УДК 316.346.32. - G53.6 (571. 54/55) ББК 6G.542.15
О.А. Макарова УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)
Статья посвящена проблемам участия молодежи в системе представительных органов власти Забайкальского края. В связи с этим в статье указывается необходимость развития молодежного парламентаризма, как системной работы по выявлению, обучению и дальнейшему продвижению перспективных молодых лидеров. Анализируется понятие молодежи, ее возрастные границы, роль молодежи в деятельности Молодежной палаты Забайкальского края.
Ключевые слова: молодежь, система представительных органов власти, молодежный парламентаризм, легитимность..
O.A. Makarova
YOUTH PARTICIPATION IN THE ACTIVITIES OF REPRESENTATIVE BODIES (ON ZABAIKALIAN TERRITORY'S EXAMPLE)
The article is devoted to the problems of youth participation in the representative bodies of Zabaikalian Territory. The necessity of youth parliamentarism's development as a systematic work on appointment, training and promotion of perspective young leaders is noted. The definition of youth, its age limits, and the role of youth in the Youth House of Zabaikalian Territory are analyzed.
Key words: youth, the system of representative bodies, youth parliamentary, legitimacy.
В ст. 94 Конституции Российской Федерации установлено, что представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации, который осуществляет свою деятельность на постоянной основе. Согласно ст. 11 Конституции Российской Федерации, Федеральное Собрание осуществляет в Российской Федерации государственную власть наряду с Президентом РФ, Правительством РФ и судами РФ [2].
Через законодательные органы народ осуществляет свою власть. Парламенты, прежде всего, олицетворяют демократические начала государства, выступают гарантами демократии. Этим обусловлен набор их властных полномочий, роль и значимость в системе органов государственной власти. Законодательные органы определяют содержание законодательства, активно влияют на практику его применения. Их деятельность, безусловно, отражается на уровне благосостояния как населения страны в целом, так и жителей отдельных регионов, а также на состоянии охраны общественного порядка, на реализации гражданами своих конституционных прав и свобод, их гарантиях и защите.
Особенности современного федеративного устройства Российской Федерации таковы, что наряду с федеральным уровнем государственной власти имеется региональный (субъектный) уровень государственной власти. Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции Российской Федерации, государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые самими субъектами органы государственной власти. В их систему входят законодательные органы. Кроме этого, Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184 закрепляет статус законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, устанавливая, что он является постоянно действующим и единст-
венным органом законодательной власти субъекта РФ.
В Забайкальском крае законодательную власть осуществляет Законодательное Собрание Забайкальского края, в состав которого входят Председатель Законодательного Собрания, Совет и Аппарат Законодательного Собрания, различные комиссии, комитеты, фракции и депутатские объединения.
Необходимо отметить, что Забайкальский край был образован в результате слияния Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа 1 марта 2008 г.
По данным государственной статистики, численность работников, замещавших государственные должности в органах законодательной власти Читинской области (Забайкальского края) в период с 1997 г. по 2008 г., значительно не изменилась и в среднем составила 74 человека. На 1 октября 2008 г. их численность составила 82 человека (или 1,3% от общего числа работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы на региональном уровне) [5, 172].
Российское общество и государство рассматривают молодежь как стратегический ресурс, который важнее сырьевых, энергетических и финансовых ресурсов. В связи с этим, К. Манхейм отмечает: «... Хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее, вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобильности которых зависит его жизнедеятельность»[8, 441].
Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения - с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции
классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах.
Одним из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. ученым В. Т. Лисовским, который определял молодежь как «поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [7, 32].
В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества. Многообразие теоретических концепций в исследовании молодежи определило и различие в ее понимании.
Как отмечают уральские исследователи Ю.Р. Вишневский и В. Т. Шапко, «усиливающаяся дифференциация молодежи актуализирует проблему выявления интегрирующих факторов, признаков ее целостности, а методологическая ограниченность традиционного обществознания (вне зависимости от идеологических, мировоззренческих позиций) не позволяет создать адекватный социальный портрет молодежи. На основании новой синергетической парадигмы социального познания становится более понятной правомерность разнообразных подходов к определению понятий «молодежь», «молодость», «поколение», продуктивность интегративного подхода. Он нацелен не на выделение единственно истинного понимания, а на реализацию принципа дополнительности» [3].
А. И. Ковалева и В. А. Луков предложили поэтапно рассмотреть определение молодежи как социокультурного явления. Молодежь - это: 1) особая социально-демографическая группа, которую составляют люди, (а) осваивающие и присваивающие социальную субъективность, т. е. объективно связанные на определенном этапе своей жизни переходом от преимущественного свойства быть объектом социализации к преимущественному свойству быть активным началом (деятелем, творцом) социальной реальности, (б) имеющие социальный статус молодых и (в) являющиеся по самоидентификации молодыми, а также 2) имеющие ценности этой социальной группы и 3) выражающие их символический и предметный мир [6, 262-263].
Автор придерживается данной точки зрения, так как подход позволяет выделить те компоненты, которые должны включать определение молодежи, как объекта, так и субъекта какой либо деятельности, в том числе и государственного управления.
Рассматривая молодежь как носителя определенных связей в обществе, необходимо отметить, что вместе с тем она является дифференцированной социальной группой с присущими только ей признаками. К их числу относят: возрастные характеристики, динамичность, тесную связь с другими социальными группами, а также специфические соматические и физиологические признаки, связанные с незавер-
шенностью процесса формирования личности; экономическую, политическую и социальную несамостоятельность, связанную с отсутствием социального опыта; открытость мировоззрения и связанную с этим неустойчивость поведения; низкий статус внутри социальной группы, к которой она принадлежит по «факту рождения» [10].
«Дифференциация по возрасту является основой для выделения молодежи в особую демографическую группу. Возраст - один из существенных признаков молодежи, влияющий на многие ее черты и свойства» [4, 9].
Существует множество различных возрастных классификаций как зарубежных, так и отечественных авторов. В мировой практике нет общего подхода к определению возрастных границ молодежи. В законодательствах многих стран молодежь ограничивается в связи с достижением 25-летнего возрастного порога. Для определенных правоотношений он может быть выше 30 лет и ниже 21 года. В международной практике, по классификации ЮНИСЕФ, к детям относят все население до 18 лет. В конвенции ООН о правах ребенка дано следующее определение: «Ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» [1].
В нашей работе возрастные границы молодежи определяются от 18 до 30 лет, так как она выступает в качестве участника государственного управления. А молодежь будем рассматривать как социальную группу, которая представлена в социальной структуре общества постоянно возобновляемой совокупностью индивидов, находящихся на особой стадии жизненного цикла - завершающей стадии своего становления как субъекта общественного воспроизводства.
Развитие современной молодежи приходится на период преобразований во всех сферах жизнедеятельности российского общества, на пору нового государственного строительства, на время изменения положения России на мировой арене. Реформы могут быть успешными только при активном участии в них молодого поколения. При этом важно, чтобы молодые граждане были готовы к активному взаимодействию с государством, участию в решении различных проблем, существующих в современном обществе.
Однако механизм участия молодежи в управлении государством сегодня несовершенен. Доля молодых граждан в органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления невелика. По данным Федеральной службы государственной статистики в органах государственной власти РФ Читинской области (Забайкальского края) на 1 января 2003 г. в возрасте до 30 лет замещали государственные должности 261 человек, или 22,4% от общей их численности. В 2005г. - 282 человека, или 19,5%, в 2007г. - 295 человек, или 20,5% [5, 172].
Численность молодежи, замещавшей должности государственной гражданской службы в представительных органах государственной власти края, и того
меньше. В период с 2005 г. по 2008 г. их численность изменилась незначительно и составила в 2005 г. - 7 человек (или 10,3% от общего числа), в 2007-2008 гг.
- 9 человек (или 11,8% и 11% соответственно).
Доля женщин составила 55,5%, из них в группах должностей: «специалисты»- 22,2%, «обеспечивающие специалисты» - 33,3%. Государственные должности субъектов РФ и должности государственной гражданской службы, в том числе должности руководителей и помощников (советников) лица до 30 лет не замещали.
В то же время необходимость налаживания сотрудничества государственных и муниципальных органов власти с молодежью, молодежными общественными объединениями и другими организациями, средствами массовой информации в интересах решения молодежных проблем огромна. Для разрешения указанных проблем появилась необходимость в формировании действенных структур по защите прав и законных интересов молодежи.
Значительным шагом в этом направлении стало создание общественных консультативно-
совещательных структур молодежи, к которым относятся различные формы молодежного парламентаризма, активно развивающегося в нашей стране как на федеральном, региональном, так и местном уровнях.
«Молодежный парламентаризм - это система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативносовещательной структуры молодежи - молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства» [9].
Свое активное развитие молодежный парламентаризм получил в середине 90-х гг. XX в. Однако предпосылки рождения данного явления мы должны отнести еще к перестроечному времени. Всеобщая демократизация, декларированный переход к гражданскому обществу и правовому государству позволили процессам, происходящим в обществе, выйти на новый качественный уровень
Молодежный парламентаризм в России появился во многом в связи с тем, что возникла необходимость заполнить ту нишу в социальном управлении, которую раньше занимали комсомольские структуры.
Первые молодежные парламенты возникали по инициативе небольших групп молодых людей. Чаще всего эта инициатива не находила поддержку власти и оставалась на уровне идеи. Одним из первых появляется Молодежный Парламент Республики Калмыкия. Данный орган имел статус общественной организации и являлся юридическим лицом. Он не имел открытой привязанности к государственным структурам. Позднее молодежные парламенты появляются в Удмуртии, Республике Саха (Якутия).
Широкое распространение молодежный парламентаризм получил и в Читинской области (Забайкальском крае). Важным шагом стало создание Общественной молодежной палаты при Читинской об-
ластной Думе. Первое заседание Общественной молодежной палаты состоялось 27 декабря 2006 г. В ее состав были избраны 64 человека. Из них представители муниципальных районов и городских округов, учебных заведений, юноши и девушки, делегированные общественными объединениями, а также молодежным парламентом Агинской окружной Думы. Основную часть палаты представляли студенты вузов - свыше 20 человек, более 10 - учащиеся средних учебных заведений, около 30 уже имели стаж трудовой деятельности. Средний возраст членов палаты -чуть меньше 23 лет. Юношей, как и всегда в политике, больше, правда, всего на семь человек.
Общественная молодежная палата создана для изучения проблем молодежи в крае, своевременного реагирования на них органов государственной власти, содействия деятельности Законодательного собрания Забайкальского края в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, а также подготовки рекомендаций по решению проблем молодежи.
В связи с образованием Забайкальского края состав и порядок формирования структуры совещательного молодежного органа претерпел изменения. Согласно Положению о Молодежном парламенте при Законодательном Собрании Забайкальского края от 18.03.2009 г., численность молодежного парламента составит 50 человек. А вместо пяти профильных комитетов будут созданы три комиссии: «по законодательному мониторингу», «по формированию и развитию молодежного парламентаризма» и «по взаимодействию с общественными объединениями и организациями». В качестве самостоятельно функционирующего органа в структуре выделен пресс-центр.
Авторы проекта считают, что это сделает новую структуру более мобильной и положительно скажется на ее работе. Предложено также отойти от прежней схемы формирования палаты (в основу был положен принцип представительства от общественных организаций, учебных заведений и муниципальных образований) и создать молодежный парламент на конкурсной основе.
Согласно результатам собственного социологического исследования, проведенного в июне 2008 г., среди мотивов, приведших нынешних молодых парламентариев на работу в аппарат, согласно их мнению, на первом месте стоит соответствие способностям (39,2%), на втором - возможность профессионального роста (30%), на третьем - хороший заработок и высокая общественная значимость деятельности (20,5%), 6,7% респондентов отметили возможность творчества, а 3,6% - возможность реализовать свои властные полномочия. При этом 50% респондентов чувствуют себя людьми творческой профессии, 21,4% обычными руководителями, а чиновниками и исследователями - 14,3% соответственно.
Профессиональная ориентация и установка на карьеру обычно закладываются в семье. Каково социальное происхождение молодых парламентариев? 53,6% молодых политиков выходцы из семей рабочих, 21,4% - из служащих, 17,8% - из интеллигенции, 7,2% - из семей руководящих работников.
Созданные молодежью и поддержанные органами власти молодежные парламентские структуры представляют интересы молодого поколения. Одним из направлений работы молодежных парламентских структур является повышение заинтересованности молодежи в участии в общественно-политической жизни страны и края, в повышении ее правовой культуры. Особая роль в решении этой проблемы отводится студенческому самоуправлению. Учитывая данные социологических опросов, свидетельствующие о том, что число молодых людей, интересующихся политикой и участвующих в выборах, падает, это направление работы молодежных парламентов представляется актуальным и значимым.
Как показывают результаты социологического исследования, все молодые парламентарии хотели бы принимать участие в различных мероприятиях и в качестве слушателей, и в качестве их активных участников и организаторов. Наибольшее количество ответов получили мероприятия по здоровому образу жизни, а также мероприятия, проводимые для решения острых социальных проблем и направленные на формирование культуры общения у молодежи.
Следует отметить, что мероприятия по вопросам развития молодежного парламентаризма, проводимые на областном уровне, дали ощутимый толчок к развитию этого явления в районах. Программа развития молодежного парламентаризма направлена на создание в районах Забайкальского края советов по работе с новым поколением. Экспериментальными площадками в этой задумке стали Каларский, Тунги-ро-Олекменский и Тунгокочинский районы.
Вместе с тем как зарубежный, так и российский опыт показывает, что функция представительства в деятельности молодежных парламентских структур является не всегда определяющей. Не в каждом молодежном парламенте представлены интересы всех групп молодежи. Явным недостатком системы формирования и функционирования такой структуры, по мнению автора, будет являться конкурсная основа. Это заостряет внимание на вопросе легитимности такой структуры и заставляет сузить понимание молодежного парламентаризма
Функцию представительства интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления эффективнее могут выполнять реально действующие молодые депутаты органов представительной власти. Однако количество молодежи в представительных органах в настоящее время недостаточно. Необходимо не столько введение системы квотирования в списках политических партий на выборах, сколько проведение системной работы по выявлению, обучению и дальнейшему продвижению перспективных молодых лидеров. Именно в этом
случае молодежный парламентаризм выступает в качестве:
- школы подготовки молодежи к политическому участию в решении социально-экономических проблем;
- возможности вовлечения потенциала молодежи в политическое, социально-экономическое, культурное развитие российских территорий;
- механизма развития электоральной активности молодежи, что способствует политической социализации молодых людей;
- кадрового резерва для органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Литература
1. Конвенция о правах ребенка: принята 44 сессией генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 3.
2. Конституция Российской Федерации. - М., 1993. - 63 с.
3. Вишневский, Ю.Р. Молодежь и общество на рубеже веков / Ю.Р. Вишневский, В.Г. Шапко. - М., 1999. - 340 с.
4. Затеев В.В. Студенты 90-х: социальные и нравственные основы жизнедеятельности / В.В. Затеев, И.И. Осинский. - Улан-Удэ, 1997. - С. 9.
5. Кадры государственной и муниципальной службы. Россия - Читинская область: стат. сб. - Чита, 2004. - С. 172.
6. Ковалева А.И. Социология молодежи: теоретические вопросы / А.И. Ковалева, В. А. Луков. - М.: Социум, 1999. - С. 262263.
7. Лисовский В.Т. Концепция воспитательной работы со студентами ВУЗов / В.Т. Лисовский. - СПб., 1997. - С. 32.
8. Манхейм К. Диагноз нашего времени: пер. с нем. / К. Манхейм. - М., 1994. - С. 441.
9. Пастухова Л.С. Молодежный парламентаризм как фактор развития гражданского общества: автореф. дис. ... канд. полит. наук / Л.С. Пастухова. - М., 2007.
10. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильямс - М, 2001. - 250 с.
Literature
1. Children's Rights Convention: accepted by 44th session of General UNO Assembly 20.11.1989 // Bills of Soviet and General USSR Soviet deputies’ congress. - 1990. - №3.
2. The Constitution of Russian Federation. - Moscow,1993. - 63
P.
3. Vishnevskiy U.R. The youth and society on the frontier of ages / U.R. Vishnevskiy, V. T. Shapko. - M., 1999. - 340 p.
4. Zateev V.V., Osinskiy, 1.1. The students of 1990-es: social and moral bases of life activity / V.V. Zateev, I.I. Osinskiy. - Ulan-Ude, 1997. - P. 9.
5. Manpower of state and municipal services. Russia-Chita region: statistic data. - Chita, 2004. - P. 172.
6. Kovaleva A.I. Youth sociology: theoretical questions / A.I. Kovaleva, V.A. Lykov. - M.: Socium, 1999. - P. 262-263.
7. Lisovskiy V.T. Conception of braining work with the students of universities / V.T. Lisovskiy. - St. Petersberg, 1997. - P. 32.
8. Manheim K. Diagnosis of modern life / K. Manheim. - M., 1994. - P. 441.
9. Pastuhova L.S. Youth parliamentarism as a factor of civil society development / L.S. Pastuhova. - M., 2007.
10. Chuprov V.I. Youth in the society of risk / V.I. Chuprov, U.A. Zubok, K. Williams. - M., 2001. - 250 p.
Сведения об авторах
Макарова Ольга Александровна - старший преподаватель кафедры ГМУ и политики Читинского государственного университета, e-mail: [email protected].
Data on authors
Makarova Ol'ga Aleksandrovna - starshiy prepodavatel' kafedry GMU i politiki Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta, e-mail: [email protected].