Научная статья
УДК 378.6.008:001.83(470+571+575.3) DOI: 10.32340/2414-9101-2022-4-38-46
ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ОБЩЕЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ИНСТИТУТОВ КУЛЬТУРЫ РОССИИ И ТАДЖИКИСТАНА
1 2 Елена Александровна Полякова , Алишер Файзулло Амини ,
Олеся Петровна Кутькина3
1 3
' Алтайский государственный институт культуры, Барнаул, Россия 2Таджикский государственный институт культуры и искусств им. М. Турсунзаде, Душанбе, Таджикистан
1elena2873@ mail.ru, ORCID: 0000-0002-8754-4056 [email protected], ORCID: 0000-0002-2753-1413 [email protected], ORCID: 0000-0002-6401-5354
Аннотация. Культурно-гуманитарное сотрудничество Таджикистана и России развивается в согласии с актуальными стратегическими задачами внешней политики обоих стран, действующих двусторонних и международных договоров и соглашений о сотрудничестве. Приоритетными направлениями межгосударственного партнёрства являются популяризация русского языка и культуры, а также продвижение «бренда» российской высшей школы на рынке образовательных услуг постсоветского пространства. Институты культуры, ориентированные на подготовку высококвалифицированных кадров для различных областей социокультурной сферы, реализуют международные проекты образовательной, научной и творческой направленностей, способствуя тем самым развитию равноправного взаимообогащающего межкультурного диалога, углублению интеграционных процессов в культурно-образовательной сфере, укреплению добрососедских отношений между бывшими союзными республиками.
Ключевые слова: Россия, Таджикистан, международное сотрудничество, культурно-гуманитарное сотрудничество, образовательные проекты, научные проекты, творческие проекты, молодёжное сотрудничество, русский язык, культурное наследие, институты культуры
Для цитирования: Полякова Е. А., Амини А. Ф., Кутькина О. П. Диалог культур и общее гуманитарное пространство: опыт сотрудничества институтов культуры России и Таджикистана // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2022. № 4. С. 38-46. DOI: 10.32340/2414-9101-2022-4-38-46.
Original article
DIALOGUE OF CULTURES AND COMMON HUMANITARIAN SPACE: EXPERIENCE OF THE INSTITUTES OF CULTURE COOPERATION
12 3
Elena A. Polyakova , Alisher F. Amini , Olesia P. Kutkina
1,3Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
2Tajik State Institute of Culture and Arts named after M. Tursunzade, Dushanbe, Tajikistan 1elena2873@ mail.ru, ORCID: 0000-0002-8754-4056 [email protected], ORCID: 0000-0002-2753-1413 [email protected], ORCID: 0000-0002-6401-5354
Abstract. Cultural and humanitarian cooperation between Tajikistan and Russia is developing in accordance with the current strategic objectives of the foreign policy of both countries, existing bilateral and international treaties and cooperation agreements. The priority areas of the interstate partnership are the popularization of the Russian language and culture, as well as the promotion of the "brand" of the Russian higher education in the market of educational services of the post-Soviet space. Institutes of Cultures focused on the training of highly qualified specialists for various areas of the socio-cultural sphere are implementing international educational, scientific and creative projects, promoting the development of an equal mutual beneficial intercultural dialogue, deepening of integration processes in the cultural and educational sphere, strengthening good-neighbourliness of the former Soviet republics.
Keywords: Russia, Tajikistan, international cooperation, cultural and humanitarian cooperation, educational projects, scientific projects, creative projects, youth cooperation, Russian language, cultural heritage, institutes of culture
For citation: Polyakova E. A., Amini A. F., Kutkina O. P. Dialogue of Cultures and Common Humanitarian Space: Experience of Cooperation between Educational Institutions of Culture of Russia and Tajikistan. Proceedings of Altai State Academy of Culture and Arts. 2022;(4):38-46. (In Russ.). DOI: 10.32340/2414-9101-2022-4-38-46.
Россию и Таджикистан связывают многолетние отношения сотрудничества и стратегического партнёрства, основанные на традициях добрососедства и взаимного уважения к истории, культуре и национальным традициям друг друга. С наступлением постсоветского периода между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан были установлены дипломатические отношения1 и заключён «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи»2.. На текущий момент, по данным МИД России, сторонами заключено «более 150 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, регулирующих сотрудничество в политической, экономической, военной, гуманитарной и других областях» [1]. На встрече глав государств, состоявшейся в июне 2022, года президент Э. Рахмон отметил роль России как «важного стратегического партнера и союзника Таджикистана», «высокую динамику» взаимодействия стран в сфере торгово-экономических отношений и области безопасности [2]. На встрече было отмечено и развитие культурно-гуманитарного сотрудничества3, одним из ключевых направлений которого является популяризация русского языка и культуры. Так, за тридцатилетний период партнёрства в республике было открыто 39 русскоязычных школ, «в которых учатся около 27 тысяч учащихся... более 160 смешанных таджикско-русских школ с охватом порядка семидесяти тысяч школьников», а «преподавание русского языка является обязательным элементом учебных программ, и, начиная со второго класса, его изучают во всех общеобразовательных - порядка четырёх тысяч школах страны» [3]. Положительная динамика наблюдается и в части увеличения количества таджикских студентов, обучающихся в российских образовательных организациях высшего образования и их в филиалах в Таджикистане: «с учетом студентов РСТУ и филиалов российских вузов, численность таджикской молодежи, охваченной российским
1 8 апреля 1992 года.
2 25 мая 1993 года.
3 Соглашение между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством образования Республики Таджикистан о сотрудничестве в области образования. Москва, 18 марта 1997 года, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Душанбе, 12 февраля 1997 года, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма. Душанбе, 19 сентября 1995 года.
образованием, составляет более 30 тысяч человек, а в более чем 700 вузах России на сегодняшний день учатся порядка 25 тысяч граждан Таджикистана» [4].
Не менее важным и быстро развивающимся является сотрудничество в области культуры, а именно «музыкального, театрального, изобразительного искусства, кинематографии, библиотечного и музейного дела, народных промыслов, декоративно-прикладного, самодеятельного, эстрадного и циркового искусства, сохранения и популяризации объектов историко-культурного наследия», закреплённое соглашением в 2008 году [5]. На современном этапе традиционными формами культурного сотрудничества России и Таджикистана являются взаимные Дни культуры, фестивали дружбы, гастрольные и выставочные обмены, совместные творческие и образовательные мероприятий, а также культурные инициативы диаспор соотечественников. Однако, несмотря на долговременность и результативность гуманитарного сотрудничества, оно «является наименее изученной сферой взаимодействия» [6].
С точки зрения авторов настоящего исследования особая роль в реализации гуманитарного сотрудничества принадлежит образовательным организациям в сфере культуры, стратегической миссией которых является подготовка высококвалифицированных кадров, способных преумножать достижения художественного образования и развивать культуру в научном и практикоориентированном аспектах.
Одним из примеров по установлению и реализации плодотворного сотрудничества является сотрудничество между Таджикским государственным институтом культуры и искусств им. М. Турсунзаде (далее - ТГИКИ) и Алтайским государственным институтом культуры (далее - АГИК), которое началось в 2017 году, в ходе проведения первого Международного научно-практического форума «Культура евразийского региона».
По итогам работы форума с целью «организации единого культурно-образовательного пространства, предполагающего координацию деятельности по определению стратегии и тактики взаимодействия в культурно-гуманитарной сфере, развитие интеграции образования, совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров, организацию учебно-методической деятельности, организацию совместной научно-исследовательской работы, реализацию совместных художественно-творческих проектов, поддержку талантливой молодежи» [7] был заключён договор о сотрудничестве, которое развивается в контексте направлений, обозначенных в «Программе сотрудничества между Министерством культуры Республики Таджикистан и Министерством культуры Российской Федерации на 2015-2017 годы» [8]. Так, под непосредственным руководством бывшего министра культуры Республики Таджикистан, проректора по науке и международным связям Таджикского государственного института культуры и искусств им. М. Турсунзаде Раджабмата Амирова и представителей ректората Алтайского государственного института культуры были намечены и приняты к реализации проекты в образовательно-творческой и научной сферах, образования, науки и творчества. Высокому уровню результативности проектов способствовала вовлеченность в их реализацию представителей практиков социокультурной сферы, преподавателей и обучающихся институтов-партнёров.
Образовательная деятельность институтов культуры неотделима от её творческой составляющей. На начальном этапе стратегия сотрудничества в образовательно-творческой сфере выстраивалась от проведения отдельных и цикловых мероприятий (открытых лекций, практических занятий, мастер-классов) до организации академической мобильности профессорско-преподавательского состава и продвижения российского художественного образования на рынке образовательных услуг Республики Таджикистан. Всего за 20172022 годы выдающимися преподавателями институтов, приглашенными деятелями искусств было проведено более 20 совместных образовательных мероприятий в рамках препо-
давания курсов по режиссуре праздников, музыкальному искусству, музеологии, народной хореографии. В числе ярких мероприятий можно отметить мастер-класс по игре на тамбуре народного артиста Республики Таджикистан номинанта международной премии «Грэмми» кандидата искусствоведения Абдували Рашидова, мастер-класс игры на домре заслуженного работника культуры Российской Федерации, профессора Нины Крючковой, открытые лекции преподавателей кафедр режиссуры праздников (АГИК) и сценической речи (ТГИКИ) и пр. Взаимный и интерес сторон к педагогическому мастерству и опыт реализации отдельных мероприятий позволил реализовать проект по академической мобильности преподавателей хореографии [9, с. 67; 10, с. 65; 11, с. 62; 12, с. 68]. В 2017 году в Алтайском государственном институте в течение месяца со студентами хореографического факультета работал заведующий кафедрой хореографии ТГИКИ Музафар Искандаров. В этот же период с таджикскими студентами работал профессор кафедры хореографии АГИК, заслуженный работник культуры Российской Федерации, Николай Сингач. Совокупно педагогами было поставлено 10 танцев, проведено 2 отчетных концерта, а часть номеров вошли в репертуары институтских ансамблей [9, с. 67; 13].
Значимым результатом сотрудничества стало открытие «Центра Алтайского государственного института культуры по взаимодействию образовательных организаций сферы культуры» на базе Таджикского государственного института культуры им. М. Турсунзаде, целью деятельности которого является формирование единого культурно-образовательного и научно-информационного пространства посредством привлечения социокультурных учреждений к участию в образовательном, научном и творческом процессах; осуществление профориентационной деятельности среди обучающихся школ и организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций высшего образования; привлечение и поддержки талантливой молодежи; реализация совместных научно-популярных и художественно-творческих проектов [11, с. 61-62].
Одним из результатов работы центра стало поступление на обучение в АГИК студентов из Таджикистана. В настоящее время в институте обучается порядка 30 студентов, являющихся гражданами Таджикистана, по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Деятельность Центра по продвижению образовательного бренда института нацелена не только на абитуриентов и студентов, но и на профессиональное сообщество Таджикистана. Наибольшей популярностью у преподавателей образовательных организаций и представителей социокультурных учреждений пользуются курсы повышения квалификации и круглые столы по обмену опытом в области реализации образовательных программ. Так, в рамках двустороннего сотрудничества был организован ряд курсов повышения квалификации по музеологии и социально-культурной деятельности; серия круглых столов по вопросам реализации образовательных программ по музеологии, культурологи, социально-культурной деятельности, туризму; лекции по информационной культуре [9, с. 58; 10, с. 55; 11, с. 51; 12, с. 62].
Совместными усилиями сотрудников Центра и руководства институтов претворяются в жизнь двусторонние правительственные договорённости не только по популяризации российского образования, но и продвижению русского языка, русской литературы и культуры. Так, в 2021-2022 годах рамках работы Центра был проведён открытый международный конкурс «Великое русское слово, свободным и чистым тебя пронесем» [14]. В номинации «Художественное слово (русская поэзия)» приняли участие более 70 студентов из Таджикистана. Экспертами конкурса были преподаватели кафедр сценической речи, заслуженные работники образования и культуры (Нумонова Гульчехра, кандидат философских наук, доцент, заслуженный работник образования и культуры Таджикистана, заведующий кафедрой речи и сценического движения ТГИКИ; Тумашова Галина, доцент, доцент кафедры филологии и сценической речи, руководитель Детской школы искусств АГИК).
Профессиональный интерес к конкурсу со стороны преподавателей и обучающихся ТГИ-КИ и АГИК способствовал принятию решения о его ежегодном проведении.
В стратегических для России документах, регламентирующих формы способы, цели и задачи выстраивания межкультурной коммуникации (Концепция внешней политики России [15], Основы государственной культурной политики России [16]), обозначено, что равноправный международный диалог невозможен без взаимного уважения к национальной культуре, истории и ценностям друг друга. Отношения добрососедства, потребность в осуществлении совместной деятельности начинается с возникновения интереса к национальному наследию, духовно-нравственным ценностям, традициям. Эффективное международное сотрудничество страны зависит не только от достижений высокой дипломатии, но каждого конкретного участника международных отношений.
АГИК является инициатором проведения нескольких международных проектов творческой и научной направленности, направленных на выстраивание равноправного международного диалога и расширение знаний о культурном наследии стран Евразии. В качестве примера можно привести конкурс художественного творчества для молодежи «Здесь Родины моей начало» [12, с. 68], [17]. Этот конкурс чтения литературных произведений на родном языке проводится не только с целью популяризации литературного наследия стран СНГ, формирования у молодёжи принципов добрососедства и уважительного отношения к наследию национальных культур, но и для формирования международных экспертных коллективов. Традиционно конкурс проводится в рамках Международного научно-практического форума «Культура евразийского региона», и в нем принимают участие студенты-иностранцы, обучающиеся в Барнауле. В 2022 году в конкурсе впервые приняли участие в дистанционном формате студенты из Государственного института искусств и культуры Узбекистана (г. Ташкент), Киргизского государственного университета культуры и искусств им. Б. Бейшеналиевой (г. Бишкек), Таджикского государственного института культуры им. М. Турсунзаде (г. Душанбе). Опыт трансляции образцов хореографического, исполнительского и певческого искусства накоплен в рамках проведения ежегодного международного конкурса национальных культур «Палитра дружбы», в котором с момента установления сотрудничества, постоянно принимают участие студенты ТГИКИ.
Популяризация наследия осуществляется и средствами выставочной деятельности. Первым опытом стало участие АГИК международной выставке «Народные промыслы как феномен сохранения преемственности художественного творчества» (2019), организованной ТГИКИ [11, с. 51; 18]. На выставке были представлены изделия народных мастеров, преподавателей и обучающихся из республик Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан и Алтайского края. В 2022 году с целью трансляции образов народного творчества стартовал проект «Этнические мотивы Евразии», в ходе которого был создан виртуального выставочный зал [19]. На современном этапе продолжается его наполнение и планируется перевод ресурса на национальные языки стран-участников проекта.
Повышение осведомленности учащейся молодёжи о культуре и наследии стран евразийского региона, развитие единого культурного пространства и межкультурной коммуникации осуществляется и в рамках международного научно-популярного проекта «Историко-культурное и природное наследие евразийского региона», в котором приняли участие образовательные организации сферы культуры из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и Сибири. Для широкой студенческой аудитории прошли научно-популярные лекции, сопровождающиеся показом брендовых культурных и природных объектов стран участников [12, с. 62; 20].
На современном этапе стратегия международного сотрудничества направлена на вовлечение молодёжи в активное взаимодействие. В апреле 2022 года стартовал Международный студенческий проект «Современная молодежная культура Евразии». На первом
этапе реализации проекта состоялась серия онлайн-встреч «Тренды культуры в молодежной среде», в которой студенты из Алтайского государственного института культуры, Государственного института искусств и культуры Узбекистана, Таджикского государственного института культуры и искусств им. М. Турсунзаде рассказали о музыкальных, танцевальных, театральных и досуговых предпочтениях молодёжи своих стран. Все выступления сопровождались красочными презентациями и яркими видеороликами [21].
Дальнейшая реализация проекта предполагает проведение заседаний дискуссионного клуба «Культура моя профессия» и стратегическую молодёжную сессию «Миротворческий потенциал культуры» на которой планируется обсудить вопросы влияния глобализации на национальную культуру и возможные риски и возможности образовательных организаций и социокультурных учреждений в развитии межкультурного диалога и культурном обмене.
Развитие взаимовыгодного и равноправного партнерства АГИК и ТГИКИ осуществляется и в рамках проведения разного рода научных мероприятий, в которых принимают участие научно-педагогические работники. Традиционно делегации институтов принимают очное участие в работе научных конференций (республиканская научно-теоретическая и творческая конференция «Проблемы сохранения культурных ценностей в условиях независимости и формирования национального самосознания»; международный фестиваль «ВОСТОК-ЗАПАД: музыкальные традиции и народные промыслы Евразии в культурном пространстве СНГ» [22]; международная научно-практическая конференция «Культура в евразийском пространстве: традиции и новации», международная научно-практическая конференция молодых учёных «Инновационные технологии в гуманитарной сфере» и др.). Первым совместно реализуемым научным мероприятием стал международный научно-практический форум «Культура Евразийского региона» (в 2018 году Таджикский государственный институт искусств им. М. Турсунзаде вступил в число соучредителей), что дало возможность на постоянной основе в качестве спикеров и модераторов мероприятий на площадках форума привлекать ведущих учёных таджикского института.
Накопленный опыт реализации образовательных и научных проектов был закреплён в ходе реализации в 2020-2021 годах международного гранта Всемирного банка «Совершенствование образовательного процесса по специальностям культуры и искусства на основе разработки и внедрения образовательных программ, адаптированным к европейским стандартам» [12, с. 64; 23], в котором также принимали участие представители Государственного института искусств и культуры Узбекистана и Казахской национальной академии искусств им. Т. К. Жургенова (г. Алматы). В рамках реализации проекта экспертом АГИК была осуществлена экспертиза образовательных стандартов по музееведению, культурологии, социально-культурной деятельности и оказано методическое содействие по их дальнейшему усовершенствованию. По итогам реализации гранта состоялась международная конференция экспертов в Душанбе и рабочий визит таджикской делегации в Барнаул, возглавляемой проректором по науке и инновационному развитию, кандидатом филологических наук Алишером Авгоновым [24].
На современном этапе внешняя политика России и Таджикистана ориентирована на усиление межкультурного диалога. В условиях трансформации мирового порядка всё больше становится региональное и межрегиональное сотрудничество. Для разработки стратегии дальнейшего взаимодействия АГИК и ТГИКИ авторами статьи был осуществлён анализ содержания широкого круга правительственных документов, выступлений глав государств, представителей политического и научного сообществ России и Таджикистана, в ходе которого было установлено, что по-прежнему приоритетными направлениями взаимовыгодного партнёрства в культурно-гуманитарной сфере являются: укрепление позиций российского образования; продвижение российских образовательных услуг и расширение сотрудничества между образовательными организациями; подготовка и аттестация науч-
ных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; реализация совместных научных проектов и проектов в сфере культуры и искусства, туризма; вовлечение молодёжи в процессы развития отношений добрососедства, развития межкультурной коммуникации и расширения интеграционных процессов в культурно-образовательной сфере.
В соответствии с поставленными задачами деятельность Алтайского государственного института культуры и Таджикского государственного института культуры и искусств им. М. Турсунзаде должна быть нацелена на дальнейшее осуществление совместных мероприятий, образовательных научно-творческих и культурно-просветительных проектов и вовлечение студенческой молодёжи в их реализацию по приоритетным направлениями совместной деятельности, которыми являются художественное образование и культурное наследие. Так, необходимо создавать международные (межвузовские) студенческие коллективы под руководством нескольких преподавателей, с целью формирования у них компетенций для обеспечения возможности осуществлять совместные творческие и научно-творческие проекты (постановку спектаклей, проведение концертов, пленэров, выставок и др.) и организовывать интерактивные площадки для межличностного и межкультурного диалога и в целях содействия уважительного и дружеского отношения у молодежи - будущей культурной элиты своих стран.
Список литературы
1. Посольство Российской Федерации в Республике Таджикистан. URL: https://dushanbe.mid.ru/o-rossijsko-tadzikskih-otnoseniah (дата обращения: 02.12.2022).
2. Россия остается важным стратегическим партнером Таджикистана, заявил Э. Рахмон. URL: https://ria.ru/20220628/rakhmon-1798839940.html (дата обращения: 02.12.2022).
3. Выступление Президента страны Эмомали Рахмона на церемонии открытия 5-ти общеобразовательных школ с русским языком обучения в Таджикистане. URL: https://clck.ru/336xQw (дата обращения: 02.12.2022).
4. Таджикистан приветствует открытие в стране новых филиалов российских вузов. URL: https://ria.ru/20220901/vuzy-1813805858.html (дата обращения: 02.12.2022).
5. Соглашение между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры Республики Таджикистан о сотрудничестве в области культуры от 29 августа 2008 года. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=29149 (дата обращения: 02.12.2022).
6. Муратшина К. Г., Мамин Н. В., Бободжонов Г. М. Сотрудничество в сфере культурных обменов между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан // Перекрёсток культур. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/85820/1/iurp-2020-197-20.pdf (дата обращения: 02.12.2022).
7. Содружество азиатских учреждений образования в сфере культуры. URL: https://agik22.ru/institute/sodruzhestvo-aziatskikh-uchrezhdenij-obrazovaniya-v-sfere-kultury (дата обращения: 02.12.2022).
8. Программа сотрудничества между Министерством культуры Республики Таджикистан и Министерством культуры Российской Федерации на 2015-2017 годы. URL: https://culture.gov.ru/documents/programma-sotrudnichestva-mezhdu-ministerstvom-kultury-respubliki-tadzhikistan-i-ministerstvom-kultu/ (дата обращения: 02.12.2022).
9. Отчёт о самообследовании Алтайского государственного института культуры за 2017 год. Барнаул, 2018. 85 с.
10.0тчёт о самообследовании Алтайского государственного института культуры за 2018 год. Барнаул, 2019. 89 с.
11.Отчёт о самообследовании Алтайского государственного института культуры за 2019 год. Барнаул, 2020. 84 с.
12.Отчёт о самообследовании Алтайского государственного института культуры за 2021 год. Барнаул, 2022. 91 с.
13.В АГИК завершился международный фестиваль-конкурс «Палитра дружбы». URL: https://agik22.ru/institute/news/2622-v-agik-zavershilsya-mezhdunarodnyj-festival-konkurs-palitra-druzhby (дата обращения: 02.12.2022).
14.Итоги VI Открытого международного конкурса «Великое русское слово, свободным и чистым тебя пронесем». URL: https://agik22.ru/institute/news/6790-iuoijkj (дата обращения: 02.12.2022).
15.Концепция внешней политики Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1538901 (дата обращения: 02.12.2022).
16.Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 02.12.2022).
17.Итоги VII Открытого международного конкурса художественного творчества для молодежи «Здесь Родины моей начало». URL: https://agik22.ru/institute/news/7219-itogi-vii-otkrytogo-mezhdunarodnogo-konkursa-khudozhestvennogo-tvorchestva-dlya-molodezhi-zdes-rodiny-moej-nachalo (дата обращения: 02.12.2022).
18.Традиционные художественные промыслы и их роль в сближении народов СНГ. URL: http://ddst.tj/traditsionnye-hudozhestvennye-promysly-br-i-ih-rol-v-sblizhenii-narodov-sng/ (дата обращения: 02.12.2022).
19.Этнические мотивы Евразии. URL: http://eurasia.looklife.ru/main (дата обращения: 02.12.2022).
20.Третий этап онлайн-марафона «Историко-культурное и природное наследие евразийского региона». URL: https://www.agik22.ru/science/novosti-otdela-organizatsii-nauchno-issledovatelskoj-raboty/7634-tretij-etap-onlajn-marafona-istoriko-kulturnoe-i-prirodnoe-nasledie-evrazijskogo-regiona (дата обращения: 02.12.2022).
21.В АГИК стартовал международный студенческий проект. URL: https://www.agik22.ru/science/novosti-otdela-organizatsii-nauchno-issledovatelskoj-raboty/7670-v-agik-startoval-mezhdunarodnyj-studencheskij-proekt (дата обращения: 02.12.2022).
22.Конфренсияи илми-амали «Шар^^арб: анъанах,ои муси^и ва ^унарх,ои мардумии Авру-осиё дар фазои фархднгии Иттих,оди Давлатх,ои Мустацил". URL: http://ddst.tj/farhang-ifodagari-oromonhoi-millat-va-davlat-br-guzorish-az-konfrensiyai-ilmi-amali (дата обращения: 02.12.2022).
23.Онлайн семинари омузиши. URL: http://ddst.tj/onlajn-seminari-omuzishi (дата обращения: 02.12.2022).
24.АГИК посетила с рабочим визитом делегация из Таджикистана. URL: https://agik22.ru/institute/news/5813-agik-posetila-s-rabochim-vizitom-delegatsiya-iz-tadzh (дата обращения: 02.12.2022).
References
1. The Embassy of the Russian Federation in the Republic of Tajikistan. [Internet]. Available from: https://dushanbe.mid.ru/o-rossijsko-tadzikskih-otnoseniah [cited 2022 December 2]. (In Rus.).
2. Russia remains an important strategic partner of Tajikistan, E. Rahmon said. [Internet]. Available from: https://ria.ru/20220628/rakhmon-1798839940.html [cited 2022 December 2]. (In Rus.).
3. The speech by the President of the country Emomali Rahmon at the opening ceremony of the 5 secondary schools with the Russian language in Tajikistan. [Internet]. Available from: https://clck.ru/ (date of application: [cited 2022 December 2]. (In Rus.).
4. Tajikistan welcomes the opening of new branches of Russian universities in the country. [Internet]. Available from: https://ria.ru/20220901/vuzy-1813805858.html [cited 2022 December 2]. (In Rus.).
5. Agreement between the Ministry of Culture of the Russian Federation and the Ministry of Culture of the Republic of Tajikistan on cooperation in the field of culture dated August 29, 2008. [Internet]. Available from: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=29149 [cited 2022 December 2]. (In Rus.).
6. Muratshina K. G., Mamin N. V., Bobojonov G. M. Cooperation in the field of cultural exchanges between the Russian Federation and the Republic of Tajikistan. Perekryostok kul'tur = The crossroads of cultures. [Internet]. Available from: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/85820/1/iurp-2020-197-20.pdf [cited 2022 December 2]. (In Rus.).
7. The Commonwealth of Asian Educational institutions in the field of culture. [Internet]. Available from: https://agik22.ru/institute/sodruzhestvo-aziatskikh-uchrezhdenij-obrazovaniya-v-sfere-kultury [cited 2022 December 2]. (In Rus.).
8. Cooperation program between the Ministry of Culture of the Republic of Tajikistan and the Ministry of Culture of the Russian Federation for 2015-2017. [Internet]. Available from:
https://culture.gov.ru/documents/programma-sotrudnichestva-mezhdu-ministerstvom-kultury-respubliki-tadzhikistan-i-ministerstvom-kultu / [cited 2022 December 2]. (In Rus.).
9. Report on self-examination of the Altai State Institute of Culture for 2017. Barnaul, 2018. 85. (In Rus).
10. Report on self-examination of the Altai State Institute of Culture for 2018. Barnaul, 2019. 89. (In Rus).
11. Report on self-examination of the Altai State Institute of Culture for 2019. Barnaul, 2020. 84. (In Rus).
12. Report on self-examination of the Altai State Institute of Culture for 2021. Barnaul, 2022. 91. (In Rus).
13. The international festival-competition "Palitra druzhby/Palette of Friendship" has ended in ASIC. [Internet]. Available from: https://agik22.ru/institute/news/2622-v-agik-zavershilsya-mezhdunarodnyj-festival-konkurs-palitra-druzhby [cited 2022 December 2]. (In Rus.).
14. Results of the 6th Open International competition "Velikoe russkoe slovo, svobodnym i chistym tebya pronesem" = "The Great Russian Word, we will preserve you free and net". [Internet]. Available from: https://agik22.ru/institute/news/6790-iuoijkj [cited 2022 December 2]. (In Rus.).
15. The concept of the foreign policy of the Russian Federation. [Internet]. Available from: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1538901 [cited 2022 December 2]. (In Rus.).
16. Decree of the President of the Russian Federation № 809 of 09.11.2022 On the Approval of the Foundations of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values. [Internet]. Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 [cited 2022 December 2]. (In Rus.).
17. Results of the 7th Open International Contest of artistic creativity for young people "Zdes' Rodiny moej nachalo/Here is the beginning of my Homeland". [Internet]. Available from: https://agik22.ru/institute/news/7219-itogi-vii-otkrytogo-mezhdunarodnogo-konkursa-khudozhestvennogo-tvorchestva-dlya-molodezhi-zdes-rodiny-moej-nachalo [cited 2022 December 2]. (In Rus).
18. Traditional arts and crafts and their role in the rapprochement of the peoples of the CIS. [Internet]. Available from: http://ddst.tj/traditsionnye-hudozhestvennye-promysly-br-i-ih-rol-v-sblizhenii-narodov-sng / [cited 2022 December 2]. (In Rus.).
19. Ethnic motives of Eurasia. [Internet]. Available from: http://eurasia.looklife.ru/main [cited 2022 December 2]. (In Rus.).
20. The third stage of the online marathon "Historical, cultural and natural heritage of the Eurasian region". [Internet]. Available from: https://www.agik22.ru/science/novosti-otdela-organizatsii-nauchno-issledovatelskoj-raboty/7634-tretij-etap-onlajn-marafona-istoriko-kulturnoe-i-prirodnoe-nasledie-evrazijskogo-regiona [cited 2022 December 2]. (In Rus.).
21. In ASIC an international student project is launched. [Internet]. Available from: https://www.agik22.ru/science/novosti-otdela-organizatsii-nauchno-issledovatelskoj-raboty/7670-v-agik-startoval-mezhdunarodnyj-studencheskij-proekt [cited 2022 December 2]. (In Rus.).
22. Confrence "Конфренсияи илми-амали «Шарц^арб: анъанауои мусици ва уунаруои мардумии Авруосиё дар фазои фарщнгии Иттщоди Давлатуои Мустацил". [Internet]. Available from: http://ddst.tj/farhang-ifodagari-oromonhoi-millat-va-davlat-br-guzorish-az-konfrensiyai-ilmi-amali [cited 2022 December 2]. (In Taj.).
23. Online seminaries of omuzishi. [Internet]. Available from: http://ddst.tj/onlajn-seminari-omuzishi [cited 2022 December 2]. (In Taj.).
24. A delegation from Tajikistan visited ASIC on a working visit. [Internet]. Available from: https://agik22.ru/institute/news/5813-agik-posetila-s-rabochim-vizitom-delegatsiya-iz-tadzh [cited 2022 December 2]. (In Rus.).
Статья поступила в редакцию 02.11.2022; одобрена после рецензирования 25.11.2022; принята к публикации 07.12.2022.
The article was submitted 02.11.2022; approved after reviewing 25.11.2022; accepted for publication 07.12.2022.