Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА РОССИИ'

МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ / ЗАНЯТОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ / ОСНОВНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИЯ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / РЫНОК ТРУДА / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леушкина Виктория Викторовна, Зинич Алла Владимировна

Дезориентация выпускников на рынке труда является основной проблемой в России. Занятость молодежи и регулирование молодежного сегмента рынка труда в условиях современной экономики значима как для системы будущего страны, так и для учебных заведений и общества в целом. В статье представлены основные проблемы, возникающие при трудоустройстве молодежи, рассмотрена занятость и уровень безработицы среди выпускников с 2015 года по 2019 год выпуска, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Авторами представлены данные уровня безработицы в городе и сельской местности с варьированием по годам выпуска; связь основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников, получивших высшее и среднее специальное образование. Указаны наиболее невостребованные профессии (специальности) у выпускников со стажем работы 1-3 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Леушкина Виктория Викторовна, Зинич Алла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH IN THE RUSSIAN LABOUR MARKET

Graduates disorientation in the labour market is the main problem in Russia. Youth employment and the youth segment regulation is significant both for the future of the country, as well as for educational institutions and society as a whole. The article presents the main problems arising in the young people employment. Employment and unemployment rates among graduates from 2015 to 2019 with higher and secondary vocational education were examined. The authors present data on the unemployment rate in urban and rural areas with variation by year of graduation. The relationship of the main job with the profession obtained by graduates who have received higher and secondary specialized education is analyzed. The most unpopular professions for graduates with 1-3 years of practical experience are indicated.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА РОССИИ»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 9 • Номер 3 • Март 2022 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

Первое

экономическое издательство

молодежь на рынке труда россии

Леушкина В.В. 1, Зинич А.В. 1

1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Омск, Россия АННОТАЦИЯ:

Дезориентация выпускников на рынке труда является основной проблемой в России. Занятость молодежи и регулирование молодежного сегмента рынка труда в условиях современной экономики значима как для системы будущего страны, так и для учебных заведений и общества в целом. В статье представлены основные проблемы, возникающие при трудоустройстве молодежи, рассмотрена занятость и уровень безработицы среди выпускников с 2015 года по 2019 год выпуска, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Авторами представлены данные уровня безработицы в городе и сельской местности с варьированием по годам выпуска; связь основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников, получивших высшее и среднее специальное образование. Указаны наиболее невостребованные профессии (специальности) у выпускников со стажем работы 1-3 года.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07366.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:уровень безработицы, занятость выпускников, основная работа, профессия, специальность, невостребованные направления подготовки, рынок труда, Россия

Введение

Проблема молодежной занятости актуальна для всех стран мира и во все времена, так как молодежь является важной социальной группой, положение на рынке труда которой оказывает влияние на будущее национальной экономики [3] (Razumov, Skosyreva, Zinich et al.,

Вкладываемые денежные средства государством в систему образования затрагивают вопрос эффективности их вложения, которую можно оценить на основе анализа трудоустройства выпускников на российском рынке труда [6] (Skosyreva, Zinich, Revyakina et al., 2020).

Недостаток многолетних статистических и аналитических данных в России о трудоустройстве выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования не дает возможность в полной

Youth in the Russian labour market

Leushkina V.V. 1, Zinich A.V. 1

1 Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, Russia

2020).

мере оценить всю возникшую ситуацию на «молодежном рынке труда» [2] (Lopatina, Leonova, Travkin et al., 2020).

Занятость молодежи в условиях рынка труда зависит от общемировой и государственной экономической ситуации. Так, в советское время было гарантированное трудоустройство выпускников за счет их адресного распределения. Казалось бы, есть точная гарантия, что ты трудоустроен, но распределяли выпускников на долгий промежуток времени в отдаленные точки страны и с низкой заработной платой, что не удовлетворяло амбиции молодого специалиста [8] (Stukach, Zinich, Astashova, Leushkina et al., 2017).

При переходе на рыночную экономику данная практика была утеряна, и новоиспеченный выпускник стал сталкиваться с рядом проблем, которые сформировались на рынке труда.

Основными проблемами при трудоустройстве молодежи в РФ являются:

• несоответствие объемов выпусков образовательных организаций в разрезе специальностей реальному спросу на работников соответствующих специальностей со стороны работодателей;

• отсутствие опыта работы по получаемой профессии;

• несоответствие условий труда и ожидаемого размера заработной платы;

• несоответствие уровней подготовки и квалификации выпускников требованиям рабочих мест [2, 9] (Lopatina, Leonova, Travkin et al., 2020).

ABSTRACT:_

Graduates disorientation in the labour market is the main problem in Russia. Youth employment and the youth segment regulation is significant both for the future of the country, as well as for educational institutions and society as a whole. The article presents the main problems arising in the young people employment. Employment and unemployment rates among graduates from 2015 to 2019 with higher and secondary vocational education were examined. The authors present data on the unemployment rate in urban and rural areas with variation by year of graduation. The relationship of the main job with the profession obtained by graduates who have received higher and secondary specialized education is analyzed. The most unpopular professions for graduates with 1-3 years of practical experience are indicated.

ACKNOWLEDGMENTS. The study was carried out with the financial support of the RFBR as part of the scientific project No. 19-29-07366.

KEYWORDS: unemployment rate, graduates employment, key job, profession, qualifications, unpopular training programs, labour market, Russia

JEL classification: J64, J13, J21, J24 Received: 10.02.2022 / published: 31.03.2022

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Leushkina V.V. (vv.1eushkina0omgau.org)

CITATION:_

Leushkina V.V., Zinich A.V. (2022) Molodezh na rynke truda Rossii [Youth in the Russian labour market]. Ekonomika truda. 9. (3). - 689-702. doi: 10.18334/et.9.3.114336

В результате возникающих проблем молодые специалисты становятся невостребованными в условиях рынка, среди данного контингента возникает неполная занятость или безработица. Сложившие условия провоцируют потерю у молодых специалистов полученных в процессе учебы навыков, в последующем - неудовлетворенность собой, что приводит к социальному отторжению, а как следствие - «молодежной бедности» [5] (Samorodova, 2022).

В настоящее время встает проблема, что наличие образования не дает молодежи в условиях сформировавшего рынка полной гарантии трудоустройства, как это было в СССР [1] (Antonova, Mirzabalaeva, Bondarchuk, 2020).

Анализ трудоустройства выпускников с высшим и средним профессиональным образованием на рынке труда в России представлен на рисунке 1 [4, 10].

120

2,3 2,5 3,2 ЗЛ 62 11 U 2,0 р.З l^J 13.7 100 ^

2-S '2 4.< 5.8 7S 9,1

SO I Ж 15,-

60

40 i I i I I' I I I I 1

20

2010 2011 2012 2013 2014 201? 2016 2017 2018 2019

ГОЛ

■ трудоустроились ■ безработные ■ не трудоустраивались н не искали работу

Рисунок 1. Уровень трудоустрорства выпускников 2010-22019 гг.по годам выпуска, % Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. - 2021. - URL: https://rosstat.gov. ru/compendium/document/13265 Одата обращения: 15.12.2021). - Текст: электронный.

Динамика трудоустройства выпускников за 10 лет варьирует от 70,6% до 94,8%. Наиболое кризисными годами являются 201!? г. и 2014 г., в данные годы смоели тру-

ОБ АВТОРАХ:_

Леушкина Виктория Викторовна, доцент кафедры маркетинга и менеджмента, кандидат сельскохозяйственных наук, доц ент (vy.1eushkina0omgau.org)

Зинич Алла Владимировна, доцент кафедры маркетинга и менеджмента, кандидат экономических наук, доцент (av.zinich0omgau.org]

ЦИТИРОВАТЬ» СТАТЬЮ:_

Леушпина В.В., Зинич А.В. Молодежь на рынке труда Росеии // Экономика трада. - 2022. - 0ом 9. -№ 3. - С. 689-702. doi: 10.18334/et.9.3.114336

2,9

SM.

4.5

SM.:

90.

12.2

76.Ь

9.1

86,9 S2_c

10.

77.4

70.6

доустроиться лишь 70,6% и 76,8% выпускников, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Снижение данных показателей связано с историческими аспектами данных периодов.

Так, существенные изменения уровня трудоустройства выпускников, произошедшие в 2015 году, в основном связаны с кризисной ситуацией в России, которая произошла в 2014 году, что повлияло на сферу занятости населения страны. Уже в начале 2015 года начинается рост безработицы и достигает пикового значения 12,2% среди выпускников, закончивших образование в текущем году. Также в этот период времени в наибольшем объеме выпустились бакалавры, которых работодатели категорически не воспринимали и с наименьшим желанием брали на работу, называя их «недоучками» (рис. 1).

В России 2019-2020 гг. связаны с началом развития новой коронавирусной инфекции - СОУГО-19 и ухода страны на изоляцию (удаленный режим работы), которая спровоцировала высокий уровень безработицы, побивший многолетние рекорды [1] (Antonova, Mirzabalaeva, Bondarchuk, 2020). Уязвимым звеном в данной ситуации оказалась молодежь, в частности выпускники высших и средних профессиональных заведений, закончивших их в 2019 году, уровень безработицы данной категории составил 15,7%. Новое поколение выпускников оказались просто невостребованными в условиях сложившейся экономической ситуации (рис. 1).

По сведениям Международной организации труда (МОТ), только в 2020 году без работы остались 114 миллионов человек, среди людей в возрасте от 15 до 24 лет она составила 8,7% в среднем по миру, в то время как среди людей постарше работу потеряли 3,7% [1, 2] (Antonova, Mirzabalaeva, Bondarchuk, 2020; Lopatina, Leonova, Travkin et al., 2020).

Следует отметить, что с 2015 года по 2019 год отмечается увеличение категории молодых граждан, относящих себя к поколению «ни-ни». Так, в 2017 г., 2018 г. и 2019 г. процент молодых выпускников данных годов выпуска, которые не трудоустраивались и не искали работу, составил 9,3%, 12,3% и 13,7% соответственно. Данные значения указывают на положительную тенденцию развития в России молодежи МЬБЕТ («Ни в рабочей силе, ни в образовании или профессиональной подготовке») (рис. 1, 2).

Наивысший уровень безработицы среди выпускников высшего образования (ВО) отмечается у выпускников 2019 года - 13,8% и 2018 года выпуска - 8,3%. Аналогичная тенденция прослеживается и у выпускников СПО (среднего профессионального образования) как по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (2018 г. выпуска - 12,6%; 2019 г. выпуска - 18,2%), так и по программе подготовки специалистов среднего звена (2018 г. выпуска - 13,8%; 2019 г. выпуска - 17,7%) (рис. 2).

За период с 2015 года по 2019 год значение данного показателя на селе у выпускников с высшим образованием варьировало от 7,6% (2015 г. выпуска и 2017 г. выпуска) до 16,7% (2019 г. выпуска). Наиболее невостребованными оказались выпускники со средним профессиональным образованием, обучающиеся по программе подготовки

квалифицированных рабочих (служащих) с варьированием по годам выпуска от 9,4% (2017 г. выпуска) до 19,8% (2019 г. выпуска) [4, 10] (рис. 3).

ср еднее пр офессиональное обр азование: по пр огр амме подготовки квалифицир ованных р абочих (служащих)

ср еднее пр офессиональное обр азование: по пр огр амме подготовки специалистов среднего звена

высшее образование

0,0 2,0 4,0 6,0 8,0 10,0 12,0 14,0 16,0 18,0 20,0 ■ 2015 г. ■ 2016 г. «2017 г. «2018 г. 2019 г.

Рисунок 2. Уровень безработицы выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования 2015-2019 гг. выпуска Источник: составлено авторам и на оенове данных Федеральной службы государственной статисти2и. Информационно-аналитические материалы [сайт]. - 2021. - URL: https://rosstat.gov. ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 15.12.2021). - Текст: электронный.

25,0

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2В18 г. 2019 г.

Год выпуска

■ высшее образование

■ среднее профессиональное: по программе подготовки специалистов среднего звена

I среднее професс иональное: пг программе подгото вки квалифицированных рабочих(служащих)

Рисунок 3. Уровень безработицы выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования 2015-2019 гг. выпуска, проживающих всельской местно0ти Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационноеаналлтические мотериалы [сайт]. - 2021. - URL: https://rosstat.gov.ru/ compendium/document/13265 (дата обращения: 15.12.2021). - Текст: электронный.

Преволирующей категорией безработных в городе являются вешускники 2018 и 2019 годов вы пуска, имею щие среднее специальное образование (рис. 4).

17'9l65-

-122 13,1

10,9 11,0 11,7 '

ll Ii i

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г. Год выпуска

■ высшее образование

■ среднее профессиональное: по программе подготовки специалистов среднего звена

■ среднее профессиональное: по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Рисунок 4. Уровень безработицы выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования 2015-2019 гг. выпуска проживающих в городе Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. - 2021. - URL: https://rosstat.gov. ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 15.12.2021). - Текст: электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю

35 30 25 20 15 §• 10

24,7 24,5 24,2

ю

Ч 5 и

О 0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Год выпуска

Рисунок 5. Динамика заработной платы выпускников в зависимости от года выпуска

(оконча ния) учебного заведения, тыс. руб. Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики, общеро ссийсной буза вакансий «Работа в России» и результатов исследования Сбербанка.

31,4

Так, уровень безработицы среди выпускников в сельской местности значительно выше, чем в городе, превышение с варьированием по годам выпуска составило:

• от а,4 п.п. (20а7 год выпуска) до 4,4 п.п. (2015 год выпуска) у выпускников с высшим образованием;

• от 0,8 п.п. (2017 год выпуска) до 5,2 п.п. (2016 год выпуска) у выпускников СПО, обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена;

• от -1,6 п.п. (2017 год выпуска) до 5,7 п.п. (2016 год выпуска) выпускников СПО, обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

На основании данных Росстата, общероссийской базы вакансий «Работа в России» и результатов исследования Сбербанка, представленная динамика (рис. 5) заработной платы выпускников по году выпуска в момент наблюдения (2020 г.) варьирует от 22,1 тыс. рублей до 31,4 тыс. руб. [2, 7, 10] Lopatina, Leonova, Travkin et al., 2020).

На графике видно, что заработная плата возрастает с продолжительностью нахождения на рынке труда: чем позже выпустились индивиды, тем более высокую заработную плату они получают. Это связано с тем, что на начальном этапе карьеры, как правило, знания, полученные в образовательном учреждении, дополняются еще одним необходимым элементом человеческого капитала - опытом работы, что приводит к приросту заработной платы.

При анализе связи основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников, получивших высшее образование (всех сфер деятельности) (рис. 6) отмечается, что 29-31% выпускников высших учебных заведений, или каждый третий, не работают по специальности.

&

з m

г^ h не связана, % s * ^ связана,% •о £ не связана, % о 30

^ связана,%

1л £ не связана, % о £ ^ связана,% ^ и не связана, % — ю О •—1 о связана,% ^ и не связана, % 1Л О •—1 ^ ^ связана,% 29

29

Рисунок 6. Связь основной рабо ты с получен ной профессией (специальностью) у выпускников, получивших высшее образование (по годам выпуска)

Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. - 2021. - URL: https://rosstat.gov. ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 15.12.2021). - Текст: электронный.

0

10

20

30

40

50

60

70 80

Наиболее невостребованной профессией (специальностью) у выпускников со стажем работы 1-3 года является направление подготовки «Сельское и рыбное хозяй-ство» [9]. В период с 2016 года по 2017 год не могли трудоустроиться чаще всего специалисты п о естественным и социальным наукам, сферы обслуживания, технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров, с 2018-2019 гг. - работ-

ники сферы «Науки о земле», с 2019-2020 гг. - выпускники сферы машиностроения, промышленной экологии и биотехнологии, политических наук и регионоведение (табл. 1).

Таблица 1

не работающие по профессии (специальности) в условиях российского рынка (работники со стажем 1-3 года работы, имеющие высшее образ овани е)

Профессия (специальность)

Сельское и рыбное хозяйство

Специальности естественных наук

Специальности по социальным наукам

Сфера обслуживания

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

Науки о Земле

Машиностроение

Промышленная экология и биотехнологии

Политические науки и регионоведение

Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. - 2021. - URL: https://rosstat.gov.ru/ compendium/document/e3265 (дата обращен ия: 15.Н2.2021) . - Тнсст: электронный.

ГЪ

не связана, %

^ о связана,%

^ £ не связана, % 2 ^ о связана,%

2 Ь не связана, % £

д ^ о связана,%

3 м

й 4 £ не связана, %

^ \о

<ч о связана,%

_ N ^

не связана, %

<ч о связана,%

, 44

45

40

42

40

45

50

57

60

60

60

0 10 20 30 40 50 60 70

■ Среднее профессиональное по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

■ Среднее профессиональное по программе подготовки специалистов среднего звена

Рисунок 7. Связь основной работы с полученной профессией (спецнальннстью) у выпуснников, получивших среднее профессиональное образование (по годам выпуска) Источник: сьставлено авторами на осоове данных Федиральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. - 2021. - URL: https://rosstat.gov. ru/compenHium/document0132H5 (дата обращения: 15.12.2021). - Текст: электронный.

Анализируя данные с 2016-2020 гг. по выпускникам с 2013 года выпуска по 2019 года выпуска, отмечено, что не работают по полученной специальности практически половина выпускников колледжей и техникумов (рис. 7).

Наиболее невостребованными в условиях российского рынка являются работники со стажем работы от 1-3 лет:

• с 2016 г. по 2020 г. - имеющие профессию в сфере сельского и рыбного хозяйства;

• в период с 2017-2019 гг. - в области информатики и вычислительной техники;

• с 2018-2020 гг. - в сфере машиностроения, техники и технологии строительства, юриспруденции, прикладной геологии, горного дела, нефтегазового дела и геодезии (табл. 2).

Наименее невостребованными направлениями подготовки в последнее время являются: фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии, история и археология, техносферная безопасность и природообустройство, технологии легкой промышленности, изобразительное и прикладные виды искусств (табл. 2).

Таблица 2

Не работающие по профессии (специальности) в условиях российского рынка (работники со стажем 1-3 года работы, имеющие среднее профессиональное

образование)

Профессия (специальность) Аналитический год

2016 2017 2018 2019 2020

Сельское и рыбное хозяйство

Информатика и вычислительная техника

Техника и технологии строительства

Машиностроение

Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и

геодезия

Юриспруденция

Геодезия и землеустройство

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы

Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические

системы и технологии

История и археология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Техносферная безопасность и природообустройство

Технологии легкой промышленности

Изобразительное и прикладные виды искусств

Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. - 2021. - URL: https://rosstat.gov.ru/ compendium/document/13265 (дата обращения: 15.12.2021). - Текст: электронный.

связана,% не связана, связана,% не связана, связана,% не связана, связана,% не связана, связана,% не связана, % % % % %

2013-2015гг. 2014-2016гг. 2015-2017гг. 2016-2018гг. 2017-2019гг.

Выпускники

■ Высшее образование

■ Среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена

■ Среднее профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Рисунок 8. Связь основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников

то направлению «Сельское и рыбное хозяйство» (по годам выпуска) Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. - 2СЖ1. - URL: https://rosstat.gov.ru/ compendium/document/13265 (дата обращения: 15.12.2021). - Текст: электронный.

«Лидерство» среди неработающих по специальности прочно удерживают уже последние пять лет выпускники, обучившиеся по направлению подготовки «Сельское и рыбное хозяйство», так процент дипломированных специалистов с высшим образованием, не связывающих себя с данной профессией, составляет 43-61%, а со средним профессиональным образованием - 52-69% (рис. 8).

Заключение

Данные 2010-2019 гг. о трудоустройстве выпускников высшего и среднего профессионального образования указывают на то, что наиболее неблагоприятными для них стали 2014 г. и 2019 г., которые связаны с историческими аспектами, происходящими в этот период времени на территории России. Так, кризисные условия 2014 года спровоцировали в 2015 году рост безработицы до пикового значения 12,2%, а распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 позволило повысить уровень безработицы, среди выпускников высшего образования (ВО) (2019 года выпуска) - до 13,8%, а у выпускников СПО - от 17,7% до 18,2%.

Так, уровень безработицы среди выпускников в сельской местности значительно выше, чем в городе, особенно получивших среднее профессиональное образование (9,4-19,8%).

Наибольшие трудности при трудоустройстве наблюдаются у выпускников, имеющих диплом среднего профессионального образования. Менее востребованными

среди выпускников высшего образования являются выпускники программы бакалавриата. Это связано с непониманием работодателя, кто такие бакалавры, они часто руководствуются стереотипом о том, что более качественная подготовка - выпускника программы магистратуры. В результате этого заведомо ужесточаются объективные требования к кандидату и в меньшей мере руководствуются требованиями к конкретному рабочему месту.

В России в последнее время среди выпускников увеличивается категория молодежи NLFET («Ни в рабочей силе, ни в образовании или профессиональной подготовке»). Уровень такой молодежи выпуска 2019 года был достигнут в значении 13,7%.

Анализируя данные с 2016-2020 гг. по выпускникам с 2013 года выпуска по 2019 года выпуска, отмечается, что 29-31% выпускников высших учебных заведений не работают по полученной специальности, а выпускников колледжей и техникумов практически половина не связывают свою трудовую деятельность с полученной профессией.

Наиболее невостребованными на рынке труда являются выпускники сферы сельского и рыбного хозяйства. Основная проблема, в связи с которой выпускники не могут трудоустроиться по полученной специальности, заключается в том, что происходит «вымирание» деревень и сельских поселений, в результате чего на рынке труда отсутствуют вакансии для трудоустройства. Важными причинами являются несоответствие объемов выпусков образовательных организаций в разрезе специальностей реальному спросу на них состороны работодателей; несоответствие условий труда и размера заработной платы, предложенных работодателями, ожиданиям выпускников; несоответствие уровней подготовки и квалификации выпускников требованиям рабочих мест [2, 7, 9] Lopatina, Leonova, Travkin et al., 2020).

В результате следует уделять внимание содействию трудоустройству выпускников, а именно стимулированию работодателей к созданию стажировок или возможностей для прохождения производственной практики для обучающихся в образовательных учреждениях или уже окончивших обучение. Таким образом, студенты всех уровней образования будут иметь возможность получать практические навыки, которых часто не хватает у выпускников при приеме на работу, по мнению работодателей.

ИСТОЧНИКИ:

1. Антонова Г.В., Мирзабалаева Ф.И., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса // Экономика труда. - 2020. - № 12. - c. 1249-1268. - doi: 10.18334/et.7.12.111230 .

2. Лопатина М.В., Леонова Л.А., Травкин П.В. и др. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда. / информационный бюллетень. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 72 c.

3. Разумов В.И., Скосырева Н.Д., Зинич А.В. и др. Формирование гипотезы исследования проблем профессионального самоопределения сельской молодежи в формате

форсайт-инсейфинга // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5(84). -c. 243-247. - doi: 10.24411/1991-5497-2020-00948 .

4. Российская Федерация. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/trud/itog_trudoustr/PublishData/Reports/Reports_RF.html (дата обращения: 15.12.2021).

5. Самородова Е.М. Взаимосвязь цифровизации общественной жизни, национального человеческого капитала и социально-экономического благополучия: результаты корреляционного анализа // Вопросы инновационной экономики. - 2022. - № 1. -doi: 10.18334/vinec. 12.1.114240.

6. Скосырева Н.Д., Зинич А.В.. Ревякина Ю.М. и др. Профессиональное самоопределение молодежи сравнительный анализ (1990-2020 гг.) // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5(84). - с. 247-250. - doi: 10.24411/1991-5497-2020-00949.

7. Сбербанк подсчитал уровень зарплат молодых специалистов в России. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/finances/10/09/2018/5b9641789a794 7069e9026a8 (дата обращения: 15.12.2021).

8. Стукач В.Ф., Зинич А.В., Асташова Е.А., Леушкина В.В. и др. Научные основы адаптации молодежи к рынку аграрного труда в контексте развития человеческого капитала // British Journal for Social and Economic Research. - 2017. - № 6. - c. 17-24. -doi: https://doi.org/10.22406/bjser-17-2.6-17-24.

9. Анализ положения выпускников с высшим и средним профессиональным образованием на рынке труда в России. ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России. [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnik.rosmintrud.ru/storage/app/ media/Analiz%20polojeniya%20vepucknikov_VNII%20tpuda.pdf (дата обращения: 15.12.2021).

10. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 15.12.2021).

REFERENCES:

Antonova G.V., Mirzabalaeva F.I., Bondarchuk A.G. (2020). Problemy trudoustroystva vypusknikov obrazovatelnyh organizatsiy v usloviyakh pandemii koronavirusa [Problems of graduates employment in the context of the coronavirus pandemic]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (12). 1249-1268. (in Russian). doi: 10.18334/ et.7.12.111230 .

Lopatina M.V., Leonova L.A., Travkin P.V. i dr. (2020). Vypuskniki srednego professionalnogo i vysshego obrazovaniya na rossiyskom rynke truda [Graduates of secondary vocational and higher education in the Russian labor market] M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).

Razumov V.I., Skosyreva N.D., Zinich A.V. i dr. (2020). Formirovanie gipotezy issledovaniya problem professionalnogo samoopredeleniya selskoy molodezhi v formateforsayt-inseyfinga [Formation of a hypothesis for researching professional selfdetermination of ruralyouth in forsight-insafing format]. World of Science, Culture and Education. (5(84)). 243-247. (in Russian). doi: 10.24411/1991-54972020-00948.

Samorodova E.M. (2022). Vzaimosvyaz tsifrovizatsii obshchestvennoy zhizni, natsionalnogo chelovecheskogo kapitala i sotsialno-ekonomicheskogo blagopoluchiya: rezultaty korrelyatsionnogo analiza [Interrelation of digitalization of public life, national human capital and socio-economic well-being: results of correlation analysis]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). (in Russian). doi: 10.18334/vinec. 12.1.114240.

Skosyreva N.D., Zinich A.V.. Revyakina Yu.M. i dr. (2020). Professionalnoe samoopredelenie molodezhi sravnitelnyy analiz (1990-2020 gg.) [Professional self-determination of youth (comparative analysis 1990-2020)]. World of Science, Culture and Education. (5(84)). 247-250. (in Russian). doi: 10.24411/1991-54972020-00949.

Stukach V.F., Zinich A.V., Astashova E.A., Leushkina V.V. i dr. (2017). Nauchnye osnovy adaptatsii molodezhi k rynku agrarnogo truda v kontekste razvitiya chelovecheskogo kapitala [The scientific basis for the adaptation of young people to the agricultural labor market in the context of human capital development]. British Journal for Social and Economic Research. 2 (6). 17-24. (in Russian). doi: https://doi. org/10.22406/bjser-17-2.6-17-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.