УДК 316
МОЛОДЕЖЬ ЮГА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ
© 2009 г. А.Г. Гежа
Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Южного федерального университета, ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006, [email protected]. гы
The Institute for Retraining and Increase in the Qualification of the Instructors of the Humanitarian and Social Sciences of the Southern Federal University, Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don, 344006, [email protected]. ru
Рассматриваются проблемы самоорганизации молодежи Юга России. Делается вывод, что, несмотря на наличие ряда молодежных организаций, актуальными остаются проблемы ее участия и роли в формировании экономически и интеллектуально независимого индивида, который мог бы стать основной ячейкой будущего гражданского общества.
Ключевые слова: молодежь, самоорганизация, толерантность, национальная идентичность, экстремизм, гражданское общество.
The problems of self-organizing young people of the South of Russia are examined. Is done the conclusion that in spite of the presence of the number ofyouth organizations urgent remain the problems of the education ofyoung people in questions of civic community and her role in the formation the economically and intellectually independent individual, who could become the basic cell of future civic community.
Keywords: young people, self-organizing, tolerance, national identity, extremism, civic community.
Актуальность исследования самоорганизации молодежи обусловлена рядом обстоятельств. Мировые тенденции становления и развития гражданского общества и социального государства предусматривают особую роль общественной самоорганизации различных групп населения. В то же время нынешнее старшее поколение россиян прошло первичную социализацию в советской школе, в коммунистических детских и молодежных объединениях, которые не ставили своей целью формировать субъектную общественную позицию, гражданскую инициативу, основанную на ответственной самоорганизации, на неопекаемом государством самоуправлении групп, коллективов, объединений людей для свершения общих дел. Поэтому реализация новой нормативной базы местного самоуправления почти повсеместно натолкнулась на отсутствие у значительной части населения опыта обустройства общественной жизни, участия в самоуправлении и самоорганизации. Преодоление указанных трудностей требует особого внимания к процессам общественной самоорганизации молодежи как поколения, которому в процессе взрослой жизни придется решать эти задачи.
В данной статье хотелось бы рассмотреть, что собой представляет процесс самоорганизации, как он влияет на систему ценностей студенческой молодежи северокавказского региона, какие аспекты жизнедеятельности молодых людей им затрагиваются, в чем отличия организации и самоорганизации.
С точки зрения возможностей управленческого регулирования в обществе различают социальные процессы двоякого рода: одни имеют целенаправленный характер, другие - стихийный. В первом случае говорят об организации, включающей координацию дея-
тельности людей, упорядоченность общественной жизни с помощью институциональных механизмов. Во втором речь идет о самоорганизации - одном из важных понятий современной системы наук о природе, обществе и человеке. Принципиальное отличие социальной самоорганизации от природной заключается в том, что она осуществляется в структурах социальных связей человека (по принадлежности его к объединениям, местожительству, институтам и т.д.), является процессом и результатом рефлексии сознания человека на самопознающем уровне и фактом социокультурного взаимодействия.
В данной работе под социальной самоорганизацией подразумевается инициативный, самодеятельный способ и результат упорядочения объекта и его социальных связей. К ее сущностным признакам относятся непосредственная включенность субъектов в социальную практику, самодеятельное участие, инициативность (способность личности или социальной группы к актуализации самодеятельности, к ломке сложившихся стереотипов), ситуативность, спонтанность. Последняя, на наш взгляд, не исключает самовыражения субъектов, внутриличностных средств, отражающих мотивы, цели поведения, ценностное отношение к предмету взаимодействия.
Самоорганизация служит источником пробуждения инициативы людей, поиска новых идей и методов, средств и способов деятельности, методом проб и ошибок помогает выявить новые формы взаимодействия, способы решения жизненных проблем, которые, по мнению субъектов, адекватны изменившимся условиям существования и жизнедеятельности. От организации она отличается поиском многовариантных решений на основе здравого смысла и жизненного
опыта, меньшей предсказуемостью, является более свободной, в ней применяются практически понятные способы регламентации и контроля. Столкновение дифференцированных интересов и действий не разрушает взаимодействия, а приводит его к некой упорядоченности, обусловленной наличием общих целей и правил, разделяемых участниками.
Государственные меры могут стимулировать самоорганизацию, обеспечивать заданный результат при направленном воздействии.
Инициирование внутренних сил самоорганизации должно преследовать главную цель - запустить машину самодеятельности. Это целедостижение может быть осуществлено через выдвижение идей, создание положительных образцов и образов нового через новаторскую деятельность, поддерживаемую в обществе. На основе общезначимых целей и средств происходит кооперация усилий людей, их сплочение.
Общественная самоорганизация молодежи представляет собой механизм упорядочения социальных связей и отношений, в которые включена и которые формирует сама молодежь. Самоорганизация молодежи естественный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется молодежное сообщество как постоянно развивающаяся структура - субъект взаимодействия с социальной средой и социальными институтами.
По мнению Н.М. Филипповой, общественная самоорганизация выполняет следующие функции [1]:
- ценностно-смысловую (осознание участниками себя как субъекта социальных преобразований, ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, продуктивной организации деятельности, самореализации в группе и организации ценности «другого» как равноправного партнера);
- индивидуально-ориентационную (уточнение представлений о себе как субъекте социальной деятельности, социальных отношений, социальной структуры, права);
- инструментально-операционную (освоение и ин-териоризация способов анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества и реализации собственного лидерского потенциала).
Молодое поколение обычно рассматривают как объект воспитания и образования, забывая, что молодежь - это и субъект общественного производства, способный к самостоятельной сознательной деятельности. Субъектность молодежи возрастает по мере ее организованности. Молодежные организации и объединения разных типов и форм - от стихийных молодежных движений до четко оформленных объединений - главный показатель субъектности молодежи, ее общественной силы, способной воздействовать на государство в интересах всего общества и самой молодежи. Осознание молодёжью своей сопричастности к этим историческим переменам и участие в процессе реформирования социальной структуры общества поможет последнему стать устойчивым.
Во все времена вопросы объединения молодёжи интересовали мыслителей и ученых. Сегодня этим занимается большое количество исследователей, таких как Ю.А. Зубок, С.А. Ушакин, С.Н. Щеглова, А.Н. Запе-соцкий, В.В. Лащевский [2] и др. В настоящее время достаточно много разнообразных молодёжных организаций и объединений. Молодые люди, увлеченные общими идеями, создают всё новые организации, часто не задумываясь о пользе, которую должны нести своей деятельностью, нередко производя обратный эффект, вызывая неодобрение. В обществе возникают различные конфликты, в том числе молодых людей с родителями, конфликты, требующие вмешательства правоохранительных органов и структур, и т.п. В связи с этим очень важно изучение тенденций и перспектив объединения молодёжи и развития ее организаций.
Своеобразными эпицентрами объединения молодых людей являются молодежные организации, которые должны помогать самоопределиться в жизни и найти своё место и призвание. Для достижения этой цели целесообразно решение следующих задач:
- формирование здорового образа жизни;
- содействие в раскрытии способностей и талантов молодых людей;
- формирование чувства ответственности и самостоятельности;
- развитие активности и предприимчивости, помощь в адаптации к новым экономическим условиям и рыночным отношениям;
- социальная защита молодежи и материально-финансовая адресная поддержка.
Именно эти задачи в той последовательности, как они здесь указаны, могли бы лечь в основу функционирования молодежного объединения.
На первых порах нецелесообразно заявлять в программных положениях (или не акцентировать на них внимание) о таких задачах молодежной организации, как привлечение молодежи к участию в важных общественных делах и политической жизни общества. Эти задачи не надо декларировать, они должны стать естественным следствием и результатом решения других более конкретных и понятных для молодежи задач, о которых говорилось выше.
Самоорганизация выполняет не только стабилизационно-конструктивную роль в обществе, но и деструктивную. Ее негативные проявления могут выступать в форме охлократических явлений (погромы, бунты, массовое мятежное и экстремистское действие и др.), групповой асоциальной деятельности (преступные группы, компании наркоманов, алкоголиков и др.). К молодежным движениям, вызывающим в настоящее время наибольший интерес у молодых людей, относятся неформальные объединения, носящие глобальный характер. Многие из них пришли с Запада. В их числе такие объединения, как байкеры, хакеры, рэпперы, рокеры, скинхеды, бойскауты, панки, фаны. Не все из этих объединений носят позитивный характер. Незначителен интерес у молодых людей к политизированным молодежным движениям и организациям.
Движения, в основе которых лежит, например, национальная нетерпимость, могут получить особые организационные и политические шансы. Процессы идентификации и интеграции обусловлены в этих случаях конкретностью и непосредственной воспринимаемостью признака и его противоречивым соотношением к принципу успеха.
На этом фоне стало заметно проявляться развитие этнического самосознания молодежи. Для молодых представителей ряда республик юга российская и региональная идентичность все более соединяется с этнической, о чем свидетельствуют результаты ряда социологических исследований, проведенных в регионах [3]. Этническая идентичность, являющаяся видом социальной идентичности, - это способность человека ответить на вопрос «кто я?» по отношению к этнической общности.
В качестве оснований этнонационального самосознания молодыми людьми выделяется ряд признаков, таких как язык, являющийся главной отличительной особенностью любого этноса, культура, обычаи и обряды, религия, а также родная земля и природа [4]. Из этого следует, что в этноидентичности присутствует феномен «духовности», благодаря которому молодой человек сам себя духовно определяет и относит к той или иной этнической общности. Генезис этноцентризма и национализма в молодежной среде указывает на то, что феномен этнического самосознания в ней, существующий сейчас, является в большей степени порождением недавнего времени. С начала 90-х гг. обозначенный тип молодежного сознания и поведения сохранился, главным образом, в младших возрастных группах или группах с низким образовательным уровнем. В крупных городах, наряду с типом молодежи, ориентированном на модернистские ценности, распространился и тип этноцентристски ориентированных молодых людей, а чтобы этноцентризм стал национализмом, требуется наличие общего врага иной национальности. Присутствие негативного эмоционального компонента в этнических установках студенческой молодежи делает национализм, во всяком случае, потенциально возможным в этой среде.
Экстремумы националистических настроений приходятся на молодой и пожилой возраст, люди среднего возраста более лояльны [5]. Сегодня не задумываясь о возможных последствиях, свое активное неприятие отдельных национальностей публично выражают политики, ученые и т.п.
В молодежной среде, включая студентов, статистически значимым является негативное отношение к чеченцам и к существующей только в обыденном сознании группе «лиц кавказской национальности» (1015 %). Несмотря на это, многие исследователи склонны приписывать современной молодежи в целом и студенчеству в частности этническую толерантность. Они считают, что 5-10 % и даже 15 % респондентов, имеющих стойкое предубеждение к людям других национальностей, не могут оказать значительного влияния на социальные и политические процессы и не должны вселять тревогу [6].
Современный мир характеризуется тенденцией повышения «технологичности» социальных процессов, в том числе и экстремистских. «Технологии» включают и выявление социально близких элементов, и объект запугивания, и средства массовой информации как коммуникационный канал.
На настоящий момент в России имеются партии и организации, попадающие под определение экстремистских. По своей идеологической направленности такого рода экстремистские объединения бывают как правого, левого, так и религиозного толка и в каждом из них существует определенная группа молодежи, всеми силами стремящаяся способствовать деятельности такого объединения.
Как правило, молодые экстремисты еще не имеют достаточного опыта для полноценного проведения своих акций, на редкость неэффективных и безрезультативных. Но сами по себе действия молодых экстремистов более активны, жестоки и резки, чем у более опытных. Отчасти это можно объяснить тем, что в силу своего возраста молодежь менее склонна бояться тюрьмы и смерти, физических травм, поэтому готова на самые рискованные действия и операции [7].
На Северном Кавказе доминирующей формой молодежного экстремизма выступает этнорелигиозный. Это подтверждают результаты социологического исследования, которое было проведено Центром системных региональных исследований и прогнозирования И1111К РГУ и ИСПИ РАН среди студентов Ростовской области. Наряду с тем, что большинство респондентов проявляют толерантность по отношению к представителям другой национальности и вероисповедания, все же испытывают неприязнь к ним 34,3 и 7,8 %. Также данные опроса говорят о высоком уровне информированности студентов о явлении экстремизма, так как только 8,2 % респондентов слышали о нем впервые. Но при этом можно говорить о неопределенности, размытости представлений молодежи об истинном значении данного понятия. «Национальный экстремизм - это основа многочисленных конфликтов», - таково мнение 20 % респондентов. Каждый шестой полагает, что проявление неуважения к русским со стороны малых национальностей и есть национальный экстремизм. 6 % считают, что речь идет о национальном экстремизме, когда говорят об экономической неустроенности населения. Для 4 % - это единственное средство восстановления прав русских в собственной стране. И лишь 1 % респондентов позитивно оценивают национальный экстремизм, считая, что он полезен как инструмент упорядочения межнациональных отношений [8, с. 60].
Такая ситуация может способствовать порождению самых разнообразных, как частных, так и всеобщих негативных ассоциаций. Экстремистами студенты называют тех, кто причислен к таковым общественным мнением. В обыденной жизни опрашиваемые достаточно часто сталкиваются с проявлениями экстремизма: 57,5 % видели листовки, газеты, журналы экстремистского содержания; 31,8 - стали свидетеля-
ми унижений, оскорблений из-за национальности или вероисповедания, а 5,4 - сами были жертвами подобного обращения; 24,4 % встречали в общественных местах экстремистски настроенных молодых людей и т.д. И напротив, лишь 16 % респондентов не встречались с проявлениями экстремизма. Более того, практически каждый третий опрашиваемый утверждает, что среди его знакомых есть люди, придерживающиеся экстремистских взглядов или состоящие в организациях экстремистского толка. Анализ мнений студентов Ростовской области по поводу возможного запрещения государством деятельности экстремистских группировок указывает на то, что большинство (58,1 %) из них поддерживают эту инициативу. По результатам данного исследования, его авторы делают вывод, что экстремизм не пользуется влиянием у студенческой молодежи Дона, но латентные предпосылки существуют, так как исследуемый регион наиболее уязвим в области возможного роста национальной нетерпимости [8, с. 78-89].
На наш взгляд, несмотря на то что экстремистские настроения в студенческой среде Ростовской области не имеют глобальных масштабов, факторы, формирующие экстремистские установки у молодежи не просто существуют, но и приводят к периодическим вспышкам агрессии по отношению к инонациональной среде. Безусловно, для борьбы с экстремизмом необходима профилактическая работа властей и общественных организаций, но в то же время мы согласны с утверждением, что «нельзя подменять профилактику репрессиями в отношении радикальных молодежных групп, не удовлетворенных социальной действительностью, но не прибегающих к насилию или к призывам к насильственному разрешению противоречий. Это может привести к противоположному результату - переходу на экстремистские позиции и росту симпатии, сочувствия к ним со стороны молодежи» [8, с. 78-89].
Властным структурам республик и местным властям необходимо особое внимание уделять гражданскому воспитанию молодежи всех национальностей и оказывать ей реальную помощь в защите интересов, обеспечивая тем самым ее доверие и поддержку, а также национальное единство в полиэтнической и поликонфессиональной социальной общности. Необходимо также разработать непрерывную систему профилактики экстремизма. Большое значение при этом имеет адекватность предупредительного реагирования государственных структур на возникающие угрозы безопасности.
Итак, идеология современных молодежных организаций формируется двумя основными путями: политическими партиями, различными общественно-политическими и государственными структурами (так называемыми «взрослыми организациями») и вследствие самоорганизации.
Необходимо отметить, что политическая система российского общества не является полноценной без молодежных политических организаций. Участие в гражданских инициативах действительно могло бы
стать достойной альтернативой экстремальному проявлению юношеского максимализма. Но большинство молодых россиян еще очень мало информированы о деятельности институтов гражданского общества в России, впрочем, как и о деятельности органов государственной власти.
По духу, форме и содержанию организация должна быть максимально свободной в выборе основных направлений работы с молодежью. Особую опасность для нее могут представлять тоталитарные и авторитарные тенденции, которые могут воспроизводиться в силу исторических традиций и особенностей российского менталитета, если на их пути не поставить надежных заслонов. Поэтому нужны механизмы, защищающие организацию от перерождения. Другой опасностью для новой организации являются анархия, неуправляемость и «демократическая вольница», которые может привести к тому, что процессы дезинтеграции начнут преобладать над интеграционными процессами. Важно поэтому при построении организационной и управленческой структуры новой организации приблизить механизмы руководства и формы работы с молодежью к ее социальным ожиданиям и установкам.
Особое значение в работе нового молодежного объединения целесообразно отводить таким направлениям работы, которые бы позволили молодым людям реально почувствовать свою социальную востребованность и свою социальную значимость. Важно, чтобы от этой работы была выгода как для молодежи, так и для других людей и общества в целом.
Причем понятие «выгода» следует понимать скорее не как денежное вознаграждение, а как соображения престижа, новых возможностей, хороших условий и предложений, личного интереса [9].
Сегодня в различных регионах России существует множество общественных молодежных организаций разной направленности, и северокавказский регион не исключение. Здесь находятся и региональные отделения всероссийских молодежных организаций, и местные, стихийно образовавшиеся объединения молодежи.
При строительстве и формировании молодежной организации важно учитывать, что ее основной задачей и целью деятельности должна стать помощь молодым людям в самоопределении в жизни, в нахождении своего места и призвания. Особая роль в связи с этим должна отводиться формированию жизненных принципов и идеалов молодежи. Именно они в дальнейшем станут главными точками кристаллизации отношения молодых людей к миру и определения своего места в нем.
Например, Всероссийская политическая организация «Молодая Гвардия Единой России» поддерживает идеи Всероссийской политической партии «Единая Россия», реализует множество программ, направленных на вовлечение молодежи в процессы построения демократического, социально-справедливого общества и воспитания у молодежи чувства патриотизма и гордости за свою страну. Это - одна из самых много-
численных молодёжных организаций, которая распространяет идеи гражданского общества, повышает уровень правосознания населения, содействует защите прав и свобод граждан.
Другое общероссийское молодёжное движение -«Наши» - политическая организация, нацеливающая российскую молодёжь на сохранение территориальной целостности и суверенитета России, на проведение кадровой модернизации страны путём формирования нового поколения национально ориентированных менеджеров российской экономики.
Региональная общественная организация «Деловая молодёжь Дона» консолидирует молодую и активную часть населения Юга России для содействия экономическому и социальному развитию общества в данном регионе, способствует трудоустройству молодых граждан и развитию политической грамотности.
Детско-молодёжное общественное движение «Юные патриоты России» своими целями считает развитие гражданственности, патриотизма, воспитание чувства любви к Родине, ведет поисковые работы по увековечиванию памяти защитников Отечества.
Ростовская областная молодёжная общественная организация «Донской Союз Молодёжи» соответствует ранее перечисленным требованиям и установкам. Программы, реализуемые Донским Союзом Молодёжи, создают прочную основу для объединения молодых людей разных в своих предпочтениях, с разными взглядами на жизнь, но таких похожих в своём стремлении к светлому будущему [10]. О многом говорит охват возрастных групп. В мероприятиях участвуют молодые люди от 14 до 35 лет. Это указывает на их заинтересованность не только в получении собственной выгоды, но и помощи подрастающему поколению, тем, кому завтра предстоит нести свет в массы, кому важно будущее России. Фестивали (фестиваль студенческого творчества «Российская студенческая весна»), профильные студенческие и детские лагеря (Всероссийский лагерь студенческого самоуправления «Лидер XXI века», «Молодой политик», «Волонтер», молодежный лагерь труда и отдыха «Смена», лагерь для несовершеннолетних группы риска «Подросток», военно-патриотический лагерь «Наследники Победы» и т.д.), акции (областная акция «Молодежь против наркотиков», вручение паспортов 14-летним гражданам «Мы -граждане России!» и т.п.), конференции, семинары-совещания, несомненно, объединяют молодёжь, позволяют всесторонне раскрываться и развиваться.
Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области В.Ф. Чуб на одном из своих выступлений отметил: «Администрация Ростовской области считает работу с молодёжью и молодёжными организациями одним из приоритетных направлений своей деятельности и намерена оказывать необходимое содействие в решении множества социальных проблем, встающих перед молодыми людьми.
Важнейшую роль в работе с молодёжью играют молодёжные и детские организации. Молодёжные и детские организации Ростовской области являются основным проводником, кузницей кадров молодёжной
политики в области. У нас в области более 60 детских и молодёжных организаций...» [11]. В.Ф. Чуб выразил благодарность молодёжным организациям Ростова-на-Дону, среди них была названа Ростовская областная молодёжная общественная организация «Донской Союз Молодёжи», успешно реализующая множество программ по работе с молодёжью.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в обществе протекают социальные процессы организации и самоорганизации. С одной стороны, они совершенно противоположны, а с другой - взаимодополняют друг друга. Самоорганизация не может подменить государственного регулирования, в то же время не должно быть тотального внешнего воздействия, следует лишь оставлять место и создавать благоприятные условия для творческих поисков и инициатив. Для стабильного функционирования общества и его составляющих необходимо органичное сочетание самоорганизации и организации, сохранение меры в их соотношении.
В ходе проводимых сегодня реформ государственной власти на всех ее уровнях надо наладить эффективное взаимодействие с обществом, использовать потенциал самоорганизации. Сделать это можно только в том случае, если проводимые государством реформы будут действительно отвечать интересам народа.
Процессы организации и самоорганизации особенно ярко прослеживаются в молодежной среде. Учитывая социально-психологические особенности молодого поколения, в качестве идеалов самой молодежной организации, которая претендует на роль «объединителя» всех других молодежных групп, было бы целесообразно на первое место поставить идеалы «заботы», «дружбы», «правды», которые нашли бы наибольшую поддержку среди юношей и девушек.
В гипотетической модели молодежной организации, которая бы в наибольшей степени отражала социальные ожидания молодых людей, наибольший эффект в организационном и идейном плане дали бы такие принципы, как социальная поддержка и защита молодежи, партнерство и товарищество, уважение личности, самостоятельность и ответственность, терпимость к людям, трудолюбие и предприимчивость.
Продвигать организацию на «социальный рынок» молодежных объединений и институтов гражданского общества нужно не в директивно-приказном порядке, а как своего рода «корпоративную религию и идеологию», отображающую определенный стиль, образ и философию жизни современной российской молодежи.
К сожалению, в настоящее время далеко не вся молодежь имеет представление о гражданском обществе, а членами общественных организаций является достаточно малое количество молодых людей. Поэтому актуальной, на наш взгляд, остается проблема просвещения молодежи в вопросах гражданского общества и ее роли в становлении такового в России. Но главным является потребность формирования в России экономически и интеллектуально независимого индивида, гражданина как самостоятельного социального и политического актора, обладающего опреде-
ленными правами и наделенного обязанностями, который мог бы стать основной ячейкой будущего гражданского общества.
Литература
1. Филиппова Н.М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Юве-нология. Социокинетика. 2006. № 3. C. 191-195.
2. Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. M., 2003. С. 205; Ушакин С.А. Молодежь как субъект деятельности // Полис. 1993. № 2; Щеглова С.Н. Молодёжное и детское движение в современной России: от гражданской позиции к социальным изменениям // Молодёжная политика. 2000. № 4. С. 216-220; Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990. Лащев-ский В.В. Российский союз молодежи и современное молодежное движение: положение и перспективы // Молодежь и общество на рубеже веков / под науч. ред. И.М. Ильинского. М., 1999.
3. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2001 год. М., 2002. С. 45, 100.
4. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации 2000 -2001 годы / Министерство образования РФ. М., 2002. С. 110.
5. Лясников Н., Лясникова Ю. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/ Sociolog/Ljasnikov/_DuhKult_Index.php (дата обращения: 05.09.2008).
6. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М., 2000. С. 116.
7. Социология молодежи / Ю.Г. Волков [и др.]. Ростов н/Д, 2001. С. 452-453.
8. Политический экстремизм и его профилактика у современной молодежи / под ред. А.С. Зайналабидова, В.В. Черноуса. Ростов н/Д, 2003.
9. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь...
10. Лащевский В.В. Российский союз молодежи и современное молодежное движение... С.42-47.
11. Сборник молодёжных и детских общественных организаций Ростовской области. Ростов н/Д, 2007. С. 1.
Поступила в редакцию 15 сентября 2008 г.