Научная статья на тему 'МОЛОДЫЕ КАЗАКИ ЮГА РОССИИ И ИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ'

МОЛОДЫЕ КАЗАКИ ЮГА РОССИИ И ИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / РОССИЯ / БУДУЩЕЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тулянов В.А.

В статье рассматриваются процессы возрождения казачества России через их нравственно-духовное воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тулянов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG COSSACKS OF SOUTHERN RUSSIA AND THEIR SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

The article deals with the processes of revival of the Russian Cossacks through their moral and spiritual education.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЫЕ КАЗАКИ ЮГА РОССИИ И ИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»

3. Ерохин В.С. Симулякр: сущность и значение // 7. Актуальные вопросы развития науки: сборник

статей Международной научно-практической 8.

конференции: в 6 ч. / Отв. ред. А.А. Сукиа-

сян. — 2014. — С. 210-214. 9.

4. Лазарев В.В. Толкование права: классика, модерн, постмодерн // Журнал российского права. — 2016. — № 8 (236). — С. 15-28.

5. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: 10. Алетейя, 1998. — 160 с.

6. Равочкин Н.Н. Раскрытие сущности права через обращение к современным социально-философским концепциям // Эпомен. — 2019. — № 31. — С. 64-71.

Фуко М. Археология знаний. — К.: Ника-Центр, 1996. — 208 с.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — СПб., A-cad, 1994. — 408 с. Чернышов А.Г. Современное российское общество в поисках идеологии развития и элиты // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. — 2012. — Т. 12. — № 2. — С. 75-79. Черняк НА. Легитимация знания и трансцендентальная философия // Вестник Омского университета. — 2018. — Т. 23. — № 2. — С. 94-98.

УДК 93/94

ВА. Тулянов,

старший преподаватель кафедры «ГД и КТ», НАНО ВО «ИМЦ», Москва

МОЛОДЫЕ КАЗАКИ ЮГА РОССИИ И ИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

VA. Tulanov,

senior lecturer of the Department «DG and CT»,

«IWC», Moscow E-mail: v.tulyanov@mail.ru

YOUNG COSSACKS OF SOUTHERN RUSSIA AND THEIR SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION.

Аннотация. В статье рассматриваются процессы возрождения казачества России через их нравственно-духовное воспитание. Ключевые слова: казачество, духовность, нравственность, Россия, будущее.

Abstract. The article deals with the processes of revival of the Russian Cossacks through their moral and

spiritual education. Key words: cossacks, spirituality, morality, Russia, the future.

История казачества связана со служением России. Казаки всегда были-государственными людьми, воинами, тружениками, самоотверженно защища-ющимиинтересы Отечества, родную землю, веру предков. Многие столетия Россия укрепляласьказачьей верой, доблестью и славой, воинским и трудовым служением.

Возрождение духовной нравственности это сложный процесс. На ее формировани-евлияют и социальная среда, и целенаправленное воздействие общества. Эффектив-ностьрешения всех этих проблем кроется, на наш взгляд, не столько в содержании

обучения, сколько в качественном воспитании, ядром которого должны стать, по мнению ученых, национальные и общечеловеческие ценности, помогающие человеку воспитать в себе духовно-нравственные качества и прийти к усвоению общечеловеческих ценностей в поликультурном мире [3, с. 82-90; 6; 7].

Начало становления систематического образования у казаков Юга России бы-лосвязано с общей реформой образования в России, предпринятой императрицей-Екатериной II в конце ХУШ века, а затем с реформой российского образования

приимператоре Александре I в 1804 году. Главным результатом предпринятыхпре-образований стала преемственность, как бы мы сказали сейчас, начальной и основной ступеней общего образования, — приходских и уездных училищ и гимназий на Дону и Кубани [6-9].

Благодаря такому тесному сотрудничеству Церкви и государства, активнойзаин-тересованности представителей казачьей интеллигенции в сохранении самобытной-культуры. Казачество Юга России к началу XX века имело хорошо организованнуюси-стему образования, включающую казачий региональный компонент, ориентирован-нуюна военно-патриотическое и православное воспитание. В этот период возникают и первыеспециализированные высшие учебные заведения. [5, с. 341-355; 8; 9].

В настоящее время, в режиме максимального государственногоблагопри-ятствования возрождению самобытных традиций казачества, недостаточно лишь-заявлять верность славному прошлому и говорить о необходимости восстановлени-ятрадиций. Нужны конкретные практические шаги по подготовке учителей, раз-работкеучебно-методического обеспечения для образовательных организаций с казачьей спецификой [6-9].

Таким образом, в научной литературе имеется достаточно широкое основание для решения проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы. Вместе с тем концептуальные идеи духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе усвоения традиций казачества ЮжногоУрала в новых социальных условиях остаются малоизученными. Возникает необходимость поиска педагогических условий для использования традиций казачества Южного Урала в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Казаки — значительная, хорошо организованная этносоциальная общность. Втрадициях, идеологии, образе жизни казачества совмещаются важнейшие наци-ональныеприоритеты: производительная продуктивная экономическая деятельность, основанная наличном и коллективном качественном производительном труде; защита Отечества иправопорядка; активное и ответственное гражданское

поведение; сохранение ивоспроизводство духовного и культурного наследия; обще-ственноесамоуправление; укрепление традиционной семьи. Эти качества общественной жизни, присущие казачьей семье и общине, в современных условиях могли бы стать значимымимоделями социального поведения, успешной и свободной деятельности, конструктивного жизнеустроения для всего общества [6-9].

Культура казачества — это культура пограничья. Многие века казаки расширяли иохраняли границы России. Традиционная культура сформировала у казаков способностьжить, трудиться, сохранять себя и Россию в условиях враждебного окружения. [4, с. 201-223; 8; 9]

Сегодня основная опасность для страны — это коррупция, безответственность, гражданская апатия, потребительство как образ жизни, эгоизм, аморальность. Рос-сиявнутри себя разделена.

Возрождение казачества, связанное с возрождением России и Православной Веры- небыстрый и непростой исторический процесс. Сделано немало и многое еще предстоитсовершить для создания казачьей экономики. Среди многих дел, совершаемых во благоказачества и Отечества, одно более других содействует духовному возрождению иприближает казаков, других православных людей к Богу — воспитание детей [4, с. 201-223; 6; 7]. В научной литературе имеется достаточно широкое основание для решения проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы.

Вместе с тем концептуальные идеи духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе усвоения традиций казачества Южного Урала в новых социальных условиях остаются малоизученными [6; 7].

Казачество Южного Урала было поликультурным и многонациональным-сословием. Представители разных национальностей и конфессий жили в дружбе,соблюдали традиции казаков. На первый план выходила не только защита границ, но иповседневный мирный труд, любовь к земле. В традициях казачества Южного Ураланаряду с уважением к людям других национальностей, терпимостью к инакомыслию, любовью к родному

Том 10 № 4 (25) 2019

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

23

очагу, к старшим заложено стремление к знаниям, образованности: обучаясь в кадетских казачьих корпусах и школах, молодое поколение повышало свой культурный уровень [1, с. 140-159; 8; 9].

Возрождение казачества имеет конкретный, близкий и понятный каждому казакусмысл в воспитании православного кадета. Православные кадеты — это будущее казачества. Как они воспитаны, таким и быть казачеству. В процессе их духовно-нравственного развития в реальном времени, сегодня и ежедневно происходит духовноевозрождение казачества, укрепление казачьего духа. Воспитание это забота о будущем [6-9].

Но и большое значение оно имеет для настоящего. Для создания современной системывоспитания и социализации кадет предстоит потрудиться немало: возродить в новыхусловиях экономические основы казачьей жизни, казачье самоуправление, православнуюказачью духовность, вернуть былое уважение к казачеству [2, с. 61; 8; 9].

Список литературы

1. Бажанов ЕА. Казаки. Истоки традиций // Москва. — 2010. — № 2. — С. 140-167.

2. Дзюбан В.В. Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи // Вестник КГУ им Н.А. Некрасова. Культурология. Искусствоведение. — 2012. — № 2. — С.60-64.

3. Казачество в истории России: Материалы все-росс. науч.-практ. конф. (3-4 окт. 2007 г., Москва). — М.: Аспект, 2007. — 254 с.

4. Казачество: энциклопедия / Редкол.: А.П. Федотов [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 396 с.

5. Щербина ФА. История Кубанского казачьего войска. Т. I (История края). Репринтное издание. Екатеринодар: «Печатник», 1913. — 729 с.

6. Дзюбан В.В. Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. — 2012. — Т. 18. — № 2. — С. 60-64.

7. Дзюбан В.В. Особенности казачества как субкультуры // Вопросы культурологии. — 2012. — № 12. — С. 67-70.

8. Дзюбан В.В., Трифанков Я.Ю., Киселёв СА, Трифанков Ю.Т. История и культура казачества брянского региона и сопредельных территорий. / Под ред. И.А. Едошиной. — Брянск: Изд-во БГТУ, 2012.

9. Дзюбан В.В. Интеграция традиций и обычаев казачества в субкультуре. — Брянск, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.