Научная статья на тему 'Молодежная политика в Республике Таджикистан'

Молодежная политика в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
242
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Молодежная политика / молодежь Таджикистана / молодежные организации в Таджикистане / молодежные инициативы / стратегия / новая модель молодёжной политики / Youth policy / youth of Tajikistan / youth organizations in Tajikistan / youth initiatives / strategy / new model of youth policy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бахромзода Зардушт Тохири, Рахимов Комрон Хакимджонович

В представленной статье проведен анализ государственной молодежной политики в Таджикистане, с особенным акцентом на молодежные организации и их влияние на формирование общественной активности и социальной стабильности в стране. Анализируются проблемы, с которыми сталкиваются молодежные организации, а также активность и влияние молодежи на различные аспекты социальной жизни страны. Приведены наиболее результативные программы, стратегии государства для развития молодежной политики, в том числе этапы становления и реализация молодежной политики. Вместе с тем проанализирована лидирующий роль России в содействии таджикской стороне развитию молодежной политики. В рамках международного партнерства и организаций гражданского общества ещё обсуждается роль иностранных организаций, которые активно используют «мягкую силу» и деятельно сотрудничают с молодым поколением республики. Таджикистан активно участвует в международном молодежном сотрудничестве через организацию и проведение различных форумов, конференций, семинаров, обучающих программ и других мероприятий. В этом направлении для создания наиболее благоприятных условий развития молодежного сотрудничества как фактора сохранения и углубления дружественных отношений 25.11.2005 г. Советом глав правительств СНГ было принято Соглашение государств членов СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью. Также 27 октября 2007 г. в Москве представители национальных молодежных организаций стран ШОС поддержали создание Совета молодежи ШОС. Научное исследование базируется на анализе официальных документов, публикаций и данных статистики. Результаты исследования показывают, что молодежная политика в Таджикистане находится на стадии активного развития, но имеет некоторые недостатки и проблемы, такие как направленность молодежных организаций на определенные круги молодёжи, преобладание «мероприятийного» подхода в их деятельности и отсутствие молодежных парламентов, объединений в рамках государственных структур, которые служили бы для подготовки кадров из числа активной молодежи. Кроме того, в статье указывается основные потребности и приоритеты молодежи, а также авторы предлагают некоторые практические рекомендации для улучшения ситуации в данной области. Таким образом, научные выводы подчеркивают важность разработки и реализации более эффективных политических стратегий и своей собственной модели государственной молодежной политики, направленных на поддержку и развитие молодежи в Таджикистане с учетом социально-экономического и политического состояния современного Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бахромзода Зардушт Тохири, Рахимов Комрон Хакимджонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth policy in the Republic of Tajikistan

The presented article analyzes the state youth policy in Tajikistan, with a special emphasis on youth organizations and their influence on the formation of public activity and social stability in the country. The problems faced by youth organizations, as well as the activity and influence of youth on various aspects of the country's social life are analyzed. The most effective programs and state strategies for the development of youth policy are presented, including the stages of formation and implementation of youth policy. At the same time, the leading role of Russia in assisting the Tajik side in the development of youth policy is analyzed. Within the framework of international partnerships and civil society organizations, the role of foreign organizations that actively use “soft power” and actively cooperate with the younger generation of the republic is still being discussed. Tajikistan actively participates in international youth cooperation through organizing and holding various forums, conferences, seminars, training programs and other events. In this direction, to create the most favorable conditions for the development of youth cooperation as a factor in preserving and deepening friendly relations, on November 25, 2005, the Council of Heads of Government of the CIS adopted the Agreement of the CIS Member States on cooperation in the field of work with youth. Also on October 27, 2007, in Moscow, representatives of national youth organizations of the SCO countries supported the creation of the SCO Youth Council. Scientific research is based on the analysis of official documents, publications, and statistical data. The results of the study show that youth policy in Tajikistan is at the stage of active development, but has some shortcomings and problems, such as the focus of youth organizations on certain circles of youth, the predominance of an “event” approach in their activities and the absence of youth parliaments and associations within government structures, which would serve to train personnel from among active youth. In addition, the article identifies the basic needs and priorities of young people, and the authors offer some practical recommendations for improving the situation in this area. Thus, scientific findings emphasize the importance of developing and implementing more effective political strategies and our own model of state youth policy aimed at supporting and developing youth in Tajikistan, considering the socio-economic and political state of modern Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Молодежная политика в Республике Таджикистан»

Научная статья / Research article Молодежная политика в Республике Таджикистан

З. Т. Бахромзода

Алтайский государственный университет ORCID: https://orcid.org/0009-0003-0380-8195; е-mail: [email protected]

К. Х. Рахимов

Центр центральноазиатских исследований Института Китая и современной Азии Российской академии наук (ИКСА РАН), Москва, Россия Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, Москва, Россия Центр исследований постсоветских стран (ЦИПС), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2771-1817; е-mail: rahimovaiccaras.ru

Аннотация. Аннотация. В представленной статье проведен анализ государственной молодежной политики в Таджикистане, с особенным акцентом на молодежные организации и их влияние на формирование общественной активности и социальной стабильности в стране. Анализируются проблемы, с которыми сталкиваются молодежные организации, а также активность и влияние молодежи на различные аспекты социальной жизни страны. Приведены наиболее результативные программы, стратегии государства для развития молодежной политики, в том числе этапы становления и реализация молодежной политики. Вместе с тем проанализирована лидирующий роль России в содействии таджикской стороне развитию молодежной политики. В рамках международного партнерства и организаций гражданского общества ещё обсуждается роль иностранных организаций, которые активно используют «мягкую силу» и деятельно сотрудничают с молодым поколением республики. Таджикистан активно участвует в международном молодежном сотрудничестве через организацию и проведение различных форумов, конференций, семинаров, обучающих программ и других мероприятий. В этом направлении для создания наиболее благоприятных условий развития молодежного сотрудничества как фактора сохранения и углубления дружественных отношений 25.11.2005 г. Советом глав правительств СНГ было принято Соглашение государств - членов СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью. Также 27 октября 2007 г. в Москве представители национальных молодежных организаций стран ШОС поддержали создание Совета молодежи ШОС. Научное исследование базируется на анализе официальных документов, публикаций и данных статистики. Результаты исследования показывают, что молодежная политика в Таджикистане находится на стадии активного развития, но имеет некоторые недостатки и проблемы, такие как направленность молодежных организаций на определенные круги молодёжи, преобладание «мероприятийного» подхода в их деятельности и отсутствие молодежных парламентов, объединений в рамках государственных структур, которые служили бы для подготовки кадров из числа активной молодежи. Кроме того, в статье указывается основные потребности и приоритеты молодежи, а также авторы предлагают некоторые практические рекомендации для улучшения ситуации в данной области. Таким образом, научные выводы подчеркивают важность разработки и реализации более эффективных политических стратегий и своей собственной модели государственной молодежной политики, направленных на поддержку и развитие молодежи в Таджикистане с учетом социально-экономического и политического состояния современного Таджикистана.

Ключевые слова: Молодежная политика, молодежь Таджикистана, молодежные организации в Таджикистане, молодежные инициативы, стратегия, новая модель молодёжной политики.

Для цитирования: Бахромзода Т. З., Рахимов К. Х. Молодежная политика в Республике Таджикистан // Постсоветские исследования. 2024; 1(7):20-31.

Youth policy in the Republic of Tajikistan Zardusht T. Bahromzoda

Altai State University ORCID: https://orcid.org/0009-0003-0380-8195; e-mail: [email protected]

Komron Kh. Rakhimov

Center for Central Asian Studies of the Institute of China and Modern Asia of the Russian Academy of Sciences (ICSA RAS), Moscow, Russia RUDN University, Moscow, Russia Center for Studies of Post-Soviet Countries (CIPS), Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2771-1817; e-mail: [email protected]

Abstract. The presented article analyzes the state youth policy in Tajikistan, with a special emphasis on youth organizations and their influence on the formation of public activity and social stability in the country. The problems faced by youth organizations, as well as the activity and influence of youth on various aspects of the country's social life are analyzed. The most effective programs and state strategies for the development of youth policy are presented, including the stages of formation and implementation of youth policy. At the same time, the leading role of Russia in assisting the Tajik side in the development of youth policy is analyzed. Within the framework of international partnerships and civil society organizations, the role of foreign organizations that actively use "soft power" and actively cooperate with the younger generation of the republic is still being discussed. Tajikistan actively participates in international youth cooperation through organizing and holding various forums, conferences, seminars, training programs and other events. In this direction, to create the most favorable conditions for the development of youth cooperation as a factor in preserving and deepening friendly relations, on November 25, 2005, the Council of Heads of Government of the CIS adopted the Agreement of the CIS Member States on cooperation in the field of work with youth. Also on October 27, 2007, in Moscow, representatives of national youth organizations of the SCO countries supported the creation of the SCO Youth Council. Scientific research is based on the analysis of official documents, publications, and statistical data. The results of the study show that youth policy in Tajikistan is at the stage of active development, but has some shortcomings and problems, such as the focus of youth organizations on certain circles of youth, the predominance of an "event" approach in their activities and the absence of youth parliaments and associations within government structures, which would serve to train personnel from among active youth. In addition, the article identifies the basic needs and priorities of young people, and the authors offer some practical recommendations for improving the situation in this area. Thus, scientific findings emphasize the importance of developing and implementing more effective political strategies and our own model of state youth policy aimed at supporting and developing youth in Tajikistan, considering the socio-economic and political state of modern Tajikistan.

Key words: Youth policy, youth of Tajikistan, youth organizations in Tajikistan, youth initiatives, strategy, new model of youth policy.

For citation: Zardusht T. Bahromzoda, Kamron Kh. Rakhimov. Youth policy in the Republic of Tajikistan // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2024; 1(7):20-31. (In Russ.)

В современном мире молодежная государства. Молодежная политика

политика как составная часть включает в себя интеграцию молодежи в

государственной политики приобретает процессы принятия решений, создание

новый импульс и позиционируется как условий для самореализации и

стратегически важное направление, профессионального развития молодежи, а

обеспечивающее общественно- также формирование активных жизненных

экономическое развитие и устойчивость позиций и активного участия в

общественной жизни. В рамках молодежной политики разрабатываются многоуровневые стратегии, основанные на комплексном подходе к удовлетворению потребностей молодежи и созданию условий для их успешной интеграции в общество.

Проблема исследования молодежной политики в Таджикистане заключается в том, что многие исследования, посвященные данной тематике, имеют описательный характер и не предлагают конкретных рекомендаций для улучшения этой сферы.

Кроме того, часто отсутствуют объективные данные и статистика, которые могли бы помочь более точно определить проблемы и потребности молодежи в Таджикистане. Еще одной проблемой исследования данной тематики является недостаток участия молодежи в самом процессе исследования.

Целью данного исследования является проведение анализа молодежной политики в Таджикистане с учетом деятельности молодежных организаций и их влияния на социальную жизнь страны. В рамках достижения данной цели исследования ставятся следующие задачи:

проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются молодежь и молодежные организации; исследовать активность и проанализировать программы и стратегии государства для развития молодежной политики; а также проанализировать роль России в содействии таджикской стороне развитию молодежной политики.

Как отмечают исследователи

молодежная политика - это термин, который в науке и управленческой практике рассматривается традиционно в двух основных ракурсах. С одной стороны, молодежная политика - это деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов социальных отношений, имеющая целью воздействовать на социализацию и социальное развитие молодого поколения. С другой стороны, молодежная политика - это система идей, мероприятий, учреждений, кадров того или иного субъекта политической жизни в отношении молодежи, цель которых - получить поддержку собственного политического

курса со стороны молодых людей [Маркина и др. 2010]. В российской политологии термин «молодёжная политика» впервые ввел в научный оборот И.М. Ильинский в 1987 г. в статье «Развитие социализма и молодежь» [Меркулов 2014].

После приобретения государственной независимости Республики Таджикистаном государственная молодежная политика выступает в качестве самостоятельной сферы политики государства, а также молодёжь признана как мощной созидательной и содействующей силы общественной жизни. Как отмечает кандидат политических наук и председатель Совета молодых ученых Согдийской области Шухрат Саидзода, молодежь, как в прошлом, так и сегодня, играет ключевую роль в укреплении стабильности, спокойствия и прогресса страны. Правительство Таджикистана с первых дней независимости осуществляло свою политику, опираясь на молодежь1. Опыт гражданского противостояния середины 90-х годов в нашей республике показал, что деструктивные силы для разжигания столкновений привлекали в основном молодежь. Эта категория населения, в силу своего специфического развития, наиболее подвержена влиянию из вне [Кравченко 2022].

Молодежную политику в Таджикистане можно характеризировать как комплекс специально разработанных

правительственных программ, стратегий, действий и механизмов, направленных на удовлетворение потребностей и интересов молодежи, её социальной активности, обеспечение равных возможностей и защиту прав в области образования, занятости, здоровья, участия в общественной жизни, а также на создание условий для развития личности.

По статистике, молодежь в возрасте до 30 лет составляют 70% населения Таджикистана, а средний возраст населения

1 Умарали Фарзона, 30 лет независимости и развития государственной молодежной политики (на таджикском языке): URL:

http://javonon.tj/news/youth/30-soli-isti-lol-va-rushdi-siyesati-davlatii-avonon/ (дата обращения: 30.12.2023).

22,5 года.1 Согласно закону Республики Таджикистан от 23 декабря 2021 г. № 1830 «О молодёжи и государственной молодёжной политике» молодежь определяется как социально-

демографическая группа, охватывающая лиц в возрасте 14-30 лет. Как и в других странах СНГ и мира в Таджикистане существует Комитет по делам молодежи и спорта при Правительства, который руководит молодежную политику.

Основным законом, регулирующее социальную работы государства с молодёжью является закон «О молодёжи и государственной молодёжной политики», который был принят относительно раньше других государств СНГ 13 марта 1992 г.

Как указан в вышеуказанном законе государственная молодежная политика в Республике Таджикистан реализуется по следующим направлениям:

- соблюдение прав молодежи и их обеспечение;

- содействие экономической и предпринимательской деятельности, формирование фондов поддержки предпринимательства молодежи;

- государственная поддержка молодых семей;

- поддержка особо одарённой молодежи;

- предоставление материальной и финансовой помощи молодежи и их социальное обслуживание;

- содействие решению жилищных проблем и улучшению жизненных условий молодёжи;

- воспитание молодежи;

- гарантии бесплатного образования молодежи в государственных учреждениях общего основного и специального образования;

- гарантии обеспечения лиц, оставшихся без родителей, их трудоустройство;

- государственная поддержка обучения молодежи в учреждениях общего среднего и профессионального образования;

1 Назарова С. Всесторонняя поддержка: с каким багажом Таджикистан встречает День молодежи: URL: https://sugdnews.com/2023/08/12/vsestoronnjaja-podderzhka-s-kakim-bagazhom-tadzhikistan-vstrechaet-den-molodezhi/ (дата обращения: 30.12.2023).

- содействие занятости молодых специалистов;

- обеспечение гарантий прав молодёжи на труд, выбор профессии и социальную защиту;

- содействие международному сотрудничеству молодежи;

- поддержка деятельности молодежных общественных объединений;

- обеспечение участия молодёжи в решении задач социально-экономического, культурного развития и других сферах общественной жизни;

- организация досуга молодежи.

Организационной основой

государственной молодежной политики является государственная программа молодежи, которая разрабатывается Правительством Республики Таджикистан с учетом основных направлений

государственной молодежной политики и представляется на рассмотрение и утверждение Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Становления и реализация молодежной политики в Таджикистане можно выделить на 4 основных этапов:

Первый этап - с марта 1992 г. по июнь 1997 года. Этот этап начинается с принятия Закона Республики Таджикистан «О государственной молодежной политике» и продолжается до подписания Соглашения об установлении мира и национального согласия. На этом этапе была открыта новая страница в развитии молодежной политики в Таджикистане. Формирование и определение дальнейших путей и подходов государственной молодежной политики состоялось после XVI исторической сессии Верховного Совета Республики

Таджикистан. Глава независимого Таджикистана Эмомали Рахмон 2 февраля 1993 г. встретился с молодежью и в ходе встречи обозначил важность реализации государственной молодежной политики и подписал Постановление от 27 мая 1997 г. № 240 о создании Комитета по делам молодежи при Правительстве Республики Таджикистан. С учетом требований современного общества и реформы государственного управления от 28 декабря 2006 г. был создан Комитет по делам

молодежи, спорта и туризма при Правительстве Республики Таджикистан [Норова 2023].

Второй этап реализации

государственной молодежной политики (с июня 1997 г. по июнь 2004 г.) охватывает период от подписания общего соглашения об установлении мира и национального согласия до принятия Закона Республики Таджикистан «О молодежи и государственной молодежной политике» в новой редакции. Подписав общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане, был начат важный судьбоносный этап, и различные слои населения, общественные объединения совместно с органами государственных структур приложили значительные усилия для осуществления мира, национального единства, повышения международного имиджа нашей страны.

Еще одним направлением молодежной политики стал поддержка талантливой молодежи. Для их поддержки 26 февраля 1998 г. был принят Указ Президента Республики Таджикистан «Об учреждении стипендии Президента Республики Таджикистан для учащихся

общеобразовательных школ, лицеев, профессионально-технических училищ, техникумов и колледжей», 20 марта 1998 года «Об учреждении премии имени Исмоила Сомони для молодых ученых, которые проделали выдающиеся работы в области науки и техники». 16 мая 1998 года состоялась встреча Главы государства Эмомали Рахмона с одаренной молодежью, и после длительного перерыва газета «Молодежь Таджикистана» начала свою деятельность.

Третий этап начался с принятия Закона Республики Таджикистан «О молодежи и государственной молодежной политике» в новой редакции (июль 2004 г.) и продолжается до создания Национального совета по делам молодежи при Президенте Республики Таджикистан.

Четвертый этап начинается с создания Национального совета по делам молодежи при Президенте Республики Таджикистан (19 июля 2015 года). Как показала практика создание Совета является эффективным

шагом высшего политического органа в политической и социальной жизни Таджикистана и в дальнейшем обеспечивает прямую и эффективную связь молодежи с руководством страны [Набиев, Каримзода 2021].

Как сказал Президент Республики Таджикистан, основатель мира и национального единства, Лидер нации Эмомали Рахмон: «Сегодня наш молодёжь считается подлинной и настоящей опорой, надеждой и гордостью общества и таджикского государства. Роль и вклад молодежи в развитие политической, экономической и социальной сферы страны очень интересны и ценны. Как я уже неоднократно подчеркивал, в современном мире больших экономических и социальных достижений устойчивое развитие общества достигается только теми странами, которые уделяют должное внимание проблемам молодежи и мобилизуют ее богатый интеллектуальный и физический потенциал в правильное и творческое направление» [Худоиев 2023].

Руководство страны поддерживает молодежные инициативы, поэтому в Таджикистане были реализованы десятки молодежных программ, в том числе: «Национальная программа молодежи Таджикистана», «Государственная

программа патриотического воспитания», «Программа развития здоровья молодежи», «Национальная программа социального развития молодежи в Республике Таджикистан на 2013-2015 и 2016-2018 гг.» и так далее. Исследования и анализ социально - политических, экономических и духовных факторов показывают, что после достижения полной независимости в Таджикистане, для преодоления

препятствий в области государственной молодежной политики было сделано много шагов [Сайдалиен 2022].

В Таджикистане сейчас реализуется «Стратегия государственной молодежной политики до 2030 г.». В конце 2022 г. мэрия г. Душанбе решила поддерживать молодых ученых, литераторов, журналистов, 1Т-специалистов. Была учреждена премия для молодежи до 30 лет в виде денежного поощрения за свои изобретения и труды. По

мнению таджикских исследователей последовательные встречи Президента Республики Таджикистан с представителями молодежь страны сами по себе являются своего рода моделью развития молодежной политики не только для Таджикистана, но и для других стран [Раджабализода и др. 2023].

Вместе с тем в качестве примера можно привести наиболее эффективные

инициативы государства для развития сферы молодежной политики. В период независимости Таджикистана правительство активно содействовало развитию спорта среди молодежи. Были созданы специальные спортивные школы и центры, которые предоставляют детям и молодежи возможность заниматься различными видами спорта. Согласно статистическим данным из Комитета по делам молодежи и спорта РТ общее количество объектов сферы спорта составляет 10 тысяч 768 единиц.1

Помимо этого, правительство уделяло особое внимание образованию молодежи. С целью поддержки сельских девушек и юношей в 1997 по указанию Лидера нации была учреждена президентская квота для обучения в высших учебных заведениях Таджикистана. В период независимости 11500 девушек из отдаленных горных районов окончили высшие

профессиональные учебные заведения страны по президентской квоте. За этот период 222 тыс. девушек окончили высшие профессиональные учебные заведения, в настоящее время в этих учреждениях обучаются ещё 100 тыс. девушек. В 2008 г. при Министерстве образования и науки Республики Таджикистан был создан Центр международных программ. В 2009 г. по поручению главы государства Эмомали Рахмона в этом же центре была учреждена международная стипендия Президента Республики Таджикистан -

«Дурахшандагон» с целью подготовки специалистов международного уровня по

1 В Таджикистане 10 768 учреждений оказывают услуги спортсменам URL:

https://varzishtv.tj/tj/news/dar-to-ikiston-10-azoru-768-inshoot-ba-varzishgaron-khizmat-merasonand/? utl t=tm

тем специальностям, которые не готовят в стране и развития экономики страны. Сегодня молодежь Таджикистана активно принимает участие в международных олимпиадах и конкурсах. Только за 2023 год более 5 тыс. таджикистанцев приняли участие в олимпиадах на международном уровне. По данным главы государства, всего школьники

получили 124 медали, в том числе 13

2

золотых наград .

В рамках реализации молодежной политики в Таджикистане ежегодно проводятся республиканские конкурсы «Точикистон — Ватани азизи ман» («Таджикистан - Родина любимая моя»), на «Фуруги субхи доной китоб аст», (Мудрости зари сиянье - книга») и «Илм — фуруги маърифат» («Наука - светоч просвещения»), которые направлены на выявления талантливой молодёжи, стимулирование интереса молодежи к родной литературе и культуре, а также на популяризация науки.

Отдельно стоит отметить, что исходя из основных направлений реализации государственной молодежной политики Республики Таджикистан, а именно содействие экономической и

предпринимательской деятельности,

формирование фондов поддержки предпринимательства молодежи; особое внимание уделяется обеспечению экономической независимости и развитию предпринимательской деятельности

молодежи.

В Таджикистане уже 5 лет функционирует Государственный бизнес-инкубатор, он работает в 5 городах и предоставляет целый спектр услуг по поддержке предпринимателей, предлагает мастер-классы и курсы на бесплатной основе. Таджикистан поддерживает контакты молодежи с представителями других стран. Таджикистан активно участвует в международном молодежном сотрудничестве через организацию и проведение различных форумов,

конференций, семинаров, обучающих

2 Рахмон оценил успехи таджикских школьников на олимпиадах: URL:

//tj.sputniknews.ru/20230901/shkolniki-olimpiady-1059165697.html (дата обращения: 30.12.2023).

программ и других мероприятий. В этом направлении для создания наиболее благоприятных условий развития молодежного сотрудничества как фактора сохранения и углубления дружественных отношений 25 ноября 2005 г. Советом глав правительств СНГ было принято Соглашение государств — членов СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью, которое было подписано представителям Российской Федерации и представителями следующих республик: Беларуси, Армении, Азербайджана, Таджикистана, Казахстана, Киргизии [Ковров 2018]. Также 27 октября 2007 г. в Москве представители национальных молодежных организаций стран ШОС поддержали создание Совета молодежи ШОС. Согласно договоренности стран 20-21 октября 2008 г. в Санкт-Петербурге на очередной встрече представителей молодежных организаций ШОС

большинство представителей проголосовали за создание Совета молодежи ШОС [Набиев 2019].

Лидирующую роль в международном молодежной сотрудничестве с

Таджикистаном занимает Россия. В 2023 году был открыт Российско-Таджикский бизнес-акселератор для молодых предпринимателей, в котором юные бизнесмены будут искать партнеров. Также Россия выделила 2 млн долл. на реализацию совместного с ПРООН проекта «Расширение возможностей молодежи путем профессионального развития и инноваций» для Таджикистана. 1 На сегодняшний день образовательные проекты являются основными инструментами реализации ключевых гуманитарных миссий в российско-таджикских отношениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ежегодно со стороны Правительство РФ выделяется квоты для обучения молодежи из Таджикистана в вузах России. В 2023 г. в российских вузах обучалось свыше 28 тыс.

1 Назарова С. Всесторонняя поддержка: с каким багажом Таджикистан встречает День молодежи: URL: https://sugdnews.com/2023/08/12/vsestoronnjaja-podderzhka-s-kakim-bagazhom-tadzhikistan-vstrechaet-den-molodezhi/ (дата обращения: 30.12.2023).

граждан Таджикистана2. Как сообщил В. В. Путин на встрече с Президентом РТ самая большая квота из стран СНГ приходится на Таджикистан - 900 человек и на 2024 и 2025 гг. квоты будут увеличены до тысячи человек. Важно отметить, что у таджикистанцев есть возможность получить диплом российского вуза, не покидая Родину. В Душанбе открыты филиалы престижных московских университетов.

Сегодня молодежь Таджикистана может получить образование в филиалах МГУ им. Ломоносова, МЭИ и НИТУ «МИСиС» в Душанбе. Ведущее место в Таджикистане, как по качеству преподавания, так и по уровню подготовки специалистов, занимает Российско-Таджикский (Славянский)

университет, осуществляющий свою деятельность при поддержке Министерства образования РФ.

В республике работают 39 школ с русскоязычным обучением и более 160 таджикско-русских школ - в совокупности в них обучается почти 100 тыс. учеников. В остальных 4 тыс. общеобразовательных школах также изучается русский язык.3

По инициативе Лидера Нации и поддержки Президента России в 2022 г. были открыты пять российских школ в крупных городах республики в Душанбе, Худжанде, Бохтаре, Турсунзаде и Кулябе4. На данный момент для детей и молодежи функционирует представительство

Россотрудничество в двух больших городах: Душанбе и Худжанд, а также в конце 2023 г. открыли ресурсный центр

Россотрудничества в Пенджикенте.

Молодежные организации в Таджикистане. Наиболее важную роль в реализации государственной молодежной

2 Число таджикских студентов в российских вузах за год выросло на 22%: URL: https://tass.ru/obschestvo/17800323 дата обращения: 30.12.2023).

3 Кодирзод М. Россия активно поддерживает сферу образования в Таджикистане: все ли в этом хорошо URL: https://pressa.tj/rossiya-aktivno-podderzhivaet-sferu-obrazovaniya-v-tadzhikistane-vse-li-v-etom-horosho/? (дата обращения: 30.12.2023)

4 Рахмон и Путин открыли русские школы в Таджикистане. URL: https://halva.tj/news/rakhmon_i_putin_otkryli_russkie_s hkoly_v_tadzhikistane/ (дата обращения 11.01.2023).

политики в Таджикистане играют молодежные организации. Государственные молодежные организации, которые подчинены госструктурам и

негосударственные молодежные

организации, которые в рамках международного партнерства сотрудничают с иностранными субъектами [Рыбакова 2017].

Яркими примерами государственных молодежных организаций в Таджикистане можно считать «Союз молодежи Таджикистана», «Авангард», «Созидатели Родины» и «ОМОТ». «Союз молодежи Таджикистана» является самостоятельной общественно-политической организацией, учрежденной в 1991 г., юридически правопреемником ЛКСМ (Ленинский Союз Коммунистической молодежи)

Таджикистана. Эту организацию возглавляет сам председатель Комитета молодежи и спорта при правительстве Республики Таджикистан. Необходимо подчеркнуть, что Союз молодежи, наряду с

зарегистрированными партиями страны, наделен полномочиями для выдвижения своего кандидата на выборах президента.

Другая молодёжная организация называется «Авангард», тесно контактирует со Службой профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи министерства внутренних дел. На сегодняшний день эту группу курирует МВД Республики Таджикистан. «Авангард» часто выступает против оппозиции, обращается с письмами в адрес международных организаций с требованием не поддерживать запрещенные в республике партии и движения. Иногда члены этой группы организовывают акции протеста у посольств западных стран с аналогичными требованиями. Среди общественных молодёжных организаций активно действует молодежное крыло правящей в стране Народной демократической партии Таджикистана «Созандагони Ватан» (Созидатели Родины). Оно было образовано в апреле 2011 года и в ноябре того же года получило регистрацию Минюста РТ. Около 280 тыс. молодых членов НДПТ автоматически влились в ряды «Созидателей Родины». В своей деятельности они строго

соблюдают программу и устав НДПТ, не проводят самостоятельную политику.

Молодежное крыло НДПТ, в основном, работает среди молодежи Таджикистана, пропагандируя идеи и цели правящей в стране партии. Другая молодежная организация Объединение молодежных организаций Таджикистана (ОМОТ) проводит форумы для обсуждения участия молодежи в глобальных, национальных и местных процессах устойчивого развития общества и государства. Являясь независимым союзом, объединяющим молодежные движения, ОМОТ олицетворяет собой некий механизм, систему координации, поддержки и сотрудничества организаций, работающих с молодежью.

Основные задачи ОМОТ заключаются в обеспечении участия организаций работающих с молодежью в развитии общества и государства, в создании благоприятных условий для развития и устойчивости молодёжных организаций и их активного вовлечения в разработку и реализацию отраслевых программ государственной молодёжной политики, в совершенствовании нормативно-правовой базы, в привлечении государственных институтов, в особенности исполнительного органа государственной власти в осуществлении социальных программ посредством общественных организаций. 1

Анализируя деятельность

государственных молодежных организаций, можно сказать, что молодежные организации в Таджикистане вносят весомый вклад в формировании позитивного образа молодежи, развитии гражданского сознания и способствуют предотвращению радикализации среди молодежи. Их деятельность направлена на пропаганду и укрепление национальных ценностей, идей государства и формирование здоровых убеждений среди молодежи, чтобы каждый молодой человек стал активным и ответственным членом общества. Но не

1 Караев С. «Авангард», Созидатели Родины и ОМОТ: Чем занимаются молодежные организации Таджикистана? URL: https://www.asiaplustj.info/ru/ne ws/taj ikistan/society/20190424/avangard-sozidateli-rodini-i-omot-chem-zanimayutsya-molodezhnie-organizatsii-tadzhikistan (дата обращения: 30.12.2023).

стоит забывать о главных проблемах, в первую очередь мы наблюдаем преобладании в практической деятельности этих организаций "мероприятийного" подхода. Этот подход не предполагает долгосрочного планирования, создает временный эффект, но не оказывает существенного влияния на жизнь молодежи в долгосрочной перспективе. Эти организации должны иметь отдельную структуру, осуществляющую мониторинга и оценки результатов их деятельности для повышения участия молодежи в мероприятиях, проводимых этими организациями. Другая острая проблема этих государственных молодежных групп заключается в расширении их аудитории и быть направленными на молодежь в целом. Часто они ориентированы на определенные группы молодежи, такие как студенты, активисты или предприниматели, и упускают из виду другие сегменты молодежи, которые также нуждаются в поддержке и ресурсах.

Как ранее упомянули кроме государственных молодежных организаций также функционируют негосударственные молодежные организации. Как отмечают исследователи сотрудничество молодежных организаций часто включает привлечение зарубежных партнеров для участия в совместных проектах с целью получения иностранного финансирования и

возможности участия во внешних проектах.

Исследование «Социальные практики молодежных организаций на территории Таджикистана», проведенное доктором социологических наук, профессором кафедры социологии управления факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Рыбаковой М. В. показывает, что почти у каждой молодежной организации, включенной в выборку, есть иностранные партнеры, которые

предоставляют финансовую помощь и обеспечивают большую свободу действий на международном уровне, а не только на национальном. Их работа основана на политике "мягкой силы", которая использует культурные символы и экономическую поддержку для создания привлекательности

западных институтов и влияния иностранных партнеров на социальную и культурную жизнь страны. Однако взаимодействие молодежных организаций с иностранными партнерами также имеет негативные последствия. В процессе деятельности доноров происходит подмена традиционных ценностей и трансформация первоначальных целей организации в интересах зарубежных партнеров, снижение активности поиска средств на территории республики и полная ориентированность на получение международной помощи.

Следует заметить, что почти все страны ЦА действуют по устаревшей постсоветской модели молодежной политики. Как и другим странам ЦА Таджикистану необходимо разработать свою собственную модель молодежной политики, которая бы соответствовала новому периоду

политического и социально-экономического развития страны. Это важно, поскольку молодежь не мотивируется к самореализации в рамках соответствующих общественных структур для внесения наибольшего вклада в социальное развитие общества. Как отмечает Рыбакова в Таджикистане у общества не сложилось целостное представление о важности деятельности молодежных организаций. Но вместе с тем и молодые люди не принимают активного участия в молодежных организациях: лишь около 15% респондентов состоят в молодежных ассоциациях, и лишь четверть из них принимают участие в деятельности какой-либо организации [Рыбакова 2017].

Данная проблема указывает на то, что необходимо усовершенствовать механизмы привлечения молодежи к формированию и реализации молодежной политики. Важно также провести анализ существующих моделей молодежной политики в других странах и адаптировать их под политическую реальность Таджикистана. Это позволит использовать лучшие практики и опыт других стран для повышения эффективности молодежной политики в Таджикистане.

Для достижения эффективного решения проблем, связанных с реализацией молодежной политики необходимо

предпринять широкий комплекс

мероприятий, направленных на улучшение системы государственной молодежной политики. Прежде всего, активизация развития нормативно-правовой базы является ключевым аспектом. Кроме того, важным направлением является расширение участия молодежи в социальном составляющем общественной жизни. Это можно осуществить путем предоставления материально-технической поддержки

молодежным инициативам, стимулирования добровольчества и волонтерства, а также формированием молодежных парламентов и объединений в рамках государственных структур. Эти меры позволят молодым людям активно участвовать в принятии решений и формировании политики, а также улучшат их профессиональные навыки и возможности для карьерного роста. Важным направлением в данном контексте является

также подготовка кадров из числа молодежи. Эту инициативу можно дополнять программой подготовки молодых кадров в области науки на 2021-2030 гг. указанном в послании Президента Республики парламенту в 2021 году [Зарифов 2021].

Для улучшения функционировании кадрового резерва молодежная политика должна приобрести межотраслевой характер, усиливая сотрудничества между разными органами и учреждениями. Практика реализации молодежной политики в Таджикистане показывает, что государство старается в развитии данной сферы как субъектной сферы государственной политики, а также имеются необходимые предпосылки, которые стимулируют росту приоритизации молодежной политики наряду с другими стратегическими приоритетами и целями государственной политики Республики Таджикистан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Власов Е.Е., Дмитриева М.О. Основные направления деятельности государств-членов СНГ в сфере молодежной политики // Постсоветские исследования. 2023; 8(6):930-937.

Зарифов Х.Р. Политика и конструктивные инициативы лидера нации по отношению к молодежи (на таджикском языке) / Х. Р. Зарифов // Политическая школа Лидера Нации. 2021. № 2. C. 163-169.

Ковров В.Ф. Международное молодежное сотрудничество как направление деятельности стран СНГ в сфере реализации молодежной политики // Социология. 2018. № 1. С. 188193.

Кравченко О.В. Конституционно-правовые основы государственной молодежной политики Республики Таджикистан / О. В. Кравченко // Fundamental science and technology: Сборник научных статей по материалам X Международной научно-практической конференции, Уфа, 20 декабря 2022 года. Том Часть 2. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2022. С. 202-207.

Курылев К.П., Савичева Е.М. Содружество Независимых Государств // Учебно-методическое пособие для студентов направлений подготовки «Международные отношения», «Политология», «История» / (Издание 3-е, переработанное и дополненное) Москва, 2013.

Курылев К.П., Савичева Е.М. Фактор культуры в модернизации и прогнозировании будущего Содружества Независимых Государств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2012. № 1. С. 61-72.

Маркина Н.Л., Твирова Ю. А., Шумилова О. Е. Государственная молодежная политика: мировой и отечественный опыт // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2010. №2. С.150-159.

Меркулов П.А. К вопросу об изучении истории государственной молодежной политики // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №4 (34). С.190-194.

Набиев В.М., Каримзода О. К. Лидер Нации Эмомали Рахмон и укрепление Государственной Молодежной Политики (на таджикском) // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2021. №3 (68). С.20-27.

Набиев В.М. Дружественные связи молодежи Таджикистана с молодежью стран Содружества Независимых Государств / В. М. Набиев // Ученые записки Худжандского

государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2019. № 2(59). С. 13-18.

Норова З.И. Молодежная политика Республики Таджикистан в годы независимости / З. И. Норова // Государственная молодежная политика: практики и стратегии: материалы международной научно-практической конференции, Новосибирск, 02-03 июня 2022 года. - Новосибирск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации". 2023. С. 116-121.

Рыбакова М.В. Социальные практики молодежных организаций на территории Таджикистана // Власть. 2017. № 9. С. 138-142.

Раджабализода С.Р., Рахимова А.М., Олимова Ш.К., Одиназода Н.Х. Устойчивое развитие молодежной политики: на полях встречи Президента Республики Таджикистан с молодежью (на таджикском языке) // ELS. 2023. № Июнь. С.171-182.

Сайдалиен М.Н. Социально-политические и правовые основы организации государственной молодежной политики в Республике Таджикистан (на таджикском языке) / М. Н. Сайдалиён // Вестник Исследовательского института развития образования. 2022. № 4(40). C. 149-155.

Худоиев Д.А. Государственная молодёжная политика в Российской Федерации и в Республике Таджикистан / Д.А. Худоиев // Альманах лектория. Майские правовые чтения на Енисее: Сборник материалов круглых столов обучающихся, Красноярск, 01 декабря 2022 года - 31 2023 года. Том Выпуск 11. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет. 2023. С. 146-149.

REFERENCES

Vlasov E.E., Dmitrieva M.O. Osnovnye napravleniya deyatelnosti gosudarstv-chlenov SNG v sfere molodezhnoj politiki // Postsovetskie issledovaniya. 2023; 8(6):930-937.

Zarifov H.R Politika i konstruktivnye iniciativy lidera nacii po otnosheniyu k molodezhi (na tadzhikskom yazyke) / H. R. Zarifov // Politicheskaya shkola Lidera Nacii. 2021. № 2. C. 163169.

Kovrov V.F. Mezhdunarodnoe molodezhnoe sotrudnichestvo kak napravlenie deyatelnosti stran SNG v sfere realizacii molodezhnoj politiki // Sociologiya. 2018. № 1. S. 188-193.

Kravchenko O. V. Konstitucionno-pravovye osnovy gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Respubliki Tadzhikistan / O. V. Kravchenko // Fundamental science and technology: Sbornik nauchnyh statej po materialam X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ufa, 20 dekabrya 2022 goda. Tom Chast 2. Ufa: Obshestvo s ogranichennoj otvetstvennostyu "Nauchno-izdatelskij centr "Vestnik nauki", 2022. S. 202-207.

Kurylev K.P., Savicheva E.M. Sodruzhestvo Nezavisimyh Gosudarstv // Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov napravlenij podgotovki «Mezhdunarodnye otnosheniya», «Politologiya», «Istoriya» / (Izdanie 3-e, pererabotannoe i dopolnennoe) Moskva, 2013.

Kurylev K.P., Savicheva E.M. Sodruzhestvo Nezavisimyh Gosudarstv // Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov napravlenij podgotovki «Mezhdunarodnye otnosheniya», «Politologiya», «Istoriya» / (Izdanie 3-e, pererabotannoe i dopolnennoe) Moskva, 2013.

Kurylev K.P., Savicheva E.M. Faktor kul'tury v modernizacii i prognozirovanii budushchego Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2012. № 1. S. 61-72.

Markina N.L., Tvirova Yu.A., Shumilova O.E. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika: mirovoj i otechestvennyj opyt // Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2010. №2. S.150-159.

Merkulov P.A. K voprosu ob izuchenii istorii gosudarstvennoj molodezhnoj politiki // Srednerusskij vestnik obshestvennyh nauk. 2014. №4 (34). S.190-194.

Nabiev V.M., Karimzoda O.K. Lider Nacii Emomali Rahmon i ukreplenie Gosudarstvennoj Molodezhnoj Politiki (na tadzhikskom) // Uchenye zapiski Hudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. Gumanitarnye nauki. 2021. №3 (68). S.20-27.

Nabiev V.M. Druzhestvennye svyazi molodezhi Tadzhikistana s molodezhyu stran Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv / V. M. Nabiev // Uchenye zapiski Hudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. Seriya gumanitarno-obshestvennyh nauk. 2019. № 2(59). S. 13-18.

Norova Z.I. Molodezhnaya politika Respubliki Tadzhikistan v gody nezavisimosti / Z. I. Norova // Gosudarstvennaya molodezhnaya politika: praktiki i strategii: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Novosibirsk, 02-03 iyunya 2022 goda. - Novosibirsk: Federalnoe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatelnoe uchrezhdenie vysshego professionalnogo obrazovaniya "Rossijskaya akademiya narodnogo hozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii". 2023. S. 116-121.

Rybakova M.V Socialnye praktiki molodezhnyh organizacij na territorii Tadzhikistana // Vlast. 2017. № 9. S. 138-142.

Radzhabalizoda S.R., Rahimova A.M., Olimova Sh.K., Odinazoda N.H. Ustojchivoe razvitie molodezhnoj politiki: na polyah vstrechi Prezidenta Respubliki Tadzhikistan s molodezhyu (na tadzhikskom yazyke) // ELS. 2023. № Iyun. S.171-182.

Sajdalien M.N. Socialno-politicheskie i pravovye osnovy organizacii gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Respublike Tadzhikistan (na tadzhikskom yazyke) / M. N. Sajdaliyon // Vestnik Issledovatelskogo instituta razvitiya obrazovaniya. 2022. № 4(40). C. 149-155.

Hudoiev D.A. Gosudarstvennaya molodyozhnaya politika v Rossijskoj Federacii i v Respublike Tadzhikistan / D.A. Hudoiev // Almanah lektoriya. Majskie pravovye chteniya na Enisee: Sbornik materialov kruglyh stolov obuchayushihsya, Krasnoyarsk, 01 dekabrya 2022 goda - 31 2023 goda. Tom Vypusk 11. Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet. 2023. S.146-149.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Бахромзода Зардушт Тохири, студент 3 курса кафедры философии и политологии Алтайского государственного университета, Барнаул, Россия. E-mail:

zardusht2003@mail. ru

Рахимов Комрон Хакимджонович, к.и.н., старший научный сотрудник Центра центральноазиатских исследований

Института Китая и современной Азии (ИКСА РАН), старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений РУДН им. П. Лумумбы, руководитель Сектора Центральной Азии Центра исследований постсоветских стран, Москва, Россия. E-mail: [email protected]

Zardusht T. Bahromzoda, 3rd year students of the Department of Philosophy and Political Science Altai State University. Barnaul, Russia. E-mail:

[email protected]

Komron Kh. Rakhimov, Ph.D., Senior Researcher at the Center for Central Asian Studies of the Institute of China and Modern Asia (ICSA RAS), Senior Lecturer at the Department of Theory and History of International Relations of RUDN University, Head of the Central Asia Sector of the Center for Studies of Post-Soviet Countries, Moscow, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.