Научная статья на тему ' телесериалы США о школе 2000-2010-х годов: интеграция фольклорно-мифологической компоненты'

телесериалы США о школе 2000-2010-х годов: интеграция фольклорно-мифологической компоненты Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
681
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сериал / школа на экране / контркультура / фольклор в кино / TV-series / school / a counterculture / folklore in cinema.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Спутницкая Нина Юрьевна

В статье исследуются ключевые стратегии обновления эстетической модели сериала о подростках посредством включения фольклорных и мифологических элементов. Автор выявляет механизмы организации нарративных компонентов, новые паттерны, определяет наиболее актуальные мотивы и коды, посредством которых сегодня на экране США представлена молодежная субкультура. Выявляется специфика школы как ключевой локации в анализируемом типе фильмов. Популярность у зрителя школьных драм свидетельствует о том, что сюжет инициации подростка-школьника включен в матрицу современной культуры. Выполняя функции волшебной сказки, он сохраняет, формирует и порождает новые мотивы в кинематографической, телевизионной и аудиовизуальной культурах (в том числе в паратекстовом пространстве). Он также отражает социальные фобии, служит индикатором культурных и политических изменений в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMERICAN TVSERIES ABOUT SCHOOL IN 20002010TH: INTEGRATION OF FOLKLORE AND MYTHOLOGICAL ELEMENTS

The article explores key strategies for updating the aesthetic model of the TV series about teenagers by invading the plot with folk and mythological elements. The author reveals the mechanisms for transforming narrative components into new patterns, identifies the most relevant motifs and codes by which the youth subculture is presented on the US’s screens today. The pecularities of school as a key location in the analyzed type of films is revealed. The popularity of school dramas among the audience suggests that the plot of the initiation of a teenager is included in the matrix of modern culture. Working as a fairy tale, it preserves, forms and generates new motifs in cinema, television and audio-visual cultures (including paratext space). It also reflects social phobias, serves as an indicator of cultural and political changes in modern society.

Текст научной работы на тему « телесериалы США о школе 2000-2010-х годов: интеграция фольклорно-мифологической компоненты»

Н. Ю. СПУТНИЦКАЯ

Научно-исследовательский институт киноискусства Всероссийского государственного института кинематографии (НИИКВГИК),

Москва, Россия

N. Y. SPUTNITSKAYA

Russian State University of Cinematography n.a. S. Gerasimov (PIMPA, VGIK), Moscow, Russia

ТЕЛЕСЕРИАЛЫ США О ШКОЛЕ 2000-2010-Х ГОДОВ: ИНТЕГРАЦИЯ ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ

АННОТАЦИЯ:

В статье исследуются ключевые стратегии обновления эстетической модели сериала о подростках посредством включения фольклорных и мифологических элементов. Автор выявляет механизмы организации нарративных компонентов, новые паттерны, определяет наиболее актуальные мотивы и коды, посредством которых сегодня на экране США представлена молодежная субкультура. Выявляется специфика школы как ключевой локации в анализируемом типе фильмов. Популярность у зрителя школьных драм свидетельствует о том, что сюжет инициации подростка-школьника включен в матрицу современной культуры. Выполняя функции волшебной сказки, он сохраняет, формирует и порождает новые мотивы в кинематографической, телевизионной и аудиовизуальной культурах (в том числе в паратекстовом пространстве). Он также отражает социальные фобии, служит индикатором культурных и политических изменений в современном обществе.

AMERICAN TV-SERIES ABOUT SCHOOL IN 2000-2010TH: INTEGRATION OF FOLKLORE AND MYTHOLOGICAL ELEMENTS

ABSTRACT:

The article explores key strategies for updating the aesthetic model of the TV series about teenagers by invading the plot with folk and mythological elements. The author reveals the mechanisms for transforming narrative components into new patterns, identifies the most relevant motifs and codes by which the youth subculture is presented on the US's screens today. The pecularities of school as a key location in the analyzed type of films is revealed. The popularity of school dramas among the audience suggests that the plot of the initiation of a teenager is included in the matrix of modern culture. Working as a fairy tale, it preserves, forms and generates new motifs in cinema, television and audio-visual cultures (including paratext space). It also reflects social phobias, serves as an indicator of cultural and political changes in modern society.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сериал, школа на экране, контркультура, фольклор в кино.

KEY WORDS: TV-series, school, a counterculture, folklore in cinema.

Медиатекст о тинейджерах сегодня, а в большей степени в 1970 — 1990-е годы, до активного распространения в молодежной субкультуре Интернета, выполняет функции и рукописного альбома, и инструкции ^^^ по взрослению (термин comingofage прижился в киноведческой литературе), являясь неотъемлемой частью социальной памяти поколений. 101 При этом именно фильм/сериал о школе, в котором развлекательная составляющая сбалансирована с дидактической и сдобрена доверительной интонацией, служит эффективным инструментом автоматизации социальных привычек и усвоения культурных кодов. Предлагая способы решения трудных жизненных задач, он учит толерантности, затрагивает нравственные, эстетические, религиозные, социально-правовые, экологические и другие аспекты включения ребенка и подростка в мир культуры.

В данной работе предлагается исследование ключевых стратегий обновления эстетической модели посредством включения фольклорных и мифологических элементов. Для этой цели необходимо:

— определить языковые особенности, систему кодов, функции школы в сюжетной структуре и образном строе драматического фильма

о школе;

— на основе анализа англоязычных сериалов 2000 — 2010-х годов выявить механизмы интеграции фольклорно-мифологической компоненты в современный медиатекст.

1. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Драмеди о школе, с одной стороны, — зеркало социальной жизни, дает возможность выстроить представление об обществе, с другой стороны, школьный телесериал сегодня — это достаточно мощный катализатор обновления языка экранных искусств. Телевизионный сериал, играя на вторичных приемах, экспериментируя с соотношением ингредиентов, составляющих художественный строй истории, представляет собой эффективный коммуникативный продукт [1, с. 96].

Разработка языка телевизионной дидактики с учетом возрастных особенностей детей, в основе которого — классическое деление образовательной системы на ступени, уровни (дошкольники, младшие школьники, среднее звено, старшеклассники), связана прежде всего с возрастной педагогической классификацией. Сегодня невозможно терминологически определить жанр школьный сериал и дать его аналитическое описание без уточнения круга проблем подростковой субкультуры, представленной на киноэкране, накладывающего определенные обязательства на любые последующие трактовки явления. В рамках данного исследования осуществлена выборка сериалов, где действуют одноклассники, школа фигурирует в каждой серии, работает определенная базовая система сюжетных единиц и ролевых клише.

Школьная драма — наиболее устойчивая модель сериального повествования, однако история ее сравнительно недолгая.

Северная Америка 1930 — 1940-х, а вслед за ней и весь мир, наблюдает на экране Джуди Гарланд, Дину Дурбин, Мики Руни: сексапильные, наивные молодые женщины почти всегда ждали пришествия при-

влекательного мужчины, который может вызволить их из-под гнета монструозных родителей или серого будничного окружения и увезти в сказку. В 1930 — 1950-е годы в фильмах, адресованных семейной аудитории, отдельное внимание уделялось «отцовско-дочерним» взаимо-102 отношениям, которые поддерживали андроцентристские культурные стратегии и отличались подчеркнуто снисходительным отношением к девушкам (самые яркие примеры — серии о Нэнси Дрю, Корлис Арчер и Гиджет — популярны по сей день). Это отмечают, в частности, Шерри Иннесс и Илана Нэш [2; 3, с. 250]: даже если девочка-подросток имеет проблемы, она всегда нарочито инфантильна и хотя бы немного глупа. В англоязычной кинолитературе для номинации фильмов, адресованных девичьей субкультуре, закрепился жаргонный термин chickflick (chick — молодая девчонка (американизм); flick — фотографический щелчок). Этот тип фильмов существенно повлиял и на сериалы о школьных буднях.

Описывая гендерную ситуацию в кинематографе середины ХХ века, американские киноведы и критики оперируют понятием «эксплуатационный фильм» (exploitation film) и описывают возникшую вследствие омоложения аудитории его разновидность, «тинпик» (teenpeek)1 — апофеоз вышеназванной стратегии, ибо он взывает к базовым инстинктам аудитории и эксплуатирует детские и женские образы. Между тем, в 1955 году на экранах появляется этапный для жанра фильм «Школьные джунгли» Ричарда Брукса2 о противостоянии ветерана войны и компании трудных подростков, убеждающий ко всему прочему в значимости для молодежной культуры рок-н-ролла (в титрах звучит хит Билли Хейли Rock Around the Clock). Одновременно в жанровом кино разрабатывается сюжетная модель женщины-монстра с лесбийскими наклонностями, которая наиболее ярко проявилась в фильмах, привлекающих готические локации и мотивы кинематографа 1930-х годов: «Дочь доктора Джекила» (1957), «Кровь Дракулы» (1957) и «Дочь Франкенштейна» (1958). Образ нормативной девушки, с ужасом осознающей свою монструозность, стал символическим отражением негативного восприятия гомосексуальности в североамериканском обществе [5, с. 356 — 389], а шко-^^^^^^^^^^^^^ ла, являвшаяся сосредоточием злых сил («Кровь Дракулы»), противопоставлялась семье с ее традиционными

1 В частности, в книге

Т. Доэрти «Подростки ценностями.

и Тинпики: "Омоложе- Молодежные движения 1960-х вывели на авансцену

ние"американского кино юношу-бунтаря (жанровый диапазон деконструкции в 1950-х» автор выделя- героя широк — от «Беспечного ездока» (1969) Денет жанровые градации ниса Хоппера до «Гарольда и Мод» (1971) Хэла Эшби)

внутри явления «тинпик»: и внесли существенные изменения в экранный образ рок-н-ролл, хоррор, на- -,

г / гг п девочки-подростка, в частности, и школьной/универ-

учно-фантастические „ г - ,

извращения и чистый тин- ситетской субкультуры в целом. Не случайн° °собенн°е пик. В центре внимания признание в США получил британский фильм «Расцвет

автора студенческие и лю- мисс Джин Броди» (1969). Хрестоматийными примерами

бительские фильмы [4]. являются «Выпускник» (1967) Майка Николса, «Лолита»

2 Последний фильм (1962) и «Заводной апельсин» (1971) Стэнли Кубри-

в творческой биографии ка, «Вверх по лестнице, ведущей вниз» (1967) Роберта

режиссера «В поисках

мистера Гудбара» был по- Маллигана, «Последний киносеанс» (1971) и «Бумажная священ школьной учитель- луна» (1973) Питера Богдановича. нице. Рождение интереса к теме тинейджеров на теле-

видении происходит на фоне развития феминистской

критики, которая на рубеже 1970 — 1980-х годов особенно заинтересовалась детским кино, поскольку обе кинематографии, обе субкультуры — детская/подростковая и девичья/женская — до этого находились ^^^ в маргинальном положении. Следует заметить, что в это время именно поколение «Х» (рожденные в конце 1960-х — начале 1970-х), молодежь, 103 порядком подуставшая от идеологии хиппи, но все еще вдохновляемая рок-н-роллом, открыла феномен «тин ТВ» (подросткового телевидения). Для них телевидение стало поистине культурной интеракцией. Не случайно Барбара Джейн Брикман анализирует образ молодого человека в культурном, социальном, индустриальном контексте 1970-х; именно этот период был, по мнению исследователя, этапным, определившим стратегии показа подростка на экране. И, отвечая на вопрос, что случилось с американскими тинами в 1970-х, Брикман описывает следующий клишированный образ подростка: представитель среднего класса, белокожий, гетеросексуал [6]. На американский сериал существенное влияние оказал комикс, зафиксировав ключевые маркеры подростковой культуры на разных этапах ее развития во второй половине ХХ века [7, с. 86 — 94].

Итак, культурные события 1960 — 1970-х годов за рубежом, характеризующиеся изменениями в условиях учебы и жизни, участием молодежи в массовых студенческих выступлениях, сыграли важную роль в оформлении социальной активности юного поколения и развитии молодежных субкультур. Однако к 1980-м оформляется тенденция к возврату традиционных консервативных ценностей, контркультурный дискурс уступает место конструированию нормативного поведения, воспитанию толерантности, автоматизации поведения, в котором ключевую роль сыграл дидактизм сериалов о школе. Нельзя не упомянуть о кинематографическом контексте; с одной стороны, это колоссальная популярность лирических комедий Джона Хьюза, с другой — востребованность у широкой публики контркультурных фильмов-диагнозов «Стена» (1982) Алана Паркера, «Класс 1984» (показывающего «итоги» лояльного отношения социальных институтов к подростковой агрессии) и «Класс 1999» (о тотальном противостоянии поколений и тотальном контроле, где Департамент обороны разрабатывает специальных киборгов для контроля над школьниками) Марка Л. Лестера, которыми так или иначе определяется прагматика сериалов о новых тинейджерах.

В то время пока мужчины на экране путешествовали и сражались с чудовищами, женщинам и детям оставалось заниматься хозяйством, расти, развиваться, отстаивать свои права, что породило разнообразие жанровых модификаций внутри многосерийных фильмов и телевизионных шоу о семье: романтическая комедия, ситком и драма. В 1980 — 1990-х годах фильм/сериал о тинейджерах лишь отчасти (точнее, в редких случаях) может рассматриваться как каталог подростковых школьных субкультур. Школа играет в нем роль хронотопа. Беременность, поиски собственной идентичности, детский алкоголизм, наркомания, расовые предрассудки, проблемы детей-инвалидов, подростковый секс, развод или смерть родителей, борьба подростков с лишним весом, первый опыт взаимоотношений, насилие и сексуальные домогательства — широкий круг проблем, затронутых телевизионной школьной драмой, определил ее новизну [8, с. 22 — 34].

2. ШКОЛА И МАГИЧЕСКИЕ ПОРТАЛЫ

Облик современного драматического сериала о школе определили два англоязычных сериала: «Подростки с улицы Деграсси» (Degrassi 104 junior high, Degrassi high), канадский телепроект 80-х годов, и основанный на похожей эстетической модели американский «Беверли Хиллс» (Beverley Hills) [9, с. 4 — 10]. Однако уже к середине 1990-х в этом сегменте возникают различные жанровые модификации, в частности, привлекающие мифологические и фольклорные атрибутивные компоненты. К фантазийным мотивам иногда прибегали и создатели «Беверли...»: в третьем сезоне школьники перемещались в прошлое, а в рождественскую ночь от гибели в аварии их спасал ангел. Однако магия в этом сериале используется эпизодически и почти всегда находит реалистическое объяснение. Зато движущей сюжет силой она становится в следующем успешном проекте о молодежной субкультуре создателей «Беверли Хиллс...» «Зачарованные» (Charmed, 1998 — 2006). Важным событием в сегменте медиатекстов о подростках стало и появление в 2001 году кинематографической франшизы о юном волшебнике Гарри Поттере, в которой серийность стала базовой характеристикой: читатели и зрители взрослели вместе с героями. А викторианский антураж, элементы фольклора и мифологии позволили авторам построить увлекательное повествование на тему маргинальности современных подростков, затронуть проблемы ксенофобии.

Решающую роль в оформлении своеобразного стандарта использования мистических мотивов в школьном сериале сыграл проект «Баф-фи — истребительница вампиров» (Buffythe Vampire Slayer) (1997—2003) Джоса Уидона. Одноименный фильм категории «Б» (по сценарию Уидо-на) спустя пять лет после выхода на экран развернулся в культовую телесагу, в продолжение которой возникли многочисленные фан-движения, спиноффы (самый успешный, «Ангел» держал внимание зрителя пять сезонов), серия комиксов и так далее.

Готический дискурс «Баффи...» привлек в школьный сериал новые локации (в частности, библиотеку, подвалы, крышу над физкультурным залом школьного здания) и атрибутику (нательный крест на шее и осиновый кол в рюкзаке). В ученических шкафчиках и в душевых кабинах школы Баффи запросто можно встретить трупы подростков, а застигнув героев в классах, зритель слушает отрывки лекций по истории, биологии, и преподаватели акцентируют внимание на теме биооружия, тайнописи и антропологических особенностях главным образом людей. Подростки цитируют тексты на латыни, проводят досуг в «Бронзе» — мрачном готическом клубе, а те из них, кто нарушает запреты взрослых, относится к готической культуре лишь как к модной игре и готов вступить в интимную связь с незнакомцами, становятся жертвами оборотней. Сделать жизнь подростков безопасной предстояло Баффи Саммерс (Сара Мишель Геллар).

«Послужной список» старшеклассницы впечатляет: в Лос-Анджелесе Баффи сожгла спортзал, истребила десятки вампиров, однако в школе калифорнийского городка Саннидейла ей предстояли еще более сложные испытания. Кроме всего, она нашла друзей, наставника, первую любовь. «Ты стоишь у врат ада, скоро они распахнутся» — такой, безусловно, иронической фразой встречает ее одноклассник. Однако

символическое повествование о девичьей инициации превращается в бытописание, а многосерийность влечет расширение бестиария, о чем наставник — бывший смотритель Британского музея, а ныне школьный ^^^

библиотекарь Руперт Джайлз — сообщает героине уже в первом сезоне проекта. 105

Лейтмотиву посвященных в тайную жизнь подростков взрослых («Мир обречен») противопоставлено кредо Баффи: «Лови момент, завтра тебя может не быть в живых». Подростки предотвращают апокалипсис — ключевая идея проекта транслируется как позитивная. Школьники, ощутив себя в эпицентре мистической энергии, регулярно предотвращают открытие врат ада. Кроме темы девичьей инициации, сериал последовательно воспитывает в подростках толерантность в новой для них дидактической форме: косвенно затронуты темы наркотической зависимости, камингаута, темы социальных и гендерных конфликтов.

Вместе с Баффи меняется ее окружение. Скромница Уиллоу благодаря трудолюбию и усердному изучению редких книг становится могущественной колдуньей. Другой путь выбрал ее одноклассник Джесс: неудачник, уставший от презрения популярных девушек, превратившись в вампира, получил шанс на другую жизнь, своеобразную власть над миром, то есть над бывшими одноклассниками.

Школьная субкультура жестко вытесняет в «Баффи...» семью: ни один из подростков не может рассчитывать на помощь родителей. Хотя в самый драматичный момент главная героиня листает семейный альбом, поддержки у матери она не найдет, ибо та — в плену иллюзий, способна лишь настоять на том, чтобы дочь надела белое платье на весенний бал. Но костюм Избранницы поколения, как называют Баффи одноклассники — черная кожаная куртка и прическа, характерная для субкультуры готов.

«Баффи. . .» обладает всеми обязательными составляющими классической драмы о школе: набор интриг, школьный календарь, ролевые функции. В финальной серии ребята готовятся к школьному балу, однако Руперт успел расшифровать пророчество, согласно которому в праздничный день Баффи должна погибнуть. Заключительная серия первого сезона — самый драматичный эпизод. Девушка пытается выйти из игры, однако пока взрослые и одноклассники мужского пола сидят за книгами и размышляют об обреченности человечества, шестнадцатилетняя Баф-фи самоотверженно сражается с нечистью.

Таким образом, в «Баффи...» вполне явственно заявлены две магистральные тенденции, которые в модели, разработанной в «Подростках с улицы Деграсси» и «Беверли Хиллс...», открывают новые возможности для обновления: проблема гендера и проблема телесных трансмутаций решаются в политкорректном ключе. При этом в ряде сериалов тематической выборки использован грубый символизм. Так, для юноши инициация буквально связана с подавлением звериной природы («Волчонок», 6 сезонов) или сверхспособностей («Тайны Смолвиля», 8 сезонов), для девушки поиск Самости вытеснен мотивом открытия в себе ведьмы. Сериалы «Сабрина — маленькая ведьма» (7 сезонов), «Волшебники из Вейверли Плейс» (4 сезона), «Волшебники» (2016 — настоящее время) и другие ответили ожиданиям аудитории. Кроме того, появление в сериале о школе оборотней и монстров диктуется новым

качеством изображения в формате ТВ: трансформации лиц, тел выглядят все более достоверно, и, как следствие, авторы могут сосредото-

^^^ читься на различных интерпретациях монструозности школьников и их антагонистов.

106

■А

«Твин Пикс» (Twin Peaks, 1990 — 1991) Дэвида Линча, в котором агент ФБР расследовал убийство школьницы, обратил внимание аудитории, что школа — не просто закрытая система, модель общества, а подростки — совсем не те, кем кажутся. Не случайно сегодня этот проект стал мощным подспорьем в реанимации художественной системы школьного сериала: через хаотичное жонглирование культурными кодами («Твин Пикс» отсылает, в частности, к эстетическим приемам кинематографа США 1950-х годов: школьников играют актеры от 20 лет и старше, заимствуя «луки» 1950-х). Повседневное обретает на экране статус магического.

Мужчины «Твин Пикса» проводят досуг в притоне, девушки мечтают выгодно продать себя. Мир пропитан двойничеством, тайнами и аллюзиями. Итак, сюжет сериала крутится вокруг старшеклассников, мир населен маргиналами, а школа присутствует эпизодически (кабинет директора, классы, туалетные комнаты). Обращает на себя внимание подчеркнутое отсутствие в фильме детей младшего и среднего школьного возраста, хотя многих персонажей связывают родственные или любовные отношения. Линч использует прием замещения: ребенка — поленом, человека — предприятием (заведения в маленьком городке Твин Пикс носят имена людей) и т. д. Убийство «королевы школы» Лоры Палмер есть символ обреченности нового поколения. Коды «Твин Пикс» — универсалии, а фольклорные мотивы и их вольная авторская интерпретация обрела статус базовой, корневой для системы авторского сериала в жанре триллера.

В третьем сезоне «Твин Пикс» (2017) автор продолжает разрушать представление о школе как о базовом социальном архетипе, при этом к представителям этого института автор относится с иронией и сочувствием: так, одной из жертв женского коварства, цинизма и лицемерия становится директор школы, обвиненный в жестоком убийстве сотрудницы. Директор — один из главных персонажей в развитии ключевой интриги сезона: битве вигвамов. Его мытарства начинаются с символического действа: пристрастного допроса школьным товарищем-полицейским. Таким образом, школа и ее маркеры являются значимой частью сюжетного конструктора. О роли базовой для образной системы сериала локации нам напоминают еще в экспозиции нового сезона: портрет юной Лоры, пустые коридоры школы, пронизанные ужасом, пробег испуганной ученицы. Линч не стал адаптировать «Твин Пикс» к современным школьным реалиям и включать новую атрибутику, оставив их на откуп молодым коллегам по цеху.

В 2016 — 2017 году обратили на себя внимание два американских рейтинговых мистических сериала, которые используют ключевые элементы поэтики «Твин Пикс», но не деконструируют, а реконструируют мифологемы фильмов о школе. Сериалы «Очень странные дела» и «Ривердейл» прочитываются именно в контексте экранной школьной субкультуры и кинематографа 1980 — 1990-х годов. Ученическая субкультура в этих

проектах герметична, стихийная сила действует за ее пределами. Пространство разделено на несколько уровней, присутствует магический портал. ^^^

«Ривердейл» (Riverdale, 2016 — 2017, канал CW) построен на цитатах к легендарному сериалу, что очевидно уже на уровне импульс- 107 ной интриги: в интродукции тело подростка, как тело Лоры Палмер в пилотной серии «Твин Пикса», извлекается из водоема. Все жители сравнительно молодого городка Ривердейл связаны тайнами и странными узами, все вовлечены в расследование таинственной смерти одного из близнецов (аллюзия на стержневой мотив «Беверли Хиллс 90210») — наследников могущественной семьи местных предпринимателей Блоссом.

Однако то, что в сериале Линча обозначалось намеками, пунктиром и провоцировало вариативность, здесь дано «пастозно». Персонажи написаны плотными мазками, обладают четкими ролевыми функциями, рождая легко читаемый зрителем символизм. Семнадцатилетние школьники к концу первого сезона получили статус героев Ривердейла и право выступить на семьдесят пятой годовщине города3. Сериал основан на комиксах о рыжем подростке Арчибальде. Игра с мифологемами происходит не только через сюжетные паттерны, но и на использовании штампов школьного сериала в характеристиках героев.

В сериале Netflix «Очень странные дела» (Stranger Things, 2016 — 2017), кроме традиционных для школьного сериала локаций — школьный двор, столовая, коридор у шкафчиков, центральными становятся следующие: школьная радиорубка, лес, который наделяется магическими функциями, шалаш в лесу, семейный гараж.

Выдержанное, стильное и лаконичное линейное повествование разделено на главы и являет собой оммаж детским приключенческим фильмам 1980-х годов. Он полон аллюзий на «Гунни», «Инопланетянина», «Останься со мной», «Исследователей». Вайнона Райдер в роли обезумевшей от горя матери, скупающей фонарики в надежде наладить связь с пропавшим сыном, — не только цитата из ранней фильмографии актрисы, получившей популярность благодаря ролям странных подростков, чувствующих свою связь с потусторонним миром, но наверняка новый этап в ее творческой биографии. Успех сериала заявил о качественно новой тенденции внутри жанра.

Обратим внимание на роль и функции школы, которая, несомненно, играет позитивную роль в жизни героев: в школе организован матч в поддержку без вести пропавшего мальчика и его семьи, сочувствие одноклассников нельзя назвать неискренним. Именно благодаря школьному радиокружку организовывается коллектив подростков, способных противостоять Злу, а учитель физики выступает в качестве советчика и наставника. Школа противостоит лаборатории, в которой проводят опыты над детьми, являющейся собственностью правительства США. Так школьная субкультура противопоставляется в «Очень странных делах» официальному дискурсу, что созвучно идеям упоминаемых выше фильмов Марка Л. Лестера и адресует реципиента к эстетике научно-фантастических фильмов 1980-х годов.

Отдельного внимания заслуживает кульминационный магический акт, вынесенный в интерьер школы,

3 Выход сериала в телевизионном сезоне 2016/2017 совпал с 75-летием комиксов об Арчи.

а именно в спортивный зал (в «Баффи, истребительнице вампиров» спортивный зал был заявлен в качестве самой подходящей для изгнания злых сил зоной в пространстве учебного заведения). Финальная битва разворачивается в классе химии у школьной доски близ периодической таблицы элементов. Наделенная магическими способностями девочка в схватке с Тварью один на один приносит себя в жертву, минуту ранее пообещав мальчику пойти с ним на Снежный бал. Школа здесь является зоной созидания и спасения.

Таким образом, стабильные элементы порождают фонд клише, на основе которых строится экранная субкультура подростков. Однако принципиальной особенностью стереотипной модели школьных сериалов является ее функционирование в различных культурных кодах. Именно вариативность, мобильность атрибутивных элементов персонажей при жесткой ролевой и сюжетной структуре обеспечивает эстетической модели долгую жизнь.

Анализ англоязычных сериалов 2000 — 2010-х годов позволил выявить механизмы интеграции фольклорно-мифологической компоненты в современный медиатекст и определить, что магическая атрибутика в сериалах о школе позволяет авторам облечь в привлекательную для подростка форму идеи терпимости, толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями и нетрадиционной сексуальной ориентацией. Телесные и гендерные трансмутации связаны с сюжетом инициации подростка. Сегодня трансформации лиц, тел на телеэкране выглядят все более достоверно, поэтому авторы могут варьировать мотивы монструозности. Малый детский коллектив противостоит большинству и организуется на территории школы. Стереотипные сюжетные модели и персонажные характеристики встречают интерес широкой аудитории благодаря включению вместе с фольклорно-мифологической компонентой цитат на известные кинофильмы о молодежной субкультуре.

Популярность школьных драм свидетельствует о том, что сюжет инициации подростка-школьника включен в матрицу современной культуры. Выполняя функции волшебной сказки, он сохраняет, формирует и порождает новые мотивы в кинематографической, телевизионной и аудиовизуальной культурах (в том числе в паратекстовом пространстве). И, кроме того, отражает социальные фобии, служит индикатором культурных и политических изменений в современном обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казючиц М. Ф. Человек в экранных искусствах: герой и сериал // Вестник ВГИК. 2011. № 9. С. 86-98.

2. Inness Sh. Delinquents and Z Debutantes. NY: NYU Press; 1998, 332 p.

3. Nash I. American Sweethearts: Teenage Girls in Twentieth-Century Popular Culture. Indiana University Press; 2005, 280 p.

4. Doherty Т. Teenagers and Teenpics:

The Juvenilization of American Movies in the

REFERENCES

1. Kazyuchic M. F. Chelovek v ehkrannyh iskusstvah: geroj i serial. Vestnik VGIK. [Human Being in Media Arts: Character and TV Series. Bulletin VGIK]. Moscow; 2011; 9: 86-98. (In Russ)

2. Inness Sh. Delinquents and Z Debutantes. NY: NYU Press; 1998, 332 p.

3. Nash I. American Sweethearts: Teenage Girls in Twentieth-Century Popular Culture. Indiana University Press; 2005,280 p.

1950s. Philadelfia: Temple Unversity Press; 2002.272 p.

5. Brickman B. J. New American teenagers: the lost generation of youth in 1970s film. Bloomsbury Academic; 2012. 280 p.

6. Brickman B. J. "A Strange Desire That Never Dies": Monstrous Lesbian Camp in the Age of Conformity // Discourse. 2016; Vol. 38; Is. 3: 356-389.

7. Цыркун Н. Эстетика кэмпа и кинокомикс // Вестник ВГИК. М., 2013.

8. Спутницкая Н. Универшкола. Сериал «Физика или Химия» // Искусство кино. 2011. № 11. С. 22-34.

9. Спутницкая Н. Ю. Базовые элементы художественной структуры школьной драмы на телевидении: сериалы «Подростки

с улицы Деграсси» и «Беверли Хиллс 90210» // Телекинет. 2018. № 2. С. 4-10.

4. Doherty T. Teenagers and Teenpics: The Juvenilization of American Movies in the 1950s. Philadelfia: Temple Unversity Press; 2002.272 p.

5. Brickman B. J. New American teenagers: the lost generation of youth in 1970s film. Bloomsbury Academic; 2012,280 p.

6. Brickman B. J. A Strange Desire That Never Dies": Monstrous Lesbian Camp in the Age of Conformity. Discourse. 2016; Vol. 38; Is. 3: 356-389.

7. Tsyrkun N. Estetika kempa I kinokomiks. Vestnik VGIK [Camp Aesthetics and Movie Mix. Bulletin VGIK]. 2013; 17: 96-104 (In Russ)

8. Sputnickaya N. Univershkola. Serial "Fizika ili Himiya". Iskusstvo kino. [UniverSchool: TV-serial "Physics or chemistry". Cinema art]. 2011; 11: 22-34 (In Russ)

9. Sputnickaya N. Bazovye ehlementy hudozhestvennoj struktury shkol'noj dramy n atelevidenii: serialy "Podrostki s ulicy Degrassi" i "Beverli Hills 90210". [Elements of the figurative structure of the TV-series "Degrassi junior high" and "Beverli Hills 90210"]. Telecinet. 2018; 2:4-10 (In Russ.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Спутницкая Нина Юрьевна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института киноискусства Всероссийского государственного института кинематографии (НИИКВГИК). E-mail: nina-arte@rambler.ru ORCID: 0000-0003-1989 — -182

ABOUT THE AUTHOR:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nina Sputnitskaya — PhD in Arts, senior researcher, Research institute of Motion Picture Russian State University of Cinematography namus aftek S. Gerasimov (PIMPA, VGIK). E-mail: nina-arte@rambler.ru ORCID: 0000-0003-1989-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.