Научная статья на тему 'Молодежное предпринимательство в современной России: основные проблемы и перспективы развития'

Молодежное предпринимательство в современной России: основные проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
145
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общество / молодежь / предпринимательство / государственная политика / молодежная политика / информационное общество / предпринимательский потенциал / интеллектуальный потенциал / наставничество / менторство. / society / youth / entrepreneurship / public policy / youth policy / information society / entrepreneurial potential / intellectual potential / mentoring / mentoring.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Касьянов В. В., Самыгина Л. В., Чупрынников С. А.

В статье анализируются основные проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в современной России. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что молодежь является наиболее активной социально-демографической группой, а вовлечение ее представителей в предпринимательскую деятельность в перспективе может способствовать достижению стабильного экономического роста, решению других важных для общества задач. Авторы отмечают, что доля российской молодежи, имеющей интерес к предпринимательству и желающей заниматься данной деятельностью, значительно превышает число молодых людей, реально вовлеченных в бизнес и открывших собственное дело, что обуславливает необходимость активизации политики государства, направленной на комплексную поддержку молодежного предпринимательства. В статье подчеркивается, что в настоящее время важное значение имеет финансовая поддержка молодых предпринимателей, оказание им различной материальной помощи в форме грантов, льготного кредитования, а также информационная и психологическая помощь, реализуемая посредством наставничества со стороны опытных отечественных предпринимателей, сумевших построить успешный бизнес. В соответствии с выводами, сделанными авторами статьи, для эффективного развития молодежного предпринимательства необходимо активизировать образовательную и просветительскую деятельность в данной сфере, в том числе посредством введения в учебные планы различных учебных заведений специальных дисциплин, направленных на формирование предпринимательского мышления и соответствующих компетенций у молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Касьянов В. В., Самыгина Л. В., Чупрынников С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth entrepreneurship in modern Russia: the main problems and prospects of development

The article analyzes the main problems and prospects for the development of youth entrepreneurship in modern Russia. The relevance of the topic under consideration is due to the fact that young people are the most active socio-demographic group, and the involvement of their representatives in entrepreneurial activity in the future can contribute to achieving stable economic growth and solving other important tasks for society. The authors note that the proportion of Russian youth who are interested in entrepreneurship and want to engage in this activity significantly exceeds the number of young people who are really involved in business and have opened their own business, which necessitates the activation of state policy aimed at comprehensive support for youth entrepreneurship. The article emphasizes that financial support for young entrepreneurs is currently important, providing them with various financial assistance in the form of grants, preferential loans, as well as information and psychological assistance provided through mentoring by experienced domestic entrepreneurs who have managed to build a successful business. In accordance with the conclusions made by the authors of the article, for the effective development of youth entrepreneurship, it is necessary to intensify educational and educational activities in this area, including through the introduction of special disciplines into the curricula of various educational institutions aimed at the formation of entrepreneurial thinking and relevant competencies among young people.

Текст научной работы на тему «Молодежное предпринимательство в современной России: основные проблемы и перспективы развития»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-8-27 УДК 316

© ®

Attribution

сс by

МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье анализируются основные проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в современной России. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что молодежь является наиболее активной социально-демографической группой, а вовлечение ее представителей в предпринимательскую деятельность в перспективе может способствовать достижению стабильного экономического роста, решению других важных для общества задач. Авторы отмечают, что доля российской молодежи, имеющей интерес к предпринимательству и желающей заниматься данной деятельностью, значительно превышает число молодых людей, реально вовлеченных в бизнес и открывших собственное дело, что обуславливает необходимость активизации политики государства, направленной на комплексную поддержку молодежного предпринимательства. В статье подчеркивается, что в настоящее время важное значение имеет финансовая поддержка молодых предпринимателей, оказание им различной материальной помощи в форме грантов, льготного кредитования, а также информационная и психологическая помощь, реализуемая посредством наставничества со стороны опытных отечественных предпринимателей, сумевших построить успешный бизнес. В соответствии с выводами, сделанными авторами статьи, для эффективного развития молодежного предпринимательства необходимо активизировать образовательную и просветительскую деятельность в данной сфере, в том числе посредством введения в учебные планы различных учебных заведений специальных дисциплин, направленных на формирование предпринимательского мышления и соответствующих компетенций у молодых людей.

Ключевые слова: общество, молодежь, предпринимательство, государственная политика, молодежная политика, информационное общество, предпринимательский потенциал, интеллектуальный потенциал, наставничество, менторство.

YOUTH ENTREPRENEURSHIP IN MODERN RUSSIA: THE MAIN PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Valéry V. Kasyanov1, Lyudmila V. Samygina2, Sergey A. Chuprynnikov3

1Kuban State University, 2Rostov State Medical University, 3Kuban State Technological University

Abstract. The article analyzes the main problems and prospects for the development of youth entrepreneurship in modern Russia. The relevance of the topic under consideration is due to the fact that young people are the most active socio-demographic group, and the involvement of their representatives in entrepreneurial activity in the future can contribute to achieving stable economic growth and solving other important tasks for society. The authors note that the proportion of Russian youth who are interested in entrepreneurship and want to engage in this activity significantly exceeds the number of young people who are really involved in business and have opened their own business, which necessitates the activation of state policy aimed at comprehensive support for youth entrepre-neurship. The article emphasizes that financial support for young entrepreneurs is currently important, providing them with various financial assistance in the form of grants, preferential loans, as well as information and psychological assistance provided through mentoring by experienced domestic entrepreneurs who have managed to build a successful business. In accordance with the conclusions made by the authors of the article, for the effective development of youth entrepreneurship, it is necessary to intensify educational and educational activities in this area, including through the introduction of spe-

Касьянов В.В.1, Самыгина Л.В.2, Чупрынников С.А.3

1 Кубанский государственный университет, 2Ростовский государственный медицинский университет, 3Кубанский государственный технологический университет

3

ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITIES, SOCIAL-ECONOMIC AND SOCIAL SCIENCES. 2024. № 8 (август)

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

cial disciplines into the curricula of various educational institutions aimed at the formation of entrepreneurial thinking and relevant competencies among young people.

Keywords: society, youth, entrepreneurship, public policy, youth policy, information society, entrepreneurial potential, intellectual potential, mentoring, mentoring.

Введение.

Молодежное предпринимательство призвано играть важную роль в социально-экономическом развитии российского общества, поскольку вовлечение молодежи как наиболее активной, инициативной и инновационной социальной группы в предпринимательскую деятельность в перспективе может способствовать достижению стабильного экономического роста, решению других важных для общества задач. Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом «О молодежной политике в Российской Федерации», поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодежи относится к числу основных направлений реализации молодежной политики российского государства [1].

В специальных исследованиях подчеркивается, что нынешнему поколению отечественной молодежи предстоит жить в сложных социально-экономических условиях, характеризующихся введением санкций в отношении российской экономики, ограничением доступа к западным технологиям и т.д. [2].

В сложившейся ситуации основная задача государства и базовых экономических субъектов будет состоять в разработке и последующем внедрении в хозяйственную деятельность собственных технологий, обеспечение технологического суверенитета страны, что может быть достигнуто, в первую очередь, посредством широкого использования интеллектуального, творческого потенциала представителей отечественной молодежи. От молодежи зависит построение экономики нового цифрового типа, соответствующей потребностям современного информационного общества. В то же время, молодежь как особая социально-демографическая группа сталкивается с рядом проблем в рамках реализации предпринимательской активности: решение данных проблем в перспективе способно вывести отечественную экономику на новый уровень. Данное обстоятельство обуславливает необходимость научного изучения основных проблем функционирования и перспективных направлений развития молодежного предпринимательства в современной России.

Обсуждение. Результаты.

Молодежное предпринимательство определяется в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» как предпринимательская деятельность граждан в возрасте до тридцати лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает тридцати лет

либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше тридцати лет превышает семидесяти пяти процентов. Рассматриваемый документ также относит к числу основных направлений государственной молодежной политики создание базовых условий для реализации предпринимательского потенциала молодежи, в том числе социального, а также создание и поддержку деятельности общественных объединений, направленной на развитие социально ориентированного молодежного предпринимательства [3]. Несмотря на то, что политическая элита нашей страны уделяет достаточно большое внимание развитию молодежного предпринимательства, в этой сфере сохраняется ряд нерешенных проблем, отражающихся на уровне развития предпринимательской активности молодых людей в современной России.

Так, в соответствии с результатами эмпирических исследований, доля российской молодежи, имеющей интерес к предпринимательству и желающей заниматься данной деятельностью, значительно превышает число молодых людей, реально вовлеченных в бизнес и открывших собственное дело. Данные социологических опросов показывают, что абсолютное большинство молодых людей в России рассматривают предпринимательскую активность в качестве хорошего способа реализовать себя и свой творческий потенциал в интересном виде деятельности; помимо этого, значительная часть молодых респондентов считают, что занятие бизнесом может приносить более высокий доход в сравнении с работой по найму. Однако в реальной действительности в предпринимательскую деятельность вовлечено очень незначительное количество молодых людей (это число не превышает 3 %) [4, с. 140]. Интересно, что аналогичные проблемы, связанные с недостаточно высоким уровнем вовлеченности молодежи в предпринимательство, характерны не только для России: они, в той или иной степени, присущи и развитым капиталистическим государствам Запада.

Европейские исследователи, в частности, выделяют в качестве основных факторов, влияющих на готовность молодых людей к открытию собственного дела неготовность к преодолению трудностей, риску, которые являются неотъемлемыми составляющими предпринимательской деятельности, отсутствие необходимых знаний и образования, позволяющих преуспеть в бизнесе, недостаток финансовых ресурсов для открытия дела, а также административные барьеры.

В свою очередь, отечественные ученые считают, что основными препятствиями для развития молодежного предпринимательства в современной России выступают недостаточный высокий уровень образования молодых людей, необходимый

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

для успешной бизнес-активности, отсутствие необходимого настроя для того, чтобы становится предпринимателями, а также материальные трудности и отсутствие денежных средств, что не позволяет открыть собственное дело [5, с. 163-164].

С точки зрения С.А. Ильиных и Е.А. Микульской, на развитие молодежного предпринимательства в долгосрочной перспективе оказывают воздействие те же факторы, которые влияют на развитие отечественного предпринимательства в целом, однако на молодежь данные факторы воздействуют особенно сильно в силу некоторых специфических характеристик, присущих представителям данной социально-демографической группы [6, с. 283]. Речь идет об отсутствии опыта, специфических навыков, необходимых для того, чтобы преуспеть в бизнесе, а также недостатке экономических знаний, низком образовательном уровне в сфере предпринимательства. Как показывает практика, значительная часть молодых предпринимателей испытывают сложности в области управления бизнесом, что обусловлено отсутствием необходимых для этого знаний, умений и навыков. Речь идет, в частности, о недостаточно высоких знаниях в области маркетинга, финансового планирования, управления персоналом и других областях, связанных с предпринимательской деятельностью. Определенные объективные препятствия для молодых людей могут представлять сложности с регистрацией, получением разрешения для открытия бизнеса и т.д. Зачастую созданные молодыми бизнесменами предприятия оказываются недостаточно конкурентоспособными, испытывают сложности с вхождением на рынок, привлечением клиентов. В специальных исследованиях также акцентируется внимание на том обстоятельстве, что в отношении молодых предпринимателей в обществе имеются определенные предрассудки и стереотипы: они сталкиваются с недоверием как со стороны потенциальных клиентов, так и партнеров, и инвесторов. Отсюда и дополнительные трудности, возникающие при открытии своего дела и последующем развитии бизнеса. Интересно, что сами представители молодежи указывают в качестве основных проблем, возникающих на начальном этапе предпринимательской деятельности отсутствие или нехватку материальных средств или так называемого стартового капитала, высокую степень риска в рамках реализации бизнес-активности у молодых предпринимателей, а также низкую доступность необходимых кредитных ресурсов [7, с. 311-312].

Непосредственно молодые предприниматели выделяют в качестве основных препятствий для успешного ведения бизнеса низкую эффективность государственной поддержки предпринимателей, высокий уровень налогообложения, отсутствие или недостаточность так называемого стартового капитала, недостаток опыта, необходимо для того, чтобы преуспеть в бизнесе, высокую степень риска предпринимательской дея-

тельности, а также дефицит специальных знаний в области экономики и предпринимательства [8, с. 61-62].

По этой причине, государственная молодежная политика в рассматриваемой сфере должна быть направлена, в первую очередь, на создание условий, стимулирующих молодых людей к открытию своего дела.

Если опираться на профессиональные оценки, данные экспертами, являющимися специалистами в области экономики и бизнеса, основные проблемы развития молодежного предпринимательства в современной России связаны с недостаточной урегулированностью вопросов государственной поддержки молодых предпринимателей на федеральном уровне, отсутствием программных инструментов, могущих быть использованными с целью развития молодежного предпринимательства, несформированностью культуры молодежной бизнес-активности в комплексе с недостаточно высоким уровнем информированности молодых людей о возможностях в области бизнеса, низким уровнем мотивации к предпринимательской деятельности, а также отсутствием необходимой наставнической и материальной поддержки на начальных этапах развития бизнеса.

Статистические данные свидетельствуют о том, в течение последних лет в Российской Федерации наблюдался рост числа несовершеннолетних и молодежи, организующих свой бизнес в инновационных сферах экономики: в информационных технологиях, торговле, различных наукоемких отраслях и т.д. Как отмечают некоторые эксперты, в ряде регионов нашей страны предпринимательскую активность осуществляют даже старшеклассники, однако проблема заключается в отсутствии поддержки данных молодых предпринимателей, нежелании потенциальных инвесторов вкладывать денежные средства в развитие их бизнеса [9, с. 6-7].

Как уже отмечалось выше, необходимость осуществления поддержки молодых предпринимателей со стороны органов государственной власти обусловлена, в том числе, отсутствием у представителей рассматриваемой социально-демографической группы какого-либо опыта, связанного с работой по найму или предпринимательством.

Отечественная образовательная система, включающая и высшая школу, традиционно реализует преимущественно теоретическую подготовку, которая имеет слабую взаимосвязь с практикой; в результате многих выпускников российских вузов отличает отсутствие профессиональных навыков, необходимых для организации и ведения бизнеса. На практике молодые специалисты, окончившие обучение в высших учебных заведениях и приступающие к трудовой деятельности, нуждаются в дополнительной практической подготовке, которая производится непосредственно в тех организациях, куда данные специ-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

алисты устраиваются на работу. Однако в случае с молодыми предпринимателями возможность обучения на рабочем месте отсутствует, поскольку предприниматель сам может выступать в качестве работодателя, создавая рабочие места и нанимая сотрудников.

В целях подготовки молодых предпринимателей к созданию и развитию бизнеса может использоваться практика наставничества, позволяющая потенциальным бизнесменам адаптироваться к условиям самостоятельной экономической деятельности, приобрести необходимые для этого профессиональные навыки и умения.

В данном случае, наставничество или менторство предусматривает различные виды нефинансовой поддержки молодых и малоопытных предпринимателей, которые включают активное взаимодействие подобных начинающих бизнесменов с успешными предпринимателями, состоявшимися в данной сфере деятельности: рассматриваемое взаимодействие, как показывает мировая практика, может включать консультативную, информационную, а также психологическую помощь.

Наставничество вообще является одним из наиболее эффективных методов практического обучения, которое активно применялось еще в период средневековья, когда опытные мастера обучали своему ремеслу различных учеников и подмастерьев, передавая им накопленные навыки и опыт.

Практика показывает, что наиболее сложным периодом является первый год развития бизнеса, когда начинающий предприниматель сталкивается с различными организационными, финансовыми и другими проблемами. В то же время, как показывают результаты социологических опросов, большая часть молодых предпринимателей успешно проходят этот адаптационный период и сохраняют свой бизнес в течение следующих пяти лет, если в первый год работы они получают необходимую поддержку со стороны опытных наставников.

Наставничество может реализовываться в различных формах, включающими как длительную индивидуальную работу, так и эпизодические консультации опытных предпринимателей по различным вопросам, связанным с ведением бизнеса. Подобная деятельность может с высокой степенью эффективности быть организована на базе торгово-промышленных палат, университетов и других учебных заведений. Здесь, как подчеркивает И.А. Емельянова, существует необходимость в законодательном урегулировании взаимоотношений между наставниками и их подопечными в области бизнеса (кроме того, для наставников могут быть предусмотрены те или иные формы материальной выгоды, включающие различные налоговые льготы) [8, с. 63].

В качестве одной из наиболее эффективных мер, направленных на развитие молодежного

предпринимательства, стимулирование молодых людей к развитию бизнеса, которые активно реализуются в развитых капиталистических государствах, является создание так называемых бизнес-инкубаторов или акселераторов. В рамках данных организаций субъекты молодежного малого бизнеса на ранней стадии его развития получают поддержку посредством предоставления им специальных помещений для осуществления предпринимательской деятельности, а также оказания различных консультационных, бухгалтерских, юридических и других услуг.

Необходимо отметить, что в европейских странах бизнес-инкубаторы играют важную роль в оказании необходимой поддержки молодым предпринимателям (данная поддержка помогает рассматриваемой категории бизнесменов выжить на начальном этапе развития своего дела, а также стабильно расти и развиваться) [10, с. 55-56]. Разновидностью таких организаций являются академические бизнес-инкубаторы, которые функционируют на базе ведущих университетов, позволяя обучающимся в них студентам развивать свой предпринимательский потенциал, реализовывать различные бизнес-проекты.

Значительная часть молодых предпринимателей сталкиваются с проблемой финансирования своих идей, связанных с бизнесом; у молодых людей по объективным причинам отсутствуют финансовые накопления в объеме, необходимом для успешного осуществления предпринимательской деятельности. Что касается доступа к банковским кредитам, то он также может быть ограничен для молодых предпринимателей вследствие отсутствия у них подходящих для банков кредитных историй, необходимого для получения займа уровня доходов и т.д. Данное обстоятельство обуславливает целесообразность использования различных методов финансовой поддержки молодых предпринимателей, включающих предоставление им грантов, льготного кредитования и т.д.

В целом, стимулирование молодежного предпринимательства, вовлечение молодых людей в занятие бизнесом предусматривают использование разнообразных мер поддержки со стороны государства, закрепленных в специальных нормативно-правовых актах.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется ряд мер государственной поддержки молодым предпринимателям. Так, Министерство экономического развития России реализует программы поддержки молодежного предпринимательства через направления деятельности ведомства в рамках развития малого и среднего предпринимательства, а также поддержки технологического развития и инноваций. В частности, национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предусматривает грантовую поддержку

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

предпринимателям до 25 лет: грант предоставляется на реализацию бизнес-проекта, что предусматривает приобретение оборудования, оргтехники, программного обеспечения, сырья, оплату аренды, первого взноса по франшизе, продвижение проекта в средствах массовой информации и др. В рамках Фонда содействия инновациям реализуется ряд программ, в том числе:

- «Студенческий стартап», предназначенный для студентов высших учебных заведений (здесь осуществляется предоставление грантов на цели разработки новых товаров, изделий, технологий или услуг, а ожидаемым планом является создание юридического лица, разработка бизнес-плана проекта, создание сайта и предоставление отчета о развитии стартапа);

- программа «ИнноШкольник», предусматривающая вовлечение учащихся в инновационную и инновационную деятельность и предусматривающую проведение конкурсов, реализацию мер поддержки отдельных проектов, партнерское взаимодействие с государственными органами власти ;

- программа «УМНИК», в рамках которой предоставляются гранты в целях поддержки коммерчески ориентированных научно-технических проектов молодых исследователей, а ожидаемым результатом является подача заявки на регистрацию прав на результаты интеллектуальной собственности, подготовка бизнес-плана проекта или подача заявки в «Студенческий стартап».

В нашей стране функционируют десять инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ), объединяющих организации бизнеса, высшие учебные заведения и исследовательские центры. Цель создания данных центров связана с обеспечением условий для развития научной и технологической деятельности: в частности, студентам здесь предоставляется возможность тестировать свои предпринимательские идеи и решения непосредственно на производстве. Для лиц, принимающих участие в работе данных центров предусмотрены налоговые льготы, административные, таможенные и другие преференции.

В свою очередь, Министерство образования и науки Российской Федерации реализует программы поддержки молодежного предпринимательства через развитие сотрудничества между образовательными учреждениями, реальным сектором экономики и органами государственной власти. Так, при поддержке Минообрнауки России реализуется Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», целью которого является формирование предпринимательской среды в области технологического развития. В рамках проекта осуществляется массовая предпринимательская подготовка студентов и работников образовательных организаций высшего образо-

вания, происходит запуск университетских технологических стартапов и стартап-проектов, формируются механизмы привлечения инвестиций в университетские стартапы и стартап-проекты.

В компетенцию Министерства труда и социальной защиты России входит реализация программы поддержки молодежного предпринимательства посредством внедрения федеральных проектов по развитию направления занятости молодежи на рынке труда. Одним из таких проектов является «Страна мастеров», в рамках которого осуществляется сопровождение молодых людей, желающих стать самозанятыми или предпринимателями, проводятся обучающие мероприятия, реализуется персональное сопровождение участника в части определения цены на продукцию, оформления необходимых документов, продвижения продукции на рынке и др.

Наконец, Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), являющееся координатором в сфере молодежной политики России, целью которого является создание условий для самореализации молодых талантов, предоставляет в рамках поддержки молодежного предпринимательства гранты на реализацию проектов посредством проведения конкурсов, организует образовательные треки и т.д.

На основании вышеизложенного материала можно констатировать, что государственная политика, направленная на поддержку молодежного предпринимательства, характеризуется раз-нонаправленностью и многоаспектностью, концентрацией на мероприятиях, цель которых состоит в содействии молодым предпринимателям на начальных стадиях развития их бизнеса, предоставлении финансовой, консультативной, психологической и иной помощи. Не вызывает сомнений тот факт, что государство в настоящее время должно направлять свои усилия на всестороннюю поддержку молодых людей, желающих реализовать себя в области предпринимательства, создать им условия для самореализации в бизнесе, поскольку впоследствии эти вложения окупятся вкладом молодых предпринимателей в национальную экономику страны. Однако для обеспечения беспроблемного входа молодых предпринимателей в бизнес и повышения привлекательности условий его ведения необходимо использовать новые регуляторные механизмы и организационные инструменты. Акцент здесь целесообразно делать на развитии экономического или бизнес-образования с целью повышения уровня финансовой грамотности молодых людей, формирования представлений о предпринимательстве, различных аспектах функционирования бизнеса. Важное значение имеет финансовая поддержка молодых предпринимателей, оказание им различной материальной помощи в форме грантов, льготного кредитования, а также информационная и психологическая поддержка, реализуемая посредством наставничества со стороны опытных отечественных предпринимателей, сумевших постро-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

ить успешный бизнес. Рассматриваемые механизмы могут способствовать молодым людям в приобретении капитала и знаний, необходимых для успешной реализации своих предпринимательских идей и построения эффективных бизнес-проектов.

Заключение.

Современная российская молодежь, как свидетельствуют материалы социологических исследований, проявляет интерес к предпринимательству и декларирует желание заниматься рассматриваемой деятельностью, однако, число молодых людей, реально вовлеченных в бизнес и открывших собственное дело, является не очень значительным, что обуславливает необходимость активизации политики государства, направленной на комплексную поддержку молодых предпринимателей.

Приведенные данные показывают, что в области молодежного предпринимательства в нашей стране имеется ряд серьезных проблем, среди которых выделяются нехватка материальных ресурсов для осуществления молодыми людьми предпринимательской деятельности, открытия своего дела, неразвитость специального бизнес-образования и подготовки в области предпринимательства и т.д.

Данное обстоятельство обуславливает необходимость повышения эффективности просветительской деятельности в области предпринимательства, введения в учебные планы средних и высших учебных заведений специальных дисциплин, направленных на формирование предпринимательского мышления и соответствующих компетенций у молодых людей. Образовательные программы в идеале должны давать возможность разным категориям молодежи приобрести предпринимательский опыт, необходимый для успешной реализации в сфере бизнеса.

Помимо этого, эффективное развитие молодежного предпринимательства предусматривает активное содействие со стороны предпринимательского сообщества, экспертов в области бизнеса, различных предприятий и организаций, способных оказывать финансовую и консультационную поддержку начинающим бизнесменам.

Рассматриваемый комплекс мероприятий, направленных на содействие молодежному предпринимательству, способен в случае успешной реализации стимулировать активное формирование и развитие молодежного бизнеса в современной России, что, в свою очередь, окажет позитивное воздействие на национальную экономику, обеспечит стабильный экономический рост.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». URL : http: //publication.pravo.gov.ru>Document/View (дата обращения 25.06.2024).

2. Касьянов В.В. Государственная молодёжная политика Российской Федерации конца XX - начала XXI в.: исторический опыт разработки и реализации. Краснодар : Кубанский государственный университет, 2022.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 243-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL : http: //government^^ кументы>93887 (дата обращения 26.06.2024).

4. Боднар Э.Л. Молодежное предпринимательство: определение, трудности и перспективы развития / Э.Л. Боднар, Д.А. Долгих // Психологическая теория и практика - управлению. Сборник научных трудов, Екатеринбург : Уральский институт управления, 2015.

5. Вернигора С.О. Основные проблемы молодежного предпринимательства в современной России / С.О. Вернигора, Е.В. Соловьева // Российский научный журнал «Телескоп»: журнал социологических и маркетинговых исследований» 2023. № 2(10).

6. Ильиных С.А. Молодежное предпринимательство: факторы развития и ограничения / С.А. Ильиных, Е.А. Микульская // Вестник экономики, права и социологии. 2023. № 4.

7. Нургазина Г.Е. Развитие молодежного инновационного предпринимательства / Г.Е. Нургазина // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Т. 13. № 4А.

8. Емельянова И.А. Молодежное предпринимательство в современной России: проблемы и перспективы развития правового регулирования / И.А. Емельянова // Вестник Поволжского института управления. 2023. Т. 23. № 1.

9. Шерстнева А.В. Некоторые вопросы и проблемы в развитии молодежного предпринимательства / А.В. Шерстнева // Евразийский научный журнал. 2022. № 3.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

10. Мальцева Н.В. Государственная поддержка молодых предпринимателей: российский и зарубежный опыт / Н.В. Мальцева // Образование, молодежь, конкурентоспособность: сборник докладов Международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летнему юбилею академика Российской академии образования, доктора философских наук, профессора Г.Ф. Шафранова-Куцева. Тюмень,

1. Federal Law № 489-FZ dated 12.30.2020 «On Youth Policy in the Russian Federation". [Electronic resource]. URL : http: //publication.pravo.gov.ruDocument/View (date of application 06.25.2024).

2. Kasyanov V.V. State Youth policy of the Russian Federation of the late XX - early XXI century: historical experience of development and implementation. Krasnodar : Kuban State University, 2022.

3. Decree of the Government of the Russian Federation dated 11.29.2014 № 243-r «Fundamentals of the State youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025». URL : http: //government.ru>docu ments93887 (date of application 06.26.2024).

4. Bodnar E.L. Youth entrepreneurship: definition, difficulties and development prospects / E.L. Bodnar, D.A. Dolgikh // Psychological theory and practice - management/ Collection of scientific papers. Yekaterinburg : Ural Institute of Management, 2015.

5. Vernigora S.O. The main problems of youth entrepreneurship in modern Russia / S.O. Vernigora, E.V. Solo-vyova // Russian scientific journal «Telescope»: journal of Sociological and marketing Research. 2023 № 2

6. Ilyinykh S.A. Youth entrepreneurship: development factors and limitations / S.A. Ilyinykh, E.A. Mikulskaya // Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2023. № 4.

7. Nurgazina G.E. Development of youth innovative entrepreneurship / G.E. Nurgazina // Economics: yesterday, today, tomorrow. 2023. Vol. 13. № 4A.

8. Yemelyanova I.A. Youth entrepreneurship in modern Russia: problems and prospects for the development of legal regulation / I.A. Yemelyanova // Bulletin of the Volga Region Institute of Management. 2023. Vol. 23. № 1.

9. Sherstneva A.V. Some issues and problems in the development of youth entrepreneurship / A.V. Sherstneva // Eurasian Scientific Journal. 2022. № 3.

10. Maltseva N.V. State support for young entrepreneurs: Russian and foreign experience / N.V. Maltseva // Education, youth, competitiveness. Collection of reports of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 80th anniversary of Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Philosophy, Professor G.F. Shafranov-Kutsev. Tyumen, 2018.

2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

(10).

Информация об авторах

Касьянов Валерий Васильевич

доктор исторических наук, доктор социологических наук, профессор,

декан факультета журналистики, заведующий кафедрой истории России факультета истории, социологии и международных отношений, Кубанский государственный университет ОРСЮ 0000-0002-9844-1802 [email protected]

Valéry V. Kasyanov

Doctor of Historical Sciences, Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Dean of the Faculty of Journalism,

Head of the Department of Russian History

Faculty of History, Sociology

and International Relations,

Kuban State University

ORCID 0000-0002-9844-1802

[email protected]

Самыгина Людмила Владимировна

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков с курсом латинского языка, Ростовский государственный медицинский университет [email protected]

Lyudmila V. Samygina

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages with a course in Latin, Rostov State Medical University [email protected]

Чупрынников Сергей Алексеевич

доктор исторических наук, доцент,

профессор кафедры истории, философии и психологии, Кубанский государственный технологический университет ORCID 0000-0002-4925-3178 [email protected]

Sergey A. Chuprynnikov

Doctor of Historical Sciences,

Associate Professor,

Professor of the Department of History,

Philosophy and Psychology,

Kuban State Technological University

ORCID 0000-0002-4925-3178

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.