3. Ерохин В.С. Симулякр: сущность и значение // 7. Актуальные вопросы развития науки: сборник
статей Международной научно-практической 8.
конференции: в 6 ч. / Отв. ред. А.А. Сукиа-
сян. — 2014. — С. 210-214. 9.
4. Лазарев В.В. Толкование права: классика, модерн, постмодерн // Журнал российского права. — 2016. — № 8 (236). — С. 15-28.
5. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: 10. Алетейя, 1998. — 160 с.
6. Равочкин Н.Н. Раскрытие сущности права через обращение к современным социально-философским концепциям // Эпомен. — 2019. — № 31. — С. 64-71.
Фуко М. Археология знаний. — К.: Ника-Центр, 1996. — 208 с.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — СПб., A-cad, 1994. — 408 с. Чернышов А.Г. Современное российское общество в поисках идеологии развития и элиты // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. — 2012. — Т. 12. — № 2. — С. 75-79. Черняк НА. Легитимация знания и трансцендентальная философия // Вестник Омского университета. — 2018. — Т. 23. — № 2. — С. 94-98.
УДК 93/94
ВА. Тулянов,
старший преподаватель кафедры «ГД и КТ», НАНО ВО «ИМЦ», Москва
МОЛОДЫЕ КАЗАКИ ЮГА РОССИИ И ИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
VA. Tulanov,
senior lecturer of the Department «DG and CT»,
«IWC», Moscow E-mail: v.tulyanov@mail.ru
YOUNG COSSACKS OF SOUTHERN RUSSIA AND THEIR SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION.
Аннотация. В статье рассматриваются процессы возрождения казачества России через их нравственно-духовное воспитание. Ключевые слова: казачество, духовность, нравственность, Россия, будущее.
Abstract. The article deals with the processes of revival of the Russian Cossacks through their moral and
spiritual education. Key words: cossacks, spirituality, morality, Russia, the future.
История казачества связана со служением России. Казаки всегда были-государственными людьми, воинами, тружениками, самоотверженно защища-ющимиинтересы Отечества, родную землю, веру предков. Многие столетия Россия укрепляласьказачьей верой, доблестью и славой, воинским и трудовым служением.
Возрождение духовной нравственности это сложный процесс. На ее формировани-евлияют и социальная среда, и целенаправленное воздействие общества. Эффектив-ностьрешения всех этих проблем кроется, на наш взгляд, не столько в содержании
обучения, сколько в качественном воспитании, ядром которого должны стать, по мнению ученых, национальные и общечеловеческие ценности, помогающие человеку воспитать в себе духовно-нравственные качества и прийти к усвоению общечеловеческих ценностей в поликультурном мире [3, с. 82-90; 6; 7].
Начало становления систематического образования у казаков Юга России бы-лосвязано с общей реформой образования в России, предпринятой императрицей-Екатериной II в конце ХУШ века, а затем с реформой российского образования
приимператоре Александре I в 1804 году. Главным результатом предпринятыхпре-образований стала преемственность, как бы мы сказали сейчас, начальной и основной ступеней общего образования, — приходских и уездных училищ и гимназий на Дону и Кубани [6-9].
Благодаря такому тесному сотрудничеству Церкви и государства, активнойзаин-тересованности представителей казачьей интеллигенции в сохранении самобытной-культуры. Казачество Юга России к началу XX века имело хорошо организованнуюси-стему образования, включающую казачий региональный компонент, ориентирован-нуюна военно-патриотическое и православное воспитание. В этот период возникают и первыеспециализированные высшие учебные заведения. [5, с. 341-355; 8; 9].
В настоящее время, в режиме максимального государственногоблагопри-ятствования возрождению самобытных традиций казачества, недостаточно лишь-заявлять верность славному прошлому и говорить о необходимости восстановлени-ятрадиций. Нужны конкретные практические шаги по подготовке учителей, раз-работкеучебно-методического обеспечения для образовательных организаций с казачьей спецификой [6-9].
Таким образом, в научной литературе имеется достаточно широкое основание для решения проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы. Вместе с тем концептуальные идеи духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе усвоения традиций казачества ЮжногоУрала в новых социальных условиях остаются малоизученными. Возникает необходимость поиска педагогических условий для использования традиций казачества Южного Урала в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Казаки — значительная, хорошо организованная этносоциальная общность. Втрадициях, идеологии, образе жизни казачества совмещаются важнейшие наци-ональныеприоритеты: производительная продуктивная экономическая деятельность, основанная наличном и коллективном качественном производительном труде; защита Отечества иправопорядка; активное и ответственное гражданское
поведение; сохранение ивоспроизводство духовного и культурного наследия; обще-ственноесамоуправление; укрепление традиционной семьи. Эти качества общественной жизни, присущие казачьей семье и общине, в современных условиях могли бы стать значимымимоделями социального поведения, успешной и свободной деятельности, конструктивного жизнеустроения для всего общества [6-9].
Культура казачества — это культура пограничья. Многие века казаки расширяли иохраняли границы России. Традиционная культура сформировала у казаков способностьжить, трудиться, сохранять себя и Россию в условиях враждебного окружения. [4, с. 201-223; 8; 9]
Сегодня основная опасность для страны — это коррупция, безответственность, гражданская апатия, потребительство как образ жизни, эгоизм, аморальность. Рос-сиявнутри себя разделена.
Возрождение казачества, связанное с возрождением России и Православной Веры- небыстрый и непростой исторический процесс. Сделано немало и многое еще предстоитсовершить для создания казачьей экономики. Среди многих дел, совершаемых во благоказачества и Отечества, одно более других содействует духовному возрождению иприближает казаков, других православных людей к Богу — воспитание детей [4, с. 201-223; 6; 7]. В научной литературе имеется достаточно широкое основание для решения проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Вместе с тем концептуальные идеи духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе усвоения традиций казачества Южного Урала в новых социальных условиях остаются малоизученными [6; 7].
Казачество Южного Урала было поликультурным и многонациональным-сословием. Представители разных национальностей и конфессий жили в дружбе,соблюдали традиции казаков. На первый план выходила не только защита границ, но иповседневный мирный труд, любовь к земле. В традициях казачества Южного Ураланаряду с уважением к людям других национальностей, терпимостью к инакомыслию, любовью к родному
Том 10 № 4 (25) 2019
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
23
очагу, к старшим заложено стремление к знаниям, образованности: обучаясь в кадетских казачьих корпусах и школах, молодое поколение повышало свой культурный уровень [1, с. 140-159; 8; 9].
Возрождение казачества имеет конкретный, близкий и понятный каждому казакусмысл в воспитании православного кадета. Православные кадеты — это будущее казачества. Как они воспитаны, таким и быть казачеству. В процессе их духовно-нравственного развития в реальном времени, сегодня и ежедневно происходит духовноевозрождение казачества, укрепление казачьего духа. Воспитание это забота о будущем [6-9].
Но и большое значение оно имеет для настоящего. Для создания современной системывоспитания и социализации кадет предстоит потрудиться немало: возродить в новыхусловиях экономические основы казачьей жизни, казачье самоуправление, православнуюказачью духовность, вернуть былое уважение к казачеству [2, с. 61; 8; 9].
Список литературы
1. Бажанов ЕА. Казаки. Истоки традиций // Москва. — 2010. — № 2. — С. 140-167.
2. Дзюбан В.В. Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи // Вестник КГУ им Н.А. Некрасова. Культурология. Искусствоведение. — 2012. — № 2. — С.60-64.
3. Казачество в истории России: Материалы все-росс. науч.-практ. конф. (3-4 окт. 2007 г., Москва). — М.: Аспект, 2007. — 254 с.
4. Казачество: энциклопедия / Редкол.: А.П. Федотов [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 396 с.
5. Щербина ФА. История Кубанского казачьего войска. Т. I (История края). Репринтное издание. Екатеринодар: «Печатник», 1913. — 729 с.
6. Дзюбан В.В. Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. — 2012. — Т. 18. — № 2. — С. 60-64.
7. Дзюбан В.В. Особенности казачества как субкультуры // Вопросы культурологии. — 2012. — № 12. — С. 67-70.
8. Дзюбан В.В., Трифанков Я.Ю., Киселёв СА, Трифанков Ю.Т. История и культура казачества брянского региона и сопредельных территорий. / Под ред. И.А. Едошиной. — Брянск: Изд-во БГТУ, 2012.
9. Дзюбан В.В. Интеграция традиций и обычаев казачества в субкультуре. — Брянск, 2013.