Научная статья на тему 'Монитор закупок: вопросы использования методов и технологий инженерной графики в информационно-аналитических системах мониторинга процедур закупок для государственных и муниципальных заказчиков'

Монитор закупок: вопросы использования методов и технологий инженерной графики в информационно-аналитических системах мониторинга процедур закупок для государственных и муниципальных заказчиков Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
141
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ СХЕМА / ЗАКУПКА / УСЛУГИ / ЗАКАЗЧИК / ПОСТАВЩИК / КОНКУРС / КОНТРАКТЫ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / УНИФИКАЦИЯ / INTERACTIVE SCHEME / PROCUREMENT / SERVICES / CUSTOMER / SUPPLIER / TENDER / CONTRACTS / VISUALIZATION / UNIFICATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Царева М.В.

В статье рассматриваются вопросы использования методов и технологий инженерной графики в информационно-аналитических системах мониторинга процедур закупок для государственных и муниципальных заказчиков с целью автоматизированного формирования «Информационной карты конкурса». Процедуры закупок подробно описаны в Федеральном законе от 05.04. 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в многочисленных публикациях. Вместе с тем, отсутствие унификации при реализации автоматизированных систем по мониторингу закупок, когда используются разнообразные формы ввода данных, источники информации, справочники, показатели, алгоритмы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, оценки заявок на участие в конкурсе и определения победителя конкурса и др., приводит к существенным затратам при формировании конкурсной документации и, в частности, «Информационной карты конкурса», в которой размещена ключевая информация по закупке. Создание унифицированных информационных хранилищ закупок (инфохранилищ) для различных отраслей и видов закупок и удобного интерфейса для пользователей предполагает значительное повышение эффективности процедур организации и реализации закупок. Представление этапов подготовки конкурсной документации в виде интерактивных схем, используя возможности AutoCAD и OLAP-технологий (On-Line Analytical Processing), позволяет решать комплекс задач по каждому компоненту схемы, при нажатии на который обеспечивается обращение к соответствующему фрагменту инфохранилища закупок, и формируются панели с инфографикой и фильтрами, позволяющими получать необходимую информацию в интересующем разрезе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitor of procurement: matter of method and technology engineering graphics usage in information and analytical systems of procurement procedures monitoring for public administration and municipal government

In article analyzed matter of methods and technologies of engineering graphics usage in information and analytical systems for procurement procedures monitoring for public administration and municipal government in order to automatically formation a “Competition Information Card”. Procurement procedures are described in detail in the Federal Law of 05.04. 2013 No. 44-ФЗ “About contract system in the field of procurement of goods, work, services to meet public administration and municipal needs” and in significant number of issues. In article show, that an absence of procurement procedure communication with implementation of automated procurement monitoring systems, in which various forms used entry data, information sources, reference books, indicators, algorithms of the initial (maximum) contract price determined, tender participation applications in for in the and determining the tender winner, etc., leads to high costs of the tender documentation preparation on a whole and in particular, costs of filled the “Competition Information Card”, which contains key procurement information. The creation of unified procurement information repositories (information repositories) for different industries and types of procurement and a friendly interface for suggests a significant increase in the efficiency of procurement organization and procedures realization. Presentation of the stages of preparation of tender documentation in the form of interactive scheme, using the AutoCAD and OLAP-technologies (On-Line Analytical Processing) possibilities. This instrument can allows to solve a number of tasks for each component of the diagram, when clicked on, access to the corresponding fragment of the procurement information storage is provided. Also. This system can provide possibilities of create of panels with infographics and filters, that allow user to get the necessary information in the context of interest.

Текст научной работы на тему «Монитор закупок: вопросы использования методов и технологий инженерной графики в информационно-аналитических системах мониторинга процедур закупок для государственных и муниципальных заказчиков»

Монитор закупок: вопросы использования методов и технологий инженерной графики в информационно-аналитических системах мониторинга процедур закупок для государственных и муниципальных заказчиков

о сч о сч

о ш m

X

<

m О X X

Царева Марина Владимировна,

старший преподаватель кафедры начертательной геометрии и графики, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), TsarevaMV@mgsu.ru

В статье рассматриваются вопросы использования методов и технологий инженерной графики в информационно-аналитических системах мониторинга процедур закупок для государственных и муниципальных заказчиков с целью автоматизированного формирования «Информационной карты конкурса».

Процедуры закупок подробно описаны в Федеральном законе от 05.04. 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в многочисленных публикациях.

Вместе с тем, отсутствие унификации при реализации автоматизированных систем по мониторингу закупок, когда используются разнообразные формы ввода данных, источники информации, справочники, показатели, алгоритмы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, оценки заявок на участие в конкурсе и определения победителя конкурса и др., приводит к существенным затратам при формировании конкурсной документации и, в частности, «Информационной карты конкурса», в которой размещена ключевая информация по закупке.

Создание унифицированных информационных хранилищ закупок (инфохранилищ) для различных отраслей и видов закупок и удобного интерфейса для пользователей предполагает значительное повышение эффективности процедур организации и реализации закупок.

Представление этапов подготовки конкурсной документации в виде интерактивных схем, используя возможности AutoCAD и OLAP-технологий (On-Line Analytical Processing), позволяет решать комплекс задач по каждому компоненту схемы, при нажатии на который обеспечивается обращение к соответствующему фрагменту инфохранилища закупок, и формируются панели с инфографикой и фильтрами, позволяющими получать необходимую информацию в интересующем разрезе.

Ключевые слова: интерактивная схема, закупка, услуги, заказчик, поставщик, конкурс, контракты, визуализация, унификация.

Процедуры закупок для государственных и муниципальных заказчиков, включая принципы обеспечения гласности и прозрачности, вопросы планирования и осуществления закупок, определения поставщиков, заключения контрактов, мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок подробно описаны в Федеральном законе от 05.04. 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Под закупкой товара, работы или услуги понимается совокупность действий, направленных на обеспечение нужд заказчика. Государственными заказчиками могут быть образовательные структуры, медицинские учреждения, фонды, предприятия ЖКХ и др.

Определение поставщика осуществляется либо аукционным способом, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, либо по конкурсу, при проведении которого побеждает участник, предложивший лучшие для заказчика условия исполнения контракта, в частности, цену, сроки, гарантии, качество товара, работ или услуг, уровень компетенции. В российской и международной деловой практике часто используется понятие «тендер», которое в принципе означает конкурсную форму торгов.

Организация конкурсных закупок укрупненно состоит из этапов «Сбор, анализ, согласование закупки и формирование плана-графика закупок», «Определение начальной цены», «Анализ претендентов на закупку», «Формирование конкурсной документации», «Заявка на участие в конкурсе», «Выполнение условий обеспечения контракта», «Рассмотрение и анализ заявок», «Выбор поставщика и подписание контракта», «Аналитика конкурсов» и «Мониторинг исполнения контрактов».

При создании автоматизированных информационных систем по мониторингу закупок для целей реализации программ развития, выполнения проектов, обеспечения ремонта или модернизации текущих объектов имущества и др. решаются вопросы интеграции с внутренними и доступными внешними системами Кроме того, разрабатывается регламент функционирования системы управления закупками, определяющий методы, форматы и режимы обновления информации, а также полноту и достоверность собираемых отчетных данных достаточных для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений по результатам мониторинга закупок.

Представление процедур организации и реализации закупок в виде интерактивных схем, используя

возможности AutoCAD и OLAP-технологий (On-Line Analytical Processing), позволяет решать комплекс задач по каждому компоненту схемы, при нажатии на который обеспечивается обращение к соответствующему фрагменту централизованного информационного хранилища (инфохранилища) закупок, и формируются панели с инфографикой и фильтрами, позволяющими получать необходимую информацию в интересующем разрезе.

Состав и объем плановых и отчетных данных, обрабатываемых в рамках мониторинга процедур закупок, а также представление результатов обработки с использованием средств визуальной аналитики и интерактивной инфографики обеспечивают комплексную оценку ситуацию «одним взглядом» в целом в различных разрезах по любому вопросу, связанному с реализацией закупок.

Поддержка актуальности данных, предполагает наличие четко отлаженного механизма сбора и обновления данных, характеризующих текущее состояние закупок в привязке к направлениям деятельности, заказчикам закупок и поставщикам.

Конфиденциальность информации, обеспечивается системой разграничения прав доступа, назначением логинов и паролей конкретным пользователям системы.

Многоаспектный анализ хода исполнения конкурсных процедур в разрезе заказчиков с перечнем проблемных позиций и иллюстрацией отклонений от заданных параметров в различных разрезах призваны улучшить функциональность аналитических материалов, обеспечить качество информирования руководства, а также повысить эффективность принимаемых решений по управлению закупками.

Комплекс задач на этапе «Сбор, анализ, согласование закупки и формирование плана-графика закупок» (рис.1) включает формирование информации по закупке, содержащей: статус закупки, наименование закупки, способ размещения заказа (например, открытый конкурс), метод проведения торгов, привязку к тематике, даты начала и окончания подачи заявки, источник финансирования и др. Закупка может состоять из лотов, по каждому из которых имеются номер и наименование, способ торгов, тематика, заказчик закупки, даты начала и окончания подачи заявки, а также даты и время вскрытия конвертов и подведения итогов конкурсов.

Рис.1. Интерактивная схема описания объекта закупки

В результате формируются «Паспорта закупок» и план-график закупок, которые согласовываются соот-

ветствующими подразделениями заказчика для последующего утверждения руководством. В случае отрицательного результата вносятся соответствующие изменения, заявка на закупку и лоты редактируются и осуществляется повторное согласование и утверждение. Возможна отмена как отдельного лота, так и заявки на закупку в целом. После утверждения закупки осуществляется регистрация закупки с указанием сроков и объемов финансирования. По результатам анализа каждой закупки и каждого участника конкурса оценивается их соответствие установленным требованиям и фиксируется допуск к участию в конкурсе.

Результатом реализации комплекса задач на этапе «Определение начальной цены» (рис.2) является формирование начальной (максимальной) цены закупки (цены лота), то есть, предельно допустимой цены контракта, определяемой заказчиком в документации по закупке.

Рис.2. Интерактивная схема определения цены закупки

В качестве обоснования цены используются различные методы:

^ метод сопоставимых рыночных цен (на основании изучения и анализа рынка поставщиков в целях определения состояния конкурентной среды) ; ^ нормативный метод (по нормам затрат); ^ тарифный метод, применяемый для услуг в сфере ЖКХ, электросвязи, интернета;

^ проектно-сметный метод для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, используя утвержденные нормативы строительных и специальных работ ^ затратный метод.

Перечисленные методы подробно описаны в Федеральном законе от № 44-ФЗ и многочисленных публикациях.

При «Анализе претендентов на закупку» (рис.3) оценивается их соответствие обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. В частности, должно быть отсутствие: решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; административных правонарушений на дату подачи заявки для участия в конкурсе; недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением ряда положений) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять про-

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

о сч о сч

о ш т

X

<

т О X X

центов балансовой стоимости активов участника закупки; судимости у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки за преступления в сфере экономики; конфликта интересов между участником закупки и заказчиком, под которым понимаются случаи, когда руководитель заказчика, член Конкурсной комиссии или руководитель контрактной службы состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими) и т.д.; информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе информации об учредителях и т.д.

Рис.3. Интерактивная схема требований к претенденту на закупку

На этапе «Формирование конкурсной документации» осуществляется подготовка комплекта документов, утверждаемых Заказчиком и содержащих информацию о Заказчике, конкурсе, о предмете закупки, об источнике финансирования, порядке и условиях участия в процедуре закупки, о требованиях к участникам конкурса, о правилах оформления, подачи и оценки заявок на участие в конкурсе, критериях выбора победителя, об условиях контракта, заключаемого по результатам процедуры закупки. На рис. 4 в качестве примера приведена структура процедур подготовки конкурсной документации.

Комплекс задач на этапе «Заявка на участие в конкурсе» (рис.5) включает мониторинг процедур размещения извещений в Единую информационную систему (ЕИС) об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд, содержащих правила определения поставщика и ключевую информацию о конкурсе, а также контактные данные заказчика и основные условия контракта, в том числе, источник финансирования и цену, методику выбора поставщика, время и место принятия заявок, сумму обеспечения заявки для внесения на спецсчет или банковскую гарантию.

Рис.5. Интерактивная схема требований к заявке на участие в конкурсе

Заявка может быть принята или отклонена в случаях, если она не отвечает требованиям, предусмотренными конкурсной документацией или претендент на закупку не в состоянии выполнить условия обеспечения будущего контракта (рис. 6).

Рис.4. Интерактивная схема формирования конкурсной документации

Рис.6. Интерактивная схема требований к обеспечению контракта

После этапа «Рассмотрение и анализ заявок» (рис.7) заказчик проводит ранжирование конкурсных заявок, сравнивая их по цене, качеству работ, квалификации сотрудников претендентов на закупку, опыту выполнения подобных заказов и способность выполнить «Условия обеспечения контракта» (см. рис.6).

Процедуры «Выбора поставщика и заключения контракта» (рис.8) осуществляются после решения конкурсной комиссии, в обязанности которой входит оценка конкурсных заявок в соответствие с критериями, определенными заказчиком.

После вскрытия конвертов конкурсная комиссия проводит рассмотрение конкурсных заявок с целью определения их соответствия требованиям и условиям конкурса.

Рис.7. Интерактивная схема рассмотрения и оценки заявки

Рис.8. Интерактивная схема условий подписания контракта

Участники конкурса или их уполномоченные представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с конкурсными заявками. Документом, подтверждающим полномочия, является доверенность на участие в процедуре вскрытия конвертов.

При вскрытии конвертов с конкурсными заявками объявляются наименование и адрес участника конкурса, наименование закупки и цена конкурсной заявки, информация об отзыве и изменениях, внесенных в конкурсную заявку, и иные сведения, которые заказчик посчитает уместными.

Результаты процедуры вскрытия конвертов отражаются в протоколе заседания конкурсной комиссии.

Отклонение заявки на этапе вскрытия конверта или на этапе рассмотрения обосновывается соответствующими аргументами.

Конкурсная заявка, получившая максимальную оценку, считается лучше, исходя из условий, предложенных заказчиком. Согласно рейтингу среди участников конкурса определяется победитель.

Этап «Аналитика конкурсов» (рис.9), ориентирован на контроль исполнения плана-графика закупок.

Аналитическая обработка данных по конкурсам и комплексное представление план/фактных оценок закупок по объемам (тыс. руб.) и по количеству лотов, а также многоаспектный визуально-интерактивный анализ процедур подготовки, согласования, заключения и исполнения контрактов помесячно с начала года и на/за отчетный период в разрезе структурных подразделений Заказчика (заявителей закупок) с иллюстрацией отклонений от заданных параметров, с привязкой к тематике и анализом проблемных позиций, обеспе-

чивает эффективный контроль за подготовкой и проведением конкурсов, минимизирует возникающие отклонения, улучшает качество информирования руководства, повышает результативность принимаемых решений.

Рис.9. Интерактивная схема анализа результатов конкурсов заказчика

Основной целью комплекса задач на этапе «Мониторинг исполнения контрактов» (рис.10) является многоаспектный анализ данных для оценки состояния процедур согласования и заключения контрактов, а также обеспечения своевременного и качественного исполнения контрактных обязательств.

Рис.10. Интерактивная схема мониторинга исполнения контракта

Предлагаемая система аналитического мониторинга реализации процедур закупок на основе интегрированного информационного хранилища (инфохра-нилища) и средств визуальной аналитики ориентирована на использование современных интерактивных технологий для оценки состояния различных аспектов закупочной деятельности и автоматизации процессов создания «Информационной карты конкурса».

В основе системы универсальные решения, которые обеспечивают многоаспектный анализ хода реализации конкурсных процедур и могут рассматриваться как определенный стандарт для внедрения в различных высокотехнологичных государственных и коммерческих структурах.

Литература

1. Федеральный закон от 05.04. 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (редакция, действующая с 8 января 2020 года).

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о es о es

о ш m

X

2. Царева М.В. Особенности разработки ситуационной системы для инвестиционного проекта. «Объединенный научный журнал «Экономика и финансы (Economics & Finances)», № 22, 2004 г.

3. Царева М.В. AUTOCAD в системах оперативного управления стройкой. Вестник МГСУ, Инженерная геометрия и компьютерная графика. НИУ МГСУ, № 4, 2016 г.

4. Царева М.В. и др. Проектное управление в региональных органах исполнительной власти, ж. Инновации и инвестиции, №2, 2018 г.

5. Царева М. В. и др. Инженерная графика в медицине. ж. «Инновации и инвестиции», № 2, 2019 г.

6. Царева М. В. и др. Цифровая медицина для главного врача. ИПУ РАН им. Трапезникова. Материалы одиннадцатой международной конференции, MLSD'2018, 2018 г.

Monitor of procurement: matter of method and technology engineering graphics usage in information and analytical systems of procurement procedures monitoring for public administration and municipal government Tsareva M.V.

Moscow State University of Civil Engineering In article analyzed matter of methods and technologies of engineering graphics usage in information and analytical systems for procurement procedures monitoring for public administration and municipal government in order to automatically formation a "Competition Information Card". Procurement procedures are described in detail in the Federal Law of 05.04. 2013 No. 44-ФЗ "About contract system in the field of procurement of goods, work, services to meet public administration and municipal needs" and in significant number of issues.

In article show, that an absence of procurement procedure communication with implementation of automated procurement monitoring systems, in which various forms used entry data, information sources, reference books, indicators, algorithms of the initial (maximum) contract price determined, tender participation applications in for in the and determining the tender winner, etc., leads to high costs of the tender documentation preparation on a whole and in particular, costs of filled the "Competition Information Card", which contains key procurement information. The creation of unified procurement information repositories (information repositories) for different industries and types of procurement and a friendly interface for suggests a significant increase in the efficiency of procurement organization and procedures realization.

Presentation of the stages of preparation of tender documentation in the form of interactive scheme, using the AutoCAD and OLAP-technologies (On-Line Analytical Processing) possibilities. This instrument can allows to solve a number of tasks for each component of the diagram, when clicked on, access to the corresponding fragment of the procurement information storage is provided. Also. This system can provide possibilities of create of panels with infographics and filters, that allow user to get the necessary information in the context of interest. Keywords: interactive scheme, procurement, services, customer,

supplier, tender, contracts, visualization, unification. References

1. Federal law dated 05.04. 2013 No. 44-03 "On the contract

system in the field of procurement of goods, work, services to meet state and municipal needs" (edition, effective from January 8, 2020).

2. Tsareva M.V. Features of the development of a situational

system for an investment project. "Joint Scientific Journal" Economics and Finance (Economics & Finances) ", No. 22, 2004

3. Tsareva M.V. AUTOCAD in the systems of operational control

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of the construction site. Vestnik mgsu, Engineering geometry and computer graphics. NRU MGSU, No. 4, 2016

4. Tsareva M.V. and others. Project management in regional

executive bodies, g. Innovation and Investment, No. 2, 2018

5. Tsareva M.V. et al. Engineering graphics in medicine. g.

Innovation and Investment, No. 2, 2019

6. Tsareva M.V. et al. Digital medicine for the head physician. IPU

RAS named after Trapeznikova. Proceedings of the Eleventh International Conference, MLSD'2018, 2018

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.