Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ФОРМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВИРТУАЛЬНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ФОРМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЛЕТНИЕ ШКОЛЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стабровская Алина Владимировна

Статья посвящена виртуальной международной академической мобильности как одному из наиболее приоритетных направлений международной деятельности высших учебных заведений. Изучены основные методические рекомендации европейских фондов и ассоциаций, на базе которых разработан план подготовки проекта любого типа виртуальной мобильности. Предложены педагогические и организационные условия внедрения программ дистанционных обменов. Особое внимание уделено формату онлайн летних школ. Исследование было проведено на базе Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Сформулированы необходимые этапы подготовки летних школ, рекомендуемые формы взаимодействия с участниками, а также образовательные, воспитательные и развивающие задачи проекта. Сделан вывод о необходимости привлечения студенческой аудитории к программам виртуального сотрудничества, а также повышения необходимых компетенций сотрудников вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL ACADEMIC MOBILITY AND FORMS OF ITS IMPLEMENTATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION

The article is devoted to virtual international academic mobility, which is one of the highest priority areas of international activities of higher educational establishments. The main methodological recommendations of European foundations and associations have been analyzed. On their basis, a plan for preparing a project for any type of virtual mobility has been developed. Pedagogical and organizational conditions for the implementation of distance exchange programs are proposed. Particular attention is paid to the format of online summer schools. The study was conducted on the basis of Moscow Pedagogical State University (MPGU). The necessary stages of preparation of summer schools, recommended forms of interaction with participants, as well as educational, formative and developmental tasks of the project are formulated. It is concluded that it is necessary to attract students to virtual cooperation programs, as well as to increase the necessary competencies of university staff.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ФОРМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-2-79-85

ВИРТУАЛЬНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ФОРМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. В. Стабровская

Аннотация. Статья посвящена виртуальной международной академической мобильности как одному из наиболее приоритетных направлений международной деятельности высших учебных заведений. Изучены основные методические рекомендации европейских фондов и ассоциаций, на базе которых разработан план подготовки проекта любого типа виртуальной мобильности. Предложены педагогические и организационные условия внедрения программ дистанционных обменов. Особое внимание уделено формату онлайн летних школ. Исследование было проведено на базе Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Сформулированы необходимые этапы подготовки летних школ, рекомендуемые формы взаимодействия с участниками, а также образовательные, воспитательные и развивающие задачи проекта. Сделан вывод о необходимости привлечения студенческой аудитории к программам виртуального сотрудничества, а также повышения необходимых компетенций сотрудников вузов.

Ключевые слова: академическая мобильность, международное сотрудничество, летние школы, цифровизация, виртуальные технологии.

VIRTUAL ACADEMIC MOBILITY AND FORMS

OF ITS IMPLEMENTATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

OF HIGHER EDUCATION

A. V. Stabrovskaya

Abstract. The article is devoted to virtual international academic mobility, which is one of the highest priority areas of international activities of higher educational establishments. The main methodological recommendations of European foundations and associations have been analyzed. On their basis, a plan for preparing a project for any type of virtual mobility has

© Стабровская А. В., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

been developed. Pedagogical and organizational conditions for the implementation of distance exchange programs are proposed. Particular attention is paid to the format of online summer schools. The study was conducted on the basis of Moscow Pedagogical State University (MPGU). The necessary stages of preparation of summer schools, recommended forms of interaction with participants, as well as educational, formative and developmental tasks of the project are formulated. It is concluded that it is necessary to attract students to virtual cooperation programs, as well as to increase the necessary competencies of university staff.

Keywords: academic mobility, international cooperation, summer schools, digitalization, virtual technologies.

Активная международная деятельность высшего учебного заведения является идентификатором его эффективности и конкурентоспособности на мировом образовательном рынке. К необходимым критериям успешной международной деятельности относятся: количество иностранных студентов, обучающихся как по основным образовательным программам, так и в рамках академической мобильности, реализация договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами-партнерами, совместные научные исследования и публикации, программы двойных дипломов и международные научные и культурные мероприятия, обмен студентами, административным и профессорско-преподавательским составом и многое другое. Международная академическая мобильность учащихся, понимаемая нами как перемещение в иное образовательное учреждение на определенный срок, является, по мнению ряда экспертов, одним из важнейших инструментов повышения качества человеческого капитала [1]. Исследователи Н. С. Бринёв и Р. А. Чуянов рассматривают данный феномен как «период обучения студента в стране, гражданином которой он не является». При этом важным условием является тот факт, что данный период ограничен по времени, по истечении которого учащийся возвращается в домашний университет [2]. Стоит отметить, что в Федеральном законе об образовании от 29.12.2012 не представлено четкое определение «академической мобильности». В статье 15 данного закона используется эквивалент данного

термина - «сетевая форма, обеспечивающая возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных» [3]. Несмотря на отсутствие закрепленного понятия Федеральным законом, понятие «академическая мобильность» можно признать устоявшимся термином как на территории РФ, так и во всем мире.

Особое развитие в последние годы получила дистанционная (или виртуальная) академическая мобильность, которая предполагает освоение программ стажирования при помощи онлайн-курсов на информационных площадках в сети Интернет. Программа "LLL" ("Life Long Learning") трактует виртуальную мобильность как «дополнительный или самостоятельный тип мобильности, основанный на потенциале онлайн-обучения и сетевых коммуникаций» [4]. Схожим образом рассматривает данный термин С. А. Тыртый, определяя его как организацию обучения в «другом учебном заведении посредством дистанционных и телекоммуникационных технологий» [5]. Стоит отметить, что, хотя данный феномен широко популяризуется как российскими, так и зарубежными университетами, его правовой аспект остается неразрешенным. Так, например, Саламанкская декларация, принятая в 2001 г. и представляющая первичные итоги реализации системы Болонского процесса, не признает виртуальную мобильность, как замену очной [6]. Безусловно, осуществить полный переход на

дистанционную форму студенческих обменов не представляется возможным и целесообразным, однако интеграция информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет внедрить элементы виртуальной академической мобильности в международную деятельность университетов. Вместе с тем дистанционная академическая мобильность была выделена как одна из приоритетных целей, представленных в Маастрихтском соглашении 2009 г. для мирового образовательного сообщества. Проект международного фонда Erasmus "TeaCamp" (Виртуальный кампус преподавателя: исследование, практика, применение), направленный на изучение новой концепции виртуальной мобильности, рассматривает ее как альтернативу физической мобильности, как дополнение или же подготовку к ней [7]. В настоящее время виртуальная мобильность способна охватить большое количество студентов и поэтому требует к себе особого внимания со стороны всех структур университетов. Виртуальная мобильность - это также возможность разработки учебной программы на национальном или международном уровне, связанной с областью обучения студента с применением методологии дистанционного обучения. В 2010 г. на конференции Erasmus в Брюсселе, посвященной виртуальным образовательным кампусам, виртуальная мобильность рассматривалась в аспекте интеграции различных возможностей онлайн-сотрудниче-ства в стратегии непрерывного обучения вузов [8]. По прошествии 10 лет данный феномен получил особое развитие, и сегодня принцип работы европейских ассоциаций в данном направлении заключается в содействии развитию, управлению и внедрению виртуальных исследований и мобильности в текущую деятельность университетов и повышении уровня компетенций административно-управленческого и педагогического состава в области виртуальных технологий, а также в преодолении существующих экономических, социальных и иных ограничений организации подобного рода учебной деятельности. Более того, на сегодняшний день

остро стоит проблема признания результатов виртуального академического обмена и возможности перезачета учебных единиц. В системе европейского образования подобная проблема минимизирована благодаря использованию единой системы ECTS credits, в то время как признание результатов даже очных обменов в высших учебных заведениях России до сих пор остается спорным. Подобные сложности требуют закрепления виртуальной мобильности учащихся наравне с очными обменами на уровне правовых актов университетов. Помимо этого, представляется необходимым регламентировать данную форму сотрудничества между университетами-партнерами на уровне соглашений о сотрудничестве, что требует практически полного обновления договорной базы университетов. Отдельно стоит выделить проблему отсутствия необходимых для освоения дистанционной программы компетенций студентов. Исследователи феномена виртуальной мобильности говорят о необходимости разработки методики, при помощи которой учащиеся смогут «ориентироваться в виртуальной цифровой образовательной среде, грамотно взаимодействовать с педагогом дистанционно» [9].

Изучив методические рекомендации европейских фондов и ассоциаций и адаптировав их к специфике российского высшего образования, мы можем сформулировать ключевые этапы подготовки проекта любого типа виртуальной мобильности, координацией которого должна заниматься административная группа образовательного учреждения:

• формирование технологических компетенций всех участников программ виртуальных обменов;

• подготовка академического предложения для различных целевых групп и отправка во все участвующие в проекте университеты (с указанием преподавателей и дисциплин, описанием университета);

• подготовка платформ для реализации дистанционной формы обучения за рубежом;

• заключение дополнительного соглашения или приложения к договору о сотрудничестве между университетами-партнерами;

• продвижение программ в домашнем университете;

• регламентирование процесса зачисления студентов локальными нормативными актами университета;

• включение виртуальной мобильности во внешний контроль качества;

• содействие признанию курсов и периодов обучения в виртуальном пространстве на основе гарантии качества, прозрачности и взаимного доверия.

В рамках реализации проекта необходимо также формирование комплекса дополнительных мер, обеспечивающих как количественный рост академической мобильности, так и повышение ее качества:

• увеличение количества участников программ обменов по разным формам реализации мобильности;

• унификация требований и правил приема для всех участников виртуальных обменов;

• согласование и упрощение учебного календаря дистанционных программ на базе полученной информации о проектах вузов-партнеров и синхронизация их с учебным планом.

Также внедрение программ дистанционных обменов требует плотного организационного и творческого сотрудничества с учащимися. С одной стороны, пока не изучен вопрос качества усвоения виртуальных программ студентами, полученные ими социокультурные знания и компетенции, с другой стороны, именно непосредственные участники мобильности могут внести грамотные рекомендации по совершенствованию той или иной формы дистанционной работы. Именно поэтому представляется необходимым регулярное взаимодействие координатора как от направляющего, так и от принимающего университета с учащимися.

В современных исследованиях на сегодняшний день не представлено единой классификации форм виртуальной академической мобильности. В рамках цифрови-зации высшего образования все чаще предлагаются идеи развития таких форм организации обменов, как длительные и

краткосрочные дистанционные курсы, частные уроки, онлайн-конференции, виртуальные экскурсии, языковые тренинги и многое другое.

В рамках нашего исследования мы рассматриваем академическую мобильность как понятие, генерирующее в себе не только формирование учебных компетенций путем прохождения обучения в зарубежном университете, но и развитие социально-культурного диалога между студентами разных стран, развитие их мультикультурных компетенций. Комплексный подход в трактовке феномена мобильности требует создания таких форм обменов, которые направлены на слияние учебы по профильному предмету с языковой подготовкой, коммуникацией с представителями разных национальностей, культурным обменом, формированием базовых социально-бытовых навыков, актуальных для того или иного региона. Одна из наиболее актуальных форм виртуальной мобильности, сочетающая в себе подобные задачи, - летние онлайн-школы, срок проведения которых варьируется от 5 дней до 1 месяца. Так, в условиях острой эпидемиологической обстановки 2020 г. это стало основным фактором, поддерживающим академическую мобильность университетов по всему миру и межкультурный диалог молодежи. Невозможность очного посещения зарубежных университетов повлекла за собой создание онлайн-проектов, позволяющих осуществлять культурный и научный обмен, не выходя из дома. Летние школы в классическом понимании относятся к категории дополнительного профессионального образования, однако, в контексте академической мобильности, выступают как проекты паритетного обмена, реализуемого в рамках сотрудничества университетов-партнеров. Летние школы сочетают в себе образовательный, учебный и воспитательный компоненты и чаще имеют междисциплинарную направленность [10]. Университеты, реализующие данные проекты, получают возможность своей экспансии в зарубежном образовательном пространстве, с одной стороны, и расширение ассортимента своих

образовательных услуг - с другой. Данные факторы, в свою очередь, выступают маркетинговым компонентом привлечения как русских, так и иностранных студентов.

Обратимся к опыту реализации летних международных школ Московского педагогического государственного университета (МПГУ). С 2018 г. в университете успешно реализуется летняя школа «Дорога в мир», созданная для иностранных учащихся с целью организации активного отдыха и досуга, интеллектуального развития, углубления знаний и навыков по культурно-историческому наследию России и русскому языку. В 2018 и 2019 гг. программа, разработчиком которой является управление международных связей, проводилась в привычном очном формате. В рамках проводимого нами исследования планируется реализация виртуальной формы летней школы на базе МПГУ. Исследовав базовые принципы подготовки подобных проектов, мы сформулировали основные этапы подготовки, формы взаимодействия с участниками летней школы, технические методы реализации, а также цели, задачи программы и ожидаемые результаты.

Подготовка проекта виртуальной летней школы включает в себя следующие этапы:

1) обсуждение дорожной карты;

2) обсуждение учебных модулей летней школы;

3) создание и утверждение анкеты для иностранных студентов с целью выявления наиболее актуальных профильных направлений, рассылка ее в зарубежные университеты;

4) направление запросов на факультеты с целью подготовки предложений по учебному блоку программы;

5) подведение итогов анкетирования;

6) формирование коммерческого предложения и рекламы;

7) рассылка в зарубежные университеты;

8) формирование технического задания на составление учебных блоков программы;

9) согласование с финансовым управлением и бухгалтерией способов оплаты летней школы;

10) обсуждение возможностей технического сопровождения летней школы со

структурными подразделениями университета;

11) написание и утверждение программы летней школы;

12) подготовка локальных нормативных актов, регламентирующих проведение летней школы;

13) зачисление участников на программу и оформление необходимых сопроводительных документов.

К возможным формам взаимодействия с участниками летней школы относятся презентации, интерактивные задания, тесты, онлайн-конференции,видеоролики и видеотрансляции (с использованием ресурсов сети Интернет), фотоконкурсы, онлайн-лек-ции и мастер-классы, индивидуальные консультации, чаты мессенджеров и группы в социальных сетях.

Целью программы является популяризация русского языка и культурного наследия России среди иностранных студентов, а также формирование навыков межкультурной коммуникации.

Задачи программы подразделяются на образовательные, воспитательные и развивающие. К образовательным мы относим следующие:

• совершенствование иностранными учащимися знаний, навыков и умений в области русского языка как иностранного и практическая реализация их в языковой среде;

• повышение культуроведческих компетенций иностранных учащихся, формирование базового представления о культуре, традициях и истории России и Москвы;

• развитие навыков монологической и диалогической речи, аудирования, чтения и письма на базовом уровне.

Воспитательные задачи включают в себя:

• формирование ценностных ориентиров русских и иностранных студентов в процессе их взаимодействия с учетом национальных особенностей участников проекта;

• преодоление пассивности студентов, усиление мотивации учащихся в нравственно-этическом, интеллектуальном и культурном развитии.

Развивающие:

• организация дистанционных интеллектуальных, творческих и культурных мероприятий;

• формирование навыков ведения дискуссии и организации проектной исследовательской деятельности.

Важным аспектом реализации виртуальной летней школы является привлечение учащихся высшего учебного заведения к разработке и реализации программы. По опыту МПГУ, успешно зарекомендовало себя привлечение участников международного студенческого клуба "MPGU Buddy club'; в рамках деятельности которого студенты разных факультетов содействовали организации тематических мероприятий для иностранных студентов в зависимости от их профиля обучения, а также индивидуально курировали иностранцев. Основным принципом данного взаимодействия, которое может быть переведено в дистанционный формат, является помощь в ознакомлении с различными аспектами культурной жизни столицы, психологическая поддержка и содействие социальной адаптации. Использование профильных навыков русских студентов позволяет формировать обширную культурную программу, реализовывать самые разные формы виртуальных мероприятий и составлять планы и графики культурной программы на выбор. Российские студенты получают возможность приобретения

практических навыков применения знаний, опыт международного взаимодействия, а также языковую практику. В рамках реализации проекта иностранные студенты имеют возможность почувствовать себя частью команды МПГУ, не отделенной по национальным, культурным и языковым признакам от остальных учащихся.

Таким образом, на фоне происходящих в мире событий и активного внедрения информационных технологий в международную деятельность университетов можно сделать вывод о своевременности и актуальности феномена виртуальной академической мобильности, необходимости поиска новых форм дистанционных обменов, анализа опыта зарубежных ассоциаций и адаптации его под реалии системы российского высшего образования. Особого внимания требуют активное привлечения студенческой аудитории к программам виртуального сотрудничества, повышение необходимых компетенций как административного, так и профессорско-преподавательского состава вузов, позволяющих реализовать подобные виртуальные проекты с использованием новейшего инструментария информационных технологий, а также подготовка нормативно-правовой базы, закрепляющей право на реализацию виртуальной академической мобильности наравне с очной формой и признание ее результатов путем перезачета образовательных кредитов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования / В. А. Галичин, Е. А. Карпухина, В. В. Матвеев, А. П. Сугакова. М.: Университетская книга, 2009. 457 с.

2. Бринёв Н. С., Чуянов Р. А. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования. URL: http://www. prof.msu.ru/publ/omsk2/o60/html (дата обращения: 29.11.2020).

3. Об образовании в Российской Федерации: федерал. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (с изм. и доп.). URL: https://rulaws.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-N-273-FZ/ (дата обращения: 29.11.2020).

4. Приходько Л. В., Гончарук Н. П. Виртуальная академическая мобильность как инструмент развития единого образовательного пространства // Вестн. Казанского технол. ун-та. 2013. № 16. С. 60-61.

5. Тыртый С. А. Формирование виртуальной мобильности преподавателя высшей школы в процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ростов н/Д., 2009. 29 с.

6. Саламанкская декларация. Совместный документ Конференции европейских высших учебных заведений и образовательных организаций 29-30 марта 2001: М-во образования и науки РФ.

Российское образование для иностранных граждан. URL: http://www.russia.edu.ru/information/ legal/law/inter/salamanca/ (дата обращения: 29.11.2020).

7. TEACAMP: проект международного фонда ERASMUS "TeaCamp". URL: https://teacamp.vdu.lt/ course/index.php?categoryid=5 (дата обращения: 29.11.2020).

8. Budapest business school международный образовательный ресурс. URL: https://en.unibge.hu/ Tartalmak/atmozgatott_szervezeti_egysegek/Rectorate/FELNOTTKEPZKOZP/PALYAZATnRODA/ dokumentumok/erasmus_int_mob/alapdokumentumok (дата обращения: 29.11.2020).

9. Крючкова К. С. Вопросы модульной профессиональной подготовки будущих учителей в вузе в условиях виртуальной академической мобильности // Известия ВГПУ 2019. № 3 (136). C. 54-58.

10. Назарова И. Б. Летние школы университетов: технологии организации // Высшее образование в России. 2017. № 8-9. С. 57-63.

REFERENCES

1. Galichin V. A., Karpukhina E. A., Matveev V. V., Sugakova A. P. Akademicheskaya mobilnost v usloviyakh internatsionalizatsii obrazovaniya. Moscow: Universitetskaya kniga, 2009. 457 p.

2. Brinev N. S., Chuyanov R. A. Akademicheskaya mobilnost studentov kak faktor razvitiya protsessa internatsionalizatsii obrazovaniya. Available at: http://www. prof.msu.ru/publ/omsk2/o60/html (accessed: 29.11.2020).

3. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: federal. zakon ot29.12.2012 No. 273-FZ (s izm. i dop.). Available at: https://rulaws.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-N-273-FZ/ (accessed: 29.11.2020).

4. Prikhodko L. V., Goncharuk N. P. Virtualnaya akademicheskaya mobilnost kak instrument razvitiya edinogo obrazovatelnogo prostranstva. Vestn. Kazanskogo tekhnol. un-ta. 2013, No. 16, pp. 60-61.

5. Tyrtyy S. A. Formirovanie virtualnoy mobilnosti prepodavatelya vysshey shkoly v protsesse povysheniya kvalifikatsii. Extended abstract of PhD dissertation. Rostov-on-Don, 2009. 29 p.

6. Salamankskaya deklaratsiya. Sovmestnyy dokument Konferentsii evropeyskikh vysshikh uchebnykh zavedeniy i obrazovatelnykh organizatsiy 29-30 Mar. 2001: M-vo obrazovaniya i nauki RF. Rossiyskoe obrazovanie dlya inostrannykh grazhdan. Available at: http://www.russia.edu.ru/ information/legal/law/inter/salamanca/ (accessed: 29.11.2020).

7. TEACAMP: proekt mezhdunarodnogo fonda ERASMUS "TeaCamp". Available at: https://teacamp. vdu.lt/course/index.php?categoryid=5 (accessed: 29.11.2020).

8. Budapest business school mezhdunarodnyy obrazovatelnyy resurs. Available at: https://en.unibge.hu/ Tartalmak/atmozgatott_szervezeti_egysegek/Rectorate/FELNOTTKEPZKOZP/PALYAZATIIRODA/ dokumentumok/erasmus_int_mob/alapdokumentumok (accessed: 29.11.2020).

9. Kryuchkova K. S. Voprosy modulnoy professionalnoy podgotovki budushchikh uchiteley v vuze v usloviyakh virtualnoy akademicheskoy mobilnosti. Izvestiya VGPU. 2019, No. 3 (136), pp. 54-58.

10. Nazarova I. B. Letnie shkoly universitetov: tekhnologii organizatsii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017, No. 8-9, pp. 57-63.

Стабровская Алина Владимировна, начальник отдела международного сотрудничества, Московский педагогический государственный университет

e-mail: alina-stabrovskaya@yandex.ru

Stabrovskaya Alina V., Head of the Foreign Cooperation Department, Moscow Pedagogical State University

e-mail: alina-stabrovskaya@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.12.2020 The article was received on 08.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.