Научная статья на тему 'Монастырь апостола Варнавы – основоположника Кипрской церкви'

Монастырь апостола Варнавы – основоположника Кипрской церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
223
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / АРХИТЕКТУРА КИПРА / ХРИСТИАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / МОНАСТЫРЬ АПОСТОЛА ВАРНАВЫ / РОСПИСЬ МОНАСТЫРЯ / THE MONASTERY OF ST. BARNABAS / ARCHITECTURE / ARCHITECTURE OF CYPRUS / THE CHRISTIAN ARCHITECTURE / HISTORY OF ARCHITECTURE / PAINTED MONASTERY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Победимская Светлана

В статье анализируются история и архитектура монастыря Апостола Варнавы, находящегося в городе Саламин на Кипре. Автор рассказывает биографию св. Варнавы, считая ее своеобразным «ключом» к интерпретации архитектурных особенностей монастыря. Наряду с архитектурным решением в работе представлены данные о фресковой росписи объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONASTERY OF ST. BARNABAS ‑ THE FOUNDER OF THE CHURCH OF CYPRUS1«Yianel»

The article reviews the history and architecture of the monastery of St. Barnabas, located in the city of Salamis in Cyprus. The author tells the biography of St. Barnabas, considering it a kind of «key» to the interpretation of the architectural features of the monastery. Along with the architectural design of the work presents the frescoes of the object.

Текст научной работы на тему «Монастырь апостола Варнавы – основоположника Кипрской церкви»

УДК 72.03 ПОБЕДИМСКАЯ С.

Монастырь Апостола Варнавы — основоположника Кипрской церкви

В статье анализируются история и архитектура монастыря Апостола Варнавы, находящегося в городе Саламин на Кипре. Автор рассказывает биографию св. Варнавы, считая ее своеобразным «ключом» к интерпретации архитектурных особенностей монастыря. Наряду с архитектурным решением в работе представлены данные о фресковой росписи объекта.

Ключевые слова: архитектура, архитектура Кипра, христианская архитектура, история архитектуры, монастырь Апостола Варнавы, роспись монастыря.

POBEDIMSKAYA S.

MONASTERY OF ST. BARNABAS — THE FOUNDER OF THE CHURCH OF CYPRUS

The article reviews the history and architecture of the monastery of St. Barnabas, located in the city of Salamis in Cyprus. The author tells the biography of St. Barnabas, considering it a kind of «key» to the interpretation of the architectural features of the monastery. Along with the architectural design of the work presents the frescoes of the object.

Keywords: architecture, architecture of Cyprus, the Christian architecture, history of architecture, the monastery of St. Barnabas, painted monastery.

Светлана

Победимская, Ph.D

главный редактор издательства «Yianel», Никосия, Кипр

e-mail: afroland@spidernet. com.cy

Данная статья продолжает ряд материалов, посвященных анализу памятников христианского зодчества на острове Кипр. Речь пойдет о монастыре Апостола Варнавы, с именем которого связана вся история зарождения и становления христианства на Кипре.

На западной окраине древнего города Саламин, возведенного в XI в. до н. э., после известной в истории Троянской войны и остававшегося на протяжении 15 веков столицей острова Кипр, расположился монастырь, построенный в честь апостола Варнавы. Именно ему Кипрская церковь обязана правом называться одной из первых, Апостольских, и своим статусом Автокефальной (Независимой) церкви, утвержденным на третьем Вселенском соборе в 431 г.

В книге «Деяния апостолов», написанной евангелистом Лукой, говорится, что сам Святой Дух избрал Варнаву и его друга Павла для проповеднической миссии на Кипре. Возможно, такой выбор был определен тем, что апостол родился в семье еврейских левитов (священников) и был выходцем из иудейской общины Кипра. Согласно Евангелию, Варнава, учившийся в Иерусалиме, стал свидетелем чуда, совершенного Христом, и, пораженный увиденным, объявил себя Его последователем. Когда произошло Светлое Христово Воскресение, Варнава, продав свое имущество, отправился по миру проповедовать учение Иисуса. Источники утверждают, что речи апостола были настолько притягательны, что люди принимали его за человека, наделенного Святым Духом.

В христианской истории судьба Варнавы, имя которого означает «сын утешения», во многом тесно переплетается с земной жизнью Иисуса. Многие богословы полагают, что Тайная вечеря и Сошествие Святого Духа происходили в доме его сестры Марии, а племянник апостола, Иоанн, нареченный позднее Марком, стал не только помощником в деле распространения христианской веры, но и автором одного из четырех Евангелий.

В 45 г., высадившись у Саламина, Варнава и Павел прошли со словом благовестия весь остров до Пафа (Баффы), где нашли некоего «лжепророка, иудеянина именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, признав Варнаву и Павла, пожелал услышать слово Божие» [Новый завет. Деяния св. апостолов. Гл. 13]. Иудейский волхв Елима (Вариисуса) всячески старался помешать апостолам, тогда Павел, исполнившись Духа Святого, вынужден был «до времени» ослепить его. Произошедшее настолько поразило римлянина, что он тут же «уверовал, дивясь учению Господню». Так Кипр стал первой провинцией Римской империи, где у власти находился правитель-христианин. Уже этого было бы достаточно, чтобы имя Варнавы навсегда вошло в число наиболее почитаемых на Кипре святых.

Согласно библейской истории, роль апостола Варнавы в становлении Кипрской церкви этим не исчерпывалась. Вернувшись в 50 г. на остров, теперь уже в сопровождении Марка, Варнава, преодолевая яростное сопротив-

© Победимская С., 2013

31

Архитектура

Иллюстрация 1. Монастырь Апостола Варнавы

Иллюстрация 2. Храмовая икона Апостола Варнавы

Иллюстрация 3. Монашеские кельи

ление иудейских общин, семь лет проповедовал Слово Божие в синагогах и обращал в Христову веру многих жителей острова. Однажды волхв Елима, не сумевший некогда противостоять проповедям Варнавы и Павла, решил отомстить апостолу. Настроенная им толпа фанатиков схватила святого и бросила в темницу, а вечером вывела за городскую черту и забросала камнями. Дождавшись ночи, Марк вытащил тело Варнавы из костра, на котором иудеи пытались сжечь апостола, дабы никто и никогда не смог поклониться его праху, и тайно похоронил на западной окраине Саламина, положив ему на грудь Евангелие от Матфея.

Даже после своей смерти Варнава смог защитить Кипрскую церковь, которую в V в. антиохийский Патриарх Петр Кнафей попытался присое-

динить к своему престолу на правах епархии. Основанием для подобных действий послужило утверждение

о том, что обе Церкви имели единого благовестника Слова Божиего — апостола Варнаву, а после разделения Римской империи Кипр, ставший ее восточной провинцией, территориально был подчинен стратигу Антиохии. Явившись во сне кипрскому епископу Анфемию, Варнава указал ему место своего захоронения, которое к тому времени считалось утерянным. Вскрыв гробницу апостола, Анфемий взял мощи святого и лежавшее в ней Евангелие от Матфея и отправился в Константинополь искать защиты. Легендарное Евангелие, принесенное им в дар, попало во дворцовый храм византийского императора Зенона, повелевшего константинопольскому патриарху Акакию созвать Священный синод, дабы разрешить спор двух Церквей. Синод подтвердил решение третьего Вселенского собора об автокефалии Кипрской церкви, а Зенон не только утвердил его, но и предоставил главе Кипрской церкви три императорских привилегии, сохраняемые до настоящего времени. Архиепископу Кипра было дано право подписываться красными чернилами, носить пурпурную мантию и императорский скипетр вместо обыкновенного архиерейского посоха. Тогда же предстоятель Кипрской церкви получил и титул «Блаженнейшего».

Вернувшись на остров Кипр, архиепископ Анфемий возвел на месте захоронения Варнавы величественный храм, поместив в нем святые мощи апостола, а рядом заложил монастырские здания и гостевые комнаты для паломников. Английский исследователь Джорж Джеффери, долгие годы изучавший архитектурное и археологическое наследие Кипра, считал, что в оригинальной монастырской церкви справа от алтаря находилась небольшая часовня, украшенная серебряным орнаментом и мраморными колоннами, предназначавшаяся для священных реликвий. Ученый полагал, что вписанная сегодня в северную стену южной па-рабемы темно-зеленая мраморная колонна, украшенная тонкой крученой резьбой, принадлежит той ранней церкви, возведенной в 477 г. архиепископом Анфемием.

Как полагают ученые, в X в. здесь появилась монастырская крестовокупольная церковь, поражающая своей необычной формой и в наши дни. Первоначально она представляла собой внушительную сводчатую базилику как бы утроенного креста

и трижды пересеченную трансептами. Места пересечения центрального и поперечных нефов венчали три купола. На востоке церковное здание завершали три полукруглые апсиды. Восемь массивных квадратных колонн, сгруппированные по две, разделяли внутреннее пространство на три придела. Внушительные арки трех трансептов чередовались с узкими проходами под полукруглыми сводами храма. На каком-то этапе произошло обрушение восточной части церковного здания и его купола.

Современный облик храма представляет собой трехнефную сводчатую базилику, увенчанную лишь двумя куполами, с небольшой апсидой, возведенной позднее внутри величественного свода центрального нефа. К сожалению, каких-либо точных сведений о дате разрушения храма и его перестройке история не сохранила. Лишь надпись у западного портала повествует о том, что реконструкция монастыря, начатая в 1674 г., продолжалась 16 лет. Доподлинно известно также, что русский монах Василий Григорович-Бар-ский, посетивший святую обитель в 1735 г., в своих зарисовках и описаниях монастыря сообщал о том, что тогдашнее состояние святой обители было удручающим и в ней проживали два монаха и эконом, а главный храм монастыря венчали лишь два купола. Не сохранилось сведений и о переделке монастырских

Иллюстрация 4. Иконостас храма

Иллюстрация 5. Явление Варнавы епископу Анфемию. Фреска

Иллюстрация 6. Встреча епископа Анфе-мия с византийским императором Зеноном. Фреска

Иллюстрация 7. Темплон с образами наиболее почитаемых на Кипре святых. XVIII в.

Иллюстрация 8. Икона Иоанна Крестителя. 1762 г.

строений во время реконструкций 1756 г. и начала XX в. Монастырский двухкупольный храм, соединивший в своем облике традиции византийского и готического зодчества, и сегодня встречает паломников справа от восточных ворот, открывая архитектурный ансамбль монастырских строений, формирующих внутренний дворик святой обители.

Летопись легендарных событий борьбы Кипрской церкви за независимость записана в монументальных

фресках, расположенных в южной парабеме справа от входа. Над ее росписями долгие годы трудились три брата, прожившие в монастыре 50 лет и получившие при постриге имена Харитона, Стефана и Варнавы. Созданные ими фресковые сюжеты повествуют о том, как сам апостол Варнава благословил епископа Анфе-мия, указав ему место своего погребения. Следующие эпизоды повествуют об обретении мощей святого апостола и вручении епископом Анфемием легендарного Евангелия от Матфея византийскому императору Зенону, за спиной которого в молитвенном почтении склонили головы члены царской семьи и в торжественном молчании замерли прибывшие с Кипра священнослужители. На фреске, выписанной на южной стене пара-бемы, рука иконописца запечатлела византийского императора Зенона и архиепископа Кипра Анфемия, облаченных в пурпурные мантии и держащих один императорский скипетр, что символизирует извечное православное единство Константинопольской и Кипрской церквей.

В северной парабеме храма представлены образы святых, наиболее почитаемых на острове. В строгом порядке они предстают на огромном панно, занимающем почти всю восточную стену. Открывает ряд Иоанн Хрисостом — архиепископ Константинопольский, названный за свое красноречие «Златыми устами». Рядом с ним расположена фигура апостола Иакова Праведного (Адель-фотеоса), присутствовавшего вместе с Петром и Иоанном при Преображении Спасителя и при Его Молении в Гефсиманском саду. Далее представлены образы святого великомученика Саввы, кипрского праведника Кен-дея, святого римского воина Леонтия и преподобного Онуфрия — Великого пустынника, царевича Персидского. Этот своеобразный иконостас, датируемый XVIII столетием, завершают образы женщин-великомучениц Варвары, Феклы и Марины.

Деревянный резной трехъярусный иконостас центрального нефа сегодня представляет собой собирательный образ, вобравший в себя разновременные элементы алтарной преграды. Это карнизы и панели, изукрашенные традиционными цветами — красным, синим, зеленым и доминирующим золотым, цветочным и геометрическим орнаментом, плетущейся виноградной лозой и стилизованными пальметтами. Святые образы, размещенные в местном, праздничном и апостольском рядах, датируются в основном XIX столе-

Иллюстрация 9. Купольная часовня Апостола Варнавы

Иллюстрация 10. Подземная пещера и саркофаг Апостола Варнавы

тием, хотя присутствуют среди них и более ранние. Например, икона Иоанна Крестителя относится к 1762 г.

Заключение

После трагических событий 1974 г., которые раскололи остров на две части, монашеская жизнь в святой обители угасла, а в ее главном храме расположился Музей икон, где собрано то немногое, что сохранилось в монастырях и церквях северного побережья Кипра. Монашеские кельи и служебные помещения святой обители также переоборудовали под музей, в котором демонстрируются археологические находки разных эпох. Керамические сосуды, ритуальные фигурки, украшения, представленные здесь, — это застывшая музыка тех давних времен, когда на гончарном круге человек уже творил необходимые для его быта и жизни предметы.

Список использованной литературы

1 Странствования Василия Григоро-вича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. / под ред. Н. Барсукова. СПб., 1886.

2 Jeffery G. A Description of the Historic Monuments of Cyprus. London, 1918.

3 Hackett J. A history of the Orthodox church of Cyprus from the coming of the apostles Paul and Barnabas... London, 1901.

4 Marios Th. Stylianou. Apostle Varnavas — The Founder and Protector of Church of Cyprus. Nicosia, 2005.

5 Albrecht P.-Y. North Cyprus. London, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.