Научная статья на тему 'Молодежная безработица: проблемы, решения'

Молодежная безработица: проблемы, решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
716
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / YOUTH UNEMPLOYMENT / PROFESSIONAL EDUCATION / COMPARATIVE PEDAGOGIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бибик В. Л.

В работе описаны проблемы молодежной безработицы, с которыми сталкивается общество, как в России, так и зарубежных странах. Решение данных проблем возможно путем совершенствования образовательных систем профессионального образования на основе сравнительного анализа зарубежного и российского опыта подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бибик В. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH UNEMPLOYMENT: PROBLEMS, DECISIONS

Last years the problem of youth unemployment sharply faces to a society, both in Russia, and in foreign countries. The decision of the given problem is possible by development of national educational systems on the basis of the comparative analysis of foreign and domestic professional education.

Текст научной работы на тему «Молодежная безработица: проблемы, решения»

тов в образовательном процессе не абстрагированную игру (направленных на личность), развивающих (на творца), форми-

объемов, а рождение совокупностей творе- рующих (на художника) и на их основе осуществлять образований, образов, связанных с традициями и своеобразием духов- тельные процессы' воспитательный развивающий учебный

ного мир°°тражения определенного народа, выраженное кон- Педагогическая деятельность с помощью тактик: защиты, помо-

цептуально в модели (картине) мира (языческой, христианской) щи содействия взаимодействия - создадут пространство пси-

характеризуемое его интеллектом, духовной мощью и духовными способностями холого-педагогической поддержки студента, призванной обеспе-

В свою очередь видение значимости каждой дисциплины чить ему комфортность в учебе и жизнедеятельности в вУзе,

в модели подготовки бакалавра позволит педагогам системно по-нашему убеждению, откроет новые возможности обуча-

соотносить и чётко представлять взаимосвязь образовательных емого, а именно рост его потенциала - личностного, творческо-

целей и задач в преподавании дисциплин: воспитательных го, художественно-эстетического, преподавательского.

Библиографический список

1. Реформы образования: аналитический обзор / под ред. В.М. Филиппова. - М., 2003.

2. Боголюбов, Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. -

2002. - № 9.

3. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище. - UNESCO, 1996.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004.

5. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. -

№ 10.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.

7. Равен, Джон. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / пер. с анл. - М., 2001.

8. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО, 23 апреля 2002. - Центр «Эйдос» [Э/р]. - Р/д: wWW/eidos.ru/news/compet/htm

9. [Э/р]. - Р/д: http://sipk.unpo.ru/html/konferencii.files/25.htm

10. Сластенин, В.А. Социально-профессиональная компетентность личности: концептуальная модель / В.А. Сластенин, Л.В. Блинов, В.Л. Недорезова // Непрерывное образование: от методологии до практического воплощения: сб. науч. ст. / под ред. С.А. Хмара, Е.В. Елисеевой. - Хабаровск, 2007.

11. Кудрявцев, А.П. Архитектурное образование: проблемы развития / А.П. Кудрявцев, А.В. Степанов, Н.Ф. Метленков, Ю.П. Волчок. -М., 2002.

12. Литвиненко, О.С. О разработке нового профиля подготовки бакалавров художественного образования // Успехи современного естествознания. - 2009. - №10.

13. Андреев, В.Н. Образ выпускника ЦЭВД / В.Н. Андреев, Н.Н. Никитин // Искусство в школе. - 2011. - №2.

14. Андреев, В.Н. Проблема соотношения понятий креативности и творчества в художественной деятельности / Современное искусство: проблемы, тенденции, перспективы (в рамках второго Международного фестиваля современного искусства «Увидеть невидимое»): сб. статей / под ред. Л.В. Блинова. - Хабаровск, 2011.

15. Баумгартен, А. Эстетика // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. - М., 1964. - Т II.

16. Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития. - Казань, 1994.

Bibliography

1. Reformih obrazovaniya: analiticheskiyj obzor / pod red. V.M. Filippova. - M., 2003.

2. Bogolyubov, L.N. Bazovihe socialjnihe kompetencii v kurse obthestvovedeniya // Prepodavanie istorii i obthestvoznaniya v shkole. - 2002. -№ 9.

3. Delor, Zh. Obrazovanie: sokrihtoe sokrovithe. - UNESCO, 1996.

4. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetentnosti kak rezuljtativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. - M., 2004.

5. Bolotov, V.A. Kompetentnostnaya modelj: ot idei k obrazovateljnoyj programme / V.A. Bolotov, V.V. Serikov // Pedagogika. - 2003. - № 10.

6. Koncepciya modernizacii rossiyjskogo obrazovaniya na period do 2010 goda. - M., 2002.

7. Raven, Dzhon. Pedagogicheskoe testirovanie: problemih, zabluzhdeniya, perspektivih / per. s anl. - M., 2001.

8. Khutorskoyj, A.V. Klyuchevihe kompetencii i obrazovateljnihe standartih. Doklad na otdelenii filosofii obrazovaniya i teorii pedagogiki RAO, 23 aprelya 2002. - Centr «Ehyjdos» [Eh/r]. - R/d: WwW/eidos.ru/news/compet/htm

9. [Eh/r]. - R/d: http://sipk.unpo.ru/html/konferencii.files/25.htm

10. Slastenin, V.A. Socialjno-professionaljnaya kompetentnostj lichnosti: konceptualjnaya modelj / V.A. Slastenin, L.V. Blinov, V.L. Nedorezova / / Neprerihvnoe obrazovanie: ot metodologii do prakticheskogo voplotheniya: sb. nauch. st. / pod red. S.A. Khmara, E.V. Eliseevoyj. - Khabarovsk, 2007.

11. Kudryavcev, A.P. Arkhitekturnoe obrazovanie: problemih razvitiya / A.P. Kudryavcev, A.V. Stepanov, N.F. Metlenkov, Yu.P. Volchok. - M., 2002.

12. Litvinenko, O.S. O razrabotke novogo profilya podgotovki bakalavrov khudozhestvennogo obrazovaniya // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - 2009. - №10.

13. Andreev, V.N. Obraz vihpusknika CEhVD / V.N. Andreev, N.N. Nikitin // Iskusstvo v shkole. - 2011. - №2.

14. Andreev, V.N. Problema sootnosheniya ponyatiyj kreativnosti i tvorchestva v khudozhestvennoyj deyateljnosti / Sovremennoe iskusstvo: problemih, tendencii, perspektivih (v ramkakh vtorogo Mezhdunarodnogo festivalya sovremennogo iskusstva «Uvidetj nevidimoe»): sb. stateyj / pod red. L.V. Blinova. - Khabarovsk, 2011.

15. Baumgarten, A. Ehstetika // Istoriya ehstetiki. Pamyatniki mirovoyj ehsteticheskoyj mihsli: v 5 t. - M., 1964. - T II.

16. Andreev, V.I. Ehvristika dlya tvorcheskogo samorazvitiya. - Kazanj, 1994.

Статья отправлена в редакцию 15.07.12

УДК 331.23-053.6:331.5

Bibik V.L. YOUTH UNEMPLOYMENT: PROBLEMS, DECISIONS. Last years the problem of youth unemployment sharply faces to a society, both in Russia, and in foreign countries. The decision of the given problem is possible by development of national educational systems on the basis of the comparative analysis of foreign and domestic professional education.

Key words: youth unemployment, professional education, comparative pedagogic.

В.Л. Бибик, канд. техн. наук, зам. директора по учебной работе Юргинского технологического института (филиала) Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Юрга, E-mail: bibik@tpu.ru

МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ

В работе описаны проблемы молодежной безработицы, с которыми сталкивается общество, как в России, так и зарубежных странах. Решение данных проблем возможно путем совершенствования образовательных

систем профессионального образования на основе сравнительного анализа зарубежного и российского опыта подготовки специалистов.

Ключевые слова: безработица среди молодежи, профессиональное образование молодежи, сравнительная педагогика.

За время мирового глобального кризиса - с 2007 по 2009 г. - доля безработных среди молодежи в мире выросла с 11,9% до 13%. То есть в конце 2009 г. из 620 млн. экономически активной молодежи в возрасте от 15 до 24 лет 81 млн. человек не имели работы, и это самый высокий показатель молодежной безработицы за все время проведения оценок, отмечают исследователи Международной организации труда (МОТ) в своем докладе «Глобальные тенденции молодежной занятости в 2010 году» (ILO Global Employment Trends for Youth 2010).

В 2010 г. мировая безработица среди молодежи продолжила расти и достигла беспрецедентной цифры в 81,2 млн. (13,1%). В 2011, молодежная безработица снизилась до 78,5 млн. (12,7%). Для сравнения: глобальная безработица среди взрослых в 2009 г. достигла своего пика в 4,9%, а в 2010 и 2011 гг. она снижалась на 0,1 процентного пункта в год (до 4,8% и 4,7% соответственно).

Согласно исследованиям Международной организации труда, тенденция роста молодежной безработицы «будет иметь серьезные последствия, поскольку новые группы молодых людей, которые будут выходить на рынок труда, присоединятся к уже безработным». Авторы предупреждают: «Кризис оставил наследство в виде «потерянного поколения» - молодых людей, выброшенных с рынка труда и потерявших надежду заработать средства на достойную жизнь» [1].

С 2008 по 2009 г. молодежная безработица в развитых странах и государствах Европейского союза выросла на 4,6%, в странах Центральной и Юго-Восточной Европы - на 3,5%. Это самый большой годовой рост молодежной безработицы, когда-либо зарегистрированный в каком-либо регионе мира. Уровень молодежной безработицы в развитых странах и государствах ЕС достиг в 2009 г. 17,7% - это самый высокий показатель среди регионов мира, зафиксированный за все время проведения региональных оценок (с 1991 г.).

В большинстве регионов молодые женщины более других пострадали от безработицы. Исключением стали лишь развитые страны и государства ЕС, где безработица среди юношей была выше: в период с 2007 по 2009 г. безработица среди юношей выросла на 6,8 процентного пункта по сравнению с 3,9 процентного пункта среди девушек.

В некоторых странах, например в Испании и Соединенном Королевстве, в годы кризиса был отмечен рост экономической неактивности молодежи. Это приводит к росту разочарования среди тех молодых людей, которые в результате роста безработицы оставили поиски работы.

Согласно данным Международной организация труда при ООН уровень безработицы среди российской молодежи выше, чем в среднем по миру, и составляет 16% [2].

Столь высокий уровень молодежной безработицы - не только следствие социальных и экономических событий, но и результат деградации отечественного высшего образования. По данным Минобразования, ежегодно в России около 100 тыс. выпускников не могут трудоустроиться. Больше всего безработных среди старшекурсников и выпускников гуманитарных вузов.

С увеличением пенсионного возраста рынок труда всего мира столкнулся с ситуацией, когда рабочие места занимают опытные специалисты, «досиживающие» в компаниях до пенсии. Это отражается на безработице, и в первую очередь как раз на молодых специалистах: им не остается мест в компаниях. Важная причина, особенно в России, - несогласованность системы образования, работодателей и государства. Молодежь получает рискованные профессии, не может найти работу на перенасыщенном рынке. Как следствие - большое количество рабочих вакансий и проблемы в трудоустройстве специалистов.

Работодатель не хочет рисковать и боится брать молодых: их надо учить. Молодые пугают работодателей своими трудовыми привычками, этикой, неумением говорить, писать, работать. У молодых совсем иные навыки, старшие поколения часто не понимают возможностей молодых, видя только недостатки.

Нельзя переоценивать активность и амбиции самих молодых кандидатов. Часто они не проявляют высокой активности, гибкости и креативности в поиске работы, недовольны предлагаемым функционалом и зарплатой, не рассматривают бесплатные стажировки как возможность получить начальный опыт работы.

Низкий процент безработицы среди менеджеров по продажам практически во всех областях. Это явление обосновано ес-

тественной потребностью развития рынка и повышения продаж. Сохраняют свои позиции на рынке многие редкие специалисты в технических и IT-сферах, успевшие получить определенный опыт. Административный персонал, для которого характерна текучесть кадров, также всегда готов встретить молодых специалистов. Неблагоприятна ситуация для строительной и финансовой сфер деятельности. Здесь по-прежнему будут приветствоваться более опытные сотрудники. У творческих специальностей, нестабильных и в лучшие времена, особенно критичное положение.

Что делать молодым выпускникам, чтобы не остаться после вуза без работы? Все эксперты сходятся во мнении: еще во время учебы искать любую возможность работы по специальности, накапливая опыт и навыки. Следует ориентироваться на спрос профессий, а не на моду и престиж. Профессия технолога не престижна. Однако технологов увольняют в последнюю очередь. Именно у них ключ к секретам производств.

Нужно начинать работать на 3-4-м курсе. Пусть даже без оплаты. Многие работодатели сейчас предлагают программы включения студентов с последующим трудоустройством. Одной специальности мало. Нужен еще какой-то выгодный навык, конкурентное преимущество, например, для выпускников вуза -рабочая профессия.

Постоянное повышение требований, предъявляемых к уровню квалификации специалистов и их социально-психологическим характеристикам, внедрением новых информационных технологий в производство, усилением роли обучения на протяжении всей жизни, с одной стороны, и с другой - недостаточная эффективность подготовки людей к выходу на рынок труда, отсутствие у них навыков адаптации к новым условиям труда, остро ставит проблему инвариантных образовательных моделей для обеспечения опережающего характера профессионального обучения.

В связи с этим становится необходимой модернизация системы профессионального образования молодежи для ее подготовки к новым реалиям мира занятости, непрерывному переобучению и возможной смене профессии, что, в свою очередь, актуализирует изучение вариативных путей решения проблемы подготовки кадров на уровне мировых достижений [3].

Для решения глобальных задач, стоящих перед российским образованием, необходимо применить сравнительную педагогику, теоретически исследовать фундаментальные основы зарубежной и отечественной школы, рассмотрения их развития в историческом и прогностическом аспектах, что дает более глубокое понимание необходимости модернизации отечественного профессионального образования, способствует внедрению современных педагогических инноваций.

Примеры переноса лучших международных образовательных практик к российскому контексту характерны для России. Это единый государственный экзамен, как вариант стандартного тестирования, дуальная система профессионального образования, портфолио в качестве формы аутентичного оценивания и др.

Преимущества получения диплома о высшем образовании в европейских высших учебных заведениях очевидны: усиленная научная база, мощные образовательные возможности и перспектива получить высокооплачиваемую работу в странах Евросоюза. Образовательная система Германии, как и в большинстве европейских стран, основывается на бакалавриате и магистратуре.

Первая академическая степень, которую может получить студент немецкого ВУЗа - бакалавр (в немецком варианте B.A., B.Sc., Bachelor of Engineering и др.). Бакалавр - ученая степень, которая признается уже на международном уровне. Обучение в бакалавриате длится от шести до восьми семестров, после чего студенты имеют право продолжить образование, либо трудоустраиваться по специальности.

Следующая академическая степень - магистр. В немецком дипломе она будет обозначена как M.A., M. Sc., Master of Engineering. Условием получения данной степени является наличие у студента диплома бакалавра. На протяжении одного-двух лет студенты немецких ВУЗов углубляют свои знания по специальности.

Основной отличительной чертой немецкого образования от отечественного является наличие в образовательной системе государственного признания высшего образования. 81аа1зехатеп чем-то похож на государственный экзамен. Однако порядок сдачи данного экзамена определяется не университетом, а Федеральной землей. Данный федеральный экзамен проводится под государственным надзором. 81аа1Бехатеп является обязательным для тех, кто имеет желание работать в Германии врачом, учителем, адвокатом или фармацевтом.

Первый федеральный экзамен можно сдать после успешного завершения обучения по специальностям: право, медицина, фармацевтика, а также педагогика. Только после сдачи федерального экзамена диплом будет считаться действительным на территории Федеральной республики Германии, а также во всех странах Евросоюза. После сдачи Первого федерального экзамена и окончания практической части обучения, студент имеет право сдать Второй федеральный экзамен и/или начать обучение в аспирантуре.

Следующая академическая степень в немецких университетах - это доктор. В дипломе любого университета Германии она будет обозначена как Doktor или РЬЮ. Этот диплом может полу-

чить любой студент, который успешно завершил обучение в аспирантуре немецкого ВУЗа и защитил свою научную работу. Длительность обучения для получения диплома доктора зависит соответственно от выбранной студентом научной темы. Как правило, обучение в аспирантуре составляет от двух до пяти лет.

Существует две возможности получить диплом доктора в Германии. Первая - робота над своей научной работой под руководством профессора выбранного ВУЗа со свободным выбором темы. Вторая - обучение в рамках структурированной аспирантской программы. Это, к примеру, такие известные студенческие программы как Graduiertenkolleg, Graduate School, Internationales Promotionsprogramm [4].

Исторически Германию и Россию связывают сложившиеся отношения, на протяжении многих лет Германия оказывала существенное влияние на развитие российской культуры, экономики, политики и системы образования. Именно немецкая модель образования была приятна в качестве основы системы образования в СССР Сравнительный анализ российской и немецкой системы образования позволит оценить передовой опыт подготовки кадров и применить этот опыт для развития отечественной системы образования.

Библиографический список

1. Федотова, Е.Е. Теория и практика подготовки к занятости учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений зарубежных стран (на опыте США, Германии, Дании): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Томск, 2003.

2. Молодежная безработица бьет рекорды [Э/р]. - Р/д: http://www.vedomosti.ru/career/news/1080531/molodezhnaya_bezrabotica_bet_rekordy

3. Молодежная безработица в России выше, чем в мире [Э/р]. - Р/д: http://www.dp.rU/a/2010/08/27/Molodezhnaja_bezrabotica_v/

4. Образование заграницей: диплом в Германии [Э/р]. - Р/д: http://www.buydiplom.com/id_76.html

Bibliography

1. Fedotova, E.E. Teoriya i praktika podgotovki k zanyatosti uchathikhsya obtheobrazovateljnihkh shkol i professionaljno-tekhnicheskikh uchebnihkh zavedeniyj zarubezhnihkh stran (na opihte SShA, Germanii, Danii): avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Tomsk, 2003.

2. Molodezhnaya bezrabotica bjet rekordih [Eh/r]. - R/d: http://www.vedomosti.ru/career/news/1080531/molodezhnaya_bezrabotica_bet_rekordy

3. Molodezhnaya bezrabotica v Rossii vihshe, chem v mire [Eh/r]. - R/d: http://www.dp.ru/a/2010/08/27/Molodezhnaja_bezrabotica_v/

4. Obrazovanie zagraniceyj: diplom v Germanii [Eh/r]. - R/d: http://www.buydiplom.com/id_76.html

Статья поступила в редакцию 29.05.12

УДК 53(072)

Volkova N.G. INDIVIDUAL SELF-ACTUALIZATION OF TRAINEE IN TEACHING PHYSICS IN HUMANITARIAN PROFILE OF EDUCATION. The article is devoted to the problem of self-actualization of trainees from profile groups in the conditions of humanitarian profile education. Self-actualization aims on the development of interest in physics among students and increases their level of socialization. Also, self-actualization will allow students to expand the scope of professional self-determination.

Key words: actualization, self-actualization, individual self-actualization, problems of physics teaching in the humanitarian profile education, motivational factors, the resources of interest of the students own learning and cognitive activity, the personal meaning of the teaching, weighting factor of acquired knowledges.

Н.Г. Волкова, соискатель каф. ТиМОФ ЧГПУ, преп. физики ЧПК № 1, г. Челябинск, E-mail: igels-fam@mail.ru

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ГУМАНИТАРНОМ ПРОФИЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья посвящена проблеме самоактуализации обучающихся профильных групп в условиях гуманитарного профильного образования. Самоактуализация нацелена на развитие интереса к физике у обучающихся и повышения их уровня социализации. Также самоактуализация позволит обучающимся расширить сферу профессионального самоопределения.

Ключевые слова: актуализация, самоактуализация, самоактуализация личности обучающегося, проблемы обучения физике в гуманитарном профильном образовании, мотивационные факторы, ресурсы интереса обучающихся к собственной учебно-познавательной деятельности, личностный смысл учения, фактор значимости приобретаемых знаний.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 17 апреля 2012 г. № 413, важнейшей стратегической задачей образования определяет развитие человеческого капитала страны. В новом стандарте конечный результат образовательной деятельности российской школы фиксируется в портрете будущего выпускника. Выпускник должен обладать определенными компетенциями гражданина, а именно: должен быть гражданином, осознающим себя личностью, уважающим других людей, умеющим вести конструктивный диалог, достигающим взаимопонимания и успешно взаимодействующим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для достижения общественно-значимых результатов; активным и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни; владеющим основами научных методов познания окружающего мира, креативно и критически мыслящим, мотивированным на творчество и инновационную деятельность.

В положениях правительственного документа «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года» от 8 декабря 2011 г. № 2227-р также установлены приоритетные направления модернизации образования, нацеленные на повыше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.