Вестник ПСТГУ
Серия V. Вопросы истории
и теории христианского искусства
Елизавета Сергеевна Семенова, соискатель
Государственного института искусствознания [email protected]
2014. Вып. 3 (15). С. 77-95
Монашеская тема
В РОСПИСЯХ СЕВЕРНОЙ ГАЛЕРЕИ
церкви Богородицы Левишки в Призрене
Е. С. Семенова
Церковь Богородицы Левишки в Призрене — уникальный памятник средневековой архитектуры и живописи, пострадавший в период обострения межнационального конфликта в Косово. В марте 2004 г. храм был подожжен, серьезно пострадал его интерьер, росписи покрылись копотью. Но в целом живопись сохранилась, во многом благодаря срочным работам по консервации и реставрации, проведенным в 2005 г. В настоящее время относительно хорошо прочитываются росписи северной галереи, представляющие собой изображения преподобных пустынников: св. Пахомия, св. Марии Египетской и др. В настоящей статье данная тема рассмотрена в контексте широкого круга памятников византийской живописи. Очевидно, речь идет о существовании в церкви придела, посвященного преподобным монахам.
Большая часть росписей северной галереи (северного наружного нефа) церкви Богородицы Левишки (1307—1313) безвозвратно утрачена во время турецкого завоевания Призрена, когда храм был превращен в мечеть. Следующий удар по росписям нанес пожар 2004 г., когда стены и своды храма покрылись слоем копоти (ил. 1). Тем не менее фрески сохранились фрагментарно в северной апсиде и на трех столбах галереи, указывая на возможное ее посвящение монахам-пустынникам. Данное предположение впервые было высказано Г. Бабич1.
От росписи апсиды остались лишь фрагменты в ее нижней части, свидетельствующие о том, что здесь были изображены фигуры двух святителей, устремленные в центр к престолу, покрытому красной тканью. Следовательно, в северной апсиде тоже находился алтарь, и она могла функционировать как придел. К сожалению, живопись на первом и втором столбах от апсиды не сохранилась. Также неизвестно, что было изображено на сводах галереи и на ее северной стене: росписи в этой зоне полностью утрачены.
Введение
1 ПаниН Д., Бабий Г. Богородица Л>евишка. Београд, 1988. С. 65.
77
Ил. 1. Северная галерея церкви Богородицы Левишки в Призрене (фото автора, 2010 г.)
Изображения аскетов в северной галерее
На пилястре третьего от апсиды столба представлен Св. Пахомий, держащий в правой руке раскрытый свиток (ил. 2, 5). Его фигура, сохранившаяся относительно хорошо, фланкирована двумя погрудными изображениями пустынников, которые находятся в простенках между столбом и арками, соединяющими столбы. Фигуры монахов не сохранили следов сопроводительных надписей.
Далее мы видим сцену «Причащение Марии Египетской», разбитую на два столба. Старец Зосима, изображенный на пилястре четвертого от апсиды север-
Ил. 2. Св. Пахомий. Фреска северной галереи церкви Богородицы Левишки
(фото автора)
ного столба, держит в левой руке большую чашу, а правой протягивает Марии лжицу с Причастием (ил. 3). Старица, невероятно худая, с тонкими длинными ногами, завернувшаяся в короткую тунику, жестами обращается к Зосиме (ил. 4). К сожалению, плечи и голова святой не сохранились. Ее фигура находится на пилястре пятого от апсиды северного столба, замыкающего северную галерею на западе. Зосиму фланкируют изображения пустынников, расположенные на щеках арки. Надписи, которые бы указывали на имена монахов, отсутствуют. Слева от Марии Египетской, на щеке арки, переходящей в столб, находится
Ил. 3. Св. Зосима, причащающий св. Марию Египетскую. Фреска северной галереи церкви Богородицы Левишки (фото автора)
фигура преподобного в рост, держащего свиток. Справа по поверхности столба вместо фигуры проходил орнамент, т. к. этот пятый столб был крайним с запа-да2. Живопись в люнетах, расположенных над арками, соединяющими столбы северной галереи, утрачена.
Преподобный Пахомий
Итак, на третьем столбе с востока находится фигура св. Пахомия. Скорее всего, на втором столбе, расположенном слева, был изображен ангел, т. е. здесь была представлена сцена «Явление Ангела Пахомию». На это указывает надпись на свитке отшельника: «Сты Пахомие / наоучаемь / wт ангела ка / ко облачуити / се вь стыи / ангельскы / образь»3. Пахомий облачен в желтый хитон, на его плечи наброшен серый плащ; волосы и борода седые. Левой рукой он, видимо, обращается к ангелу, а в правой руке держит развернутый свиток. Сцена с преподобным Пахомием4 иллюстрирует предание о божественном происхождении
2 ПаниН, БабиН. Указ. соч. С. 132—133. Рис. 23.
3 Расшифровка В. Д. Сарабьянова.
4 Пахомий Великий (292—346) — египетский монах, основатель пустынножительства и монашеского общежития в Египте. Согласно преданию, св. Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни.
Ил. 4. Прп. Мария Египетская. Фреска северной галереи церкви Богородицы Левишки (фото автора)
общежительного монашеского устава, дарованного пустыннику ангелом5, который изображается в одеждах схимника и наставляет преподобного.
Ранний пример изображения сцены «Явление Ангела преподобному Пахо-мию» («Ангел вручает Пахомию монашеский устав») мы встречаем в росписях северо-западной капеллы Протатона (1290). Заметим также, что здесь «Явление Ангела святому Пахомию» пространственно противопоставлено изображению
5 Иногда явление ангела Пахомию подписывают как явление архангела Гавриила, например на фреске 1630 в монастыре св. Иоанна Предтечи в Серрах.
преподобного Варлаама и царевича Иоасафа. Их соседство с фигурой св. Пахо-мия наблюдается и на алтарных столбах в церкви Успения Богородицы на Городке в Звенигороде (ок. 14GG г.)6.
Вероятно, из Протатона сюжет «Явление Ангела Пахомию» проник в церковь Перивлепты в Охриде (1295) и быстро распространился в балканском регионе: художники Михаил и Евтихий перенесли его в Богородицу Левишку и в Старо-Нагоричино (1313—1318). Эта сцена встречается и в росписях Св. Николая Орфаноса в Фессалониках (ок. 132G). В церкви Панагии Олимпиотиссы в Элассоне (кон. XIII в.) Пахомий и ангел также представлены в галерее: ангел поднимает руку, указывая на свой куколь, а в другой держит свиток со словами: «В этой одежде весь род человеческий спасется»7. В Звенигороде ангел предстает перед Пахомием в великой схиме (куколь, мантия, епитрахиль, хитон). Как свидетельствует текст жития и надпись на свитке, ангел указал отшельнику на недостаточность его подвигов и призвал его сменить старую одежду на новую, более совершенную, в которой «спасется всякая плоть». Сокровенный смысл явления ангела Пахомию заключается в необходимости изменения образа жизни: Пахо-мий должен был достичь совершенства в монашеском подвиге и написать руководство для всех желающих облечься в иноческий сан. Выйдя из пещеры, Пахомий надел «ангельскую» одежду и стал основателем общежительных монастырей в Египте8.
Сцена «Явление Ангела Пахомию» встречается в ряде новгородских церквей XIV в.: в храме Успения на Волотовом поле (1363), где она расположена в северо-западном углу храма под хорами, в церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1378) (на западной стене в камере на хорах), в церкви Рождества Богородицы на Красном поле (1381—1382) (в люнете западной стены)9. В Болгарии, в церкви Свв. Апостолов Петра и Павла в Велико Тырново (XIV в.) сцена с Пахомием находится на северной стене нартекса, а в храме Св. Георгия в Старо-Нагоричино (1318) в Македонии — на западной стене нартекса справа от входа (ил. 6). В Спасо-Преображенской церкви монастыря Зрзе (1369) «Явление Ангела Пахомию» также представлено на западной стене нартекса, но слева от входа в храм, а справа, в пандан ей, изображено причащение Марии Египет-ской1". Во всех композициях ангел написан в виде монаха с куколем на голове, а Пахомий — с седыми волосами и бородой11.
«Явление Ангела Пахомию» мы находим на западной стене основного объема храма Спаса-Преображения в монастыре Зарзма (сер. XIV в.) в Грузии, где эта
6 Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966. С. 15.
7 Gerstel Sharon E. J. Civic and Monastic Influences on Church Decoration in Late Byzantine Thessalonike // DOP. 2GG3. Vol. 57. P. 225-239. P. 233.
8 Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. С. 17.
9 Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков. М., 1987. Ил. 327328.
1G Татарченко С. Н. «Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2G12. Вып. 1 (7). С. 24-5G. С. 45-47. Ил. 15.
11 Об иконографии Пахомия см.: Tomekovic S. Les saints ermites et moines dans la peinture murale byzantine / Ed. Hadermann-Misguich L. et Jolivet-Lévy C. Paris, 2G11. P. 27.
s2
Ил. 6. «Явление ангела Пахомию». Фреска церкви св. Георгия в Старо-Нагоричино (1318),
Македония
сцена включена в галерею монашеских образов (ил. 7). Сохранились сопроводительные надписи на грузинском языке. Ангел изображен в одеянии схимника, в куколе, левой рукой он опирается на посох, а правой обращается к Пахомию; руки пустынника написаны в жесте диалога, взгляд исполнен почтительного трепета перед небесным посланником (ил. 8).
Монашеские захоронения в церкви
Вернемся к нашему памятнику. Отметим, что на фреске в Левишке, внизу, на уровне ног Пахомия, сохранилась граффити (ил. 5), сообщающая о кончине монаха Елисара: «Мца №кте... ввь ЛА (31) престависе ...омонахъ Елисаръ Иwнъ (?) тмв (?) вси рчемъ ве(ч)н(ая е)му па(мять)»12. Неизвестно, к какому времени относится эта надпись, но она указывает на монашеское присутствие в северном нефе. Возможно, здесь стояли иноки во время службы, здесь также могли располагаться их захоронения: раки с мощами монахов могли стоять вдоль северной стены храма13.
12 Расшифровка В. Д. Сарабьянова.
13 Аркосолии отсутствуют.
Ил. 7. «Явление ангела Пахомию». Фреска храма Спаса-Преображения в монастыре Зарзма (середина XIVвв.), Грузия (фото автора)
Ил. 8. Фрагмент композиции «Явление ангела Пахомию». Фреска храма Спаса-Преображения в монастыре Зарзма (середина XIV в.),
Грузия (фото автора)
Ил. 5. Фрагмент фигуры св. Пахомия с граффити. Фреска северной галереи церкви Богородицы Левишки (фото автора)
Ряд надписей в интерьере храма свидетельствуют о том, что Левишка могла служить местом погребения монахов и других церковных лиц. С. Ненадович указывает на текст, вырезанный на столбе (на каком — не уточняется14), из которого мы узнаем о кончине митрополита Вениамина в 1433 г. На этом же стол-
14 Данные надписи мною не были найдены. Для их обнаружения необходимо дополнительное освещение внутри храма и возможность подъема для изучения зоны росписи выше человеческого роста, что было невозможно организовать в период, когда памятник был доступен мне для посещения и работы (2009—2011 гг.).
пе, над приведенной надписью, существует еще одна запись, сообщающая, что призренский епископ Михаил умер 27 декабря 1454 г. Еще две надписи, дата которых не установлена, сообщают о смерти попа Георгия и иеромонаха Висса-риона15. С. Ненадович также полагает, что вокруг храма могли быть построены монашеские кельи, которые были разрушены при захвате Призрена турками в 1455 г.16 Архиепископ Данило сообщает, что король Милутин «создал церковь Успения Пресвятой Богородицы, называемую епископия призренская»11. Из этого следует, что епископский престол находился в церкви Богородицы Левишки, т. е. она была монастырским храмом18. При этом Левишка была единственным сербским кафедральным собором, расположенным в городе, и в Призрене не существовало равных ей по величине церквей19. Следовательно, речь идет о городском соборе-монастыре. Посвящение его северного наружного нефа монашеской теме, его функционирование как отдельного придела, посвященного преподобным, является вполне возможным и закономерным явлением для епископского храма.
Причащение Марии Египетской
Как было сказано выше, на четвертом и пятом столбах от апсиды, образующих арку северного наружного нефа, представлена сцена: «Зосима, причащающий Марию Египетскую». Сюжет с Зосимой и Марией известен в византийской живописи начиная с IX в.20 и подробно изучен. Самое раннее известное ее изображение мы находим в базилике Санта-Мария Маджоре в Риме (фреска IX в.)21. С. Томекович упоминает цикл сцен, посвященных Марии Египетской, в римской церкви «Фортуна Вирилис» (872—882)22: он считается одним из самых ранних из-
15 НенадовиЙ С. Богородица Левишка. йен постанак и аено место у архитектури Милу-тиновог времена. Београд, 1963. С. 30-32. Сл. 13, 14.
16 Там же. С. 31-32.
17 Архиепископ Данило. Животи кралева и архиепископа српских / Превео Л. МирковиЬ. Београд, 1935. С. 104; НенадовиЙ. Указ. соч. С. 17, 25.
18 Когда в 1346 г. Печская архиепископия была возведена в степень патриархии, Призренская епископия получила степень митрополии (НенадовиЙ. Указ. соч. С. 31).
19 Чурчич С. Наследие. Православные средневековые памятники. URL: http://hierotopy.ru/ contents/Churchich_nasledie_Rus.doc; 1анковиЙ Ж. Манастир Богородице Л>евишке у Призре-ну. URL: http://pravoslavlje.spc.rs/broj/972/tekst/manastir-bogorodice-ljeviske-u-prizrenu/
20 Радо]'чиЙ С. Una Poenitentium: Марща Египатска у српской уметности XIV века // Радоjчиh С. Текстови и фреске. Нови Сад, 1965. С. 40-56; Stylianou A. The Communion of St. Mary of Egypt and Her Death in the Painted Churches of Cyprus // Actes du XIVe CIEB. Buc., 1976. Vol. 3. P. 435-441; Nicolaidès A. L'église de la Panagia Arakiotissa à Lagoudéra, Chypre: Etude iconographique des fresques de 1192 // DOP. 1996. Vol. 50. P. 122-123.
21 Kaftal G. Iconography of the Saints in Central and South Italian Schools of Painting. Florence, 1965. № 252. Col. 764. Fig. 896.
22 Tomekovic S. Place des saints ermites et moines dans le décor de l'église Byzantine // Liturgie, conversion et vie monastique: Conférences Saint-Serge. XXXVe semaine d'études liturgiques. Roma, 1989. P. 308; Lafontaine-Dosogne J. Peintures mediévales dans le Temple dit de la Fortune Virile. Rome-Bruxelles, 1959. P. 43-45.
вестных аскетических циклов в византийской живописи23. Изображение Зосимы и Марии Египетской встречается и в Санта-Мария Антиква (Х в.). В то же время «Причащение Марии» распространяется в росписях каппадокийских церквей: в Новой Токали килисе в долине Гереме (950—960-е гг.) и в церкви «Большая голубятня» в Чавушине (960-е гг.). Они демонстрируют сложение иконографической традиции расположения данного сюжета в алтаре или жертвеннике и его включение, таким образом, в евхаристический контекст24. Отметим, что в Чавушине (Х в.) «Причащение Марии Египетской» расположено на пилонах, фланкирующих алтарь, наряду с фигурами преподобных25. Включение данной сцены в программу алтарных росписей прослеживается и в кипрских памятниках26: в церкви Панагии Форвиотиссы в Асину (1105/1106) она фланкирует алтарную апсиду27, в болгарской церкви Св. Георгия в квартале Колуша в Кюстендиле (XII в.) «Причащение Марии Египетской» написано в верхней части северной грани северовосточного столба жертвенника28; во фресках кипрской церкви Св. Дмитрия в Дали (1317) она расположена в южной нише вимы, в составе «монашеского» цикла, введенного в апсиду29. «Причащение Марии» мы находим в алтаре церкви Богоматери «Живоносный источник» в долине Самарии в Мессени (кон. XII в.)30. Среди памятников XIV в. следует назвать храм Архангела Михаила в Ано Арханос на Крите (1315—1316)31, где фигуры Марии и Зосимы фланкируют алтарь.
Однако уже в древности складывается иная традиция расположения этой сцены, которая находит свое место в западной части храма. Такова, например, фреска в нартексе церкви Стефана в Кастории32, датируемая 889 г.33 В своде при-
23 Tomekovic S. Formation de l'iconographie monastique orientale (VIIIe — Xe siècles) // Revue bénédictine. Le monachisme à Byzance et en Occident du VIIIe au Xe siècle. 1993. Tome CIII. № 1-2. Р. 131-152. P. 131.
24 Wharton Epstein A. Tokali Kilise: Tenth-Century Metropolitan Art in Byzantine Cappadocia. Washington, 1986. Fig. 104; Татарченко. «Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи... С. 27-31.
25 Сарабьянов В. Д. Монашеская тема во фресках собора Рождества Богородицы Анто-ниева монастыря в Новгороде // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти О. И. Подобедовой (1912-1999): сб. статей. М., 2005. С. 319-344. С. 329.
26 Connor C. L. Female Saints in Church Decoration of the Troodos Mountains in Cyprus // Medieval Cyprus: Studies in Art, Architecture and History in Memory of Doula Mouriki / Ed. N. Patterson Sevcenko, Ch. Moss. Princeton, 1999. P. 211-240. Figs. 3, 6, 21, 24.
27 Stylianou A. & J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. 2nd ed. Nicosia, 1997. P. 119-120. Fig. 59; Connor Carolyn. Female Saints in Church Decoration of the Troodos Mountains in Cyprus... Р. 214.
28 Мавродинова Л. Новооткрити средновековни стенописи в църквата «Св. Георги» в Ко-луше, Кюстендил // Старобълг. литература. 1991. 25-26. С. 194-210; Она же. Стенната живо-пис в България до края на XIV век. София, 1995. С. 32.
29 Stylianou A. & J. The Painted Churches of Cyprus. P. 425-426; Татарченко. «Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи. С. 48.
30 Gregoriadou-Cabagnols H. Le décor peint de l'église de Samari en Messénie // CA (1970). Vol. 20. 1970. P. 177-196. Р. 179. Fig. 7.
31 Spatharakis I. Dated Byzantine Wall Paintings of Crete. Leiden, 2001. P. 44-47.
32 Живопись храма св. Стефана в Кастории относится к IX в. (первый слой), с дополнениями XIII-XIV вв.
33 Мавродинова. Стенната живопис в България. С. 18.
твора разворачивается большая композиция «Страшного Суда», а на столпе в северном проходе в наос храма, под аркой, написана сцена «Зосима причащает Марию Египетскую»34. Расположенный в западной части храма, данный сюжет напоминает, прежде всего, о раскаянии грешницы, об отпущении грехов, о возможности участия в Таинстве для всех, кто вступил на праведный путь. В кап-падокийских росписях XI в. Чанли-килисе (Акхисар) и в Келиджлар-килисе сцена причащения пустынницы расположена на западной стене наоса и на склоне свода нартекса соответственно35. В Яланлы килисе («Змеиная церковь») (кон. IX в. — 1-я пол. Х в.) «Причащение» и «Погребение Марии Египетской» написаны в притворе храма36. Начиная с кон. XII в. сюжет с Зосимой и Марией часто размещается «при дверях» ближе к западному объему, как правило на северной и южной стене у входа в храм. Так, в Грузии, в церкви Рождества Богородицы в Бетании (нач. XIII в.), на западной стене в северо-западном ком-партименте храма сохранилась фреска «Зосима причащает Марию Египетскую» и св. Онуфрий37. На северной стене данного объема были представлены в рост преподобные пустынники, — к сожалению, их изображения едва прочитываются из-за плохой сохранности росписи. Очевидно, данная зона храма была посвящена монашеской теме, и, как в церкви Богородицы Левишки, речь идет о северо-западной части церкви.
Подобная топография «Причащения Марии» в западной зоне храма прослеживается по целому ряду кипрских росписей: Панагия ту Араку в Лагудера (1192)38 в глухой юго-западной арке, по сторонам от врат; в церкви свв. Иоакима и Анны в Калиане, на своде ниши северной стены (XII в.)39; в северо-западной нише церкви в Амагсу (XIV в.)40 и в ряде кипрских церквей XV—XVI вв. Аналогичное расположение этой сцены ближе к западному объему и рядом со входом в храм встречается во многих монашеских программах других регионов византийского мира41. Так, в пещерной церкви грузинского монастыря Вардзия (нач. XIII в.)42 фигуры Марии и Зосимы, держащего Чашу с Причастием, фланкируют южный вход в храм (ил. 9). Данный сюжет мы находим на западной стене башни св. Георгия в монастыре Хиландар (ок. 1260) и в экзонартексе кафоли-кона монастыря Ватопед (1312), в церкви св. Димитрия в Мистре (1291—1292), в нартексе храма Свв. Апостолов в Фессалониках (1-я пол. XIV в.). Позже сцена
34 Pelekanidis S., Chatzidakis M. Byzantine Art in Greece. Mosaics-Wall Paintings. Kastoria. Athenes, 1985. P. 6—9. № 34, 35 на схеме росписи; Татарченко. «Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи... С. 31.
35 Татарченко. «Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи. С. 31.
36 Там же. С. 32.
37 Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1. 1947. место издания С. 183—184; Амиранашвили Ш. Я. История грузинского искусства. М., 1950. Т. 1. С. 192.
38 Nicolaidès. L'église de la Panagia Arakiotissa à Lagoudéra... P. 122-123. Fig. 90-92.
39 Stylianou A. & J. The Painted Churches of Cyprus. P. 107.
40 Ibid. P. 243.
41 Сарабьянов В. Д. Программа монашеских изображений в росписях собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря // Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова и искусство поствизантийской эпохи. К 1100-летию Пскова: сб. статей. М., 2008. С. 65-98. С. 87.
42 Гаприндашвили Г. Вардзиа: Памятник скальной архитектуры. Л., 1975. Ил. 110-111.
Ил. 9. Преп. Мария Египетская. Фреска пещерной церкви монастыря Вардзия (начало XIII в.), Грузия (фото автора)
«Причащение Марии Египетской» встречается у западного входа в наос церкви Богоматери Одигитрии в Печской Патриархии (1337)43, в храме Куртеа де Ард-жеш (Румыния, 1352)44, в нартексе монастыря Архангела Михаила в Лесново (1349) и в церкви Свв. Константина и Елены в Охриде (1477), а также в росписях
43 ТомековиЙ С. Монашка традицща о задужбинама и списима архиепископа Данила II // Архиепископ Данило II и аево доба. Београд, 1991. С. 427—428. Сл. 10.
44 Татарченко. «Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи. С. 46.
XIV в. сербской церкви в Донья Каменица (в нише восточной стены нижнего яруса нартекса)45. В церкви монастыря Пантократора в Дечанах (1335-1348) в северном параклисе46, посвященном св. Димитрию, на северной стене расположены сцены «Явление Ангела в монашеских одеждах св. Пахомию» и «Св. Зосима причащает св. Марию Египетскую»41.
В перечисленных выше памятниках очевидно стремление поместить сцену Причащения Марии в западной части храма, ближе к входу, как правило в нартексе. Напомним, что в Левишке фигура пустынницы замыкает ряд столбов северной галереи, в непосредственной близости ко входу в храм из нартекса. Известно, что у самого входа в храм, в его западной части, стояли во время службы кающиеся и некрещеные люди. С XII в. тайная исповедь входит в византийскую церковную практику48, и можно предположить, что таинство покаяния могло совершаться в западной части храма. Обращение к образу преп. Марии, в таком случае, здесь было уместным49. Те, кто заходил в храм, но не решался пройти дальше в наос, останавливались здесь. Вспомним, что согласно житию Марии Египетской святая не могла проникнуть внутрь Иерусалимского храма, теснимая толпой, из-за совершенных ею грехов, и, раскаявшись в своих грехах, молилась перед иконой Богоматери, «уклонившися во угол паперти церковныя»50. Ее иконографический облик устойчив: везде мы встречаем образ сухой полуобнаженной старицы с седыми волосами. Вне сомнения, тема покаяния и очищения перед вхождением в храм и предопределила традицию расположения сцены с Марией Египетской «при дверях», у входа в церковь. Весьма вероятно, что подобная сакральная топография данной композиции восходила к одной из почитаемых святынь Софии Константинопольской — иконе Богоматери, которая «разговаривала с Марией» на паперти Иерусалимского храма, а позднее была привезена императором Львом VI Мудрым (886-912) в Константинополь и помещена у входа в храм Софии51.
Обратим внимание, что в Левишке Мария Египетская представлена дважды: ее второе изображение находится в экзонартексе, в композиции «Страшный
45 Воронова А. А. Фрески церкви в селе Донья Каменица (Сербия) // Искусство христианского мира. 2007. Вып. 10. С. 247-267. С. 252.
46 Дечаны — пятинефная купольная базилика, в которой крайние нефы короче центральных со стороны апсид.
47 Маркович М. Поjединачне фигуре светительа у наосу и параклисима // Зидно сликар-ство манастира Дечана. Београд, 1995. С. 250; ТодиН Б., Чанак-МедиИ М. Манастир Дечани. Музеj у Приштини, Београд, 2005. С. 427.
48 Пентковский А. Покаянная дисциплина христианской Церкви в конце первого тысячелетия // Журнал Московской Патриархии. 2002. № 10.
49 Татарченко С. Н. «Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи. С. 39. Примеч. 40.
50 Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице: Иконографическая программа росписи. СПб., 2002. С. 84-86. Ил. 66.
51 Сарабьянов. Программа монашеских изображений в росписях собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. С. 88; Лидов А. М. Чудотворные иконы в храмовой декорации: о символической программе императорских врат Софии Константинопольской // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 44-75.
Суд», где она возглавляет процессию блаженных жен52. Параллель данному изображению мы встречаем в росписях церкви Спаса на Нередице (1199), где Мария представлена с воздетыми в молитве руками в юго-западном объеме храма, соотносясь с композициями «Страшного суда». Н. В. Пивоварова указывает его особый покаянный характер, связанный с текстом жития святой53. В X—XIV вв. образ преп. Марии Египетской часто встречается в композициях «Страшного Суда», среди праведных жен, шествующих на Суд. В Атенском Сионе в Грузии (кон. XI в.) преп. Мария следует за св. Нино, в Бачковской костнице (сер. — 2-я пол. XII в.) — она одна из последних в группе жен. В церкви св. Георгия в Старой Ладоге (кон. XII в.) и в Торчелло (XII в.) пустынница возглавляет группу праведниц. В Дмитриевском соборе во Владимире (1195) она идет не на суд, а следует за апостолом Петром к вратам Рая54.
К сожалению, в настоящее время мы не можем атрибутировать полуфигуры преподобных со свитками, написанных в простенках между столбами и соединяющими их арками северной галереи Левишки. Сопроводительные надписи не сохранились. Однако данный участок росписи ждет реставрационных работ, которые, вероятно, позволят более детально изучить данные изображения.
Эпизоды из монашеской жизни, будь то «Причащение Марии Египетской» или «Явление Ангела Пахомию», включенные в состав иконографических программ храмов, не столько иллюстрировали конкретный исторический момент, сколько стремились донести в изобразительной форме иные важные смыслы, касающиеся в целом покаяния, аскетического подвига55. Связь «Причащения Марии Египетской», которое произошло перед самой ее смертью (в Страстной четверг, вечером после принятия святых Христовых Таин), с темами блаженной кончины и Страшного Суда выявляется, в частности, в каппадокийской церкви Джанавар-килисе, южный неф которой служил погребальной капеллой. Композиция «Страшный Суд» располагалась на своде нефа, в южной стене были сделаны два аркосолия с захоронениями, в одном из которых изображены фигуры преп. Марии и Зосимы56. Тяготение сюжета Причащения пустынницы к западной зоне храма, возможно, было также связано с особыми поминальными и погребальными службами в некоторых монастырских храмах57.
О топографии монашеских чинов
Традиция группировать фигуры монахов в определенном участке храма имеет глубокие корни в византийской живописи. Развернутые монашеские про-
52 Бихали О. Богородица Л>евишка. Београд, 1963. С. 13. Табл. 9; Радо/чип. Марща Египат-ска у cpncroj уметности XIV века. С. 51. Примеч. 25.
53 Пивоварова. Фрески церкви Спаса на Нередице. С. 312.
54 Татарченко С. Н. «Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи. С. 31. Примеч. 18.
55 Там же. С. 34.
56 Jerphanion G., de. Une nouvelle province de l'art byzantine: Les églises rupestres de Cappa-doce. Vol. 2. Paris, 1936. P. 366; Татарченко. «Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи. С. 32. Примеч. 20.
57 Nicolaïdès. L'église de la Panagia Arakiotissa à Lagoudéra. Р. 123.
граммы появляются в храмовых росписях в XI в.58 Данная тема была подробно изучена С. Томекович, В. Д. Сарабьяновым, Н. В. Пивоваровой59 и другими исследователями. Монашеские чины мы встречаем или в западной части храма — в нартексе или в западных угловых компартиментах, или в восточной предалтарной зоне храма, даже в самом алтаре. В ряде случаев мы встречаем монашеский чин в наосе храма60. С. Томекович выделяет в отдельную группу немногочисленные памятники, где аскетический цикл расположен в боковых нефах: среди них автор, в первую очередь, упоминает северную галерею Богородицы Левишки, затем южный неф церкви Св. Николая в Платса в Магне (1337—1338)61, а также западную часть нефов церкви Спасителя в Цаленджихе (1384—1396)62.
Как пишет В. Д. Сарабьянов, в храмах XIII—XIV вв. монашеские циклы становятся многочисленными и повсеместными, причем их расположение в храме приобретает системный характер, что говорит о «кристаллизации» традиции и определенности взаимоотношений монашеских изображений с другими составляющими храмовой декорации. Так, в росписях церквей Богородицы в Студе-нице (1208—1209) и Богородицы Перивлепты в Охриде (1295), в церкви Благовещения в монастыре Градац (1270) фигуры монахов занимают нижние стены наоса, а в Милешеве (1230-е) фигуры святых пустынников и монахов присутствуют в нартексе. В Сопочанах (1263—1268) и в обеих церквах Боянского монастыря (1259) они изображены в нартексе, а в соборах монастыря в Жиче (1230-е) и Хиландара (сер. XIII в.) — в капеллах под башнями. В отдельных случаях монашеские циклы располагаются в восточной части храма, например: в диаконни-ке церкви Св. Георгия в Старо-Нагоричино (1318), в жертвеннике и диаконнике церкви Успения в монастыре Грачаница (1321), в диаконнике церкви монастыря Бронтохион в Мистре (1311—1312), в жертвеннике церкви Богородицы Перивлепты в Мистре (1370—1380), что было обусловлено включением изображений преподобных в общую литургическую программу этих объемов63.
Заключение
Итак, Богородица Левишка относится к немногочисленной группе памятников, где монашеская тема представлена в пространстве бокового нефа (галереи). Если рассматривать групповые монашеские изображения, сосредоточенные в отдельном объеме храма, то в каждой церкви мы находим свою топографию их расположения, будь то нартекс, галерея, хоры, северо-западный
58 Tomekovic. Formation de l'iconographie monastique Orientale... P. 131—152.
59 Пивоварова Н. В. Монастырские сюжеты в храмовой декорации Византии и Древней Руси XII—XIV вв.: источники формирования и идейный смысл // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти О. И. Подобедовой (1912-1999). М., 2005. С. 309-318. С. 309.
60 Данная тема подробно изучена указанными авторами, поэтому здесь мы опускаем перечисление памятников.
61 Tomekovic. Place des saints ermites et moines dans le décor de l'église Byzantine. P. 313.
62 Tomekovic S. Les saints ermites et moines dans la peinture murale byzantine / Ed. Hadermann-Misguich L. et Jolivet-Lévy C. Paris, 2011. P. 203.
63 Сарабьянов. Монашеская тема во фресках собора Рождества Богородицы Антониева монастыря. С. 325.
компартимент храма, алтарь, капелла или целый неф. Она зависела от монашеской практики, распространенной в данном регионе, от богослужебного устава, от индивидуальных желаний заказчиков строительства и росписей храма и т. д. Важное значение в создании подобной топографии аскетических циклов имели поминальные заупокойные службы, которые совершались в определенное время в обособленном участке храма. Посвящение северной галереи Левишки преподобным пустынникам могло быть связано с практикой стояния здесь монахов во время службы, а также их возможными захоронениями в северном нефе. Существование придела, посвященного преподобным аскетам, соответствовало статусу церкви Богородицы Левишки, которая была епископией.
Ключевые слова: Богородица Левишка, Призрен, епископия, Пахомий, преп. Мария Египетская, преп. Зосима, монахи, захоронения.
Monastic theme in paintings
OF THE NORTHERN GALLERY OF THE CHURCH
of the Holy Virgin (Ljeviska) in Prizren E. Semenova
The Cathedral Church ofthe Holy Virgin Lj eviska in Prizren is the unique monument of the medieval architecture and painting. In 2004, during the exacerbation of the ethnic conflict in Kosovo, the unprotected church was exposed to devastation and flames. The interior of the church was severely damaged, the frescoes were covered with soot. The urgent protection measures taken in 2005 saved the paintings of the church. Today we can view the images of the monks in the northern gallery, among them St. Pachomius and the venerable Mary of Egypt. In this article we examine these images in the waste context of the byzantine wall painting. Obviously, we are talking about the existence of the side-chapel in the church of Ljeviska, dedicated to the reverend monks.
Keywords: church of the Holy Virgin Ljeviska, Prizren, the cathedral church, St. Pachomius, Mary of Egypt, Zosima, monks, entombments.
Список литературы
1. Архиепископ Данило. Животи кралева и архиепископа српских / Превео Л. МирковиЬ. Београд, 1935.
2. Бихали О. Богородица Левишка. Београд, 1963.
3. Воронова А. А. Фрески церкви в селе Донья Каменица (Сербия) // Искусство христианского мира. 2007. Вып. 10. С. 247—267.
4. Гаприндашвили Г. Вардзиа: Памятник скальной архитектуры. Л., 1975.
5. Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.
6. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1. 1947.
7. Лидов А. М. Чудотворные иконы в храмовой декорации: о символической программе императорских врат Софии Константинопольской // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 44-75.
8. Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков. М., 1987.
9. Мавродинова Л. Новооткрити средновековни стенописи в църквата «Св. Георги» в Ко-луше, Кюстендил //Старобългарска литература. 1991. 25-26. С. 194-210.
10. Мавродинова Л. Стенната живопис в България до края на XIV век. София, 1995.
11. Маркович М. Поjединачне фигуре светительа у наосу и параклисима // Зидно сликар-ство манастира Дечана. Београд, 1995.
12. НенадовиШ С. Богородица Левишка. йен постанак и аено место у архитектури Милу-тиновог времена. Београд, 1963.
13. ПаниШ Д., БабиШ Г. Богородица Левишка. Београд, 1988.
14. Пентковский А. Покаянная дисциплина христианской Церкви в конце первого тысячелетия // Журнал Московской Патриархии. 2002. № 10.
15. Пивоварова Н. В. Монастырские сюжеты в храмовой декорации Византии и Древней Руси XII-XIV вв.: источники формирования и идейный смысл // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти О. И. Подобедовой (1912-1999): сб. статей. М., 2005. С. 309318.
16. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице: Иконографическая программа росписи. СПб., 2002.
17. Радо/чиШ С. Una Poenitentium: Марща Египатска у српской уметности XIV века // РаодчиЬ С. Текстови и фреске. Нови Сад, 1965. С. 40-56.
18. Сарабьянов В. Д. Монашеская тема во фресках собора Рождества Богородицы Анто-ниева монастыря в Новгороде // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 319-344.
19. Сарабьянов В. Д. Программа монашеских изображений в росписях собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря // Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова и искусство поствизантийской эпохи. К 1100-летию Пскова: сб. статей. М., 2008. С. 65-98.
20. Татарченко С. Н. «Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 24-50.
21. ТодиШ Б., Чанак-МедиШ М. Манастир Дечани. Музеj у Приштини, Београд, 2005.
22. ТомековиШ С. Монашка традицща о задужбинама и списима архиепископа Данила II // Архиепископ Данило II и аево доба. Београд, 1991.
23. Connor C. L. Female Saints in Church Decoration of the Troodos Mountains in Cyprus // Medieval Cyprus: Studies in Art, Architecture and History in Memory of Doula Mouriki / Ed. N. Patterson Sevcenko, Ch. Moss. Princeton, 1999. P. 211-240.
24. Gerstel Sharon E. J. Civic and Monastic Influences on Church Decoration in Late Byzantine Thessalonike // Dumbarton Oaks Papers. 2003. Vol. 57. P. 225-239.
25. Gregoriadou-Cabagnols H. Le décor peint de l'église de Samari en Messénie // Cahiers Archéologiques (1970). Vol. 20. 1970. P. 177-196.
26. Jerphanion G., de. Une nouvelle province de l'art byzantine: Les églises rupestres de Cappadoce. Vol. 2. Paris, 1936.
27. KaftalG. Iconography of the Saints in Central and South Italian Schools of Painting. Florence, 1965.
28. Lafontaine-Dosogne J. Peintures mediévales dans le Temple dit de la Fortune Virile. Rome-Bruxelles, 1959.
29. Nicolaidès A. L'église de la Panagia Arakiotissa a Lagoudéra, Chypre: Etude iconographique des fresques de 1192 // Dumbarton Oaks Papers. 1996. Vol. 50. P. 122-123.
30. Pelekanidis S., Chatzidakis M. Byzantine Art in Greece. Mosaics-Wall Paintings. Kastoria. Athenes, 1985.
31. Spatharakis I. Dated Byzantine Wall Paintings of Crete. Leiden, 2001.
32. Stylianou A. The Communion of St. Mary of Egypt and Her Death in the Painted Churches of Cyprus // Actes du XIVe CIEB. Buc., 1976. Vol. 3. P. 435-441.
33. Stylianou A. & J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. 2nd ed. Nicosia, 1997.
34. Tomekovic S. Formation de l'iconographie monastique orientale (VIIIe — Xe siècles) // Revue bénédictine. Le monachisme a Byzance et en Occident du VIIIe au Xe siècle. 1993. Tome CIII. № 1-2. P. 131-152.
35. Tomekovic S. Les saints ermites et moines dans la peinture murale byzantine / Ed. Hadermann-Misguich L. et Jolivet-Lévy C. Paris, 2011.
36. Tomekovic S. Place des saints ermites et moines dans le décor de l'église Byzantine // Liturgie, conversion et vie monastique: Conférences Saint-Serge. XXXVe semaine d'études liturgiques. Roma, 1989.
37. Wharton Epstein A. Tokali Kilise: Tenth-Century Metropolitan Art in Byzantine Cappadocia. Washington, 1986.