Научная статья на тему 'Молодежь в стратегии будущего России'

Молодежь в стратегии будущего России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
488
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ильинский Игорь Михайлович

Автор определяет уроки, которые необходимо учитывать при разработки молодежной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежь в стратегии будущего России»

РАЗДЕЛ IV

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

УДК 316.31.4

И. М. Ильинский МОЛОДЕЖЬ В СТРАТЕГИИ БУДУЩЕГО РОССИИ

Я около 20 лет занимался молодежной тематикой, написал несколько книг и многие десятки статей, был инициатором разработки теоретических и правовых основ государственной молодежной политики в СССР (1986 г.), научным руководителем и одним из авторов закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», принятого в мае 1991 г., руководил подготовкой и был основным автором двух первых докладов Правительству РФ «О положении молодежи». В 1993 г. в качестве общих выводов первого доклада Комитета по делам молодежи РФ Правительству РФ я утверждал, что: 1) численность молодежи в России сокращается, общество стареет; 2) каждое новое поколение детей и молодежи менее здоровое, чем предыдущее; болезни «переселились» из старости в молодость; молодежь вымирает быстрее, чем старшее поколение; под угрозой генофонд нации; 3) падает интеллектуальный потенциал молодежи, происходит умственное вырождение молодых поколений, а с этим - снижение инновационного потенциала молодежи и общества; 4) резко обостряется проблема занятости молодежи; 5) социальный статус молодежи по всем пунктам быстро снижается, материально-бытовое положение и доступ к образованию обвально ухудшились и ухудшаются; молодежь все более оттесняется на обочину жизни общества, маргинализируется; 6) субъективность молодежи, т. е. ее самосознание, самоидентификация и организованность, роль в общественной жизни, политике, защите своих интересов, продолжает падать; молодежь брошена на произвол судьбы, оказалась в положении жертвы и заложника политических, сепаратистских, националистических амбиций; молодежью манипулируют, ее используют, не допуская в структуры представительной и исполнительной власти; 7) происходит духовное и нравственное разложение молодежи, которой овладевает дух крайнего индивидуализма и прагматизма, безмерного потребительства и обогащения любой ценой; молодежь все более криминализируется, обвально нарастают алкоголизм, наркомания, проституция. И так далее.

Тринадцать лет назад я прогнозировал дальнейшее ухудшение ситуации, если курс проводившихся тогда «реформ» сохранится. Но действительность оказалась гораздо хуже. Приведу только две цифры. К 1998 г., т. е. за пять лет, «молодежная» наркомания России выросла в 14 раз; молодежь стала

вымирать почти в два раза быстрее старших поколений. И сегодня таких цифр - множество. Поставим вопрос шире: что все это значит, если связать понятие «молодежь» и происходящее с ней с понятиями «общество», «народ», «нация» и их развитием? В 1993 г. я считал, что вывод может быть только один и он крайне тревожен: российская нация, российское общество деградируют. Тринадцать лет назад этот вывод прозвучал как вызов и сенсация. Сейчас для людей посвященных - это уже расхожий тезис, который, однако, многими все еще расценивается как миф, еще одна «страшилка». Но это так и есть.

Надо сказать, что мои нынешние оценки положения молодежи в российском обществе в основном остаются прежними, хотя некоторые коррективы произошли (я, например, не говорю ныне о разрыве поколений, как это было в ту пору, когда около 10 % молодых людей свое отношение к старшему поколению определяло словом «ненавижу», а более 65 % «отцов» не могли найти общего языка с «детьми». Молодые люди сегодня более трезво оценивают прошлое, стали несколько патриотичней). Однако действительную ситуацию в молодежной среде сегодня, на мой взгляд, в России не знает никто: в стране нет серьезной структуры, отвечающей за изучение и оценку этой ситуации, за выработку мер, направленных на ее улучшение.

Одним словом, на вопрос: «Какова же роль молодежи в стратегии будущего России с точки зрения российской власти?» - следует ответить совершенно определенно: на словах, как утверждают некоторые, значительная, а на самом деле кое-какая. «Молодежь - будущее России» - не более чем расхожая и пустая фраза. Никакой внятной и последовательной стратегии в этой области не существует. Все, что делается, носит спорадический, эклектический, непродуманный характер.

И неудивительно: дело в том, что сама страна не имеет внятной стратегии, из которой вытекают все остальные стратегии: образовательная, культурная, работа с молодежью и т. д. В этом - главная беда.

Россия сегодня имеет два образа и соответствующие им две «стратегии». Согласно первому - фактически официальному образу Россия - это страна-банкрот, она не может на равных конкурировать с Западом. Экономика разрушена, способы добычи природных ресурсов - нефтяные и газовые скважины и т. п. устарели, истощены, а новые - труднодоступны. Денег на реконструкцию нет. Поэтому народу плохо живется. Вот когда стабилизируем финансы, снизим инфляцию, станем технологически передовыми, вот тогда народ и заживет. Это и есть в сути своей упрощенная официальная «стратегия». Послушайте, о чем говорят на заседаниях правительства - только об этом. Второй, неявный, не декларируемый образ России совсем иной: Россия на самом деле - богатая страна. Самая богатая в мире! По природно-ресурсному потенциалу она примерно в два раза превосходит США, в пять-шесть раз Германию и в 18-20 раз - Японию. Весь вопрос в том, как используются эти ресурсы, этот потенциал, каков механизм распределения

дохода от национального богатства России. Но об этом говорить вслух не принято. Потому что, как оказывается, и теперь ежегодная чистая прибыль страны составляет 60-80 млрд долларов США. Это в 2-2,5 раза больше объема нынешних бюджетных средств. Ежегодно в России прибавляется по пол-тора-два десятка долларовых миллиардеров! В 2006 г. состояние владельца Новолипецкого металлургического комбината Лисина увеличилось на 8 млрд долларов. Ничего себе, страна-банкрот. Но этот образ затуманивается, и не без умысла. Дело в том, как известно, что основная часть рентного дохода приватизирована. И тут возникает вопрос: или деприватизация, национализация природных ресурсов, или... Или следовать первой стратегии - т. е. обманывать народ, говорить, что денег ни на что нет, а уж тем более на молодежную политику. В этом случае если вдруг миллиардер Потанин или какой-нибудь другой олигарх отваливает 50 млн долларов на компьютеризацию сельских школ или еще какие-то нужды, то это просто чудо. Эти люди предстают в образах великих граждан, меценатов, которых показывают по IV, назначают в Общественную палату.

При таком отношении к молодежи ситуация будет ухудшаться. Тем более что к факторам внутреннего характера добавился и будет усиливаться фактор внешний.

Надо понимать, что конец XX столетия - это время, когда только начинался запуск общемирового политического проекта под названием «глобализация», которая в сущности своей является основным инструментом империалистической войны нового типа, в основе которой лежат супертайность действительных целей и задач, растянутость во времени, запредельная циничность в плане моральных оправданий, двойные стандарты и т. п. Я убежден, что отношение США к России необходимо рассматривать исключительно в категориях войны, отдавая себе отчет в том, что все мирные средства - дипломатия, политические игры - это превентивные формы войны.

Действительной целью этой войны являются колоссальные сырьевые, энергетические, лесные и водные ресурсы России, на пути к которым пока еще стоит российский народ: его особый менталитет и нежелание одним махом заглотить систему американских ценностей, сменить российскую культуру на западную, русский язык - на английский и т. д. Тогда ему предлагается для начала информационная, психологическая, культурная война.

Я не хочу доказывать справедливость этого тезиса. Для меня и, думаю, многих других, он очевиден. Хотя для абсолютного большинства нынешних политиков, госдеятелей, населения, в том числе молодых людей, это чистой воды алармизм. Разумеется, нынешнюю ситуацию в молодежной среде и взгляд на будущее проще определять по принципу: с одной стороны, с другой, с третьей, пятой и двадцатой.

Можно найти (они есть!) и позитивные тенденции. Но это только затуманивает проблему, а не проясняет ее. На мой взгляд, в критической ситуации

нужен открытый, прямой концептуальный взгляд. Он заключается в том, что Россия находится в состоянии войны. Неважно, как ее называть: «холодной», «теплой», новой или продолжающейся. Война - вот имя существительное.

Какие же уроки применительно к теме нашего разговора следуют из проигранной СССР холодной войны?

Когда холодная война только начиналась, исходным пунктом документа Национального совета безопасности № 68, одобренного Президентом США Г. Трумэном в апреле 1950 г., было утверждение, что «холодная война - это на самом деле настоящая война». Отсюда были предприняты все меры, ко -торые необходимы на войне: определены цели, задачи, стратегия, тактика, средства достижения целей и т. д.

В СССР такого понимания не было. Даже у политической власти. Тем более у молодежи. Я помню годы своей работы в комитете комсомола стройки, первым секретарем райкома комсомола, в ЦК ВЛКСМ. «Холодная война», «психологическая война» - это были пропагандистские штампы, которые мы произносили по случаю, но в то, что это война на уничтожение, что будет уничтожен именно СССР, никто не верил.

И это происходило в то время, когда «холодная война» была объявлена. Тем более трудно понять, что война нового типа идет сегодня, когда ее никто не объявлял, когда в начале «реформ» около 10 лет даже существовали понятия, будто США и Россия - стратегические партнеры, а президент России уверял, что «Билл - друг», «Коль - друг».

Свое предисловие к «Стратегии США в области национальной безопасности», обнародованной в марте 2006 г., президент США Д. Буш начинает словами: «Америка находится в состоянии войны». Дальше говорится, ко -нечно же, о международном терроризме, но это не более чем примитивная уловка. О чем идет речь на самом деле, прекрасно понимает каждый трезвомыслящий человек. Речь идет об установлении нового мирового порядка. Ирак, Белград, Афганистан, снова Ирак, цветные революции - в Украине, Киргизии, Грузии, давление на Россию, как только ее действия не отвечают интересам США - вот для чего нужна этой стране самая мощная в мире армия, на которую они ежегодно тратят более 550 млрд долларов.

Итак, если мы способны учиться, то в новой исторической ситуации, где все по форме происходит немножко не так, а по существу - все то же самое - война - власть и общество должны осознать, что против России ведется самая настоящая война нового типа, что страна находится в состоянии войны. Это - первый урок.

Применительно к теме нынешнего разговора он состоит в том, что проблему будущего России и связанную с этим будущим проблему молодежи надо рассматривать прежде всего в категориях войны. Хотя, если оглянуться вокруг, то можно подумать, что никакой борьбы за молодежь нет, что это просто вымысел. Если смотреть на проблему изнутри, то это так и есть:

государство и общество не борются за молодежь. За нее грызутся между собой в канун выборов политические партии. И только.

А что же внешние силы? Что такое особенное они делают с нашей молодежью, чтобы назвать это борьбой, тем более войной? Обыватель никак не может этого понять: очень многим нравятся американские фильмы, их поп-культура и вообще все американское. Нашему противнику гораздо проще: он выступает со стороны зла и порока. Человек, даже более или менее сформировавшийся, очень легко расчеловечивается. Многим скотское ближе человеческого. Нам надо утверждать в молодых душах добро и высокие добродетели, тянуть от скотства вверх, к духовному Это очень трудно. Противники ничего особенного не делают: крутят фильмы - пошлые, забивают эфир попсой - низкопробной и так далее, всем хорошо известное. Ничего другого им и делать не надо - они-то не собираются тянуть нашу молодежь к вершинам ума и добродетелей.

Всем известно письмо А. Даллеса, по поводу которого идут споры, было оно или не было. На самом деле это не имеет значения. В ходе холодной войны Запад делал именно то, о чем говорится в этом тексте: вырывал духовные корни, опошлял и уничтожал основы народной нравственности, расшатывал таким образом поколение за поколением, разлагал, развращал, растлевал детей и молодежь, превращая молодых людей в циников, пошляков, космополитов.

Именно это они и сделали. Да, была пионерская организация, был комсомол, которые немало делали для воспитания молодежи. Но ее социальные нужды они не могли удовлетворить. Это не было их функцией. Государство же стояло в стороне от множества социальных проблем, которые накапливались и обострялись. И неслучайно именно молодежь горячо поддержала перестройку, стала горючим материалом разного рода антигосударственных выступлений.

Если мы способны учиться у истории, то должны обратить внимание на то, что и ныне внешние силы делают ставку на молодежь, которая составляла главную силу цветных революций.

Значит, государство и общество должны подумать о том, каким образом снять предельно обострившиеся социальные проблемы в молодежной среде. Это второй урок.

Поскольку США, как отмечалось в Директиве NSC 20/1 1948 г., не связаны определенным сроком для достижения своих целей, поскольку у них «нет строгого чередования периодов войны и мира», а решить задачу военным путем не представляется возможным по многим причинам, то, как и в холодной войне, главная ставка делается на постепенную переделку «человеческого материала» - населения России, и прежде всего детей и молодежи. Если все будет идти так, как идет ныне, через два-три поко -ления (если страна из-за малограмотных действий политиков не развалится гораздо раньше) население России будет в основном исповедовать

попсовую культуру, говорить и думать по-английски, а значит, все ныне скрытые цели, которые ставят наши противники, будут достигнуты ими сами собой, автоматически.

В том же документе 1950 г., который я уже цитировал, говорилось, что осуществление программы этой войны «потребует от всех нас (американцев. - И. И.) находчивости, жертвенности и единства», В документе 20/1 1948 г. говорилось, что главная проблема СССР - это отношения властей с народом. Власть думала, что она вечна, народ, не видевший перспектив решения продовольственных, жилищных и иных проблем, угрюмо молчал. Но котел гнева нагревался.

Я считаю, что история повторяется: лишь в последние два-три года власти вроде бы проявляют некоторую расторопность и твердость в отстаивании национальных интересов, появилась партия с названием «Единство». Хотя на самом деле нация расколота на множество частей, целых 15 лет власти было абсолютно наплевать на народ. Проблема отношения власти и народа - это по-прежнему главная проблема России. И чем хуже эти отношения, тем лучше нашим противникам.

Если мы способны учиться у истории, то власть должна решительно и быстро улучшить свои отношения с народом. Иначе народ, если его вновь соблазнят какой-нибудь новой утопией, перестройкой или реформой, сбросит эту власть так же легко, как это было в 1917 и 1991 гг. И вновь горючим взрывным материалом в этом перевороте будет молодежь - жертва заблуждений и ошибок взрослых. Это третий урок.

Теперь нам ясно, что в холодной войне США и их союзники действовали в соответствии с тщательно разработанными программами, планами, доктринами, над созданием которых работали лучшие умы Штаба планирования политики, Совета национальной безопасности, ЦРУ и многие научные центры. В книге «Главный противник», составителем которой я являюсь, впервые на русском языке изданы совершенно секретные документы американской внешней политики и стратегии 1945-1950 гг. Многие документы не опубликованы и, вероятно, никогда не увидят свет.

Все мои усилия найти какие-нибудь такого же рода программные документы со стороны советского государства и ЦК КПСС пока не увенчались успехом. Вероятней всего, их просто не было.

И в этом случае история ныне повторяется. Не сомневаюсь, что у США есть план борьбы с Россией. Есть ли подобный план у России? Не знаю.

Если мы способны учиться у истории, то Совет национальной безопасности РФ должен разработать стратегию и тактику сдерживания и противостояния внешним усилиям по всем направлениям общественной жизни: экономической, социальной, культурной и др.

Необходимо подготовить национальную доктрину работы с молодежью, в которой, на мой взгляд, следует предложить российскому обществу рассматривать детей и молодежь на данном этапе своего развития как цен-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО...

ность особого рода, как главный стратегический ресурс нации, с которым напрямую связано будущее России, ее благополучие и положение в мире.

Необходимо также принять Закон о государственной молодежной политике. Наши власти все годы «реформ» и в этом вопросе проявляют недальновидность и непоследовательность, если не сказать хуже. Созданный в начале «реформ» Комитет РФ по делам молодежи семь раз закрывали, потом создавали, пока не пристроили это направление деятельности в Министерство образования, где оно влачит жалкое существование. Этот комитет необходимо возродить, существенно усилив его финансирование.

Библиографический список 1. Борисова, Л. Г. Педагогика общей заботы / Л. Г. Борисова // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 3. - с. 31 - 49.

УДК 37.0+378

Н. Е. Щуркова ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ

«Ценностно-ориентированное воспитание», провозглашенное в 80-е гг. в качестве принципа воспитания, до сих пор остается пустой декларацией и официальным флером, прикрывающим катастрофическое положение с воспитанием школьников. Переходя из отчета в отчет как успокоительная ложь, данный принцип вовсе не имеет места в реальном воспитании детей. Исключив объективные причины, такие как низкая культура социальных условий жизни детей, негативное влияние коммерциализированных средств социальной коммуникации, остановимся лишь на субъективных причинах очевидного отсутствия ценностных отношений в школьном воспитательном процессе.

В силу своей тонкой социально-психологической природы ценностные отношения (как отношение личности к ценностям) должны быть обеспечены профессиональной подготовкой педагога, взявшегося за процесс формирования и развития данных отношений. Как садовник, возжелавший взращивать прекрасную розу, изучает особенности этого царского цветка и объективные условия его процветания, так педагог, декларирующий аксиологическую парадигму воспитания, вынужден начинать подготовку к профессиональной работе по содействию образованию в личностной структуре ребенка ценностей и ценностных отношений, прежде всего, с изучения природы феномена ценности и специфики её формирования.

Практическую реализацию ценностно-ориентированного воспитания должна была бы предварять образовательная программа педвузов, предполагающая освоение, усвоение и присвоение будущим педагогом категории «ценности» - точно так же, как ознакомление детей в школе с творчеством Пушкина предполагает изучение студентом вуза творчества великого поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.