Научная статья на тему 'Мониторинг факторов, влияющих на повышение уровня рентабельности'

Мониторинг факторов, влияющих на повышение уровня рентабельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1823
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАННЫХ ТОВАРОВ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / ПРИБЫЛЬ / ДОХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дударева А.Б.

В статье приводится оценка динамики основных показателей рентабельности деятельности сельскохозяйственных организаций Орловской области, а так же динамика финансового результата деятельности субъектов хозяйствования региона и представлены факторы, влияющие на изменение прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг факторов, влияющих на повышение уровня рентабельности»

УДК 08.00.30

МОНИТОРИНГ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

MONITORING OF FACTORS INFLUINCIHG INCREASE OF LEVEL OF PROFITABILITY

А.Б. Дударева, кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: dudareffa@mail.ru A.B. Dudareva, Candidate of Economic Sciences, FSBEI HE Orel SAU

Аннотация. В статье приводится оценка динамики основных показателей рентабельности деятельности сельскохозяйственных организаций Орловской области, а так же динамика финансового результата деятельности субъектов хозяйствования региона и представлены факторы, влияющие на изменение прибыли.

Ключевые слова: рентабельность активов, рентабельность проданных товаров, рентабельность производства, прибыль, доход

Abstract. The article provides an assessment of the dynamics of the main indicators of profitability of the activities of agricultural organizations in the Orel region, as well as the dynamics of the financial result of the activities of the region's economic entities, and _ factors affecting the change in profit are presented.

Key words: return on assets, profitability of goods sold, profitability of production, profit, income

Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах. Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относятся прибыль (убыток) от различных видов деятельности, в качестве относительных показателей используют различные соотношения прибыли и затрат. Эту группу показателей называют также показателями рентабельности.

Рентабельность активов - это параметр, учитывающий эффективность работы активов предприятия. Коэффициент описывает способность организации приносить прибыль, не учитывая структуру ее капитала.

Рентабельность активов организаций Орловской области имеет низкое значение, но за анализируемый период наблюдается увеличение на 2,0%, и в 2016 году составила 6,3%. (рис.1) Это значит, что организации региона за анализируемый период получили с каждого рубля стоимости активов прибыли на 2 рубля больше.

Организациям Орловской области стоит улучшить эффективность работы активов.

8

6,7

5,8 6,3

4,9

4,3

2012

2013

2014

2015

2016

Рисунок 1 - Динамика рентабельности активов организаций Орловской области, %

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг организаций Орловской области за анализируемый период увеличилась на 2,3%, и в 2016 году составила 10,3%. (рис.2) Полученный коэффициент помогает определить эффективность от реализации произведенной продукции. Фактически это соотношение

доходов от продаж и затрат на ее изготовление, фасовку и реализацию. Для экономиста показатель наглядно демонстрирует, сколько в процентном выражении принесет каждый потраченный рубль.

2012 2013 2014 2015 2016

Рисунок 2 - Динамика рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг организаций Орловской области, %

Результативность финансово-хозяйственной деятельности организации характеризуется показателями: доход, выручка от продаж, прибыль, рентабельность продаж, рентабельность совокупного капитала, рентабельность собственного капитала и др.

Рассмотрим финансовые результаты организаций Орловской области (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика финансового результата организаций Орловской области, млн. рублей

Год Сальдо прибылей и убытков В % к предыдущему году Сумма прибыли Удельный вес прибыльных организаций, % Сумма убытка Удельный вес убыточных организаций, %

2014 11397,9 129,2 14792,1 70,8 3394,2 29,2

2015 15173,8 127,8 17253,5 74,3 2079,7 25,7

2016 15145,2 103,2 19557,0 70,0 4411,8 30,0

Из данной таблицы можно сделать вывод, что прибыльность предприятий с каждым годом возрастает и на 2016 год составила 15145,2 млн. рублей. Сальдо прибылей и убытков в 2016 году к 2015 году увеличилось на 3,2%. Сумма прибыли за анализируемый период увеличилась на 32,2%, но и сумма убытка увеличилась на 30,0%. Предприятиям Орловской области следует найти пути по снижению убытков.

Определяющим в содержании понятия «рентабельность производства» является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы: (рис.3)

- факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;

- факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИБЫЛЬ

ВНЕШНИЕ

зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива

Г \

ВНУТРЕННИЕ

не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства

V_)

С \

Внедрение современной технологии

Уровень хозяйствования

Компетентность руководства и менджеров

Конкурентоспособность продукции

Уровень организации производства и труда V_:_

С л

Конъюнктура рынка Уровень цен на материально-технические ресурсы Нормы амортизации

Система Налогообложения

V__)

Рисунок 3 - Факторы, влияющие на прибыль 27

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирование прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей её повышения. В процессе анализа следует изучить динамику показателей рентабельности, выполнения плана по их уровню.

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Рассмотрим показатель рентабельности проданной продукции предприятий АПК Российской Федерации (табл.2).

Таблица 2 - Рентабельность проданной продукции предприятий АПК Российской Федерации, %

Вид продукции 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 в % к

2014 г. 2015 г.

Растениеводство 11,7 20,2 35,4 в 3 раза 175,25

Животноводство 2,7 18,3 15,4 в 5 раз 84,15

Из приведенных данных можно сделать вывод, что рентабельность проданной продукции за анализируемый период на территории Российской Федерации растет. Так рентабельность продукции растениеводства возросла в 3 раза, а продукции животноводства в 5 раз.

Так же в таблице 3 мы можем наблюдать улучшение показателя рентабельности проданной продукции предприятий АПК и на территории Орловской области.

Таблица 3 - Рентабельность пр

юданной продукции предприятий АПК Орловской области

Вид продукции 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 в % к

2014 г. 2015 г.

Растениеводство 22,2 31,6 46,1 в 2 раза 145,89

Животноводство 5,9 35,2 30,6 в 5 раз 86,93

Так рентабельность продукции растениеводства возросла в 2 раза, а продукции животноводства в 5 раз. Это свидетельствует о эффективной работе сельскохозяйственных предприятий как в целом на территории Российской Федерации, так и в Орловской области.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения (рис.4). При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. В целом одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому внимания этому внешнему фактору следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости продукции, повышению отдачи основных средств.

Рисунок 4 - Пути повышения рентабельности

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

- при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов;

- отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Следует заметить, что нельзя отвлеченно рассматривать влияние отдельных факторов, так как на уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:

- уровень организации производства и управления;

- структура капитала и его источников;

- степень использования производственных ресурсов;

- объем, качество и структура продукции;

- затраты на производство и себестоимость изделий;

- прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волченкова А.С., Кравченко Т.С. Социально-экономические факторы роста эффективности аграрного труда в условиях достижения уровня целевого индикатора развития АПК // Аграрная Россия. 2018. №1. С.26-33

2. Кравченко Т.С., Сухочева Н.А. Инновационные процессы в контексте обеспечения агропродовольственной безопасности // Вестник АПК Ставрополья. 2017. №2 (26). С.218-224

3. Кравченко Т.С. Влияние инвестиций на формирование инновационного потенциала АПК // Вестник сельского развития и социальной политики. 2017. №3 (15). С.19-21

4. Кравченко Т.С., Бухвостов Ю.В. Критерии и система показателей оценки экономической эффективности инновационных технологий в АПК // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. №11 (58). С.600-603

5. Сухочева Н.А. Экономически анализ производства товарного сырья субъектами масложирового подкомплекса // Вестник сельского развития и социальной политики. 2017. №3 (15). С.94-96

6. Чистякова М.К. Малый бизнес в сфере АПК: проблемы развития на современном этапе // Вестник сельского развития и социальной политики. 2017. №3 (15). С.97-99

7. Чистякова М.К. Экологический менеджмент в малом среднем бизнесе на основе внедрения инструментов информационного воздействия // Московский экономический журнал. 2017. №3. С.59

8. Солошенко В.М., Векленко Е.В., Стёпкина И.И. К вопросу о роли и значении экономической прибыли в воспроизводственном процессе сельскохозяйственных организаций // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 4. С. 18-20.

9. Дугин А.Н. Оценка эффекта финансового рычага в племенных скотоводческих организациях Ярославской области // Аграрный вестник Верхневолжья. 2016. №3. С.116-119.

10. Виноградов Д.В., Конкина В.С., Правдина Е.Н. Методологические вопросы оценки эффективности управления затратами // Сб.: Молодёжь в поисках дружбы. Институт энергетики Таджикистана, 2017. С. 20-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.