Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 9 (224). История. Вып. 44. С. 93-98.
М. В. Номоконов
МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАБАЙКАЛЬЕ В 1990-2000-е ГОДЫ
В представленной статье автор рассматривает особенности формирования и развития молодежных общественных организаций России и в субъектах Российской Федерации, в частности, в Забайкалье в 90-е гг. XXв. Автором выделены факторы, основные направления деятельности молодежных общественных организаций в Забайкалье и характеристики становления и развития. Молодежные общественные организации в Забайкалье в 90-е гг. ХХ в. стали субъектом реализации государственной молодежной политики региона, что является показателем активности молодежи, лидерства и успешного развития региона.
Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, социализация молодежи, молодежное общественное движение, молодежные общественные организации, активность молодежи.
На рубеже ХХ - начала XXI в. Российская Федерациявсталанапутькардинальныхпреоб-разований в сфере социально-экономических отношений, которые связаны с переходом к инновационной модели общественного развития. Происходящие в обществе изменения породили множество проблем, политических, социальных, культурных и др. Эти проблемы коснулись как всего общества в целом, так и особой его социально-демографической группы - молодежи. Весьма значимым социальным феноменом становится молодежная политика.
Целью государственной молодежной политики в 90-е гг. XX в., основные принципы которой сформулированы в Законе СССР «Об общих началах государственной молодежной политики», который был принят в апреле 1991 г., является «развитие потенциала молодежи в интересах России»1.
Основной акцент здесь связан с продвижением образа активного, успешного россиянина и формированием так называемой «моды на успех». Следовательно, приоритетными становятся направления, связанные с поддержкой молодежных инициатив, выявлением молодых лидеров, развитием общественных объединений и форм самоуправления молодежи, привлечением молодых людей к участию в добровольческой деятельности, поощрением молодежного творчества и научноисследовательской работы. Специфической формой проявления социальной активности молодого поколения всегда были молодежные объединения.
Поскольку молодежь занимает неопределенное положение в обществе - между самостоятельностью и зависимостью от старших поколений - она рассматривается, с одной стороны, как инновационный потенциал и преобразующая сила, но, в то же время, сохраняется традиционное ее восприятие в качестве подчиненной, не самодостаточной группы, требующей воспитания и контроля. Это противоречие проявляется и по отношению к молодежным объединениям - как со стороны власти, так и в массовом сознании. Молодежные общественные объединения выполняют двойную роль, являясь, с одной стороны, проявлением инициативы и самостоятельности молодого поколения и, в то же время, структурами, реализующими государственный заказ в отношении социализации молодежи в целом. Молодежные общественные объединения представляют собой коллективные формы социальной активности и проявления инициативы. Инициатива служит своеобразным «инструментом», с помощью которого молодой человек взаимодействует с социальной действительностью. Она является необходимым компонентом в достижении целей социокультурной адаптации, самореализации.
В 90-е гг. XX в. вопрос об исследовании новых молодежных организаций стал рассматриваться в связи с модернизацией государства, с осмыслением роли молодежи в этом процессе, с выработкой современных моделей гражданского участия молодых граждан. Авторы рассматривали каждую органи-
зацию в неразрывной связи с молодежными проблемами и проводимой государством молодежной политикой. Особое значение имели работы С. Алещенка, А. Апариной, П. Бабочкина, В. Боровика, Е. Гришиной, И. Ильинского, В. Криворученко, С. Нехаева, Е. Тяжельникова, В. Лутовинова, А. Шаронова, В. Якимец и др. Молодежные организации ими рассматривались с точки зрения институционализации общественнополитического участия молодежи, ее субъектного участия в реализации государственной политики. Такой подход отражает модель молодежной политики, провозглашаемую Европейским сообществом: «для молодежи и с участием молодежи»2.
Следует отметить, что динамика развития молодежных объединений в постсоветской России в целом соответствует периодизации становления отечественного «третьего сектора». Исследователь некоммерческих организаций В. Н. Якимец условно разделил этот процесс на три этапа3:
1. «Обнадеживающий романтический» (с 1991 по 1995 гг.) - в это время наблюдается бурное проявление политической активности граждан, подъем общественного движения в стране.
2. Конструктивный и противоречивый» (с 1996 по 1999 гг.) - идет постоянный рост числа некоммерческих организаций, нарабатывается конструктивный опыт взаимодействия, но, в то же время, вскрываются проблемы становления гражданского общества в России: противоречивость и незавершенность правовой базы, неоформленность групповых интересов, низкий уровень гражданской культуры населения, внешняя и внутренняя конкуренция организаций, недолговечность многих объединений (которые часто называют «однодневками») и т. д.
3. «Период профессионализации и отстаивания права на партнерские отношения» (начиная с 2000 г.) - в ходе развития некоммерческого сообщества России пришло понимание необходимости повышения уровня профессионализма сотрудников общественных объединений; кроме того, в стране постепенно стала усиливаться роль высшей исполнительной власти в регулировании различных сфер жизни общества, появился термин «управляемая демократия» - поэтому «третий сектор» должен был добиваться отношения к себе как к равноправному партне-
ру через реализацию своей социальной миссии, инновационные технологии и обладание специфическими ресурсами.
При изучении сферы молодежных общественных объединений в 90-е гг. прошлого века необходимо выделить ряд принципов, характеризующих процесс исторического развития молодежного движения в России:
1) непрерывность развития - молодежь, в силу своей естественной активности и жизненных поисков, всегда стремилась к объединению, поэтому молодежное движение в той или иной форме постоянно сопровождало общественную жизнь страны, приобретая специфические черты своего времени;
2) историческая преемственность - несомненно, что опыт прошлого является фундаментом для развития объединений: в молодежных организациях нашего времени вновь воплощаются многие прежние функции, принципы и идеалы;
3) поступательность развития - с течением времени происходит расширение сфер деятельности молодежных объединений, углубление их социальных связей: организации постепенно вырабатывают новые, более эффективные модели функционирования и взаимодействия с различными структурами.
О. А. Родина выделяет несколько типов представлений о собственной миссии молодежной организации:
- романтическая ориентация - стремление изменить мир на основе идеалов добра, любви и справедливости;
- прагматическая ориентация - приоритет конкретных действий, проектов и достойного вознаграждения за усилия;
- ориентация на развитие личности - направленность на самореализацию участников, развитие и применение их способностей;
- проблемная ориентация - концентрация на решении локальных проблем и трудностей, оказании помощи друг другу и нуждающимся группам;
- ориентация на приобретение власти -стремление получить общественное влияние, обладать политическим и экономическим авторитетом для того, чтобы участвовать в управлении социальными процессами.
Молодежные объединения, с одной стороны, выступают в качестве субъектов социальной политики, представляющих интересы различных групп молодежи, - тем самым они способствуют усилению роли молодежных
инициатив, развитию институтов гражданского общества. В то же время, нередко приоритетом их деятельности становится реализация «государственного заказа», сдерживание деструктивных проявлений молодежной активности - в этом случае организации и движения служат инструментом воспитания и контроля молодого поколения. Кроме того, наблюдается факт существования «искусственных», конъюнктурных объединений, создаваемых «сверху» (государственной властью) или «со стороны» (экстремистскими организациями, зарубежными) и рассматривающих молодое поколение в качестве объекта манипуляции. В результате молодежь превращается в некое подобие «одеяла», которое «тянут» в разные стороны противостоящие друг другу политические силы.
Молодежные организации, как особая форма объединения молодежи, являются определенным способом институциализации молодежного движения. В 90-е гг. XX в. молодежные общественные объединения, как в России, так и в субъектах, постепенно институционализируются, структурируются со специфическими правилами и механизмами функционирования. Забайкалье не стало исключением в данных процессах. В исследуемом периоде можно выделить два этапа становления и развития молодежного движения на территории Читинской области:
1. Начальный этап (1991-1995 гг.).
Особенностями данного этапа стало: а) возникновение множества молодежных организаций, различных по формам, целям, социальным ориентациям; б) поиск способов, методов и механизмов взаимодействия молодежных объединений и органов по делам молодежи, которые, в свою очередь, еще не были устойчивыми и проходили этап зарождения и формирования.
Согласно данным Управления Министерства юстиции РФ по Читинской области активно действовало около 42 молодежных общественных объединений различного профиля, зарегистрированных в установленном порядке органами юстиции. В то же время, в данный период трудно поддаются учету те организации, которые не были зарегистрированы в установленном законом порядке. Незарегистрированные молодежные объединения в 1991-1995 гг. активно действуют во всех муниципальных образованиях Читинской области, решая широкий круг
задач: творческое и спортивное развитие молодежи, работа по патриотическому воспитанию молодежи, развитие волонтерского и трудового движения (КВН; волонтерские, экологические, туристические, педагогические и др. отряды вузов, ССУЗов, школ; танцевальные студии, фольклорные коллективы и т. д.). Некоторые из них в дальнейшем приобрели статус официальных организаций.
2. Этап политизации и сокращения молодежных организаций (1996-2000 гг.).
Основной характеристикой данного этапа стало то, что с 1996 по 2000 г. намечается динамика значительного сокращения официально зарегистрированных молодежных организаций, которую можно объяснить как ликвидацией в установленном законном порядке недействующих объединений, так и самоликвидацией значительного количества организаций, преследующих политические цели и созданных, например, в период предвыборных кампаний. Избирательные кампании по выборам Президента Российской Федерации и Главы Администрации Читинской области 1996-1997 гг. явились фактором, оказавшим значительное влияние на политическую активность молодежи. Основными институциональными механизмами политической социализации молодежи в этот период выступили политические партии и молодежные общественно-политические объединения. Ряд политических партий имели свои молодежные объединения: Российский аграрный молодежный союз, Российский коммунистической союз молодежи, молодежная организация Читинского регионального отделения ЛДПР, региональное отделение внутрипартийного отделения «Яблоко» и молодежное «Яблоко». Сыграв свою роль в предвыборном ажиотаже, они в большинстве своем прекратили свою деятельность4.
Таким образом, к 2000 г. по сравнению с
1996 г. количество молодежных общественных объединений сократилось практически вдвое (по данным Управления Министерства юстиции РФ по Читинской области в 2000 г. на территории Забайкалья активно действовало около 20 молодежных общественных объединений)5.
Анализ уставных документов молодежных объединений дает возможность объединить их в несколько групп на основе их целей и задач по классификации, предложенной Н. В. Черных6.
К типу профессиональных организаций относятся, прежде всего, молодежные жилищные комплексы, спортивные ассоциации и федерации, объединения военнопатриотических направлений, религиозные объединения. Некоторые организации отличались существованием в узкоаппаратном варианте, который не распространялся за пределы областного центра. Целями деятельности таких организаций было формирование у молодежи Читинской области устойчивой потребности к физическому совершенствованию и здоровому образу жизни; подготовка подрастающего поколения к трудовой деятельности и защите Отечества; повышение культурного уровня и здоровья жителей Читинской области; обеспечение развития лидерского и творческого потенциала личности. Из инновационных организаций, которые были созданы на волне реформ, следует отметить такие, как Читинская региональная молодежная общественная организация «Федерация танцевального спорта», Региональная общественная организация «Читинская молодежная студия гитарной песни “Великий исток”»6, Забайкальское региональное отделение общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России»7, Читинская региональная общественная молодежная организация «Союз творческих, активных, работоспособных, трудолюбивых» - «СТАРТ»8.
Привлекает внимание тип молодежных организаций, который используется политическими силами. Региональные отделения политических партий в исследуемый период создают молодежные крылья своих организаций, рассчитывая на их поддержку не только в будущем, но и уже на данном этапе. К их числу относятся Агинская общественная организация «Молодежь Аги»9, Читинское отделение «Российского коммунистического союза молодежи», Читинская региональная общественная организация «Молодежь Читы»10.
К следующему типу, по нашему мнению, следует отнести волонтерские общественные формирования молодежи, во главу своей деятельности ставящие цели по борьбе с асоциальными явлениями в молодежной среде. Ярким представителем таких организаций является Читинский региональный общественный фонд «Молодежь против беспризорности и наркомании»11.
Четвертый корпоративный тип составили первичные профсоюзные организации студентов и преподавателей учебных учреждений города Читы и Читинской области. Эти организации берут на себя ответственность за представительство и защиту социальнотрудовых, профессиональных прав и интересов членов Профсоюза; обязуются содействовать повышению уровня жизни членов Профсоюза, вести коллективные переговоры на всех уровнях власти, заключать соглашения и коллективные договоры в интересах и от имени работников отрасли, оказывать содействие в практической реализации государственной политики приоритетности образования и науки, содействие в сохранении бесплатного образования; укреплять и развивать профессиональную солидарность, взаимопомощь и сотрудничество профсоюзных организаций и членов Профсоюза12.
Необходимо отметить, что в конце 90-х гг. региональные органы власти уделяют достаточно большое внимание развитию молодёжного самоуправления, которое представляет собой планомерно развивающуюся систему. В высших и средних специальных учебных заведениях Читинской области работают различные формы студенческого самоуправления (студенческие деканаты, правительства и т. д.) В середине 1990-х гг. началось оформление студенческих консультативносовещательных структур, действующих при органах законодательной и исполнительной власти Читинской области.
Особо известным стал областной студенческий Совет13, в который входило 120 представителей учебных заведений, осуществляющих свою работу по различным направ-лениям14: военно-патриотическое; областной молодёжный пресс-центр; лидеры студенческого самоуправления; развитие творческих инициатив.
Силами студенческого Совета были реализованы ряд социально-значимых проектов. «Сердце на ладони»: цель данного проекта консолидировать усилия волонтёрских отрядов для областных акций; «Молодёжный пресс-центр», цель которого состояла в создании независимых источников информации для молодёжи15.
По инициативе областного студенческого Совета в феврале 1998 г. создано молодёжное движение «Чита молодая», в которое вошли не только студенты, но и трудящаяся моло-
дёжь16. Особенностью движения являлось то, что основной формой организации стали мобильные группы, силами которых проводились уличные акции, областные массовые мероприятия, политические акции и т. д.
В рамках реализации направления по поддержке молодежного самоуправления при содействии общественных организаций в Читинской области в 1997-2000 гг. получили развитие профильные лагеря: «Смена» для студенческого актива, «Искра» - для старшеклассников17. В лагерях реализовывалась учебно-воспитательная программа «Студенческое самоуправление», проводились выборы президиума областного студенческого Совета18.
В период с 1997 по 2000 г. наблюдается активный рост студенческих отрядов, созданных на базе средних специальных и профессиональных учебных заведений области. Если в
1997 г. студенческих отрядов было чуть более 30, то в 2000 г. эта цифра достигает 58 отрядов и охват участников составляет 625 человек19. Одной из особенностей студенческих отрядов является их многопрофильность. Отряды делятся на волонтерские, педагогические, строительные, экологические, социальные и профилактические. Студенческими отрядами в 1997-2000 гг. были проведены такие акции, как: санитарные и экологические десанты на реках Читинка, Ингода, Кайдаловка, озере Кенон, благотворительные концерты и встречи с ветеранами, сборы вещей для малоимущих и пропаганда здорового образа жизни, «Весенняя Неделя Добра»20.
За 1997-2000 гг. деятельностью студенческих отрядов было проведено более 50 заседаний и круглых столов, было представлено более 100 социально-значимых молодежных проектов, более 5000 молодых людей стали участниками студенческих слетов21.
Подводя итоги, следует отметить, что 90-е гг. XX в. в России и ее регионах отмечены преобразованиями в сфере государственной молодежной политики. Именно в этот период был накоплен бесценный опыт не только ее институциализации, но и устойчивой реализации как на федеральном, так и региональном уровнях, реальными субъектами которой стали молодежные общественные движения и организации. В ходе исследования были выявлены особенности становления и развития молодежных общественных объединений в Читинской области периода
1990-2000 гг. Сделана попытка определить этапы формирования молодежного движения в Забайкалье.
Анализ реализации молодежной политики в Читинской области и деятельности на ее территории молодежных общественных организаций в последнее десятилетие XX в. показал, что молодежное движение в регионе является активным субъектом работы с молодежью. В связи с этим можно выделить ряд практических предложений, которые на современном этапе позволили ли бы наиболее эффективно проводить региональную молодежную политику в отношении молодежных объединений.
Необходимо, чтобы региональная власть уделяла больше внимания специальной молодежной политике, а не рассматривала ее то в контексте образования, то культуры, то развития спорта и туризма.
Необходимо совершенствование практики по информационному и научнометодическому обеспечению деятельности молодежных общественных объединений.
Необходимо стимулирование мер по поддержке общественных инициатив с целью привлечения молодежи к консультативной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственной молодежной политики.
Необходима целенаправленная работа региональных структур с категорией активистов реальных молодежных организаций, направленная на отбор и подготовку наиболее способных из них для работы во властных структурах.
Необходимо нормативно-правовое закрепление в региональном законодательстве многообразия форм молодёжных организаций, которые будут способствовать раскрытию и развитию способностей молодых людей, которые помогут найти свое дело, приобрести задел для будущей карьеры, а не просто присутствовать на массовых акциях.
Успешная и эффективная реализация молодежной политики возможна лишь тогда, когда ее важнейший субъект - молодежные организации, действуют в русле требований и рекомендаций истинно гражданского общества, которые заключаются в активизации социального развития молодежи - повышении социальной субъектности молодежи, предотвращении тенденций ее социального отчуждения и маргинализации, активизации соци-
ального участия на основе самоопределения и укрепления гражданской идентичности.
Примечания
1 Закон СССР «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР» от 16.04.91 г. № 2114-1 // Ведомости Советов нар. депутатов и Верхов. Совета СССР. 1991. № 19. С. 533.
2 Черных, Н. В. Молодёжные организации как акторы взаимодействия власти и формирующегося гражданского общества России. Ростов н/Д, 2008. 32 с.
3 Якимец, В. Н. Межсекторное социальное партнерство : теория, механизмы, технологии, практика : учеб. пособие. М., 2004. 128 с.
4 Крикунова, В. А. Формирование молодежной политической культуры в современной России : автореф. дис. ... канд. полит. наук. Чита, 2009.
5 Номоконов, М. В. История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом : учеб. пособие / М. В. Номоконов, А. А. Русанова. Чита : ЧитГУ, 2010.
6 Чеботарева, А. А. Молодежное движение в России : проблемы развития гражданского общества / А. А. Чеботарева, Д. С. Бранова // Эффективность реализации ГМП : опыт регионов и перспективы развития : материалы всерос. науч.-практ. конф. Чита : Экспресс, 2009.
7 Русанова, А. А. Современные молодежные объединения в г. Чите : опыт социологического исследования / А. А. Русанова, А. В. Бардина // Там же.
8 Эпов, А. Ф. Информационно-аналитический сборник о деятельности молодежных орга-
низаций на территории Читинской области. Чита : Экспресс, 2001. 341 с.
9 Русанова, А. А. Современные молодежные объединения в г. Чите.
10 Эпов, А. Ф. Указ. соч.
11 Шильдяева, В. В. Волонтерское движение в Читинской области. Чита : ЧитГУ, 2006. 186 с.
12 Окунева, Н. И. Студенческие профсоюзы : история и современность. Чита : ЗабКИПКРО, 2009. 242 с.
13 Русанова, А. А. Профессиональное самоопределение как фактор самоопределения студента вуза // Наука и современное общество : человек, социум, творчество. Чита, 2009. № 6.
14 Номоконов, М. В. Студенческое самоуправление как фактор формирования лидерских качеств будущего специалиста // Студенчество стран ШОС (социокультурное измерение) : междунар. науч.-практ. конф. : сб. тез. докл. Екатеринбург, 2009. С. 228-231.
15 Номоконов, М. В. История и современное состояние молодежного движения.
16 Русанова, А. А. Современные молодежные объединения в г. Чите.
17 Ф. Р-17. Оп. 2. № 3465. Документы конференций, конкурсов, слетов, форумов за 19961999 гг.
18 Ф. Р-17. Оп. 1. № 5347. Отчет о выполнении молодежной программы за 1997-2000 гг.
19 Эпов, А. Ф. Указ. соч.
20 Номоконов, М. В. История и современное состояние молодежного движения.
21 Ф. Р-17. Оп. 1. № 5347. Отчет о выполнении молодежной программы за 1997-2000 гг.