Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
513
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Манджиева А.Э., Дармаев А.Л., Дожеев С.А., Мучиряев С.А., Вефаева П.Р.

В статье на основе анализа роли молодежи в социально-экономическом развитии территории выделены факторы, определяющие особенности включения молодых людей в общественную и экономическую жизнь, обоснованы критерии и приоритеты формирования молодежной политики на основе усиления ее взаимосвязи с региональным и федеральным уровнями. Освещены социально-экономические проблемы, которые существуют в реализации молодежной политики и предложены практические пути их преодоления. Целью статьи является анализ основных направлений молодежной политики России на современном этапе.In the article, on the basis of the analysis of the role of youth in the socio-economic development of the territory, the factors determining the features of including young people in social and economic life are singled out, the criteria and priorities for the formation of youth policy based on strengthening its interrelation with the regional and federal levels are substantiated. Socio-economic problems that exist in the implementation of youth policy are highlighted and practical ways of overcoming them are proposed. The aim of the article is to analyze the main directions of Russia's youth policy at the present stage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

А.Э. Манджиева

Магистрант, Калмыцкий Государственный университет им. Б.Б. Городовикова

A.E. Mandzhieva

Magistrant, Kalmyk State University. B.B. Gorodovikova (uralan-danara@yandex.ru 89613942952)

А.Л. Дармаев

Студент, Калмыцкий Государственный университет им. Б.Б. Городовикова

A.L. Darmaev

Student, Kalmyk State University. B.B. Gorodovikova (uralan-danara@yandex.ru 89613942952)

С.А. Доржеев

Магистрант, Калмыцкий Государственный университет им. Б. Б. Городовикова

S.A. Dorzheev

Magistrant, Kalmyk State University. B.B. Gorodovikova (uralan-danara@yandex.ru 89613942952)

С.А. Мучиряев

Магистрант, Калмыцкий Государственный университет им. Б.Б. Городовикова

S.A. Muchiryaev

Magistrant, Kalmyk State University. B.B. Gorodovikova (uralan-danara@yandex.ru 89613942952)

П.Р. Вефаева

Студентка, Калмыцкий Государственный университет им. Б.Б. Городовикова

P.R. Vefaeva

Student, Kalmyk State University. B.B. Gorodovikova (uralan-danara@yandex.ru 89613942952)

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Аннотация. В статье на основе анализа роли молодежи в социально-экономическом развитии территории выделены факторы, определяющие особенности включения молодых людей в общественную и экономическую жизнь, обоснованы критерии и приоритеты формирования молодежной политики на основе усиления ее взаимосвязи с региональным и федеральным уровнями. Освещены социально-экономические проблемы, которые существуют в реализации молодежной политики и предложены практические пути их преодоления. Целью статьи является анализ основных направлений молодежной политики России на современном этапе.

Annotation. In the article, on the basis of the analysis of the role of youth in the socio-economic development of the territory, the factors determining the features of including young people in social and economic life are singled out, the criteria and priorities for the formation of youth policy based on strengthening its interrelation with the regional and federal levels are substantiated. Socio-economic problems that exist in the implementation of youth policy are highlighted and practical ways of overcoming them are proposed. The aim of the article is to analyze the main directions of Russia's youth policy at the present stage.

Ключевые слова: молодежная политика, региональное развитие, предпринимательская деятельность, человеческий капитал.

Key words: youth policy, regional development, entrepreneurial activity, human capital.

В современных условиях мировое сообщество, в том числе и Россию, охватили глобальные социально-политические и экономические изменения. Сохранение и рост конкурентоспособности государства во всех сферах требует рациональной, своевременной реакции на новые вызовы. При этом стране следует четко установить стратегические направления, среди которых проблематика молодежи должна занимать одно из важнейших мест. Опираясь на практику последних десятилетий, можно с полной твердостью сказать, что в постоянно изменяющемся мире стабильный социально-экономический рост достигнут страны, которые сумеют грамотно использовать человеческие ресурсы и инновационный потенциал. Соответственно для достижения этих целей необходимым членом должна стать молодежь [3].

Молодежь в любом обществе является носителем социально-экономического, культурного, демографического потенциала территориального развития. Качество человеческого капитала в большой мере будет зависеть от того, насколько полно государство создаст условия для активного вовлечения молодежи в основные сферы общественной жизни. На наш взгляд, это даст возможность ускорить развитие государства и общества, обеспечить демографическое, социальное, экономическое и культурное воспроизводство.

Молодежь является фактором социально-экономического прогресса общества и экономики территории. Реализация интеллектуального потенциала молодого поколения является показателем успешного государства. Духовное развитие страны возможно при условии концентрации внимания и усилий государства на решении проблем молодежи.

Молодое поколение, с одной стороны, является источником социально-экономического развития региона, но, с другой стороны, наиболее уязвимо и неустойчиво в этих процессах и может играть негативную роль в виде криминала, социальной напряженности, наркомании. По мнению авторов, молодежный фактор для территориального развития может выступать как фактором ускорения, так и фактором замедления. Поэтому именно молодежь должна стать равноправным социальным партнером для государственной и муниципальной власти по разработке и реализации проектов и планов молодежных аспектов, что позитивно скажется на территориальном развитии.

В ноябре 2014 года были приняты «Основы государственной молодёжной политики до 2025 года» - главный акт, в котором были закреплены главные понятия, миссии и задачи страны в области работы с молодыми людьми [5]. Таким образом, Росмолодежь осуществляет свою деятельность в рамках 16 ключевых направлений развития, которые отыскали свое отображение в данном документе.

Одним из основных направлений считается «Патриотическое развитие молодёжи», которое реализует подведомственный Росмолодежи «Роспатриотцентр». Развитие концепции помощи молодёжной волонтерской деятельности считается одним из приоритетных вопросов страны. [2; 68] Росмолодежь уделяет особое внимание такому направлению работы, как «Развитие международного и межрегионального молодёжного партнерства».

Среди приоритетных вопросов, сформулированных в «Основах государственной молодёжной политики до 2025 года», обозначаются:

- активное привлечение молодого поколения в процессе формирования Евразийского экономического союза, укрепление общего гуманитарного пространства СНГ и отраслевые форумы;

- поддержка целевых и молодежных организаций в международных структурах, а также на международных форумах, конференциях и фестивалях;

- содействие в реализации проектов двусторонних обменов, а также формирование сообщества с молодежными организациями соотечественников, живущих за границей.

Одной из более результативных форм взаимодействия в рамках молодёжной политики представлены разнообразные общественные организации. Направление «Поддержка и взаимодействие с общественными организациями и движениями» призвано увеличить результативность диалога между страной и обществом. Так, на территории Российской Федерации насчитывается пятнадцать объединений, входящих в Федеральный госреестр молодёжных и детских общественных организаций, пользующихся государственной помощью [2].

Немалое внимание уделяется и воспитанию ценностей здорового образа жизни среди молодёжи. Своевременное информирование, обеспечение актуальных сведений об опасностях здоровью, а также вопросов, которые обеспечивают развитие наибольшего количества здоровых молодых людей. Ключевыми вопросами, зафиксированными в «Основах государственной молодёжной политики до 2025 года» согласно этому направлению, считаются:

- вовлечение молодого поколения в постоянные занятия физической культурой и спортом, в том числе техническими видами спорта; привлечение молодого поколения в пропаганду здорового образа жизни;

- совершенствование концепции студенческих соревнований и формирования студенческого спорта;

- реализация планов в сфере физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, объединенных с популяризацией здорового образа жизни, спорта, а кроме того с формированием позитивного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни;

- содействие формированию инфраструктуры для развлечений и оздоровления молодого поколения, вовлечение молодого поколения в добровольные студенческие спасательные формирования и отделения добровольной защиты;

- совершенствование ежегодной диспансеризации учащихся вузов, а кроме того организации оздоровления и санаторно-курортного отдыха [4; 233].

Еще одно подвластное Росмолодежи управление - «Российский центр содействия молодёжному предпринимательству» - отвечает сразу за два направления развития: «Привлечение молодёжи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» и «Привлечение молодого поколения в предпринимательскую деятельность». Росмолодежь поддерживает одаренных молодых людей, изобретателей и юных учёных, бизнесменов, формирующих новые рабочие места.

В условиях нынешнего информационного сообщества - немалая часть средств массовой информации - классические СМИ и Сеть интернет. Направление «Привлечение молодёжи в работу средств массовой информации» (молодёжные медиа) вызвано создать в России профессиональное молодёжное общество экспертов медиа-сферы. Направление «Работа с молодёжью, находящейся в социально-опасном состоянии», реализует многостороннюю социализацию, профориентацию, эмоциональную помощь с целью полной интеграции в социум молодёжи, имеющей необходимость в особенной заботе страны. Молодые люди, имеющие необходимость в особенной опеке страны, зачастую сталкиваются с настороженным отношением, социальной незащищенностью, проблемами получения образования, устройства на работу, невысокой степенью доступа к услугам [5]. Социализация, профориентация, психологическая помощь, предоставление социальных лифтов, а также толерантное назначение считаются важными элементами полной интеграции подобных молодых людей.

«Российский центр содействия молодёжному предпринимательству» активно включен в формирование такого направления как «Поддержка профориентации и карьерного устремления молодёжи». Формирование условий для развития профориентационной деятельности среди молодого поколения, в том числе и в области защиты окружающей среды, необходимо для того, чтобы привести в действие процесс компенсирования кадрового недостатка в данной области. Агентство также реализует проекты для инновационного предпринимательства и формирует инфраструктуру для интеграции молодого поколения, что специализируется в различных направленных, для того чтобы молодое поколение предпринимателей имели возможность делиться навыками и опытом, находить единомышленников и увеличивать эффективность своих планов [1].

Направление «Формирование российской идентичности, единство российской нации, содействие межкультурному и межконфессиональному диалогу» призвано сформировать нужные условия для вовлечения молодёжи в процесс реализации проектов по сохранению традиционных культур и ремесел народов Российской Федерации, а также оказывать помощь в сохранении, укреплении и формировании среди молодёжи национальных культур, стилей, классического жизненного уклада, промыслов и ремёсел народов России.

Направление «Помощь в подготовке и переподготовке специалистов в области государственной молодёжной политики» призвано привести в систему подобную работу. В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Первоочередной задачей государства в сфере поддержки предпринимательских инициатив молодежи является создание благоприятного бизнес-климата, содействие началу собственного дела.

Также для развития молодежной политики является необходимым уход от патерналистской модели государственной политики в отношении молодежи и расширение сотрудничества с общественными и благотворительными организациями, внедрение эффективных механизмов партнерства и взаимодействия. Такой подход вполне оправдал себя в западных странах.

На сегодняшний день современная молодежная политика как в Российской Федерации, так и на территории ее регионов не в состоянии решить значительный блок молодежных проблем, осуществить эффективную социализацию молодых людей. Такая ситуация во многом связана с отсутствием четкой взаимосвязи между федеральным уровнем формирования молодежной политики и региональным либо муниципальным уровнем ее реализации.

Молодежная политика несовершенна, пока не выстроены действенные механизмы вовле-

чения молодежи в приоритетные инновационные проекты в регионе. Изучение этой проблемы позволяет понять, что экономические условия оказывают влияние на жизненные планы молодых людей, часть которых в силу низкой материальной обеспеченности родительской семьи не могут реализовать свои жизненные интересы.

Если учесть такие факторы, как безработица, стихийное формирование рынка труда, несовершенство механизмов защиты молодежи на данном рынке, то складывается общая картина негативного воздействия их на социализацию, формирование жизненных планов молодежи.

Методическое содействие со стороны государства молодежным организациям, привлечение средств местных бюджетов для финансирования молодежных программ, создание новых механизмов стимулирования строительства доступного жилья для молодежи, внедрение действенной системы обеспечения первого рабочего места и поддержка предпринимательских инициатив молодежи способны не только снять социальную напряженность в молодежной среде, но и предоставить новую энергию развития общества [3]. Предложенная система приоритетных путей развития государственной молодежной политики обеспечит улучшение положения молодежи, увеличение ее вклада в конкурентоспособность страны и одновременно компенсирует и минимизирует последствия ошибок, свойственных молодежи.

Итак, сегодня абсолютно очевидно, что эффективность молодежной политики является гарантом национальной безопасности страны. В этой системе государство является важным объединяющим субъектом в вопросах разработки заказа молодежной политики. Но единую стратегию развития России целесообразно увязывать с молодежной политикой в субъектах РФ, что возможно лишь при помощи осуществления механизмов социального партнерства. Поддержка и формирование условий для нацеленности молодежи на рост качества своего образования, развитие творческого потенциала в перспективе благоприятно повлияет на социально-экономическое развитие территории. Источники:

1. Гневашева В. А., Фальковская К. И. Эффективность молодёжной политики: проблема определения критериев

(результаты экспертного опроса) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 6 (ноябрь — декабрь).

2. Государственная молодёжная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновацион-

ного потенциала новых поколений / под общ.ред. Вал. А. Лукова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. — 718 с.

3. Козлова О.А., Суханова Н.С. Молодежная политика как фактор территориального развития// Экономические

науки. - 2015. - №1 (53).

4. Намлинская О. О. Научно-практическая конференция «Молодёжная политика и молодёжное движение в Рос-

сии: 15 лет перемен» // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 233-234.

5. Об утверждении Основ государственной молодёжной политики до 2025 года. - Режим доступа: http ://government. ru/docs/15965/

6. О Федеральной программе Молодежь России: Постановление Правительства РФ // СЗ РФ. 2010. № 2. Ст. 172. Sources:

1. Gnevasheva VA, Falkovskaya KI Efficiency of youth policy: the problem of determining criteria (the results of an

expert survey) // The Information Humanitarian Portal "Knowledge. Understanding. Skill". - 2011. - № 6 (November - December).

2. State Youth Policy: Russian and World Practice of Realizing the Innovative Potential of New Generations in Society

/ Under Common. Shaft. A. Lukov. Moscow: Izd-vo Mosk. Humanit. University, 2013. - 718 p.

3. Kozlova OA, Sukhanova NS Youth policy as a factor of territorial development // Economic sciences. - 2015. - No. 1

(53).

4. Namlinskaya OO Scientific and Practical Conference "Youth Policy and Youth Movement in Russia: 15 Years of

Change" // Knowledge. Understanding. Skill. - 2005. - No. 3. - P. 233-234.

5. On the approval of the Fundamentals of State Youth Policy until 2025. - Access mode: http ://government. ru/docs/15965/

6. On the Federal Program Youth of Russia: Resolution of the Government of the Russian Federation // SZ RF. 2010.

№ 2. Art. 172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.