УДК 316.46
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАПАДНОЙ ТЕОРИИ
Е.О. Червинская
Пермский государственный национальный исследовательский университет
В данной статье рассматриваются и анализируются ценностные основания лидерства, обозначенные в работах отечественных и западных авторов. Молодежное лидерство рассматривается с точки зрения наиболее перспективного феномена общества для развития стран, и внедрения инновационных изменений в них. В статье также обозначается значимость транслируемых молодежным лидером ценностей, в контексте взаимодействия лидера и его последователей. Результатом является сформулированный перечень ценностных оснований лидерства и принципов ценностного лидерства.
Ключевые слова: молодежь, лидерство, молодежное лидерство, ценностные основания лидерства.
В современной действительности тема лидерства достаточно популярна, она разрабатывается многими авторами, как зарубежными, так и российскими. В настоящий момент мы можем говорить о существовании множества определений и теорий лидерства, которые во многих случаях имеют противоположный характер, поэтому до сих пор нет единообразного предметного представления о сущностной природе лидерства и способах его развития. Несмотря на то, что феномен лидерства изучается многими авторами, молодежному лидерству уделяется намного меньше внимания, хотя, нужно отметить, что количество исследований молодежного лидерства в последние годы возросло. Это обусловлено и особенностями молодежи (молодежь как социально-демографическая группа общества является наиболее перспективной для развития стран, и инновационных изменений в них) и «молодежной повесткой» во многих секторах развития общества и государственного управления.
© Червинская Е.О., 2018
На наш взгляд, развитие молодежного лидерства в современной России особенно важно, т.к. это является мощным инструментом инвестирования в будущее страны, ведь молодые лидеры несут в себе тот потенциал, который необходим для эффективного развития общества. Для выстраивания определенной стратегии развития лидерства в России, на наш взгляд, необходимо изучить основания лидерства, как важного феномена современности. Поэтому в дальнейшем для нас наиболее важно рассмотреть существующие основания лидерства, в частности ценностные основания лидерства, как один из значимых аспектов взаимодействия лидера, его команды (группы) и последователей.
Лидерство, в большей степени, - феномен группы, т.е. лидерство проявляется в процессе взаимодействия индивидов. Лидер, не имеющий последователей, не может считаться лидером в полной мере, т.к. наличие последователей, разделяющих и поддерживающих его интересы, взгляды, ценности, является неотъемлемой частью феномена лидерства. Лидер, взаимодействуя с последователями, транслирует им определенную информацию, как вербальными способами, так и невербальными. Лидерство, не подкрепленное ценностными основаниями, установками, принципами, не может считаться эффективным и положительным, т.к. в этом случае лидер может транслировать последователям искаженную информацию. Именно поэтому нам наиболее интересно рассмотреть связь лидера и его последователей через призму ценностный оснований лидерства. Для этого рассмотрим существующие отечественные и западные теории, концепции, исследования лидерства, предметом которых являются ценностные основания лидерства.
В первую очередь определим понятие «ценность». Так, М. Рокич определяет ценность как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования» [1]. В свою очередь, Т. Парсонс рассматривает ценности в качестве высших принципов, обеспечивающих согласие как в малых общественных группах, так и во всем обществе в целом, конструируя модель социальной системы, в которой акт человеческого взаимо-319
действия является клеточкой этой системы. Нормативно-ценностная структура общественного сознания в его представлении является главным фактором, определяющим поведение людей. Н.И. Лапин дал следующее определение этому понятию: «Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, играющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях» [2]. Таким образом, в самом общем смысле, ценности представляют собой «социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.» [3, с. 360].
Различные ценностные теории стали появляться и развиваться только в 1980-1990-х гг., являясь продолжением и, в каком-то смысле, противопоставлением мотивационных теорий. В соответствии с ценностной концепцией лидерства, управление людьми через их мировоззрение и ценности является наиболее эффективным управлением. Весомый вклад в изучение лидерства с точки зрения ценностей в западной теории внесли исследователи С. Кучмарски, Т. Кучмарски, Р. Гринлиф, Г. Фейрхольм, К. Ходжкинсон и др.
Роберт Гринлиф разработал концепцию «обслуживающего лидерства» (servant leadership), которая базируется на двух, на первый взгляд, абсолютно противоположных понятиях «лидер» и «слуга». Кен Бланшар (K. Blanchard), который также занимался развитием данной концепции, называет ее «лидерство - служение». Данная концепция довольно эффективно внедряется в различные социальные институты в США, ее сутью является то, что истинно великий лидер это тот, кто помогает («служит») другим людям, и именно это определяет его величие. В рамках данной концепции считается, что лидерские качества способны проявиться в том человеке, который ориентирован на помощь другим людям, как в личностном плане, так и в профессиональном. Лидер стремится создать такие условия, чтобы каждый его последователь смог саморазвиваться, влиться в деятельность группы и самостоятельно принимать решения [4, с. 52-59].
Таким образом, обслуживающим лидером считается тот, кто создает определенные условия для удовлетворения потребностей различного характера его последователей. Показателями эффективности обслуживающего лидерства являются:
- индивидуальный и профессиональный рост последователей;
- развитие личности последователя;
- проявление самостоятельности последователей и их независимость в принятии решений;
- желание последователей поддерживать и помогать другим;
- формирование самообеспечивающегося и самоподдерживающего профессионального сообщества.
В данной концепции можно заметить сильный упор на альтруистичность лидера, на его желание и возможность помогать другим людям и развивать их. Также концепцию Гринлифа считают религиозным направлением ценностного лидерства [5]. Одной из основных целей Гринлифа при создании данной концепции является усиление роли социального института церкви за счет религиозных лидеров и христианского лидерства. Отсюда понятно, почему концепция делает такой сильный упор на «служение» и помощь лидера его последователям.
На основе идей этической направленности концепции Р. Гринлифа К. Ходжкинсон разработал свою ценностную теорию лидерства, подробно расписав ее в своих монографиях «К философии администрирования» (1978), «Философия лидерства» (1983) и «Образовательное лидерство» (1991). Стоит отметить, что помимо методологического обоснования проблемы роли ценностей в лидерстве, Ходжкинсон доказал, что процесс лидерства является трансформационным, ценностно-ориентированным, направленным на перспективу.
В монографии «Лидер и лидерство» Е.В. Кудряшова говорит о том, что Ходжкинсон разработал оригинальную парадигматическую типологию ценностей, базирующуюся на четырех основаниях: предпочтения, консенсус, последствия, принципы. Эти основания поспособствовали развитию уникальной типологии лидерства - выделены следующие лидерские архетипы: лидер -
карьерист, лидер - политик, лидер - техник, лидер - поэт. Основываясь на данной типологии, Ходжкинсон описал процесс лидерства - администрирования, помимо этого, автор предложил функциональную типологию, определяющую ряд философских обязанностей, которые существуют в практике управления и которые лидер (в идеале) должен выполнять [6].
Хорошего лидера от плохого, по мнению Ходжкинсона, отличает способность регулировать ценностные конфликты, анализировать информацию, определять мотивы деятельности своей и последователей, определять ценностные приоритеты и учитывать их при принятии управленческих решений, полагаясь не только на свою интуицию, но и на логический анализ [7].
Далее последовала работа Г. Фейерхольма «Лидерство, основанное на ценностях» (1995), которая стремилась привнести некоторые изменения в уже существующие ценностные теории лидерства. Автор особо подчеркивал, что лидерство - выражение деятельности коллектива. Данная ценностная концепция Фейерхольма также называется концепцией «стейкхолдеров», с ее развитием появляется такой феномен, как командное лидерство. Лидер и его последователи способны достигать целей, основываясь на доверии, доверительном отношении. Формирование культуры доверия является важной задачей лидерства, притом, что подобная культура должна основываться на комплексе ценностей, способствующих успешной и эффективной деятельности организации, где последователи доверяют лидеру и способны вместе решать задачи, поставленные перед организацией. Кроме принципов доверия и коллективности, автор говорит о том, что парадигма основывается на выборе действий, которые определяют развитие и моделирование ценностей, объединяющих людей, что создают культуру доверия, высокой мотивации и морали.
Таким образом, Г. Фейерхольм сформулировал основные для философии ценностные лидерские принципы, а также показал, что назначение лидера - в освоении ценностно-нагруженных принципов, которые способствуют развитию самоуправления и достижению общих целей организации. Особый упор автор делал на понимание лидерства как процесса, отражающегося во взаимоотношениях «лидер - последователь».
Следующими, кто изучал лидерство с ценностной точки зрения, были Сьюзан и Томас Кучмарски. Их ценностная теория лидерства во многом основывается на «стейкхолдерстве», и ее суть заключается в том, что люди готовы следовать за тем, у кого они могут чему-либо научиться и что-либо перенять (например, эффективные коммуникативные навыки, мировоззренческую составляющую, лидерское поведение и т.д.).
Данная теория строится на следующих положениях: лидер способен оказывать значительное влияние на развитие ценностей и норм отдельных индивидов и организации в целом, т.к. является примером; лидерству, основанному на ценностях, необходимо учиться.
Теория значительно меняет представление о взаимоотношениях «лидер - последователи». Последователи становятся активными соучастниками лидерского процесса, проходя три стадии:
- «ведомые» - индивиды занимают пассивно-созерцательную, анализирующую позицию;
- «последователи» - индивиды играют активную роль, но не равную с лидером;
- «стейкхолдеры» - индивиды активно вовлечены в процесс, играют активную роль, хотя все еще не равную с лидером, но в процессе формируются ценностные установки и приобретаются лидерские качества [4].
Также авторы выделяют такие принципы ценностного лидерства, как создание позитивных межличностных отношений; знание личных целей каждого субъекта лидерского процесса; формирование чувства принадлежности к коллективу; разрешение межсубъектных конфликтов; обучение последователей лидерскому поведению и управленческому взаимодействию (обучение проходит в три этапа: предварительный «срез знаний», с целью выявления уже существующих знаний, затем - само обучение и в завершении - практическое применение полученных знаний); поощрение инициативности и разделение ответственности; формирование команды; диалогичность общения [5].
Таким образом, ценностная теория С. и Т. Кучмарски определяет лидерство как непрекращающийся динамический процесс, а роль лидера заключается в освоении вышеуказанных
принципов, обучении им последователей, и профессионально-личностном развитии вместе с ними.
Рассматривая существующие западные ценностные теории лидерства, можно заметить существенное изменение во взаимоотношениях «лидер - последователи» с течением времени. Последователи становятся все более активными участниками лидерского процесса, а главной задачей лидерства становится не управление группой, а создание условий для возможности саморазвития последователей.
Обращаясь к отечественной практике, важно отметить, что изучение лидерства началось значительно позже, а ценностным основаниям лидерства до сих пор практически не уделено внимания. Российские исследователи долгое время не рассматривали лидерство как важный компонент социальной жизни. До конца ХХ в. крупных научных работ, посвященных анализу феномена лидерства, не было, хотя некоторые авторы косвенно затрагивали данную тему в своих исследованиях в контексте размышлений о месте личности в обществе, государстве.
Обозначим позиции некоторых из них. Например, Б.Д. Парыгин в монографии «Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории» (1999) затрагивает тему лидерства как часть взаимодействия индивидов в малых социальных группах, и сопоставляет понятия «лидерство» и «руководство». Автор пишет, что «статус или положение, занимаемое личностью, в том числе и лидера общности, может рассматриваться с нескольких различных сторон: функционально-ролевой; профессиональной; морально-этической; самооценочной». [8, с. 143] Выделяя как отдельный компонент морально-этическую составляющую, Парыгин признает и подчеркивает значимость данного компонента для понимания феномена лидерства.
В свою очередь, Р.Л. Кричевский, основываясь на «теории лидерства как функции группы», появившейся в начале 50-х гг., в 1985 г. разрабатывает концепцию ценностного обмена как механизма выдвижения лидера. Лидер, по мнению автора, - это тот, кто в полной мере обладает качествами, значимыми для деятельности группы. Лидерство в данной концепции основывается на обмене ценностями между лидером и членами группы. Взамен на более высокий статус лидер вкладывает усилия в со-
здание групповых ценностей. Деятельность группы определяет динамику лидерского процесса [9].
Н.С. Жеребова так же говорит о том, что становление лидера зависит от соответствия его ценностных ориентаций ценностным ориентациям группы. Чтобы группа признала индивида лидером, его ценности должны быть значимы для группы, а также совпадать с групповыми ценностями и нормами. В этом случае управление группой и достижение ее целей будет наиболее эффективно [10].
Подводя итоги обзора исследований ценностных оснований лидерства в отечественной практике, стоит отметить, что теорий, где лидерство основывается на ценностях, значительно меньше, чем за рубежом. В большинстве исследований авторы либо лишь поверхностно затрагивают данную тему, либо рассматривают ценности не как основы лидерства, а как один из аспектов феномена лидерства. Однако тема является довольно перспективной для ее дальнейшего изучения и развития отечественными авторами.
Таким образом, как в отечественных, так и в западных теориях существуют концепции, где ценности рассматриваются как основа лидерства, лидерского акта и взаимосвязей лидерских актов. В отечественной практике подобные концепции еще только развиваются, в то время как западные концепции заметно ушли вперед. Таким образов, на основе представленного обзора западных ценностных теорий (С. Кучмарски, Т. Кучмарски, Р. Гринлиф, Г. Фейрхольм и К. Ходжкинсон), а также отечественных исследований (Б.Д. Парыгин, Р.Л. Кричевский и Н.С. Жеребова) можно выявить ряд общих, основополагающих принципов лидерства, основанного на ценностях:
- лидер должен создавать необходимые условия для возможности самореализации членов группы, профессионального, личностного роста и развития;
- лидер существует при наличии последователей, поддерживающих его идеи, взгляды, ценности;
- ценности лидера и группы должны совпадать для более эффективной деятельности группы;
- лидер осознанно или неосознанно транслирует собственные ценности группе, в свою очередь, группа также может влиять на изменение ценностей лидера;
- одной из важнейших задач лидера является выполнение задач и достижение целей для эффективной деятельности группы.
А ценностными основаниями, выделенными авторами, являются доверие (доверие между лидером и последователями), уважение/общественное признание, помощь/служение, стремление к познанию, личностный рост, профессиональное развитие. На наш взгляд, выделенные ценностные основания можно назвать «профессиональными», тогда как семейные и личные ценности практически не упоминаются авторами. Это обусловлено тем, что большинство авторов уравнивает понятия «лидерство» и «руководство», что, как нам кажется, является дискуссионным вопросом.
Все вышеуказанные ценностные основания и ценности важны для нас при анализе феномена молодежного лидерства (что является предметом нашего исследовательского интереса в развитии и перспективе). На наш взгляд, ценностные основания являются важнейшим фактором успешного взаимодействия лидера и его последователей.
Библиографический список
1. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.
2. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. № 5. 1996. С. 3-23.
3. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология. М.: Инфра-М, 2007. 623 с.
4. Евтихов О.В. Эффективное лидерство : учеб. пособие / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2012. 132 с.
5. АллаяроваЖ.С. Концептуализация природы лидерства как феномена // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 316, № 6. С. 203-207.
6. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. Исследование лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск: Изд-во Поморского международ. пед. ун-та, 1996. 256 с.
7. Котляров И.В. Социология лидерства: теоретические, методологические и аксиологические аспекты / Ин-т социологии НАН Беларуси. Минск: Беларус. навука, 2013. 481 с.
8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб: ИГУП, 1999. 592 с.
9. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: учеб. пособие. М. Статут, 2007. 542 с.
10. Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство / под ред. Б.П. Парыгина. Л., 1973. 532 с.
VALUABLE FOUNDATIONS OF LEADERSHIP IN DOMESTIC AND WESTERN THEORY
E.O. Chervinskaya
Perm State University
This article examines and analyzes the value bases of leadership, identified in the works of domestic and western authors. Youth leadership is viewed from the point of view of the most promising phenomenon of society for the development of countries. The article also identifies the significance of values in the context of the interaction between the leader and his followers. The result is a formulated list of the values of leadership.
Keywords: youth, leadership, youth leadership, value bases of leadership.