Научная статья на тему 'Развитие межкультурных коммуникаций в области культуры и образования в рамках Содружества азиатских учреждений образования в сфере культуры как фактор социальной интеграции евразийского региона'

Развитие межкультурных коммуникаций в области культуры и образования в рамках Содружества азиатских учреждений образования в сфере культуры как фактор социальной интеграции евразийского региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / АЗИАТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОДРУЖЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EURASIAN INTEGRATION / SOCIAL INTEGRATION / ASIAN EDUCATIONAL INSTITUTIONS INTERESTED CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / COMMONWEALTH OF ASIAN EDUCA-TIONAL INSTITUTIONS IN CULTURE SPHERE EDUCA-TIONAL ACTIVITY / SCIENTIFIC ACTIVITY / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буевич Г. А., Полякова Е. А.

Развитие региональных международных отношений на территории Евразии связано с интен-сификацией интеграционных процессов, охвативших не только экономическую, но и социальную сферу. Кон-цепция евразийской социальной интеграции в сфере культуры и художественного образования является недо-статочно разработанной. Решению задач межкультурной коммуникации подчинена деятельность Содружества азиатских учреждений образования в сфере культуры, созданного в 2017 г. Этот многосторонний интеграцион-ный проект, объединивший восемь образовательных учреждений из России, Киргизии, Монголии и Таджики-стана нацелен на развитие сфер образования, науки и творчества посредством реализации различных проектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATIONS IN CULTURE AND EDUCATION SPHERE WITHIN THE COMMONWEALTH OF ASIAN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CULTURE SPHERE AS A FACTOR OF SOCIAL INTEGRATION OF THE EURASIAN REGION

The development of international rela-tionships in the today’s Eurasian space related with in-tensification of integration processes that cover not just economic but also social sphere; but a program of the Eurasian social integration in culture and education fields is not elaborated sufficiently yet. It is necessary to en-large current formats of interactions such as “state state” and “region region” to “community community” and “institution institution” way. The Commonwealth of Asian Educational Institu-tions in Culture Sphere was established in 2017. This multipurpose project binds eight educational institutions from Russia, Kyrgyzstan, Mongolia, Tajikistan. The stra-tegic goal of the Commonwealth’s activity is making common intercultural space and because of it, its work aimed at development of education, science, creativity fields through elaborating cooperative projects. With in the ducational activity before the Com-monwealth’s members it is developed lecturers’ and stu-dents’ academic mobility, as well as training highly qual-ified specialists and elaborating the strategy of develop-ment of educational institutions in culture and art spheres. Within the scientific activity is was initiated joint research and multi-level scientific actions concern-ing cultural heritage and artistic education questions. Mutual participations in title artistic and creative events managed the Commonwealth’s creative component de-velopment. Perspectives of the Commonwealth's development depend on expanding a set of forms of institutions inter-actions as well as on involvement new participant sinto its structure. Also, the successfulness of the Common-wealth’s work defines by its capability to act according with current trends of social and cultural space develop-ment, with taking into account peculiarities of the Eura-sian ethnoses’ mentality, cultural and historical of their life’s paths, traditions. The nearest strategic tasks are further development of academic mobility, increasing a share of foreign students in institutes and universities of the Commonwealth; opening centers for career guidance in the former Soviet Union counties ; development of educational programs in the networking interaction way; graduates’ employment help; cooperation in grant-seeking activity, further development of students’ coop-erative scientific and creative activity; execution of joint artistic projects. The chosen strategy will determine development of social integration processes in the Eurasian region and will strengthen positions assumed by the day’educational institutions situations in cultures sphere.

Текст научной работы на тему «Развитие межкультурных коммуникаций в области культуры и образования в рамках Содружества азиатских учреждений образования в сфере культуры как фактор социальной интеграции евразийского региона»

РАЗДЕЛ III

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗИИ

УДК 378.1:008(4/5):061Содружество азиатских учреждений образования в сфере культуры

DOI: 10.32340/2541-772Х-2018-1-45-48

Г. А. Буевич, кандидат педагогических наук, доцент, Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

[email protected]

Е. А. Полякова, доктор исторических наук, доцент, Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

[email protected]

РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА АЗИАТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО РЕГИОНА

Аннотация. Развитие региональных международных отношений на территории Евразии связано с интенсификацией интеграционных процессов, охвативших не только экономическую, но и социальную сферу. Концепция евразийской социальной интеграции в сфере культуры и художественного образования является недостаточно разработанной. Решению задач межкультурной коммуникации подчинена деятельность Содружества азиатских учреждений образования в сфере культуры, созданного в 2017 г. Этот многосторонний интеграционный проект, объединивший восемь образовательных учреждений из России, Киргизии, Монголии и Таджикистана нацелен на развитие сфер образования, науки и творчества посредством реализации различных проектов.

Ключевые слова: евразийская интеграция, социальная интеграция, азиатские учреждения образования в сфере культуры, межкультурная коммуникация, Содружество, образовательная деятельность, научная деятельность, творческая деятельность.

Главной тенденцией развития современного мира является глобализация, обусловившая интеграционные процессы в сфере политики, экономики, образования и культуры. Развитие региональных международных отношений на территории Евразии стало главной причиной её динамичного развития. Первым интеграционным проектом стало создание в декабре 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ), объединившего ряд бывших республик СССР и призванного «обеспечить институционально-организационную и нормативно-правовую общность большинства государств» [1, а 93] евразийского региона. Впоследствии был создан Евразийский экономический союз, ставший ядром евразийской интеграции. На современном этапе на территории Евразии действуют как двусторонние, так многосторонние интеграционные объединения, реализующие трансрегиональные программы, преимущественно ориентированные на развитие экономических отношений.

Однако интеграционные процессы охватывают и социальную сферу. Под социальной интеграцией исследователи понимают «объединение социальных явлений в единое целое», «сосуществование различных элементов общества вместе», «наличие упорядоченных отношений между индивидами, группами,

организациями» [2]. Рассуждая о генезисе социальной интеграции евразийского региона, следует отметить, что она, как, впрочем, и экономическая, обусловлена периодом предшествовавшей дезинтеграции. После распада СССР перед новыми независимыми государствами возникла потребность строить новые и восстанавливать утраченные связи, формировать новые структуры с целью стабилизации межнациональных отношений, развития системы образования, формирования единого культурного пространства [3].

Следует отметить, что концепция евразийской социальной интеграции является недостаточно разработанной, особенно в части касающейся вопросов культуры и художественного образования. Традиционно в сфере экономики интеграция развивается в форматах «государство-государство» и «регион-регион», обуславливая тем самым рост приграничного сотрудничества. В социокультурной сфере, по мнению ряда исследователей, эти форматы следует развивать в плоскостях «общность-общность» и «учреждение-учреждение» [4, с 93]. Примером такого взаимодействия является деятельность Содружества азиатских учреждений образования в сфере культурысозданного по инициативе Алтайского

государственного института культуры в 2017 году. Этот многосторонний интеграционный проект, объединил восемь образовательных учреждений из России, Киргизии, Монголии и Таджикистана. В состав Содружества вошли Алтайский государственный институт культуры (АГИК), Восточно-Сибирский государственный институт культуры (ВСГИК), таджикский Государственный институт культуры и искусств им. М. Турсунзаде (ГИКИ им. М. Турсунзаде), Институт искусств и культуры Национального исследовательского Томского государственного университета (ИИК ТГУ), Кемеровский государственный институт культуры (КемГИК), Красноярский государственный институт искусств (КГИИ), Кыргызский государственный университет культуры и искусств им. Б. Бейшеналиевой (КГУКИ им. Б. Бейшеналиевой), Монгольский государственный университет культуры и искусств (МонГУКИ). В 2018 г. к Содружеству присоединились Государственный институт культуры и искусств Узбекистана и Восточно-Казахстанское училище искусств им. народных артистов братьев Абдуллиных.

Стратегическая цель деятельности Содружества заключается в формировании единого межкультурного пространства, которое позволит интенсифицировать интеграционные процессы в сфере подготовки высококвалифицированных кадров для учреждений культуры и сферы художественного образования; осуществлять совместную научно-исследовательскую деятельность; реализовывать совместные художественно-творческие проекты.

В течение первого года работы усилия участников Содружества в рамках образовательной деятельности были преимущественно направлены на развитие академической мобильности. Так, в АГИК обучались студенты из Кыргызского государственного университета искусств имени Б. Бейшеналиевой. Ведущие педагоги АГИК, ВСГИК, ГИКИ им. М. Турсунзаде, КемГИК проводили лекции и мастер-классы по проблемам интенсификации музыкально-теоретической подготовки студентов, в том числе с недостаточным базовым уровнем готовности; популяризации национальных музыкальных инструментов; оптимизации социально-психологической атмосферы массовых праздников на сценарном уровне; создания художественного образа в театрализованном представлении; актуализации традиционных техник декоративно-прикладного искусства; развития художественного образования; взаимодействие теории и практики музейной коммуникации в культурно-образовательной деятельности музея; внедрения положений основ культурной политики в практической деятельности социокультурных учреждений. Отдельно следует отметить работу членов Содружества по организации и проведению курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки в сфере музейного образования и инклюзивного образования.

Специфика образовательной системы азиатского региона обуславливает необходимость осуществле-

ния прогнозирования и разработки стратегии развития образовательных учреждений сферы культуры и искусства. Решение этих задач предполагает проведение научно-методических семинаров, конференций и рабочих совещаний руководителей образовательных организаций. Первым опытом стало проведение на базе Красноярского государственного института искусств методического семинара, посвящённого проблемам организации и обеспечения образовательного процесса. Дальнейшее обсуждение поднятых в рамках семинара вопросов было продолжено на секциях научно-методических конференций, таких как «Опыт, проблемы и пути повышения качества подготовки специалистов в сфере культуры и искусства» (ВСГИК), «Теория, история и практика образования в сфере культуры» (АГИК).

Перспективы развития потенциала азиатских учреждений образования в сфере культуры и связанные с этим действия обсуждались в ходе II заседания Совета Содружества, состоявшегося 24 мая 2018 г. Стратегическими задачами на ближайшие годы работы были признаны: интенсификация академической мобильности и увеличение доли иностранных обучающихся в институтах и университетах Содружества; создание профориентационных центров в странах ближнего зарубежья, первый из которых будет открыт в Таджикистане; реализация образовательных программ в форме сетевого взаимодействия (изучение отдельных дисциплин, образовательных модулей, прохождение практик); содействие в трудоустройстве выпускников.

Деятельность Содружества была также ориентирована на объединение и концентрацию усилий по повышению научного потенциала учреждений образования в сфере культуры. Высокий профессиональный уровень учёных Содружества позволил участвовать в процессе подготовки кадров высшей квалификации, а именно привлекать их к работе диссертационных советов в качестве оппонентов, рецензентов и экспертов для соискателей учёных званий кандидатов наук и аспирантов.

Актуализация научной составляющей в реализации образовательного процесса обусловила необходимость формирования исследовательских коллективов, проведение совместных исследований и разноуровневых научных мероприятий. В течение первого года работы Содружества было создано три научных коллектива, занимающихся изучением проблем сохранения и трансляции историко-культурного наследия и традиционной культуры народов Евразии, итогом работы которых станут совместные научные публикации (статьи, сборники, монографии). Первые результаты научной деятельности были апробированы в ходе ряда научных мероприятий, организованных участниками Содружества. Всего в течение первого года работы было проведено пять международных и три всероссийских научных конференции, таких как «Инновационные технологии в гуманитарной сфере» (АГИК), «Улучшение управления соци-

Раздел Ш. Интеграционные процессы в образовательном пространстве Евразии

ально-культурной деятельностью на современном этапе» (КГУКИ им. Б. Бейшеналиевой), «Теория, история и практика образования в сфере культуры» (АГИК), «Проблемы сохранения культурных ценностей в условиях независимости и формирования национального самосознания» (ГИКИ им. М. Тур-сунзаде, «Международная научно-практическая му-зеологическая школа: диалог сибирских институтов культуры» (КемГИК), «Развитие социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика» (АГИК), «Художественная культура России вчера, сегодня, завтра: региональный аспект» (КГИИ), «Актуальные проблемы сценарной драматургии и режиссуры театрализованных представлений и праздников на нетрадиционных площадках» (ВСГИК). Отдельное место в научно-исследовательской и научно-практической деятельности учёных Содружества (АГИК, КемГИК, ВСГИК) заняла музейная проблематика. Совместно с институтом Истории Сибирского отделения Российской академии наук была проведена серия круглых столов и семинаров, посвящённых актуализации форсайт-технологий для теории и практики музейного дела. Наиболее значимыми стали круглые столы «Форсайт-технологии в сфере культуры и образования», «Форсайт-технологии в музейной сфере», «Музей-усадьба "Причумышье". Стратегия развития регионального музея-скансена» и интерактивная форсайт-сессия «Музейное пространство будущего».

Итоговым событием первого года сотрудничества в сфере научной деятельности Содружества стал II международный научно-практический форум «Культура евразийского региона», в котором приняли участие более 250 человек из десяти стран ближнего и дальнего зарубежья и 12 субъектов Российской Федерации.

Стратегические задачи в сфере научного взаимодействия, определённые в ходе II заседания Совета Содружества, обусловлены необходимостью осуществления совместной грантовой политики, что требует определения конкретных научных тем исследования. Анализ результатов научной работы вузов показал, что изучение проблематики, связанной с наследием и художественным образованием, интересуют учёных Содружества в большей степени. Вследствие этого эти две темы были признаны базовыми для осуществления совместной научно-исследовательской и проектной деятельности. Ещё одной первоочередной задачей является интенсификация научной активности обучающихся в части увеличения доли взаимного участия в конференциях и иных научных мероприятиях, проводимых членами Содружества. Безусловно, в течение года студенты, магистранты и аспиранты принимали участие в работе научных конференций вузов, входящих в состав Содружества, но отсутствие универсальной проблематики несколько ограничивает их возможность в части представления результатов их научной работы. Учитывая специфику образовательных организаций

сферы культуры, общей темой, ввиду своей широты, может стать наследие и проблемы его изучения, освоения, сохранения и трансляции.

Творческая деятельность Содружества была ориентирована на взаимное участие в брендовых творческих мероприятиях, таких какВсероссийский фестиваль-конкурс хореографических коллективов «Образ -чистый жанр» (АГИК), XVI Международный конкурс исполнителей на музыкальных инструментах «От Рождества к Рождеству» (АГИК), Международный фестиваль музыкального творчества «Сибириада», посвя-щённый 100-летию г. Кемерово (КемГИК), Международный фестиваль-конкурс национальных культур «Палитра Дружбы» (АГИК). Объединение усилий по организации и проведению творческих мероприятий позволило не только привлекать ведущих специалистов Содружества в качестве членов жюри, но и приглашать знаменитых исполнителей из России, ближнего и дальнего зарубежья.

В целом тенденции развития художественно-творческого направления деятельности участников Содружества должны быть связаны как с сохранением традиции взаимного участия в проектах друг друга, так и с инициацией совместного художественно-творческого проекта, определение проблематики которого следует обсудить в ходе дальнейших рабочих совещаний.

С точки зрения авторов, развитию Содружества будет способствовать, во-первых, расширение форм взаимодействия в образовательной, научной и творческой сферах; во-вторых, привлечение новых участников; в-третьих, выстраивание деятельности в соответствии с актуальными тенденциями развития социокультурного пространства и учётом менталитета и сложившихся культурно-исторических особенностей развития и традиций народов Евразии. Так, членами Содружества было принято решение о его презентации на Санкт-Петербургском культурном форуме в 2019 году, что будет способствовать его продвижению в евразийском социокультурном пространстве и популяризации его деятельности. С этой же целью Совет постановил реализовывать все брендовые проекты под эгидой Содружества.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что Содружество азиатских учреждений образования в сфере культуры вносит значительный вклад в развитие процессов социальной интеграции в евразийском регионе. С одной стороны, это влияет на интенсификацию и качественное улучшение евразийских интеграционных процессов в целом, с другой - на упрочение позиций учреждений образования в сфере культуры и их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, художественно-творческой и научной сферах.

Список литературы

1. Воробьёв В. В. Этапы формирования Содружества независимых государств в 1990-е годы // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 34: История. С. 90-96.

2. Социальная интеграция. URL : https://sociologiya.academic.ru/432/ (11.02.2018).

3.Косов Ю. В., Фролов В. Е. Интеграционные процессы Евразийского региона: анализ основных этапов // Управленческое консультирование. 2013. № 10. С. 101-110.

4. Кузьмин А. В. Профилактика экстремизма в молодежной среде в процессе взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Москва, 2011. 200 с.

Galina А. Buevich, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

[email protected]

Elena А. Polyakova, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

[email protected]

DEVELOPMENT OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATIONS IN CULTURE AND EDUCATION SPHERE WITHIN THE COMMONWEALTH OF ASIAN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CULTURE SPHERE AS A FACTOR OF SOCIAL INTEGRATION OF THE EURASIAN REGION

Summary. The development of international relationships in the today's Eurasian space related with intensification of integration processes that cover not just economic but also social sphere; but a program of the Eurasian social integration in culture and education fields is not elaborated sufficiently yet. It is necessary to enlarge current formats of interactions such as "state -state" and "region - region" to "community -community" and "institution - institution" way.

The Commonwealth of Asian Educational Institutions in Culture Sphere was established in 2017. This multipurpose project binds eight educational institutions from Russia, Kyrgyzstan, Mongolia, Tajikistan. The strategic goal of the Commonwealth's activity is making common intercultural space and because of it, its work aimed at development of education, science, creativity fields through elaborating cooperative projects.

With in the ducational activity before the Commonwealth's members it is developed lecturers' and students' academic mobility, as well as training highly qualified specialists and elaborating the strategy of development of educational institutions in culture and art spheres. Within the scientific activity is was initiated joint research and multi-level scientific actions concerning cultural heritage and artistic education questions. Mutual participations in title artistic and creative events managed the Commonwealth's creative component development.

Perspectives of the Commonwealth's development depend on expanding a set of forms of institutions interactions as well as on involvement new participant sinto its structure. Also, the successfulness of the Commonwealth's work defines by its capability to act according with current trends of social and cultural space development, with taking into account peculiarities of the Eurasian ethnoses' mentality, cultural and historical of their life's paths, traditions. The nearest strategic tasks are further development of academic mobility, increasing a share of foreign students in institutes and universities of the Commonwealth; opening centers for career guidance

in the former Soviet Union counties ; development of educational programs in the networking interaction way; graduates' employment help; cooperation in grantseeking activity, further development of students' cooperative scientific and creative activity; execution of joint artistic projects.

The chosen strategy will determine development of social integration processes in the Eurasian region and will strengthen positions assumed by the day'educational institutions situations in cultures sphere.

Keywords: The Eurasian integration, social integration, Asian Educational institutions interested cross-cultural communication, Commonwealth of Asian Educational institutions in culture sphere educa-tional activity, scientific activity, creative activity.

References

1. Vorobyov V. V. Etapy formirovaniya Sodruzhest-va nezavisimykh gosudarstv v 1990-e gody [Commonwealth of Independent States Establishment Stages, the 1990 s] // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University]. 2011. No. 34: History. Pp. 90-96. [In Russ.].

2. Social'naya integraciya [Social Integration]. URL : https://sociologiya.academic.ru/432/ (11.02.2018). [In Russ.].

3. Kosov Yu. V., Frolov V. E. Integracion nye pro-cessy Evrazijskogo regiona: analiz osnovnyh ehtapov [Integration Processes in the Eurasian region: the Key Stages Analysis] // Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Manage-ment Consultation]. 2013. No. 10. Pp. 101110. [In Russ.].

4. Kuz'min A. V. Profilaktika ehkstremizma v mo-lodezhnoj srede v processe vzaimodejstviya sub"ektov social'no-kul'turnoj deyatel'nosti [The Youth's Extremism Prevention in Context of Interaction Between Actors of Social and Cultural Activity] // Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': poiski, problemy, perspektivy [Social and Cultural Activities: Searches, Problems, Perspectives]. Moscow, 2011. 200 p. [In Russ.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.