Вестник ПСТГУ
Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства
2012. Вып. 1 (7). С. 51-70
Моленные образы Спасителя и Богоматери
В КОНТЕКСТЕ ХРАМОВОЙ РОСПИСИ ЦЕРКВИ
Богородицы Левишки в Призрене Е. С. Семенова
В росписях церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307—1313) встречается целый ряд фресковых икон, представляющих образ Богоматери с Младенцем, а также единоличные фигуры Спасителя. Они расположены в наосе и нартексе собора, не будучи связанными с алтарной зоной. Представленные здесь Богоматерь «Скоропослушница» и «Помощница христианам», а также другие образы Богородицы без подписи, относятся к иконографическому типу Перивлепты. Икона «Христос Хранитель Призренский» открывает серию изображений Спасителя, находящихся на столбах наоса. В этой статье мы предлагаем интерпретацию данных фресковых икон, опирающуюся на логику их расположения в пространстве храма. Они могли быть фресковым повторением особо почитаемых икон либо иметь функцию покаянных образов, выполненных по индивидуальному заказу, к которым люди обращались с сокровенной молитвой.
Феномен фресковой иконы до сих пор не был глубоко и всесторонне изучен1. Он предполагает обзор огромного количества примеров и классификацию подобных изображений. Как правило, под фресковой иконой подразумевают единоличные изображения Богоматери, Христа или святых, написанные в технике фрески в нишах алтарной преграды или так или иначе связанные с зоной алтаря. Примеров можно привести множество, они встречаются в большинстве средневековых церквей на территории Сербии и Македонии. Упомянем здесь известные иконы, непосредственно связанные с алтарной преградой, такие как Богоматерь с Младенцем и св. Пантелеймон в церкви Св. Пантелеймона в Нерези (1164), Богородица с Младенцем «Страстная» и Христос с Евангелием в монастыре Жича (1219)2; в церкви Св. Георгия в Старо-Нагоричино (1313—1318) — иконы алтарной преграды: св. Георгий Победоносец и Богоматерь Пелагонитисса, а также фланкирующие их изображения на предалтарных столбах: Богоматерь «Благодатная» («М(пт)пр... П К£харлтюц£УП») и Христос Милостивый («1С ХС
1 Ъор^евиН И. М. О фреско-иконама код Срба у среднем веку // ЗЛУ. 1978. 14. С. 77-98; БабиН Г. О живописаном украсу олтарских преграда // ЗЛУ. 1975. 11. С. 3-41; ТатиН-ЪуриН М. Из наше средаовековне мариологще. Икона Богородице Евергетиде // ЗЛУ. 1970. 6. С. 15-36; ТатиН-ЪуриН М. Врата слова // ЗЛУ. 1972. 8. С. 63-88.
2 МирковиН Л. Иконографске студще. Нови Сад, 1974. Сл. 112-119; БабиН Г. О живописаном украсу олтарских преграда. С. 39.
о E^ef^rnv»)3; Богоматерь «Троеручица» в Белой церкви Каранской (1340—1342), а также фресковые иконы Богородицы со Христом, расположенные на восточных предалтарных столбах в соборе Софии Охридской (1037—1056)4.
И. Джорджевич, в статье о сербских фресковых иконах, выделяет в отдельную группу изображения, не связанные с алтарной преградой, которые находились в нишах или на столбах церкви, а также в других зонах храмового пространства. Обычно они сопровождались надписями, позволяющими раскрыть сущность данного образа5. К таким фресковым иконам обращались с молитвой, ибо они повторяли и напоминали конкретный образ, чудотворную икону, особо почитаемую в данном монастыре или церкви. В таком случае устанавливался личный контакт верующего с фреской, в отличие от изображения евангельского события или любой повествовательной сцены. В данной статье мы остановимся именно на этом типе фресковых икон, расположенных в зонах наоса и нартекса и не связанных с алтарем. В росписях церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307—1313), находящейся на территории Косово, встречается целый ряд фресковых икон, представляющих образ Богоматери с Младенцем, а также единоличные фигуры Спасителя. В свое время эта тема была затронута И. Радовановичем
в его статье об изображениях Богоматери в церкви Богородицы Левишки6.
Три образа стоящей Богородицы с Младенцем Христом на руках находятся в северо-западной части наоса. Первая икона, расположенная на восточном склоне арки, соединяющей первый и второй столпы внешнего северного нефа, подписана по-старославянски «БЖМ ХРАНИ УСЛИ-ШИ МОЛЕНИА» («Матерь Божия Скоро-послушница», «Горгоепикос»). Напротив, на западном склоне арки изображена неизвестная святая мученица. Богородица облачена в голубую тунику, перекликающуюся с тоном фона, и в темно-синий мафорий (ил. 1). Ее фигура повернута немного влево, голова слегка склонилась к Младенцу, которого она бережно держит обеими руками, с тонкими длинными пальцами, а ее взгляд направлен на зрителя. Охристый цвет нимбов ярко светится
3 Старо-Нагоричино. Псача. Каленич. Београд, 1933. С. 9—10; ТодиНБ. Старо-Нагоричино. Београд, 1993. С. 72-73. С. 77-78.
4 Лидов А. М. Образ «Христа-архиерея» в иконографической программе Софии Охридской // Зограф, 17, 1986. С. 5-19.
5 Ъор^евиН И. М. О фреско-иконама код Срба... С. 91; ЪуриН В. Исторщске композицще // ЗРВИ, XVIII/2. С. 75; БабиН Г. О живописаном украсу олтарских преграда... С. 3-41.
6 РадовановиН J. Прикази Богородице у цркви Богородице Левишке у Призрену // Старине Косова и Метохще, II-III, Приштина, 1963. С. 125-129.
Ил. 1. Богоматерь Горгоепикос. Фреска на склоне арки северной галереи церкви Богородицы Левишки в Призрене
на синем фоне. Лик Богородицы хорошо сохранился, четко видна светотеневая моделировка, тонкие черты лица исполнены спокойствия и смирения. Ее тело плавно изогнуто так, словно ей тяжело держать ребенка на руках. Лик Христа сильно поврежден. Его фигура обращена в правую сторону. Он облачен в рубашечку белого цвета с короткими рукавами, украшенную маленькими кружочками. Талию опоясывает широкий красный пояс7. Ножки обнажены до колена. Отметим интересную особенность в иконе «Скоропослуш-ницы»: левая рука Младенца вложена в правую ладонь Богородицы, кажущуюся огромной по сравнению с его маленькой ручкой. Как пишет М. Татич-Джурич, эта деталь является «знаком нежной привязанности» Матери и Младенца8, трогательным проявлением любви (ил. 2).
Впервые эту фреску опубликовала Мирьяна Чорович-Льубинкович9, однако ее описание содержит ошибки. Она пишет, что Младенец «не благословляет. а его правая рука спокойно лежит на поясе», тогда как на фреске четко видно изображение благословляющей руки10.
Образ Богоматери «Скоропослушницы» мы встречаем также в церкви в селе Донья Каменица (1323-1330) в Сербии. Фреска находится на восточной стороне юго-восточной угловой опоры в наосе11. В отличие от «Скоропослушницы» в Ле-вишке, здесь Богородица представлена сидящей на троне и держащей Младенца на правой руке. Четко прочитываются надписи над нимбами: «МТИ БЖИА СКОРОПОСЛУШИТЕЛЬНИЦА» и «1С ХС». Очевидно, фреска также воспроизводила чтимую икону.
Второе изображение стоящей Богородицы с Младенцем в Левишке находится на восточной стороне арки, соединяющей второй и третий столпы внешнего северного нефа (ил. 3). Напротив, на западном склоне арке, также изображена неизвестная святая мученица. Слева и справа от нимба Богоматери прочиты-
7 РадовановиН J. Прикази Богородице у цркви Богородице Левишке... С. 125.
8 ТатиН-ЪуриН М. Икона Богородице Прекрасне, аено порекло и распрострааоност // Зборник Светозара Равдчийа. Београд, 1969. С. 344.
9 ЪоровиН-ЛубтковиН М. Две дечанске иконе Богородице Умилеаа // Старинар. Нова серща, ка. Ш-1У (1952-1953). Београд, 1955. С. 89. Сл. 12; ЪоровиН-ЛубинковиН М. Пейко-дечанска иконописна школа од XIV до XIX века. Београд, 1955. С. 5.
10 ЪоровиН-ЛубинковиН М. Две дечанске иконе Богородице Умилеаа... Сл. 12.
11 Воронова А. А. Фрески церкви в селе Донья Каменица (Сербия) // Искусство христианского мира. Вып. 10. М., 2007. С. 247-267. С. 259. Ил. 21.
Ил. 2. Богоматерь Горгоепикос. Фреска на склоне арки северной галереи церкви Богородицы Левишки в Призрене. Фрагмент
ваются остатки надписи: «ТА БЦ(А)»12. Ее фигура сохранилась полностью, утрачены лишь фрагмент ее одеяния и левая стопа Младенца. Богородица облачена в темно-синий мафорий и голубую тунику, ее одежды, как и на описанной выше фреске, почти сливаются с синим фоном. Обеими руками она слегка придерживает Христа, который изображен так, словно сидит у нее на коленях, тогда как Богородица представлена стоящей. Лики хорошо сохранились, взоры Богоматери и Младенца обращены вправо. Желтые одежды Христа ярко выделяются на синем фоне и гармонируют с желтым сиянием нимбов. Правой рукой он благословляет, а в левой держит свиток.
Данный тип изображения Богородицы со Христом часто встречается в византийской живописи и особенно характерен для Комниновской эпохи. Вспомним мозаику в южной галерее собора Св. Софии Константинопольской, где представлены Богоматерь с Младенцем, Иоанн II Комнин, царица Ирина и царевич Алексей (1118)13. Богоматерь стоит, держа Младенца на уровне груди, который изображен так, словно сидит у нее на коленях. Приведем еще один пример, фреску «Богородица Студеничка», расположенную на восточной стороне юго-западной пилястры в наосе Богородичной церкви в Студенице (1209), явно ориентированную на константинопольскую мозаику14, — Младенец изображен сидящим, тогда как Богородица стоит и лишь слегка поддерживает его руками. Ее фигура вытянута, и нижняя часть тела кажется непропорционально длинной по сравнению с верхней (ил. 4)15.
На западной грани второго северного столба наоса церкви Богородицы Левишки находится третья «фресковая икона» Богородицы со Христом (ил. 5). Слева и справа от нимба сохранилась надпись: «СТАЯ БГОРОДИЦА ПОМОЩНИЦА ХРИСТ...» (Богородица «Помощница христианам»)16. Богоматерь изображена стоя, нежно склонив голову к Младенцу, которого она держит на левой руке, правую руку положила на его колено. Лик Христа обращен к Матери, он словно беседует с ней, в левой руке он держит свиток, правой благословля-
12 РадовановиП J. Прикази Богородице у цркви Богородице Левишке... С. 126.
13 Grabar A. La peinture byzantine. Skira, Genève, 1953. P. 99; Никола]'евиП-Сто]'ковиП И. Царски портрети jужне галерще цркве Св. Софще у Цариграду // Исторщски часопис Исторщског института САН. Кн>. II. 1949-1950. Београд, 1950. С. 85-86.
14 Радовановип J. Прикази Богородице у цркви Богородице Левишке... С. 126.
15 Радо}чиП С. Српске иконе од XII века до 1459 године. Београд, 1960. С. 6.
16 Радовановип J. Прикази Богородице у цркви Богородице Левишке... С. 127.
Ил. 3. Богоматерь с Младенцем. Фреска на склоне арки северной галереи церкви Богородицы Левишки в Призрене. Фрагмент
Ил. 4. «Богородица Студентка». Фреска Ил. 5. Богоматерь «Помощница христианам». на пилястре в наосе Богородичной церкви Фреска на западной грани второго северного в Студенице (1209) столба наоса церкви Богородицы Левишки
в Призрене
ет. Фреска повреждена крупными насечками и сильно потерта, лики сохранились плохо. Стилистически она очень близка фреске «Богородица со Христом» в церкви св. Апостолов в Фессалониках (XIV в.)17. Как отмечает Й. Радованович, это изображение также очень схоже с иконой Богородицы Панагии в алтаре ка-фоликона монастыря Ватопед (сер. XIV в.)18. Богоматерь на иконе немного склонила голову ко Христу, ее выражение лица задумчиво и серьезно. Правую руку она положила на колено сына19. Н. П. Кондаков, описывая икону из Ватопеда, называет Богородицу «ктиторской» или «алтарной» и рассматривает ее как чудотворную икону20.
17 ТатиИ-ЪуриИ М. Студще о Богородици. Београд, 2007. С. 32. Рис. 3.
18 Felicetti-Liebenfels W. Geschichte der Byzantinischen Ikonmalerei. Urs-Graf-Verlag, Olten-Lausanne, 1956. Taf. 89. B.
19 РадовановиЙ J. Прикази Богородице у цркви Богородице Левишке... С. 127.
20 Н. П. Кондаков датирует икону кон. XV — нач. XVI в. (см.: Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 164, 171. Ил. 67).
Представленные в Левишке Богоматерь «Скоропослушница» и Богоматерь «Помощница христианам» относятся к иконографическому типу Перивлепты (ШрфХЕятос;), что означает «Прекрасная»21, а также «Преславная». Он представляет собой изображение Богородицы, близкое к Одигитрии, со слегка склоненным ликом к Младенцу. Образ Богородицы Перивлепты был палладиумом христианских царей в борьбе против варваров и нехристиан. В 1034 г. византийский император Роман Аргир, особенно почитавший этот образ, построил в честь Богородицы Перивлепты монастырь, на главном пути к Золотым воротам Константинополя. Очевидно, в нем хранилась прославленная икона Богоматери, послужившая прототипом для многочисленных повторений образа Перивлеп-ты. Однако, как пишет Н. П. Кондаков, «мы не знаем в точности, какой именно образ Божией Матери чтился в Перивлептской обители»22. Отправляясь в военные походы, император Роман Аргир всегда брал с собой икону Перивлепты23. Она изображалась на монетах, которые чеканились в его правление24.
Обновление константинопольского монастыря Перивлепты произошло при Палеологах (1261—1281). Это был новый этап развития культа Богородицы «Прекрасной», охватившего значительные территории византийского мира25. Множество сохранившихся памятников, на которых представлена «Перивлеп-та», свидетельствует о широкой экспансии этого иконографического типа. Некоторые из них рассмотрены в статье М. Татич-Джурич26.
Логично предположить, что сербский король Милутин (1282—1321), ктитор Левишки, будучи правителем-воином, почитал Богородицу Перивлепту как свою покровительницу в военных походах и неоднократно представил ее на стенах построенного им храма. Мы находим ее изображение и в Кральевой церкви в Студенице (1314), построенной Милутином вслед за Левишкой, на северной стене ближе к алтарю, однако здесь, в отличие от Левишки, она входит в ктитор-скую композицию.
С. Радойчич упоминает икону Богородицы Перивлепты нач. XIV в., которая, предположительно, принадлежала первоначальному иконостасу церкви Богородицы Левишки27. Известно, что до войны она хранилась в церкви Св. Николы в Призрене, расположенной во дворе школы «Младен Угаревич». Где находится икона в настоящий момент — неизвестно. Так или иначе, этот образ мог быть той самой чудотворной иконой, особо почитаемой в Призрене, которая стала
21 Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. II. Петроград, 1916. С. 230; Антонова В. И. Иконографический тип Перивлепты и русские иконы Богоматери в XIV в. // Из истории русского и западноевропейского искусства. М., 1960. С. 105—110.
22 Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. II... С. 233.
23 Татий-Ъурий M. Икона Богородице Прекрасне, аено порекло и распространено«1... С. 336; Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. II... С. 231—233.
24 Fagerlie J. M. A Milliaresion od Romanus III and a Nomisma of Mihael IV, Museum Notes XI. New York, 1964. P. 227-236.
25 Татий-Ъурий M. Икона Богородице Прекрасне, аено порекло и распространено«"... С. 337.
26 Там же. С. 336-344.
27 Па]ки% П. С. Мало познате збирке икона из Призрена // Гласник Музе]а Косова и Метохще. III. Приштина, 1958. С. 277-294. С. 278-280. Сл. 1; Радо]чиН С. Српске иконе од XII века до 1459 године. Београд, 1960. С. 13.
отправной точкой для ряда фресковых икон Перивлепты в главном кафедральном соборе города.
Учитывая провизантийскую ориентацию сербского короля Милутина и его связи с Охридом, в качестве прототипов для рассматриваемых фресковых икон можно привлечь и ряд македонских икон. В Охридской иконной галерее хранится несколько икон «Перивлепты» XIV в., происходящих из церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295), расписанной греческими мастерами Михаилом Астрапой и Евтихием из Фессалоник — теми же художниками, которые после работали в Левишке. Одна из них, «Богородица Перивлепта» (XIV в.), представляет собой двустороннюю литийную икону (на обороте: «Введение Богородицы во храм»)28. Богоматерь изображена стоящей по пояс, левой рукой она придерживает сидящего Христа, а правую сложила в жесте моления. Ее голова слегка наклонена к Младенцу, а его взор обращен к ней, что является характерной особенностью иконографии «Перивлепты»: головы матери и Младенца не соприкасаются здесь в тесном объятии и лобзании, как мы видим в образах «Умиления», и не расположены строго фронтально, как в иконах «Одигитрии», а лишь слегка наклонены, жесты фигур мягкие и сдержанные, — создается ощущение утонченного диалога, сокровенной беседы Богоматери с Сыном. Как отмечает Н. П. Кондаков, эта икона происходит из древнего иконостаса церкви Богородицы Перивлепты в Охриде и была написана в нач. XIV в.29
Вторая икона, также происходящая из церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, — «Богородица Психосострия» («Душеспасительница») (нач. XIV в.)30. Она также представляет собой двустороннюю литийную икону (на обороте: «Благовещение») и относится к иконографическому типу «Перивлепты». В пару к ней сохранилась икона «Христа Психосостиса» («Душеспасителя») (нач. XIV в.)31, того же размера (93 х 68), представляющая собой поясное изображение Спасителя, в левой руке держащего закрытое Евангелие, а правой благословляющего (на обороте: «Распятие»). Эти две иконы впервые были опубликованы Н. П. Кондаковым32, который объясняет эпитеты Христа и Богородицы возможным происхождением из монастыря в Константинополе, посвященного Богородице Душеспасительнице. Известно, что такой монастырь существовал в Константинополе в XI в., а в 1-й пол. XIV в. император Андроник II Палеолог (1282-1328) подарил монастырь Богородицы Душеспасительницы охридскому архиепископу Григорию, что указывает на возможное константинопольское происхождение этих двух икон33. Вспомним, что король Милутин приходился зятем императору Андронику, — был женат на его дочери, византийской принцессе Симониде.
Упомянем еще одну икону из македонской коллекции, «Богородицу Епи-скепсис» (нач. XIV в.), происходящую из церкви Малых врачей в Охриде
28 Георгиевски М. Галерща на икони-Охрид. Охрид, 1999. Кат. 16. С. 48.
29 Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. II. С. 233-235. Ил. 115.
30 Георгиевски М. Галерща на икони-Охрид. Кат. 17. С. 50.
31 Там же. Кат. 19. С. 54.
32 Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. II. С. 233-235.
33 Балабанов К. Иконите во Македонща. Скоще, 1995. С. 117.
(103 х52,5)34. Она представляет собой стоящую Богородицу типа «Перивлепты», изображенную в полный рост, на правой руке она держит сидящего Младенца, а левой касается его колена. Нижняя часть иконы утрачена, остается неясным, стояла ли Богоматерь на красной подушке. Ее голова мягко склонилась к Младенцу, фигура слегка изогнута, словно ей тяжело держать ребенка, как мы видели на фресковой иконе «Скоропослушницы» в Левишке. Головка Христа обращена к Богородице, в левой руке он держит свиток, а правой благословляет. Надпись на греческом «Епискепсис» также указывает на возможное константинопольское происхождение охридской иконы.
Таким образом, не исключено, что фресковые иконы Левишки повторяют какие-то охридские прототипы, в свою очередь имеющие константинопольское происхождение. В данном случае, важное значение имеют два факта: то, что Левишку расписывали мастера, работавшие до этого над фресками церкви Перивлепты в Охриде, и родственные связи короля Милутина с императором Андроником, покровительствовавшим Охриду в то время.
Также источником фресковых изображений Перивлепты и Христа в Ле-вишке могли быть афонские иконы, учитывая то, что король Милутин покровительствовал монастырю Хиландар и был самым крупным его ктитором, после Симеона Немани и св. Саввы. Он построил монастырский кафоликон, главную церковь Хиландара (1293) и пригласил для ее росписи первоклассных греческих мастеров, выходцев из Фессалоник35. Примечательно, что сохранились две главные иконы этой церкви, которые почитались в ней с момента завершения строительства, — «Христос Пантократор» и «Богородица Елеуса». По своей стилистической характеристике они родственны фрескам кафоликона, а их размер соответствует иконам, которые были вмонтированы в алтарную преграду36. Икона «Пантократора» представляет собой поясное изображение Христа, держащего закрытое Евангелие в левой руке, а правой благословляющего, и входит в число устойчивых изображений Христа на иконах подобного типа. Икона Богородицы, несмотря на то что имеет греческую надпись «Елеуса», представляет собой, на самом деле, «Перивлепту»: мы видим тот же легкий наклон головы, правую руку в молитвенном жесте и сидящего на ее левой руке Христа со свитком, обращенного к Богоматери, что и на вышерассмотренных фресковых иконах Пе-ривлепты в Левишке.
Можно упомянуть здесь и несколько икон «Перивлепты», ныне хранящихся в Византийском музее в Афинах37: «Богоматерь с Младенцем» XIII в. и особенно «Богоматерь с Младенцем» XIV в. На второй иконе Богородица исполнена той же мягкости и задумчивой грусти, что и «Скоропослушница» в Левишке, а жест ее правой руки, слегка касающейся колена Младенца, повторяется на фреске «Помощница христианам».
34 Георгиевски М. Галерща на икони-Охрид... Кат. 21. С. 58.
35 БогдановиН Д., ЪуриН В., МедаковиН Д. Хиландар. Београд, 1978. С. 70.
36 Там же. С. 86. Ил. 70-71.
37 Icons of the Byzantine Museum of Athens. Athens, 1998. Электронная версия каталога: http://lib.pstgu.ru, № IK-004-809, IK-004-815.
Вернемся к фресковым иконам Ле-вишки. Четвертая фресковая икона Богородицы со Христом находится в нартек-се, на выступающем из восточной стены столпе, с северной стороны от арки, ведущей в наос (ил. 6). К сожалению, верхняя часть фигуры Богородицы и голова Младенца утрачены, что лишает нас возможности определить иконографический тип этой фрески, хотя, скорее всего, она также относилась к типу «Перивлепты». Нижняя часть фигуры, напротив, прекрасно сохранилась: Богоматерь стоит на красной подушке, на левой руке она держит Младенца, а правой жестом обращается к нему. Ее пальцы такие же длинные и тонкие, как в рассмотренных выше изображениях «Скоропослушницы» и «Помощницы христианам». Христос в левой руке держит свиток, а правой, очевидно, благословляет, — его фигура сохранилась лишь по плечи. Он облачен в желтые одежды, цвет сохранил свою яркость, четко видны мелкие складочки одеяния, виртуозно прорисованные, художник сумел создать эффект золотого сияния ткани, особенно яркого на темно-синем фоне. Скорее всего, к этой фресковой иконе, расположенной в нартексе, слева от арки, ведущей в наос, прикладывались входившие в храм люди (ил. 7). Известны случаи, когда чудотворные иконы размещались подобным образом при входе в церковь, обычно в нартексе. Это были моленные, покаянные образы: люди, войдя в притвор, обращались к этим иконам с молитвой об отпущении грехов и лишь затем шли на службу в основную часть храма. Перед такими иконами предстояли и те, кто не решался войти внутрь. Подобные иконы находились при входе в собор Софии Константинопольской, о чем сообщается в письменных источниках. Так, в XI в. неизвестный византийский автор («Аноним Меркати»), описывая храм Святой Софии в Константинополе, сообщает: «В правой же части храма за атриумом, где серебряные врата, на стене есть образ святой Марии, находившийся в Иерусалиме, которому некогда молилась святая Мария Египетская и услышала глас из уст святой Богородицы. Этот святой образ привез император Лев из святого града в Святую Софию»38. Эту икону упоминают и другие паломники. О ней пишет «Таррагонский аноним», автор латинского описания реликвий XI в. «О граде Константинополе»: «В той же славнейшей базилике Святой Софии у входа в двери. находится другая ико-
38 Чудотворная икона в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 1996. С. 211-267.
Ил. 6. Богоматерь с Младенцем. Фреска в нартексе церкви Богородицы Левишки в Призрене
Ил. 7. Нартекс церкви Богородицы Левишки в Призрене с фресковой иконой Богоматери с Младенцем
на блаженной Богородицы, а именно та, которую видела в иерусалимском храме Мария Египетская, когда не могла войти в него из-за совершенных ею грехов. Когда же... Мария грешница, испытывая трудности, заметила ее и помолилась ей, тотчас же получила все, что просила.»39 Позже диакон Игнатий Смоленский сообщает: «поидохом к церкви святой Софии. и дошедшее великих врат, по-клонихомся чудотворней иконе Пречистыя Богородицы, от неяже изыдет глас Марии Египетской.»40 Основываясь на данных текстах, можно предположить, что и образ Богородицы со Христом в нартексе Левишки, расположенный у самого входа, был моленной, покаянной иконой.
Подобные изображения мы встречаем в нартексе церкви Св. Георгия в Старо-Нагоричино (1313—1318): на восточной стене к северу от входа представлена Богородица Параклисис («Заступница») (М^тпр 0£ои ^ ПарйхХлол?) со свитком, на котором написан следующий текст: «прими моление твое матере щедри. что мати просиши. земльниимь сп(а)сение. прогневаше ме. прости сыну мои. нь не обращають се. спаси благодети ради. благодару те слове»41. Очевидна покаянная функция данного образа: входящий в храм человек, в первую очередь, обращался к Богоматери «Заступнице» с мольбой о посредничестве в покаянии перед Христом. Фигура Богородицы обращена к Спасителю, изображенному на
39 Таррагонский Аноним. «О граде Константинополе». Латинское описание реликвий XI века // Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники / Ред.-сост. А. М. Ли-дов. М., 2006. С. 184.
40 Григорий Евтушенко, свящ. Храм Святой Софии в Константинополе. СПб., 2008. С. 102.
41 ТодиН Б. Старо-Нагоричино. Београд, 1993. С. 89.
восточной стене к югу от входа. Христос Спаситель (Гроот; Хрютос; 6 2ют^р) представлен с открытым Евангелием, как Судия: «Азь есмь светь миру, ходеи по мне не имать ходити вь тме нь имать животь вечнии»42.
Приведем еще один пример, когда фресковая икона имеет значение покаянного молитвенного образа — в параклесионе церкви Св. Георгия (Оморфи Экклесия) в Галатци (Афины), расписанной в последней четв. XIII в., на северной стене представлена Богоматерь с Младенцем (0£от6хо; ^ Пауияёрауос; — «Богоматерь Всесвятая»), стоящая фронтально43. Она держит Христа на уровне груди, он также изображен фронтально, а его правая рука вытянута вверх в жесте благословения. Справа, на пилястре, представлен Христос Спаситель (О Хрютб; 2ют^р) с открытым Евангелием.
Еще одно изображение Богородицы с Младенцем, которое, на наш взгляд, также можно назвать фресковой иконой, расположено на южной стене среднего нефа, точнее, в простенке между двумя арками (ил. 8). Богоматерь представлена сидящей на троне, держа Младенца на левой руке, правой рукой она снова касается его колена, как и в предыдущих изображениях. Лик Христа обращен к Богоматери, правой рукой он благословляет, а в левой, очевидно, держал свиток. Утраченная нижняя часть росписи затрудняет всецелое прочтение этого образа. Лики сильно повреждены, фреска вся покрыта насечками, сохранилось лишь левое око Богородицы. Она восседает на белом троне полукруглой раковинообразной формы, скромно украшенном тонким красным рисунком. Как нам кажется, эта фреска явно ориентирована на изображение Богородицы со Христом на троне в нише алтарной преграды Протатона (ок. 1290)44 на горе Афон. Его росписи принадлежат Мануэлю Панселиносу и группе мастеров, работавших под его руководством45. Сравнив фреску Протатона и фреску Левишки, мы видим ту же форму трона, тот же лаконичный рисунок, то же положение сидящих фигур, только если в Левишке головка Младенца обращена к Богоматери, то в Протато-не Христос изображен фронтально46. Заметим также, что если в Протатоне было найдено удачное место для фресковой иконы в нише алтарной преграды, то в Левишке расположение на сужающемся простенке между двумя арками крайне невыгодно для подобного образа.
Протатон, также как и Левишка, был посвящен празднику Успения. Известно, что в нем хранилась чудотворная икона Богородицы Кариотиссы, с которой связано происхождение гимна «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу». Богоматерь на этой иконе восседает «на каменном троне настоятеля под балдахином и пользуется почитанием, достойным князей»47. Икона участвовала в торжественной процессии из Протатона в соседние монастыри, монахи
42 Toduh E. Grapo-HaropHnHHO. C. 89.
43 Vasilaki-Karakatsani A. The Wall Paintings of the Omorphi Ecclissia at Athens. Athens, 1971. C. 142. Hji. 38, 39 a, 5.
44 Tsigaridas E. N. Manuel Panselinos. From the Holy Church of the Protaton. Thessaloniki, 2003. P. 49.
45 Ibid. P. 23.
46 Ibid. Fig. 91-94.
47 Huber P. Athon. Wundertätige Ikonen // Orbis Pictus. 1966. 45.
несли ее под балдахином48. В кон. XII — нач. XIII в. этой иконе кланялся сербский князь Савва, тогда уже принявший монашество, а позже ставший первым сербским архиепископом49. Возможно, что эта икона и послужила прототипом для изображения тронной Богоматери в Левишке.
Помимо рассмотренных выше фресковых икон Богородицы с Младенцем, следует отметить и несколько единоличных изображений Христа, находящихся на столпах наоса Левишки, а также один образ на своде внутреннего южного нефа. Они никогда не были предметом пристального изучения, лишь Г. Бабич упоминает в своей монографии Христа «Хранителя Призренского», относя это изображение к фресковым иконам50. Этот образ находится на южной грани первого юго-западного столпа наоса (ил. 9). Христос представлен стоящим, в полный рост, в левой руке он держит закрытое Евангелие. Характерной особенностью данного изображения является то, что Спаситель держит правую руку, сложенную в жесте благословения, перед Евангелием, так что создается впечатление, будто он держит книгу обеими руками. Сохранилась надпись, сопровождающая изображение: «Христос Хранитель Призренский». Фигура почти полностью сохранилась, лишь нижняя часть ног утрачена. Вероятно, эта фреска повторяла какой-то особо почитаемый в Призрене образ Христа, возможно, чудотворную икону, хранившуюся в церкви Богородицы Левишки.
48 БельтингХ. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2002. С. 66.
49 Djuric V. J. Les conceptions hagioritiques dans la peinture du Protaton // Хиландарски збор-ник, 8. Београд, 1991. C. 39.
50 ПаниН Д., БабиН Г. Богородица Левишка. Београд, 1988. С. 57; РадовановиН J. Прикази Богородице у цркви Богородице Левишке... С. 125—129.
Интересно отметить, что симметрично «Хранителю Призренскому», на северной грани первого северного столпа наоса также находится изображение стоящего Христа, держащего в левой руке закрытое Евангелие, а правой благословляющего. Однако по манере исполнения оно уступает первому, так что создается впечатление, будто оно является повторением известного образа, исполненного первоклассным мастером. По сторонам от нимба сохранилась надпись «ИС ХС», отсутствие какого-либо дополнительного текста с эпитетом не позволяет дать этой фреске название и определить ее функцию.
Третье изображение стоящего Христа с закрытым Евангелием мы находим на западной грани второго южного столпа наоса (ил. 10). Фреска сильно повреждена насечками, надпись отсутствует. Фигура Спасителя повернута вправо, к наосу, правой рукой он благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие. Отметим особенность данного изображения, встречающуюся и на двух вышеописанных фресках, но особенно ярко выраженную в этом третьем образе. Она заключается в положении правой руки Христа, согнутой в локте так, что его кисть, сложенная в жесте благословения, оказывается довольно низко, на уровне пояса. Правая рука оттягивает складки гиматия, переброшенного через его левое плечо и покрывающего левую руку, держащую Евангелие, оставляя открытым часть хитона, в котором образуется некое подобие пазухи. Подобная деталь является характерной для изображений купольного Пантократора и подробно рассматривается и объясняется Л. И. Лифшицем51. Так, мы встречаем Христа «с пазухой» во фреске главы Софийского собора в Новгороде (1109), в мозаике купола кафоликона монастыря Дафни (ок. 1100), в мозаике южного свода кафоликона монастыря Осиос Лукас (1030-1040-е), в куполе церкви св. Георгия в Старо-Нагоричино (1310-е)52, а в более поздний период — на фреске купола церкви Спаса на Ильине в Новгороде (1378)53. Заметим, что если в купольных изображениях правая рука Христа, сложенная в жесте благословения, как правило, высоко поднята до уровня плеча, а локоть срезан, образуя короткую и широкую пазуху, что объясняется ограниченным пространством купольного медальона,
51 Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI — первая четверть XII в. СПб., 2004. С. 267-277.
52 ТодиН Б. Старо-Нагоричино. Београд, 1993. Сл. 35.
53 Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода... С. 267-277.
Ил. 9. Христос «Хранитель Призренский». Фрагмент
то художник, написавший Христа на столбе Левишки, располагавший значительно большим пространством, изобразил его руку согнутой в локте на уровне пояса и низко оттягивающей складки гиматия, так что «пазуха» становится длинной и узкой.
Л. И. Лифшиц цитирует несколько текстов, помогающих интерпретировать данную иконографическую деталь. Так, древнерусский писатель XVI в., Зиновий Отенский, толкует десную руку Бога, «простертую выспрь», в связи с текстом ветхозаветной книги Второзаконие (Втор 32. 40, 43): «Яко воздвигну на небо руку Мою, и клянуся десницею Моею, и реку: живу Аз во веки <...> Возвеселитеся небеса купно с Ним, и да поклонятся Ему вси Ангели Божии: возвеселитеся языцы с людьми Его, и да укрепятся Ему вси сыно-ве Божии», а также с текстом Евангелия от Матфея (25. 34): «Придите, благословен-нии Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Зиновий комментирует эти слова следующим образом: «.и того ради десная сторона света исполнена»54. Как полагает Л. И. Лифшиц, эти тексты прекрасно согласуются с изображением Христа на мозаике нартекса Кахрие Джами (ок. 1320)55, расположенным над входом в храм, где имеется такая же пазуха, образуемая натянутыми складками гиматия, с сопровождающим его эпитетом «Земля Живых», который восходит к псалтирному тексту «Верую видети благая Господня на земли живых» (Пс 26. 13). Аналогичное по иконографии изображение Пантократора мы встречаем и в куполе церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде (1378), где медальон, окружающий Христа, содержит текст Псалма 101, ст. 20-22: «Господь с небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных: возвестити в Сионе имя Господне, [и хвалу его в Иерусалиме]». Этот же текст 101 Псалма окружает изображение Пантократора в росписи XIII в. церкви Св. Софии в Трапезунде56. Благословляющий жест в сочетании с «пазухой» создают образ Христа милующего, не грозного Судии, а любящего Отца, приемлю-
54 Андреев Н. Литература и иконопись: К истории идей в Московской Руси // To Honor Roman Jakobson. Paris, 1967. Т. 1. С. 175; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода... С. 276.
55 Underwood P. A. The Kariye Djami. N. Y., 1966. Vol. 2. Pl. 41.
56 Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. С. 276.
Ил. 10. Христос с Евангелием. Фреска на втором южном столпе наоса церкви Богородицы Левишки в Призрене. Фрагмент
щего в свое лоно — «землю живых» — и праведных, и вернувшихся в свой дом «блудных сыновей»57. Вспомним выражение «как у Христа за пазухой», а также сцену «Лоно Авраамово», где праотец бережно держит в руках, прикрывая складками своего гиматия, души праведных, например, на фреске нартекса церкви Успения Богородицы в Грачанице (1317—1321), или «Лоно Авраамово» в росписи Андрея Рублева 1408 г. в Успенском соборе во Владимире58. Л. И. Лифшиц также указывает на фреску «Сретения» росписи церкви Зоодохос Пиги (Самарина) (Греция, кон. XII в.)59, где жест Симеона Богоприимца и трактовка складок его гиматия также представляют интересующий нас мотив60. В образовавшееся пространство пазухи — лоно Симеона — художник поместил изображение младенца Христа61.
Очевидно, что вышеперечисленные изображения купольного Пантократора с пазухой восходят к одному прототипу, которым, вероятнее всего, могла быть мозаика купола прославленного константинопольского храма Св. Апостолов. Как отмечает Т. Метьюз, в описании церкви Николая Мессарита62, изобилующем скрытыми цитатами из проповеди Христа апостолам (Ин 14. 2—3, 23 и 15. 7), важное место занимают образы «обителей в доме Отца» и «пребывания любящих Бога в Нем»63. Д. Мурики, в свою очередь, указывает на то, что во внутреннем нар-тексе кафоликона Неа Мони, над входом в наос, находилось изображение Пан-тократора, на раскрытом Евангелии в его правой руке имелась надпись: «Придите ко Мне все труждающиися и обременении, и Аз упокою вы» (Мф 11. 28)64. Вернувшись к Спасу, представленному на столбе в Левишке, и основываясь на вышеизложенной интерпретации, мы полагаем, что этот образ Христа с «пазухой» также можно рассматривать как моленный и покаянный, подобно Христу «Хранителю Призренскому». На этой фресковой иконе представлен не грозный Судия, поучающий с раскрытым Евангелием, а Спас милующий, благословляющий и принимающий под свою защиту, «за пазуху», всех пришедших к нему.
Наконец, четвертый образ стоящего Христа расположен на западной грани третьего северного столпа наоса: фигура Спасителя повернута вправо, т. е. он обращен к наосу, в левой руке он держит свиток, а правой благословляет (ил. 11). Надпись, сопровождающая фреску, отсутствует.
57 Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода... С. 277.
58 Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966. Ил. 102—103. Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. С. 277.
59 Mouriki D. Stilistic Trends in Monumental Painting of Greece during the Eleventh and Twelfth Centuries // DOP. 1980/1981. Vol. 34/35. P. 77-124. Il. 81.
60 Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. С. 276.
61 Там же. С. 277.
62 Mango C. The Art of Byzantine Empire 312-1453: Englewood Cliffs. New Jersy, 1972. P. 232.
63 Mathews T. The Transformation Symbolism in Byzantine Architecture and the Meaning of the Pantokrator in the Dom // Church and People in Byzantium. Society for the Promotion of Byzantine Studies. 20 the Spring Symposium of Byzantine Studies. Manchester, 1986. Birmingham, 1990. P. 213.
64 Mouriki D. The Mosaics of Nea Moni on Chios. Athens, 1985. P. 152-153. Pl. 192.
Важно также отметить, что рассмотренные выше образы Богоматери и Спасителя, расположенные на столбах наоса, являясь, с одной стороны, фресковыми иконами, с другой стороны, соседствуют с изображениями святых, представленных на гранях столбов, образуя своего рода иконографические мини-программы. Так, «Христос Хранитель Призренский» представлен среди святых жен: св. Варвары, св. Екатерины (?) и св. Феодосии. «Христа с Евангелием» на четвертом северном столбе окружают св. Ирина, св. Петка и св. Неделя. Христос «с пазухой» на втором южном столбе соседствует с изображениями св. Пантелеймона, св. Косьмы и св. Иакова Персиянина. Наконец, «Христос со свитком» на третьем северном столбе изображен вместе со св. Иоанном Предтечей и двумя святыми ратниками. Далее, Богоматерь «Помощница христианам» на втором северном столбе представлена вместе со св. Дамианом и двумя святыми ратниками. Вторую зону всех столбов наоса занимают изображения св. муче-ников65.
В данном случае трудно провести грань между образами, которые можно назвать «фресковыми иконами», и просто единоличными монументальными изображениями Христа. На то, что образ был особенно почитаемым и мог быть повторением чудотворной иконы, указывает, в первую очередь, надпись. На некоторых из рассмотренных изображений в Левишке она отсутствует. Заметим также, что все четыре изображения Спасителя на столбах соседствуют с монументальными фигурами святых жен, воинов, мучеников и целителей, что вполне логично: святые, ставшие столпами церкви, страдали во имя Христа и имели Его своей опорой, потому Он стоит среди них. Таким образом, рассмотренные выше образы Спасителя могли иметь статус и «обычного изображения», не являясь фресковой репликой чудотворной иконы. Также вызывает сомнение то, что если речь идет о реплике чудотворных и особо почитаемых икон, то почему мастера, работавшие в Левишке, отвели для столь значимых изображений столь невыгодное расположение в западной части храма. Богоматерь «Скоропослушницу» и «Хранителя Призренского» нужно буквально выискивать в узком пространстве внутренних нефов, где они теряются и лишены всякой торжественности. Тогда как их можно было разместить на предалтарных столбах, чтобы они были четко
Ил. 11. Христос со свитком. Фреска на третьем северном столпе наоса церкви Богородицы Левишки в Призрене
65 ЖивковиЙ Б. Богородица Л>евишка. Цртежи фресака. Београд, 1991. С. 16—20.
66
видны молящимся66, как, например, две фресковые иконы «Богоматерь с Младенцем на троне» в соборе Софии Охридской (1037-1056)67, расположенные на западных гранях предалтарных столбов и ясно обозримые из наоса.
Выскажем свое предположение, позволяющее объяснить подобное сокрытое расположение этих образов в Левишке в западной части храма. В нартексе собора Софии Константинопольской, справа от арки, ведущей в наос, симметрично вышеупомянутой иконе Богородицы, привезенной из Иерусалима, на стене находилась икона Спаса Исповедника68. Иеродиакон Зосима пишет: «целовав образ Господа нашего Иисуса Христа, пред ним грехи своя исповедают, иже срама ради не мощно исповедатись духовнику, еже зовется Спас Исповедник.» Т. е. перед этой иконой каялись грешники, которым было стыдно исповедаться священнику. Возможно, подобную функцию имела, прежде всего, фресковая икона Христа «Хранителя Призренского», расположенная на первом западном столбе в Левишке и обращенная в южный неф. Кающиеся могли подойти к ней и помолиться, не обращая на себя внимание верующих, стоящих в наосе, сокрывшись в узком пространстве внутреннего южного нефа.
Вспомним также константинопольскую мозаичную икону «Спаса Елеемо-на», датирующуюся XII в. (Государственный музей в Берлине)69. Греческое слово «Елеемон» значит «Милующий». Очевидно ее иконографическое сходство с фреской Христа «Хранителя Призренского»: мы видим то же фронтальное изображение Спасителя, в левой руке держащего закрытое Евангелие, а правой благословляющего. Возможно, призренская фреска повторяла какой-то более ранний, почитаемый в Константинополе образ Милующего Спаса, которому люди исповедовали свои грехи. В свою очередь, образ Христа «с пазухой» на втором западном столбе и «Богоматерь с Младенцем» из нартекса, как указывалось выше, также могли быть моленными, покаянными иконами.
Подобные фресковые иконы, написанные как индивидуальные моленные образы, встречаются в ряде византийских памятников предшествующего периода. Приведем характерный пример — росписи церкви Св. Стефана в Кастории, которая, как и Левишка, строилась и расписывалась в несколько этапов (IX-XIV вв.) и функционировала именно как городской собор70. В ней также представлен целый ряд фресковых икон: Богоматерь с Младенцем «Врефократуса», Христос «Элеймон и Эфсплахнос» («Милостивый и Милосердный»), Богоматерь «Горгоепикос» Скоропослушница, Богоматерь «Гликофилуса», тронная Богоматерь «Врефократуса». При этом далеко не всегда название образа, сообщающееся с надписи, соответствует представленной иконографии. Так, под именем «Врефократуса» в церкви Св. Стефана изображены три Богородицы: Перивлепта стоящая, Богоматерь с Младенцем на руках, к которой обращаются с молитвой Иоанн Предтеча и архангел Михаил, и Богоматерь с Младенцем на
66 Следов алтарной преграды в церкви Богородицы Левишки не сохранилось. Скорее всего, она отсутствовала, учитывая особенность иконографии росписи зоны алтарной апсиды, сильно выходящей в пространство наоса.
67 Лидов А. М. Образ «Христа-архиерея»... С. 9—10.
68 Григорий Евтушенко, свящ. Храм Святой Софии в Константинополе. С. 103.
69 Там же. С. 107-108.
70 ЕУЫТНРНЕН ^ОУ АПОУ ГГЕФАШУ. Вёрда, 2008.
троне, тогда как «Горгоепикос» представлена как Одигитрия. Таким образом, происходило смешение названий и иконографических типов, что вполне могло быть связано с индивидуальными желаниями заказчика. Итак, вероятнее всего, эти фресковые иконы были исполнены по заказу граждан Кастории и были написаны как персональные моленные образы. Возможно, подобная традиция существовала и в Призрене, и фресковые иконы, представленные в Левишке, были заказаны горожанами, желавшими приходить в храм и молиться конкретному, любимому образу.
Важно также отметить, что фресковые иконы уже существовали в структуре Левишки до ее перестройки в начале XIV в. Известно, что храм был расписан до короля Милутина, в 1-й четв. XIII в., архиепископом Саввой71. От той живописи сохранилось изображение Богородицы с Христом «Кормителем» (1220-1230-е), расположенное на центральном столбе южного нефа (третий от входа)72 (ил. 12). Оно представляет собой редкую иконографию Богородицы с Младенцем, опускающим руку в корзинку с хлебом и названным в надписи «Кормителем». Этот древний эпитет встречается в Гомилии Иоанна Златоуста (IV в.) и обозначает того, кто дает пищу нищим73. Пророчество Исайи о Мессии (61. 1) начинается словами: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим». Расположение этой фрески таково, что люди, входившие в храм через южные врата и идущие по южному нефу, могли остановиться и помолиться этой иконе. Лики и Богоматери и Младенца обращены на запад, навстречу входящим, словно им предназначен хлеб, раздаваемый Христом. Правой рукой он протягивает хлеб (изображение кисти утрачено) нищим людям, которые могли быть изображены на соседнем столбе, а левую опускает в корзинку. Подобная сцена «кормления» встречается в росписях экзонартекса Сопочан (ок. 1330) и в церкви Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии
71 ПаниЙ Д., БабиЙ Г. Богородица Левишка. С. 81.
72 ДавидовиЙ Н. Представа Богородице са Христом «Крмителем» // Старине Косова и Метохще. I. Приштина, 1961. С. 85-94; НенадовиЙ С. Две теме из цркве Богородице Левишке у Призрену // Старине Косова и Метохще. Ка. 10. Приштина, 1997. С. 101-110.
73 ПаниЙ Д., БабиЙ Г. Богородица Левишка. С. 96, примеч. 12.
Ил. 12. Богоматерь с Христом «Кормителем». Копия фрески церкви Богородицы Левишки в Призрене. Галерея фресок в Белграде
(ок. 1335)74, где изображения людей сохранились. Но, как нам кажется, фреска, представленная в Левишке, могла быть и отдельным образом, иконой, представляющей Христа «Кормителя», раздающего хлеб, символизирующий пищу духовную, «реальным» людям, прихожанам храма, обращающимся к Нему с молитвой. Упомянем немаловажный факт: при перестройке церкви в 1306-1307 гг. изображение Богородицы со Христом Кормителем было замуровано по неизвестным причинам. Фреска была открыта во время консервационно-реставрационных работ, проводившихся в Левишке в 1950-1953 гг., когда закрывавшая ее пилястра была удалена75.
Итак, подводя итог нашим рассуждениям, можно сказать, что рассмотренные в данной статье фресковые иконы в церкви Богородицы Левишки, с одной стороны, могли быть повторением особо почитаемых икон, возможно хранившихся в самой Левишке либо в соборе Богоматери Перивлепты в Охриде, или в Кафоликоне монастыря Хиландар; с другой стороны, они имели функцию покаянных образов, к которым обращались люди с сокровенной молитвой и просили об отпущении грехов. Это могли быть индивидуальные моленные фресковые иконы, заказанные богатыми горожанами Призрена, что было характерно для византийских городских соборов, как мы видели на примере церкви Св. Стефана в Кастории. Вместе с тем, иконы, представленные на столбах, являясь, с одной стороны, единоличными изображениями, с другой стороны, были включены в иконографические мини-программы: «Христос и святые жены», «Богоматерь и святые воины». Наконец, очевиден акцент на образе Богородицы, которая представлена в Левишке неоднократно, в различных иконографических типах, с преобладающим типом «Перивлепты», как покровительница главной церкви города Призрена и помощница короля Милутина в военных походах и в деле укрепления Сербского государства. Учитывая многослойность значений рассмотренных изображений, все же выделим функцию индивидуального моленного образа как преобладающую для данных фресковых икон.
Ключевые слова: фресковая икона, церковь Богородицы Левишки в Призре-не, Богоматерь Скоропослушница (Горгоепикос), Перивлепта, сербский король Милутин, собор Софии Константинопольской, церковь Св. Георгия в Старо-Нагоричино, церковь Св. Стефана в Кастории, церковь Св. Георгия (Оморфи Экклесия) в Галатци.
74 Фреска находится над саркофагом архиепископа Даниила II, в северо-западном углу церкви. Сохранилась надпись, сопровождающая изображение: «Богородица со Христом кормит сиромашных и нищих». Богоматерь восседает на троне и держит корзинку, а Христос раздает хлеб пяти нищим (ПеЬка Патрщаршща. Jугословенска ревща. Београд, 1990. Ил. 103. С. 150-151).
75 НенадовиН С. Богородица Левишка. йен постанак и нено место у архитектури Милу-тиновог времена. Београд, 1963. С. 41, 237-238. Сл. 22, 130-131.
Praying Images of the Savior and the Virgin in the Paintings of the Church of Our Lady Levishka in Prizren
by E. Semenova
The paintings of the church of Our Lady Levishka in Prizren (1307—1313) contain a number of fresco icons which represent the Virgin and Child, and the single figures of the Savior. These images are situated in the naos and the nartex of the cathedral, and are not related to the altar. The icons of the Virgin like Gorgoepikos and the Virgin «Helping Christians», as well as the others without inscription, are related to the iconographic type of Perivleptos. The icon of Christ «The Protector of Prizren» opens the series of images of the Savior, situated on the pillars. In this article we propose the interpretation of these fresco icons based on the logic of their arrangement in the cathedral. They could be the fresco copies of the particularly honored icons, as well as the penitential images ordered by the rich citizens of Prizren for a private prayer.
Keywords: fresco icon, Church of Our Lady Levishka in Prizren, the Virgin Gorgoepikos, the Virgin Perivleptos; the Serbian king Milutin, Cathedral of St. Sophie in Constantinople, Church of St. Georges in Staro-Nagorichino, Church of St. Stephen in Kastoria, Church of St. Georges (Omorphi Ekklesia) in Galatsi.