Научная статья на тему 'Основные направления деятельности государств-членов СНГ в сфере молодежной политики'

Основные направления деятельности государств-членов СНГ в сфере молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
93
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежная политика / СНГ / концепция / приоритеты молодежной политики / youth policy / CIS / concept / priorities of youth policy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Власов Евгений Евгеньевич, Дмитриева Марина Олеговна

После распада Советского Союза новым независимым государствам пришлось, помимо прочего, самостоятельно определять свою молодежную политику. Это направление не стало сразу приоритетом, однако со временем пришло осознание, что работа с молодежью в большой мере определяет будущее страны. Целью данной статьи является выявление особенных подходов и приоритетов в реализации молодежной политики государств-участников СНГ (кроме Молдовы и Украины). Авторы приходят к выводу, что молодежная политика государств-членов СНГ является частью их социальной политики, направленной на достижение приоритетных целей развития страны. Россия в свою очередь может перенять лучшие практики своих партнеров в деле реализации молодежной политики, а также скорректировать собственную политику взаимодействия с молодежью СНГ. В дальнейшем координация действий государств-членов Содружества будет способствовать созданию на пространстве Евразии сообщества молодежи, проповедующей общие фундаментальные ценности, осознавая при этом свою культурно-историческую особенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Власов Евгений Евгеньевич, Дмитриева Марина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main activities of the CIS member states in the field of youth policy

After the collapse of the Soviet Union, the newly independent states had, among other things, to independently determine their youth policy. This area did not immediately become a priority, but over time it became clear that working with young people largely determines the future of the country. The purpose of this article is to identify special approaches and priorities in the implementation of youth policy in the CIS member states (except Moldova and Ukraine). The authors conclude that the youth policy of the CIS member states is part of their social policy aimed at achieving the country's priority development goals. Russia, in turn, can adopt the best practices of its partners in the implementation of youth policy, as well as adjust its own policy of interaction with the youth of the CIS. In the future, the coordination of the actions of the member states of the Commonwealth will contribute to the creation of a community of young people in the Eurasian space who preach common fundamental values, while being aware of their cultural and historical peculiarity.

Текст научной работы на тему «Основные направления деятельности государств-членов СНГ в сфере молодежной политики»

Научная статья / Research article

Основные направления деятельности государств-членов СНГ в сфере молодежной политики

Е. Е. Власов

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия

E-mail: [email protected]

М. О. Дмитриева

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. После распада Советского Союза новым независимым государствам пришлось, помимо прочего, самостоятельно определять свою молодежную политику. Это направление не стало сразу приоритетом, однако со временем пришло осознание, что работа с молодежью в большой мере определяет будущее страны. Целью данной статьи является выявление особенных подходов и приоритетов в реализации молодежной политики государств-участников СНГ (кроме Молдовы и Украины). Авторы приходят к выводу, что молодежная политика государств-членов СНГ является частью их социальной политики, направленной на достижение приоритетных целей развития страны. Россия в свою очередь может перенять лучшие практики своих партнеров в деле реализации молодежной политики, а также скорректировать собственную политику взаимодействия с молодежью СНГ. В дальнейшем координация действий государств-членов Содружества будет способствовать созданию на пространстве Евразии сообщества молодежи, проповедующей общие фундаментальные ценности, осознавая при этом свою культурно-историческую особенность.

Ключевые слова: молодежная политика, СНГ, концепция, приоритеты молодежной политики.

Для цитирования: Власов Е. Е., Дмитриева М. О. Основные направления деятельности государств-членов СНГ в сфере молодежной политики // Постсоветские исследования. 2023; 8(б):930-937.

The main activities of the CIS member states in the field of youth policy

Evgeny E. Vlasov

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia E-mail: [email protected]

Marina O. Dmitrieva

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. After the collapse of the Soviet Union, the newly independent states had, among other things, to independently determine their youth policy. This area did not immediately become a priority, but over time it became clear that working with young people largely determines the future of the country. The purpose of this article is to identify special approaches and priorities in the implementation of youth policy in the CIS member states (except Moldova and Ukraine). The authors conclude that the youth policy of the CIS member states is part of their social policy aimed at achieving the country's priority development goals. Russia, in turn, can adopt the best practices of its partners in the implementation of youth policy, as well as adjust its own policy of interaction with the youth of the CIS. In the future, the coordination of the actions of the member states of the Commonwealth will contribute to the creation of a community of young people in the Eurasian space who preach common fundamental values, while being aware of their cultural and historical peculiarity.

Keywords: youth policy, CIS, concept, priorities of youth policy.

For citation: Evgeny E. Vlasov, Marina O. Dmitrieva The main activities of the CIS member states in the field of youth policy // Post-Soviet Studies. 2024; 8(1):930-937. (In Russ.)

Для РФ приоритетным направлением внешней политики всегда было ближнее зарубежье. Содружество независимых государств рассматривается Москвой как один из главных институтов на постсоветском пространстве. В обновленной Концепции внешней политики России зафиксировано стремление к «содействию в формировании единого гуманитарного пространства России и государств -участников СНГ, сохранению многовековых цивилизационных и духовных связей народа России с народами этих государств»1. В этом направлении работа с молодежью играет важную роль. В марте 2024 г. в России на федеральной территории «Сириус» пройдет Всемирный Фестиваль молодёжи. Для участия в Фестивале подали заявки представители 183 стран мира. После окончания основной программы будет реализована региональная программа в 30 субъектах России. Очевидно, что большинство делегатов будет из стран СНГ.

Целью данной статьи является выявление особенных подходов и приоритетов в реализации молодежной политики государств-участников СНГ2. Для этого были решены следующие исследовательские задачи: изучена нормативно-правовая база,

регламентирующая государственную

молодежную политику; рассмотрены механизмы ее реализации; и приоритетные направления развития молодежной политики.

После распада Советского Союза новым независимым государствам пришлось,

1 Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 г.)

2 Кроме Молдовы и Украины, которые в настоящее время практически не участвуют в деятельности организации. За рамки также выведена политика России в отношении молодежи с целью приложения результатов настоящего исследования в дальнейших изысканиях.

3 Ереван заявил, что не будет применять условия

Решения в отношении Азербайджанской Республики

помимо прочего, самостоятельно определять свою молодежную политику. Это направление не стало сразу приоритетом, однако со временем пришло осознание, что работа с молодежью в большой мере определяет будущее страны [Лупачева 2019].

Страны-участники СНГ в 2020 г. приняли Стратегию международного молодежного сотрудничества государств -участников Содружества Независимых Государств на 2021-2030 гг., в которой определены цели, задачи, принципы, направления, формы и механизмы развития молодежного сотрудничества в СНГ. Армения и Азербайджан при подписании Решения сделали оговорку - особое мнение3.

Еще в 2005 г. было принято Соглашение государств - участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в сфере работы с молодежью, а в 2012 г. Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ был принят Модельный закон «О государственной молодежной политике». Однако существуют особенности данного направления деятельности в каждом государстве.

Молодежная политика в Армении обозначена как стратегическое направление и неотъемлемая часть государственной политики. С момента обретения независимости сменилось несколько концепций и стратегий, регламентирующих данную сферу. В настоящее время в силе Концепция государственной молодёжной политики Республики Армения на 2015-2025 гг. Нормативно-правовую базу формируют и ряд других законов4.

до урегулирования нагорнокарабахского конфликта. Баку подчеркнул, что «Никакие из прав, обязанностей и положений, изложенных в Стратегии, не будут применяться Азербайджанской Республикой в отношении Республики Армения до освобождения Республикой Армения всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики и полного устранения последствий агрессии». 4 Закон Республики Армения «О местном самоуправлении» от 7 мая 2002 года.

Меры социальной поддержки молодежи в Республике Армения, помимо стандартного набора мероприятий, включают в себя работу с молодежью диаспоры. Уже несколько лет реализуется программа «Молодой посол диаспоры» («Обучение молодых лидеров диаспоры»), которая направлена на создание возможностей для молодых людей из армянской диаспоры в расширении своих взглядов на политические, социальные, экономические и другие вопросы Армении1.

Другая программа «Ари тун» (Вернись домой) для молодых представителей армянской диаспоры направлена на помощь узнать родную страну лучше. Зачастую, участники программы после возвращения в страну проживания начинают активную проармянскую деятельность.

В республике действуют западные неправительственные организации,

занимающиеся проблемами молодежи. Например, в рамках подготовки к своей следующей пятилетней стратегии USAID в Армении поручил программе YouthPower Learning провести межотраслевую оценку молодежи (CSYA).

Таким образом, молодежная политика Армении включает в себя стандартный набор мероприятий с акцентом на работу с молодежью диаспоры.

В Азербайджане действует Стратегия развития молодежи в 2015-2025 гг. Перечень нормативных правовых актов в сфере молодежной политики насчитывает порядка 19 документов.

Важную роль в деле реализации молодежной политики играет Фонд молодежи при Президенте Азербайджанской Республики, созданный в 2011 г.. Основными задачами фонда являются реализация проектов и программ, значимых для государства и общественности в сфере молодёжной политики.

В 2021 г. между Милли Меджлисом и Фондом молодежи Азербайджана подписан меморандум о создании Молодежного

1 Молодой посол диаспоры // URL: http://diaspora. gov.am/ru/programs/ 19/Diaspora-Youth-Ambassador (дата обращения 16.12.2023).

2 Их деятельность регламентируют Закон Республики Беларусь 9 ноября 1999 года N 305-3 «О

парламента Азербайджана. Основной его целью является привлечение молодежи к парламентской деятельности. В

Молодежном парламенте Азербайджана представлены 30 человек.

В Азербайджане большое число различных молодёжных организаций, многие из которых являются членом Национального Совета Молодёжных Организаций, учрежденной в 1995 г. В настоящий момент Национальный совет молодежных организаций Азербайджана (NAYORA) объединяет около полутора сотни молодежных организаций страны.

Молодежная политика всегда была в фокусе внимания власти в Азербайджане, что выразилось в формировании обширной нормативной базы и сети молодежных организаций.

В 2021 г. была принята «Стратегия развития государственной молодежной политики Республики Беларусь до 2030 года».

Особенностью реализации молодежной политики в Белоруссии является пристальное внимание к талантливой молодежи [Самохвалов 2019]. В республике функционируют специальные фонды и программы поддержки для отдельных категорий молодых специалистов. Стоит отметить Указ Президента Республики Беларусь №199 «О некоторых вопросах формирования, ведения и использования банков данных одарённой и талантливой молодежи» от 26 апреля 2010 г. Для молодёжи из этого банка предусмотрен целый ряд стимулов для более полной реализации их потенциала.

Образование также можно отметить, как приоритетное направление молодежной политики Минска. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 гг. включает в себя 11 подпрограмм.

Молодежные объединения также играют важную роль2. Самой многочисленной организацией, активно участвующей в

государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь», Постановление Министерства Образования Республики Беларусь 30 ноября 2005 года № 101 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования

различных городских, районных, областных и республиканских мероприятиях является Белорусский республиканский союз молодежи. Данная молодежная организация получает поддержку со стороны государства и СМИ, что способствует ее известности среди молодежи и масштабности социальных акций. Следует отметить, что другие молодежные организации, действующие в Белоруссии, не так широко известны и социально активны.

В июле 2020 г. был создан Молодежный совет (парламент) при Национальном собрании Республики Беларусь, целью которого является содействие деятельности Национального собрания Республики Беларусь в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи.

Видимо, из-за потрясших страну в 2020 г. волнений и протестов государство стало концентрироваться на гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения.

Казахстан за последний год, наряду с другими реформами, активно занялся вопросом молодежной политики. Так, была принята Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан на 2023-2027 гг. В скором времени она была обновлена, и в силу вступила Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан на 20232029 гг. Документ предусматривает семь приоритетных направлений развития молодежной политики: гражданское участие и участие в принятии решений; реализация потенциала и предпринимательство; просвещение и культура; современные ценности и патриотическое воспитание; информационное пространство; здоровый образ жизни; молодежь и село.

К.-Ж.Токаев в конце 2022 г. назвал три важных приоритета для молодежи Нового Казахстана - стремление к знаниям, трудолюбие и патриотизм1. Тогда же президент подписал закон, согласно которому возраст молодежи увеличен до 35 лет.

В 2012 г. был создан «Научно-исследовательский центр «Молодежь» при Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева. Центр проводит исследования в сфере молодежи и молодежной политики с целью выявления всех тенденций.

Государством принимались ряд программ по поддержанию молодежи и развитию кадрового потенциала [Зайниева]. Широко известна Программа «Болашак», учрежденная Указом Первого Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева в 1993 г. За годы функционирования порядка 20 000 казахстанцев прошли обучение в зарубежных ВУЗах. Часть текущего истеблишмента Казахстана является выпускниками данной программы .

Еще одна программа - проект президента К.Ж. Токаева. Он объявил о создании Президентского Кадрового Резерва, куда войдут 300 граждан, не старше 35 лет и стажем не менее 5 лет, данный резерв должен стать эффективным социальным лифтом для молодежи, а главное омолодить госаппарат.

В 2023 г. был запущен грантовый конкурс «Тэуелаздш урпак;тары» (Потомки независимости), целью присуждения которого является государственная поддержка новых и действующих инициатив молодых людей, направленных на формирование сообщества активной творческой молодежи3.

Стоит отметить, что в Казахстане функционирует множество молодежных организаций, молодежные отделения

республиканского реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой».

1 Касым-Жомарт Токаев назвал три ориентира для

молодежи Нового Казахстана // URL:

https://www.inform.kz/ru/kasym-zhomart-tokaev-nazval-tri-orientira-dlya-molodezhi-novogo-kazahstana_a3953933 (дата обращения 16.12.2023).

2 Новую казахстанскую элиту ищут, пока она уже работает? // URL: https://ia-centr.ru/experts/ozhet-shegirbaev/novuyu-kazakhstanskuyu-elitu-ishchut-poka-ona-uzhe-rabotaet/ (дата обращения 16.12.2023).

3 Об утверждении Правил присуждения гранта "Тэуелаздж ^рпактары". URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2300033114 (дата обращения 16.12.2023).

политических партий [Мекебаева 2016]. Самой крупной сетью молодежных объединений страны является Конгресс молодежи Казахстана. Он был создан в 2002 г. на II Республиканском форуме молодежи.

В целом отличительной особенностью молодежной политики Казахстана является пристальное внимание на подготовку управленческих кадров.

За 30 лет независимости в Кыргызстане сформировалась довольно обширная правовая база, регламентирующая молодежную политику. На данный момент действует Концепция молодежной политики на 2020-2030 гг.

Молодежь республики составляет около 30% населения страны, при этом ожидается, что через 10 лет численность данной группы вырастет на 18% и достигнет показателя чуть более 2 миллионов человек. С каждым годом, численность молодежи растет, а темпы экономики отстают. Молодежь является главным оплотом как позитивных, так и негативных движений, в том числе протестных. Кроме того, высокий протестный потенциал, отсутствие рабочих мест, вынужденная трудовая миграция и нестабильность самого общества Кыргызстана делает молодежную политику государства одной из самых важных для страны.

За последние 20 лет в республике были реализованы две национальные программы для развития молодежи: «Жаштык» и созданная на ее базе «Кыргызстан жаштары». Обе эти инициативы сильно критиковались из-за расплывчатых целей и задач программы и декларативных положений, отсутствия конкретности и механизмов осуществления [Мыктыбекова 2019].

Это случилось отчасти из-за того, что государственные органы, отвечающие за молодежную политику, постоянно реорганизовывались и переходили под ведомство различных министерств. В настоящее время данная сфера стала зоной ответственности министерства культуры,

1 Нургожаев М. Кыргызстан: на что нацелены молодёжные программы международных организаций? // Ритм Евразии. URL: https ://www.ritmeurasia. org/news--2022-12-24--

информации, спорта и молодежной политики.

В силу традиционного сильного влияния западных НПО в Кыргызстане молодежная политика также находится в фокусе их деятельности. Эта тема появляется при исследовании практически всех сфер жизни общества: образования, миграции, экономического и культурного развития.

Например, в публикации,

подготовленной Международной дебатной образовательной ассоциацией и Фондом «Сорос-Кыргызстан» дается рекомендация «Осуществлять регулярную координацию работы с донорами и ориентированными на молодежь НПО, для того чтобы иметь более четкое представление о том, какие потребности молодежи удовлетворяются, где и кем, а какие оставлены без внимания» [Молодежь... 2012].

В 2011 г. начал работу Молодежный парламент Кыргызской Республики. За период деятельности проекта, рассчитанного на 1,5 года, было проведено семь рабочих сессий. В работе Молодежного парламента участвовали 40 гражданских активистов со всех регионов Кыргызстана в возрасте от 18 до 29 лет. Проект был запущен Общественным фондом поддержки демократии при поддержке Жогорку Кенеш, лидеров фракций, депутатов, НПО, посольства США и ШАГО.

Активность неправительственных

организаций находит отпор у местных активистов, которые считают, что «данные рекомендации в серьезных исследованиях авторитетных международных организаций служат, по сути, руководством к более активным действиям кыргызской молодежи по расшатыванию обстановки в стране»1.

В Таджикистане молодежь составляет треть населения. Ежегодно ее численность увеличивается почти на 2%, поэтому поддержка молодежи заявлено одной из приоритетных для государства.

Молодежную политику Таджикистана курирует Комитет молодежи и спорта при Правительстве. Молодежные организации в

kyrgyzstan-na-chto-naceleny-molodezhnye-pшgrammy-mezhdunarodnyh-organizacij-63780 (дата обращения 16.12.2023).

Таджикистане можно разделить на две группы - государственные и неправительственные. Государственные организации молодежи, как правило, имеют определенную модель развития и подчинены госструктурам. Среди них по своему масштабу ярко выделяются, прежде всего, Союз молодежи Таджикистана при Комитете молодежи и спорта и «Авангард» при МВД. Кроме того, во многих госструктурах имеются свои специфичные молодежные и студенческие клубы и кружки, например, предпринимателей, ученых, спортсменов и другие. В республике функционирует Объединение молодежных организаций Таджикистана (ОМОТ), которое проводит форумы для обсуждения участия молодежи в глобальных, национальных и местных процессах устойчивого развития общества и государства1.

В ходе реализации молодежной политики в Таджикистане большое внимание уделяется спорту и здоровому образу жизни. В целом молодежная политика в Таджикистане органично дополняет идеологию государства.

Туркменистан в настоящее время является ассоциированным членом-наблюдателем СНГ.

Новая редакция Закона Туркменистана «О государственной молодёжной политике» была принята в 2022 г. Главная цель обновленного Закона - «создание благоприятных правовых условий для воспитания молодого поколения в духе патриотизма, гуманизма и трудолюбия»2. Согласно документу полномочия

Министерства спорта в сфере молодёжной политики переданы Министерству образования Туркменистана.

В 2021 г. Президент Туркменистана утвердил Госпрограмму в области молодёжной политики на 2021-2025 гг. Несмотря на то, что в документах

1 «Авангард», Созидатели Родины и ОМОТ: Чем

занимаются молодежные организации Таджикистана? URL:

https://asiaplustj.info/runews/tajikistan/sotiety/2019042 4/avangard-sozidateli-rodini-i-omot-chem-zanimayutsya-molodezhnie-organizatsii-tadzhikistana (дата обращения 16.12.2023).

обозначены стремления содействия формированию сегмента молодых предпринимателей, совершенствования законодательной базы в области молодёжи, доступности образования, главным в молодежной политике Туркменистана является духовно-нравственное

патриотическое воспитание.

Молодёжная организация

Туркменистана имени Махтумкули играет важную роль в реализации молодежной политики. Это самое крупное общественное объединение в стране, отстаивающее интересы молодых граждан. Она функционирует с 1991 г., и ее деятельность также направлена по большей части на воспитание молодого поколения.

Таким образом, молодежная политика Туркменистана встроена в идеологическую работу государственного аппарата, пронизывающую все сферы жизни общества.

В Узбекистане, где молодые люди в возрасте до 30 лет составляют 60% населения, молодёжную политику регламентирует Закон «О государственной молодёжной политике», принятый в 2016 г.

В 2019 г. был подписал Указ О мерах по коренному реформированию и поднятию на новый уровень государственной молодежной политики в Республике Узбекистан, где было объявлено о создании Агентства по делам молодежи и определены ее задачи и направления деятельности. Кроме того, была утверждена Программа дополнительных мер по дальнейшему развитию государственной молодежной политики.

Президентом были выдвинуты пять инициатив, включающих в себя задачи широкого привлечения молодежи к культуре, искусству, физическому воспитанию и спорту, повышения ее грамотности в информационных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

технологиях, пропаганды чтения книг среди молодежи, обеспечения занятости женщин3.

2Закон Туркменистана от 1 сентября 2022 года «О государственной молодёжной политике». 3 Указ Президента Республики Узбекистан, от 30.06.2020 г. № УП-6017 о мерах по коренному реформированию и поднятию на новый уровень государственной молодежной политики в республике Узбекистан.

Учреждены Государственная премия «Мард углон»1 и медаль «Келажак бунёдкори»2.

В Законодательной палате Олий Мажлиса создана Комиссия по вопросам молодежи, сформированы Молодежные парламенты при палатах Олий Мажлиса. Наряду с государственными органами, в сфере молодежной политики работают такие организации, как Союз молодежи Узбекистана, фонд «Истедод»,

благотворительный фонд «Махалла» и многие другие негосударственные общественные организации.

Отличительной особенностью

молодежной политики Узбекистана является большое внимание к обеспечению занятости молодежи и созданию условий для получения достойного дохода. Так в апреле 2021 г. было подписано постановление о создании во всех регионах Узбекистана молодёжных промышленных и

предпринимательских зон, а также поддержке предпринимательских инициатив молодёжи3.

Таким образом, молодежная политика стран СНГ является частью их социальной политики, направленной на достижение приоритетных целей развития страны.

Россия в свою очередь может сделать два вывода - перенять лучшие практики своих партнеров в деле реализации молодежной политики и внести соответствующие коррективы в собственную политику взаимодействия со странами СНГ, реализуемую каждой в своей части МИД России, Минобрнауки России,

Россотрудничеством, Минпросвещения России. Активная работа западных НПО на территории стран-членов СНГ влияет на общий фон настроений в молодежной среде, создавая предпосылки к протестным

1 Государственная премия "Мард углон" присуждается одаренным юношам, являющимся примером для сверстников своими успехами в учебе, общественной активностью и талантом, за особые достижения в области науки, образования, медицины, культуры, литературы, искусства, спорта, производства, военной службы и в деятельности правоохранительных органов.

2 Медалью «Келажак бунёдкори» награждаются

граждане Республики Узбекистан, достигшие 14 лет и не старше 30 лет, преданно служащие интересам

настроениям. Здесь же стоит отметить высокий уровень мобильности у молодежи разных стран, что также добавляет фактор распространения идей и мнений. Аффилированость молодежных организаций с государственной властью влияет двояко -как добавляет уверенности для деятельности такой организации, так и приводит к дистанцированию части активного населения. В разработке своей политики власти необходимо держать

соответствующий баланс и уметь вести коммуникацию с молодежью, имеющую разные настроения, в том числе находящиеся под влиянием западных НПО. Целесообразно выработать систему взаимодействия с молодежью, способную учитывать совокупность мнений.

Инициатором такого процесса мог бы выступить ЕАЭС с учетом большого влияния молодежи на экономические процессы (аналогично в Азиатско-Тихоокеанском регионе АТЭС занимается вопросами координации политик в области образования и молодежи). В дальнейшем координация действий государств-членов Содружества будет способствовать созданию на пространстве Евразии сообщества молодежи, проповедующей общие фундаментальные ценности, осознавая при этом свою культурно-историческую особенность. Идея единства в многообразии может стать движущей силой евразийской интеграции на ее молодежном треке. Согласованная молодежная политика стран-членов СНГ может стать чем-то вроде «мягкой силы», при помощи которой СНГ будет формировать позитивный образ организации, привлекательный как для участников, так и для существующих и потенциальных партнеров.

народа, проявляя патриотизм, самоотверженность и трудолюбие, вносящие достойный вклад в повышение международного авторитета и приумножение славы нашей Родины, являющиеся для сверстников примером активности и инициативности в общественно- политической жизни страны, а также достигшие больших успехов в учебе и трудовой деятельности.

3 Молодёжные промзоны создадут по всей стране. // URL: https://www.gazeta.uz/ru/2021/04/22/youth/ (дата обращения 16.12.2023).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Зайниева Л.Ю. Становление государственной молодежной политики в Казахстане // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1. №. 2. С. 133-137.

Лупачева Н.С. Современные исследования молодежной политики // Социально-гуманитарные знания. 2019. №2. С. 333-337.

Мекебаева М.А. Молодежная политика республики Казахстан: механизмы и проблемы реализации // Вестник казахского национального педагогического университета Им. Абая. 2016. URL: https://articlekz.com/article/18527 (дата обращения 16.12.2023).

Молодежь и государственная политика в Кыргызстане. Б.: 2012. 100 с.

Мыктыбекова А. Молодежная политика Кыргызстана как основа активизации участия молодежи в принятии значимых решений // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. vol.12-2 (39). P. 22-25.

Самохвалов Н.А. Анализ государственной молодежной политики в Республике Беларусь на современном этапе // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3, № 2(4). С. 80-83.

REFERENCES

Lupacheva N.S. Modern studies of youth policy // Socio-humanitarian knowledge. 2019. No.2. P. 333-337.

MekebayevaM.A. Youth policy of the Republic of Kazakhstan: mechanisms and problems of implementation // Bulletin of the Kazakh National Pedagogical University Named after Abai. 2016. URL: https://articlekz.com/article/18527 (accessed 12/16/2023).

Youth and public policy in Kyrgyzstan. B.: 2012. 100 p.

Myktybekova A. Youth policy of Kyrgyzstan as a basis for enhancing youth participation in making significant decisions // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. vol.122 (39). P. 22-25

Samokhvalov N.A. Analysis of the state youth policy in the Republic of Belarus at the present stage // Scientific vector in the Balkans. 2019. Vol. 3. No. 2(4). P. 80-83.

ZajnievaL.Y. Stanovlenie gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Kazahstane // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013. T. 1. №. 2. S. 133-137.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Власов Евгений Евгеньевич,

к.полит.н., проректор по международным отношениям, директор Восточного института- Школы региональных и международных исследований

Дальневосточного федерального

университета, Владивосток, Россия. E-mail: [email protected].

Дмитриева Марина Олеговна, к.полит.н., доцент кафедры международных отношений Восточного института- Школы региональных и международных

исследований Дальневосточного

федерального университета, Владивосток, Россия. E-mail: [email protected].

Evgeny E. Vlasov, PhD, Vice-Rector for International Relations, Director of the Oriental Institute-School of Regional and International Studies of the Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. E-mail:

vlasov.ee@dvfu. ru.

Marina O. Dmitrieva, PhD, Associate Professor, Department of International Relations, Oriental Institute-School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.