УДК 377.1
ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА «КАЗАЧЬЕГО» ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ РОССИИ Е.В. БОРИСОВА, Е.В. РАШИДОВА
(Донской государственный технический университет)
Проанализированы процессы возрождения казачества в России. Рассмотрено функциональное назначение регионального казачьего компонента. Приведены особенности воспитания личности на основе казачьей культуры. Предложена модель всероссийского единого казачьего портала, реализованная в виде социальной сети.
Ключевые слова: казачество, казачий компонент, социальная сеть, казачий портал.
Введение. В последние годы тема возрождения казачества стала объектом пристального внимания государства, ученых-историков, общественности. Процесс возрождения казачества начался с создания региональных, общероссийских и всемирных объединений, историко-культурных и военно-патриотических казачьих обществ. Интерес к вопросу о значимости казачества в современном обществе проявляется на всех уровнях государственной власти. Он напрямую связан с проблемами воспитания молодого поколения в духе патриотизма, активной гражданской позиции.
В целях реализации Концепции государственной политики в отношении российского казачества был образован Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 12 января 2009 г., для решения вопросов возрождения казачества и объединения казачьих обществ [1].
Создание постоянных комиссий Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества позволяет контролировать организацию государственной и иной службы российского казачества, становление и развитие экономической базы казачьих обществ, участие казачьих обществ в реализации национальных проектов, государственных целевых и ведомственных программ.
«Казачье» образование в Ростовской области. В настоящее время приоритетным направлением государственной политики является развитие системы казачьего кадетского образования в условиях самобытной казачьей культуры, основанной на военно-патриотическом, духовнонравственном и физическом воспитании молодежи. Образование с казачьим уклоном является перспективным в решении этнического вопроса воспитания высоких духовных, моральнонравственных, служебно-деловых качеств и патриотического духа молодежи в современном обществе.
В частности, в Ростовской области ведется работа по созданию системы казачьих кадетских образовательных учреждений. Подготовка в них осуществляется в контексте особенностей Донской культуры, традиций и обычаев Донского казачества. Этот интерес напрямую связан с проблемой воспитания молодежи, подготовленной интеллектуально, физически, морально и духовно к современной жизни.
В Ростовской области действует долгосрочная целевая программа поддержки казачьих обществ на 2007-2013 гг., утвержденная Областным законом от 18 сентября 2006 г. №537-ЗС, направленная на «формирование целостной образовательной и воспитательной системы из казачьих кадетских образовательных учреждений, а также из образовательных учреждений, использующих в учебно-воспитательном процессе культурно-исторические традиции и региональные особенности Донского края» [2]. Среди основных задач программы в области образования
можно выделить: увеличение числа казачьих образовательных учреждений; укрепление их материально-технической базы; приобщение молодежи к культуре и спорту.
Стоит отметить и проект «Казачьи кадетские корпуса Дона», ставший победителем в области образования на межрегиональной конференции «Развитие Юга России» (Волгоград, 6 мая 2011 г.). В рамках проекта успешно развивается система казачьего образования, включающая в себя 170 учреждений. Среди них казачьи кадетские корпуса, казачьи кадетские профессиональные училища, муниципальные казачьи общеобразовательные школы, казачий детский дом, казачьи центры дополнительного образования, казачьи детские сады. Решается вопрос о строительстве новых казачьих образовательных учреждений с 2015 г. Социальная значимость проекта заключается в том, чтобы обеспечить сирот и детей из неполноценных семей возможностью получения достойного образования на льготных условиях.
«Казачье» образование как региональный компонент НПО. Активно развивается опыт внедрения кадетского компонента в систему начального профессионального образования (НПО). Начиная с 2006 г. казачьими стали профессиональные училища во многих районах области. Актуальность таких учреждений обусловлена приобретением не только нравственных и эстетических качеств во время обучения, но и профессиональной ориентации к государственной службе, на военном и гражданском поприще. Наряду с этим встает вопрос об интеграции образовательных программ НПО и особенностей регионального этнического компонента, связанных с использованием культурно-исторических традиций казачества.
Структура регионального компонента Государственного стандарта НПО включает нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, объем учебной нагрузки по освоению регионального компонента, а также требования к уровню подготовки выпускников. Для учреждений НПО, имеющих статус «казачьи», понятие «региональный компонент» связано с организацией образовательного процесса в соответствии с казачьими традициями, казачьим укладом жизни, а также с внедрением в учебные планы элементов культуры и этнических особенностей казачества. Функциональное назначение регионального казачьего компонента Донского края: объединение обучающихся посредством удовлетворения их общих личностных смыслов - интереса к казачеству через единство образовательного пространства Ростовской области; преемственность региональных этнических программ на разных ступенях образования; воспитание обучающихся в духе патриотизма, лучших казачьих традиций; казачий компонент - как мотивационная основа процесса обучения.
Казачий компонент в образовательных учреждениях Ростовской области призван:
- способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя России, казачьего сообщества, носителя и созидателя социальных и культурных ценностей и традиций Донского края, активного участника социально-экономического, общественнополитического и культурного развития в целом, выступающего с активной жизненной позицией, основанной на патриотизме, толерантности, традиционных семейных и трудовых ценностях, высоком авторитете воинской службы;
- гарантировать право на получение обучающимися и воспитанниками нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Ростовской области; усилить федеральный компонент государственного стандарта образования за счет обогащения его содержания региональной составляющей;
- повысить статус «казачьего» образования как фактора сохранения и развития самобытности Донского края, возрождения и развития казачества;
- обеспечить условия для координации всех участников образовательного процесса в реализации целей по возрождению казачества, указанных в Областной целевой программе поддержки казачьих обществ.
Содержание регионального казачьего компонента ориентируется на реализацию задач преподавания в поликультурном контексте, на создание условий для осмысления воспитанниками событий и явлений региональных, российских и глобальных тенденций, на осознание учащимися общности судеб народов, населяющих Ростовскую область и юг России.
Содержательная сторона регионального казачьего компонента такова, что позволяет говорить о его междисциплинарном характере. На его основе могут быть разработаны образовательные программы, способные наполнить образовательный процесс широким спектром гуманитарных, художественно-эстетических, естественнонаучных, профильных направлений. Реализация регионального казачьего компонента в учреждениях НПО предусматривает приобретение обучающимися следующих компетенций:
- профессиональной - приобретение необходимых профессиональных знаний и умений, закладывающих основу для успешной трудовой деятельности, обеспечение возможности для самореализации, самоутверждения и социализации;
- культурологической -овладение знаниями национальных культур народов Южного федерального округа, в том числе донского казачества, готовность к активной общественной жизни в родном крае.
Среди множества задач по возрождению казачества одной из главных является воспитание личности самого казака. В идеале личность казака представляет собой образ высокообразованного, патриотически воспитанного человека, носителя высоких духовных и деловых качеств, традиционно предназначенного служению своему Отечеству на военном и гражданском поприще. В связи с этим основу содержания воспитания в казачьем кадетском образовательном учреждении должны составлять следующие приоритетные духовно-нравственные принципы: патриотизм, гражданственность, толерантность, духовность, гуманизм и нравственность.
Ориентация на патриотические ценности предполагает воспитание у подрастающего поколения преданности своему Отечеству, гордости за свою страну, ответственности за ее судьбу. Формирование гражданственности предусматривает осознание казаком себя как части общества, от которого в полной мере зависит дальнейшее развитие и процветание этого общества. Поэтому важно развивать у молодежи интерес к жизни страны, ее проблемам и успехам, создать условия для проявления активной гражданской позиции.
Воспитание толерантности является залогом благоприятного развития многонационального общества, готового к достижению качественно новых результатов совместно и в интересах каждого в отдельности. Толерантность есть фактор единения, сводящий к минимуму межнациональные и межрелигиозные разногласия.
Признание в качестве приоритета воспитательной деятельности гуманизма и нравственности предполагает формирование у молодых людей гуманистических взглядов, чувства справедливости, собственного достоинства, нравственной чистоты, взаимовыручки.
Особое место в воспитании кадет занимает духовное и физическое развитие. Обучение направлено на укрепление и развитие нравственных норм поведения, основанных на православных ценностях и казачьих традициях, на внутренней установке личности жить по вере, закону и совести. Невозможно развивать патриотические чувства, не развивая казака духовно. Казачий патриотизм заключается в истинной любви к своему Отечеству, готовности жертвовать своим временем, силами и даже отдать жизнь за родину, за веру, друзей и свою семью. Казачья культура основана на православной вере, но вместе с тем и на гуманном отношении к представителям других вероисповеданий. Духовное воспитание кадет дает четкое представление о понятиях добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; правильное понимание значения православных идеалов в жизни человека. Главная задача духовного развития состоит в том, чтобы
воспитать у кадет глубокую искреннюю веру, которая станет основой их внутреннего мировоззрения и жизни в обществе [3].
Физическое воспитание предполагает формирование у кадет ценностного отношения к собственному здоровью, осознание необходимости вести здоровый образ жизни, организацию деятельности по сохранению и укреплению нравственного, психического здоровья и физического совершенствования.
Проектирование информационно-педагогической среды «казачьего» образования.
Направленность и содержание воспитания, а также социализация обучающихся в кадетских казачьих образовательных учреждениях осуществляется не только в рамках общих задач возрождения казачества, но и связана с вопросами модернизации современной России, информатизации образования, существования человека в информационном обществе. В связи с этим современное «казачье» образование должно уделять особое внимание развитию информационной культуры обучающихся. Роль этого аспекта нельзя недооценивать, так как в настоящее время совокупность информационных потоков вокруг каждого человека настолько велика и разнообразна, что требует от него определенных знаний об информационной среде и умений ориентироваться в информационном обществе, иначе невозможна адаптация к условиям современной жизни [4].
Развитие информационных технологий связано с появлением новых форм коммуникаций, способов информационного обмена в современном обществе. Здесь особенно важна роль глобальных сетей, интернета как средства организации межличностных и межгрупповых сообществ. Наиболее популярными и актуальными инструментами информационно-образовательной коммуникации становятся социальные сети, представляющие собой интерактивный многопользовательский интернет-канал, содержание которого наполняется самими участниками сети. Социальный портал представляет собой автоматизированную среду, позволяющую группам пользователей, объединенных общим интересом, не только общаться и обмениваться информацией, но и использовать возможности сети в образовательных целях или как средство обмена опытом. Поэтому в последнее время стали появляться образовательные и научные социальные сети. Преимуществами использования таких виртуальных сетей являются: общение с людьми, географически удаленными друг от друга; стремление людей к самообучению и повышению своего профессионального уровня; возможность обмена информацией между единомышленниками, специалистами в интересующей области знаний; получение коллективного знания [5].
Ссылки в интернете: kazak-history.ru, www.kazakdona.ru,orenkazak.ru, www.kazaki-edinstvo.ru, elan-kazak.ru, kazaki-ew.narod.ru, www.kazakural.ru и некоторые другие демонстрируют интерес к теме казачества и наводят на мысль о создании единого российского портала казачества, подчиненного не только интересам многочисленных пользователей, но и отвечающего государственной политике в сфере казачества. Таким образом, эффективным средством реализации регионального казачьего компонента будет создание социальной сети, которая объединяет сообщество людей, заинтересованных в возрождении казачества, и формирует единую информационно-педагогическую среду «казачьего» образования. Участниками такой сети могут быть обучающиеся и преподаватели образовательных учреждений, члены казачьих обществ, административные учреждения по делам казачества и все, кто интересуется данной тематикой. Практическая реализация заключается в создании информационной системы, структура которой полностью отражает интересы объединения пользователей. Успех социальной сети зависит от многих факторов, среди которых: платформа разработки, надежность и доступность серверов, удобство использования, дизайн и эргономичность, рубрикатор [6].
Проектирование информационно-педагогической среды предполагает построение модели, структура которой содержит следующие основные разделы (см. рисунок).
Модель портала «Всероссийское казачье образование»
Исторический музей казачества. Тематический раздел сайта, посвященный историческому и культурному наследию казачества. Содержит информацию об истории и идеологии казачества России, традициях и обычаях, вере и культурной жизни, казачьем управлении и государственной политике в отношении казачества.
База знаний. Предполагается, что этот раздел будет использоваться для публикации статей, нормативных документов, электронных образовательных ресурсов и методических материалов, художественной литературы или казачьего фольклора.
Войска и округа. В данном разделе размещена информация об органах управления, организационной структуре казачьих войск России, их особенностях и характеристиках.
О сайте. Раздел содержит общую информацию о назначении, структуре и возможностях данного сайта.
Казачьи новости. Новостная лента предоставляет пользователям информацию о новых интересных событиях в казачьей среде.
Фотогалерея и Видеогалерея. Размещение фотографий в тематические альбомы и видеоролики позволяет легко находить самые оригинальные и неординарные тематические кадры.
Портфолио пользователей. Организация социальной сети предполагает создание специального канала сетевого общения, в котором каждый участник имеет личный кабинет (портфолио или профайл). Личный профайл отображает информацию о пользователе и является мощным средством коммуникации. Основные функции портфолио: создание и редактирование личного профайла, возможность размещения материалов на сайте; формирование фотогалереи пользователя; создание или участие в группах по интересам; организация и управление списком контактов; возможность быстрого обмена сообщениями в онлайн режиме и др.
Блоги. Предполагается, что участниками социальной сети могут быть как отдельные пользователи, так и казачьи организации или образовательные учреждения. Для этой группы пользо-
вателей предусматривается возможность размещения общей информации об организации или учреждении, ссылок на сайт, контактная информация.
Форум. Незаменимое средство для обмена мнениями по различным вопросам участниками социальной сети.
Заключение. Внедрение информационно-педагогической среды «казачьего» образования в социальную сеть, несомненно, вызовет интерес представителей казачества и позволит создать единое информационное казачье пространство. Идея объединения казачьих округов России должна начинаться не только сверху, но и находить отклик во всех сферах казачьей действительности. Начиная с малого, с создания единых информационно-образовательных порталов в казачьем формате, можно постепенно добиться всеобщего единения. Широкая популярность глобальных сетей, особенно среди молодого поколения, позволит привлечь внимание к проблемам современного казачества. Воспитанная в духе патриотизма единая казачья молодежь уже на другой, взрослой стадии, станет активным участником общественной, экономической, политической и культурной жизни страны, будет строить будущее России.
Наша задача не простое возрождение казачества, но и развитие казачьих округов в соответствии с современными тенденциями и потребностями общества. В эпоху, когда своевременная информативность решает множество проблем, казачьи сообщества как оплот государства, должны развиваться в духе времени, в противном случае, трудно надеяться на успех. Поэтому реализация данной модели социальной сети позволит сформировать единое всероссийское казачье пространство, характеризующееся высокой степенью информационно-коммуникационного и культурного обмена между людьми, разделенными территориально, но объединенными общими интересами и взглядами на проблемы возрождения казачества в условиях современной жизни. Библиографический список
1. Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. - М., 2008.
2. Областная долгосрочная целевая программа поддержки казачьих обществ на 2007-2013 гг. - Ростов н/Д, 2006.
3. Примерная программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах. - Ростов н/Д, 2011.
4. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина [и др.]. - М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2006. - С.5-10.
5. Чернов И.В. Социальные сети как инструмент обучения и коммуникации студентов / И.В. Чернов // Социология образования. - 2010. - №7. - С.71-75.
6. Губанов Д.А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Д.А. Губанов, Д.А. Новиков, А.Г. Чхартишвили. - М.: Изд-во физ.-мат. лит., 2010. -228 с.
Материал поступил в редакцию 01.09.2011.
References
1. Koncepciya gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v otnoshenii rossijskogo kazachestva. - M., 2008. - In Russian.
2. Oblastnaya dolgosrochnaya celevaya programma podderzhki kazach'ix obshhestv na 2007-2013 gg. - Rostov n/D, 2006. - In Russian.
3. Primernaya programma duxovno-nravstvennogo razvitiya, vospitaniya i socializacii obuchayushhixsya v kazach'ix kadetskix korpusax. - Rostov n/D, 2011. - In Russian.
4. Formirovanie informacionnoj kul'tury' lichnosti: teoreticheskoe obosnovanie i modelirovanie soderzhaniya uchebnoj discipliny' / N.I. Gendina [i dr.]. - M.: Mezhregion. centr bibl. sotrudnichestva, 2006. - S.5-10. - In Russian.
5. Chernov I.V. Social'ny'e seti kak instrument obucheniya i kommunikacii studentov / I.V. Chernov // Sociologiya obrazovaniya. - 2010. - #7. - S.71-75. - In Russian.
6. Gubanov D.A. Social'ny'e seti: modeli informacionnogo vliyaniya, upravleniya
i protivoborstva / D.A. Gubanov, D.A. Novikov, A.G. Chxartishvili. - M.: Izd-vo fiz.-mat. lit., 2010. - 228 s. - In Russian.
INFORMATION PEDAGOGIC ENVIRONMENT OF 'COSSACK' EDUCATION AS UPBRINGING RESOURCE FOR RUSSIAN YOUTH
E.V. BORISOVA, E.V. RASHIDOVA
(Don State Technical University)
The Cossack revival processes in Russia are analyzed. The functional purpose of the regional Cossack component is examined. The character education peculiarities on the ground of the Cossack culture are presented. The model of the All-Russian Cossack portal implemented as the social networking service is offered.
Keywords: Cossacks, Cossack component, social networking service, Cossack portal