Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНОЕ ЛИДЕРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ'

МОЛОДЕЖНОЕ ЛИДЕРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / LEADERSHIP / МОЛОДЕЖНОЕ ЛИДЕРСТВО / YOUTH LEADERSHIP / МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОГРАММЫ / YOUTH PROGRAMS / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / YOUTH ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Червинская Е. О.

В данной статье рассматривается современное состояние молодежного лидерства, как значимого ресурса для инновационного, социально-культурного и экономического развития одной из крупнейших исторических держав - Великобритании, а также условия и факторы развития лидерства в данном государстве. Акцент делается на молодежных программах и проектах, которые реализуются молодежными организациями на территории Соединенного Королевства. Представлены ключевые компоненты, составляющие основу эффективных возможностей лидерства среди молодежи. Также рассматриваются характерные особенности присущие молодежной работе в Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH LEADERSHIP IN MODERN BRITAIN: CONDITIONS AND FACTORS OF DEVELOPMENT

This article examines the current state of youth leadership as a significant resource for the innovative, socio-cultural and economic development of one of the largest historical powers - the UK, as well as the conditions and factors for the development of leadership in this state. The emphasis is on youth programs and projects implemented by youth organizations in the United Kingdom. The key components that form the basis of effective leadership opportunities among young people are presented. Also, the characteristic features of youth work in the UK are considered.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНОЕ ЛИДЕРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 316.6-058.6(410)

МОЛОДЕЖНОЕ ЛИДЕРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Е.О. Червинская

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В данной статье рассматривается современное состояние молодежного лидерства, как значимого ресурса для инновационного, социально-культурного и экономического развития одной из крупнейших исторических держав - Великобритании, а также условия и факторы развития лидерства в данном государстве. Акцент делается на молодежных программах и проектах, которые реализуются молодежными организациями на территории Соединенного Королевства. Представлены ключевые компоненты, составляющие основу эффективных возможностей лидерства среди молодежи. Также рассматриваются характерные особенности присущие молодежной работе в Великобритании.

Ключевые слова: лидерство; молодежное лидерство; молодежные программы; молодежные организации.

В современной действительности тема лидерства поднимается многими зарубежными и российскими авторами. Во всей совокупности работ о лидерстве молодежному лидерству уделяется мало внимания. Актуальность нашей работы связана с необходимостью моделирования лидерских практик молодежи на основе обобщения успешного опыта лидерства молодежи в России и за рубежом. В общих положениях Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. указано, что «глобальные тенденции убедительно доказывают, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь» [3]. В связи с тем, что тематика молодежи и молодежного лидерства приобретает популярность, наша работа

© Червинская Е.О., 2017 351

направлена на изучение и анализ формирования молодежного лидерства, как значимого ресурса для инновационного, социально-культурного и экономического развития одной из крупнейших исторических держав - Великобритании.

Молодежная работа Великобритании охватывает большое количество сфер: жилищную и досуговую, трудоустройство, здравоохранение, правосудие. Это означает, что каждая из этих сфер в Великобритании признает молодежную работу как специфическую форму профессиональной деятельности. У молодежной работы в Великобритании существуют три характерные особенности: забота о персональном и социальном развитии молодых людей, использование экспериментального обучения как центральной части методологии и приверженность установленным ценностям [2]. Эти особенности характерны для молодежной работы в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, но структуры по работе с молодежью всех четырех административно-политических частей страны различаются (например, каждая провинция имеет свой орган, ответственный за реализацию молодежной работы). Наиболее интересной является молодежная политика Англии, во-первых, потому что в Англии проживает 85 % населения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, во-вторых, власти трех провинций опираются на опыт Англии при организации молодежной работы на своей территории.

В 2004 г. в Англии был принят закон «О детях» [1], выделяющий основную целевую группу молодежи в возрасте 13-19 лет и устанавливающий новые задачи для всех служб, работающих с детьми. В соответствии с законом был создан Детский и молодежный траст, который является местным органом, осуществляющим связь между агентствами. Он определяет индикаторы и меры, гарантирующие качество предоставляемых услуг, которое проверяется внешними инспекторами Офиса по стандарту и образованию.

На данный момент времени в Великобритании существует довольно большое количество молодежных организаций, основными из них являются NYA (National Youth Agency - Национальное агентство по делам молодежи), Scout Association (Ассоциация скаутов Великобритании), UK Youth (Британская молодежь) и

British Youth Council (Британский совет молодежи), основанные в XX в. и имеющие значительный опыт в молодежной сфере. Все молодежные организации имеют свои программы, которые реализуются на территории Великобритании.

Молодежная работа в Великобритании предполагает активное общественное участие молодежи. Так, Общенациональная концепция молодежной общественной деятельности Великобритании призвана пошагово развивать молодежную общественную деятельность в качественном и количественном плане. Это обусловлено интересами как общества, так и самой молодежи.

Основным инструментом реализации концепции молодежной общественной деятельности является благотворительная организация «Добровольная Служба Обществу» (Community Service Volunteers, CSV), в 2015 г. переименованная в Volunteering Matters [8]. Организация реализует пять основных программ для молодежи, которые являются комплексными и разделены по пяти приоритетным направлениям: добровольные партнеры, дополнительное гражданское образование, пресса, обучение и предпринимательство, защита окружающей среды. Для достижения количественных и качественных изменений в общественной жизни и деятельности молодежи концепция предусматривает усиление роли организаций, предоставляющих волонтерам рабочие места. Качество работы подобных организаций должно быть высоким, а содержание - обеспечивать интеграцию в эту деятельность тех групп молодежи, которые до настоящего момента не имели такой возможности.

В Великобритании создана благоприятная основа для появления, существования и развития молодежных организаций, посредством которых увеличивается количество вовлеченных в общественную деятельность молодых людей, что положительно влияет на развитие молодежного лидерства в стране. Созданные в стране условия позволяют молодым людям реализовать себя и развиваться в интересующих их сферах. Стабильность и прозрачность в механизмах работы с молодежью позволяет молодым людям заниматься саморазвитием, действовать на благо общества. Для полной картины важно рассмотреть факторы, влияющие на создание комфортных условий для молодежи и молодежного лидерства. 353

Среди ряда представителей теорий процессного подхода, ситуационного лидерства, персоналистского подхода можно выявить некое единство мнений в отношении факторов лидерства: это несомненно сама личность и ее качества, поведение, внешняя привлекательность, харизма и т.д. Однако, мы вынуждены отметить, что в отношении молодежного лидерства отдельно тема факторов исследователями не рассматривается.

Одним из наиболее основательных исследований феномена молодежного лидерства в Великобритании является работа британских авторов Lauren Kahn, Sarah Hewes, Rushanara Ali [6], которые выявили пять ключевых компонентов, составляющих основу эффективных возможностей лидерства среди молодежи: «Аутентичные возможности»; «Необходимость встречи»; «Вызов»; «Поддержка»; «Отражение». Эти компоненты дают нам основу для рассмотрения возможностей лидерства среди молодежи: молодым людям должны быть предложены задачи, отражающие их потребности, в той среде, в которой они могут размышлять над своим опытом и получать возможность для принятия решений и осуществления изменений. Представим каждый из этих элементов.

«Аутентичные возможности»: в исследовании утверждается, что «цель развития лидерства в конечном итоге предполагает действия, а не знания». Молодые люди учатся лидерству, практикуясь в нем. Из-за этого инициативы по развитию лидерства должны быть гораздо больше, чем подготовка - молодым лидерам необходимо применять «реальные» навыки на практике [5]. «Youth Voice Leadership Development Programme» - молодежная программа развития лидерства [4], объединяющая представителей молодежи всей Великобритании на выходные дни в рамках специализированных учебных курсов, освоение которых поможет молодым людям стать так называемыми «молодежными голосами», посредством дискуссий, симуляций и планирования.

«Необходимость встречи»: по словам Кэти Гранвилль-Чепман (руководителя направления лидерства и программы тимбилдинга Колледжа Веллингтона), молодые люди, имеющие хороший уровень благополучия и психологически здоровые, в большей степени способны вести за собой других, а также более чувствительны и способны повысить благосостояние тех, кого

они стремятся вдохновлять и мотивировать. В Великобритании данный принцип реализуется в программе «Active8» благотворительной организации Volunteering Matters. Этот проект осуществляется под руководством сверстников и предоставляет индивидуальные занятия молодым людям в возрасте от 18 до 24 лет, не имеющим образования или работы. Взаимодействие со сверстниками, столкнувшимися с проблемами и решившими их, поможет молодым людям поверить в себя и добиться эмоциональной устойчивости.

«Вызов»: социальный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение — это взаимодействие и отношения, и что обучение является наиболее эффективным, когда есть люди, которые могут определить правильное количество проблем и поддержки для каждого. Предоставление молодым людям возможностей, правильная поддержка и помощь в решении проблем может помочь им развиваться и совершенствоваться. Основываясь на данном принципе, в Великобританни была реализована программа UK Youth (Британской молодежи) National Citizen Service [7]. В рамках программы 150 британских 16-17-летних молодых людей отправились из Манчестера, Шеффилда и Бейзингстока в Лондон. Программа представлена несколькими этапами: на первом этапе - курс по самопрезентации, знакомство с возможностями карьерного роста в британском космическом секторе и работа в командах; на втором этапе - программа Money For Life, формирующая навыки бюджетирования и развивающая командные навыки; на третьем этапе - создание и реализация в своих регионах с помощью всех полученных знаний и умений социальных проектов.

«Поддержка»: эффективные программы связывают молодых людей с заботливыми взрослыми. Исследования, опыт и интуиция - все это способствует тому, что молодые люди имеют сильные долгосрочные отношения с заботливым, компетентным взрослым (наставником), с которым они могут поговорить о планах, проблемах, решениях и их будущем. Volunteering Matters в рамках своей деятельности реализует проект «Grandmentors», построенный на основе межпоколенческого наставничества для поддержки молодых людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Наставниками являются добровольцы в возрасте 50 лет 355

и старше, которые используют свою мудрость, свою энергию и свой жизненный опыт, чтобы помочь молодым людям разобраться в себе и найти свой жизненный путь.

«Отражение»: устранение ситуационных барьеров и «правил игры» в безопасном пространстве может помочь молодым людям, и особенно тем, кто находится в неблагоприятном или мар-гинализированном положении, сформулировать для себя тезисы о том, как опыт лидерства соответствует тому, кем они являются и кем они хотят стать. Программа Give More Get More крупнейшей благотворительной организации Volunteering Matters помогает молодым людям с ограниченными возможностями сформулировать цель и составить план на будущее, после окончания основного обучения. Без подобной поддержки молодые люди данной категории чаще всего возвращаются в систему полного ухода за ними в будущем, в связи с ухудшением здоровья, вовлечением в антисоциальную деятельность или развитием проблем психического здоровья из-за отсутствия значимой для общества работы или общения. При правильной поддержке эти молодые люди могли бы значительно улучшить результаты их планируемой деятельности.

Совершенно очевидно, все пять ключевых компонентов, составляющих основу эффективных возможностей лидерства среди молодежи, в той или иной степени используются и применяются в программах британских молодежных организаций. Каждая из программ ориентирована на свою целевую аудиторию, но в конечном итоге они охватывают все сферы молодежной среды. Также можно отметить, что молодежная работа в Великобритании является социальной, направлена на незащищенную, уязвимую молодежь, нуждающуюся в поддержке государства, общества в целом, взрослых или сверстников. Реализуемые программы направлены на улучшение положения молодых людей в обществе, формирование комфортной среды для них. Стоит отметить, что подобные программы довольно перспективны и при определенной переработке отдельные их механизмы, инструменты и технологии могут быть полезны для других стран, в том числе и России (например, система ценностей

«Аутентичные возможности — Необходимость встречи — Вызов

- Поддержка - Отражение»).

Сегодня особую ценность для любой страны представляет инновационная, талантливая молодежь, с активной жизненной позицией, готовая к позитивным преобразованиям социального окружения. Работа с молодежью в Великобритании ориентирована на достижение данной ценности: особенно четко это прослеживается в общественном секторе. Условия развития общественных отношений все чаще демонстрируют потребность в лидерах. Государство должно быть заинтересованным в становлении такого ресурса, как социальные (социально ориентированные) лидеры, которые будут ключевыми руководителями в разных сферах общественной жизни и двигателями прогресса.

Исходя из вышесказанного, нам представляется необходимым развивать исследование молодежных лидерских практик, учитывая английский опыт. Отметим, что для нас важно не только знание, теоретическое обоснование практик формирования лидерства, но и прикладной аспект молодежного лидерства

- проекты, направленные на улучшение социальной действительности в стране, регионе, городе.

Библиографический список

1. Закон «о детях» 2004 года (закон Парламента Соединенного Королевства Великобритании). URL: http://www.legislation.gov.uk/ ukpga/2004/31/pdfs/ukpga_20040031_en.pdf (дата обращения: 27.09.2017).

2. Международный опыт реализации молодежной политики: доклад Государственного совета Российской федерации. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-248781.html (дата обращения: 27.09.2017).

3. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 нояб. 2014 г. № 2403-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения: 27.09.2017).

4. British Youth Council. URL: http://www.byc.org.uk/ (accessed: 27.09.2017).

5. Hernez-Broome G., Hughes R. Leadership development: Past, present and future // Human Resource Planning. 2004. Vol. 27, no 1. P. 24-32.

URL: http://home.mycybernet.net/~taylors/Publish/ leadership%20development.pdf (accessed: 27.09.2017).

6. Kahn L., Hewes S., Ali R. Taking the lead: youth leadership in theory and practice. 2009. 72 p. URL: https://youngfoundation.org/wp-content/uploads/2012/10/Taking-the-Lead-October-2009.pdf (accessed: 27.09.2017).

7. UK Youth. URL: http://www.ukyouth.org/ (accessed: 27.09.2017).

8. Volunteering Matters. URL: https://volunteeringmatters.org.uk/ (accessed: 27.09.2017).

YOUTH LEADERSHIP IN MODERN BRITAIN: CONDITIONS AND FACTORS OF DEVELOPMENT

E.O. Chervinskaya

Perm State University

This article examines the current state of youth leadership as a significant resource for the innovative, socio-cultural and economic development of one of the largest historical powers - the UK, as well as the conditions and factors for the development of leadership in this state. The emphasis is on youth programs and projects implemented by youth organizations in the United Kingdom. The key components that form the basis of effective leadership opportunities among young people are presented. Also, the characteristic features of youth work in the UK are considered.

Keywords: leadership; youth leadership; youth programs; youth organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.