Задонская И.А.1
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, общество, государство.
Keywords: youth, youth policy, society and the state.
За последние годы в российском обществе сложилось немало мифов о молодежи, с одной стороны, идеализирующих, а с другой - отрицательно оценивающих ее поведение. Однако для прогнозного видения будущих процессов, необходимо знание истинной картины, исследование увлечений и актуальных планов, ценностных ориентаций и реального поведения молодых людей с учетом всех конкретных общественных условий, в которых оно формируется.
Особенно остро проблемы молодого поколения проявляются во времена социальных перемен, смены направленности и темпов общественного развития, трансформирования государственного устройства. В этих условиях наиболее заметно проявляются изменения в характере межпоколенческих интеракций, в содержании внутрисемейных, внутригрупповых взаимоотношений, в создании норм, регулирующих ценностные ориентации, жизненные планы, поведение молодежи. По-новому встают вопросы воспитания, социализации, становления и развития молодого поколения.
Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее статуса в социуме. Недостаточно понимать молодежь только в качестве будущего социума, ее нужно оценивать как органическую часть современного общества, которая возлагает на себя функцию ответственности за сохранение и развитие своей страны, за преемственность ее истории и культуры, существование старших и воспроизводство последующих поколений, и в итоге - за выживание народа как культурно-исторической общности.
Необходимо также отметить, что как входящая в общественную и трудовую жизнь данная социальная группа еще не всецело интегрирована в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы. Молодым людям легче воспринимать переломные эпохи, однако именно они не разрешают ей почувствовать всю силу социальных взаимодействий и ограничивают ее возможности.
Вопросы молодежных проблем в любом обществе, при любых условиях и обстоятельствах должны рассматриваться в нескольких направлениях:
• что общество может дать молодежи для ее формирования и гражданского становления;
• что сами молодые люди способны и могут дать социуму для его прогрессивного развития;
• как эффективно применять возможности молодежи в интересах ее личной самореализации и развития всего общества.
В формировании и реализации государственной молодежной политики выделяются следующие основные на-
2
правления :
1. Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития.
2. Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни.
3. Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей.
4. Государственная поддержка молодых семей.
5. Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в их социальном обслуживании, в социальной реабилитации и адаптации.
6. Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений.
Под государственной молодежной политикой (ГМП) подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических, политико-правовых, социальных, организационных и других предпосылок для социализации молодых граждан, реализации их творческого, инновационного потенциала в интересах общественного прогресса.
В условиях демократизации общества, в ходе формирования молодёжной политики государственные структуры руководствуются определёнными принципами, целями и задачами. В связи с этим можно выделить ряд основополагающих принципов, которые должны стать приоритетными в формировании государственной молодёжной политики
1 Задонская Ирина Анатольевна - к.соц.н., доцент кафедры теоретической и прикладной социологии Тамбовского государственного университета. E-mail: [email protected]
2
Лупандин В.Н., Кулаженкова Н.В. Проблемы реализации государственной молодежной политики РФ на современном этапе // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. - Т. 1, № 4. - С. 86.
на ближайшие годы. Во-первых, принцип признания всей полноты прав молодёжи в политической, экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества, их соответствие международным нормам о правах человека и гарантия их реализации конституционными, федеральными и иными законами. Во-вторых, признание интересов и потребностей молодых граждан как особой общественной группы населения с учётом общенациональных интересов формирования разносторонне развитого, физически здорового молодого поколения нации. В-третьих, обеспечение социальной защищённости молодёжи, особенно при вступлении молодых людей в самостоятельную трудовую жизнь, государственное стимулирование и кредитование молодых людей в получении образования, приобретении профессиональной квалификации, первоначальной трудовой деятельности, создании бытовых условий. В-четвертых, приоритетная поддержка общественно значимых институтов молодых людей, их организаций и движений, содействие их общественной деятельности в области социального, духовного и физического развития, создание социальных условий для добровольного и свободного выбора общественно целесообразных и значимых форм деятельности. В-пятых, содействие становлению молодёжи, стремящейся утвердиться в жизни собственными усилиями, трудом, развитию самостоятельности молодых людей. В-шестых, уважение политической, экономической, организационной самостоятельности молодёжных организаций и движений, невмешательство в их внутреннюю жизнь со стороны государства, его органов, других частей политической системы, частичное или полное субсидирование общественно значимых программ в деятельности молодёжных организаций. В-седьмых, привлечение молодых граждан как непосредственно, так и через их общественные организации к формированию и реализации государственной молодёжной политики, программ, касающихся молодёжи и общества в целом1.
Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти, имеющее своей целью реализацию творческого потенциала молодежи и успешное вхождение ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений.
Объектом государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.
Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов, эффективная молодежная политика, как и вся социальная политика XXI века, должна стать политикой приоритетов. Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения возникающих проблем. Только такой подход будет способствовать взаимоувязанному улучшению качества жизни подавляющей части молодого поколения и развитию страны в целом.
Для укрепления позитивных тенденций в молодёжной среде государственная молодёжная политика должна быть ориентирована на поддержку и содействие реализации гражданских инициатив, участие в общественно значимой и социально полезной деятельности в сочетании с необходимыми мерами социальной защиты, содействие адаптации в современных социально-экономических условиях. Не случайно вопросы формирования новой государственной молодёжной политики до 2020 г. стали предметом обсуждения первого заседания оргкомитета по проведению в России Года молодёжи, которое проводилось 19 февраля 2009 г. при участии премьер-министра В. Путина. «Молодёжь - наиболее динамичная и в то же время уязвимая часть нашего общества, - подчеркнул В. Путин. - Она способ-
„ 2 на на многое и нуждается в поддержке, поощрении, здоровой жизненной среде и надёжных социальных гарантиях» .
По мнению И.М. Ильинского, настало время говорить о принципиально новом открытии молодежи, главным в котором является установление точки зрения на молодежь, как минимум, как на возраст, не сводящийся к возрастным особенностям и отклонениям от нормы (незрелость, неразумность и т.п.), а напротив, как на наиболее ценный для нынешнего общества период жизни человека, в котором он более чем когда либо открыт новому, не зациклен на старом, активно стремится к самоутверждению и самореализации. Молодежь - это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических подходов, максимально работоспособен3.
Государственная молодёжная политика в Тамбовской области осуществляется в целях:
- создания правовых, социально-экономических, организационных условий для становления и развития молодёжи;
- использования инновационного потенциала молодёжи в интересах развития области и в интересах развития самой молодёжи;
- создания условий для активного включения молодёжи в социально значимую, экономическую, политическую и культурную жизнь региона.
Для осуществления поставленных целей государственной молодёжной политики в Тамбовской области реализуются следующие задачи:
1) формирование условий для развития и поддержки организационно-методического, информационного обеспечения молодежи и кадрового обеспечения молодежной политики;
2) формирование условий для своевременной социальной адаптации молодежи к современным рыночным условиям, экономической самостоятельности молодых граждан и развития их деловой активности;
1 Немерюк А. О молодежной политике в современной России // Власть. - М., 2009. - № 4. - С. 104-105.
2 Инвестиции в молодость. Путин В.В. начал Год молодёжи в России // Российская газета. - М., 2009. - № 4854, 20 февраля.
3 Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001. - С. 122.
3) формирование условий для развития гражданской культуры молодых людей, выявление талантливой молодежи и сопровождение их деятельности;
4) формирование условий для социальной интеграции и саморазвития молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
5) формирование условий включения молодежи в социальную практику;
6) увеличение общественной составляющей в вопросах решения молодёжных проблем через поддержку общественных институтов молодёжной политики (органов ученического и студенческого самоуправления, молодёжных совещательных структур);
7) совершенствование и развитие сферы государственной молодёжной политики, в том числе законодательной базы, поддержка и развитие сети учреждений для молодёжи, молодёжных общественных организаций, добровольческих объединений на областном и муниципальных уровнях.
Эффективная государственная молодежная политика - один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений. Как показало авторское социологическое исследование, большинство респондентов интересуются политикой. Мотивы могут быть разными, но суть всегда одна - быть в курсе политических изменений в обществе (рис. 1).
Рисунок 1. Отношение к политике
Частично подтверждает эти данные и набор ответов на второй вопрос: «Что такое, по Вашему мнению, молодежная политика?» среди ответов безусловными лидерами стали:
- Это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства.
- Это работа, направленная на формирование эффективных жизненных стратегий у целого поколения.
- Это система идей, взглядов по поводу молодежи и ее роли в общественном развитии.
- Это решение проблем в молодежной среде, помощь молодежи.
35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%
30,6% □ СМИ □ Учебные заведения □ Семья □ Партии □ Друзья □ Государство
24%
21,5% 1
1 10,8%
6,9% К
2,3% 1,9%
Рисунок 2.
Институты, влияющие на формирование политических взглядов и убеждений
Если мы посмотрим на рис. 2, то сможем увидеть, что друзья (30,6%) в наибольшей степени влияют на формирование политических взглядов и убеждений. Реже респонденты прислушиваются к мнению товарищей по работе,
учебе, службе; известных и уважаемых политиков; журналистов, комментаторов и ведущих телепередач. Авторитет в вопросах политики артистов, руководителей учебных заведений, предприятий, а также глав областей и других территориальных единиц готовы признать не более 2%. Каждый третий заявляет, что ему важно лишь собственное мнение - и ничье другое. Политические взгляды населения формируют не столько одна-две программы центрального телевидения, сколько местные СМИ, но главным образом, региональные лидеры. Отношение к региональной власти и региональной элите особое. В этих условиях большое значение приобретает доминирование общероссийского информационно-политического пространства с паритетными действиями на нем региональных лидеров и местной элиты, а также региональных средств массовой информации.
На вопрос об оценке собственной роли в политике были получены следующие ответы.
□ Другое
□ З/О
□ Вне политики
□ Сторонний наблюдатель
□ Участник митингов
□ Активный участник 0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0%
Рисунок 3.
Какова оценка собственной роли в политике
Значительная часть (21,5%) ответивших относят себя к активным участникам, они говорят: «Да мне как человеку и гражданину небезразлична судьба страны. Я активно интересуюсь политикой и участвую в политической жизни страны на одной из сторон. Политика конечно грязное дело, но ей нужно заниматься, ибо это настоящее и будущее страны». Еще больше сторонних наблюдателей (24,0%) - людей которые не принимают непосредственного участия в политической жизни, а как бы находятся в стороне. Таких традиционно немало, но все же еще меньше чем затруднившихся ответить (30,6%). Участников митингов и демонстраций набралось 16,9% - это традиционно активные пенсионеры и молодежь с активной жизненной позицией.
Молодые люди, являясь субъектом политических и социальных отношений - активной частью общества, могут повлиять на ход выполнения и решение политических программ власти. Молодежь как общественная группа по своему сознанию всегда была наиболее новаторской частью общества. И сегодня молодежь начинает осознавать важность использования политических рычагов во благо народа и развития общества. Молодежь теперь сама идет в политику, и процесс этот носит уже глобальный характер. И сегодня есть еще молодежь, готовая взять на себя ответственность и важные функции в процессе модернизации России.
Судя по ответам на вопрос «Состоите ли Вы в какой-либо партии, молодежной политической организации или движении?», можно отметить, что большинство респондентов не являются членами политических партий (64%). Но есть и такие, которые не являются, но не исключают возможности вступления (33 %). Очень малое количество (3%) от всего числа опрошенных являются членами политических партий.
Значительное большинство респондентов отдают предпочтение политической партии «Единая Россия» (73%). Таким политическим партиям как «ЛДПР» - (7%), «КПРФ» - (10%), Есть и респонденты (7%), которые никакой из перечисленных партий не отдают предпочтение.
Следующие два вопроса перекликаются: «Часто ли Вы беседуете с родными, друзьями, знакомыми о политике?» Как мы видим, абсолютное большинство все же беседует о политике (41,9%), некоторые делают это регулярно (26,5%), кто-то редко (24,1%) и лишь малая часть (7,5%) - никогда.
Больше половины опрошенных респондентов (57%) считают, что необходимо учитывать в программах политических партий интересы и проблемы молодежи для приобщения молодежи к политике. 20% считают, что для того, чтобы молодежь участвовала в политике необходимо увязать перспективу карьерного роста с членством в политической партии. Немного меньше (13%) респондентов, считают, что необходимо создавать и поддерживать молодежные политические организации при политических партиях. Меньше всего (10%) респондентов ответили, что для участия молодежи в политике необходимо ее участие стимулировать материально.
7,5%
В Часто В Иногда I
Рисунок 4.
Частота обсуждения политики с родными, друзьями, знакомыми
Мы выяснили, что молодежь готова принимать участие в политике, и именно для того, чтобы государство обратило внимание на проблемы, стоящие перед молодежью. Респонденты так же высказали мнения о влиянии молодежных политических организаций на политику государства. Они считают, что молодежные политические организации в незначительной мере могут влиять на политику, проводимую государством. Так же нужно отметить, что большинство респондентов не видят себя в роли политика, либо они далеки от политической жизни, но есть и респонденты, которые не против стать политиком, так как у них есть некоторые необходимые для этого качества, а также потому что это не плохой путь для самореализации. Проведенное нами социологическое исследование дает основание сделать вывод о том, что степень интереса молодежи к политике, участие молодежи в политике зависят от ее политической активности, от того как молодежь относится к политике, проводимой государством, от того, какое политическое устройство в государстве, от того, каким образом решаются проблемы современной молодежи. В отношении опрошенных нами респондентов нельзя сказать, что они абсолютно безразлично относятся к политике, напротив, они имеют представление о политической ситуации в стране, они обсуждают вопросы политики в кругу своих друзей, они принимают активное участие в выборах. На этом их участие в политике, как правило, заканчивается, т.к. они не участвуют в съездах партий, не являются членами молодежных политических организаций. Респонденты тем не менее считают, что молодежь должна обязательно принимать участие в политике, для того чтобы их интересы и проблемы были услышаны.
Подводя итог выше сказанному, подчеркнем, что в условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны.