Научная статья на тему 'Молодежная комедия: сюжетные и коммуникативные стереотипы'

Молодежная комедия: сюжетные и коммуникативные стереотипы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
658
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Романова Ольга Николаевна

Рассмотрены аспекты молодежных комедий как формульных структур, сюжетные и коммуникативные стереотипы, имеющие место в картинах данного жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежная комедия: сюжетные и коммуникативные стереотипы»

К.Л. Киселева, Д. Пайар // Дискурсивные слова русского языка: опыт контекстно-се-мантического описания. М.: Метатекст, 1998. С. 7-11.

4. Красных, В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология / В.В. Красных. М.: Гнозис, 2002.

5. Телия, В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты/ В.Н. Телия. М.: Шк. «Языки русской культуры», 1996.

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsoveti.mospsy.ru.

О.Н. РОМАНОВА (Волгоград)

МОЛОДЕЖНАЯ КОМЕДИЯ: СЮЖЕТНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Рассмотрены аспекты молодежных комедий как формульных структур, сюжетные и коммуникативные стереотипы, имеющие место в картинах данного жанра.

Молодежная комедия как самостоятельный киножанр появилась в США в 1970-х годах. По мере увеличения количества молодежных комедий выделялись особенности, делающие картины похожими одна на другую. Первой и самой выразительной их характеристикой является наличие в них стереотипов. Повторяющиеся популярные сюжетные схемы (блоки), использованные в очень большом числе произведений, понимаемые как формулы, дают нам право отнести современную молодежную комедию к «формульным» жанрам и признать стандартизированной. Такие фильмы стереотипны. Это не могло не отразиться на конкретных способах изображения героев и ситуаций, поведении персонажей, манере говорить и одеваться. Американские фильмы (а именно они уверенно доминируют на рынке мирового проката в этом жанре) предсказуемы в своих основных базовых установках и во многих деталях сценического воплощения идейного содержания.

Термин «стереотипизация» можно отнести к разряду зонтичных. В молодеж-

ной комедии он покрывает такие области, как тема, герои и методы их описания, место и время действия, структура повествования, язык. Все стереотипы, имеющие место в картинах данного жанра, можно разделить на сюжетные и коммуникативные. Рассмотрим их последовательно.

Стереотипными могут быть сюжетные линии, которые выбирают сценаристы. Сюжет большинства молодежных комедий беспроигрышный: юноша встречает девушку, они не понимают друг друга, после ряда испытаний юноша добивается благосклонности девушки. Или бедная незаметная девушка/юноша-аутсайдер с заниженной самооценкой влюбляются в «крутого» парня/девушку из элиты. Подобный сюжет встречается еще чаще, хотя и является избитым. В начале фильмов герои, как правило, заключают пари, ставят перед собой цель, а затем они, никуда не сворачивая, идут к своей цели.

Структура картин также стандартна, налицо многочисленные повторяющиеся из фильма в фильм элементы. Все картины соответствуют следующей схеме: зачин, развитие событий, кульминация. В отдельных фильмах повествование на этом заканчивается. В других - имеет место завершение. В редких случаях наличествует снижение накала событий. В нескольких фильмах можно отметить возврат в прошлое (так называемые flashbacks).

В картинах изложены события, происходящие в наши дни и потому хорошо понятные современникам. Основные события всегда излагаются в хронологическом порядке, один сюжет быстро меняет другой. Местом действия является либо школа/колледж, либо дом/общежитие, либо и то, и другое. В большей части кинотекстов данного жанра в качестве главных героев предстают 3-4 девушки (и/или юноши). При описании персонажей сценарист иногда использует прямой метод (через внешность). Однако опосредованный метод (через диалоги между героями и их поведение) используется гораздо чаще.

Для того чтобы более подробно структурировать молодежную комедию, следует обратиться к работе В.Я. Проппа «Морфология сказки», в которой выделяются особые функции, которые являются ничем иным, как поступками действующих лиц, определяемыми с точки

© Романова О.Н., 2008

зрения их значимости для развития сюжета нарратива [2. С. 123 - 124].

Аналогия со сказкой не случайна. Современные исследователи указывают на фольклорное значение таких объектов социальной коммуникации, как, например, телевидение, кинематограф и Интернет. В фильмах можно выделить функции, аналогичные тем, что были найдены в сказке.

Таких функций в молодежной комедии обнаружилось девять. Первая функция -это предыстория (1). Авторы либо глубоко уходят в прошлое, начиная повествование с описания героев в первом классе (например, фильм «Рига Vida Ibiza»), либо вначале демонстрируют зрителям сегодняшнее положение вещей с последующим описанием уже произошедших событий («Girl fever», «Slap her, she’s French»). В начале картин герои-подростки занимаются спортом, беседуют с друзьями, одноклассниками или родителями, завтракают дома с родителями или спокойно собираются на конкурс.

Далее следует прибытие или приезд (2). Школьники и учащиеся колледжей приезжают в школу (на занятия или в качестве наказания в выходной), колледж, домой (юноши, чтобы проводить девушку в школу, девушки после похода по магазинам, семьи переезжают в новый дом). Кто-то едет на конкурс, кто-то - на каникулы (в круиз для развлечения или в лагерь в качестве наказания). Все картины начинаются с этого. Эта функция представляет собой завязку комедии. Начальная ситуация часто дает картину особого, иногда подчеркнутого благополучия. Это благополучие служит контрастным фоном для последующей проблемы.

Третьей функцией является функция запрета (3). Как правило, запрет осуществляется в отношении положительного героя. Может быть запрещено общаться с кем-то (сестрой, внучкой, подругой, одноклассницей, парнем, который нравится, но не обращает внимания, с аутсайдерами), запрещается делиться чужими (да и своими) секретами с кем бы то ни было, лезть в чужую частную жизнь и пытаться вписаться в круг людей с более высоким социальным статусом. Что касается спорта, запрещается нанимать профессионала для помощи в подготовке к любительским соревнованиям, выступать в новой команде (что расценивается как предательство), бездельничать и, наконец, заниматься спор-

том, имея неудовлетворительные отметки по основным предметам. Запрещается иметь собственное мнение (часто идущее вразрез с родительским) и заявлять свои претензии на превосходство, запрещается заниматься сексом и пр. Применительно к отрицательному персонажу используется всего одно запрещение - хулиганить. Однако следует отметить, что все без исключения запрещения героями нарушаются. Поэтому непосредственно за запретом следует его нарушение (4).

Далее события стремительно развиваются. Авторы погружают нас в конфликт

(5). Конфликты могут быть спонтанными, а также намеренными. Самыми распространенными причинами возникновения конфликтной ситуации являются девушки (гораздо реже - юноши) и сексуальные отношения, социальный статус (битва за первенство) и деньги. Сюда можно отнести разрыв с девушкой, ссору или драку с друзьями и конкурентами по спорту. Конфликты могут иметь форму любовной ссоры (по причине непонимания) или соперничества, если один из героев предъявляет претензии (иногда необоснованные) на лидерство, а другой не позволяет ему удовлетворить их. Это своего рода нехватка -любви, внимания, уважения, преклонения и т. д. Иногда порядок следования функций становится иным: предыстория (1), прибытие (2), конфликт (5), запрет (3), нарушение запрета (4).

На шестом месте стоит трудная задача

(6). Она может включать в себя стремление выиграть пари или конкурс, пробиться в лидеры, добиться взаимности. Задача может быть краткосрочной (и решаться довольно быстро) и долговременной. К первой группе можно отнести следующие примеры из американских молодежных комедий: отыскать потерявшуюся девушку, найти деньги на покупку чего-либо, заставить ревновать партнера, получить грант. Отдельные краткосрочные задачи перетекают в долговременные: соблазнение девушки, попытка стать своим в чужой команде, повысить свой социальный статус. Решение же большинства задач изначально рассчитано на долгий период, на их осуществление требуется время всей картины: хорошо отдохнуть (развлечься), стать лучшим в команде, выиграть конкурс или соревнование, снять эротическое видео, заручиться доверием девушки, отомстить парню. В большинстве случаев за-

дача стоит перед положительными героями, но иногда отрицательный персонаж также пытается достичь какой-то цели.

Седьмой функцией считается посредничество, помощь (7). Эта функция, как правило, осуществляется друзьями персонажей. Иногда в качестве помощи друзья предлагают план по достижению желаемой цели. Обычно он включает в себя три пункта, причем цель достигается с третьего раза (как в сказках). Помощь друзей выражается в ценном и своевременном совете на предмет того, как заставить ревновать (забыть о парне, который не обращает на тебя внимания, появляться с другой, а лучше с другими девушками), как добиться взаимности от девушки (войти в ее семью, помочь ей в чем-то или просто притвориться, что разделяешь ее мнения и вкусы) или поехать развлечься (на вечеринку или, что еще лучше, на курорт). В связи с чем восьмой функцией можно считать организацию развлечений (8). Сюда следует отнести вечеринки (8а). По мнению помощников, в этом, главным образом, и заключается помощь (особенно юношам). Или же развлечение может проявляться в том, чтобы отомстить за былые огрехи и проколы неприятелю (86). Это своего рода терапия. Такое развлечение не угрожает жизни противника, однако приносит моральное удовлетворение: справедливость восстановлена, каждый получил по заслугам. Отмщение может выражаться в том, что герою в скрытой форме дают таблетки (в основном слабительные), приклеивают на голову шапку, разрушают все жизненные приоритеты персонажа. Завершается все достижением цели, решением задачи, а следовательно, объяснением, примирением, прощением, воссоединением (9).

Еще одной функцией, представленной в молодежных комедиях, является ссора. Она может считаться сквозным элементом, т. к. проходит через весь фильм. Ссора может занимать любое место в картине, за исключением первого и последнего, и никогда не стоит между трудной задачей и посредничеством, запретом и нарушением запрета.

Все эти функции распределены между действующими лицами. Таких действующих лиц в молодежной комедии можно выделить пять. Это герой и героиня (лидер или аутсайдер, «принцесса» или «Золушка»). У каждого из них есть несколько друзей и подруг, относящихся либо к помощ-

никам, либо к ложным героям. Кроме того, в окружении ложного героя, как правило, бывают так называемые «вредители». Каждый из героев имеет свой круг действий. Например, круг действий героя и героини включает в себя соперничество, нарушение запрета, решение трудной задачи и примирение. Действия помощника — это посредничество (помощь) в решении трудной задачи. Функции ложного героя и вредителя охватывают спор (ссору, соперничество) с героем, организацию некоего подвоха, выдвижение запрета. Разница между ложным героем и вредителем только в том, насколько открыто они действуют.

Действующие лица и их функции -это величины постоянные. Атрибуты действующих лиц представляют собой переменные величины молодежной комедии. Под атрибутами следует понимать «совокупность всех внешних качеств персонажей: их возраст, пол, положение, внешний облик, особенности этого облика и т.д. Так, к атрибутам персонажей можно отнести три основные рубрики: облик, средства передвижения, жилье. Эти атрибуты придают произведениям яркость, красоту, обаяние» [2. С. 96].

Таким образом, молодежная комедия -это произведение, в котором действуют пять указанных типажей героев, а сюжет содержит в себе девять функций (с возможными пропусками и небольшими вариациями) в описанной выше последовательности.

Наряду с сюжетными в картинах присутствуют коммуникативные стереотипы. Молодежные комедии - это фильмы для молодежи и про молодежь. Характерной стереотипной особенностью молодежной комедии является описание в первую очередь сексуальных взаимоотношений между тинейджерами, т. к. весь юмор подростков зациклен исключительно на вопросах отношений полов и на том, что с этим так или иначе связано.

Еще одной особенностью молодежных комедий является реклама соответствующего стиля жизни и модели поведения тинейджеров. Львиная доля рекламы в мире производится в расчете именно на тинейджеров. Молодые люди любопытны, у них меньше всевозможных предубеждений и на них легко повлиять. Реклама специализируется на том, чтобы сексуализиро-вать чипсы, колу или жвачки.

Вербальным коммуникативным стереотипом, имеющим место в комедиях, яв-

ляется использование персонажами сленга. Лейтмотив любой молодежной комедии -общение между тинейджерами. В реальной жизни сленг призван обеспечить успешную коммуникацию в среде молодежи. В кино языковая игра является социальным инструментом, посредством которого возможно сознательное моделирование определенных эмоций у адресатов [4]. Поведение актеров строится на устранении социальных дистанций в общении со зрителем, т. е. на стремлении к солидаризации [1. С. 281].

В некоторых случаях сам сленг подразделяется на несколько вариантов: для аутсайдеров и для элиты. Однако сказать, что они не понимают друг друга, нельзя. В большинстве случаев подобная лексика латентна. Скорее, элита таким образом демонстрирует свое превосходство, групповую враждебность.

Несмотря на то, что все стереотипы по своей природе ложны и являются ничем иным, как попыткой упрощения видения ситуации, визуальные и поведенческие стереотипы имеют место в каждом фильме и во многих случаях связаны с ценностями, которые постулируются государством (свобода мнения (мысли), поступков, уважение к личности подростков и др.). Пропаганда этих ценностей является конститутивной особенностью молодежных комедий. Поскольку законодателями этого жанра являются американские кинопроизводители, в первую очередь речь идет об идее американского образа жизни. Эти идеи с завидным упорством насаждаются и в других странах, т.к. Голливуд давно работает на экспорт [3. С. 82].

Помимо стандартизации, для формульных структур характерен еще один аспект, который выражается в стремлении удовлетворить потребности человека в развлечении и уходе от действительности. Американский зритель любого возраста с интересом смотрит, как их молодежь проводит свободное время. Она организует пикники и вечеринки, где юноши стреляют по тарелкам, катаются на скейте, автомобилях и мотоциклах, играют в крокет и т. д.

Третьим аспектом формульных произведений является акцент на опасности, или возбуждающих моментах, или на том и другом вместе. Поэтому несчастная любовь

так или иначе присутствует в большинстве фильмов. Часто встречаются ссоры между влюбленными. Иногда отношения героев и вовсе внезапно распадаются.

Из трех важнейших аспектов формульных структур (стандартизация, уход от действительности и акцент на опасности, возбуждении) в критике двух последних десятилетий часто осуждали лишь высокую степень стандартизации молодежных комедий. Некоторые фильмы вызвали большой резонанс, приобрели статус прецедентных, к ним был снят целый ряд продолжений.

Литература

1. Попова, Е.С. Структура манипулятив-ного воздействия в рекламном тексте / Е.С. Попова// Изв. Урал. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Языкознание. 2002. Вып. 5. № 24. С. 276-288.

2. Пропп, В.Я. Морфология сказки [Электронный ресурс] / В.Я. Пропп. Л., 1927. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/skazki/critics/ ртэ/РМБ-ОСЛ -.Гит.

3. Трепакова, А.В. Современное американское кино в социокультурном аспекте: дис. ... канд. культурологии /А.В. Трепакова. М.: МГУ, 2003.

4. Шаховский, В.И. Социальная интеракция власти и народа через языковую игру [Электронный ресурс] / В.И. Шаховский. Режим доступа: D:\Sotsial_interakt.htm.

И.Ю. ЕГОРОВА (Волжский)

АКЦЕНТИРОВАНИЕ В ТЕКСТАХ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ

Приводится модель классификации типов акцентирования в рекламных интернет-текстах, которые анализируются с позиций взаимообусловленности семантических, семиотических и прагматических характеристик рекламного дискурса.

Степень эффективности рекламного воздействия определяется приемами и способами презентации рекламного материала. Текстово-иконическая реклама - основной вид рекламных сообщений в Интернете. Общая перенасыщенность информационной сферы, высокая стоимость

© Егорова И.Ю., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.