Дальнего Востока по развитию, возникает проблема, данного проекта на официальных юридических ресурсах нет. Есть лишь несколько статей на официальном сайте Минвостокразвития. Для решения данной проблемы данный орган должен сделать его в открытом доступе.
Проблемы организационного характера вызывают сомнения, в том, что упрощенный визовый режим свободного порта Владивосток организован как нормативной базой, так и организационной. Пути их решения будут эффективны только в том случае, если законодатель более скрупулёзно и тщательно будет контролировать органы, за которыми были закреплены полномочия по развитию Свободного порта Владивосток.
Литература
1. О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О свободном порте Владивосток»: Федер. закон от 13 июля 2015 г. № 213 -ФЗ. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Минвостокразвития внесло в Правительство России предложение об упрощенном визовом режиме в Свободном порте Владивосток. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://minvostokrazvitia.ru/press-cmter/news_mmтоstok/?ELEMENT_ГО=4011&sphrase_id=30908/ (дата обращения: 27.06.2016).
3. Разъяснения по поводу реализации меры по упрощенному визовому режиму Свободного порта Владивосток. [Электронный ресурс]. Режим доступ:http://primamedia.ru/news/socity/10.12.2015/478548/ vosmidnevnogo-uproschennogo-vizovogo-rezhima-dostatochno-dlya-spv—deputat-zs-pk.html/ (дата обращения: 27.06.2016).
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Китайской Народной Республикой о взаимной отмене визовых требований: соглашение от 29.08.2011 №1484-р. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Республике Корея о взаимной отмене визовых требований: соглашение от 16.09.2013 №1656-р. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Монархия как форма правления в Великобритании: история и перспективы развития Миронова Е. А.
Миронова Екатерина Александровна /Mironova Ekaterina Alexandrovna - студент, юридический факультет,
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск
Аннотация: в данной статье рассмотрены основные этапы истории института монархии в Великобритании. Дана оценка перспективам развития данного института.
Ключевые слова: форма государства, форма правления, монархия, абсолютная монархия, ограниченная монархия, дуалистическая монархия, конституционная монархия, парламентская монархия, монарх.
21 апреля королеве Великобритании Елизавете II исполнилось 90 лет. Событие отмечалось с грандиозным размахом, поскольку королева является самым долгоправящим монархом. Однако это стало еще одним поводом высказаться для противников монархии. В частности, лидер антимонархической организации «Republic» Грэм Смит высказался о возможности проведения референдума для определения дальнейшей судьбы монархии, поскольку, по его словам, после смерти королевы для общества настанет переломный момент, и появится возможность для смены формы правления. Форма правления как элемент формы государства обладает устойчивостью, сомнительно, что консервативные в этом вопросе британцы согласятся на упразднение монархии.
Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства. Основными формами правления, которые существовали в разные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они приобрели абстрактное значение, но в каждую эпоху, применительно к каждому государству всегда одевались в конкретные одежды. Самыми распространёнными видами монархий являются абсолютная и ограниченная. Абсолютная монархия характеризуется юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной и духовной власти в руках монарха. Основной признак абсолютной
монархической формы правления - отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха.
Ограниченная монархия. Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях - дуалистической и парламентарной (в эпоху капитализма). Конституционная монархия, как интересующая нас форма правления Великобритании, возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом, при этом монарх не вправе её изменить [1, с. 493].
Парламентарная монархия - более прогрессивный вид конституционной монархии. Он характеризуется тем, что монарх номинально выполняет свои функции. В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство формируется парламентом из представителей определённых партий, получивших большинство голосов на выборах, и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична. И это объясняет то, что даже если конституция наделяет его большими полномочиями, он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров [2, с. 148].
Монархия - многовековая форма правления в Великобритании, которая прошла эволюцию от абсолютной до конституционной и смогла устоять при различных исторических событиях. Истоки конституционной монархии можно увидеть в воцарении династии Стюартов, а катализатором являлась Английская революция (1640-1660 гг.) как наиболее типичный фактор смены государственного строя в целом. Поводом к революции послужил конфликт между королем и парламентом, сущность которого заключалась в том, кто же является носителем верховной государственной власти - король, как это было раньше, или парламент, который к этому времени начал осознавать себя выразителем народного суверенитета. Трудноразрешимый конфликт привел в 1642 г. к гражданской войне, победителем из которой вышел парламент, точнее, его армия. Однако, что типично для революционных переворотов, новый государственный порядок, столь решительно отличавшийся от предшествующего, традиционного, оказался неустойчивым. Уже в 1660 г. была реставрирована монархия в лице Карла II Стюарта [3, с. 41-42], поскольку большинство англичан устало от революции, стремилось к стабильности, залогом которой считали восстановление власти законной династии. Формально Реставрация Стюартов привела к восстановлению дореволюционного режима, однако на деле в нем произошли серьезные перемены: для короля были свежи события революции, и, опасаясь за свою жизнь, он не предпринимал действий по увеличению своих полномочий до прежнего уровня, а парламент, наоборот, постепенно расширял свои права.
«Славная революция» 1688 г., сменившая правящую династию, и привела к новым переменам в политическом строе Англии - установлению дуалистической монархии (XVIII - начало XIX века). Вильгельм и Мария правили, в сущности, как приглашенные монархи, поэтому им было трудно оспаривать права парламента, от которого они получили власть. Новый политический порядок был закреплен в Билле о правах 1689 г. [4, с. 165-166]. В это время парламент ограничивает административные полномочия монарха. Великобритания XVIII - начала XIX века была далека от стандартов современного демократического государства во многом из-за недоступности власти. Данные проблемы были решены проведением ряда избирательных реформ, которые «приблизили» народ к парламенту, дав первому реальную возможность влиять на второй.
Избирательные реформы XIX века способствовали переходу от дуалистической монархии к парламентской монархии. Реформы привели к постепенному превращению Палаты общин из элитарного клуба джентльменов в действительный орган народного представительства, что заметно повысило его статус.
В XX веке была завершена демократизация избирательного права, которое действительно превращается во всеобщее. Неожиданным следствием вовлечения в политическую жизнь практически всего взрослого населения страны стал упадок парламента, перераспределение политического влияния между ним и кабинетом министров в пользу последнего.
В целом можно отметить, что за почти четыре столетия происшедшие государственно-политические перемены установили более тесную связь между правительством, олицетворяющим определенную политическую партию и ее программу, и населением.
Что же касаемо монархии, то английский юрист С. Лоу заметил, что «король в Англии представляет собой фикцию. Монарх, являющийся наследственным и формальным главою парламентской демократии, имеет много атрибутов и привилегий величайшей важности. Но он не обладает теми
огромными силами, которые формально приписываются ему. Эти силы принадлежат тому удобному миру, который называется Короной, но который мог бы называться и нацией, и народной волей, и именем всякой иной подходящей абстракции» [5, с. 219].
В многовековой английской истории многократно менялись династии и их названия. Однако сам институт наследственной монархии неизменен вот уже более одиннадцати столетий (с 829 г.). Именно существование института монархии в Великобритании способствует сохранению государственного единства, несмотря на то, что в стране реально существует опасность распада его на самостоятельные государства. Поэтому идея отказа от монархической формы правления является неразумной и высказана лишь для привлечения внимания к программе антимонархической организации «Republic».
Литература
1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник. / А. Б. Венгеров. СПб., 2008. 593 с.
2. ЧудаковМ. Ф. Конституционное право зарубежных стран. / М. Ф. Чудаков. Минск, 2008. 348 с.
3. История буржуазного государства и права (1640-1917) / Под ред. З. М. Черниловского. М., 1964. 412 с.
4. Черниловский З. М.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стан / З. М. Черниловский. М., 1984. 265 с.
5. Лоу С. Государственный строй Англии / С. Лоу. СПб., 1908. 289 с.