Стоимость бизнеса
УДК 657:006.032 (045)
НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Л.А. ЧАЛДАЕВА, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики организации E-mail: chaldaeva45@mail.ru Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация
А.С. КРАСИКОВА, студентка факультета учета и аудита E-mail: an-krasikova@yandex.ru Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация
И.Н. ФЕДЧИН, студент факультета учета и аудита E-mail: fedchin.ilya@gmail.com Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация
Предмет/тема. В статье рассматривается нефинансовая отчетность, которая представляет собой отражение экономических, экологических и социальных результатов деятельности компании. Развитие нефинансовой отчетности является актуальным направлением в связи с ожиданием введения обязательности нефинансовой отчетности для государственных компаний и развитием интегрированной отчетности. Однако на пути к распространению нефинансовой отчетности встают проблемы, которые проявляются под воздействием как сложившейся совокупности факторов внешней среды (экономической ситуации, политической обстановки, общественного мнения), так и внутренней среды организации (политики по раскрытию информации в нефинансовой отчетности, уровня развития корпоративного управления).
Цели/задачи. В связи с этим целью исследования является выявление проблем становления и развития нефинансовой отчетности в России и определение возможных путей их решения.
Методология. Для этого рассмотрены результаты исследований корпоративной отчетности в России, проведенные Российским союзом промышленников и предпринимателей, Российской региональной сетью по интегрированной отчетности, компанией Emst&Young, выявлено мнение ученых и практиков относительно необходимости нефинансовой отчетности для успешного функционирования компании, проанализированы данные Национального регистра нефинансовых отчетов. В работе представлены классификация и характеристика основных проблем, препятствующих количественному и качественному совершенствованию нефинансовой отчетности в
России, отмечены положительные и отрицательные тенденции развития данных проблем, предложены возможные пути их решения.
Выводы. Сделаны выводы о необходимости законодательного закрепления обязательности нефинансовой отчетности совместно с разработкой ее методологической базы таким образом, чтобы она была адаптирована под особенности малых и средних предприятий, внимание которых к составлению нефинансовой отчетности приведет к ее более быстрому распространению.
Ключевые слова: нефинансовая отчетность, отчет об устойчивом развитии компании, социальный отчет, экологический отчет, интегрированная отчетность, верификация нефинансовой отчетности, стандарты нефинансовой отчетности
В XXI в. нерешенность глобальных проблем современности, связанных с катастрофическим загрязнением окружающей среды, нехваткой природных ресурсов, износ ресурсов биоразнообразия, а также глобальные экономические кризисы непосредственно влияют на бизнес. В результате то, каким образом компании способствуют обеспечению экономической устойчивости, становится актуальным для разных групп заинтересованных сторон компании. В целях информирования заинтересованных сторон1 по данным направлениям все больше компаний начинают использовать нефинансовую отчетность, которая отражает экономические, экологические и социальные результаты их деятельности.
Однако Россия пока отстает от остальных стран по количеству и качеству нефинансовых отчетов. В исследовании Российского союза промышленников и предпринимателей отмечается, что российскими компаниями выпускается всего 2% нефинансовых отчетов на фоне стран - лидеров в данной области, таких как Великобритания (более 4 000 отчетов), США (более 3 500 отчетов), Япония (более 3 200 отчетов), Германия (более 2 050 отчетов) (рис. 1). В этих странах компании привержены принципам корпоративной социальной ответственности уже на протяжении нескольких десятилетий. В России организации впервые начали предоставлять инфор-
1 Под заинтересованными сторонами понимаются отдельные лица или группы, которые зависят от организации в достижении своих целей и от которых, в свою очередь, зависит организация. К ним можно отнести руководство, акционеров, инвесторов, кредиторов, государственные органы, потребителей, конкурентов, местные сообщества, средства массовой информации, некоммерческие организации и др.
2%
16%
24%
31%
□ Великобритания
□ США
□ Япония
□ Германия ■ Россия
27%
Рис. 1. Россия на фоне стран -лидеров нефинансовой отчетности
мацию об экологической результативности в виде отдельных документов в 2000 г., а на данный момент общее количество опубликованных отчетов в области устойчивого развития, социальных, экологических и интегрированных отчетов в Национальном регистре нефинансовых отчетов составляет 499, что выглядит скромно по сравнению с показателями стран-лидеров2.
Нефинансовая отчетность способствует распространению принципов ответственного ведения бизнеса. Развитие практики ее составления является приоритетной задачей для российских компаний по ряду причин.
1. После мирового финансового кризиса 20082009 гг., а также крупных аварий в Мексиканском заливе и на АЭС «Фукусима-1», поставивших под сомнение эффективность систем управления рисками, инвесторы и другие заинтересованные стороны стали больше внимания уделять информации об устойчивом развитии в отчетах компаний, критичнее относиться к представленным в них показателям. Поэтому для развития российского бизнеса, требующего привлечения инвесторов, необходимо развивать нефинансовую отчетность как с точки зрения количества опубликованных отчетов, так и с точки зрения их качества.
2. В ряде стран (Франция, Великобритания, Нидерланды, скандинавские страны, ЮАР, Канада) законодательно закреплена обязательность предоставлять отчетность об экономической, социальной и экологической результативности. В данном направлении ведется работа и в России. Так, разработан проект концепции разви-
2 Корпоративная социальная ответственность и отчетность в России: взгляд вперед. URL: http://www.csrjournal.com/1079-korporativnaja-socialnaja-otvetstvennost-i.html.
3.
тия нефинансовой отчетности в РФ3, с помощью которого планируется поэтапно вводить в государственных компаниях, корпорациях и хозяйственных обществах обязательность нефинансовой отчетности. Цель разработки данной концепции - повышение ответственности за социальные и экологические результаты деятельности и обеспечение прозрачности компаний. Поэтому во избежание появления большого количества некачественно составленных отчетов в будущем необходимо начинать решать проблемы нефинансовой отчетности уже сейчас.
На протяжении последних нескольких лет большую популярность среди ведущих мировых компаний приобретает интегрированная отчетность, которая представляет собой краткое отображение того, как стратегия, управление, результаты и перспективы организации в контексте внешней среды ведут к созданию стоимости в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе4. Поскольку интегрированная отчетность только развивается,
3 Разработку проекта концепции ведет межведомственная рабочая группа, созданная осенью 2012 г. по инициативе Министерства экономического развития РФ. Концепция предусматривает поэтапное внедрение обязательной нефинансовой отчетности и практики их заверения для ряда государственных компаний, государственных корпораций и хозяйственных обществ, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 50% плюс одна акция, разработку методических рекомендаций по подготовке нефинансовых отчетов, использование стимулирующих механизмов. На январь 2014 г. проект концепции разработан и согласован членами рабочей группы, идет утверждение на уровне федеральных органов исполнительной власти.
4 Исследование корпоративной прозрачности российских компаний // Российская региональная сеть по интегрированной отчетности. URL: http://transparency2013.downstream.ru/#/ru.
Рис. 2. Состояние нефинансовой отчетности в России
переход на ее стандарты мог бы способствовать сокращению отставания российских компаний от ведущих мировых организаций по качеству отчетности. Несмотря на это, интегрированные отчеты, объединяющие финансовую и нефинансовую информацию в их взаимосвязи и взаимозависимости, пока не получили широкого распространения среди российских компаний, имеющих небогатый опыт предоставления данных об устойчивом развитии. Поэтому сначала необходимо достичь уровня, который позволил бы составлять нефинансовую отчетность наравне с международными компаниями, и только после этого можно будет осуществлять переход к стандартам интегрированной отчетности. Российские компании осваивают нефинансовую отчетность достаточно быстро. Однако на пути к ее дальнейшему развитию в России встает ряд проблем, вызванных как внешними факторами, оказывающими воздействие на деятельность организации (экономическими, политическими, социальными), так и внутренней политикой организаций. Можно выделить несколько нюансов, оказывающих наиболее сильное влияние на качественное и количественное развитие нефинансовой отчетности в России (рис 2). Выявление и изучение данных проблем с целью их дальнейшего решения является актуальным для российских компаний в силу названных причин.
Как следует из анализа приведенной на рис. 2 информации, на количество публикуемых в России нефинансовых отчетов влияют в первую очередь особые сложившиеся конъюнктурные факторы. В настоящее время многие российские компании не спешат раскрывать дополнительную информацию, которая могла бы привлечь внимание заинтересованных сторон, оказать влияние на их решения. Данная проблема уходит корнями в советские времена, когда главным потребителем информации из отчетности для компаний являлось государство, на рынке господствовали государственные монополии, а система учета и отчетности была строго регламентирована и стандартизирована. Поэтому отсутствовала необходимость и возможность предоставлять дополнительную информацию для получения конкурентных преимуществ и привлечения инвесторов и потребителей. Однако после распада СССР, массовой приватизации и появления новых стандартов отчетности традиционный формализм, шаблонное следование стандартам и нежелание быть новаторами остались, хотя правила ведения бизнеса изменились. Теперь для успешного существования в условиях рынка и конкуренции компаниям необходимо привлекать инвесторов, потребителей, кредиторов, а некоторые российские предприятия стремятся разместить свои акции на зарубежных биржах, где требуется предоставлять нефинансовую информацию. Так, увеличение в два раза количества опубликованных электроэнергетическими компаниями нефинансовых отчетов в 2007 г. по сравнению с 2006 г. было связано, в частности, с массовым выходом на IPO компаний этой отрасли, в связи с чем планировалось повысить их инвестиционную привлекательность с помощью нефинансовых отчетов. Из этого следует, что российские компании, связанные с зарубежными поставщиками и потребителями, постепенно отходят от принципов плановой экономики, поскольку сталкиваются с международной конкуренцией.
В России же практически отсутствует конкуренция в части составления нефинансовых отчетов, что обусловлено малым количеством компаний, предоставляющих информацию о результатах деятельности, не связанной с финансами. Таким образом, компании не считают нужным публиковать нефинансовую отчетность, поскольку их конкуренты также не отчитываются по данному направлению, хотя информационная открытость могла бы стать существенным преимуществом над ними.
Однако практическую пользу от публикации нефинансовой отчетности осознают в основном крупные компании нефтегазовой, энергетической, металлургической и химической отраслей (рис. 3), которые ежегодно выпускают наибольшее количество нефинансовых отчетов. Представители именно этих направлений стали одними из первых публиковать экологические и социальные отчеты в начале 2000-х гг. Практически все компании данной отраслевой принадлежности, раскрывающие информацию о нефинансовой результативности, можно отнести к разряду крупных предприятий5. Именно такие организации в наибольшей степени заинтересованы в выпуске нефинансовых отчетов, поскольку их деятельность оказывает значительное влияние на экономику, общество и окружающую среду. В связи с этим к ним предъявляется больше требований, чем к представителям малого и среднего предпринимательства, которые, однако, составляют существенную часть российского бизнеса. Их внимание к теме нефинансовой отчетности привело бы к более быстрому развитию данного направления в России.
Распространению нефинансовой отчетности среди большего количества компаний могло бы также способствовать законодательное закрепление ее обязательности. Так, 27% компаний энергетической отрасли сочли ключевым фактором развития нефинансовой отчетности закрепление обязательности ее подготовки в законодательных актах. В данном направлении ведется работа, и, возможно, в скором времени компании с государственным участием должны будут предоставлять информацию о своем воздействии на экономику, природу и общество. Однако проект концепции развития нефинансовой отчетности в РФ на среднесрочную перспективу сохраняет за остальными хозяйствующими субъектами право добровольного выбора в части составления нефинансовой отчетности. Поэтому его утверждение не окажет значительного влияния на частные компании, поскольку в обществе еще не развито понимание, с какой целью нужно раскрывать данную информацию. Существует много
5 Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 № 101
«О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории малого и среднего предпринимательства» для средних предприятий устанавливается предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) 1000 млн руб. Соответственно, предприятия, имеющие выручку от реализации, превышающую указанное значение, можно считать крупными.
Отрасли
Нефтегазовая; 12
Транспорт; 3 Образование, здравоохранение; 3 Цементное производство; 2
ЖКХ; 2
Финансы и страхование; 13
Телекоммуникационная; 7
Производство-
пищевых продуктов; 5
Энергетика; 29
Металлургическая; 15
Деревообрабатывающая; 3
Химическая; 6
Рис. 3. Отраслевая принадлежность компаний, составляющих нефинансовые отчеты, %
статей, опросов, дискуссий, в которых ставится под сомнение необходимость нефинансовой отчетности. Так, выбор темы «Социальная отчетность - бремя или выгода?» экспертного опроса, проведенного журналом «Бизнес и общество», указывает на то, что в обществе еще нет четкого и единогласного мнения относительно важности публикации отчетности данного вида. Тем не менее настоящий опрос показал, что топ-менеджмент крупных российских компаний считает нефинансовую отчетность «важнейшим показателем современности и состоятельности компании»6. При правильном составлении нефинансовая отчетность может принести компании ряд преимуществ:
Улучшение деловой репутации и повышение инвестиционной привлекательности. Многие рейтинги качества корпоративной отчетности учитывают наличие информации об экономических, социальных и экологических результатах деятельности компании. Так, на вершине рейтинга
«ТОР-100 годовых отчетов за 2012 год по качеству подготовки», представленного рейтинговым агентством «Эксперт РА», расположены отчеты компаний, которые отражают информацию по критерию «Устойчивое развитие»7. Наличие отчета компании в подобным рейтинге свидетельствует о доверии со стороны общественности к информации, которую предоставляет данная компания, и, следовательно, ведет к улучшению ее деловой репутации и повышает уверенность инвесторов в окупаемости вложенных средств, что отметили более 50% компаний, принявших участие в исследовании компании Emst&Young и Центра корпоративного гражданства Бостонского колледжа8.
Улучшение конкурентоспособности. Повышение открытости вследствие предоставления
6 Мнение Олега Савченко, заместителя начальника отдела общественных связей ОАО «Газпром» (Социальная отчетность - бремя или выгода? Нефинансовая отчетность: опыт и перспективы развития в России // Бизнес и общество. 2009. № 5-6. С. 3-26).
7 Подготовка годовых отчетов: последние тренды и лучшие практики // Х ежегодная практическая конференция «Годовой отчет: опыт лидеров и новые стандарты» // Рейтинговое агентство Эксперт РА. URL: http://raexpert.ru/researches/year_ report/2012/.
8 Преимущества отчетности в области устойчивого разви-
тия. Исследование компании E&Y и Центра корпоративного
гражданства Бостонского колледжа.ЦКЬ: http://www.ey.com/ Publication/vwLUAssets/EY-Value-of-Sustainability-RUS/$FILE/ EY-Value-of-Sustainability-RUS.pdf.
информации о качестве продукции, используемом сырье улучшает конкурентоспособность компании как производителя, а раскрытие информации об условиях и охране труда, обучении персонала выделяет компанию как привлекательного работодателя для действующих и потенциальных сотрудников. Так, повышение лояльности потребителей после выпуска отчета об устойчивом развитии отмечают 30% компаний, а лояльности сотрудников - 35% компаний.
Повышение уровня корпоративного управления. В исследовании, проведенном британской консалтинговой компанией в области корпоративной отчетности Black Sun9 совместно с Международной комиссией по интегрированной отчетности (IIRS), отмечается, что в результате необходимости раскрытия информации не только о финансовом состоянии, но и о нефинансовой результативности повышается осведомленность руководства о внутренней работе бизнеса, а опора на соответствующую практику других компаний способствует повышению эффективности принятия решений в данной области. Это отмечают 88% компаний, принявших участие в данном исследовании10.
Уменьшение нефинансовых рисков и сокращение издержек. Публикуя нефинансовую отчетность, компания для улучшения представленных в отчете показателей больше внимания уделяет увеличению положительного эффекта и уменьшению отрицательного влияния на экономику, общество и окружающую среду, что способствует снижению нефинансовых рисков и сокращению затрат, связанных с данными рисками. Это подтверждают 25% компаний, принявших участие в исследовании Ernst&Young.
Улучшение финансовых показателей. Большинство компаний подтверждают влияние информационной открытости на повышение стоимости и ликвидности компании.
Наряду с проблемой незначительного количества нефинансовых отчетов, составляемых в нашей стране, существуют проблемы, связанные с качеством отчетной информации. Основной из них
9 Understanding Transformation: Building the Business Case For Integrated Reporting. URL: http://www.theiirc.org/wp-content/up-loads/Business-Case/sources/projet/BUILDING-THE-BUSINESS-CASE-FOR-INTEGRATED-REPORTING.pdf.
10 Международный стандарт интегрированной отчетности // Интегрированная отчетность. URL: http://www.theiirc.org/wp-content/uploads/2014/04/13-12-08-THE-INTERNATI0NAL-IR-FRAMEW0RK.docx_en-US_ru-RU.pdf.
является отсутствие единого стандарта нефинансовой отчетности. Среди компаний, составляющих нефинансовые отчеты, 70% по итогам 2011 г. использовали принципы Руководства по отчетности в области устойчивого развития, которое разработано Глобальной инициативой по отчетности (GRI), поскольку оно позволяет детально раскрыть информацию по конкретным показателям для различных групп заинтересованных сторон11. По мнению экспертов РСПП, отчетность, подготовленная в соответствии с принципами GRI, является наиболее качественной. Тем не менее среди отчетов, опубликованных в 2008-2011 гг., 19% были подготовлены в свободной форме, т.е. без использования каких-либо стандартов. В таком случае содержание отчета является результатом профессиональных суждений руководства и сотрудников, однако вероятность того, что в отчете будет представлена конкретная информация по различным направлениям деятельности компании, становится меньше. В итоге произвольно излагаемую информацию о результатах деятельности компании очень сложно сопоставить
как с результатами предыдущих отчетов, так и с
" 12
результатами в отчетах других компаний12.
Следствием этой проблемы является разнообразие вариантов нефинансовых отчетов. Российские компании представляют результаты в экологических, социальных, интегрированных отчетах, а также в отчетах об устойчивом развитии. Однако социальные и экологические отчеты направлены только на определенные группы заинтересованных сторон и содержат ограниченное число узкоспециализированных показателей: социальные отчеты раскрывают информацию в основном для сотрудников и местных сообществ об охране труда, обучении персонала, благотворительной деятельности, а экологические отчеты - об охране окружающей среды, потребляемых ресурсах и распоряжении отходами производства. Однако наблюдается положительная тенденция роста числа компаний, которые публикуют отчеты об устойчивом развитии (рис. 4), т.е. раскрывают информацию об экономических, социальных и экологических результатах деятельности и их влиянии на устойчивое развитие в одном
11 Руководство по отчетности в области устойчивого развития G4. Принципы подготовки отчетности и стандартные элементы отчетности. URL: https://www.globalreporting.org/resourceli-brary/Russian-G4-Part-One.pdf.
12 Национальный регистр и библиотека корпоративных нефинансовых отчетов // Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: http://рспп.рф/simplepage/157.
40-f" 35 30 25 20 15 10 5 0
-ï
□ Экологические и социально-экологические отчеты
□ Социальные отчеты
□ Отчеты об устойчивом развитии
□ Интегрированные отчеты
2006-2008
2009-2011
Рис. 4. Изменение количества компаний, публикующих отчеты разных типов, шт.
отчете. К положительным моментам можно также отнести появление интегрированных отчетов, которые содержат информацию в целом об устойчивом развитии компании.
В отличие от финансовой отчетности, периодичность предоставления которой строго регламентирована, для нефинансовой отчетности не существует требований относительно ее временных рамок. Поэтому российские компании публикуют нефинансовые отчеты с разной периодичностью, что препятствует адекватному сравнению представленной в них информации. При этом если отчет охватывает значительный промежуток времени, то содержащаяся в нем информация может быть уже не столь актуальной для заинтересованных сторон.
Данная проблема также является следствием отсутствия единого стандарта нефинансовой отчетности. Однако в своем развитии различные стандарты стремятся прийти к гармонизации принципов для обеспечения сопоставимости раскрываемых в отчетах данных. Так, четвертая версия Руководства по отчетности в области устойчивого развития, разработанного Глобальной инициативой по отчетности, сопоставима с положениями Глобального договора ООН, Международного стандарта по интегрированной отчетности, а также Руководства ОЭСР для транснациональных предприятий. Поэтому в процессе развития и гармонизации стандартов возможно решение данных проблем.
На качество отчетов также влияют проблемы, связанные с их содержанием. Одной из них является неполное и расплывчатое отражение информации. В отчетах многих компаний встречаются довольно абстрактные формулировки проблем, требующих решения на пути к устойчивому развитию, а также обязательств, принятых перед заинтересованными
сторонами. В других же отчетах полностью отсутствует анализ задач, поставленных в предыдущих периодах, а также информация об их решении. Так, например, отчет ОАО «СИБУР-Хол-динг» за 2007 г. отражает актуальные вопросы корпоративной социальной ответственности, отчет за 2008 г. посвящен борьбе с кризисом, а в отчете за 2009 г. представлена информация исключительно об экологической результативности. Однако некоторые компании вообще предпочитают не касаться проблемных моментов и раскрывают только положительную информацию о достигнутых результатах, вследствие чего возникает информационная асимметрия и отчет приобретает рекламный вид. Однако после финансового кризиса 2008-2009 гг. заинтересованные стороны стали предъявлять больше требований к раскрываемой в отчетах информации, поэтому подобные проблемы теперь встречаются реже. Так, нефтяная компания «ВР» была подвергнута критике за то, что она не предоставила в отчете данных об общем объеме разлившейся нефти во время аварии в Мексиканском заливе, а к отчету об устойчивом развитии за 2008 г. ОАО «НК «Роснефть» были предъявлены претензии Всемирным фондом дикой природы за отсутствие ключевых для них показателей, которые компании в результате пришлось предоставить.
Существенной трудностью на пути к составлению нефинансового отчета является выбор объема раскрываемой информации. Одни компании включают информацию о деятельности в области устойчивого развития в качестве одного раздела в годовой отчет, при этом данной теме обычно посвящено 5-15 страниц, чего недостаточно для отражения важных показателей деятельности, которые необходимы для удовлетворения потребностей пользователей отчета. Другие компании пытаются раскрыть в нефинансовых отчетах как можно больше данных о результативности в социальной, экологической и экономической сферах и часто перегружают отчет не существенной для заинтересованных сторон информацией, что делает его объемным и мешает его восприятию и поиску нужной информации. Поэтому в качестве основы следует выбрать стандарт,
составленный квалифицированными экспертами, но не применять его шаблонно, а сконцентрироваться на тех аспектах, которые будут значимы для ключевых заинтересованных сторон.
При этом необходимо осуществлять взаимодействие с заинтересованными сторонами как в процессе составления нефинансового отчета для раскрытия наиболее важных и приоритетных тем, так и после публикации информации для выявления проблемных мест в отчете и предложений со стороны его пользователей о возможных улучшениях. Некоторые компании организуют диалоги с заинтересованными сторонами, например в форме анкет, помещенных в конце отчета, что является самым простым способом определить ключевых пользователей и получить их объективную оценку отчета. Также компании в качестве взаимодействия с заинтересованными сторонами могут проводить общественные слушания и другие формы общественной заверки отчетов. Однако только 45% крупных компаний описывают в отчете взаимодействие с заинтересованными сторонами в ходе своей деятельности, из них о перечне заинтересованных сторон и механизмах взаимодействия с ними отчитываются 39% компаний, о приоритетных группах заинтересованных сторон - только 15%, а запросы основных потребителей отчетной информации изучает только пятая часть крупных компаний. В результате большинство компаний не знают о потребностях потенциальных пользователей отчета в части раскрытия информации, поэтому нередко отражают несущественные данные.
По мере развития нефинансовой отчетности возникает проблема определения достоверности публикуемых данных. В настоящее время ее верификация не является обязательной практикой, и только половина подготовленных отчетов подвергается независимой проверке: 20% крупных компаний проводят нефинансовый аудит, 23% компаний подвергают отчеты общественной заверке. Большая часть общественных заверок проводится Советом РСПП по нефинансовой отчетности. Отсутствие независимого подтверждения достоверности и полноты представленных в нефинансовом отчете данных может ввести в заблуждение заинтересованные стороны при случайном или преднамеренном отражении неточной информации и в результате уменьшит общественное доверие к данным, раскрываемым в нефинансовых отчетах этой компании. В ближайшее время существует ве-
роятность роста числа заверенных отчетов: проект концепции развития нефинансовой отчетности в РФ предусматривает переход к обязательной практике проведения нефинансового аудита в 2017-2019 гг. для государственных компаний, государственных корпораций и хозяйственных обществ с государственной собственностью.
Таким образом, российские компании, привыкшие к стабильной информационной закрытости, пока еще только начинают внедрять нефинансовую отчетность, получившую широкое распространение у зарубежных компаний, но зачастую воспринимают ее как рекламный элемент. Увеличивается число примеров успешной деятельности в данной области, однако необходимо способствовать дальнейшему развитию нефинансовой отчетности среди российских компаний для привлечения инвесторов и улучшения качества отчетности до уровня международных практик.
На пути к распространению среди российских компаний понимания необходимости внедрять цели устойчивого развития в стратегию функционирования требуется не просто введение законодательно установленной обязательности составления нефинансовой отчетности, а разработка ее методологической основы. В этом случае будет стимулирование не только роста количества документов, но и совершенствование их качества для облегчения понимания и сопоставления данных заинтересованными сторонами, а также все это скажется на улучшении деятельности самих компаний в результате устранения выявленных в ходе подготовки отчета узких мест.
Вместе с тем необходимо распространять принципы ответственного ведения бизнеса среди представителей малого и среднего предпринимательства. Важно дать им возможность формирования нефинансовой отчетности путем адаптации методологической базы под их особенности, поскольку они составляют значительную часть российского бизнеса.
В результате большего внимания со стороны государственных органов и руководства как крупных, так и малых компаний к решению данных проблем, а также признания ими необходимости составления нефинансовой отчетности и ее положительного эффекта российские компании смогут выйти на качественно новый уровень представления информации об экономической, экологической и социальной результативности.
Список литературы
1. Аннаев А.А. Сущность, стандарты и процесс подготовки нефинансовой отчетности // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 6. С. 372-376.
2. Безручук С.Л., Лайчук С.М. Социальная ответственность бизнеса: отражение в отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 27. С.33-40.
3. Белоусов К.Ю. Актуальные проблемы формирования стратегии устойчивого развития российских компаний // Проблемы современной экономики. 2013. № 3. С. 191-194.
4. Благов Ю.А., Петрова-Савченко А.А. Нефинансовая отчетность: раскрытие информации о выполнении обязательств // Экономическая наука современной России. 2012 № 2. С. 130-135.
5. Вахрушина М.А., Краснова М.В. Современные тенденции представления корпоративной социальной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 19. С. 23-27.
6. Дмитриева Е. Социально озабоченные // Коммерсантъ деньги. 2007. № 10. С. 42.
7. Ендовицкий Д.А., Никитина Л.М., Борзаков Д.В. Оценка корпоративной социальной ответственности российских компаний на основе комплексного анализа нефинансовой отчетности // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 8. С. 2-10.
8. Корпоративная социальная ответственность: новая философия бизнеса: учебное пособие. М.: Внешэкономбанк, 2011. 56 с.
9. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. М.: КноРус, 2008. 504 с.
10. Корчагина Е.В. Сравнительный анализ отчетности устойчивого развития российских и зарубежных компаний // Проблемы современной экономики. 2008. № 4. С. 158-164.
11. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность, 2-е изд. М.: Дашков и К, 2008. 216 с.
12. Кучковская Н.В. Социальная отчетность в стратегии устойчивого развития российского бизнеса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 18. С. 10-17.
13. Мацкуляк Д.И., Пелих Н.А. К вопросу о социальной ответственности предприятий // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 7. С. 73-81.
14. Петрова А.Н. Сущность и назначение социальной отчетности // Экономические науки. 2011. № 83. С. 215-218.
15. Сорокина Е.М. Отчетность организаций в области устойчивого развития // Все для бухгалтера. 2011. № 7. С. 13-17.
16. Тимофеева С.А. Оценка основных результатов формирования социальной отчетности в России // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 12. С. 36-45.
17. Харин А.Г. Принципы интеграции финансовой и нефинансовой отчетности как основа системы ценностно ориентированного управления компанией // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 48. С. 9-16.
18. Чалдаева Л.А. Оценка рисков бизнес-процессов предприятий малого и среднего предпринимательства на основе сравнительного анализа и алгоритмического моделирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 35. С. 40-49.
19. Шигаев А.И. Раскрытие информации в отчетности об устойчивом развитии согласно международным стандартам // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 12. С. 20-32.
20. Шохин А.Н., Аленичева Л.В., Феоктистова Е.Н., Прокопов Ф.Т., ОзерянскаяМ.Н. Повышение информационной открытости бизнеса через развитие корпоративной нефинансовой отчетности. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов, 2008-2011. М.: РСПП, 2012. 102 с.
21. Kilyachov А., Chaldaeva L. Bifurcational Model of Economic Cycles // Economic Papers and Notes. 2013. № 13-4. P. 13-20.
Finance and Credit Business Value
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
NON-FINANCIAL REPORTING IN RUSSIA: PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT
Larisa A. CHALDAEVA, Anastasiya S. KRASIKOVA, Il'ya N. FEDCHIN
Abstract
Importance The article considers the non-financial reporting that represents recording of economic, environmental and social aspects of company performance. The development of non-financial reporting is a topical area in anticipation of the introduction of mandatory non-financial statements presentation by State-owned companies and integrated reporting development. However, there are some challenges in communicating non-financial reports. They result from the impact of the existing external factors (economic and political situation, public opinion) and internal environment of the company (the policy of information disclosure in non-financial statements, level of corporate governance development). Objectives The aim of this work is to reveal the problems of generation and development of non-financial reporting in Russia and to identify possible solutions.
Methods To that effect, we considered the results of the studies of corporate reporting in Russia conducted by the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs, the Russian regional network for integrated reporting and Ernst&Young, analyzed the opinions of scientists and practitioners on non-financial reporting for successful operation of a company, and reviewed the data of the National Registry of Non-financial Reports. Results The article provides a classification and description of primary obstacles to quantitative and qualitative improvement of non-financial reporting in Russia, identifies positive and negative trends in the development of these problems, and offers possible solutions.
Conclusions and Relevance We conclude that it is necessary to provide a legislative framework to prescribe a binding obligation to present non-financial reporting in conjunction with its methodological framework development so that the reporting would be adapted to the specifics of small and medium-sized
enterprises. Their focus on non-financial reporting preparation will result in its faster communication.
Keywords: non-financial reporting, sustainability, report, social, environmental, integrated reporting, verification, reporting standards
References
1. Annaev A.A. Sushchnost', standarty i protsess podgotovki nefinansovoi otchetnosti [Substance, standards and the preparation process of non-financial reports]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2009, no. 6, pp. 372-376.
2. Bezruchuk S.L., Laichuk S.M. Sotsial'naya otvetstvennost' biznesa: otrazhenie v otchetnosti [Corporate social responsibility: disclosure in reporting]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2013, no. 27, pp. 33-40.
3. Belousov K.Yu. Aktual'nye problemy formi-rovaniya strategii ustoichivogo razvitiya rossiiskikh kompanii [Actual problems of building a sustainable development strategy of Russian companies]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2013, no. 3, pp. 191-194.
4. Blagov Yu.A., Petrova-Savchenko A.A. Nefi-nansovaya otchetnost' : raskrytie informatsii o vypolne-nii obyazatel'stv [Non-financial reporting: disclosures on fulfillment of obligations]. Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii = Economics of Contemporary Russia, 2012, no. 2, pp. 130-135.
5. Vakhrushina M.A., Krasnova M.V. Sovremen-nye tendentsii predstavleniya korporativnoi sotsial'noi otchetnosti [Modern trends in presenting corporate social reporting].Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2012, no. 19, pp. 23-27.
6. Dmitrieva E. Sotsial'no ozabochennye [Socially concerned]. Kommersant" Den 'gi, 2007, no. 10, pp. 42.
7. Endovitskii D.A., Nikitina L.M., Borzakov D.V. Otsenka korporativnoi sotsial'noi otvetstvennosti ros-
siiskikh kompanii na osnove kompleksnogo analiza nefinansovoi otchetnosti [Assessing the corporate social responsibility of Russian companies on the basis of a comprehensive analysis of non-financial reporting]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2014, no. 8, pp. 2-10.
8. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost': novaya filosofiya biznesa [Corporate social responsibility: a new business philosophy]. Moscow, Vneshe-konombank Publ., 2011, 56 p.
9. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost': upravlencheskii aspekt: monografiya [Corporate social responsibility: a management aspect: a monograph]. Moscow, KnoRus Publ., 2008, 504 p.
10. Korchagina E.V. Sravnitel'nyi analiz otchetnosti ustoichivogo razvitiya rossiiskikh i zarubezhnykh kompanii [A comparative analysis of sustainability reporting of Russian and foreign companies]. Prob-lemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2008, no. 4, pp. 158-164.
11. Krichevskii N.A., Goncharov S.F. Korporativnaya sotsial 'naya otvetstvennost' [Corporate social responsibility]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2008, 216 p.
12. Kuchkovskaya N.V. Sotsial'naya otchetnost' v strategii ustoichivogo razvitiya rossiiskogo biznesa [Social reporting in the sustainable development strategy of Russian business]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2009, no. 18, pp. 10-17.
13. Matskulyak D.I., Pelikh N.A. K voprosu o sotsial'noi otvetstvennosti predpriyatii [Corporate social responsibility]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2008, no. 7, pp. 73-81.
14. Petrova A.N. Sushchnost' i naznachenie sotsial'noi otchetnosti [The essence and purpose of social reporting]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2011, no. 83, pp. 215-218.
15. Sorokina E.M. Otchetnost' organizatsii v ob-lasti ustoichivogo razvitiya [Reporting on sustainable development of organizations]. Vse dlya bukhgaltera = All for Accountant, 2011, no. 7, pp. 13-17.
16. Timofeeva S.A. Otsenka osnovnykh rezul'tatov formirovaniya sotsial'noi otchetnosti v Rossii [Evaluation of the main results of social reporting generation in Russia]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2012, no. 12, pp. 36-45.
17. Kharin A.G. Printsipy integratsii finansovoi i nefinansovoi otchetnosti kak osnova sistemy tsennostno
orientirovannogo upravleniya kompaniei [Principles of integration of financial and non-financial reporting as a basis ofthe system of value-based management of a company]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2013, no. 48, pp. 9-16.
18. Chaldaeva L.A. Otsenka riskov biznes-protsess-ov predpriyatii malogo i srednego predprinimatel'stva na osnove sravnitel'nogo analiza i algoritmicheskogo modelirovaniya [Risk assessment of business processes of small and medium-sized enterprises on the basis of a comparative analysis and algorithmic modeling]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2013, no. 35, pp.40-49.
19. Shigaev A.I. Raskrytie informatsii v otchetnosti ob ustoichivom razvitii soglasno mezhdunarodnym standartam [Disclosures in sustainability reporting under International Financial Reporting Standards]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2011, no. 12, pp. 20-32.
20. Shokhin A.N., Alenicheva L.V., Feoktistova E.N., Prokopov F.T., Ozeryanskaya M.N. Povyshenie informatsionnoi otkrytosti biznesa cherez razvitie kor-porativnoi nefinansovoi otchetnosti. Analiticheskii ob-zor korporativnykh nefinansovykh otchetov, 2008-2011 [Increasing the transparency of business through the development of corporate non-financial reporting. An analytical review of corporate non-financial reports, 2008-2011]. Moscow, RSPP Publ., 2012, 102 p.
21. Kilyachov A., Chaldaeva L. Bifurcational Model of Economic Cycles. Economic Papers and Notes, 2013, no. 13-4, pp. 13-20.
Larisa A. CHALDAEVA
Financial University under Government
of Russian Federation, Moscow, Russian Federation
chaldaeva45@mail.ru
Anastasiya S. KRASIKOVA
Financial University under Government
of Russian Federation, Moscow, Russian Federation
an-krasikova@yandex.ru
Il'ya N. FEDCHIN
Financial University under Government
of Russian Federation, Moscow, Russian Federation
fedchin.ilya@gmail.com