Научная статья на тему 'Мониторинг диапазона андрагогических знаний в системе профессионально-педагогического образования студента'

Мониторинг диапазона андрагогических знаний в системе профессионально-педагогического образования студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНДРАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ / ДИАПАЗОН ЗНАНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ANDRAGOGIC CONCEPTION / ANDRAGOGIC SCOPE / ANDRAGOGIC KNOWLEDGE / KNOWLEDGE MONITORING / PEDAGOGICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / TEACHER-TO-BE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванищева Надежда Александровна

Представлены результаты мониторинга знаний андрагогических концепций студентами педагогического вуза. Обоснована необходимость включения андрагогики в сферу профессионально-педагогического знания и социальной практики студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of the range of andragogic knowledge as a significant part of pedagogical professional education

The results of monitoring of knowing andragogic conceptions by students of pedagogical university are introduced. The need to include andragogy into the sphere of pedagogical professional knowledge and social practice of the students is justified

Текст научной работы на тему «Мониторинг диапазона андрагогических знаний в системе профессионально-педагогического образования студента»

Н. А. Иванищева

(Оренбург)

МОНИТОРИНГ ДИАПАЗОНА АНДРАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТА

Представлены результаты мониторинга знаний андрагогических концепций студентами педагогического вуза. Обоснована необходимость включения андрагогики в сферу профессионально-педагогического знания и социальной практики студентов

Современный этап развития общества, происходящие в нем экономические и социокультурные преобразования, неизбежный и закономерный рост научно-технического прогресса, повсеместная технико-технологическая реорганизация производства предъявляют новые требования к подготовке специалистов с высшим образованием. Данная тенденция влечет за собой изменение социального заказа на квалифицированную деятельность в сфере экономики, науки и образования. Это требует существенных изменений в подготовке специалиста: интенсификации и технологизации образования, ориентирования на непрерывность и самостоятельность образовательного процесса, профессионально-личностную успешность, межотраслевую мобильность, гуманистическую направленность. Студент должен получить такое базовое профессиональное образование, которое позволит ему относительно легко осваивать постоянно расширяющиеся горизонты своей будущей профессии.

Осуществляя подготовку студентов к реализации образования в динамично меняющихся социокультурных условиях XXI века, на базе Оренбургского государственного педагогического университета мы провели исследование, подтверждающее необходимость опоры на науку о целостной сущности человека.

В этой связи наиболее перспективной областью знаний, развивающей и обогащающей педагогику, выступают андрагогические концепции, которые содержат целостное представление о взрослом человеке как методологическую основу профессионального самообразования, самоопределения, самореализации личности, развития ее устойчивой внутренней позиции, отражающей положительную настроенность во взаимодействии со взрослыми людьми, разными по возрасту и социальному статусу.

Исследование подтверждает, что андрагоги-ка дает основу структурирования содержания

педагогического знания о взрослом человеке и содержит методологические представления о нем и особенностях его образования в разные периоды жизни. Андрагогические концепции доказывают, что образовательная деятельность должна осуществляться человеком в любом возрасте, способствовать успешности его индивидуального и социального существования.

Исследование истории и теории развития андрагогики (С. Г. Вершловский, А. В. Дарин-ский, С. И. Змеев, А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова, В. Г. Онушкин, Г. С. Сухобская и др.) свидетельствует о тесной связи этой отрасли науки, с одной стороны, с совокупностью антропологических знаний о человеке как биопсихосоциаль-ном существе, а с другой - с теориями образования (профессионального, дополнительного, непрерывного), особым образом встроенного с учетом становления взрослого человека [1-6].

В ходе нашего исследования учитывалось, что будущий педагог должен быть готов к реализации андрагогических концепций, поскольку в профессиональной деятельности ему предстоит организовать ситуации взаимодействия со взрослыми людьми: родителями, коллегами, специалистами социальных служб и т.д. Это требует знаний о взрослом человеке. Кроме того, само обучение в вузе специфично, отлично от школьного и зависимо именно от возрастного состава студенческого сообщества, взрослеющего в стенах вуза. Следовательно, андрагогика оказывается необходимой будущему педагогу уже в процессе получения профессионального образования [7].

Изучение, анализ и обобщение опыта применения андрагогических знаний студентов осуществлялись на базе нескольких подразделений Оренбургского государственного педагогического университета, работающего по типовым стандартам педагогических вузов России.

В исследовании приняли участие 118 студентов второго курса Института естествозна-

ния и экономики (специальностей «Биология», «География»), факультета социальной педагогики.

Данные подразделения университета были выбраны не случайно, поскольку именно они обладают самым широким, на наш взгляд, диапазоном дисциплин, изучающих человека.

Нами исследованы следующие тенденции, проявляющиеся или отсутствующие в реально существующем опыте вузовского образования: глубина или поверхностность владения знанием о человеке у обучающихся; содержательность совокупности вузовских дисциплин, служащих основанием для применения андрагоги-ческих концепций.

Для выявления стартового уровня знаний студентов по проблеме человека нами использованы вопросники, анкеты, сочинения в миниатюре как свободная творческая работа, разработанные на основе психолого-педагогиче-ских методик [1, 8, 9].

Вопросы анкеты располагались по принципу нарастания сложности: от отвлеченного представления о человеке вообще и раскрытия сущности ряда близких ему понятий (организм, индивид, личность, субъект, индивидуальность) до определения важности вузовских дисциплин в освещении проблемы человека. Анкетирование создавало возможность для более глубокого изучения знаний студентов и психологически готовило их к рассуждению по проблеме применения знаний о человеке в учебной деятельности.

Сочинение в миниатюре на тему «Понятие „человек" и слова-ассоциации, с ним связанные» выполнялось студентами в качестве творческого учебного задания. Анализ сочинений проводился по двум направлениям: по линии полноты раскрытия содержания понятия «человек» и по линии слов-ассоциаций, с ним связанных, ранжированных по степени важности. Мы предполагали, что личностные ассоциации с понятием «человек» выражаются в интересе к сообщаемым знаниям из вузовских учебных дисциплин гуманитарного цикла.

Результаты анализа диагностики позволили дифференцировать студентов по группам в зависимости от уровня знаний. Анализ велся с учетом определения сущности и признаков понятия «человек».

Показателем стартового уровня знаний студентов при анализе анкет и сочинений в миниатюре по линии раскрытия содержания понятия «человек» было принято количество воспроизведенных признаков понятия из числа выде-

ленных на основе анализа изученных вузовских предметов на 1 - 2 курсах. Большая часть студентов на первое место ставила признак «умный» или «разумный» (обозначен нами как «человек - интеллектуально-развитое существо»)

- 75,5%. Другие признаки указывались реже: человек - биосоциальное существо - 13,4%; уникальный - 4,8%; творческий - 2,2%; гуманный - 1,3%.

На основе проведенной диагностики оказалось возможным выделить четыре уровня исходных представлений студентов о человеке, которые охарактеризованы с учетом двух основных линий анализа: содержательной (точность понятия) и ассоциативной (количество и разнообразие признаков человека).

Определить уровень представлений студентов по первой линии мы сочли возможным по следующим критериям: 1) понимание важности знания понятия; 2) глубина раскрытия содержания понятия; 3) осознание необходимости применения знания данного понятия в будущей педагогической деятельности.

Показательны сформулированные студентами характерные определения понятия «человек» по обозначенным признакам: «Человек -это разумное существо, которое живет в мире по определенным законам, по собственным принципам и моральным устоям»; «Человек -это высшее биологическое существо, в котором преобладает социальное начало»; «Человек -высшая ценность нашего общества, имеющая право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей».

По второй части вопроса - указать по степени важности, по мнению студентов, слова-ассоциации, связанные с понятием «человек», полученные ответы обобщены нами и условно сгруппированы в компоненты, включающие характеристики понятия «человек». Из всего многообразия характеристик человека студенты на первое место ставят интеллектуальные - 100% (разумный, умный, мыслящий, способный, талантливый). Другие характеристики указаны студентами в следующем процентном соотношении: общекультурные - 93,2%; социально адекватные - 67,8%; физические - 33,0%; эмоционально-чувственные - 31,3%; негативные -20,3%; деятельностно-практические - 13,5%; биосоциальные - 11,0%.

По результатам анализа анкет и сочинений студентов было получено четыре реально существующих исходных уровня представлений о человеке (высокий, достаточно высокий, средний, низкий) как по полноте раскрытия содер-

жания понятия, так и по обозначению степени важности слов-ассоциаций, с ним связанных.

Высокий уровень - полное, четкое представление о понятии «человек», о практически всех его ведущих признаках. Доказательство аргументировано, последовательно. Полное обобщение на уровне понятия. Этот уровень представлений прослеживается в ответах 23% студентов. В них дается обозначение значимости и важности знания понятия для осуществления эффективной педагогической деятельности. Раскрывая сущность понятия «человек», студенты выделяют его основные признаки широко и многопланово.

Высокому уровню раскрытия содержательной стороны понятия соответствует высокий уровень обозначенных по степени важности слов-ассоциаций, с ним связанных.

Достаточно высокий уровень - студенты не владеют целостным представлением о понятии, имеют фрагментарные знания о нем. Знание единичное, конкретное. Приведенные примеры даны с обобщениями, называются не все существенные признаки понятия, указываются лишь отдельные ведущие признаки. Доказательство неполное, непоследовательное. Обобщение есть по отдельным признакам, но также неполное. В сочинениях даны примеры, иллюстрирующие применение знаний понятия в будущей педагогической деятельности. Данный уровень знаний о человеке выявлен у 29% студентов.

Средний уровень - студенты затрудняются при раскрытии содержания понятия. Понятие трактуется в короткой форме, часто не совсем понятной. Среди слов-ассоциаций выделяют преимущественно следующие: веселый, смелый, любящий, душевный, преданный. Знания студентов не ориентированы на конкретную информацию о человеке. Эта группа составляет 31% от общего числа студентов.

Низкий уровень - студенты имеют не совсем правильное понимание понятия. Содержание понятия не раскрыто. Указываются несущественные признаки понятия. Обоснования, доказательства отсутствуют. Студенты выделяют преимущественно слова-ассоциации: властный, хитрый, богатый, выносливый, импозантный. От общего числа студентов эта группа составляет 17%.

При осуществлении подготовки студентов к реализации андрагогических концепций в профессиональной деятельности нам было важно знать, насколько глубоко они владеют знаниями о человеке. С этой целью в анкету было

включено задание: дать определение понятий «организм», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность», «взрослый человек». Мы предполагали, что у студентов не возникнет затруднений в раскрытии содержания этих понятий, за исключением последнего, поскольку они изучались в пройденных дисциплинах. Дали верное определение понятий: «индивидуальность» - 73,0%; «личность» - 67,0%; «организм»

- 51,7%; «индивид» - 44,1%; «взрослый человек» - 35,6%. Наблюдается заметное расхождение в глубине знаний студентами понятий.

Студентами разных специальностей знания о человеке воспринимаются не однозначно. Студенты Института естествознания и экономики (специальностей «Биология», «География») большее количество правильных определений дали понятию «индивидуальность» (85,3%), но обнаружили недостаточность знаний понятий «личность» (54,4%) и «взрослый человек» (41,2%). Студенты факультета социальной педагогики дали большее количество правильных ответов (56,3%) о понятии «личность», при изучении педагогики рассматривают человека как субъект и объект социального воспитания, но показали низкий уровень знаний понятий «взрослый человек» (30,1%) и «индивид» (28,0%).

Выявленная тенденция для нас важна, так как студенту - будущему педагогу в профессиональной педагогической деятельности предстоит работать со взрослыми людьми, не располагая достаточным объемом знаний.

В заключительном разделе анкеты студентам предлагалось из обозначенного перечня вузовских дисциплин выбрать те, которые являются, на их взгляд, наиболее важными в освещении проблемы человека. Практически все студенты выбрали психологию (83,0%), считая, что без знания основ психики человека невозможна его полноценная жизнь. На втором месте педагогика (61,0%), на третьем - возрастная анатомия и физиология (49,1%). 14,7% (от 68 студентов) студентов Института естествознания и экономики и 10% (от 50 студентов) студентов социальной педагогики указали все предложенные дисциплины. Это свидетельствует об осознании ими важности получения полного представления о человеке благодаря комплексу дисциплин, его изучающих. Для нас это особенно важно, поскольку мы рассматриваем человека как биопсихосоциальное существо и считаем необходимым повысить уровень знаний студента о целостности человека.

Результаты проведенного мониторинга показывают, что в целом общий уровень знания

студентами проблемы человека средний и достаточный, однако при определении глубины знаний, раскрытии понятия о взрослом человеке студенты показали низкий уровень.

Учитывая это, мы сочли необходимым провести углубленное обследование группы тех студентов, которые обозначили важными в изучении человека все вузовские дисциплины. Отвечая на вопрос анкеты о педагогах, в трудах которых освещены проблемы изучения взрослого человека, 66,7% студентов указали фамилии А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, М. В. Ломоносова. Указанный процент студентов обнаруживает тот факт, что существующая практика подготовки в вузе не обеспечивает достаточно полных представлений об исследователях, изучающих человека, особенно современных. Этот вывод подтверждается и тем обстоятельством, что наряду с педагогами студенты называли фамилии философов. В рейтинге владения знаниями о педагогах-исследовате-лях взрослого человека 46,7% студентов имеют средний уровень (указано от 4 до 6 фамилий педагогов). Низкий уровень знаний показали 26,7% студентов, достаточно высокий (от 7 до 9 фамилий педагогов) и высокий уровень (от 10 и более) - по 13,3% студентов.

На заключительном этапе компонентного анализа проводилось определение уровня глубины знаний понятий «возраст» человека и «андрагогика» - по критерию «раскрытие содержательной стороны понятия». В выявлении глубины знания данных понятий суждения студентов были оценены в ответах: не знаю; почти не знаю; знаю не совсем точно; знаю - соответственно четырем указанным уровням (низкому, среднему, достаточно высокому, высокому). 80,0% студентов знают содержание понятия «возраст», и лишь 33,3% студентов знают содержание понятия «андрагогика». Студенты не соотносят адекватно понятия «возраст» человека и «андрагогика». Понятие «возраст» более знакомо из вузовских дисциплин, понятие «анд-рагогика» неизвестно 53,3% студентов.

Результаты анкетирования и анализа сочинений в миниатюре показывают, что во всех сериях стартовой диагностики студенты показали средний уровень знаний о человеке. Для выявления причин мы сочли необходимым проанализировать Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (второго поколения) (ГОС), учебные программы и вузовские учебники (преимущественно гуманитарного цикла) в Институте естествознания и экономики (специальности «Био-

логия», «География») и факультета социальной педагогики с целью выяснить, почему знания о человеке не осознаются студентами как важнейшие для будущей профессии.

ГОС указывает на необходимость выполнения ряда требований к уровню подготовки специалиста, который должен: 1) обладать целостным представлением об образовании как особой сфере социокультурной практики; 2) владеть системой знаний о человеке духовном как личности и индивидуальности; 3) быть способным к практической деятельности (учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управленческой). Эти требования прежде всего могут быть соотнесены с определенным объемом и качеством знаний, которые должны быть усвоены будущими учителями. В содержании ГОС отсутствует учебная дисциплина «Андрагогика», знание основ которой необходимо будущим педагогам в работе со взрослыми людьми.

Проведенный углубленный анализ учебных программ и учебников (учебных и учебно-методических пособий), содержащих сведения, адекватные андрагогическим (философия, психология, педагогика, культурология и др.), вскрыл резервы активизации знаний студентов с помощью данных предметов.

Анализ содержания учебных программ, учебников, учебных и учебно-методических пособий по ряду дисциплин позволил установить, что методика преподавания конкретного учебного предмета открывает конструктивные возможности для формирования у будущих специалистов системы профессионально-педагогических знаний о человеке и его возможностях получать образование независимо от возраста.

Таким образом, результаты диагностики указывают на необходимость в образовательном процессе вуза интеграции знаний студентов о человеке, усвоенных из учебных предметов, посредством разработки и апробации экспериментальных спецкурсов (спецпрактику-мов) андрагогического содержания или включения в ГОС учебной дисциплины «Андрагоги-ка». Андрагогика оказывается необходимой будущему педагогу уже в процессе получения профессионального образования. Включение анд-рагогики в сферу профессионально-педагогического знания и социальной практики будущих педагогов значительно повысит эффективность решения педагогических задач в условиях современной системы высшего профессионального образования.

Литература

1. Рабочая книга андрагога / под ред. С. Г. Вершловского. - СПб.: Знание, 1998. - 200 с.

2. Андрагогика постдипломного образования : науч.-методич. пособие / под ред. С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской. - СПб.: СПбАППО, 2007. - 195 с.

3. Даринский А. В. Педагогика взрослых, ее предмет и задачи // Сов. педагогика. - 1969. - №6. - С.21-29.

4. Змеев С. И. Андрагогика: Основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М.: Per Se, 2007. - 272 с.

5. Марон А. Е., Монахова Л. Ю. Ведущие тенденции развития анд-рагогических исследований // Человек и образование. - 2010. - №1.

- С.32-40.

6. Практическая андрагогика. Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / под ред. В. И. Подобе-да, А. Е. Марона. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2003. - 414 с.

7. Онушкин В. Г. Образование взрослых и стратегия его исследований // Альтернативное образование взрослых: проблемы и тенденции. - СПб.: ИОВ РАО, 1994. - С.7-10.

8. Иванищева Н. А. Андрагогические концепции как базис профессионального становления педагога : моног. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. - 101 с.

9. Зубова Л. В. Методики изучения взрослых : учеб. пособие. -Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2005. - 93 с.

10. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М.: ВЛАДОС, 2004. - Кн. 3. - 631 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.