Научная статья на тему 'Мониторинг гуманитарно-педагогической самообразовательной деятельности учащейся молодежи'

Мониторинг гуманитарно-педагогической самообразовательной деятельности учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО САМООБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабирова Гульнара Барыевна

Данная статья посвящена актуальной проблеме педагогики педагогическому руководству гуманитарно-педагогическим самообразованием учащейся молодежи. В ней рассматриваются отдельные аспекты самообразования учащихся в процессе педагогического мониторинга, предлагаются рекомендации для эффективного управления самообразованием школьников и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг гуманитарно-педагогической самообразовательной деятельности учащейся молодежи»

мый на первом курсе «входной контроль» по основным учебным предметам выявляет фактическое состояние уровня подготовки студентов. По результатам проверки преподавателями планируется не только дальнейшее освоение дисциплины, но и корректирующие действия. А на II и III курсах проверяется уровень остаточных знаний по дисциплинам, которые являются основой для изучения одной или нескольких дисциплин. Кроме этого, в колледже широко используется процедура анкетирования студентов тех преподавателей, которым предстоит пройти аттестационные испытания. Результаты обрабатываются, формируются психологом в содержательные выводы, проводится беседа с преподавателями. В сжатой форме выводы представляются членам аттестационной комиссии.

По результатам проектирования учебного процесса формируются нормативы и заявки для процессов обеспечения, которые, по сути, являются ресурсами образовательной деятельности. Таким образом, формируется штатное расписание преподавателей и сотрудников, материальное и хозяйственное обеспечение. Учебный процесс имеет входы в виде студентов, нормативной и методической документации, а также обеспечение в виде ресурсов. Задача колледжа так организовать учебный процесс, чтобы затраченные ресурсы дали наибольший эффект в виде выполнения выходных требований и целей с точки зрения удовлетворения ожиданий потребителей.

В колледже преподавателями разработана система контроля по каждой дисциплине, направленного на самого обучаемого, что позволяет корректировать процесс усвоения учебного материала и преодолевать возникающие трудности. Используются тестовые задания, контрольные срезы, ежегодно создаются электронные учебники, каждая кафедра имеет базу тестовых заданий.

3. Грамотно организованный мониторинг качества ключевых процессов, систематический анализ разных аспектов деятельности колледжа позволяют определить цели по совершенствованию процессов, осуществлять прогноз и вносить коррективы в деятельность колледжа. Это достигается благодаря тому, что все необходимые процедуры управления качеством выдержаны в их взаимосвязи: проектирование качества; диагностика и мониторинг; анализ и интерпретация собранной информации, создание базы данных; подготовка и принятие управленческого решения. Сложившаяся в колледже система морального и материального стимулирования также отвечает этой задаче. Широко используется практика выдвижения лучших преподавателей и сотрудников коллектива на государственные и правительственные награды, звания, представление лучших работников на премии. Новаторские идеи по совершенствованию процессов стимулируются из премиального фонда и фонда целевого назначения. Совершенствование организационной структуры также направлено на содействие творческой инициативы персонала и внедрения нововведений. Созданы творческие группы, экспериментальная лаборатория, расширен штат. Для совершенствования процессов в колледже действует обратная связь с преподавателями, сотрудниками и обучающимися,

организованная через различные каналы получения информации: опросы студентов и преподавателей, студенческую газета, а также совместные мероприятия научного, учебно-воспитательного и культурного характера. Для установления целей по усовершенствованию процессов широко используется изучение опыта других учебных заведений, SWOT - анализ (выявление сильных и слабых сторон). Запланированные цели колледж соотносит с требованиями работодателей. Преподаватели школ приглашаются на заседания кафедр, привлекаются к совместной организации различных форм учебно-воспитательной деятельности.

4. В результате мониторинга процессов и анализа его результатов определяются возможности для их улучшения и расставляются приоритеты с учетом мнения всех заинтересованных сторон и участников образовательного процесса: студентов, преподавателей и сотрудников, а также работодателей и общества в целом. С целью принятия управленческих решений по использованию новаций для совершенствования процессов руководителями колледжа организуется их обсуждение на различных уровнях: на заседаниях Научно-методического совета, кафедр, совещаниях при директоре. Так, например, руководителями поддерживается творческая инициатива преподавателей и сотрудников, обучающихся и работодателей в целях совершенствования процессов.

5. Необходимость по-новому оценить получаемые на выходе результаты обусловили неизбежность не только пересмотра и совершенствования процессов, но и внесение изменений в некоторые из них. В частности, в настоящее время в колледже активно разрабатывается модульная система организации учебного процесса. Все это требует внесения изменений в основные и вспомогательные процессы, а также в руководство этими процессами, их измерение, анализ и контроль. В ходе внедрения изменений в процессы ответственные за качество в колледже контролируют, оценивают эффективность и анализируют влияние этих изменений на результаты, получаемые на выходе каждого процесса.

При внедрении новых или изменении существующих процессов информация доводится до всех заинтересованных сторон, изучается и анализируется их мнение, учитываются предложения и рекомендации, в результате чего решения принимаются коллегиальным органом. Вся информация об изменениях, вносимых в процессы, доводится до исполнителей и участников основных и вспомогательных процессов в виде приказов директора, распоряжений, служебных записок структурных подразделений. До издания приказов и распоряжений разрабатываются проекты документов (положения, инструкции), которые предлагаются к коллегиальному рассмотрению и обсуждению с целью выработки предложений и замечаний о представленных проектах. После того, как учтены все предложения и замечания участников процессов по проектам, документы проходят согласование и выносятся на утверждение директором, педагогическим советом, НМ С. Когда решение принято, организуется обучение сотрудников перед внедрением изменений в процессы, Например, по такой схеме вносились изменения в процесс разработки учебных рабочих программ.

Документирование основных процессов в колледже обеспечивается при помощи действующих основополагающих государственных и отраслевых документов, регулирующих управление ссузом (Конституция РФ, Указы Президента РФ, Федеральные законы, законы РТ, Постановления Правительства РФ и РТ, приказы, инструкции министерств, комитетов, документы республиканского уровня); государственных образовательных стандартов по среднему профессиональному образованию по лицензированным в колледже специальностям среднего профессионального образования; учебно-методических комплексов по специальностям подготовки колледжа; учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам колледжа; пакета документов по дополнительным платным образовательным услугам; соответствующих документов по научно-исследовательской работе колледжа; соответствующих документов по учебной и учебно-методической работе колледжа.

Литература

1. Шагеева О.А., Северьянова ГІ.А. Система повышения квалификации преподавателей педагогического колледжа // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №8.

2. Соловьева Н.С., Свиридова ЕМ. Этапы развития экспериментальных лабораторий Смоленского педагогического колледжа// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №6.

3. Кольцова О.С. Управление качеством образовательного процесса в педагогическом колледже в условиях реализации компетентности ого подхода// Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №1.

4. Зайцев В.Е., Нестерова Т.А., Чукаров В.Ф., Казакова

Н.В., Лагутина Н.Т. Проектные подходы к решению проблем образовательного процесса в Смоленском строительном колледже // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №3.

Данная статья посвящена актуальной проблеме педагогики — педагогическому руководству гуманитарно-педагоги-ческим самообразованием учащейся молодежи. В ней рассматриваются отдельные аспекты самообразования учащихся в процессе педагогического мониторинга, предлагаются рекомендации для эффективного управления самообразованием школьников и студентов.

Сабирова Гульнара Барыевна

Кандидат педагогических наук ГАОУСПО

«Арский педагогический колледж им. Г.Тукая» Республика Татарстан

МОНИТОРИНГ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Как можно организовать эффективное управление процессом гуманитарно-педагогического самообразования учащейся молодежи?

А

Ключевые слова: мониторинг, гуманитарно-педагогическое самообразование, самоопределение, личностная значимость, педагогическое стимулирование, педагогическое руководство самообразованием.

Проблема качества образования и его оценки становится приоритетной в связи с обновлением требований к выпускникам, внедрением новых технологий обучения, предоставлением учебным заведениям широких прав в формировании содержания образования,

В этих условиях возрастает роль мониторинга как технологической основы информационного обеспечения педагогической системы, позволяющей объективно оценивать результаты деятельности и принимать правильные педагогические решения.

В разные времена рассматривался вопрос изучения учащихся. Так, великий русский педагог К.Д.Ушинский

писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях» [7,23]. Он советовал педагогам изучать, сколько возможно тщательно физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие обстоятельства, вести «истории воспитания» каждого ученика.

Л. Н. Тол стой требовал бережного отношения к ребенку, постоянного его изучения. Без этого невозможно воспитывать подрастающее поколение, утверждал великий гуманист.

Большое внимание к изучению учащихся мы видим в трудах таких видных русских педагогов-психологов,

как А.Ф, Лазурский, П.Ф. Лесгафт. Эти ученые не просто призывали к изучению детей, но и разрабатывали методы изучения, давали рекомендации по их применению, Так, А.Ф. Лазурский внес большой вклад в разработку метода наблюдения за поведением учащихся, а также обосновал метод естественного эксперимента, П.Ф.Лесгафт требовал всестороннего изучения учеников для того, чтобы правильно использовать воспитательные средства.

Современные учителя-исследователи (Лысенкова С.Н., Ильин Е.Н., Шаталов В.Ф., Щетинин М.П, и др.) продолжают лучшие традиции отечественной педагогики, В основе их практической деятельности - глубокое изучение учащихся.

С давних времен прогрессивные педагоги отводили большое место в педагогическом процессе изучению учащихся, которое является основой диагностической деятельности.

Одним из ключевых факторов влияющих на качество педагогического самообразования, является характеристика среды, в которую погружен обучающийся. Решающую роль в формировании ее свойств играют субъективные образы преподавателей о результатах ее деятельности.

На развитие самообразования учащейся молодежи влияет форма проведения учебных и внеучебных занятий, характер представления материала, используемые образовательные технологии. Для формирования практических навыков самообразования, овладения учащимися способами решения различных проблем, предлагается вводить специальное обучение умениям самообразовательной деятельности.

Проведение мониторинга самообразовательной деятельности учащейся молодежи важно по двум причинам. Во-первых, результаты мониторинга дают возможность ставить цели на следующий этап педагогического самообразования. Во-вторых, систематизация затруднений и их анализ позволят выявить те направления самообразования, по которым необходимо внесение изменений. Следует отметить, что результат самообразования на более высоком уровне не представляет собой сумму результатов самообразования на более низком уровне.

Навыки самообразовательной деятельности, полученные в школе, часто недостаточны, поэтому одной из основных задач преподавателей средних и высших учебных заведений является вовлечение всех студентов в различные формы самостоятельной познавательной творческой деятельности, внедрение элементов научно-исследовательской работы в учебный процесс. Важно создавать условия, требующие применения форм и методов самостоятельного активного познания.

Мониторинг развития самообразования учащейся молодежи складывается из следующих этапов:

1. входной контроль;

2. ежемесячный мониторинг качества знаний, успеваемости, группы и отделения в целом;

3. рубежный контроль;

4. посещение учебных и внеклассных занятий;

5. итоговый контроль.

Входной контроль проводится в начале учебного года с целью выявления базовых знаний и умений по гуманитарно-педагогическим дисциплинам.

Вторым этапом в системе мониторинга самообразовательной деятельности является текущий контроль, который проводится по итогам месяца, Полученные данные заносятся в электронный журнал, где информация обрабатывается: определяется средний балл успеваемости и качества знаний учащихся, а также строятся диаграммы по курсам, группам и отделениям.

Следующим этапом в системе мониторинга самообразовательной деятельности учащихся является рубежный контроль, который проводится в конце семестра. Это обязательные контрольные работы, тесты по гуманитарно-педагогическим предметам.

Важным этапом в системе мониторинга самообразовательной деятельности является посещение учебных и внеклассных занятий с последующим анализом и самоанализом проведенной работы.

Заключительным этапом является итоговый контроль, который проводится на выпускных курсах по гуманитарным дисциплинам, итоги которого заносятся в электронный журнал и анализируются.

По результатам проведенной экспериментальной работы из представленных графиков видна положительная динамика роста показателей качества знаний по гуманитарным дисциплинам.

Показатель качества знаний студентов ТГГПУ факультета ПНДО по гуманитарным дисциплинам за 5 лет

1 -

2005- 2006- 2007- 2008- 2009-

2006 20007 2008 2009 2010

Показатель качества знаний студентов педагогических колледжей по гуманитарным дисциплинам за 5 лет

ГАОУ СПО "Арский педагогический колледж им.Г.Тукая"

ГАОУ СПО "Казанский педколледж"

2005-2006 2006-20007 2007-2008 2008-2009 2009-2010

ГАОУ СПО "Набережно-челнинский пед колледж"

2005-2006 2006-20007 2007-2008 2008-2009 2009-2010

Согласно полученным результатам, число учащихся, занимающихся самообразованием, на младших курсах имеет меньшую величину, но число занимающихся им растет с каждым годом, что обусловлено более сознательным отношением к учебе на старших курсах. Подобный рост, несомненно, связан с осознанием учащимися старших курсов необходимости подготовки к будущей профессии, что без самообразования невозможно. Если рассматривать школьников, прослеживается аналогичная картина, которую можно связать с необходимостью выбора профессии, с дальнейшим самоопределением.

При оценке состояния готовности учащихся к самообразованию, важно уточнить степень личностной значимости фактора самообразования.

На основании проведенных тестов, опросов, бесед мы можем сказать, что учащиеся очень различаются по своему ценностному отношению к самообразованию. (рис. 1, 2)

Высказанные оценки довольно противоречивы: от признания значимости самообразования, до отрицания его особой необходимости. Хочется отметить, что на заключительном этапе экспериментальной работы отношение учащихся к самообразованию заметно изменилось. 12% студентов педагогического колледжа отметили, что заниматься самообразованием это естественный и постоянный вид учебно-профессиональной деятельности, также, что самообразованием

целесообразно заниматься в процессе внеклассной деятельности.

Основным условием развития самообразовательной деятельности учащейся молодежи является педагогическое стимулирование. В процессе приобщения учащегося к самообразовательной деятельности участие преподавателя в совместной работе с учениками, студентами, уменьшается. От планирующей и контролирующей роли на начальном этапе стимулирования самообразования, в действия согласования, носящие рекомендательный, ориентирующий характер. При этом деятельность учащегося приобретает все большую активность - от воспринимающей, переходя постепенно к активным самостоятельным действиям по организации, планированию, контролю, самоопределению.

Таким образом, значение всестороннего мониторинга в вопросах развития гуманитарно-педагогиче-ского самообразования учащейся молодежи, действительно, создает базу для эффективного управления этим процессом, так как позволяет измерить исходный уровень самообразовательной готовности личности; следить за динамикой происходящих изменений; выявлять недостатки педагогического руководства и на основе этого обоснованно продумывать стратегическую и тактическую основу участия педагогов в развитии этого важного направления.

Литература

1. Закиров Г.С. Организация самообразования учащейся молодёжи. - 2-е изд.; до пол н. - Казань: КГПУ, 2000.

2. Назарова О.Л. Модель самообразовательной деятельности студентов //Специалист. - 1998. - №7. - с.15-18.

3. Педагогический мониторинг качества образования. Под науч. ред. В.И.Андреева. Казань: Изд-во КГУ, 1999.

4. Свирина Л.О. Формирование мотивации самообразования старших подростков в процессе обучения: Автореф. дис. к.п.н., Казань, 1983 - 19 с.

5. Смирнов С.И., Захаровский С.Ю. Мониторинг качества образования как индикатор профессиональной компетентности выпускника // СПО № 2, 2009 - с. 50-55.

6. Тараносова Г.Н., Лисачкина Ю.С. Концептуальные положения современной профессиональной гуманитарной подготовки специалиста //Среднее профессиональной образование № 5, 2009 - с. 9-11.

7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений М., 1950. Т.8. - С.23.

8. Фоменко С.Л. Мониторинг профессионального становления членов педагогического коллектива // Педагогика №5, 2005. - С.59-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.