Научная статья на тему 'Мониторинг эффективности психолого-педагогической программы развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора'

Мониторинг эффективности психолого-педагогической программы развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕНИЕ / SENIOR PRESCHOOLER / MORAL DEVELOPMENT / PARENTAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шалина Альбина Анатольевна, Гельжинис Наталья Александровна

В статье анализируются результаты мониторинга эффективности инновационной полисубъектной социкультурной коммуникативно-познавательной среды в дошкольной образовательной организации. Авторы представляют результаты сопряженной динамики когнитивных способов родительского общения и уровней развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора. Для анализа эффектов развития использовалась авторская анкета «Способы воздействия родителей на нравственное развитие дошкольника» и критериально-ориентированная методика развития старшего дошкольника как субъекта нравственного выбора (О.В. Суворова, А.А. Шалина). Выборка составила 54 ребенка старшего дошкольного возраста и 54 родителя, преимущественно матерей. В результате формирующего эксперимента резко снизился детей с нравственно неустойчивым поведением (p<0,01); повысился процент родителей, использующих позитивные способы воздействия (p<0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шалина Альбина Анатольевна, Гельжинис Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE EFFECTIVENESS OF PSYCHO-EDUCATIONAL PROGRAMS DEVELOPMENT OLDER PRESCHOOLERS AS A SUBJECT OF MORAL CHOICE

The article analyzes the results of monitoring the effectiveness of innovative polysubject socio-cultural communicative and cognitive environment in preschool educational organization. The authors present the results of the conjugate dynamics of cognitive methods of parental communication and the levels of development of the senior preschooler as a subject of moral choice. The author's questionnaire "ways of influence of parents on moral development of preschool children" and criterion-oriented method of development of the senior preschool child (O. V. Suvorova, A. A. Shalina) was used for the analysis of effects of development. The sample included 54 children of preschool age and 54 parents, mostly mothers. As a result of the formative experiment, children with morally unstable behavior decreased sharply (p<0.01); the percentage of parents using positive methods of influence increased (p<0.05).

Текст научной работы на тему «Мониторинг эффективности психолого-педагогической программы развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора»

5. Грейдина Н.Л. Гендерная специфика коммуникации // Антропоцентрический подход к исследованию социума: лингвистические, социолингвистические и культурологические аспекты: материалы науч.-практ. телеконф., посвященной Международному году языков и 10-летию гуманитарного отделения ИГХТУ. - Иваново. - 2002. - С. 5-14.

6. Гуревич Л.С. Психологический словарь. - М.: Молма, 2007. - 800 с.

7. Здравомыслова Е., Темкина А. Хрестоматия феминистских текстов. - СПб.: Изд-во «Дм. Буланин», 2000. - 303 с.

8. Кирилина А.В. Гендер: Лингвистические аспекты. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1 999. - 180 с.

9. Кон И.С. Пол и гендер. Заметки о терминах // Сексология. Персональный сайт И.С. Кона. - URL: http:// sexology.narod.ru/publ037.html.

10. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2017. - 794 с.

11. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога. - М.: Эксмо, 2006. - 928 с.

12. Морева Г.И. Гендерная психология: Учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. - 184 с.

13. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник. В 2 частях. Часть 1. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2017. - 352 с.

14. Пашукова Т.И., Тер-Акопова А.С. Теоретический анализ становления понятий гендера и гендерной идентичности в психологии // Вестник МГЛУ. - Вып. 7 (640). - 2012. - С. 122-132.

15. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-изд. перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.

16. Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования. - URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8869a698-cb 1 d-580f-fb9c-0fd9f9476d5b/1010240A.htm.

17. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. - М.: Проспект, 2015. - 512 с.

18. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисова. - М.: Информация-ХХ1 век, 2002. - 255 с.

19. Харитонова Т.Г., Ставская К.С. К проблеме психологической готовности населения к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - Ялта. - 54 (4). - 2017. - С. 220-232.

Психология

УДК 37.015.32; 159.922

аспирант Шалина Альбина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Нижний Новгород); аспирант Гельжинис Наталья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации» (г. Нижний Новгород)

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА КАК СУБЪЕКТА МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО

ВЫБОРА

Аннотация. В статье анализируются результаты мониторинга эффективности инновационной полисубъектной социкультурной коммуникативно-познавательной среды в дошкольной образовательной организации. Авторы представляют результаты сопряженной динамики когнитивных способов родительского общения и уровней развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора. Для анализа эффектов развития использовалась авторская анкета «Способы воздействия родителей на нравственное развитие дошкольника» и критериально-ориентированная методика развития старшего дошкольника как субъекта нравственного выбора (О.В. Суворова, А.А. Шалина). Выборка составила 54 ребенка старшего дошкольного возраста и 54 родителя, преимущественно матерей. В результате формирующего эксперимента резко снизился детей с нравственно неустойчивым поведением (p<0,01); повысился процент родителей, использующих позитивные способы воздействия (p<0,05).

Ключевые слова: старший дошкольник, нравственное развитие, родительское общение.

Annotation. The article analyzes the results of monitoring the effectiveness of innovative polysubject socio-cultural communicative and cognitive environment in preschool educational organization. The authors present the results of the conjugate dynamics of cognitive methods of parental communication and the levels of development of the senior preschooler as a subject of moral choice. The author's questionnaire "ways of influence of parents on moral development of preschool children" and criterion-oriented method of development of the senior preschool child (O. V. Suvorova, A. A. Shalina) was used for the analysis of effects of development. The sample included 54 children of preschool age and 54 parents, mostly mothers. As a result of the formative experiment, children with morally unstable behavior decreased sharply (p<0.01); the percentage of parents using positive methods of influence increased (p<0.05).

Keywords: senior preschooler, moral development, parental communication.

Введение. Современное российское образование и психологическая практика в образовательных учреждениях строится сегодня на приоритетах и ценностях нравственного воспитания [1], [2], [3]. Сегодня остро стоит потребность в позитивном развитии качества взаимодействий субъектов образования, и, особенно, коммуникативной компетентности родителей [11]. В то время, как именно личностно ориентированное, субъектно ориентированное общение являются основой осозннанного, а, значит, свободного, нравственного выбора ребенком поступка [6], [7], [8]. В данной статье мы представляем

мониторинг развития способов родительского общения как фактора нравственного развития старших дошкольников в условиях инновационной среды.

В рамках деятельности экспериментальной площадки Мининского университета в МАДОУ «Детский сад № 390», центром исследовательской работы явилось апробированию психолого-педагогических условий инновационной полисубъектной социокультурной коммуникативно-познавательной среды в дошкольной образовательной организации как фактора развития дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора [4], [5], [9], [10].

Изложение основного материала статьи. Целью контрольного эксперимента, результаты которого мы представляем в данной статье, явился мониторинг эффективности инновационной полисубъектной социкультурной коммуникативно-познавательной среды в дошкольной образовательной организации как системы психолого-педагогических условий развития дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора. Ставились задачи: изучить динамику уровней развития детей старшего дошкольного возраста как субъектов морально-нравственного выбора; изучить динамику устойчивых способов когнитивного взаимодействия родителей с детьми, способы оценки, поощрения и порицания поведения детей в ситуациях морально-нравственного выбора.

Методики контрольного эксперимента: авторская анкета направленности детско-родительского взаимодействия в процессе нравственного воспитания ребенка (О.В. Суворова, А.А.Шалина); «Волшебный мир» (Л.Д. Столяренко); методика «Решение нравственных дилемм» (О.В. Суворова, А.А.Шалина); тест «Кто Я? Какой (ая) Я?» (модификация варианта М. Куна, Т. Макпартленда, предложенного С.Г. Якобсон, Л.Р. Адиловой); тест на развитие самоконтроля: казуальная схема (внешняя - внутренняя атрибуция) успехов и неудач; методика изучения типа взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками «Лабиринт» (Е.Е.Кравцова).

Выборка составила 54 ребенка старшего дошкольного возраста и 54 родителя, преимущественно матерей.

В качестве критериев развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора использовались: степень владения детьми нравственными представлениями о базовых нравственных категориях: хорошо-плохо, можно-нельзя, вежливость-грубость, правда-ложь, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-черствость, щедрость-жадность, добро-зло, милосердие-жестокость; характер мотивационной направленности ребенка (эгоцентрическая-просоциальная-альтруистическая); особенности самооценки (стремление ребенка сохранить положительный образ «себя» и его представления о своем реальном «Я»); особенности эмоционального отношения ребенка к сверстникам и взрослым (позитивное-амбивалентное-негативное-прагматическое); особенности развития просоциальных эмоций (эмпатия-агрессия, сопричастность-обособленность); уровни и формы развития сотрудничества со сверстниками (пассивно индифферентное-конкуренция-кооперация); модели поведения в процессе решения нравственной дилеммы (осознанность-неосознанность; активность-пассивность; самостоятельность-зависимость; сотрудничество-соперничество; сопричастность-эгоцентризм).

На основе данных критериев были определены три уровня развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора: высокий (нравственно воспитанные); средний (нравственно зависимые); низкий (нравственно неустойчивые).

В первой части контрольного эксперимента проводились анализ и оценка результатов диагностики уровня нравственного и субъектно-личностного развития старших дошкольников. Исследование динамики уровней развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора показало следующее. Были получены следующие результаты распределения по уровням развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора (см. таблицу 1).

Таблица 1

Динамика уровней развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора в условиях формирующего эксперимента

Уровни развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

Частота Процент Частота Процент

Дети с субъектно-нравственным поведением 18 33,3 25 46,29

Дети с нравственно зависимым поведением 23 42,6 29 53,71

Дети с нравственно неустойчивым поведением 13 24,1 0 0

Итого: 54 100,0 54 100,00

Из таблицы 2 следует, что по результатам контрольного эксперимента наблюдается положительная динамика уровней развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора на статистически значимом уровне (х2=32,05, р<0,01).

Наиболее выраженным результатом формирующей работы явилось абсолютное снижение процента детей с нравственно неустойчивым поведением. В группе детей с нравственно неустойчивым поведением выделялись дети с различными личностными и психологическими особенностями, которые связаны с недостаточно осознанным владением базовыми моральными категориями, или с эгоцентрической направленностью, негативным или амбивалентным отношением к сверстникам и взрослым, с тенденцией к агрессивности или обособленности. В тоже время, большая часть детей с нравственно неустойчивым поведением в процессе формирующего эксперимента стали проявлять нравственно зависимое поведение, чаще всего, с ориентацией на одобрение и положительные эмоции взрослого, или нравственно воспитанного сверстника. То есть, в формирующем эксперименте актуализировался психологический механизм перехода к более высокому уровню нравственного сознания у старшего дошкольника. Это положительное самоощущение, ощущение положительного Я трансформировалось в чувство принятия, чувство того, что ты принят близкими и значимыми взрослыми и стремление быть принятым, стремление к положительному образу Я.

Источником такого самоощущения детей экспериментальной группы с нравственно неустойчивым поведением было особое внимание в процессе формирующей работы развитию коммуникативной компетентности значимых и близких взрослых в процессе нравственного воспитания. На протяжении двух лет для педагогов и родителей проводились беседы, семинары и мини-тренинги развития когнитивных и эмоциональных способов управления нравственным поведением ребенка как субъекта морально-нравственного выбора. Для детей с нравственно неустойчивым поведением, эмоциональный аспект управления нравственным поведением явился наиболее действенным. Большая часть детей с нравственно неустойчивым поведением нуждается в теплоте принятия, участия и точном отражении чувств значимыми взрослыми. Освоение чувственного аспекта нравственного поступка для этих детей составляет основу для формирования представлений о нравственных категориях и преодоления эгоцентризма.

Кроме того, колебания дошкольников с нравственно неустойчивым поведением были связаны с когнитивными ошибками, указанными Ж.Пиаже: неспособность децентрироваться в оценке конфликта персонажей, сравнивать позиции персонажей по двум и более параметрам: с точки зрения внешнего поведения и его мотивов; «взвешивать» и оценивать поступок по значимым критериям: внешние последствия или мотивы поступка (разбил две чашки случайно, или один стакан разозлившись), оказание / неоказание помощи или ее мотивация (поделился игрушкой, чтобы получить конфету).

Наибольшую часть детей старшего дошкольного возраста по данным нашего констатирующего эксперимента и других авторов составляют дети с нравственно зависимым поведением (42,6 %), после формирующего эксперимента процент таких поведенческих проявлений детей вырос до 53,71 % за счет снижения процента детей с нравственно неустойчивым поведением.

Дети с нравственно зависимым поведением проявляют ответчивость поощрению взрослого, стремятся к выбору поступка в соответствии с морально-нравственными нормами из-за стремления к поощрению и позитивному образу Я, из-за страха наказания, или из-за определенной выгоды для себя в будущем, то есть делают выбор нравственного поступка на основе внешней мотивации. Поэтому в формирующей работе с такими детьми акцент был сделан на мотивации поступка, на развитии потребности и переживания удовольствия от помощи другому человеку, более слабому, радости от совместного успеха, снижение конкурентности, а также на понимании смысла нравственного поступка, то есть осознания и переживания сопричастности с другими детьми и взрослыми. Здесь мы сосредоточились на развитии у детей позитивного отношения к другому. Поэтому в общении с такими детьми важно было исключить негативные формы когнитивного (императивное обоснование, условное отвержение / прагматическое, отрицательная оценка личности, отрицательное сравнение) и особенно, эмоционального (эмоциональное отвержение, уменьшение веры и доверия, эмоциональное давление, страх-наказания / угроза, наказание) взаимодействия заначимых и близких взрослых. Именно данная категория детей нуждалась в «снятии» эмоционального давления взрослого и в развитии потребности в свободном самостоятельном выборе поступка, в самостоятельных суждениях о причинах конфликта и поиске примирения персонажей в познавательных проблемно-поисковых ситуациях и в процессе чтения художественных произведений.

В процессе формирующей работы 7 детей (12,96 %) с нравственно зависимым поведением проявили признаки субъектного выбора нравственного поступка: они начинали стремиться помочь сверстнику бескорыстно, даже в ущерб себе, защитить сверстника от оценки и недовольства взрослого (в эксперименте Смирновой Е.О.).

Изменение мотивации поступка проявлялось и в процессе бытовых ситуаций, что было зафиксировано в дневниках воспитателей. Дети начинали стремиться помочь сверстникам накрыть столы к обеду, стремились посочувствовать страдающим и переживающим детям, стали искренне радоваться успеху другого ребенка. При этом хвалить и порицать детей с зависимым поведением и родителям, и воспитателям важно было в соответствии с принятыми в экспериментальной программе нормами, оценивая действия, а не личность, не сравнивая ребенка с другими детьми, не давая отрицательных и положительных сравнений, описывая чувства (своих, других людей), проговаривая понимание последствий поступка, обсуждая способы действий, стимулируя осознанный выбор детей в ситуации нравственного конфликта («Как бы ты поступил? Почему? А что почувствует Петя? Ты бы хотел помочь или ты устал? Как можно ей помочь?»).

Процент детей с субъектно-нравственным поведением вырос с 33,33 % до 46,29 %, как мы сказали выше за счет развития мотивации детей с нравственно зависимым поведением. В тоже время в последующем потребуется повторный эксперимент, связанный с устойчивостью эффектов развития поведения детей в ситуациях морально-нравственного выбора.

Центром всей формирующей работы явилось развитие коммуникативной компетентности значимых и близких взрослых в процессе нравственного воспитания.

Анкетирование родителей предполагало выявление динамики когнитивных и эмоциональных способов поощрения и порицания поступка в процессе нравственного воспитания в семье [5], [10]. Динамика распределения частот когнитивного воздействия родителей (способов поощрения) в процессе нравственного воспитания детей в процессе формирующего эксперимента представлена в таблице 2.

Динамика распределения частот когнитивного воздействия родителей (способов поощрения) в процессе нравственного воспитания детей в условиях формирующего эксперимента

Способы поощрения родителями нравственного поступка ребенка Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

Частоты Проценты Частоты Процент ы

1.1. Условное принятие (прагматическое)

1 .используют 24 42,1 20 35,08

2.используют последовательно 5 8,77 23 40,35

3.не используют 28 49,12 14 24,56

Итого 57 100,0 57 100,0

1.2. Положительная оценка личности

1 .используют 23 40,35 32 56,14

2.используют последовательно 26 45,61 17 29,82

3.не используют 8 14,04 8 14,03

Итого 57 100,0 57 100,0

1.3 Положительная оценка действий

1 .используют 18 31,58 9 15,78

2.используют последовательно 39 68,42 48 84,21

3.не используют 0 0 0 0

Итого 57 100,0 57 100,0

1.4 Положительное сравнение

1 .используют 38 66,7 45 78,94

2.используют последовательно 0 0,00 12 21,05

3.не используют 19 33,3 0 0,00

Итого 57 100,0 57 100,0

Из таблицы 2 следует, что по большей части показателей наблюдается положительная динамика распределения частот когнитивного воздействия родителей (способов поощрения) в процессе нравственного воспитания детей в условиях формирующего эксперимента.

Существенно чаще родители стали использовать последовательно условное принятие (прагматическое) (8,77 % / 40,35 %); положительную оценку действий (68,42 %/ 84,21 %); положительное сравнение (0,00 % / 21,05 %). В тоже время снизилась частота настойчивого использования родителями положительной оценки личности (45,61 % / 29,82 %).

Таким образом, родители стали чаще сосредотачивать внимание в процессе нравственного воспитания на таких когнитивных способах речевых воздействий, как условное принятие, положительная оценка действий, положительное сравнение. Это позволяло закреплять выполнение детьми нравственных норм через осознанное соотнесение своего поведения с социальной нормой и идеалом поведения, а также обучать детей прогнозу последствий своих действий, осмыслению и оценке (смысловая ориентировка поступка) своих действий по отношению к сверстникам и взрослым. Динамика статистически значима (р<0,05).

Распределение частот способов порицания родителями нарушения нравственных норм ребенком в процессе воспитания представлено в таблице 3.

Динамика распределения частот когнитивного воздействия родителей (способов порицания) в процессе нравственного воспитания детей в условиях формирующего эксперимента

Способы порицания родителями нарушение ребенком норм нравственного поведения Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

Частоты Проценты Частоты Проценты

1.1. Ограничение возможностей, потребностей, запреты

1.используют 32 56,1 22 38,60

2.используют последовательно 4 7,0 0 0,00

3.не используют 21 36,8 35 61,40

Итого 57 100,0 57 100,0

1.2. Условное отвержение (прагматическое)

1. используют 16 28,1 10 17,54

2. используют последовательно 13 22,8 6 10,53

3.не используют 28 49,1 41 71,93

Итого 57 100,00 57 100,00

1.3Отрицательная оценка личности

1.используют 2 3,5 0 0,00

2. используют последовательно 0 0,00 0 0,00

3.не используют 55 96,5 57 100,00

Итого 57 100,00 57 100,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.4. Отрицательная оценка действий

1.используют 27 47,4 38 66,66

2.используют последовательно 7 12,28 14 24,56

3.не используют 23 40,4 5 8,78

Итого 57 100,00 57 100,00

1.5. Отрицательное сравнение

1.используют 0 0,00 0 0,00

2.используют последовательно 0 0,00 0 0,00

3.не используют 57 100,00 57 100,00

Итого 57 100,00 57 100,00

1.6. Императив (внушение)

1.используют 18 31,58 10 17,55

2.используют последовательно 2 3,50 2 3,50

3.не используют 37 64,91 45 78,95

Итого 57 100,00 57 100,00

Как видим из таблицы 3, по результатам формирующей программы наблюдалась следующая динамика процентного распределения способов когнитивного воздействия родителей в процессе нравственного воспитания детей. Снизился процент родителей использующих негативные способы порицания детей по показателям: ограничение возможностей, потребностей, запретов (56,1 % / 38,60 % ); условное отвержение (28,1 % / 17,54 %); отрицательная оценка личности (3,5 % / 0,00 %); императив (31,58 % / 17,55 %). Динамика статистически значима (р<0,05).

При этом значительно и статистически значимо выросла частота использования родителями отрицательной оценки действий (47,4 % / 66,66 %). Снижение в родительском общении частот внушений, запретов, отвержения и повышение сосредоточения на спокойном анализе действий, поведения в процессе нравственного выбора поступка ребенком формирует у старшего дошкольника способность рационально соотносить собственные действия с моральной нормой поведения и оценивать свой выбор как правильный или неправильный. Снижение родительского давления на фоне эмоционального равновесия, спокойствия родителей позволяет ребенку пережить и почувствовать оттенки собственных эмоций стыда, сострадания, сопричастности, радости от трудного и правильного выбора. В целом данная позиция родителей создает условия для субъектного, осознанного и самостоятельного поведения в ситуации морального выбора.

Выводы. Таким образом, контрольный эксперимент, проведенный в рамках практического этапа экспериментальной деятельности, позволяет сделать следующие выводы относительно эффективности психолого-педагогических условий для развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора.

В процессе мониторинга была зафиксирована положительная динамика уровней развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора на статистически значимом уровне (х2=32,05, р<0,01). По результатам формирующего эксперимента вырос процент детей как с субъектно-нравственным поведением (33,3 % / 46,29 %), так и с нравственно зависимым поведением (42,6 % / 53,71 %),/ причем за счет резкого снижения процента детей с нравственно неустойчивым поведением.

Динамика нравственного развития детей позитивная, статистически значимая.

В тоже время, в рамках обобщающего этапа экспериментальной деятельности нас интересуют, прежде всего, возможности развития у «нравственно зависимых» детей более самостоятельной позиции в решении нравственных конфликтов.

Исследование родительской выборки позволило выявить положительную, статистически значимую динамику когнитивных способов взаимодействия родителей с детьми в процессе нравственного воспитания, скорректировать тактические направления предстоящей работы на обобщающем этапе.

Процент родителей, использующих позитивные способы воздействия (позитивная и негативная оценка действий, понимание последствий, разъяснение способов действий, повышение веры, доверия, социальное принятие, положительное сравнение, одобрение чувствами, благодарность), дал положительную статистически значимую динамику.

Литература:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещении, 2009. — 29 с. — (Стандарты второго поколения).

2. Мельникова, Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: Автореф. дисс. ... доктора психол. наук. Казань. - КГУ. 2009. - 40 с.

3. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - 26-36.

4. Суворова О.В., Споткай, Л.А., Шалина, А.А. Психолого-педагогические условия развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - Выпуск 55. Часть VII. - С. 277-283. (0,6 п.л.)

5. Суворова О.В., Шалина А.А. Эмоционально-речевое воздействие родителей как фактор развития морально-нравственного выбора дошкольника // Вестник Московского государственного областного университета. - 2018. - № 1. - С. 12.

6. Суворова, О.В. Модель полисубъектной коммуникативно-познавательной среды образовательного учреждения // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2011. — № 14. — С. 127-131.

7. Суворова, О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству. Диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.07 / Нижегородский государственный педагогический университет. Нижний Новгород, 2012.

8. Суворова, О.В. Структура субъектности в раннем онтогенезе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2011. — Т. 13. — № 2-6. — С. 1416-1421.

9. Суворова, О.В., Шалина, А.А. Модель психолого-педагогических условий развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора // 19-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки'2017». [Текст]:[труды конгресса]. В 3 т. Т. 2 / Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т; отв. ред. А. А. Лапшин. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2017. - 444 с. - С. 287-289.

10. Суворова, О.В., Шалина, А.А., Таш А. Способы когнитивного воздействия родителей на развитие дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора // Проблемы современного педагогического образования. Серия «Педагогика и психология». - 2017. - Выпуск 56 (3). - С. 346 - 353.

11. Шабанова, Т.Л., Тарабакина, Л.В. (2018) Исследование эмоциональной зрелости у студентов педагогического вуза. Вестник Мининского университета. - Т. 6. - № 1. p. 13. Retrieved from: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/762

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Шевырева Елена Геннадиевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону);

кандидат психологических наук, старший преподаватель Бакаева Ирина Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В

УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА

Аннотация. В статье представлены результаты исследования по развитию коммуникативных навыков у детей, воспитывающихся в условиях социального приюта. По итогам ретестирования доказана эффективность целенаправленной тренинговой работы по формированию коммуникативных навыков и умений у детей, лишённых родительской заботы.

Ключевые слова: общение, коммуникация, дети, воспитанники приюта, тренинговая работа, тип поведения, депривация, эмоциональные барьеры, ситуативные и внеситуативные формы общения.

Annоtation. The article presents the results of a study on the development of communicative skills in children who are brought up in a social shelter. As a result of the re-testing, the effectiveness of purposeful training work on the formation of communicative skills and abilities in children deprived of parental care has been proved.

Keywords: TOmmunication, communication, children, inmates of a shelter, training work, type of behavior, deprivation, emotional barriers, situational and out-of-context communication.

Введение. Проблема коммуникации и общения, возникшая как самостоятельная теоретическая проблема в 60-е годы XX века и по сей день занимает одно из центральных мест в современной психолого-педагогической науке [2].

Анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день психолого-педагогические проблемы общения, коммуникативной деятельности, коммуникативного обучения достаточно разработаны и активно используются в различных областях общественной практики как отечественных (В.Г. Афанасьев, А.А. Бодалев, Е.Н. Зарецкая, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.П. Панфилова , Б.Д. Парыгин, Л.Д. Столяренко и др.), так и зарубежных ученых (Минцберг, Дж. М.Пенроуэ, Л. Джуэдл, Т. Парсонс, И. Лингарт, Дж.М. Лэйхифф, С. Ховланд, Р. Л. Дафт и др.) [3].

Обзор теорий коммуникаций даётся в публикациях Н.И. Архиповой, С. Мики, В.В. Кульба, Ю. Подгурецкого, С.А. Косяченко, 3. Ненцкого, Ф.Ю. Чанхиева. Исследованием вопросов формирования и развития коммуникативных способностей занимались следующие авторы: И.А. Алексеев, Л.В. Куликова,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.