Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ КАК РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ'

МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ КАК РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
214
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная экономика / молодежное предпринимательство / социально-экономическое развитие региона. / regional economy / youth entrepreneurship / socio-economic development of the region.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Г.П. Сорокина, Д.Г.Турлаков

Развитие региона, успешное формирование пласта социально-активного населения, способного противопоставить постоянным вызовам перманентного изменения, связанного, в том числе с цифровой экономикой, нестабильной внешнеэкономической средой, а также природными явлениями, вести эффективную осознанную деятельность по трансформации окружающей среды в комфортную для проживания, напрямую зависит от экономической и социальной активности молодежи. Данное утверждение авторы на основе статистических и социально-экономических исследований обосновали в этой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Г.П. Сорокина, Д.Г.Турлаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH PROJECT INITIATIVES AS A RESOURCE FOR LOCAL COMMUNITIES

Development of the region, the successful formation of a layer of socially active population capable of withstanding the constant challenges of permanent changes associated, inter alia, with the digital economy, an unstable external economic environment, as well as natural phenomena and social activity young people. The authors substantiated this claim based on the statistical and socio-economic studies in this article.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ КАК РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ»

VIII Международная научно-практическая конференция

УДК 37

Г.П. Сорокина G.P. Sorokina,

доктор экономических наук, доцент Государственный университет управления

Д.Г.Турлаков D. G. Turlakov аспирант Московского политехнического университета

МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ КАК РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ

YOUTH PROJECT INITIATIVES AS A RESOURCE FOR LOCAL

COMMUNITIES

Аннотация. Развитие региона, успешное формирование пласта социально-активного населения, способного противопоставить постоянным вызовам перманентного изменения, связанного, в том числе с цифровой экономикой, нестабильной внешнеэкономической средой, а также природными явлениями, вести эффективную осознанную деятельность по трансформации окружающей среды в комфортную для проживания, напрямую зависит от экономической и социальной активности молодежи. Данное утверждение авторы на основе статистических и социально-экономических исследований обосновали в этой статье.

Abstract. Development of the region, the successful formation of a layer of socially active population capable of withstanding the constant challenges of permanent changes associated, inter alia, with the digital economy, an unstable external economic environment, as well as natural phenomena and social activity young people. The authors substantiated this claim based on the statistical and socio-economic studies in this article.

Ключевые слова, региональная экономика, молодежное предпринимательство, социально-экономическое развитие региона.

Key words. regional economy, youth entrepreneurship, socio-economic development of the

region.

Формирование экономики региона связанно с экономической активностью населения и одновременно с системой управления регионом. Одним из самых чувствительных к качеству управления сегментов социальной структуры

«Вопросы развития современной науки и техники» региона является система образования. Молодежь первая реагирует на сигналы, пусть даже неосознанные, которые посылает окружающая обстановка. В основу нашего исследования легла гипотеза о том, что, изучив интересы и предпринимательскую активность молодежи в области социального и коммерческого предпринимательства, можно сделать вывод о перспективах развития региона и проблемных точках региона и страны в целом. Массивом, на базе которого строилось исследование, послужили проекты Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия». В этом исследовании мы ограничились пока изучением и сопоставлением с показателями социально-экономического развития региона данных конкурса 2019-2020 года. В 17 сезоне конкурса приняло участие 63011 человек, что и составило выборку для исследования взаимосвязи активности молодежи и уровня регионального развития.

В качестве первого сопоставления был выбран рейтинг российских регионов по качеству жизни, который проводит ежегодно РИА. Рейтинг формируется на основе анализа открытых данных Росстата, Минздрава, Минфина, Центробанка и других источников [1]. В результате обыкновенного корреляционного анализа была выявлена заметная связь между количеством участников конкурса от региона и уровнем качества жизни по данным рейтинга ria.ru. Коэффициент корреляции рядов данных оказался равен 0,6. В процессе исследования в качестве стартовой гипотезы мы рассматривали высокую роль влияния молодежи на развитие региона, однако рассмотрев все исходные данные отмели данную гипотезу как не состоятельную, в связи с тем, что доля участников конкурса в общем количестве жителей региона составляет не более 0,35 %, что очень мало для значительного влияния на социально-экономические показатели региона. Наши сомнения подтвердил и результат математических вычислений, и хотя коэффициент корреляции между первым квартилем самых активных регионов по количеству участников и их показателей социально-экономического развития показал среднюю тесноту связи (значение

VIII Международная научно-практическая конференция коэффициента 0,53), а в остальных трех квартилях зависимость между данными

была очень слабая (коэффициент корреляции не превышал 0,25) мы, на основе

опросов участников и статистических наблюдений сформировали иную

гипотезу, которая предполагала, что эффективное управление регионом,

высокий уровень жизни формируют благоприятную среду для развития

молодежной активности, в том числе влияет на вовлечение молодежи в

предпринимательскую деятельность, волонтерство и благотворительность. Для

подтверждения гипотезы мы сначала провели математический анализ

зависимости социально экономического развития регионов и активности

молодежи в рамках конкурса «Моя страна - моя Россия» для регионов, входящих

в первый квартиль по оценке социально-экономического развития, в результате

мы получили высокую степень зависимости между данными показателями

(коэффициент корреляции составил 0,73), причем зависимость между

показателями в остальных квартилях не превышала 0,1. Вторым этапом был

качественный анализ регионов и оценка проектов, реализуемых молодежью в

этих регионах. В исследование попали регионы, указанные в таблице 1.

Таблица 1. Исходные данные для анализа по регионам, имеющим наивысшие показатели социально-экономического развития [2]

Регион Количество Рейтинго- Количество Численность

участников вый балл по жителей работников малых и

конкурса 2020 года методике РИА региона, чел средних предприятий, тыс.чел

Белгородская 700 63,978 1548284 127,4

область

Воронежская 970 61,981 2326013 224,0

область

Город Москва 2354 79,275 12646679 1458,9

Город Санкт- 3326 77,308 5390977 723,2

Петербург

Город 332 55,355 446174 30,3

Севастополь

Калининградская 369 59,247 1007349 127,8

область

«Вопросы развития современной науки и техники»

Продолжение таблицы 1

Калужская область 226 53,369 1005978 89,7

Краснодарский 3960 63,067 5661848 402,5

край

Курская область 932 54,319 1105524 66,3

Ленинградская область 979 60,695 1861869 133,8

Липецкая 1915 58,466 1141703 85,5

область

Московская 3405 74,5 7645255 643,6

область

Нижегородская область 699 55,519 3208785 393,9

Республика 1382 66,806 3900758 375,7

Татарстан

Ростовская 932 54,415 4200071 310,4

область

Самарская 563 55,368 3181285 286,6

область

Свердловская 805 57,141 4313190 414,7

область

Тульская область 557 54,51 1472472 112,1

Тюменская 1070 57,022 3740252 282,6

область

Ханты- 584 58,813 1669236 116,3

Мансийский

автономный

округ-Югра

Ямало-Ненецкий 773 58,181 542961 30,6

автономный

округ

Было проанализировано количество занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в этих регионах и оценена степень связи с количеством участников конкурса и данные ряды показали также средний уровень линейной взаимосвязи. Однако более высокую степень взаимосвязи показали эти данные не только по анализируемым регионам, но также и по всем регионам Российской Федерации.

2020 год проходит под знаменем празднования 75-летия победы над фашизмом, возросший интерес к истории в юбилейный год совершенно обоснован, это подтвердилось и на участниках конкурса «Моя страна-моя Россия», доля которых в общем количестве проектов составила более 18,67 %.

347

VIII Международная научно-практическая конференция Молодежь традиционно волнует проблемы, с которыми они сталкиваются

ежедневно, это рассматривалось авторами в предыдущей статье на примере

конкурса, ориентированного на школьников [3], конкурс «Моя страна - моя

Россия» имея большую выборку подтверждает эту гипотезу, конкурсные работы,

ориентированные на поддержание семьи, связанные с успешными

педагогическими практиками, составили более четверти от всех работ,

присланных на конкурс.

Еще один вопрос, который волнует молодежь — это состояние

окружающей среды. Данные ранее опубликованных исследования, проведенные

на базе данных Всероссийского конкурса для педагогов и проектных команд,

обучающихся «Школьная проектная олимпиада» [4] полностью подтверждают

предположение, выдвинутое в настоящем исследовании, о том, что основой для

оценки социально-экономичкого состояния региона может стать анализ

проектных инициатив молодежи, так, например, проекты в экологической

номинации конкурса подали более 12 % участников.

Окружающая действительность — это не только экология, семья и

образование, это еще и формирование комфортной среды для проживания,

жизнедеятельности и культурного развития. Оценку значимости этих аспектов

для молодежи отражают результаты конкурса. Номинации, связанные с

благоустройством своей малой Родины - города, села, ориентацией на

повышение качества жизни людей привлекли около 20 % от всех участников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характерно, что молодежь готова не просто заниматься изучением проблем

регионов, но и активно участвовать в изменении жизни, формируя в регионах

молодежные сообщества, организуя социальный, туристический,

высокотехнологичный бизнес, создавая инновационные продукты,

ориентированные на повышение качества жизни людей.

Так, одной из победителей конкурса «Моя страна - моя Россия» в 2020

году стала Ксения Мишутина, жительница города Няндома Архангельской

области, которая представила инициативу проведения форума «Няндома ЗА!»

для открытого диалога социально активной молодежи родного района с

«Вопросы развития современной науки и техники» представителями государственной власти. Проект Ксении, действующий с 2018

года, даёт свои результаты: в городе Няндома построили скейтпарк и каток с

бесплатным для школьников прокатом коньков, совершенствуется и развивается

городская среда, создаются открытые общественные пространства современного

типа [5].

Еще одним примером практического участия молодежи в формировании комфортной безбарьерной городской среды является проект победительницы конкурса «Моя страна - моя Россия» Дарьи Датченко, студентки ЮжноРоссийского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, разработавшей мобильное приложение, адаптирующее заведения общественного питания для людей с нарушением зрения. Разработка дает возможность ознакомиться с голосовой версией меню кафе или ресторана и сделать заказ. Кроме совершенствования самой программы, команда Дарьи обучает персонал заведения правилам обслуживания слабовидящих людей. На сегодняшний день уже адаптировано 17 заведений в 8 городах Юга России: Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Таганроге, Ставрополе, Кисловодске, Краснодаре, Новороссийске и Астрахани [5].

Инициативы, посвященные исторической тематике, в большинстве случаев также затрагивают сферу социально-экономического, культурного развития российских территорий. Так, Мария Залецкая, директор Новоладожского Центра культуры, спорта и развития Ленинградской области, в конкурсе «Моя страна - моя Россия» представила проект создания арт-пространства интерактивной истории о героях Великой Отечественной войны. Пространство создается в виде лабиринта с дополненной реальностью, возможностью организации реконструкций боев и быта военных лет, показа театрализованных тематических зарисовок и проведения мастер-классов для жителей области [5].

Все большее число педагогических проектов, участвующих в конкурсе «Моя страна - моя Россия» направлены на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. Евгений Биловол, учитель физики и

VIII Международная научно-практическая конференция информатики школы № 13 имени А. А. Завитухина, также является

преподавателем центра ДНК им. С.В. Ильюшина Вологодского

государственного университета. В финале конкурса Евгений представил проект

многофункциональной программируемой платформы с методическим и

программным сопровождением «Инженер будущего». Представленная

разработка позволит внедрить робототехнику в образовательный процесс

школы: сделать доступным создание собственных умных программируемых

устройств учащимися для выполнения проектной, исследовательской и

дополнительной профессиональной деятельности [5].

Все более значимую позицию приобретает социальное предпринимательство. Юна Никишкина, социальный предприниматель из Липецкой области, стала победителем Всероссийского конкурса «Моя страна -моя Россия» в 2020 году. Проект представляет игру-азбуку для детей с нарушениями слуха. Азбука представляет собой настольную игру из деревянных элементов с изображениями жестов и букв, которая может оказать помощь родителям в руководстве чтением детей. Дактиль не имеет аналогов, разработка имеет патент. На сегодняшний день команда предпринимателя переводит азбуку на 40 языков мира по заказам из иностранных государств [5].

Вывод:

Проведенный статистический анализ и опросы позволили сформировать теоретическое обоснование полученным результатам и выявить определенные закономерности.

Экономико-социальная политика региональных властей напрямую влияет на социальную активность населения, особенно молодежи.

Это объясняется, во-первых, уровнем занятости в регионе и уверенностью в завтрашнем дне [6]. Не секрет, что высокий уровень безработицы в регионе вызывает эффект отрицательной миграции. Уровень географической мобильности [7] выше у молодежи, а, следовательно, основной отток из социально неблагополучного региона происходит за счет молодых и успешных кадров. Молодой человек постоянно находится в поиске наиболее

«Вопросы развития современной науки и техники» благоприятных условий существования и надеется на свой профессиональный

рост [8], отсутствие занятости ведет либо к переезду молодого человека, либо к

деградации, и только часть социально - активного населения начинает само

изменять ситуацию вокруг себя [9]..

Во-вторых, влияние экономико-социальной политики на молодежь сказывается в виде существующей образовательной и культурной инфраструктуры [10]. Высокий уровень образования в регионе, наличие возможности развиваться культурно формирует у молодежи социально-активное отношение к жизни. Проблема сокращения школ в сельских регионах, например, привела к еще более резкому сокращению маленьких сельских поселений и вымиранию деревень. Асимметрия в распределении вузов в России ведет к миграции молодых кадров в крупные городские агломерации, в которых сосредоточены основные образовательные центры: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и т.д [11].

В-третьих, наличие в регионе достаточно комфортных медико-социальных условий.

В-четвертых, формирование в регионе благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

Существует прямая зависимость между количеством занятых в регионе на предприятиях малого и среднего бизнеса и активностью молодежи в конкурсах, связанных с развитием социальных и предпринимательских идей.

Проблемы, которые в наибольшей мере волнуют молодежь в регионе можно определить по тематике проектных работ молодежных конкурсов.

Библиографический список:

1. Рейтинг российских регионов по качеству жизни - 2019// РИА новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20200217/1564483827.html (дата обращения: 10.04.2021).

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/ (дата обращения: 14.04.2021).

VIII Международная научно-практическая конференция

3. Сорокина Г.П., Турлаков Д.Г., Чигарина А.Ю Молодежное социальное проектирование в пространственном развитии России// Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 8(109). - С. 1273-1276.

4. Сорокина Г.П., Менников В.Е., Харитонова Е.Е. Роль социального проектирования в социально-экономическом развитии региона// Russian Economic Bulletin. 2019. Т. 2. № 6. С. 116-121.

5. Официальный сайт конкурса «Моя страна-моя Россия» [Электронный ресурс]. URL: https://moyastrana.ru/ (дата обращения: 14.04.2021).

6. Соловьева Т.С., Попов А.В. Социально-экономическое положение молодежи в современной России (на примере Вологодской области) // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. №2 (42) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ra/artide/n/sotsialno-ekonomicheskoe-polozhenie-molodezhi-v-sovremennoy-rossii-na-primere-vologodskoy-oblasti (дата обращения: 13.04.2021).

7. Стрельникова А. Перемещения в пространственных координатах: больше, чем географическая мобильность // INTER. 2014. №8 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peremescheniya-v-prostranstvennyh-koordinatah-bolshe-chem-geograficheskaya-mobilnost (дата обращения: 12.04.2021).

8. Скок Н.И., Кондратьева А.Д. Социальная мобильность российской молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-mobilnost-rossiyskoy-molodezhi (дата обращения: 13.04.2021).

9. Пастухова Л.С. Проектный метод в вопросах подготовки молодых лидеров местных сообществ// Элиты и лидеры: стратегии формирования в современном университете. Материалы Международного конгресса. Под редакцией А.П. Лунева, П.Л. Карабущенко. 2017. С. 259-260.

10. Пастухова Л.С., Дусенко С.В. Социокультурные ресурсы молодёжного социального проектирования для развития местных сообществ// Влияние туризма на развитие территорий: корректировка целей и ценностей. Материалы

«Вопросы развития современной науки и техники» международной научно-практической конференции. М.: Московский

гуманитарный университет, 2018. С. 52-58.

11. Проскура О.В., Герасимчук И.Ю. Понятие мобильности. Виды

мобильности. Академическая мобильность // Вестник ЧелГУ. 2014. №13 (342)

[Электронный ресурс]. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/ponyatie-mobilnosti-

vidy-mobilnosti-akademicheskayamobilnost (дата обращения: 11.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.