Научная статья на тему 'Молодежный парламентаризм как предмет политологического анализа'

Молодежный парламентаризм как предмет политологического анализа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
183
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / CIVIL SOCIETY / YOUTH POLICY / POLITICAL PARTICIPATION / YOUTH PARLIAMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Токарь Николай Олегович

В статье анализируются механизмы, способствующие вовлечению молодежи в общественные процессы через институты, на которые молодежь может повлиять при решении собственных проблем и одновременно приобщиться к демократическим ценностям гражданского общества. Автор в своей статье анализирует такое новое для России явление, как молодежный парламентаризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth Parliamentarism as a Subject of Politological Analysis

The article analyzes mechanisms that contribute to involving young people in public activities with the help of social institutions which young people can influence while solving their own problems and at the same time get acquainted with democratic values of the civil society. In his article the author analyzes youth parliamentarism as a phenomenon which is new to Russia.

Текст научной работы на тему «Молодежный парламентаризм как предмет политологического анализа»

УДК 323.22/.28

ТОКАрЬ николай Олегович, аспирант кафедры политологии и социологии института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

молодежный парламентаризм

как предмет политологического анализа

В статье анализируются механизмы, способствующие вовлечению молодежи в общественные процессы через институты, на которые молодежь может повлиять при решении собственных проблем и одновременно приобщиться к демократическим ценностям гражданского общества. Автор в своей статье анализирует такое новое для России явление, как молодежный парламентаризм.

Ключевые слова: гражданское общество, молодежная политика, политическое участие, молодежный парламент.

Проблема активизации молодежного ресурса политики для решения модернизационных задач в современной России является одной из актуальных и социально значимых. На протяжении почти десятилетия с начала реформ власти часто оставляли молодежь на обочине социально - политической жизни, а политические партии проявляли к ней интерес лишь в период избирательных кампаний. В результате современная молодежь как единый объект и предмет исследования является предельно подвижной и качественно сложной реальностью.

Проблема политического участия молодежи в делах общества занимает одной из центральных мест в западной и отечественной политической науке. Поэтому достаточно хорошо разработаны два научных направления: первое -через использование нормативных теорий демократии, в рамках которых исследуются мас-

© Токарь Н.О., 2012

штабы политического участия и второе направление - через анализ общественных движений и социальных трансформаций.

Необходимо признать междисциплинарный характер рассматриваемой темы. В частности, достаточно хорошо изучен правовой характер проблем молодежи, степень адаптации молодых людей к новым социально-экономическим условиям, различные формы девиантного поведения молодежи1, а также юридические2, практические и иные способы их решения. Отечественными исследователями рассматриваются и другие аспекты портрета современной российской молодежи в ее реальных проблемах в различных регионах нашей страны3.

Увеличивается количество исследований по проблемам политической социализации молодежи, ее гражданскому и патриотическому воспитанию. Однако малоизученным остается во-

прос о таком институте гражданского общества, как молодежный парламент, который выступает инструментом политической социализации молодых людей. Освещению этого вопроса и служит настоящая работа.

Возрастные акценты участия граждан в формировании гражданского общества в России смещаются в сторону молодежи. За двадцатилетие реформ в России выросло поколение молодых россиян, по-новому смотрящих на политические и социальные процессы в стране.

Сегодня политическая власть сама понимает необходимость нахождения путей взаимодействия с такой крупной социальной группой, как молодежь. В 2008 году в Послании Федеральному Собранию экс-президент, а ныне - председатель Правительства РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что необходимо «открыть дорогу способным и деятельным молодым людям. Они -ровесники новой демократической России. В них ее открытость, ее свободный дух, стремление ко всему передовому. И им придется нести ответственность за сохранение наших фундаментальных ценностей»4. Президент В.В. Путин в 2011 году, находясь в должности председателя Правительства РФ, во время общения с участниками молодежного образовательного форума «Селигер-2011», отметил: «Роль молодежи не ограничивается только «Народным фронтом». Ведь это только инструмент, способ для того, чтобы подраскачать ситуацию в положительном плане и, как я уже говорил, привлечь талантливых, молодых, интересных людей для того, чтобы решать задачи, перед которыми стоит страна. <...> Я был бы очень рад, если бы все большее и большее количество молодых людей посвящало себя общественной деятельности, информационной деятельности»5. Это еще раз подтверждает тот факт, что власть ожидает от молодежи участия в общественной жизни не просто в качестве объекта, а в качестве активных граждан.

В ходе анализа опыта регионов в сфере молодежной политики можно сделать вывод, что принцип работы «для молодежи» уступает сегодня место другому - «с непосредственным

участием самой молодежи». Механизмы, способствующие вовлечению молодежи в общественные процессы, все более востребованы и актуальны. Интерес представляют институты, посредством которых молодежь может повлиять на решение собственных проблем и одновременно приобщиться к демократическим ценностям и процессу становления гражданского общества.

Новой и эффективной формой взаимодействия государства и молодежи является молодежный парламентаризм - создание в качестве консультативных органов молодежных организаций, в которые входит наиболее активная и инициативная молодежь.

Появление в России молодежных парламентов отмечено с 90-х годов XX века, и в настоящее время молодежные парламенты и аналогичные им структуры сформированы практически во всех регионах. Сегодня в России функционируют 78 региональных и 884 муниципальных молодежных парламентов6.

Цели и задачи молодежного парламента направлены на обеспечение реального участия молодых граждан, молодежных и детских объединений в реализации государственной молодежной политики; представление и защиту интересов молодежи; формирование правовой и политической культуры в молодежной среде; содействие развитию общественной активности молодежи; воспитание гражданственности и патриотизма. Важной задачей является повышение лояльности граждан к политике как форме деятельности и привлечение молодых людей к участию в политических процессах.

В настоящее время молодежные парламенты осуществляют свою деятельность на трех уровнях: муниципальном, региональном и федеральном.

Л.С. Пастухова выделяет следующие этапы развития молодежного парламентаризма в России:

- начало 1990-х годов - 2002 год (этап хаотичного развития молодежного парламентаризма в регионах России);

- 2002-2006 годы (этап развития молодежного парламентаризма на федеральном уровне и в регионах на основе Рекомендаций по развитию молодежного парламентаризма в России);

- 2006 год - настоящее время (этап, обусловленный обновлением подходов в области государственной молодежной политики)7.

Можно отметить пять основных направлений деятельности молодежных парламентов: 1) представление интересов молодежи в органах власти; 2) участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики; 3) подготовка молодых кадров; 4) проведение социально-значимых мероприятий; 5) просветительская деятельность8.

Молодежные парламентские структуры выступают в качестве агента политической социализации, имея возможность стать инструментом для разъяснения молодежи современной политической и общественной реальности, а также путей участия в политических процессах. Молодежные парламенты открывают возможности для равного участия в политической деятельности всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса.

Молодежный парламент становится механизмом повышения гражданской культуры, развития электоральной активности молодежи (обучение молодых людей парламентской культуре, вовлечение ее в выборные процессы, ор-

ганизация выборов в парламент по системе выборов в законодательные органы с целью транслирования гражданских механизмов участия на подрастающее поколение и др.).

Таким образом, молодежный парламент выступает в качестве канала политической коммуникации между молодежью и властью. В России деятельность молодежных парламентов позволяет молодежи в регионах страны легитимировать требования обеспечения равных избирательных прав, закрепления на законодательном и нормативном уровнях правовых, политических и экономических интересов этой социальной группы. В результате деятельности молодежного парламента общество получает нового субъекта политической социализации молодежи, способствующего политической адаптации молодежи к функции гражданина, способного участвовать в жизнедеятельности гражданского общества и в органах государственной власти.

Развитие молодежного парламентаризма способствует консолидации частей молодежи, принадлежащих к определенным социальным группам, что приводит к снятию напряженности и уменьшению конфликтности в обществе. Политическая социализация молодежи через деятельность в молодежном парламенте формирует у ее представителей культуру гражданского общества и парламентаризма, что положительно сказывается на развитии страны в целом.

Примечания

1 Бондаренко С.В., Погосян Л.Л., Черноус В.В. Профилактика девиантного поведения молодежи. Ростов н/Д, 2003.

2 Нехаев В.В., Нехаева В.Г. Социально-правовые аспекты реализации государственной молодежной политики в РФ. М., 1999; Петровский A.B. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи. СПб., 2005; Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социс. 2006. № 6. С.37—41 и др.

3 Бойко Е.А., Вавилина Н.Д., Вольский А.Н. Социальное самочувствие молодежи. Новосибирск, 1995; Вишневский Ю.Р., Шапко B.T. Социология молодежи. Екатеринбург, 1997; Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993; Молодежный парламент: опыт формирования политической культуры молодых северян / A.A. Дрегало, Ю.Ф. Лукин, В.И. Ульяновский, Г.Г. Филев. Архангельск, 2002.

4 Медведев Д.А. Развивать демократию и уметь ее защитить: послание Президента Федеральному Собранию РФ // Парламент. газ. 2008. 7-13 ноября. С. 10.

5 Архив сайта Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. URL: http://premier.gov.ru/ points/89/ (дата обращения: 20.05.2012).

6 Интернет-портал всероссийского молодежного парламентского движения России. URL: http://newparlament. ru/workspaces/stat/1 (дата обращения: 20.05.2012).

7 Пастухова Л.С. Молодежный парламентаризм как фактор развития гражданского общества: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2007.

8 Там же.

Tokar Nikolay Olegovich

Postgraduate Student of the Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov,

Institute of Social, Humanitarian and Political Sciences

YOUTH PARLIAMENTARISM AS A SUBJECT OF POLITOLOGICAL ANALYSIS

The article analyzes mechanisms that contribute to involving young people in public activities with the help of social institutions which young people can influence while solving their own problems and at the same time get acquainted with democratic values of the civil society. In his article the author analyzes youth parliamentarism as a phenomenon which is new to Russia.

Key words: civil society, youth policy, political participation, youth parliament.

Контактная информация: e-mail: nik-tokar@yandex.ru

Рецензент -Мокшин В.К., доктор политических наук, профессор кафедры политологии и социологии института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.