Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
256
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / ЭКСТРЕМИСТСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / EXTREMISM / YOUNG PEOPLE / EXTREMIST BEHAVIOR / EXTREMIST ACTIVITY / EXTREMIST ORGANIZATIONS / EXTREMISM PREVENTION / SOCIAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Темирезова Лиана Руслановна

Модернизация различных сфер общественной жизни в последние годы привела к трансформации системы ценностей, что привело к росту напряженности в отношениях межнационального характера, в результате чего распространяются межэтнические конфликты, возникают оппозиционно настроенные группы, действующие посредством экстремизма для достижения результата. Самым уязвимым звеном для распространения экстремизма выступает молодежь в виду психологических особенностей ее возраста. Превентивные меры, направленные против экстремистских группировок, обязательно должны включать учет особенностей экстремизма с позиции его психологических и социально-педагогических характеристик. В связи с этим возникает необходимость выявления социально-педагогических характеристик молодежного экстремизма, что в дальнейшем позволит разработать оптимальные социально-педагогические условия для профилактики экстремизма в молодежной среде. Статья посвящена междисциплинарному анализу отечественных и зарубежных исследований, изучающих проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «экстремизм». Автор делает акцент на педагогических исследованиях проблемы экстремизма и его профилактики. В статье раскрываются факторы, влияющие на возникновение и развитие экстремизма, а также причины распространения молодежного экстремизма. Авторы приходят к выводу, что в качестве социально-педагогических характеристик экстремизма можно выделить следующие его аспекты: низкий уровень образования и культуры; недостаточная социальная адаптация молодежи; невозможность движения молодежи в рамках социальных лифтов; снижение приоритета гражданских и патриотических ценностей; отсутствует преемственность ценностей и нравственных установок между поколениями; криминализации сознания молодежи, изменение ценностных ориентаций молодежи. Выделение социально-педагогических характеристик экстремизма позволяет наметить основные направления его социально-педагогической профилактики в процессе профессионального образования. В качестве основных направлений социально-педагогической профилактики молодежного экстремизма авторами были обозначены: расширение правового обучения, посредством расширения информации правового содержания об экстремизме в рамках образовательного процесса; привлечение молодежи к социально активной деятельности, имеющей яркие, увлекательные и жизнеутверждающие цели, что возможно в рамках деятельности различных общественных организаций; необходимость повысить образовательный и культурный уровень молодежи; необходимость оказать поддержку молодежи в процессе ее социализации в профессиональной и личностной сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG PEOPLE EXTREMISM: SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

The various public life spheres modernization in recent years has led to a value system transformation, therefore this increased tension in inter-ethnic relations, and as a result, interethnic conflicts are spreading, opposition-minded groups arise, that acting through extremism to achieve results. The most vulnerable link for the extremism spread is young people because of their age psychological characteristics. Preventive measures directed against extremist groups must necessarily taking into account the extremism peculiarities from its psychological and socio-pedagogical characteristics perspective. In this regard, it becomes necessary to identify the socio-pedagogical characteristics of young people extremism, which in the future will make it possible to develop optimal socio-pedagogical conditions for extremism prevention in the young people environment. The article is devoted to an interdisciplinary domestic and foreign studies analysis that studies the extremism preventing problems among young people. The article discusses various approaches to defining the concept of "extremism". The authors focus on pedagogical research on the problem of extremism and its prevention. The article reveals the factors influencing the extremism emergence and development, as well as the reasons for the young people extremism spread. The authors conclude that the following aspects can be singled out as the social and pedagogical extremism characteristics: low education and culture level; insufficient young people social adaptation; the young people inability to make way within the social elevators scope; lowering the priority of civil and patriotic values; there is no values and moral attitudes continuity between generations; young people consciousness criminalization, changes in the young people value orientations. Extremism social and pedagogical characteristics allocation allows us to outline the main social and pedagogical prevention directions in the professional education process. The authors identified the following as the main directions of young people extremism social and pedagogical prevention: expanding legal education by expanding legal content information about extremism within the educational process; involving young people in social activities that have bright, exciting, and life-affirming goals, which is possible within the scope of the various public organizations' activities; the need to improve the young people educational and cultural level; the need to support young people in their socialization process in the professional and personal spheres.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 125PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Темирезова Л.Р. Молодежный экстремизм: социально-педагогический аспект // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/125PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Temirezova L.R. (2020). Young people extremism: social and pedagogical aspect. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/125PDMN620.pdf (in Russian)

Темирезова Лиана Руслановна

РГБУ ДПО «Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования», Черкесск, Россия Старший преподаватель кафедры «Управление развитием образования»

E-mail: [email protected]

Молодежный экстремизм: социально-педагогический аспект

Аннотация. Модернизация различных сфер общественной жизни в последние годы привела к трансформации системы ценностей, что привело к росту напряженности в отношениях межнационального характера, в результате чего распространяются межэтнические конфликты, возникают оппозиционно настроенные группы, действующие посредством экстремизма для достижения результата. Самым уязвимым звеном для распространения экстремизма выступает молодежь в виду психологических особенностей ее возраста.

Превентивные меры, направленные против экстремистских группировок, обязательно должны включать учет особенностей экстремизма с позиции его психологических и социально-педагогических характеристик. В связи с этим возникает необходимость выявления социально-педагогических характеристик молодежного экстремизма, что в дальнейшем позволит разработать оптимальные социально-педагогические условия для профилактики экстремизма в молодежной среде.

Статья посвящена междисциплинарному анализу отечественных и зарубежных исследований, изучающих проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «экстремизм». Автор делает акцент на педагогических исследованиях проблемы экстремизма и его профилактики.

В статье раскрываются факторы, влияющие на возникновение и развитие экстремизма, а также причины распространения молодежного экстремизма.

Авторы приходят к выводу, что в качестве социально-педагогических характеристик экстремизма можно выделить следующие его аспекты: низкий уровень образования и культуры; недостаточная социальная адаптация молодежи; невозможность движения молодежи в рамках социальных лифтов; снижение приоритета гражданских и патриотических ценностей; отсутствует преемственность ценностей и нравственных установок между поколениями; криминализации сознания молодежи, изменение ценностных ориентаций молодежи.

Выделение социально-педагогических характеристик экстремизма позволяет наметить основные направления его социально-педагогической профилактики в процессе

https:// mir-nauki. com

профессионального образования. В качестве основных направлений социально-педагогической профилактики молодежного экстремизма авторами были обозначены: расширение правового обучения, посредством расширения информации правового содержания об экстремизме в рамках образовательного процесса; привлечение молодежи к социально активной деятельности, имеющей яркие, увлекательные и жизнеутверждающие цели, что возможно в рамках деятельности различных общественных организаций; необходимость повысить образовательный и культурный уровень молодежи; необходимость оказать поддержку молодежи в процессе ее социализации в профессиональной и личностной сферах.

Ключевые слова: экстремизм; молодежь; экстремистское поведение; экстремистская деятельность; экстремистские организации; профилактика экстремизма; социально-педагогическая профилактика

Модернизация различных сфер общественной жизни в последние годы привела к трансформации системы ценностей. В тоже время процесс глобализации, который влияет на экономическую, политическую, культурную сферы, способствует росту напряженности в отношениях межнационального характера, в результате чего распространяются межэтнические конфликты, возникают оппозиционно настроенные группы, действующие посредством экстремизма для достижения результата. В результате экстремизм занимает один из верхних уровней в иерархии наиболее острых социальных проблем.

Для молодежной среды все более характерным является проявление экстремизма и экстремистского поведения, которые становятся массовым явлением. Самым уязвимым звеном для распространения экстремизма выступает молодежь в виду психологических особенностей ее возраста: низкая социальная адаптация, асоциальные установки сознания, приводящие к противоправному поведению, обостренное чувство поиска смысла жизни, романтика, стремлением к экстриму.

Способы, используемые идеологами экстремистских группировок, приводят к деформации сознания молодежи, и, как следствие, к противоправным и преступным действиям. В данном случае основное внимание государства и общества должно быть направлено на предупреждение молодежного экстремизма.

Анализ программ предупреждения распространения экстремизма в молодежной среде показал их недостаточную разработанность в плане комплексного подхода к разработке превентивных мер, отсутствия подготовки молодежи к интеграции в социальной жизни. При этом данные превентивные меры, направленные против экстремистских группировок, обязательно должны включать учет особенностей экстремизма с позиции его психологических и социально-педагогических характеристик.

В связи с этим возникает необходимость выявления социально-педагогических характеристик молодежного экстремизма, что в дальнейшем позволит разработать оптимальные социально-педагогические условия для профилактики экстремизма в молодежной среде.

Таким образом, появляется необходимость провести теоретический анализ исследований молодежного экстремизма с позиций междисциплинарного комплексного подхода, на основе данного анализа выделить его социально-педагогические характеристики и причины, что в свою очередь позволит обозначить основные направления социально-педагогической профилактики молодежного экстремизма.

Введение

Это позволяет нам сформулировать проблему исследования: каковы социально-педагогические характеристики и причины молодежного экстремизма; каковы основные направления социально-педагогической профилактики молодежного экстремизма.

Цель исследования - выявить социально-педагогические характеристики и причины молодежного экстремизма и обозначить основные направления социально-педагогической профилактики молодежного экстремизма.

Методология исследования

Исследование проблемы профилактики молодежного экстремизма в рамках педагогической науки с позиций междисциплинарного подхода основывается на теоретическом анализе научной литературы различных областей знания в рамках предметной области, а также синтезе данных, полученных в результате проведенного анализа. В статье приведен анализ понятия «экстремизм» с позиций юридической науки (Н.Н. Афанасьев, 2001; Н.Г. Барышкова, 2012; А.Ю. Головин, Т.А. Аристархова, 2013; В.Ю. Голубовский, 2006; А.Г. Хлебушкин, 2007); рассмотрены философские исследования экстремизма (А.А. Хоровинников, 2006; М.Я. Яхъяев, 2005); представлен политический подход (в.Ф. Антипенко, 2005; H. Kujat, 2002; P. Neuhauser, 1978; Н.Е. Макаров, 2005); социологический (Д.А. Лазарев, 2016); социально-психологический (Л.В. Баева, 2015; С.Н. Ениколопов, 2014); представлены зарубежные исследования политического экстремизма (L. Wilcox, 1987; Eric Hoffer, 2002; M. Arthur, Jr. Schlesinger, 1949; E. Marvick & D. Marvick, 1971; Ronald Wintrobe, 2006); выделены научно-педагогические исследования близкие к проблеме исследования (Т.Н. Петрова, Т.В. Романова, 2017; М.Н. Солнцев, 2018; Т.В. Егорова, 2004; А.В. Кузьмин 2014; Ю.Н. Зеленов, 2014; Ю.А. Акунина, 2012). Рассмотрены исследования молодежного экстремизма и причин его распространения в молодежной среде (Н.Б. Бааль, 2008; А.С. Палазян, 2014; Г.М. Акунин, 2006; В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, 2009). В основу статьи положен анализ научных статей, авторефератов и диссертаций, имеющих корреляцию с исследовательскими вопросами и основными задачами исследования. Принцип отбора научных статей в качестве источников основывался на научных трудах классиков и современников, исследующих данную проблему, а также на научных работах, включающих следующие ключевые слова: экстремизм, молодежь, молодежный экстремизм, экстремистское поведение, профилактика экстремизма.

Основная часть

Экстремизм является одной из наиболее сложных и опасных социально-экономических проблем, которая имеет междисциплинарный характер научного исследования. На сегодняшний день собралось множество различных определений экстремизма, раскрывающих тот или иной его аспект в зависимости от методологического подхода автора, но при этом единого определения экстремизма так и не выработано. Большинство исследователей, занимающихся изучением проблемы экстремизма, говорят о том, что при изучении данного явления необходим учет постоянно меняющихся условий жизни общества, таких как социальные, правовые, политические, культурные, экономические и другие.

Согласно Российскому энциклопедическому словарю (кн. 2, с. 1568) термин «экстремизм» (от лат. extremus - крайность) рассматривается как «приверженность к крайним взглядам, мерам», чаще всего он связывается со сферой политики. Данное понятие экстремизма используется относительно недавно.

https:// mir-nauki. com

Сам термин «экстремизм» не является термином педагогической науки, поэтому, для того, чтобы разработать эффективные способы и методы, определить условия социально-педагогической профилактики молодежного экстремизма необходимо рассмотреть экстремизм с позиций междисциплинарного подхода.

Проведенный нами анализ юридической и правовой литературы показал, что среди ученых данной сферы нет единого определения термина «экстремизм», при этом ярко выражены две тенденции. Согласно первой, акцент в определении делается на «крайние взгляды и меры» [1; 2], согласно второй - на «активную деятельность»1 [3; 4].

В философском исследовании явления «экстремизма» А.А. Хоровинников рассматривает его в качестве социального явления, имеющего деструктивно-деятельностный характер, возникновение и существование которого зависит от определенной модели общественного устройства. Им была выделена важнейшая для нашего исследования характеристика данного феномена - влечение к экстремизму проявляется у индивидов, не имеющих прочный социальный и экономический статус, каковыми является молодежь [5].

Другой представитель данного направления, М.Я. Яхьяев, проводя исследование экстремизма, выдвигает мысль, что в период серьезных социальных изменений, которые могут выступать в виде реформ, революций, кризисов, происходит отделение некоторых социальных групп от существующей традиционной формы социальной реальности, что в последствии и выражается в экстремизме. Им были выделены компоненты феномена экстремизма: идеология, являющаяся основой экстремистских практик; экстремистская деятельность, реализующая на практике установки экстремистской идеологии; экстремистская организация

Питером Т. Колеманом и Андреа Бартоли был проведен анализ определений понятия «экстремизм» [7]. Исследователи предложили рассматривать экстремизм в качестве деятельности личности, которая в конфликтных ситуациях может проявить более жесткую форму разрешения конфликтов, сильно отличающуюся от общепринятых форм. При этом они делали акцент на том, что охарактеризовать необходимо именно личность включая ее ценностные ориентации и позиции, а не ее действия.

Политологический подход М. Лероя позволил выделить в экстремизме его важнейшую характеристику: непризнание сложившегося политического уклада и направленность на его коренное изменение [8-10].

С позиции политического подхода к исследованию экстремизма Н.Е. Макаров выделяет ряд факторов, влияющих на его возникновение и функционирование. Таким образом, наиболее вероятно появление политического экстремизма в обществе, где падает уровень жизни населения, происходит его обеднение. При возникновении социально-экономического кризиса возрастает криминализация общества, а большая часть населения оказывается в состоянии фрустрации, дезориентации, безысходности [11].

Д.А. Лазарев отмечает, что основным фактором, влияющим на распространение экстремизма, выступает его идеологическая основа, стержнем которой является насилие, порождающее межнациональный, межконфессиональный, межрасовый конфликт [12]. Политический экстремизм сращивается с организованными преступными группировками, что в свою очередь усиливает радикальный характер.

1 Хлебушкин А.Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.

Страница 4 из 11

[6].

125PDMN620

В трудах зарубежных исследователей большой приоритет отдается исследованиям политического экстремизма. Л. Уилкокс посветил свои исследования политическим маргинальным движениям, результатом чего стало выделении им 21 предполагаемой черты политического экстремизма, например, проявление ненависти, стремление «подорвать репутацию», «навешать ярлыки», а также в качестве аргументов применять запугивание, считать, что мнение тех, кто критикует и занимает оппозиционную позицию, представляет собой зло и др. [13]. Авторы понятия «политический экстремизм» Э. Хоффер и А. Шлезингер также занимались данной проблематикой. Э. Хоффер проводит анализ психологии и различных социальных характеристик людей, которые присоединились к массовым движениям с фанатичным уклоном [14]. Заслуга А. Шлезингера заключается в том, что он вводит в политику понятие «центра», в результате политическая дискуссия затрагивает вопрос о необходимости определения, что является приемлемым для общества, а что нет [15]. Сеймур Мартин Липсет наряду с левым и правым экстремизмом выделяет «экстремизм центра», ставший основанием для фашизма [16]. Автор отмечает тот факт, что человек может принять решение о вступлении в экстремистскую группировку исходя из своих взглядов о возможности проявления агрессии по отношению к какой-либо целевой группе. Р. Винтроб говорит об общем наборе характеристик различных экстремистских движений, даже при наличии различных идеологий. Примером являются общие характеристики еврейских фундаменталистов и экстремистов ХАМАС [17]. Как видим в зарубежных исследованиях также нет единого определения экстремизма.

Л.В. Баева представляет результаты социально-психологического анализа феномена экстремизма, где говорит о том, что в основу экстремизма и его идеологии входит теория превосходства некоторых субъектов (личности, субкультуры, политические партии) и неполноценность других. Основную причину экстремизма она видит в психологическом барьере «свой - чужой» и возникновении чувства страха перед отличающимися чем-то от нас людьми [18].

Применение социально-психологического подхода к изучению экстремизма отражено в исследовании термина «зло», проводимого С.Н. Ениколоповым. Выводом данного исследования стало выделение элементов зла, которые можно представить в виде насильственных действий, непропорциональных вызывающим их условиям, повторяющихся на постоянной основе [19]. Основной элемент насилия - это принуждение, которое осуществляется посредством оказания воздействия на психику человека различными средствами. В качестве отличительных характеристик автором было выделено применение силы, которое может нанести ущерб базовым потребностям человека или самой жизни [19]. Беря за основу исследование Ениколопова С.Н., можно сказать, что экстремизм и его пропаганда могут выступать разновидностью зла и насилия.

Схожие исследования есть и у зарубежных исследователей. Германский исследователь Гундула Шафер-Фогель в своем исследовании рассматривает возможности применения мер по профилактике и борьбе с молодежью, имеющей склонность к преступному поведению или уже являющейся преступниками. Это категория молодых людей, предрасположенных к насилию и агрессии и часто примыкающих к экстремистским группировкам для реализации своих стремлений. В качестве меры по профилактике молодежного экстремизма Гундула Шафер-Фогель предлагает поведенческую терапию, направленную на предотвращение агрессивного, насильственного социального поведения. Предполагается, что в результате такой терапии агрессивная молодежь обучается умению контролировать собственное поведение и применять стратеги, которые могут стать альтернативой на пути преодоления конфликта и фрустрации [20, с. 486-493]. Здесь же необходимо рассмотреть и подход Ф. Петерманна, который утверждает, что появление агрессии у молодежи связано с искажением процессов восприятия. Для решения данной проблемы Ф. Петерманн предложил

тренинг, в процессе которого отрабатываются когнитивные и социальные навыки. В процессе такого тренинга отрабатывается новое восприятие как своих, так и чужих проблем, а также человек научается чувствовать других. Включение ролевых игр в такой тренинг позволяет отработать навык нового подхода к решению проблем и совершению действий, что позволяет лучше разрешать возникающие проблемные ситуации. Это позволяет сформировать у молодежи новое социальное поведение в преодолении склонности к насилию и агрессии [20, с. 486-493].

Для нашей научной работы большое значение имеют научно-педагогические исследования близкие нам по тематике, в которых раскрывается понятие экстремизма и различные аспекты его профилактики. Так, в своем исследовании по профилактике молодежного экстремизма Т.Н. Петрова и Т.В. Романова связывают экстремизм с проявлениями агрессии, но при этом отмечают, что он обладает своими отличительными чертами, что не позволяет его отождествить с агрессией. В их исследовании экстремизм представлен как совокупность крайней формы интолерантности, агрессии и насилия, рассматриваемые как методы, выражающие непримиримость к другому [21].

Солнцев М.Н. проводит исследование педагогических условий профилактики подросткового экстремизма и внедрение их в социально-культурную деятельность общеобразовательной школы. Он дает определение подростковому экстремизму как протестному новационному контркультурному течению, способному противостоять принятым в обществе социальным нормам, в результате чего образуется новое «культурное ядро», включающее собственную специфическую систему культурных ценностей, имеющих деструктивный потенциал [22].

Исследование Егоровой Т.В. посвящено изучению молодежных неформальных объединений экстремистской направленности, а также профилактическим возможностям социально-педагогической работы с ними. Исследователем дано слишком общее понятие экстремизма как приверженности «крайним идеям, взглядам и действиям»; выделены характерные черты экстремизма, проявляющиеся в насилии или угрозе насилия, в однобоком восприятии проблем и таком же поиске путей их решения, в навязывании своих принципов и взглядов, в глубоком фанатизме, при этом упор делается на проявление чувств, инстинктов, предрассудков, а не на разумное начало, в неспособности или пренебрежении толерантностью, компромиссами [23].

Кузьмин А.В. в своем исследовании отождествляет понятия экстремизма и экстремистской деятельности и придает им правовой аспект, рассматривая их как противоправные действия, являющиеся опасными для общества, так как отрицается существующий государственный либо общественный порядок посредством действий, которые запрещены действующим законодательством. Автор также говорит о возможности исследования экстремизма в качестве социально-культурного явления, характеризующегося публичным характером, затрагивающим ту область интересов, которая имеет важное значение для определенной общественной группы с целью вовлечения в нее более широкого круга лиц. Опасность для социума в данном случае возрастает в связи с тем, что расширяется круг сторонников экстремистской идеологии. Кузьмин А.В. отмечает, что социально-культурное понимание экстремизма выступает методологической основой, на базе которой можно разработать педагогическую концепцию профилактики экстремизма [24].

Зеленов Ю.Н. формулируя определение экстремизма пытается придать ему междисциплинарный характер. Он отмечает, что это позволит более эффективно организовать педагогическую профилактику экстремизма как негативного социального явления. Зеленов Ю.Н. рассматривает экстремизм в качестве коллективного и индивидуального мировоззрения и основанной на нем деятельности, при этом их содержание основано на взращивании

идеологии радикального толка, которая пропагандирует проявление нетерпимости и враждебного отношения к лицам, имеющим отличия от представителей данной идеологии по определенным признакам, либо выступающей как призыв насильственно свергнуть действующий конституционный строй [25].

Изучая явление экстремизма, необходимо рассмотреть факторы, влияющие на его возникновение и развитие. К таким факторам можно отнести проявления социально-экономического кризиса, который влияет на ухудшение условий жизни большей части населения и приводит к обеднению населения, все это сопровождается ослаблением государственной власти, подрывом авторитета ее институтов; в обществе отмечается снижение дисциплины, при этом наблюдается тенденция роста антисоциальных проявлений, что приводит к распаду существующей ранее системы ценностей, усиливается чувство принижения национального достоинства и т. д.

Все это влияет на зарождение экстремистских настроений в обществе, при этом снижается возможность государственных структур обеспечить эффективное противостояние экстремизму, в тоже время возрастает роль образовательных организаций в противодействии распространению экстремизма в молодежной среде.

Очень глубокое научное исследование причин экстремизма с позиций различных подходов приведено в работе Ю.А. Акуниной. Так Акунина Ю.А. отмечает, что с позиций педагогической науки понимание экстремизма, с учетом его социокультурной природы, базируется на научных трудах, в которых формирование личности рассматривается в виде нормы, либо патологии, это исследования Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др. [26].

Большинство исследователей сходятся во мнении, что основной причиной распространения экстремизма в России выступает социальная дезорганизация граждан. При этом данная ситуация осложняется невозможностью правительством вовремя оценить опасность экстремизма и разработать соответствующие необходимые профилактические меры, результатом этого выступают трагические события, которые приводят к совершенно невинным жертвам.

Очень важное значение имеет исследование Н.Б. Бааль, в котором раскрывается значение понятия «молодежный экстремизм», а также выделяются его причины, для которых характерны следующие тенденции: снижается социальная и политическая защищенность молодежи, экономика и социальная сфера проявляют черты неустойчивости, нет условий для движения молодежи в рамках социальных лифтов, ухудшается социальная мобильность, растет имущественное и социальное расслоение граждан [27].

Особенностью молодежного экстремизма является его проявление в социально-политической, финансовой и информационной сфере. Принимаемые государством меры оказываются недостаточными, поэтому молодежный экстремизм выступает как показатель общесистемного кризиса российского государства [28].

Еще одной из причин распространения молодежного экстремизма выступает недостаточная социальная адаптация молодежи, ее интолерантность, а также формирование асоциальных установок сознания, что приводит к проявлению противоправных образцов ее поведения [29].

В.И. Чупров, исследуя проблему распространения экстремизма среди молодежи, выделяет два вида причин: внутренние, которые характеризуются социально-групповыми особенностями самой молодежи, и внешние, когда молодые люди используются для осуществления целей политического, национального, религиозного и криминального

https:// mir-nauki. com

характера. При этом причины молодежного экстремизма будут определены через социально-психологические особенности молодежи и ее взаимодействие в качестве социальной группы с обществом. Это отражается в особенностях группового сознания и способствующих его формированию условий, влияющих на жизнедеятельность молодых людей [30]. Также им был выделен ряд особенностей сознания молодежи, влияющих на зарождение экстремистского поведения: экстремальность, лабильность, при этом он подчеркивает, что эти особенности сознания могут усиливаться процессами глобализации и индивидуализации [30].

Таким образом, мы можем сказать, что молодое поколение представляет особую группу риска, подверженную влиянию экстремизма в силу своих возрастных особенностей, проявляющихся обостренным чувством поиска смысла жизни, романтикой, стремлением к экстриму. Усугубляется данное положение серьезным кризисом, охватившим молодежь в последнее время, который характеризуется влиянием на молодежь противоречивых нравственных приоритетов, это позволяет определять ее в качестве сложного социально-педагогического явления, которое требует внимание государственного и общественного институтов. Приоритетная роль в противодействии распространению экстремистских настроений среди молодежи должна быть отдана именно образовательным учреждениям, так как именно они способны содействовать процессу интеграции молодежи в обществе, а также адаптации в нем.

Приведенный анализ причин молодежного экстремизма показал их многообразие и невозможность четкого определения их постоянного перечня. В различных ситуациях и обществах на передний план могут выступать те или иные причины, причем здесь большое значение имеет подход самого исследователя.

Таким образом, в качестве социально-педагогических характеристик экстремизма мы считаем необходимым выделить следующие его аспекты: низкий уровень образования и культуры; недостаточная социальная адаптация молодежи, ее интолерантность, а также формирование асоциальных установок сознания; нет условий для движения молодежи в рамках социальных лифтов; гражданственность и патриотизм теряют привлекательность в глазах молодежи, все больше она ориентируется на ценности Запада; отсутствует преемственность ценностей и нравственных установок между поколениями; социально-экономический кризис и политическая неопределенность привели к криминализации сознания молодежи, что в свою очередь повлияло на изменение ценностных ориентаций молодежи.

Следовательно, в качестве основных направлений социально-педагогической профилактики молодежного экстремизма мы можем обозначить следующие: расширение правового обучения, посредством расширения информации правового содержания об экстремизме в рамках образовательного процесса; привлечение молодежи к социально активной деятельности, имеющей яркие, увлекательные и жизнеутверждающие цели, что возможно в рамках деятельности различных общественных организаций и в рамках образовательного учреждения; необходимо повысить образовательный и культурный уровень молодежи; необходимо оказать поддержку молодежи в процессе ее социализации в профессиональной и личностной сферах.

Заключение

https:// mir-nauki. com

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

16.

Афанасьев, Н.Н. Идеология терроризма / Н.Н. Афанасьев // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - №1. - С. 224-235.

Голубовский В.Ю. О совершенствовании деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних: Материалы Международной научно-практической конференции (26-27 августа 2005 г.). М.: ДООП МВД России; ВНИИ МВД России, 2006.

Барышкова Н.Г. Экстремальность и экстремизм // Экстремизм как цивилизационный вызов. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2012. - С. 105-117.

Головин А.Ю., Аристархова Т.А. Сущность экстремизма и особенности его проявления в молодежной среде // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - №. 3-2. 2013. - С. 3-9.

Хоровинников А.А. Философско-идеологические основания феномена экстремизма [Текст] / А.А. Хоровинников // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. Специальный выпуск Актуальные проблемы гуманитарных наук. - Самара: Самарский научный центр Российской академии наук. Президиум СНЦ РАН, 2006. - № 4. С. 287-291.

Яхъяев М.Я. Истоки и причины существования экстремизма как негативного социального явления [Текст] / М.Я. Яхъяев // М.: МакБланш, 2005 - №25. - 288 с.

Coleman Peter T., Bartoli Andrea. Addressing Extremism. The International Center for Cooperation and Conflict Resolution (ICCCR), Teachers College, Columbia Un. // The Institute for Conflict Analysis and Resolution (ICAR), George Mason Un., 2003. p. 2.

Антипенко, В.Ф. Особенности соотношения международного и национального права в сфере борьбы с терроризмом [Текст] / В.Ф. Антипенко // Государство и право. - 2005. - № 1. - С. 104-108.

Kujat, H. The Reorientation of the German Armed Forces. Jointness and Asimmetric Warfare as Influential Factors // Military Technology. - 2002. - № 6. - S. 37-43.

Neuhauser, P. The Mind of a German Terrorist: Interview with M.C. Baumann // Encounter. - 1978. - September. - Р. 81-88.

Макаров Н.Е. Исторические и социальные аспекты политического экстремизма [Текст] / Н.Е. Макаров // История государства и права. - М.: ООО Издательская группа Юрист, 2005. - №8. - С. 9-14.

Лазарев Д.А. Религиозный экстремизм как социальная проблема современной России [Текст] / Д.А. Лазарев // Общество и право, 2016. - № 1(55). - С. 279-282.

Wilcox, L. «What Is Political Extremism» // The Voluntaryist Newsletter, 1987. - №27, pp. 1-6.

Hoffer Eric. The True Believer: Thoughts on the Nature of Mass Movements. Various editions, 2002. - 378 p.

Arthur M., Schlesinger Jr. The Vital Center: A Fighting Faith. Cambridge: Riverside Press. - Boston: Houghton Mifflin, 1949. - 147 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Marvick, E., & Marvick, D. (1971). The Politics of Unreason: Right-Wing Extremism in America, 1790-1970. By Seymour M. Lipset and Earl Raab. (New York: Harper and

https:// mir-nauki. com

17.

18.

19.

20.

21. 22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Row. 1970. Pp. xxiv, 547. $12.50.). American Political Science Review, 65(2), 525527. doi: 10.2307/1954479.

Ronald Wintrobe Rational extremism: the political economy of radicalism. Cambridge University Press, 2006. - 298 p. ISBN 978- 0-521-85964-6.

Баева Л.В. Молодежный экстремизм в современной России [Текст] / Л.В. Баева // Обзор. НЦПТИ, 2015. - № 5. - С. 16-21.

Ениколопов С.Н. Психология зла - 2. [Текст] / С.Н. Ениколопов // Троицкий вариант. - №16(160), 12 августа 2014 г. - С. 6-7.

Gundula Schafer-Vogel Gtwalttatige Jugendkulturen-Symptom der Erosion kommunikativer Strukturen. (Vol. K 134). - Berlin: Duncker & Humblot, 2007. -600 с.

Петрова Т.Н., Романова Т.В. Работа куратора по профилактике межнациональных конфликтов в студенческой группе [Текст] / Т.Н. Петрова, Т.В. Романова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2017. - № 3(95), ч. 1. - С. 135-141.

Солнцев, М.Н. Технологический потенциал социально-культурной деятельности в профилактике деструктивных поведенческих стратегий подростков [Текст] / М.Н. Солнцев // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2018. - № 174. С. 143-149.

Егорова Т.В. Особенности поведения молодежи в неформальных объединениях экстремистской направленности (на материале Германии). [Текст] / Т.В. Егорова // Актуальные проблемы современной науки. - №4. - 2004. - C. 85-88.

Кузьмин А.В. Воспитательный аспект профилактики экстремистского поведения несовершеннолетних [Текст] / А.В. Кузьмин // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 12. С. 170-175.

Зеленов, Ю.Н. Педагогическая деятельность в высших учебных заведениях как элемент системы профилактики молодежного экстремизма [Текст] / Ю.Н. Зеленов // Инновации в образовании. - 2014. - № 9. - С. 121-127.

Акунина Ю.А. Социально-культурные условия профилактики деструктивных протестных настроений среди молодежи [Текст] / Ю.А. Акунина // Вестник МГУКИ. 2012. №4 (48). URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/sotsialno-kulturnye-usloviya-profilaktiki-destruktivnyh-protestnyh-nastroeniy-sredi-molodezhi (дата обращения: 20.12.2020).

Бааль Н.Б. Социально-философский анализ развития молодежных экстремистских организаций в постсоветской России [Текст] / Н.Б. Бааль // История государства и права. 2008. - №18. - С. 12-13.

Палазян А.С. Молодежный экстремизм в России: историко-правовой аспект [Текст] / А С. Палазян // Общество и право, 2014. - №2. - С. 24-28.

Акунин Г.М. Религиозный терроризм как установка сознания [Текст] / Г.М. Акунин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2006. - № 3, ч. 1. - С. 30-34.

Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции [Текст] / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок // Российская акад. наук, Ин-т социально-политических исслед. - Москва: Academia, 2009. - 320 с.

https:// mir-nauki. com

Temirezova Liana Ruslanovna

Karachay-Cherkess republican institute of professional development of educational workers, Cherkessk, Russia

E-mail: [email protected]

Young people extremism: social and pedagogical aspect

Abstract. The various public life spheres modernization in recent years has led to a value system transformation, therefore this increased tension in inter-ethnic relations, and as a result, interethnic conflicts are spreading, opposition-minded groups arise, that acting through extremism to achieve results. The most vulnerable link for the extremism spread is young people because of their age psychological characteristics.

Preventive measures directed against extremist groups must necessarily taking into account the extremism peculiarities from its psychological and socio-pedagogical characteristics perspective. In this regard, it becomes necessary to identify the socio-pedagogical characteristics of young people extremism, which in the future will make it possible to develop optimal socio-pedagogical conditions for extremism prevention in the young people environment.

The article is devoted to an interdisciplinary domestic and foreign studies analysis that studies the extremism preventing problems among young people. The article discusses various approaches to defining the concept of "extremism". The authors focus on pedagogical research on the problem of extremism and its prevention.

The article reveals the factors influencing the extremism emergence and development, as well as the reasons for the young people extremism spread.

The authors conclude that the following aspects can be singled out as the social and pedagogical extremism characteristics: low education and culture level; insufficient young people social adaptation; the young people inability to make way within the social elevators scope; lowering the priority of civil and patriotic values; there is no values and moral attitudes continuity between generations; young people consciousness criminalization, changes in the young people value orientations.

Extremism social and pedagogical characteristics allocation allows us to outline the main social and pedagogical prevention directions in the professional education process. The authors identified the following as the main directions of young people extremism social and pedagogical prevention: expanding legal education by expanding legal content information about extremism within the educational process; involving young people in social activities that have bright, exciting, and life-affirming goals, which is possible within the scope of the various public organizations' activities; the need to improve the young people educational and cultural level; the need to support young people in their socialization process in the professional and personal spheres.

Keywords: extremism; young people; extremist behavior; extremist activity; extremist organizations; extremism prevention; social and pedagogical prevention

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.