Научная статья на тему 'Особенности становления и развития молодежной политики в Забайкалье в 90-е гг. XX в'

Особенности становления и развития молодежной политики в Забайкалье в 90-е гг. XX в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
706
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКОЙ / РЕГИОНАЛЬНАЯ / YOUTH / STATE YOUTH POLICY / YOUTH SOCIALIZATION / AUTHORITY IN YOUTH POLICY / REGIONAL MODEL OF YOUTH POLICY / LEGISLATION IN YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Номоконов Максим Викторович

Характеризуется процесс становления и развития государственной молодежной политики в России в целом и субъектах Федерации, в частности в Забайкалье, в 90-е гг. XX в. Выделены факторы, основные направления и характеристики данного процесса. Становление государственной молодежной политики в регионах России разнообразно, его изучение необходимо для представления общей картины развития данной политики в Российской Федерации в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Forming and Development of Youth Policy in Transbaikalia in 90s Years of the XXth Century

In this article the author characterizes the process of forming and developing state youth policy in Russia and its subjects, particularly in Transbaikalien region in the 90s years of the XX century. The author outlined factors, mainstreams and character of this process. The formation of state youth policy varies from one region of Russia to another and its studying is crucial for having the whole concept of development of state youth policy in Russian Federation in general.

Текст научной работы на тему «Особенности становления и развития молодежной политики в Забайкалье в 90-е гг. XX в»

ББК 63.3(2)64

М.В. Номоконов

Особенности становления и развития молодежной политики в Забайкалье в 90-е гг. ХХ в.

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, социализации молодежи, органы управления молодежной политикой, региональная модель молодежной политики, законодательство в сфере молодежной политики.

Key words: youth, state youth policy, youth socialization, authority in youth policy, regional model of youth policy, legislation in youth policy.

Молодежь в структуре общества является социальной категорией, в наибольшей степени определяющей его будущее. Именно в молодые годы у каждого человека формируется его мировоззрение и моделируется собственная жизнь: определяются важнейшие жизненные цели и ценности, выбираются направления и средства их реализации, устанавливается отношение к себе и миру, обществу и государству. И от того, каким будет каждый из этих выборов, непосредственно зависит и то, какой будет сегодняшняя молодежь, которой предстоит созидать человека, общество и государство как ближайшего, так и отдаленного будущего. А это значит, что вектор социального прогресса всегда определяется в настоящем и находится в руках тех, кто молод сегодня [1, с. 425]. Это обстоятельство делает проблему молодежи вопросом стратегического характера.

Вполне естественно, что каждый молодой человек нуждается в определенных условиях для своего духовного становления и социальной самореализации. Тем, каковы эти условия и наличествуют ли они в повседневной жизненной реальности, прежде всего и задаются ключевые духовные и социальные параметры молодежной среды, устанавливаются соответствующие им типы организации жизни молодых, формируется определенный общественный и государственный «заказ на молодежь». В силу ряда характерных особенностей отечественного национального менталитета и происходящих в стране социально-экономических преобразований далеко не всегда и далеко не каждый молодой человек способен самостоятельно обеспечить надлежащие условия для собственного становления и развития без соответствующей этому политики государства. Таким образом, вопрос об особых условиях для молодежи является основообразующим для того, какими будут сегодняшняя молодежь и, соответственно, - ближайшие поколения граждан и общество в целом [2, с. 39].

Начиная с 1992 г. молодежь оказалась в чрезвычайно сложном и новом для себя положении. В условиях начавшегося перехода к экономической модели свободного рынка и «шоковой» терапии все существовавшие ранее системы и механизмы защиты

и реализации интересов и прав молодежи вместо их адаптации к изменившимся условиям были практически полностью разрушены. Вместе со страной, партией и комсомолом исчезли традиционные источники идеологии и технологии политики государства по отношению к молодежи, разорвались межнациональные и международные связи, перестала действовать в новых суверенных государствах нормативно-правовая база СССР по молодежным вопросам, были катастрофически ослаблены системы молодежного туризма, воспитания и отдыха детей, подростков и молодежи, социализации юношества, уменьшилась социальная защищенность и поддержка различными институтами власти талантливой молодежи, прекратилось строительство молодежных жилищных комплексов, распалась сеть культурных и спортивных учреждений для детей и молодежи [3, с. 22].

Государственная молодежная политика (ГМП) в 90-е гг. ХХ в. осуществлялась на базе единой концепции. Основные подходы к государственной молодежной политике в Российской Федерации были определены в 1992 г. Указом Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». За несколько лет удалось сформировать элементы законодательной базы для осуществления государственной молодежной политики, что нашло отражение в утверждении в 1993 г. Верховным советом РФ «Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации», в принятии в 1995 г. Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Российской Федерации», а также в более чем 40 субъектах Российской Федерации законов по вопросам молодежной политики, осуществлению целевых программ по реализации государственной молодежной политики [4, с. 6; 5, с. 45].

Принятый в 1991 г. Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» означал курс государства на реализацию единой системы мер экономического, правового и организационного характера, направленную на самореализацию молодого человека в обществе, поддержку молодежных движений и инициатив [6, с. 5]. Однако в условиях коренной смены социального строя в стране, ее территориального распада и автономизации локальных сообществ на практике линия на развитие единых начал государственной молодежной политики не могла реализоваться и фактически была замещена

история

целой группой сходных в некоторых чертах, но все же различных систем молодежной политики, проводившейся в масштабах российских регионов с большей или меньшей активностью [7, с. 143].

В этом изменении проявилось основное противоречие государственной молодежной политики 1990-2000-х гг.: призванная обеспечить единство политической линии государства в отношении всей молодежи России молодежная политика приобрела черты нововведения в отдельных регионах (в правовом отношении она закреплена примерно в половине субъектов Российской Федерации). Это противоречие имеет и другую форму проявления: в регионализации проявляется преимущественно организационный аспект молодежной политики, на уровне же правовых норм и формируемых экономических механизмов она, напротив, в основном ориентирована на небольшое число образцов, имеющихся в федеральном законодательстве (в частности на документ 1993 г. «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», президентские программы «Молодежь России» и некоторые другие) [5, с. 45]. В итоге именно региональные особенности оказываются слабо отраженными на уровне правовых норм и экономических решений, принимаемых в регионах. Сложности формирования и реализации государственной молодежной политики в регионах, таким образом, в немалой степени отражают сложившиеся практики преуменьшения роли региональных особенностей в становлении, вступлении в самостоятельную жизнь новых поколений россиян [8, с. 47].

Особенностью данного периода также является и то, что в связи с новым государственным устройством субъекты обрели некоторую самостоятельность в формах и методах реализации государственной молодежной политики, в результате чего сложилось множество моделей осуществления политики в отношении молодежи. Для выявления эффективных моделей реализации региональной ГМП необходимо детальное изучение и сравнение каждой. Накопленный опыт имеет как теоретическую, так и практическую значимость.

В Забайкалье процесс формирования и реализации государственной молодежной политики в 90-е гг. проходил под влиянием ряда факторов, которые определили уникальность данного опыта:

1. Забайкалье является регионом, граничащим с двумя государствами, что выделяет этот регион в стратегическом и геополитическом отношении. После распада СССР Забайкалье постоянно испытывает процессы экспансии со стороны Китая. Это обстоятельство усиливает значение гражданского и патриотического воспитания молодежи в данном регионе.

2. Забайкалье считается многонациональным регионом. На его территории проживает множество коренных этносов, самыми крупными из которых

являются буряты и тунгусы. В связи с этим особое значение приобретают вопросы межнациональных взаимоотношений в обществе и в том числе и в молодежной среде, поскольку молодежные конфликты на национальной почве - явление весьма распространенное в России и в мире.

3. Исторически Забайкалье служило местом ссылки, и в связи с кратным увеличением уровня преступности в 90-е гг., возникла опасность криминализации молодежи и распространение в этой среде так называемой тюремной романтики.

4. Самым важным фактором является социальноэкономическое положение региона. Падение уровня жизни в Забайкалье в 90-е гг. породило ряд проблем в молодежной среде: отток молодежи в другие регионы, проблемы занятости, алкоголизация, псложности получения образования и т.д.

Важным направлением процесса формирования и реализации государственной молодежной политики как для России в целом, так и для Забайкалья в частности было создание законодательной базы ГМП в качественно новых условиях, в русле формирования законодательства новой России, принципиально отличной от Советского Союза [6, с. 8].

Необходимость законодательного обеспечения молодежной политики явилась следствием нормативноправового вакуума как на федеральном, так и на региональному уровнях, а также определялась потребностью государства и складывающегося гражданского общества в цивилизованном решении проблем своего развития, т.е. только через закон. Формирующиеся органы данной политики быстро прошли основные этапы: разработка концепций молодежной политики, далее - целевых программ, а затем уже вышли на уровень понимания необходимости закона о молодежной политике в форме отраслевого и межотраслевого законодательства [6, с. 5]. Следует отметить то, что разработка законов о молодежи и молодежной политике началась в регионах, т.е. снизу, и там, где в них почувствовали острую потребность. Российский же закон до сих пор существует в виде проекта.

Формирование законодательной базы молодежной политики характеризовалось следующими моментами: разработки приходилось вести, основываясь, с одной стороны, на имеющейся правовой базе: Закона СССР от 16 апреля 1991 г. «Об общих началах молодежной политики в СССР», Основных направлений молодежной политики в РФ, одобренных постановлением Верховного Совета РФ 3 июня 1993 г., Федерального закона от 26 мая 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», соответствующих указов Президента РФ и постановлений правительства РФ и т.д. Естественно, учитывалась и региональная законодательная база [5, с. 45].

Но разработка закона - это лишь первый, хотя и значительный этап. Дальнейшая работа - разверты-

вание положений данного закона в межотраслевое законодательство, предусматривающее и стройную систему подзаконных актов для всех субъектов, работающих с молодежью [9, с. 131].

Рассматривая процесс формирования законодательной основы реализации государственной молодежной политики в Забайкалье, можно выделить два периода:

Первый - советский период. В это время законодательная база органов молодежной политики была в рамках законов, принимаемых на высшем уровне, и не отличалась от других регионов. Это связано с централизованной политикой СССР и устройством государства.

Второй период связан с формированием законодательства региона после распада СССР в новом правовом поле, образовавшемся с принятием Конституции России 1993 г. и отличающемся от предыдущего периода главным образом наличием статуса самостоятельного субъекта Федерации. В этот период на федеральном уровне не было принято нормативных документов, регулирующих деятельность органов молодежной политики. Отсутствие закона, стратегии государственной молодежной политики оказывали влияние и на формирование законодательства региона. В Читинской области закон «О молодежной политике в Читинской области» был принят лишь в декабре 1995 г. Этот закон хотя и установил основные положения молодежной политики области, социальную защиту молодежи, а также положения о поддержке молодежных и детских объединений, но не решил потребностей времени [5, с. 45]. Согласно социологическим исследованиям, основными проблемами забайкальской молодежи в этот период являлись проблемы жилья, алкоголизма и наркомании, а также трудоустройства [10, с. 27]. В Законе нет положений, связанных с решением жилищных проблем, профилактикой асоциальных явлений в молодежной среде. Также закон не решал вопросов экономической самостоятельности молодежи, молодежного предпринимательства, международного молодежного сотрудничества, молодежного туризма, а это крайне важно в условиях геополитического положения региона, граничащего с двумя государствами. Хотелось бы отметить, что при анализе документов нами было выявлено, что в регионе за этот период было принято крайне мало нормативно-правовых актов в области молодежной политики, а те из них, которые принимались, носили в основном узкий и временный характер [11, с. 75].

Важным условием для эффективной реализации государственной молодежной политики является формирование органов управления этой сферой в регионе. В Забайкалье эти органы были сформированы в рамках не отдельной структуры, а в системе комитета образования, что лишало их определенной самостоятельности и снижало финансовое обеспечение деятельности [10, с. 27].

Другим направлением реализации государственной молодежной политики является взаимодействие органов власти, осуществляющих ее, с другими акторами сферы молодежи. Традиционно самой активной частью молодежи является студенчество. В Забайкалье в 90-е гг. функционировали 6 крупных вузов и 43 средне-специальных учебных заведения. Все вузы и наиболее крупные средне-специальные учебные заведения (ссузы) сконцентрированы в областном центре, и каждое учебное заведение получило свободу в выборе и осуществлении моделей работы с молодежью, что привело к мозаичности реализации социальной и воспитательной политики учебных заведений и отсутствия единого направления развития студенчества региона [10, с. 27]. Немаловажным актором в реализации молодежной политики являются молодежные общественные движения и организации. Согласно данным регистрационной палаты Читинской области, в разные годы в регионе насчитывалось от 60 до 70 молодежных организаций [12, с. 10], которые в большей части действовали при учебных заведениях, были немногочисленными и концентрировались в областном центре. Молодежь районов и сел оказывалась вне их деятельности.

Положительным моментом этого периода можно назвать увеличение числа научных исследований по молодежной проблематике. Такие исследования проводятся на кафедрах и научно-аналитических центрах практически всех вузов Забайкалья, проводятся молодежные научно-практические конференции как регионального, так и всероссийского и международного масштабов [13, с. 39]. Однако ввиду слабого взаимодействия научной общественности и властей региона результаты научных исследований были практически не использованы, так как здесь отсутствовала система научной экспертизы реализуемых программ и проектов в сфере ГМП.

Таким образом, процесс формирования и реализации государственной молодежной политики Забайкалья в последнее десятилетие XX в можно охарактеризовать следующим:

- слабая разработанность нормативно-правовой базы и закрепления концептуальных положений в законах и подзаконных актах;

- неэффективность координации и взаимодействия государственной молодежной политики с другими сферами социальной политики, что приводит к определенной замкнутости молодежной проблематики внутри собственной сферы управления и инфраструктуры;

- отсутствие универсальной системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной среды с едиными критериями, разработанными для федеральных и региональных исследований;

- недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики,

история

значимость которого явно занижена относительно других направлений деятельности государства;

- неопределенность оптимальной структуры управления государственной молодежной политикой на федеральном и региональном уровнях;

- недостаточная разработанность способов выявления и активизации позитивного социального потенциала молодежи, оптимальных социальных технологий реализации ГМП.

Исходя из выше изложенного мы можем утверждать, что для эффективной реализации государственной молодежной политики в регионе в исследуемый период назрела необходимость в выработке новой модели ГМП в Забайкалье. На наш взгляд, необходимо было комплексно изменить региональную молодежную политику по следующим направлениям:

1. Структурно-организационное направление. Забайкалью нужно иметь самостоятельный орган молодежной политики в системе региональной власти. Только введение отдельной структуры позволило бы расширить функции, управленческие возможности, повысило бы статус и уровень ответственности органов управления молодежной политикой, создало условия для формирования профессионально-кадрового обеспечения региональной ГМП. В этом же направлении необходимо было формировать условия для привлечения самой молодежи к управлению и реализации молодежной политики в регионе.

2. Научно-методическое направление. Необходимо ввести институт независимой научной экспертизы программ и проектов принимаемых к реализации в сфере работы с молодежью. Также необходима разработка системы методического сопровождения деятельности, как органов молодежной политики, так и молодежных организаций, предприятий и других агентов сферы ГМП. Важно также увеличение комплексных научных исследования проблем молодежи, причем они должны носить системный, мониторинговый характер. В данном направлении важно организовать совместную работу с вузами региона по повышению квалификации

работников сферы ГМП и организации кадрового обеспечения молодежной политики.

3. Информационное направление. Нужно создать единый информационный портал с целью обеспечения информацией о реализуемых программах, законодательных актах, молодежных инициативах, деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для молодежи.

4. Нормативно-правовое направление. В регионе в этот период назрела необходимость изменения закона «О молодежной политике», который должен быть дополнен следующими положениями:

Содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд;

Государственная поддержка молодых семей;

Организация летнего отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Содействие развитию молодежного туризма;

Содействие международному молодежному сотрудничеству;

Информационное и консультационное обеспечение молодежи;

Содействие молодежи в области охраны здоровья, профилактики социально-негативных явлений, формирования здорового образа жизни;

Кадровое обеспечение государственной молодежной политики.

5. Программно-целевое направление. Необходим переход от централизованных, единых программ для всей молодежи к локальным, более гибким проектам, отказ от долгосрочных программ в пользу более динамичных краткосрочных, с акцентированием внимания на усилиях местных (муниципальных) органов власти и других структур, более приближенных к конкретным потребностям и проблемам молодежи.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что несмотря на достаточно сложный и неоднозначный исторический опыт по формированию и реализации государственной молодежной политики в 90-гг. прошлого века в Забайкалье до сих пор актуальны описанные процессы, однако это является темой уже других, последующих исследований.

Библиографический список

1. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория / И.М. Ильинский. - М., 2001.

2. Ильинский, И.М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи / И.М. Ильинский // Государство и дети: Реальности России: материалы Международной научно-практической конференции. - М., 1995.

3. Дмитриева, Л.Т. О молодежной политике / Л.Т. Дмитриева, С.Е. Ватсанская. - СПб., 1993.

4. Глазунов, И.В. Региональные особенности институционализации государственной молодежной политики в современной России : автореф. дис. ... канд. соц. наук / И.В. Глазунов. - М., 2007.

5. Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты. 4.1: Государственная молодежная политика в Российской Федерации. - М., 2006.

6. Луков, В.А. Региональная молодежная политика: новые тенденции в законодательстве / В.А. Луков // Молодежная политика. - 1995. - №12.

7. Игнатов, В.Г. Региональная молодежная политика: Проблемы и опыт становления./ В .Г. Игнатов. А.Н. Нифанов, П.Н. Беспаленко. - Ростов-на-Дону, 1999.

8. Козлов, А.А. Молодежь России: тенденции социального развития в условиях кризиса / А.А. Козлов // Молодежь: Тенденции социальных изменений : сб. статей. - СПб., 2000.

9. Скробов, А.П. О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ / А.П. Скробов // Социально-политический журнал. - 1998. - №3.

10. Дробышевский, В.С. Перспективы реализации молодежной политики в Забайкальском крае / В.С. Дробышевский, Е.А. Маркова // Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития : материалы Всероссийской научно-практич. конф. - Чита, 2009.

11. Номоконов, М.В. Формирование законодательного обеспечения региональных органов управления молодежной политики / М.В. Номоконов // Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития : материалы Всероссийской научно-практич. конф. - Чита, 2009.

12. Государственная молодежная политика в действии: На материалах районов, городов, областей. - М., 1994.

13. Вознесенский, И.В. Научное обеспечение государственной молодежной политики / И.В. Вознесенский. - М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.