УДК 793.4(075.8)
МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КОНТИНГЕНТА ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА РОССИИ
MONITORING OF PHYSICAL READINESS OF TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF THE NORTHERN REGION OF RUSSIA
С. С. Гуляева S. S. Gulyaevа
ФГБОУВПО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», с. Чурапча (Республика Саха (Якутия))
Аннотация. Работа посвящена исследованию особенностей физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста в условиях Крайнего Севера. В статье представлен анализ соответствия полученных в результате мониторинга данных физической подготовленности подростков, проживающих в Республике Саха (Якутия), нормативным требованиям государственного образовательного стандарта. Результаты работы могут явиться предпосылкой для совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях.
Abstract. The article is devoted to the research of features of physical fitness of middle-school pupils in the conditions of the Far North. It analyzes the compliance of the data of monitoring of physical fitness of the teenagers who live in the Republic of Sakha (Yakutia) with the requirements of the state educational standard. The results of the research may serve as the precondition for improvement of physical training process in educational institutions.
Ключевые слова: мониторинг, физическое здоровье, гиподинамия, физическая подготовленность, средний школьный возраст, северный регион.
Keywords: monitoring, physical health, hypodynamia, physical fitness, middle school age, northern region.
Актуальность исследуемой проблемы. В целях совершенствования работы по укреплению здоровья населения и улучшению физического развития детей, подростков и молодежи Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья, физического развития детей, подростков и молодежи» [7].
В Федеральном законе от 30 марта 2008 г. № 329 «О физической культуре и спорте в РФ», в ст. 28 «Физическая культура и спорт в системе образования» записано «проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся» [9].
Процесс мониторинга подразумевает прогнозирование, наблюдение за состоянием физического здоровья населения, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи, сбор, хранение, обработку и систематизацию данных.
Кондиционные физические качества являются основной составляющей физического здоровья. Именно уровень их развития в наибольшей степени отражает состояние морфофункциональной подготовленности организма человека, следовательно, и его физического здоровья [8, 4].
Оптимальный уровень общей физической подготовленности является основой процесса физического совершенствования человека.
Как было отмечено Л. П. Матвеевым, совершенствование физического развития, а следовательно, укрепление физического здоровья происходят на основе развития свойственных каждому человеку физических качеств, особенно тех качеств, которые ведут к подъему общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма [6, 16].
Исследованию показателей физической подготовленности детей, подростков и молодежи, проживающих в различных регионах России, посвящены труды таких авторов, как А. Н. Тяпин, Ю. П. Пузырь, И. С. Решетников (2002); М. Х. Индреев, З. А. Хатуев, З. М. Анхутов и др. (2003); Б. Х. Ланда (2000, 2001); Т. А. Банникова, А. С. Горошко (2003); С. И. Изаак (2006) и др.
Постоянное динамическое наблюдение за показателями физической подготовленности является средством контроля над эффективностью процесса физического воспитания в образовательных учреждениях и внесения соответствующих корректив в учебные программы и педагогическую деятельность самих учителей физической культуры.
Контрольные упражнения (тесты) дают возможность преподавателю увидеть недостатки в подготовленности занимающихся и по возможности индивидуально планировать физические нагрузки, реально оценивать уровень достижений и систематически управлять ростом достижений [2].
Тем не менее в системе государственного образования должным образом не налажена система постоянного, динамического наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью детей и учащейся молодежи; фактически отсутствует система оздоровления детей с низким уровнем физического развития и физической подготовленности средствами коррекционной и оздоровительной физической культуры [4].
Данная проблема особенно актуальна на фоне имеющейся необходимости радикальной перестройки физического воспитания в системе образования, связанной с резким обострением вопроса о здоровье.
Гиподинамия стала массовым явлением современного общества. По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, недопустимо низкая двигательная активность отмечена у 25 % учащихся. У 35 % она не соответствует оптимальному объему, способствующему гармоничному развитию и сохранению здоровья ребенка [5, 8-9].
Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук (РАМН) информирует о том, что доля здоровых детей, по итогам Всероссийской диспансеризации, составила 33,8 %.
Начиная с прошлого столетия исследования, проведенные в различные годы и в различных регионах, указывают на влияние среды проживания на физическое здоровье населения. Доказано, что экстремальные условия Крайнего Севера за счет снижения двигательной активности оказывают отрицательное воздействие на состояние здоровья и уровень физической подготовленности человека [3], [1].
Материал и методика исследований. В аспекте вышеизложенной проблемы нами проведен мониторинг физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста Республики Саха (Якутия). В исследовании приняли участие подростки, относящиеся к коренному населению Крайнего Севера, проживающие в условиях сельской местности.
Были использованы тестовые задания, имеющие высокую степень надежности и информативности (Б. А. Ашмарин (1978); Г. Ф. Лакин (1980); Е. Я. Бандаревский (1984); Л. А. Хасин и др. (1999); Б. Х. Ланда (2004); М. А. Годик и др. (1994) и др.). Изучен уровень развития таких двигательных качеств учащихся, как выносливость, гибкость, скоростно-силовые и силовые способности.
Полученные данные по физической подготовленности учащихся Республики Саха (Якутия) были сопоставлены с данными учащихся из центральной полосы России, общероссийскими нормативными требованиями. Результаты проведенного сравнительного анализа позволили выявить значительный разброс в показателях.
Результаты исследований и их обсуждение. Анализ показателей физической подготовленности испытуемых мужского пола выявил, что в беге на 30 м показатели школьников Республики Саха (Якутия) ниже по всем возрастным группам, чем показатели учащихся из центральной полосы России, т. е. наблюдается отставание в проявлении быстроты. Так, результаты мальчиков 11 лет из Республики Саха (Якутия) по сравнению с результатами мальчиков из центра России ниже на 14,3 %. В 12 лет показатели мальчиков Республики Саха (Якутия) отстают на 4,36 %; в 13 лет отставание составляет 12,5 %; в 14 лет - 18,5 %; в 16 лет - 15,2 %.
В тесте, характеризующем силовые способности мальчиков (динамометрия кисти), во всех возрастных группах, кроме 11 лет, наблюдается отставание учащихся из Республики Саха (Якутия) по сравнению с учащимися из центра России. Так, в возрастных группах 11 лет разница недостоверна (1,6 %); в 12 лет разница - 9 %; в 13 лет отставание составляет 19,1 %; в 14 лет - 22,5 % и в 15 лет - 21,4 %. В старших классах тенденция отставания прогрессирует.
Анализ результатов теста, характеризующего скоростно-силовые способности мальчиков, показал, что во всех возрастных группах учащиеся из центра России превосходят по показателям учащихся из Республики Саха (Якутия). Так, в возрастных группах 11 лет преимущество равно 10,9 %; 12 лет - 12,7 %; 13 лет - 16,3 %; 14 лет - 17,8 % и 15 лет - 19,4 %.
Результаты теста на гибкость позволяют говорить о том, что учащиеся Республики Саха (Якутия) во всех возрастных группах превосходят своих сверстников из центра России. Так, в возрастных группах мальчиков 11 лет превосходство якутян равно 20,7 %, 12 лет - 22,7 %; 13 лет - 28,5 %; 14 лет - 18,9 %; 15 лет - 32 %.
В проявлении выносливости учащиеся (мальчики) из Республики Саха (Якутия) во всех возрастных группах, кроме 12 лет (разница недостоверна), показали более высокие результаты. В возрастных группах 11 лет учащиеся превосходят сверстников из центра России на 14,2 %; в 13 лет - на 6,3 %; в 14 лет - на 9,3 %; в 15 лет - на 2,5 %. Более высокая разница наблюдается в возрастных группах 11 и 14 лет.
Анализ результатов аналогичных контрольных тестов девочек 5-9 классов в беге на 30 м показал, что во всех возрастных группах наблюдается преимущество учащихся из центральной России. В возрастных группах девочек 11 лет превосходство девочек из центральной полосы России равняется 11 %; 12 лет - 4,5 %; 13 лет - 12,1 %; 14 лет -8,8 %; 15 лет - 7,2 %.
Результаты теста на силу (динамометрия кисти) показали, что во всех возрастных группах девочки из Республики Саха (Якутия) отстают от сверстниц из центра России. Так, в возрастных группах девочек 11 лет отставание представительниц Республики Саха (Якутия) равно 3 %; 12 лет - 5,7 %; 13 лет - 8,7 %; 14 лет - 11,7 %; 15 лет - 21,05 %. Большая разница наблюдается в 13-15 лет.
Тест «Прыжок в длину с места», который объективно характеризует скоростносиловые способности, показал, что девочки 11-15 лет из Республики Саха (Якутия) во всех возрастных группах прыгают на меньшее расстояние, чем ученицы из центра России. В возрастных группах 11 лет отмечается отставание - на 15,6 %; в 12 лет - на 11,5 %; в 13 лет - на 7,6 %; в 14 лет - на 5,2 %; в 15 лет - на 5,7 %.
В проявлении гибкости результаты девочек из Республики Саха (Якутия) оказались лучше, чем таковые девочек из центральной полосы России. Так, в возрастных группах
11 лет превосходство составляет 22,2 %; в 12 лет - 50 %; в 13 лет - 36,3 %; в 14 лет -23 %; в 15 лет - 34,6 %.
Для определения степени развития качества выносливости испытуемые пробегали дистанцию 1000 м. Анализ результатов показал, что во всех возрастных группах, кроме
12 лет, девочки из Республики Саха (Якутия) оказались выносливее своих сверстниц из центральной России. Так, в 11 лет их результаты лучше на 6,5 %; в 12 лет - разница недостоверна; в 13 лет - на 7,8 %; в 14 лет - на 8,9 %; в 15 лет - на 4,2 %.
Результаты данного исследования дают право говорить о том, что учащиеся, проживающие на территории Крайнего Севера, в частности в Республике Саха (Якутия), по большинству показателей уровня физической подготовленности имеют статистически достоверные различия по сравнению с учащимися центра России. Обнаружено заметное отставание учащихся Республики Саха (Якутия) в проявлении силовых, скоростных и скоростно-силовых способностей. Сравнительный анализ показателей учащихся сельских школ с учащимися городских школ Республики Саха (Якутия) свидетельствует об отсутствии между ними достоверной разницы в показателях физической подготовленности.
Резюме. По итогам проведенной работы можно констатировать, что учащиеся, проживающие на территории Крайнего Севера, в частности в Республике Саха (Якутия), по уровню физической подготовленности имеют существенные статистически достоверные отставания от нормативных требований государственного образовательного стандарта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакшина, А. И. Повышение двигательной активности школьников средствами физической культуры в условиях Крайнего Севера / А. И. Бакшина // Физическая культура и детско-юношеский спорт в современных условиях: идея, духовность, воспитание : мат. межд. науч. конф. - Якутск, 2008. - С. 50.
2. Бянкин, В. В. Тестирование физической подготовленности / В. В. Бянкин, Ю. И. Бойко // Физическая культура и спорт в современном обществе : мат. всерос. науч. конф. - Хабаровск, 2011. - С. 47.
3. Гуляев, П. Д. Модель оценок общей физической подготовленности студентов физкультурного вуза в условиях севера / П. Д. Гуляев. - М. : Спутник, 2006. - 148 с.
4. Изаак, С. И. Состояние физического развития и физической подготовленности молодого поколения России и их коррекция на основе технологии популяционного мониторинга : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / С. И. Изаак. - М., 2006. - 49 с.
5. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учебное пособие / Б. Х. Ланда. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2008. - 244 с.
6. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физическая культура и спорт, 1991. - 543 с.
7. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».
8. Семенов, Л. А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях / Л. А. Семенов. - М. : Советский спорт, 2007. - 168 с.
9. Федеральный закон от 30 марта 2008 г. № 329 «О физической культуре и спорте в РФ», ст. 28.