Данная статья посвящена актуальной проблеме педагогики - педагогическому руководству гуманитарно-педа-гогическим самообразованием учащейся молодежи. В ней рассматриваются отдельные аспекты самообразования учащихся, предлагаются рекомендации для эффективного управления самообразованием школьников и студентов, описываются результаты педагогического мониторинга.
Сабирова Гульнара Барыевна
Кандидат педагогических наук ГАОУСПО «Арский педагогический колледж им. Г.Тукая» Республика Татарстан
Мониторинг
гуманитарно-педагогической самообразовательной деятельности учащейся молодежи
Как можно организовать эффективное управление процессом гуманитарно-педагогического самообразования учащейся молодежи?
Ключевые слова: мониторинг, гуманитарно-педагогическое самообразование, самоопределение, личностная значимость, педагогическое стимулирование, педагогическое руководство самообразованием.
Проблема качества образования и его оценки становится приоритетной в связи с обновлением требований к выпускникам, внедрением новых технологий обучения, предоставлением учебным заведениям широких прав в формировании содержания образования.
В этих условиях возрастает роль мониторинга как технологической основы информационного обеспечения педагогической системы, позволяющей объективно оценивать результаты деятельности и принимать правильные педагогические решения.
В разные времена рассматривался вопрос изучения учащихся. Так, великий русский педагог К.Д. Ушин-ский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях» [7,23]. Он советовал педагогам изучать, сколько возможно тщательно физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие обстоятельства, вести «истории воспитания» каждого ученика.
Л.Н.Толстой требовал бережного отношения к ребенку, постоянного его изучения. Без этого невозможно воспитывать подрастающее поколение, утверждал великий гуманист.
Большое внимание к изучению учащихся мы видим в трудах таких видных русских педагогов-психо-
логов, как А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт. Эти ученые не просто призывали к изучению детей, но и разрабатывали методы изучения, давали рекомендации по их применению. Так, А.Ф. Лазурский внес большой вклад в разработку метода наблюдения за поведением учащихся, а также обосновал метод естественного эксперимента. П.Ф.Лесгафт требовал всестороннего изучения учеников для того, чтобы правильно использовать воспитательные средства.
Современные учителя-исследователи (Лысенкова С.Н., Ильин Е.Н., Шаталов В.Ф., Щетинин М.П. и др.) продолжают лучшие традиции отечественной педагогики. В основе их практической деятельности - глубокое изучение учащихся.
С давних времен прогрессивные педагоги отводили большое место в педагогическом процессе изучению учащихся, которое является основой диагностической деятельности.
Одним из ключевых факторов влияющих на качество педагогического самообразования, является характеристика среды, в которую погружен обучающийся. Решающую роль в формировании ее свойств играют субъективные образы преподавателей о результатах ее деятельности.
На развитие самообразования учащейся молодежи влияет форма проведения учебных и внеучебных занятий, характер представления материала, используемые образовательные технологии. Для формирования практических навыков самообразования, овладения учащимися способами решения различных проблем, предлагается вводить специальное обучение умениям самообразовательной деятельности.
Проведение мониторинга самообразовательной деятельности учащейся молодежи важно по двум причинам. Во-первых, результаты мониторинга дают возможность ставить цели на следующий этап педагогического самообразования. Во-вторых, систематизация затруднений и их анализ позволят выявить те направления самообразования, по которым необходимо внесение изменений. Следует отметить, что результат самообразования на более высоком уровне не представляет собой сумму результатов самообразования на более низком уровне.
Навыки самообразовательной деятельности, полученные в школе, часто недостаточны, поэтому одной из основных задач преподавателей средних и высших учебных заведений является вовлечение всех студентов в различные формы самостоятельной познавательной творческой деятельности, внедрение элементов научно-исследовательской работы в учебный процесс. Важно создавать условия, требующие применения форм и методов самостоятельного активного познания.
Мониторинг развития самообразования учащейся молодежи складывается из следующих этапов:
1. входной контроль;
2. ежемесячный мониторинг качества знаний, успеваемости, группы и отделения в целом;
3. рубежный контроль;
4. посещение учебных и внеклассных занятий;
5. итоговый контроль.
Входной контроль проводится в начале учебного года с целью выявления базовых знаний и умений по гуманитарно-педагогическим дисциплинам.
Вторым этапом в системе мониторинга самообразовательной деятельности является текущий контроль, который проводится по итогам месяца. Полученные данные заносятся в электронный журнал, где информация обрабатывается: определяется средний балл успеваемости и качества знаний учащихся, а также строятся диаграммы по курсам, группам и отделениям.
Следующим этапом в системе мониторинга самообразовательной деятельности учащихся является рубежный контроль, который проводится в конце семестра. Это обязательные контрольные работы, тесты по гуманитарно-педагогическим предметам.
Важным этапом в системе мониторинга самообразовательной деятельности является посещение учебных и внеклассных занятий с последующим анализом и самоанализом проведенной работы.
Заключительным этапом является итоговый контроль, который проводится на выпускных курсах по гуманитарным дисциплинам, итоги которого заносятся в электронный журнал и анализируются.
По результатам проведенной экспериментальной работы из представленных графиков видна положительная динамика роста показателей качества знаний по гуманитарным дисциплинам.
Средний показатель качества знаний учащихся школ г.Арска за 5 лет
100
80 ■ —-----------------------------------------------==---------- —
60----------——------------------------------------------------------------==- - - —
40---- -------- --------- ----------- --------- —
20---- --------------- -------------- ---------------- ---------- —
2005-2006 2006-20007 2007-2008 2008-2009 2009-2010
Показатель качества знаний студентов ТГГПУ факультета ПЦЦО по гуманитарным дисциплинам за 5 лет
2005- 2006- 2007- 2008- 2009-
2006 20007 2008 2009 2010
Показатель качества знаний студентов педагогических колледжей по гуманитарным дисциплинам за 5 лет
ГАОУ СПО"Казанский педколледж"
2005-2006 2006-20007 2007-2008 2008-2009 2009-2010
ГАОУ СПО"Набережно-чвлнинский педколледж"
60
ш I 5^
20
2005-2006 2006-20007 2007-2008 2008-2009 2009-2010
Согласно полученным результатам, число учащихся, занимающихся самообразованием, на младших курсах имеет меньшую величину, но число занимающихся им растет с каждым годом, что обусловлено более сознательным отношением к учебе на старших курсах. Подобный рост, несомненно, связан с осознанием учащимися старших курсов необходимости подготовки к будущей профессии, что без самообразования невозможно. Если рассматривать школьников, прослеживается аналогичная картина, которую можно связать с необходимостью выбора профессии, с дальнейшим самоопределением.
При оценке состояния готовности учащихся к самообразованию, важно уточнить степень личностной значимости фактора самообразования.
На основании проведенных тестов, опросов, бесед мы можем сказать, что учащиеся очень различаются по своему ценностному отношению к самообразованию (рис. 1,2).
Ценностное отношение студентов педколледжа к самообразованию (на начальном этапе эксперимента)
3 на самообразование нужны сила воли и настойчивость
а занятия самообразованием ет достаточного времени
3 самообразованием целесообразно заниматься в процессе внеклассной деятельности ] самообразованием заниматься необязательно
Рис.1
Ценностное отношение студентов педколледжа к самообразованию (на заключительном этапе экспериментальной работы)
□на самообразованиенужш сила воли и настойчивость
■на занятия самообразованием нет достаточного времени
□ самообразованием целесообразно заниматься в гроцессе внеклассной деятельности
□заниматься СО естественный и постоянный виц учебнопрофильной деятельности
■ самообразов а ни ем зан и шть ся необязательно
Рис.2
Высказанные оценки довольно противоречивы: от признания значимости самообразования, до отрицания его особой необходимости. Хочется отметить, что на заключительном этапе экспериментальной работы отношение учащихся к самообразованию заметно изменилось. 12% студентов педагогического колледжа отметили, что заниматься самообразованием это естественный и постоянный вид учебно-профессио-нальной деятельности, также, что самообразованием целесообразно заниматься в процессе внеклассной деятельности.
Основным условием развития самообразовательной деятельности учащейся молодежи является педагогическое стимулирование. В процессе приобщения учащегося к самообразовательной деятельности участие преподавателя в совместной работе с учениками, студентами, уменьшается. От планирующей и контролирующей роли на начальном этапе стимули-
рования самообразования, в действия согласования, носящие рекомендательный, ориентирующий характер. При этом деятельность учащегося приобретает все большую активность - от воспринимающей, переходя постепенно к активным самостоятельным действиям по организации, планированию, контролю, самоопределению.
Таким образом, значение всестороннего мониторинга в вопросах развития гуманитарно-педагогического самообразования учащейся молодежи, действительно, создает базу для эффективного управления этим процессом, так как позволяет измерить исходный уровень самообразовательной готовности личности; следить за динамикой происходящих изменений; выявлять недостатки педагогического руководства и на основе этого обоснованно продумывать стратегическую и тактическую основу участия педагогов в развитии этого важного направления.
Литература
1. Закиров Г.С. Организация самообразования учащейся молодёжи. - 2-е изд.; дополн. -Казань: КГПУ, 2000.
2. Назарова О.Л. Модель самообразовательной деятельности студентов //Специалист. -1998. - №7. - с. 15—18.
3. Педагогический мониторинг качества образования. Под науч. ред. В.И.Андреева. Казань: Изд-во КГУ, 1999.
4. Свирина И.О. Формирование мотивации самообразования старших подростков в процессе обучения: Автореф. дис. к.п.н., Казань, 1983. - 19 с.
5. Смирнов С.И., Захаровский С.Ю. Мониторинг качества образования как индикатор профессиональной компетентности выпускника // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 2. - с. 50-55.
6. Тараносова Г.Н., Лисачкина Ю.С. Концептуальные положения современной профессиональной гуманитарной подготовки специалиста //Среднее профессиональное образование. - 2009. - №5. - с. 9-11.
7. Фоменко С.Л. Мониторинг профессионального становления членов педагогического коллектива // Педагогика. - 2005. - №5. - с. 59-64.
8. Ковылева Ю.Э. Мониторинг качества образования в современной школе: цена достижения образовательных результатов // Эксперимент и инновации в школе. -2010.- №2.
9. Деденко НИ, Эргардт О.И. Профессиональное самоопределение учащихся как фактор качества образования в условиях профильного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 2.
Обсуждаем ФГОС второго поколения
В статье представлен опыт развития учебно-логиче-ских умений учащихся начальных классов, в частности, формирования целостного представления об анализе и синтезе как способах познания, служащих для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся. Развитие происходит на основе использования учителями «логических пятиминуток».
Воровщиков Сергей Георгиевич
доктор педагогических наук профессор кафедры управления образовательными системами декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МП ГУ
«Логические пятиминутки» как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов
Как эффективно развивать у младших школьников представления о способах познания: анализе и синтезе?
Ключевые слова: «логические пятиминутки», учебно-логические умения, анализ, синтез, сравнение, обобщение, определение понятий, доказательства, опровержения, логическое мышление, объекты анализа и синтеза, способы познания.
Современные федеральные государственные образовательные стандарты провозглашают в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [6, с. 3]. Сами разработчики стандарта признают: «Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным» [7].
В стандартах универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: личностные; регулятивные; общепознаеателъные, включая общеучебные, логические, постановка и решение проблем; коммуникативные действия. Классифика-
ции общеучебных умений школьников, разработанная Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиковым [3, с.291-312], конкретизирует рамочную по своей сути программу универсальных учебных действий, общеучебные умения объединены в три группы: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические умения.
«Логические пятиминутки» могут стать эффективным средством целенаправленного формирования учебно-логических умений учащихся как одного из приоритетных компонентов учебно-познаватель-ной компетенции. Ежедневно проводимые «пятиминутки», с нашей точки зрения, могут выступить в роли своеобразного интеллектуального тренажера четвероклассников. На наш взгляд, «логические пятиминутки», как малая форма организации процесса обучения, позволяют учителю гибко развертывать содержание работы с учащимися, не изменяя учебный план, не увеличивая нагрузку на малышей. Несомненным достоинством данной формы развития учебно-логических умений является то, что «пятиминутки» не требуют разработки и последующего легитимного утверждения учебной программы, формирования объемного учебно-методического комплекса.
Предлагаемые «пятиминутки» могут быть разнообразными по своему назначению:
Во-первых, это «стартовая пятиминутка», объясняющая учащимся что, зачем и как будет изучаться, и «финишная», побуждающая детей к осмыслению проделанной в течение учебного года совместной работы. Кстати, в данном пакете материалов заключительная пятиминутка отсутствует.
Во-вторых, «вводные пятиминутки», открывающие изучение каждой группы учебно-логических умений. Они направлены на доступное и целостное изложение сущности конкретной группы учеб-но-логических умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.д.), демонстрацию их значения для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся.
В-третьих, «инструктивные пятиминутки», представляющие учащимся в доступной форме минимум теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно-ло-гического умения. Без данной группы «пятиминуток» все остальные «пятиминутки», по большому счету, теряют смысл.
В-четвертых, «тренинговые пятиминутки», последовательно формирующие и развивающие отдельные учебно-логических умения в соответствии с классификацией обще учебных умений. Данная группа составляет подавляющее большинство «пятиминуток».
В-пятых, «мониторинговые пятиминутки», направленные в первую очередь на изучение сформиро-