Научная статья на тему 'Молодежная политика в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания глазами молодежи Юга России'

Молодежная политика в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания глазами молодежи Юга России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ЮГ РОССИИ / SOUTH OF RUSSIA / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION / НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / STATE IDENTITY / НАЦИОНАЛЬНО-ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVIL IDENTITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Войтенко В.П., Сериков А.В.

В статье приведены результаты комплексного социологического исследования, проведенного в 2016 году, направленного на изучение молодежной среды Юга России, в том числе таких аспектов, как ее патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Социологическое исследование было проведено среди молодежи в возрасте от 15 до 22 лет в четырех регионах Юга России: 1) регионы, воссоединившиеся с Россией, Севастополь, Республика Крым; 2) северокавказские регионы с относительно большой долей русского населения Кабардино-Балкарская Республика, Республика Адыгея, Республика Северная Осетия Алания; 3) северокавказские регионы с незначительной долей русского населения Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Дагестан; 4) регионы Юга России с преимущественно русским населением Ставропольский край, Ростовская область. Результаты исследования демонстрируют подъем патриотизма и духовно-нравственное возрождение молодежи Юга России относительно 2013-2015 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Войтенко В.П., Сериков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH POLICY IN THE SPHERE OF PATRIOTIC AND SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF THE YOUTH OF THE SOUTH OF RUSSIA

The article presents the results of complex sociological research conducted in 2016 aimed at studying of the youth environment of the South of Russia, including such aspects as its patriotic and spiritual-moral education. A sociological study was conducted among young people aged 15 to 22 years in four regions of the South of Russia: 1) the regions reunited with Russia Sevastopol, Republic of Crimea; 2) of the North Caucasian regions with a relatively large share of the Russian population Kabardino-Balkaria, Adygea, North Ossetia-Alania; 3) the North Caucasus region with a small fraction of the Russian population of the Republic of Ingushetia, the Chechen Republic, Dagestan; 4) Russia's Southern regions with a predominantly Russian population of Stavropol and Rostov regions. The results show the rise of patriotism and the spiritual and moral revival of the young people in the South of Russia with respect to 2013-2015. About 85% of respondents (the vast majority) noted that being a patriot (to love their country, work for its benefit) today is fashionable. 2015 data gave a value of approximately 70-80%. The increase occurred at the expense of those categories, which last year noted that patriot be unfashionable. It is noteworthy that the growth of patriotic sentiment is mainly due to the Russian-speaking population. In the analysis of regional differentiation of answers in 2015, it was revealed that Russian-speaking regions differed moderate level of demonstrated patriotism (in the range of 45-50%), while the highest level was recorded in the North Caucasus republics with a relatively low share of Russian-speaking population (Dagestan, the Chechen Republic). In Russian-speaking regions (along with regions of the third group) in 2016 are recorded the highest rates of consolidation of patriotism (91%). Quite reasonable estimates were made in Crimea (despite the fact that they are at a high enough level). You should take into account certain distortions introduced by the question, which asked about the love for the Motherland. It is natural that this concept for most young Crimeans is blurred due to the fact that they were born in one state, and the question they ask about the fact that they reunited. Along with the Patriotic education, no less important topic of public debate in recent years is the spiritual and moral revival of the young people. To identify processes in this field in the application provided one simple question. The question was aimed at capturing young people's attitudes to the need of following moral principles. If you believe the obtained data, the new generation of young people planned a definite trend to reduce the share of cynics (13% versus 20% among the higher age group). A comparison with data from 2013-2015 shows that this decrease is mainly due to the increase in the share of fluctuating those who breach moral principles causes remorse. When analyzing the regional specificity of the respondents it can be noted that the smallest share of cynics observed in the regions strict traditional culture the third group regions (Dagestan, Ingushetia, the Chechen Republic). Here it is within 12%. In addition, in the same affinity group hardest common strict moral education up to 40% of respondents in these regions said that they «better not succeed in life, but never stepped over moral principles and norms». On the other hand, it should be noted that in this affinity group and above all the share of «doubters» those who were undecided. Thus, we can conclude that education in the spirit of traditional values is really a marked influence on the formation of moral foundations of the youth, its spiritual aspirations, but can also lead to certain ideological conflicts in the spread of a global culture of consumption. As for the Russian-speaking regions, the «level of cynicism» here is about the same range as last year. Note, however, that the vast majority of youth in all groups of regions far away from outright cynicism. For the most part, if they overstep moral norms, they do so involuntarily and reluctantly, later feeling remorse.

Текст научной работы на тему «Молодежная политика в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания глазами молодежи Юга России»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 1. С. 11-20.

УДК: 316.74

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ

ЮГА РОССИИ1

Войтенко В. П., Сериков А. В.

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону E-mail: avserikov@sfedu.ru

В статье приведены результаты комплексного социологического исследования, проведенного в 2016 году, направленного на изучение молодежной среды Юга России, в том числе таких аспектов, как ее патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Социологическое исследование было проведено среди молодежи в возрасте от 15 до 22 лет в четырех регионах Юга России: 1) регионы, воссоединившиеся с Россией, - Севастополь, Республика Крым; 2) северокавказские регионы с относительно большой долей русского населения - Кабардино-Балкарская Республика, Республика Адыгея, Республика Северная Осетия - Алания; 3) северокавказские регионы с незначительной долей русского населения - Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Дагестан; 4) регионы Юга России с преимущественно русским населением - Ставропольский край, Ростовская область. Результаты исследования демонстрируют подъем патриотизма и духовно-нравственное возрождение молодежи Юга России относительно 2013-2015 гг.

Ключевые слова молодежь, Юг России, патриотизм, духовно-нравственное воспитание, национально-государственная идентичность, национально-гражданская идентичность.

ВВЕДЕНИЕ

Молодежь - это большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей, их социальным статусом и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления. Будущее России в значительной мере зависит от уровня духовности современной молодежи, от богатства ее личностного потенциала и готовности включаться в решение политических проблем

1 Статья выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-03-00545 «Институциональные практики в межэтническом и межрелигиозном взаимодействии на Юге России: междисциплинарный анализ и оценка потенциала использования в укреплении общероссийской идентичности».

11

общественного развития. Именно поэтому особое значение имеет государственная молодежная политика, направленная на патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи.

По утверждению многих ученых, политических и общественных деятелей, начиная с 2014 года в российском обществе фиксируется определенный духовный подъем, наблюдается возрождение патриотизма и национального самосознания, духовная и политическая консолидация нации. Достаточно распространенными и популярными стали соответствующие названия и лозунги, в лаконичной форме фиксирующие суть перемен (например, «русская весна»). Так или иначе, но даже скептикам сейчас крайне трудно не признать наличие определенного патриотического подъема среди населения. А это, в свою очередь, является серьезным шагом на пути конструирования национально-государственной и национально-гражданской идентичности российского общества [1].

Между тем самой теме патриотизма и патриотического воспитания и в предшествующие годы уделялось немало внимания. Социологические исследования всероссийского и регионального характера показывают, что тема патриотизма, формирования народного и гражданского единства является одной из доминирующих [2]. При всей сложности молодежной аудитории в ней присутствует определенный запрос на патриотизм.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В рамках реализации проекта «Мир - Кавказу» ежегодно проводится комплексное социологическое исследование, направленное на изучение молодежной среды Юга России, в том числе таких аспектов, как ее патриотическое и духовно-нравственное воспитание. В 2016 году исследование включило в себя краткий анкетный опрос молодежи в возрасте от 15 до 22 лет, что позволило сконцентрироваться на обучающейся молодежи. Территориально проект был реализован в регионах четырех типов: 1) регионы, воссоединившиеся с Россией, -Севастополь, Республика Крым; 2) северокавказские регионы с относительно большой долей русского населения - Кабардино-Балкарская Республика, Республика Адыгея, Республика Северная Осетия - Алания; 3) северокавказские регионы с незначительной долей русского населения - Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Дагестан; 4) регионы Юга России с преимущественно русским населением - Ставропольский край, Ростовская область. Как видно из самой региональной структуры опроса, в общем массиве данных преобладают представители северокавказских республик, что придает проекту в целом кавказоведческий уклон. В этом заключается особая ценность полученных данных, однако с целью не только выявления специфики, но и верификации данных при анализе большинства вопросов мы опираемся не столько на данные по массиву в целом, сколько по различным группам регионов. Это позволяет увидеть общее и особенное в молодежной аудитории из различных регионов, точнее понять векторы дезинтеграции в молодежной среде и ресурсы консолидации.

12

Результаты исследования, проведенного в 2016 году, демонстрируют обеспокоенность молодежи Юга России двумя проблемами. Во-первых, речь идет в целом о качестве и эффективности молодежной политики, проводимой как на федеральном, так и на местном, локальном уровне. Молодое поколение отмечает необходимость большего числа различных мероприятий, расширения сотрудничества между различными регионами, вузами, молодежными структурами. Во-вторых, представители всех четырех групп-регионов ратуют за формирование в России единой гражданской нации на основе преодоления националистических настроений, укрепления общероссийского патриотизма.

В общей сложности около 85 % опрошенных (подавляющее большинство) отметили, что быть патриотом (то есть любить свою Родину, трудиться на ее благо) сегодня модно (Рис. 1). Стоит отметить, что этот показатель несколько выше, чем в 2015. Данные прошлого года давали значение примерно в 70-80 %. Причем данные показывают, что прирост произошел именно за счет тех категорий, которые в прошлом году отмечали, что патриотом быть немодно.

4

4) Нет. 5

4

3) Скорее нет.

2) Скорее да.

1) Да.

11

11

11

I

27

35

31

X

I

I

58

50

54

0 10 20 30 40 50 60 ■ 19 - 22 ■ 15-18 лет «Общие

70

13

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, модно ли сейчас быть патриотом (любить свою Родину, трудиться на ее благо)?» (по массиву в целом и возрастным кластерам, в % к числу опрошенных).

Примечательно, что прирост патриотических настроений осуществляется преимущественно за счет русскоязычного населения. Таким образом, устойчивое выражение «русская весна» вполне себя оправдывает. Каким образом мы пришли к подобному выводу?

Дело в том, что при анализе региональной дифференциации ответов в 2015 году было выявлено, что русскоязычные регионы отличались умеренным уровнем демонстрируемого патриотизма (в пределах 45-50 %), в то время как самый высокий уровень был зафиксирован в северокавказских республиках с относительно низкой долей русскоязычного населения (Дагестан, Чеченская Республика).

Как следует из рис. 2, именно в русскоязычных регионах (наряду с регионами третьей группы) сегодня фиксируются наиболее высокие показатели консолидационного патриотизма (91 %).

14

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, модно ли сейчас быть патриотом (любить свою Родину, трудиться на ее благо)?» (по группам регионов, в % к числу опрошенных).

Обратим внимание на достаточно умеренные оценки, высказанные в Крыму (они находятся на достаточно высоком уровне). Здесь следует учитывать определенные искажения, внесенные самим вопросом, в котором спрашивалось о любви к Родине. Вполне естественно, что данное понятие для большинства молодых крымчан носит размытый характер в силу того, что родились они в одном государстве, а вопрос им задают про то, с которым они воссоединились.

Наряду с патриотическим воспитанием, не менее важной темой общественных дискуссий последних лет является духовно-нравственное возрождение молодежи. Для идентификации процессов в данной сфере в анкете предусматривался один несложный вопрос.

15

4) Затрудняюсь ответить.

15

11

13

29

28

29

43

41

42

13

20

17

3) Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переступлю через моральные принципы и нормы.

2) Иногда я могу нарушить моральные нормы ради достижения каких-то целей, но это оставляет у меня неприятные чувства.

1) Современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни приходится переступать через моральные принципы и нормы.

0 10 20 30 40 50

19 - 22 15 -18 лет □ Общие

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Каково Ваше отношение к соблюдению моральных принципов?» (по массиву в целом и возрастным кластерам, в % к числу опрошенных).

Вопрос был направлен на фиксирование отношения молодежи к необходимости следования моральным принципам. Если верить полученным данным, то в новом поколении молодежи намечается определенная тенденция к снижению доли циников (13 % против 20 % среди более возрастной группы). Сопоставление с данными 2013-2015 гг. показывает, что это уменьшение происходит главным образом за счет увеличения доли колеблющихся - тех, у кого нарушение моральных принципов вызывает угрызения совести.

16

4) Затрудняюсь ответить.

3) Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переступлю через моральные принципы и нормы.

2) Иногда я могу нарушить моральные нормы ради достижения каких-то целей, но это оставляет у меня неприятные чувства.

1) Современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни приходится переступать через моральные принципы и нормы.

0 10 20 30 40 50 60 Ряд4 Ряд3 Ряд2 Ряд1

8

19

12

7

20

39

22 24

52

30

46

52

20

12

20

17

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Каково Ваше отношение к соблюдению моральных принципов?» (по группам регионов, в % к числу опрошенных).

При анализе региональной специфики респондентов можно отметить, что наименьшая доля циников наблюдается в регионах строгой традиционной культуры - регионах третьей группы (Дагестан, Ингушетия, Чеченская Республика). Здесь она находится в пределах 12 %. Кроме того, в этой же территориальной группе сильнее всего распространено строгое нравственное воспитание - до 40 % опрошенных в этих регионах отметили, что они «лучше не добьются успеха в жизни, но никогда не переступят через моральные принципы и нормы». С другой стороны, следует отметить, что в этой территориальной группе и выше всех доля «сомневающихся», тех, кто затруднился ответить. Таким образом, можно

17

заключить, что воспитание в духе традиционных ценностей действительно оказывает заметное влияние на формирование морально-нравственных устоев молодежи, ее духовных устремлений, однако может приводить и к определенным мировоззренческим конфликтам в условиях распространения глобальной культуры потребления.

Что касается русскоязычных регионов, то «уровень цинизма» здесь находится примерно в тех же пределах, что и в прошлом году. Однако отметим, что подавляющее большинство молодежи во всех группах регионов далеко от неприкрытого цинизма. В большинстве своем если они и переступают через моральные нормы, то делают это вынужденно и неохотно, испытывая впоследствии угрызения совести.

Таким образом, проведенное социологическое исследование свидетельствует о подъеме патриотизма и духовно-нравственном возрождении молодежи Юга России. Эта тенденция играет немаловажную роль в процессе конструирования национально-государственной и национально-гражданской идентичности, обеспечения безопасности и полноправного этнокультурного развития народов Российской Федерации. В связи с этим необходимо сформировать комплексную информационную кампанию, продолжить, совершенствовать коммуникативные технологии, при этом больше сориентировать на целевую аудиторию, в частности социальную рекламу - она не может быть одинаковой в Москве, Ростове-на-Дону или Нальчике, нужно учитывать социокультурную специфику регионов. Во всяком случае, социальная реклама выглядит пока гораздо менее креативной, чем коммерческая, хотя ее эффективность может быть значительной.

Создание позитивных образов патриотизма, межэтнических отношений, российской идентичности в современном мире - безальтернативная задача, но не стоит забывать о советском опыте организации взаимодействия по реализации общих интересов и общих дел людей разной национальности - крупные стройки, высокотехнологические предприятия, совместные научные проекты общероссийского и макрорегионального характера. Без этого пропаганда и агитация будут давать лишь временный эффект.

Важнейшим каналом подъема патриотизма, духовно-нравственного возрождения молодежи и утверждения национально-государственной и национально-гражданской идентичности является образование. Проблема соотношения гражданского и этнического - деликатная, требует профессионального подхода. Федеральные и региональные учебники должны быть согласованы, для этого в федеральных округах целесообразно создать учебно-методические объединения [3]. Административная элита, научная и образовательная этническая интеллигенция могут быть идеологами как общероссийской идентичности, так и носителями этноцентризма. Нужно использовать региональные институты госслужбы, институты повышения квалификации ведущих вузов для профессионального общения специалистов из разных регионов, реализовать через них задачи модернизации и федеральной политики. Вместе с модернизацией

18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социальной среды это является важнейшим условием преодоления негативных явлений, в том числе и в молодежной среде.

Список литературы

1. Волков Ю. Г., Вялых Н. А., Дегтярев А. К., Лубский А. В., Посухова О. Ю., Сериков А. В., Чернобровкин И. П. Ценностная политика и институциональные практики в сфере межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2014. - 320 с.

2. Посухова О. Ю., Сериков А. В. Жизненные ориентиры жителей Южного федерального округа в контексте современных реалий // Вестник Института социологии. 2016. № 1 (16). С. 56-73.

3. Баршай В. М., Бедрик А. В., Белавкина М. В. Формирование гражданственности как цель образовательной политики российского государства // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 12. С. 25-31.

UDC 316.74

YOUTH POLICY IN THE SPHERE OF PATRIOTIC AND SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF THE YOUTH OF THE SOUTH OF RUSSIA

Voytenko V. P., Serikov A.V.

Southern Federal University, Rostov-on-Don E-mail: avserikov@sfedu.ru

The article presents the results of complex sociological research conducted in 2016 aimed at studying of the youth environment of the South of Russia, including such aspects as its patriotic and spiritual-moral education. A sociological study was conducted among young people aged 15 to 22 years in four regions of the South of Russia: 1) the regions reunited with Russia - Sevastopol, Republic of Crimea; 2) of the North Caucasian regions with a relatively large share of the Russian population - Kabardino-Balkaria, Adygea, North Ossetia-Alania; 3) the North Caucasus region with a small fraction of the Russian population of the Republic of Ingushetia, the Chechen Republic, Dagestan; 4) Russia's Southern regions with a predominantly Russian population of Stavropol and Rostov regions. The results show the rise of patriotism and the spiritual and moral revival of the young people in the South of Russia with respect to 2013-2015.

About 85% of respondents (the vast majority) noted that being a patriot (to love their country, work for its benefit) today is fashionable. 2015 data gave a value of approximately 70-80%. The increase occurred at the expense of those categories, which last year noted that patriot be unfashionable.

It is noteworthy that the growth of patriotic sentiment is mainly due to the Russian-speaking population. In the analysis of regional differentiation of answers in 2015, it was revealed that Russian-speaking regions differed moderate level of demonstrated patriotism (in the range of 45-50%), while the highest level was recorded in the North Caucasus republics with a relatively low share of Russian-speaking population

19

(Dagestan, the Chechen Republic). In Russian-speaking regions (along with regions of the third group) in 2016 are recorded the highest rates of consolidation of patriotism (91%).

Quite reasonable estimates were made in Crimea (despite the fact that they are at a high enough level). You should take into account certain distortions introduced by the question, which asked about the love for the Motherland. It is natural that this concept for most young Crimeans is blurred due to the fact that they were born in one state, and the question they ask about the fact that they reunited.

Along with the Patriotic education, no less important topic of public debate in recent years is the spiritual and moral revival of the young people. To identify processes in this field in the application provided one simple question.

The question was aimed at capturing young people's attitudes to the need of following moral principles. If you believe the obtained data, the new generation of young people planned a definite trend to reduce the share of cynics (13% versus 20% among the higher age group). A comparison with data from 2013-2015 shows that this decrease is mainly due to the increase in the share of fluctuating - those who breach moral principles causes remorse.

When analyzing the regional specificity of the respondents it can be noted that the smallest share of cynics observed in the regions strict traditional culture - the third group regions (Dagestan, Ingushetia, the Chechen Republic). Here it is within 12%. In addition, in the same affinity group hardest common strict moral education - up to 40% of respondents in these regions said that they «better not succeed in life, but never stepped over moral principles and norms». On the other hand, it should be noted that in this affinity group and above all the share of «doubters» those who were undecided. Thus, we can conclude that education in the spirit of traditional values is really a marked influence on the formation of moral foundations of the youth, its spiritual aspirations, but can also lead to certain ideological conflicts in the spread of a global culture of consumption.

As for the Russian-speaking regions, the «level of cynicism» here is about the same range as last year. Note, however, that the vast majority of youth in all groups of regions far away from outright cynicism. For the most part, if they overstep moral norms, they do so involuntarily and reluctantly, later feeling remorse.

Keywords: youth, South of Russia,patriotism, moral and spiritual education, state identity, civil identity.

References

1. Value policy and institutional practices in the field of interethnic relations in economically developed countries with a complex ethno-cultural structure. Volkov Yu. G., Vyalykh N.A., Degtyarev A.K., Lubsky A.V., Posukhova O. Yu., Serikov A.V., Chernobrovkin I.P. Rostov-on-Don: The Foundation for Science and Technology Education, 2014. - 320 p.

2. Posukhova O.Yu., Serikov A.V. Life-points of residents of the Southern Federal District in the context of modern realities. // Vestnik of the Institute of Sociology. 2016. № 1 (16). P. 56-73.

3. Barshay V.M., Bedrik A.V., Belavkina M.V. The formation of citizenship as the goal of the educational policy of the Russian state // Izvestia of the Southern Federal University. Pedagogical sciences. 2015. № 12. from. 25-31.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.