разумным инструментом, сочетающим раскрытие как положительных, так и отрицательных показателей деятельности компаний.
Социальная отчетность необходима для того, чтобы предприятия отчитывались не только о финансовых показателях своей деятельности, но и обо всех аспектах своей деятельности, влияющих на общество. Это эффективный механизм информирования, в первую очередь, инвесторов, акционеров, клиентов о том, что компания ведет свою деятельность социально ответственным образом [6]. Социальный отчет показывает как «компания реализует заложенные в ее миссии или стратегических планах развития цели экономической устойчивости и социального благополучия» [9, с. 93].
Всемирный бизнес-совет по устойчивому развитию (WBCSD) называет социальной отчетностью добровольную презентацию информации о социальной, экономической и экологической результативности за определенный период деятельности компании, стандартизированной в соответствии с одной из систем показателей результативности и представляемой в публичном доступе всем заинтересованным сторонам [8].
Принципиальных различий в определениях социальной отчетности нет, однако, нет и единого определения, а также единых стандартов ее составления и представления. Для унификации социальной отчетности в мире разрабатываются стандарты.
Наибольшее распространение получили Руководство по отчетности в области устойчивого развития, созданное в рамках Глобальной инициативы по отчетности (Global reporting initiative) и стандарт «Ответственность» (Account ability 1000), подготовленный британским институтом по социальной и этической отчетности. В Российской Федерации действует стандарт Торгово-промышленной палаты РФ «Социальная отчетность предпри-
ятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации», составленный на основе двух базовых международных стандартов с учетом требований российского государства и общества [7], а также единичные крупные компании составляют отчетность в области устойчивого развития. Думается, с вхождением в ВТО процесс составления отчетности по международным стандартам ускорится.
На уровне законодательного регулирования бухгалтерского учета и отчетности делаются первые шаги в сторону учета экологических и социальных аспектов. Например, в 2011 г. издано Письмо Минфина РФ «О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации» от 6 июля 1999 г. № П37/2011. В Письме Минфина РФ «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год» от 27 января 2012 г. № 07-02-18/01 уделяется внимание проверке раскрытия информации об экологической деятельности организации. В приложении к Письму Минфина России «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год» от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01 уделяется внимание следующим социальным аспектам: рассмотрение в ходе аудита бухгалтерской отчетности соблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции, а также Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; формирование информации об оценочных обязательствах на восстановление окружающей среды.
Российский союз промышленников и предпринимателей уделяет большое внимание социальной ответственности бизнеса, проводит регулярный анализ, обзор количества и качества социальных отчетов российских компаний. За период с 2007 по 2010 гг. число компаний, выпускающих корпоративные нефинансовые отчеты, выросло с 30 до 2041. Польза от декларирования в отчетности
1 URL : http://rspp.ru/12/14242.pdf.
социальных показателей есть как для общества, так и для самого предприятия. По мнению В. В. Евдокимова, рейтинг предприятия в контексте социальной ответственности определяет его инвестиционную привлекательность, может служить маркетинговым инструментом, помогает занять передовые позиции среди работодателей [4].
Социальный учет включает в себя несколько направлений исследования — экономическое, этическое, экологическое, собственно социальное. Отсутствие единых подходов затрудняет оценку стейкхолдерами компании реальных рисков инвестиций и принятие других решений [5]. Цель социального учета — формирование полной и достоверной информации о результатах выполнения социальной политики компании, декларирование следования принципам устойчивого развития [1]. Представленная информация в отчетности должна подтверждаться аудиторским заключением, содержащим мнение о достоверности представления в отчетности информации о существенных последствиях социальных аспектов деятельности.
В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ определение аудита следующее: «Аудит — независимая проверка
бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности». Таким образом, нормативно определено под словом «аудит» понимать именно аудит финансовой отчетности.
Цель аудита — проверка достоверности финансовой отчетности. В достоверности отчетности заинтересованы пользователи отчетности, чьи потребности и определяют состав показателей отчетности: «как бухгалтер, так и аудитор, реализуя свою миссию, формируют своеобразные картины информационных потребностей, ожиданий пользователей бухгалтерской отчетности. Степень идентичности, тождественности этих картин, а также их близость к реально существующим информационным нуждам заинтересованных компетентных пользователей, собственно, и определяет достоверность бухгалтерской отчетности» [2].
Т. Лимперг указывал, что существование аудиторской профессии и аудиторской деятельности обусловлено потребностями
субъектов рынка в профессиональном и независимом аудите. Аудиторы должны осуществлять свою деятельность, стремясь оправдать доверие пользователей аудируемой отчетности. В трудах Д. Флинта аудит рассматривается как общественный институт, реализующий социальную функцию. Д. Флинт подчеркивал объективную зависимость процесса аудита от культурной, политической и социальной среды, в которой он осуществляется [Там же].
В мире все более распространяются идеи устойчивого развития, стандарты качества, принципы корпоративной социальной ответственности, много говорится о социальной ответственности бизнеса. Стандартные показатели финансовой отчетности без раскрытия социально-значимых факторов не являются достаточными, поэтому социальная отчетность рассматривается как один из способов декларирования такой ответственности, а социальный аудит — как способ подтверждения достоверности отчетности.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 27 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированнную финансовую (бухгалтерскую) отчетность»1 предусматривает, что аудитор должен рассмотреть прочую информацию при составлении аудиторского заключения, так как достоверность проаудированной финансовой (бухгалтерской) отчетности может быть поставлена под сомнение в результате наличия несоответствий между проаудированной финансовой (бухгалтерской) отчетностью и прочей информацией. В качестве прочей может выступать и любая информация социального характера.
Придерживаясь позиции, что нет необходимости в выделении социального аудита как отдельного вида деятельности, отметим следующее: аудит уже сам по себе несет социальную функцию. Аудит содержит в себе требование проверять и социальную информацию в том числе. Аудит должен отвечать потребностям пользователей отчетности. И если пользователям интересна социальная информация, если от этой информации зависит обоснованность их решения,
1 Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности : утв. постановлением Правительства РФ от 23 сент. 2002 г. № 696.
то аудит должен оценивать достоверность социальной информации (или указывать на ее отсутствие) в отчетности.
Кодекс профессиональной этики аудиторов также подтверждает наличие социальной функции аудита. Согласно п. 1.1 Кодекса этики отличительной особенностью
аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. В целях усиления понимания общественной функции аудита вместо термина «социальный аудит» уместнее, по нашему мнению, применить термин «аудит социальный».
Список использованной литературы
1. Алигаджиева Е. М. Характеристики и взаимосвязи социального учета в системе видов учета / Е. М. Али-гаджиева // Международный бухгалтерский учет. — 2008. — № 5. — С. 20—24.
2. Баранов П. П. Аудиторская наука на фоне кризисных явлений в экономике: приоритетные направления развития и предметные области исследований / П. П. Баранов // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 20. — С. 35-42.
3. Дмитренко И. Н. Эволюция концептуального подхода к допущению непрерывности деятельности субъектов хозяйствования / И. Н. Дмитренко, И. Н. Белоусова // Международный бухгалтерский учет. — 2007. — № 10. — С. 34-38 ; № 11. — С. 49-54.
4. Евдокимов В. В. Международные модели регулирования отчетности об устойчивом развитии предприятия / В. В. Евдокимов, Е. А. Лаговская, Д. А. Грицишен // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 15. — С. 50-57 ; № 16. — С. 44-52.
5. Карагод В. С. Принципы и стандарты корпоративного социального учета и отчетности / В. С. Кара-год // Международный бухгалтерский учет. — 2007. — № 9. — С. 16-23.
6. Мурзич Е. А. Социальная отчетность компании как результат реализации социальной стратегии / Е. А. Мурзич. — URL : http://elibrary.finec.ru/materials_files/351005868.pdf.
7. Сорокина Е. М. Отчетность организаций в области устойчивого развития / Е. М. Сорокина // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. — 2011. — № 9. — С. 15-19.
8. Першиков А. Корпоративная социальная ответственность в России / А. Першиков // Консультант. — 2007. — № 15. — С. 35-39.
9. Попов С. А. Стратегическое управление / С. А. Попов. — М. : ИНФРА-М, 1999. — 344 с.
References
1. Aligadzhieva E. M. Social accounting characteristics and its correlation with the types of accounting. Mezh-dunarodnyy bukhgalterskiy uchet — International accounting, 2008, no. 5, pp. 20—24 (in Russian).
2. Baranov P. P. Audit science on background of crisis in economy: priority trends of development and subject of research. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet — International accounting, 2012, no. 20, pp. 35—42 (in Russian).
3. Dmitrenko I. N., Belousova I. N. Evolution of the conceptual approach to the going concern assumption. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet — International accounting, 2007, no. 10, pp. 34—38; no. 11, pp. 49—54 (in Russian).
4. Evdokimov V. V., Lagovskaya E. A., Gritsishen D. A. International models of regulating reporting on company's sustainable development. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet — International accounting, 2012, no. 15, pp. 50—57; no. 16, pp. 44—52 (in Russian).
5. Karagod V. S. Principles and standards of corporate social accounting and reporting. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet — International accounting, 2007, no. 9, pp. 16—23 (in Russian).
6. Murzich E. A. Company's social reporting as a result of its social strategy implementation. Available at: http://elibrary.finec.ru/materials_files/351005868.pdf.
7. Sorokina E. M. Organizations reporting in the area of sustainable development. Bukhgalterskiy uchet v izda-telstve i poligrafii — Accounting in publishing and printing, 2011, no. 9, pp. 15—19 (in Russian).
8. Pershikov A. Corporate social responsibility in Russia. Konsultant — Consultant, 2007, no. 15, pp. 35—39 (in Russian).
9. Popov S. A. Strategicheskoe upravlenie [Strategic management]. Moscow, INFRA-M Publ., 1999. 344 p.
Информация об авторе
Еремеева Ольга Сергеевна — кандидат экономических наук, старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Ката-нова, 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 92, e-mail: yeremeevaos@yandex.ru.
Author
Eremeeva Olga Sergeevna — PhD in Economics, Senior Professor, Department of Accounting, Economic Analysis, Audit and Taxes, Khakas State University n.a. N.F. Katanov, 655017, 92 Lenin St., Abakan, Republic of Khakassia, Russia, e-mail: yeremeevaos@yandex.ru.