УДК 342.7 ББК 67.400.22
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10174
МОНЕТИЗАЦИЯ ЛЬГОТ -СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Гоар Грантовна ЗАГАЙНОВА, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала РГУП, соискатель кафедры конституционного и международного права Юридического института НИУ «БелГУ», кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В статье проанализирован правовой эксперимент создания в Российской Федерации механизма монетизации социальных прав гражданина. Автор рассматривает нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), обеспечившие начало данного эксперимента, формулирует цели создания такой государственной системы, выбор определенных субъектов Российской Федерации для проведения эксперимента. Кроме того, автором делается вывод об итогах данного конституционно-правового эксперимента с указанием критериев определения оценки данного эксперимента.
Ключевые слова: конституция, эксперимент, монетизация льгот, правовой эксперимент, правотворческая деятельность, конституционно-правовой эксперимент, права человека.
Annotation. The article analyzes the legal experiment laying of the machinery monetary social rights in the Russian Federation. The author analyzes the subordinate normative legal acts that provided the beginning of this experiment, the choice of certain subjects of the Russian Federation and municipalities for the experiment. In addition, the author concludes on the results of this public-structural constitutional-legal experiment with the criteria for determining the evaluation of this experiment.
Keywords: constitution, experiment, juridical help, legal experiment, law-making activity, constitutional and legal experiment, rights person.
Эксперимент в правовой науке — это единство познавательной (исследовательской) и практической (нормотвор-ческой и правоприменительной) деятельности. Значение эксперимента как одной из форм научной практики постоянно возрастает. Это связано с усилившимся влиянием как естественнонаучных, так и социальных экспериментов на выработку управленческих решений (в масштабах всей страны) и практику социального планирования.
В праве эксперимент все чаще выступает элементом нормотворческого процесса, так как разработка даже концепций нормативных актов
невозможна без их всесторонней экспериментальной проверки. Однако не всегда предложения по принятию нормативных правовых актов (в том числе законов) делаются с должным правовым, экономическим и социальным обоснованием.
Поэтому, на наш взгляд, необходимо использовать имеющиеся в правовых науках различные возможности для проведения экспериментов, как до принятия нормативных правовых актов, так и для повышения эффективности правотворческой и правоприменительной деятельности в целях защиты прав и законных интересов граждан. В Российской Федерации на сегодняшний
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
день существует опыт использования экспериментальных процедур в сфере социально-экономических прав граждан1.
В часть 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в рамках концепции социального государства включена гарантия минимального размера оплаты труда, обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб, установления государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты2. Любая конституционная гарантия, дабы быть реализованной, должна быть конкретизирована с указанием механизма реализации в соответствующем нормативном правовом акте — законе.
Несмотря на существование в Российской Федерации социального государства, реализуемого в форме политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека3, государство не позволит всем сесть ему на шею, поэтому производит учет граждан, получателей соответствующих средств поддержки (льгот, пособий). В целях бюджетной экономии и стимулирования граждан к труду в Российской Федерации в 2000-х годах начался эксперимент по монетизации льгот, т.е. их компенсации определенным категориям граждан денежными средствами.
Причиной проведения данного эксперимента стало понимание того, что система натуральных льгот (предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, продуктов питания, лекарственных средств, проездных билетов на общественный транспорт и т.п.), действовавшая со времен СССР, изжила себя. Сельское население страны не пользовалось общественным транспортом и не ездило на курорты, т.е. оставалось без государственной поддержки и не могло реализовать свои социальные права; и, наоборот, городское население, активно пользующееся данными льготами, было вынуждено стоять в очередях для их получения.
Изначально в данном правовом эксперименте не участвовали следующие регионы Российской Федерации: Северная Осетия, Дагестан, Хакассия, Ханты-Мансийский АО, Красноярский край, Калининградская и Новгородская области.
Полагаем, аргументами для не включения в эксперимент указанных участников послужили следующие факторы: наличие достаточных бюд-
жетных средств для предоставления льгот и реализации большинства социальных прав.
На наш взгляд, целями эксперимента монетизации социальных льгот и, следовательно, некоторых социальных прав граждан было как определение самих субъектов, имеющих право на получение денежных средств вместо данных льгот, так и установление перечня льгот и прав, подлежащих замене на денежные средства.
На основе полученного опыта субъектов Российской Федерации 5 августа 2004 г. был принят и с 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ4.
Согласно данному нормативному правовому акту задачи его принятия заключались:
1)в обеспечении конституционно-правового принципа равенства прав и свобод человека и гражданина;
2) в повышении благосостояния (в том числе материального) граждан;
3) в приведении системы социальной защиты граждан, пользующихся льготами и социальными гарантиями, а также получающих компенсации, к требованиям времени;
4) в реализации принципа разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (в лице органов государственной власти) и органами местного самоуправления;
5) в реализации принципов правового государства с социально ориентированной экономикой.
При этом на субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возлагались дополнительные обязанности, заключающиеся в следующем:
■ в реализации принципа поддержания доверия граждан к нормативным актам и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;
■ в выработке и введении новых эффективных правовых механизмов, обеспечивающих сохранение и повышение уже достигнутого уровня социальной защиты граж-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
дан с учетом специфики их правового, имущественного положения при замене льгот на денежные компенсации;
■ в недопущении нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении гражданами своих социальных прав и свобод;
■ в предоставлении возможности гражданам
в течение переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям при помощи установления механизма временного регулирования отношений.
Первоначальный вариант данного Федерального закона предполагал принудительную и немедленную замену всех социальных льгот денежными выплатами. Это означало отсутствие у граждан России каких-либо персональных привилегий. В связи с огромным объемом критики со стороны населения был составлен перечень основных социальных прав граждан, получивший название социального пакета. В частности, в социальный пакет включались:
■ бесплатные медицинские препараты при предоставлении рецепта от врача;
■ лечение в санатории;
■ бесплатный проезд в общественном транспорте.
Согласно Федеральному закону № 122 (далее — Закон о монетизации) в 2005 г. стоимость социального пакета составляла 450 руб., затем она была увеличена до 839 руб. 65 коп. и в дальнейшем предполагалась индексация. С 2006 г. социальный пакет был пересмотрен в сторону полного отказа от него или каких-либо его частей в пользу монетизации.
До принятия Закона о монетизации разнообразных видов социальных привилегий было порядка 120; и они касались 200 категорий граждан, или 70% населения Российской Федерации. При этом замена части социальных льгот на денежные выплаты не уменьшила расходную часть бюджета Российской Федерации, так как появились такие категории граждан, как нуждающиеся — малообеспеченные и многодетные семьи.
С точки зрения Закона о монетизации, в привилегированном положении находится определенная категория граждан, имеющих социальные преимущества, это федеральные льготники, финансируемые из федерального бюджета:
■ ветераны войны;
■ инвалиды;
■ бывшие узники фашистских концлагерей;
■ пострадавшие от выброса радиации при одной из аварий (Чернобыль, Челябинск и др.) или во время ядерных испытаний;
■ Герои СССР (в том числе Социалистического Труда), Герои России и Герои Труда;
■ полные кавалеры ордена Славы или ордена Трудовой Славы;
■ члены семьи погибшего Героя СССР или РФ, полного кавалера одного из указанных орденов.
На уровне субъектов в привилегированном положении оказались граждане, имеющие статус ветерана труда.
Таким образом, некоторые социальные привилегии остались только у немногочисленной части населения, имеющей особые заслуги перед страной.
Эксперимент по замене натуральной формы социальных льгот денежными выплатами можно рассматривать и как новую форму развития рыночных отношений, и как лишение части населения социальных льгот, поскольку исполнение социальных обязательств государства в большей степени зависит от его финансовых возможностей. В связи с этим данный социальный эксперимент можно оценивать как с точки зрения экономических соображений, так и с точки зрения социальной справедливости.
Анализируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы, касающиеся проведения эксперимента монетизации социальных льгот:
1) постоянное увеличение соответствующих расходов бюджета за счет увеличения численности получателей льгот в связи с достижением ими определенного возраста и изменением правового статуса, так как ранее они данными льготами не пользовались;
2) перевод региональных льготников на федеральный уровень для уменьшения своих социальных обязательств;
3) увеличение уровня бедности населения, так как большая часть льготников — пенсионеры, имеющие низкий уровень материального обеспечения; замена натуральных льгот на денежные выплаты уменьшает их возможности реализации социальных прав5;
4) отсутствие возможности устанавливать новые льготы и изменять перечень лиц, имеющих на них право.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
1 Правовой эксперимент и совершенствование законодательства / Под ред. В.И. Никитинского и И.С. Само-щенко. М.: Юрид. лит-ра, 1988. С. 6.
2 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.; с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 4398.
3 Аристов Е.В. Правовая парадигма социальности государства: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. С. 3.
4 Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.
5 Аристов Е.В. Бедность: понятие и явление. Юридический аспект: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 49.
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.; с учетом поправок,
внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 4398.
2. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.
3. Аристов Е.В. Бедность: понятие и явление. Юридический аспект: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 79 с.
4. Аристов Е.В. Правовая парадигма социальности государства: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 367 с.
5. Правовой эксперимент и совершенствование законодательства / Под ред. В.И. Никитинского и И.С. Самощенко. М.: Юрид. лит-ра, 1988.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Сенаторова О.Ю. Особенности психических состояний сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Психология». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. 61 с.
Предназначено для руководителей подразделений, центров психологической диагностики, психологов кадровых подразделений, врачей медико-профилактических организаций МВД России, сотрудников спецподразделений МВД России, а также для образовательных организаций по направлению «Психология».
Рассматриваются теоретические и практические положения, направленные на разработку способов психологической профилактики и регуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей в экстремальных, опасных ситуациях профессиональной деятельности, а также методические проблемы диагностики психических состояний. Предлагаются возможные пути по профилактике и преодолению негативных психических состояний у сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных задач в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Особенности психических состояний сотрудников органов внутренних дел
В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018